Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Леонова Наталья Евгеньевна

Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека
<
Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Леонова Наталья Евгеньевна. Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Москва, 2004 181 c. РГБ ОД, 61:05-10/731

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема пространства в философии и литературоведении

1. Проблема пространства в философии С. 22

2. Проблема художественного пространства в литературоведении С. 29

Глава 2. Художественное пространство в романах «Квартал Тортилъя- Флэт», «Гроздья гнева», «Консервный Ряд»

1. Калифорния как доминантное художественное пространство в произведениях Дж. Стейнбека С. 54

2. Модель замкнутого художественного пространства в «Квартале Тортилья-Флэт» С. 61

3. Структурирование художественного пространства в «Гроздьях гнева» С. 78

4. Типы художественного пространства в «Консервном Ряде» С. 95

Глава 3. Художественное пространство в романе «Заблудившийся автобус» и дневниковой книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки»

1. Художественное пространство в «Заблудившемся автобусе» как средство освоения писателем мира Америки С. 116

2. Модификации художественного пространства в «Путешествии с Чарли в поисках Америки» С. 134

Заключение С. 157

Библиография С. 162

Введение к работе

Джон Стейнбек (1902-1968) - один из классиков американской литературы (Нобелевская премия 1962 года), художник-реалист, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. В произведениях Дж. Стейнбека поставлены острые и сложные проблемы, волновавшие не только американское, но и мировое общество. Опираясь на традиции предшествующей как американской, так и европейской литературы, Джон Стейнбек создает свой неповторимый художественный метод изображения человека, природы. Его произведения отличаются пристальным интересом к жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.

Литературная судьба Дж. Стейнбека тесно связана с Калифорнией, где он родился и провел большую часть своей жизни. Тема Калифорнии прошла почти через все творчество американского романиста - именно таким образом в художественном наследии писателя проявилась специфическая черта американской литературы - регионализм, привязанность к «малой» родине.

Дж. Стейнбек продолжил традиции «калифорнийской литературной школы», которая возникла во второй половине XIX века. В 1864 году Фрэнсис Брет Гарт - журналист и писатель - становится редактором журнала «Калифорниец» («Californian»), а в 1968 он возглавил литературный ежемесячник «Оверлэнд Мансли» («Overland Monthly»), где стали публиковаться калифорнийские писатели Жоакин Миллер, Амброз Бирс, Ина Кулбрит, Чарлз Уоррен Стоддарт, Марк Твен и др.

Брет Гарт одним из первых стал разрабатывать калифорнийскую тематику. В своих «Калифорнийских рассказах» (1857 - 1871) он воспевал золотоискателей, их мужество и самоотверженность. Другие писатели также обращались ко многим аспектам жизни калифорнийцев: Жоакин Миллер

расматривал проблему завоевания и освоения западных земель, он показывал лишения переселенцев и (что более важно) трагедию местного населения - индейцев (поэма «Дорога на Орегон», 1873, роман «Жизнь среди модоков. Ненаписанная история», 1873); Марк Твен высмеивал пошлость и прозябание обывателей (автобиографические очерки «Налегке», 1872).

Продолжателями калифорнийской литературной традиции стали Фрэнк Норрис, который в романе «Спрут» (1902) разоблачает разрушительную силу калифорнийской монополии, и Джек Лондон, показывающий в книге «Лунная долина» (1913) примеры угнетения рабочих.

Дж. Стейнбек в своих произведениях закрепляет тему Калифорнии как самобытного края, особого географического пространства, со своим культурным наследием, традициями и народом. Он осветил жизнь «золотого штата» во всех ее проявлениях.

Творчество Дж. Стейнбека изучено достаточно полно и глубоко как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Свидетельство тому - большое количество научных работ.

Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса1, X. Мара2, К. Джонса3, Ван Дорена4, Э. Уилсона5. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.

В 1940-е годы критических работ о Дж. Стейнбеке вышло немного. Это можно объяснить начавшейся второй мировой войной и тем, что после

1 Richards Е. The Challenge of John Steinbeck II North American Review (Summer, 1937).

2 Moor H.. The Novels of John Steinbeck: A First Critical Study. Normandic House. Chicago. 1939.

3 Jones С Proletarian Writing and John Steinbeck II The Sewanse Review (Oct.-Dec. 1940).

4 Van Doren С The American Novel: 1789-1939. Macmillan. N.Y. 1940.

5 Wilson E. The Californians: Storm and Steibnbeck / The New Republic, 103 (Dec. 9, 1940).

«Гроздьев гнева» писатель создавал произведения не столь социально значимые, как вышеназванный роман. На наш взгляд, наиболее интересные статьи о Джоне Стейнбеке этого периода принадлежат Ф. Карпентеру6, Л.Геннетту , Л. Гурко . Новые произведения писателя рассматривались в основном в сравнении с «Гроздьями гнева»; творческой удачей была названа повесть «Консервный Ряд» (Л. Геннетт).

В конце 50-х - начале 60-х годов появляются критические работы Дж.Фонтенроуза9, П. Лиски10, У. Френча", которые заложили основы западного стейнбековедения. Джозеф Фонтенроуз, например, подробно останавливается на методе Дж. Стейнбека, Питер Лиска обращается к ранним произведениям писателя, анализирует их, считает, что они не являются неудачами автора, Уоррен Френч рассматривает систему образов героев.

К концу 60-х - началу 70-х годов относятся первые работы Т. Хаяши12

- крупного исследователя творчества Стейнбека, под руководством
которого стали проходить ежегодные Стейнбековские фестивали в Салинасе

- родном городе писателя.

70-80-е годы - это наиболее плодотворное время для западных литературоведов, занимавшихся изучением творчества Дж. Стейнбека. В этот период появляются работы Р. Астро13, Д. Дитски14, М. Спилки'5, Р. Хьюза16, выходят монографии Д.Д. Бенсона (J.J. Benson «The true Adventures of John Steinbeck, Writer», 1984), Пола Мак Карти (P. McCarty «John

6 Carpenter F. John Steinbeck: American Dream II The Sewanse Review. July. 1941.

7 Gannett L. John Steinbeck's Way of Writing. An Introduction to «The Portable Steinbeck». The Viking Press.
N.Y.1946.

8 Gurko L. The Angry Decade. Dood, Mead and Co. N.Y. 1947.

9 Fontenros J. An Introduction and Interpretation. University of Detroit, 1963.

10 Lisca P. The Wide World of John Steinbeck. Putgess University Press. New Brunswick. New Jercy. 1958.

11 French W. John Steinbeck. College and University Press. New Haven, 1961.

12 Hayashi T. John Steinbeck: a coneise bibliography (1935-1965). Сотр. by Tetsumaro Hayshi. Introd. by Warren
G. French. Metuchen (N.Y.), Scarecrow press, 1967.

13 Astro R. Steinbeck's Bittersweet Thursday. N.Y. 1976.

14 Ditsky J. Critical essays on Steinbeck's «The Grapes of Wrath». Boston, 1989.

15 Spilka M. Of George and Lennie and Curley's wife: Sweet Violence in Steinbeck's Eden. N.Y. 1984.

Steinbeck», 1980), Дж. Тиммермана (J.H. Timmerman «John Steinbeck's fiction: The aesthetics of the road taken», 1986) и др. Роберт Хьюз рассматривает «экологический аспект» мышления Дж. Стейнбека в романе «Консервный Ряд». Во многом критик сходится с позицией Дж.Фонтенроуза, который исследовал подобный аспект в романе «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat and the Creation of a Legend», 1972) и обращал внимание на то, что герои книги живут по принципу «единения с природой», в гармонии с ней; Д. Дитски исследует поэтику Дж. Стейнбека в «Гроздьях гнева», связанную с библейскими аллюзиями, а также анализирует критические работы американистов об этом произведении.

В 1990-е годы вышли монографии «патриарха» стейбековедения Уоррена Френча («John Steinbeck's Fiction Revisited», 1994), Д. Парини (J.Parini «John Steinbeck: A Biography», 1995), работы Д.Д. Бенсона («Looking for Steinbeck's Ghost», 1991), Дж. Тиммермана («The Dramatic Landscape of Steinbeck's Short Stories, 1993), А. Уэлша (A. Welsh «Lanselot at the Crossroads in Malory and Steinbeck», 1991) и др. Дж. Тиммерман в своей статье обращает внимание на влияние идей 3. Фрейда и К. Юнга на творчество Дж. Стейнбека; А. Уэлш исследует библейские и мифологические параллели в произведениях писателя.

В 2002 году, когда отмечалось столетие со дня рождения писателя, вышло много статей, эссе, рецензий, посвященных жизни и творчеству Дж.Стейнбека. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Мелиссы Хармон (Melissa Harmon, «Monterey: Travels With Steinbeck»), в которой говорится о современности многих персонажей и ситуаций в произведениях так называемого монтерейского цикла; Марджори Колиман (Marjory Coleman, «Why teachers treasure Steinbeck's tales», в ней автор считает, что творчество Дж. Стейнбека не потеряло ни актуальности, ни

16 Hughes R. Beyond the red pony: A reader's companion to Steinbeck's compl. Shorts stories I By R.S. Hughes. -Metuchen (N.Y.); London: Scarecrow press, 1987.

значимости в наши дни; Дэвида Вайата (David Wyatt, «Steinbeck's light»), в которой исследователь говорит о большом вкладе писателя в американскую литературу.

В отечественном литературоведении интерес к Дж. Стейнбеку то возрастал, то убывал. Это объяснялось внутренними обстоятельствами в стране в тот или иной период. В начале 40-х годов Дж. Стейнбека превозносили, считая его пролетарским писателем (А. Абрамов «Джон Стейнбек», 1940; П. Балашов «Певец народного гнева», 1940). Однако после опубликования в 1948 году «Русского дневника» («A Russian Journal»), в котором Стейнбек рассказал о многих правдивых, неприглядных фактах о жизни в СССР (в 1947 году он совершил поездку по стране), его книги перестали издавать и изучать.

В 60-е годы появились работы А.С. Мулярчика17 и А.А. Федорова18. В монографиях указывалось на реалистичность произведений писателя, на его многогранность. Однако в связи с тем, что Дж. Стейнбек поддержал агрессию США во Вьетнаме, на его книги в СССР снова был наложен запрет. В 80-е годы литературоведы вновь обратились к творчеству Дж.Стейнбека. Мы можем выделить наиболее значимые исследования: «Традиции Достоевского в восприятии Т.Вулфа, У.Фолкнера и Д.Стейнбека»19 Ю.И. Сохрякова (1980), «Джон Стейнбек. От «Гроздьев гнева» до «Зимы тревоги нашей»20 М.О. Мендельсона (1983), «Джон Стейнбек и традиции американской литературы» С.С. Батурина (1984), «Как зрели «Гроздья гнева» Г.П. Злобина (1985) .

О творчестве Дж. Стейнбека писали ведущие отечественные американисты: Б.А. Гиленсон22, Я.Н. Засурский23, A.M. Зверев24,

17 Мулярчик А.С. Творчество Джона Стейнбека. М., 1963.

18 Федоров А.А. Джон Стейнбек. M., 1965.

19 См. кн.: Сохряков Ю.И. Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1980. Вып. 4.

20 См. кн.: Мендельсон M. Роман США сегодня - на заре 80-х годов. М., 1983.

21 См. кн.: Злобин Г. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX в. М., 1985.

22 Гиленсон Б. Страна Джона Стейнбека // Стейнбек Дж. Избранные произведения. М., 1998.

23 Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М., 1984.

А.Н.Николюкин . Литературное наследие писателя рассматривалось с точки зрения влияния на него традиций романтизма (в том числе и трансценденталистов Р.У. Эмерсона, Г.Д. Торо, У. Уитмена, Г. Мелвилла, Н.Готорна) Ф. Брета Гарта, Дж. Лондона. В произведениях американского прозаика также нашли свое отражение реалистические тенденции Д.ДосПассоса, С. Льюиса, Т. Драйзера. То есть в художественном творчестве Дж. Стейнбека наблюдается синтез «злободневной» реальности и «эксцентрической» реальности XX века. С одной стороны, Дж. Стейнбек -реалист, с другой, - символист, что, по выражению Л.Г. Андреева, является «американским вариантом концептуального синтеза»26.

В 1990-е и 2000-е годы к творчеству писателя российские литературоведы обращались крайне редко. Мы можем отметить диссертацию А.В. Кремневой «Функционирование библейского мифа как прецедентного текста: (На материале произведений Джона Стейнбека)» 1997 года (это третья диссертация по творчеству писателя, первая - «Путь Джона Стейнбека к «Гроздьям гнева» - была защищена А.С. Мулярчиком в 1964 году, вторая - «Раннее творчество Джона Стейнбека (1929-1938)» -Е.А.Николаевой в 1986). А. Кремнева исследует роман «На восток от Эдема», прослеживает библейские аллюзии, дает оценку поэтическому языку писателя.

В целом же художественное наследие Дж. Стейнбека в российском литературоведении представляет собой достаточно изученную область, однако, учитывая значимость писателя и его вклад в мировую литературу, возникла необходимость дать художественную оценку в определенных аспектах творчества данного автора.

24 Зверев А.М Американский роман 20-30-х годов XX века. М., 1982.

25 Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

26 Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и
постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001. С. 301.

Анализ научных трудов по творчеству Дж. Стейнбека приводит нас к выводу, что при высокой степени изученности произведений писателя, богатстве использованных научно-исследовательских подходов (историко-биографическом, коммуникативном, культурологическом), вне внимания исследователей оказывается семантика художественного пространства романов американского автора. Это объясняется тем, что только в последнее десятилетие в отечественном литературоведении сложились объективные предпосылки для рассмотрения произведений в подобном ракурсе: появилось большое количество теоретических трудов - в 1993 году впервые были изданы работы философов П.А. Флоренского «Анализ пространственное и времени в художественно-изобразительных произведениях» и Н.М. Тарабукина «Проблема пространства в живописи», изданы собрания сочинений А.Ф. Лосева, М.Л. Гаспарова, А.Я. Гуревича, были написаны диссертационные исследования B.C. Воронина «Художественное время и пространство в «Жизни Клима Самгина» М.Горького», Н.В. Шолиной «Художественное время и пространство в творчестве Роберта Шекли», Р.А. Ткачевой «Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира», О.Н. Щепиной «Семантика художественного пространства в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк».

Исследование художественного пространства в произведениях Дж.Стейнбека представляется нам важным аспектом в изучении художественного мира автора, помогающим расширить представление о мировоззрении писателя, о его эстетической концепции.

Художественное пространство способно создавать различные связи в художественном произведении, что позволяет выявить разные типы пространства в литературном тексте.

В произведениях Дж. Стейнбека мы можем выделить доминантное художественное пространство - географическое. Таким географическим

художественным пространством в литературном наследии писателя является Калифорния.

Известно, что литературное признание Дж. Стейнбек получил не сразу. Его дебютный роман «Золотая чаша» остался незамеченным. Последующие произведения - сборник рассказов «Райские Пастбища» («Pastures of Heaven», 1932) и роман «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) также не вызвали интереса в литературных кругах. Книга «Райские Пастбища» «открыла «страну» Стейнбека, расположенную между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом» . Эта страна - Калифорния. В романе «Неведомому богу» впервые обстоятельно прозвучала тема, которая станет одной из ведущих в творчестве писателя - тема родной земли и любви к ней.

В 1935 году после выхода романа «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat») Дж. Стейнбек становится знаменитым у себя на родине. В этом романе писатель впервые обращается к этническим образам пайсано коренных представителей земель Верхней Калифорнии.

Тема Калифорнии прозвучала в последующих книгах Дж. Стейнбека: романах «И проиграли бой» («In Dubious Battle», 1936), «О мышах и людях» («Of Mice and Men», 1937), сборниках рассказов «Рыжий пони» («The Red Pony», 1936) и «Долгая долина» («The Long Valley», 1938). Эти произведения закрепили за Дж. Стейнбеком славу талантливого писателя.

На раннем этапе творчества (до повести «О мышах и людях») в основе сюжетов произведений Дж. Стейнбека лежат бытовые сцены, семейные ссоры, истории, взятые из повседневной жизни. Философский смысл книг определяется постановкой проблемы истины и конфликтов между людьми. К будничным конфликтам автор обращается как к миниатюрным моделям жизненных ситуаций, чтобы решить большой вопрос: что есть истина и в

Злобин Г. Джон Стейнбек // Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990. С. 418. Paisanos - земляки, соотечественники (исп.).

чем причина вражды между людьми. Художественное пространство в произведениях раннего этапа открыто, конкретно, не развернуто.

В 1939 году вышел новый роман Дж. Стейнбека «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath»). Эта книга стала вершиной творчества писателя. В романе о невыносимой жизни сезонных рабочих в период экономического кризиса, охватившего всю Америку, Дж. Стейнбек открывает все грани своего писательского мастерства - внимание к языку, пафос обличения, документальную зоркость. «Гроздья гнева» представляют собой своеобразный гимн Калифорнии - писатель рассказывает о ее истории, природе, жителях, а также о богатых землях, которые были освоены переселенцами в середине XIX начале XX веков. Тема земли, мотив поиска земли обетованной являются ведущими в романе. В этом произведении писатель показывает Калифорнию постепенно разворачивающимся, расширяющимся художественным пространством. В ранних книгах ее пространство сужено до конкретного места действия. Дж. Стейнбек рассказывает о жизни в «золотом штате» поступательно, каждый раз открывая новый ее пласт.

В 1940 году Дж. Стейнбек со своим другом, ученым-биологом Э.Ф.Рикеттсом, совершает морское путешествие вдоль калифорнийского побережья Тихого океана с целью изучения морской фауны. Результатом поездки стала дневниковая книга «Море Кортеса» («Sea of Cortez», 1941). В произведении, помимо описаний морских пейзажей Калифорнии, важными являются философские размышления автора о взаимоотношении мира природы и мира человека, его субъективные переживания.

К теме Калифорнии и к знакомым образам героев (правда, несколько трансформированным) из книги «Квартал Тортилья-Флэт» Дж. Стейнбек вновь обращается в романе «Консервный Ряд» («Cannery Row», 1944). В нем пространство Калифорнии вновь сужается до границ улицы (как в «Квартале Тортилья-Флэт») в небольшом городке Монтерей. Однако писатель делает

образ Калифорнии семантически многозначным, что позволяет ему не ограничиваться только лишь Консервным Рядом, а выходить за обозначенное улицей пространство.

Свое развитие тема Калифорнии получила в притче «Жемчужина»
(«The Pearl», 1945), в которой впервые, как считает А.С. Мулярчик, «в
современной реалистической прозе США зафиксировано

мифотворчество» . Калифорния предстает в притче как мифологическое пространство: мы можем соотнести вымышленную деревню, расположенную где-то на берегу океана, с придуманным У. Фолкнером округом Иокнапатофа. Здесь счет времени идет на поколения, как в древней саге, появляется легендарное понимание конкретных исторических событий и географического пространства.

В романе-притче «Заблудившийся автобус» («Wayward Bus», 1947) Калифорния предстает символическим олицетворением всей Америки, а ее жители - американской нации.

С конца 30-х годов и в 40-е годы Дж. Стейнбек обращается к большим общественным проблемам, почувствовав, что многие человеческие несчастья восходят к социальным противоречиям. Семантически художественное пространство в произведениях данного периода расширяется: оно может быть мифологизированным («Жемчужина»), то есть писатель структурирует его в соответствии с архаичной моделью мира

- как «одухотворенное и качественно разнородное» ; удвоенным («Заблудившийся автобус»), то есть может иметь обращение к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развертывания событий; развернутым («Гроздья гнева»), при котором в пространство постепенно разворачивается, писатель включает в описания исторические и документальные зарисовки; суженным до конкретного места действия («О

29 Мулярчик А. Спор идет о человеке. М., 1985. С. 37.

30 Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 340.

мышах и людях», «Консервный Ряд»), при котором темпоральный признак (переход из одного пространства в другое) сводится к минимуму.

Роман «На восток от Эдема» («East of Eden», 1952) является художественным воплощением замысла Дж. Стейнбека о переселении предков писателя из Европы в Америку, в Калифорнию. Художественное пространство в романе развернуто, оно расширяется до понятия «гиперпространство».

В 1954 году Дж. Стейнбек в последний раз обращается к полюбившимся героям «Квартала Тортилья-Флэт» и «Консервного Ряда» в повести «Благостный четверг» («Sweet Thursday»). В ней перед нами вновь предстает калифорнийский городок Монтерей. В этом произведении художественное пространство вновь сужается и становится локальным.

В дневниковой книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels with Charley», 1962) Дж. Стейнбек в последний раз дает образ своей «малой» родины. Калифорнию писатель показывает сначала как бы через призму своих детских воспоминаний, потом его взгляд устремляется в сегодняшний день (автор вновь приехал на родину после нескольких лет отсутствия). Дж. Стейнбек с грустью соглашается с Томасом Вулфом, с тем, что «домой возврата нет», - Калифорния, которую знал и любил писатель, перестала существовать. Художественное пространство в данной книге является субъективным и одновременно бесконечным и конечным, то есть основанным на «диалектическом единстве противоречий».

Еще в начале своего творческого пути Дж. Стейнбек пытался освободиться от влияния романтической традиции. Первые произведения хоть и окрашены неким ореолом романтики - «Золотая Чаша» («Cup of Gold», 1929) и др., все же не позволяют его определенно отнести к писателям-романтикам. Книги Дж. Стейнбека представляют собой синтез реальности и нереальности. Его реализм основывался, прежде всего, на сугубо американской литературной традиции. В 1949 году Нобелевская речь

У. Фолкнера стала своеобразным манифестом американского реализма. А в 1962 году Дж. Стейнбек на вручении ему Нобелевской премии говорит: «Мой великий предтеча, Уильям Фолкнер, <...> острее, чем большинство людей, видел силу человека, равно как и его слабость. <...> Издревле сложившееся предназначение писателя не изменилось. Ему уготовано обнажать наши многочисленные огорчительные прегрешения и ошибки, проливать свет на наши темные и опасные устремления для их исправления» '. То есть писатель причислял себя к реалистам нового времени, которые смогли синтезировать в своем творчестве реализм XIX века с его опорой на гуманизм и реализм XX века с его универсумом, «правдой о человеке». Такое соединение романтических, натуралистических, реалистических, модернистских традиций характерно для произведений «калифорнийской тематики».

Избранный нами ракурс для исследования романов Дж. Стейнбека не случаен. Тема Калифорнии нашла свое проявление почти в каждом произведении Дж. Стейнбека - мы можем проследить ее изменение на всех этапах творчества писателя. Свое окончательное воплощение она получила в книге автобиографических заметок, что говорит об огромной значимости «малой» родины для Дж. Стейнбека. Калифорния в произведения писателя -не только предмет изображения, но и художественная модель реального мира.

Изучение семантики художественного пространства стало возможным благодаря исследованиям отечественных литературоведов. Основные представления о времени и пространстве в художественной литературе содержатся в работах российских ученых М.М. Бахтина , Л.Ф. Жегина ,

31 Джон Стейнбек. Нобелевская речь / Перевод Б. Гиленсона// Стейнбек Джон. Избранные произведения.
Перевод с англ. / Библиотека «Лауреаты Нобелевской премии». М., 1998. С. 411,412.

32 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М.
Эпос и роман. СПб., 2000.

33 Жегин Л.Ф. Иконные горки. Пространственно-временное единство живописного произведения // Труды
по знаковым системам. II. Тарту, 1965 (Уч. зап. ТГУ. Вып. 181).

А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова34, Ю.И. Левина35, Д.С. Лихачева36, Ю.М.Лотмана37, СЮ. Неклюдова38, В.Н. Топорова39, Б.А. Успенского40, О.М.Фрейденберг41 и др.

В последнее десятилетие к проблеме художественного пространства обращались Е.В. Давыдова42, О.В. Евтушенко43, СТ. Золян44, И.Н.Лагутина45, О.Г. Ревзина46, Л.О. Чернейко47, Л.Г. Панова48 и др.

В зарубежном литературоведении проблема художественного пространства не была объектом пристального внимания ученых. Среди немногочисленных работ мы можем выделить труды Д. Кестнера49, М.Мерло-Понти50, Д. Фрэнка51, М. Бланшо52.

Проблема художественного пространства является «существенно значимой для филологического анализа художественного текста»53, относится к важнейшим проблемам поэтики; художественное пространство

34 Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике и выразительности. Инварианты - Тема - Приемы -
Текст: Сб. статей. М., 1996.

35 Левин Ю.И. Заметки о поэтике О. Мандельштама // Слово и судьба. М., 1991 и Левин Ю.И. Избранные
труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998.

3 Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства // Историческая поэтика древнерусской литературы. СПб, 1999.

37 Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. Заметки о художественном пространстве //
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М., 1988.

38 Неклюдов СЮ. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в
русской былине // Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам.
Тарту, 1966.

39 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.

40 Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб, 2000.

41 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1936.

42 Давыдова Е.В. Модели замкнутого пространства в романтической сказке и фэнтези // Проблемы истории
и литературы. Сборник статей. Москва - Новополоцк, 2002. Вып. 15. С. 167-191.

43 Евтушенко О.В. Архетип пространства (от Пушкина до Набокова) // Текст. Интертекст. Культура:
Сборник докладов международной конференции. М., 2001. С. 41-51.

44 Золян СТ. Семантика и структура поэтического текста. М., 1991.

45 Лагутина И.Н. «Избирательное сродство»: структура и семантика художественного пространства //
Гётевские чтения. 1997. Т. 4. С. 110-141.

46 Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста.
Доклады VII Международной конференции. М.: МГОПУ, 1999.

47 Чернейко Л.О. Способы представления пространства в времени в художественном тексте. Филол. науки.
M., 1994. №2. С. 58-70.

48 Панова Л.Г. «Мир». «Пространство». «Время» в поэзии Осипа Мандельштама. М., 2003.

49 Kestner J. The Spatiality of the Novel. Detroit, 1978.

50 Мерло-Понти M. Пространство II Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции
XX века. Томск, 1998. С. 27-95.

51 Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория
литературы XIX-XX вв. М., 1987.

52 Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.

передает представление автора об общечеловеческих ценностях, а также его эстетическое освоение мира.

Среди работ, посвященных творчеству Дж. Стейнбека, нет исследований, где автор анализировал бы художественное пространство как одну из основных составляющих поэтики писателя, а без этого нельзя говорить о разностороннем (тем более, всестороннем) рассмотрении художественного наследия американского прозаика. Поэтому, учитывая достижения стейнбековедения как отечественного, так и зарубежного, мы обращаемся к произведениям избранного нами автора с точки зрения пространственной организации текста (в романах наблюдаются различные модификации художественного пространства).

Произведения «калифорнийской тематики» наиболее полно отражают мировоззрение Дж. Стейнбека, его художественное мастерство. Поэтому при анализе основных типов художественного пространства мы обращаемся к ним. Основываясь на заключениях Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, В.Н.Топорова и др., мы можем вычленить в произведениях «калифорнийской тематики» следующие типы художественного пространства: пространство героев, природы, быта, автора, символическое и волшебное пространство. Данные типы художественного пространства являются важными составляющими компонентами доминантного пространства в произведениях Дж. Стейнбека, которое может быть конкретным, локальным, суженым, расширенным. Романы, избранные нами для литературоведческого анализа с точки зрения пространственной организации текста, наиболее точно соответствуют обозначенным типам художественного пространства.

Для того чтобы рассмотреть семантику художественного пространства в произведениях «калифорнийской тематики» Дж. Стейнбека была привлечена широкая теоретическая база. Исследуя эту проблему, мы

53 Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 121.

опираемся на труды отечественных и зарубежных филологов и философов: М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», «Пространственная форма героя», Ю.Б. Борева «Эстетика», Г.Д. Гачева «Национальные образы мира», М.А. Кронгауза «Семантика», Ю.М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя», «Заметки о структуре художественного текста», «Культура и текст как генераторы смысла», Е.М. Мелетинского «От мифа к литературе», «Поэтика мифа», Е.В. Падучевой «Семантические исследования. Семантика нарратива», М.Я. Полякова «Вопросы поэтики и художественной семантики», Н.М. Тарабукина «Проблема пространства в живописи», В.Н. Топорова «Пространство и текст», Б.А. Успенского «Поэтика композиции», П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», P.O. Якобсона «Работы по поэтике»; М. Бланшо «Пространство литературы», Д. Кестнера «The Spatiality of Novel», Ю. Кристевой «Текст романа», Дж. Лайонза «Лингвистическая семантика», М. Мерло-Понти «Пространство», Я.Мукаржовского «Исследования по эстетике и теории искусства», Д.Фрэнка «Пространственная форма в современной литературе», М.Хайдеггера «Искусство и пространство», В. Шмида «Нарратология», К.Г.Юнга «Психология и поэтическое творчество». Анализ художественных произведений писателя основан на работах ведущих российских и зарубежных американистов: С.С. Батурина «Джон Стейнбек и традиции американской литературы», Б.А. Гиленсона «Страна Джона Стейнбека», Т.Н. Денисовой «Живая традиция. О трансформации романтизма в реалистическом и модернистском романе США», Я.Н. Засурского «Американская литература XX века», A.M. Зверева «Американский роман 20 - 30-х годов XX века», М.О. Мендельсона «Джон Стейнбек. От «Гроздьев гнева» до «Зимы тревоги нашей», А.С. Мулярчика «Творчество Джона Стейнбека», А.Н. Николюкина «Американский романтизм и современность», Ю.И. Сохрякова «Русская классика в литературном

процесс США XX века», Е.А. Стеценко «История, написанная в пути...», А.А. Федорова «Джон Стейнбек»; Р. Астро «Steinbeck's Bittersweet Thursday», Д.Д. Бенсона «The true Adventures of John Steinbeck, Writers», Д.Дитски «Critical essays on Steinbeck's «The Grapes of Wrath», П. Лиски «The Wide World of John Steinbeck», Л. Оуэнса «Critics and Common Denominators: Steinbeck's Sweet Thursday», Д. Парини «John Steinbeck: A Biography», Д. Тиммермана «John Steinbeck's fiction: The aesthetics of the road taken», Д. Фонтенроуза «Tortilla Flat and the Creation of a Legend», У. Френча «John Steinbeck's Fiction Revisited», P. Хьюза «Some Philosophers in the Sun: Steinbeck's Cannery Row».

Научная достоверность настоящей работы обусловлена объективно-критическим подходом к анализу поставленных проблем; использованием современной методологии; исследованием произведений Дж. Стейнбека в новом ракурсе; широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих источников по избранной проблеме.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с середины 80-х годов XX в. и вплоть до настоящего времени в отечественном литературоведении уделялось недостаточно внимания творчеству Дж.Стейнбека. Проблема же художественного пространства в произведениях писателя в отечественном литературоведении не затрагивалась вовсе. За двадцать лет, прошедших со времени публикации авторов, указанных выше, и появления новых подходов к анализу текста, возникла необходимость заново рассмотреть некоторые произведения писателя. Мы обращаемся к пространственно-временному анализу текстов, что является доминирующим в плане создания произведений, позволяющим объединить разные ракурсы описания и изображения.

Научная новизна заключается в осмыслении творчества Дж.Стейнбека в контексте современных представлений о сути богатых художественных новаций в XX в. Предложен новый подход к изучению

произведений писателя, прослежено концептуальное единство философского и художественного мира автора. Мы рассматриваем семантику художественного пространства (средства выражения смысла, интерпретации его типов) в произведениях Дж. Стейнбека, пространственные характеристики, множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие, пространственную образность в текстах. Впервые в отечественном литературоведении анализируются произведения Дж. Стейнбека с точки зрения проблемы художественного пространства, что стало возможным при использовании новых подходов, которые были разработаны отечественными учеными.

Предметом исследования являются произведения Дж. Стейнбека так называемой «калифорнийской тематики»: романы «Квартал Тортилья-Флэт», «Гроздья гнева», «Консервный Ряд», «Заблудившийся автобус», дневниковая книга «Путешествие с Чарли в поисках Америки», которые позволяют рассмотреть основные типы художественного пространства как одно из важнейших средств своеобразной модели мира писателя.

Целью данной работы является исследование произведений «калифорнийской тематики» Дж. Стейнбека с точки зрения пространственной организации текста, что способствует более глубокому восприятию художественного мира писателя, а также установление путей взаимодействия философского осмысления миросуществования писателя и его художественного творчества.

Поставленная цель обусловила ряд конкретных задач:

  1. проанализировать особенности различных типов художественного пространства в произведениях «калифорнийской тематики» Дж. Стейнбека;

  2. исследовать взаимосвязь принципов построения художественного пространства в произведениях Дж. Стейнбека с художественным миром автора;

  1. охарактеризовать пространственные образы, с помощью которых Дж. Стейнбек конструирует художественное пространство в произведениях «калифорнийской тематики»;

  2. выявить семантику художественного пространства в некоторых произведениях Дж. Стейнбека.

В работе были использованы следующие методы исследования литературного материала: культурно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-семиотический.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1) В XX веке возросла многозначность художественного текста и
семантика художественного пространства обрела широкую природу
исследования. Поэтому произведения Дж. Стейнбека «калифорнийской
тематики» мы рассматриваем в пространственно-временном плане.

2) Изучая творчество Дж. Стейнбека, можно выделить, на наш взгляд,
условный ряд центральных идей, которые получают концептуальное
воплощение. К ним относятся: Вера, Память, Культура, Язык, Время и
Пространство. Они создают онтологический «каркас» произведений
писателя.

3) В своих произведениях Дж. Стейнбек моделирует время,
психологические, этические, религиозные и этнографические смыслы,
которые зачастую конденсируются в пространственных символах.
Пространственная картина мира многослойна, она заключает в себе и
мифологический универсум, и научное моделирование, и бытовой «здравый
смысл».

4) Литературное произведение следует рассматривать как пример
художественной системы, необходимой для исследования, и анализировать
его в соответствии с общими закономерностями природы, то есть
художественный текст исследуется не сам по себе, а как элемент природы
того или иного структурного уровня пространства.

Научно-теоретическое значение данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить для более глубокого изучения произведений Дж. Стейнбека, истории американской литературы XX в., изучения проблемы историко-культурного облика американской нации.

Практическое значение состоит в том, что материалы этой работы могут послужить для дальнейшего изучения в российском литературоведении произведений Дж. Стейнбека. Результаты работы могут быть применены в лекционных курсах по истории американской литературы XX в., спецкурсах, спецсеминарах.

Апробация диссертации. Отдельные проблемы исследования были
положены в основу семинаров и лекций, которые диссертант проводил в
2001/2002 учебном году в МПУ, а также в основу докладов, с которыми
диссертант выступал на научной конференции в Московском
государственном областном университете, международной

литературоведческой конференции в Полоцком государственном университете, международной конференции американских исследований в Минском государственном лингвистическом университете, международной научной конференции молодых ученых в Киевском институте литературы (2003 и 2004 гг.). Содержание диссертации нашло отражение в пяти печатных работах.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех исследовательских глав, каждая из которых, отражая различные аспекты поставленной проблемы, делится на параграфы, заключения и библиографии, включающей 292 наименование (из них 133 на английском языке).

Проблема пространства в философии

С тех пор как человечество стало задумываться над устройством мира, проблемы пространства и времени стали одними из центральных как в философских, гуманитарных, так и в «точных» науках. От древних египтян, через Левкиппа и Демокрита до А. Бергсона и А. Эйнштейна категории пространства и времени неизменно становились объектами пристального изучения философов, психологов, филологов, физиологов, математиков, физиков и т.д. Тем не менее, и ныне не существует единого ответа на эти вопросы.

В нашем анализе мы останавливаемся на созданных формах пространства, а не на их происхождении. Вопросы генезиса той или другой пространственной формы лежат за пределами нашей задачи. Поэтому мы не указываем, какая форма пространства является совершенной, а какая нет. Мы остаемся объективными ко всякому выражению пространства на всем протяжении истории философии и литературы, поскольку мы убеждены, что та или другая форма пространства явилась не произвольно по прихоти какого-либо философа или теоретика литературы, но была результатом органических причин особого склада миропонимания философов и литераторов в определенную эпоху, которое, в свою очередь, явилось следствием социального уклада.

Тесная связь философии с литературой не раз отмечалась многими учеными - B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Ю.Н. Тыняновым, Ю.М.Лотманом, С.С. Аверинцевым и др. Поэтому мы в данном исследовании обращаемся к проблеме художественного пространства в этих науках, так как многие философы рассматривали данную проблему на основе художественных произведений (М. Хайдеггер, П. Флоренский, Ж.Маритен, X. Ортега-и-Гасет и др.), а литературоведы в своих концепциях художественного пространства исходят из многих философских положений (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Ю.И. Левин и др.).

Основной задачей нашей работы мы считаем выяснение категории «художественное пространство» в произведениях Дж. Стейнбека. В связи с тем, что теоретическая основа данной категории еще не разработана окончательно, нам необходимо выделить из имеющихся трудов те наиболее значимые, которые послужат основой нашей концепции анализа романов американского писателя с точки зрения их пространственной организации. Мы обращаемся к рассмотрению тех конкретных выражений пространства, которые имели место в философии и литературоведении на протяжении исторической эволюции. Все наиболее яркие по своему облику выражения пространства мы приводим к ряду классификационных групп. Стремясь наполнить эти теоретически сформулированные категории пространства конкретным содержанием, мы приурочиваем их к определенному историческому «месту и времени».

В философии пространство рассматривается как одна из важнейших форм бытия (наряду со временем, движением, системностью). Категории пространства и времени взаимно обусловлены и не могут существовать независимо друг от друга.

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия (Аристотель), другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах), третьи полагали пространство объективным фактором бытия, а время - субъективным (И. Кант, Г. Гегель).

В ходе дальнейшего развития философии эти тенденции в трактовке времени и пространства или своеобразно совмещались, или же абсолютизировалась одна из них. Наиболее ярко это прослеживается в теоретическом наследии таких мыслителей, как Р. Декарт, К. Маркс, Ф.

Энгельс, М. Хайдеггер, П. Флоренский.

Французский мыслитель Рене Декарт54 закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает, прежде всего, в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. В качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим он понимал пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом является протяженность. Таким образом, движение и протяженность - это убедительные характеристики материальности мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

Калифорния как доминантное художественное пространство в произведениях Дж. Стейнбека

Джон Стейнбек родился и вырос в небольшом калифорнийском городке Салинасе. С «малой» родиной связаны жизнь и творчество писателя. Дж. Стейнбек любил и хорошо знал свою землю, поэтому почти все его произведения рассказывают о жизни в штате Калифорния - стране контрастов на фоне необыкновенного, разнообразного, пышного пейзажа. Дж. Стейнбек осветил жизнь «золотого штата» во всех ее проявлениях. Б.Гиленсон в «Стране Джона Стейнбека» отмечает: «И если Миннесоту называют страной Синклера Льюиса, Джорджию - страной Колдуэлла, Новую Англию - страной Фроста, а Миссисипи - страной Фолкнера, то Калифорнию - поистине, страной Стейнбека»119. И далее ученый пишет: «Критики даже классифицируют его [Стейнбека] книги с точки зрения места действия: горы («К неведомому богу», «Жемчужина», «Заблудившийся автобус»); долины («Небесные пастбища», «Битва с сомнительным исходом», «О людях и мышах», «Гроздья гнева», «К востоку от рая»); морское побережье («Квартал Тортилья-Флэт», «Консервный Ряд», «Благостный четверг»)».

Калифорния как реальное географическое пространство в первой половине XX века представляет собой достаточно молодую, недавно освоенную землю. Климат здесь великолепный, ландшафт разнообразный и живописный. В 1928 году Германн фон Кайзерлинг, побывав в Америке, написал: «Калифорния столь юна, что, кажется, невозможно предполагать что-либо о ее будущем. ... Если я смог что-то почувствовать в потребность в изучении новых смысловых пространств внутри границ уже известного и, как кажется, освоенного художественного пространства. Можно рассматривать художественное пространство в романах с упрощенной точки зрения (художественное пространство - это мир, окружающий героев, - дом, улица, квартал, пейзажи), если она себя обнаруживает с достаточной очевидностью, можно с ее вариантов, особенно, когда они связаны с какими-то устойчиво повторяющимися чертами (пространственная образность, служащая для изображения внутренней жизни героев). Так, например, образ Калифорнии у Дж.Стейнбека отождествляется чаще всего, с тремя составляющими ее пейзажа, способными дать синтезирующую картину о данном пространстве: море, долины, горы.

Специфика отношения Дж. Стейнбека к художественному пространству определяет границы и размеры мира каждого персонажа. Писатель, как человек художественно одаренный, не только представляет свой мир, но и делает его как бы всеобщим достоянием.

Г. Гачев в «Национальных образах мира», разбирая некоторые особенности поэзии У. Уитмена, сопоставляет основные мотивы творчества поэта с произведениями Дж. Стейнбека, в которых получили развитие подобные мотивы: «Через Уитмена мы прошли путь от категорий Времени -к категориям Пространства. Из его координат в США почтенна не вертикаль (со сверхидеями Глубины и Выси), но плоскость горизонтальная, а в ней -Ширь (не Даль). ... Эта плоскость Америки служит, чтобы кочевать по ней туда-сюда неуемным людям в автомобилях, не пуская корней и не прирастая к месту»123. Действительно, во многих романах Дж. Стейнбека «калифорнийской тематики» («Гроздья гнева», «Заблудившийся автобус», «Путешествие с Чарли в поисках Америки») герои ищут землю обетованную, колесят по дорогам страны, но надолго нигде не задерживаются.

Географическое художественное пространство - это художественная модель автора, построенная на основе реального географического пространства, воспринимаемого с помощью устойчивых пространственно-географических представлений и образов, которые присущи национальной культуре . Географическое художественное пространство является семантически насыщенным, носит характер национального компонента мировидения, именно поэтому Дж. Стейнбек обращается к истории Калифорнии (особенно это проявляется в «Гроздьях гнева»), к особенностям менталитета жителей и национального характера («Квартал Тортилья-Флэт», «Консервный Ряд», «Жемчужина», «Заблудившийся автобус»). Пространство, как и его образы, «создаются культурой и/или цивилизацией, которая их осознает, живет ими и в них»125. Писатель, раскрывая во многих произведениях особенности национального менталитета, исследует проблему целенаправленного освоения США Калифорнии (как некогда принадлежащей Мексике), последствий подобной экспансии в духовной жизни коренных жителей.

Художественное пространство в «Заблудившемся автобусе» как средство освоения писателем мира Америки

«Заблудившийся автобус» (1947), как отмечают многие литературоведы (А. Федоров, А. Мулярчик и др.), - интеллектуальный, философский роман-притча. Мы видим не условную страну, а Соединенные Штаты Америки; названо время действия - послевоенные годы. Один за другим перед нами возникают образы обыкновенных американцев, каждый из которых символически представляет часть американской нации. Писатель ищет новые художественные средства, использует ассоциации.

Ранее Дж. Стейнбек уже обращался к подобному жанру - притче - в книге «Жемчужина», но в «Заблудившемся автобусе», в отличие от произведения 1945 года, дается более развернутая метафора осмысления автором американского образа жизни. Автобус «Любимая» ассоциируется прежде всего со старой колымагой, которая везет народ в неизвестность. Пассажиры «Любимой» - это своеобразный срез американского общества.

Структура романа многослойна, разножанровая, где есть элементы очерка, бытовой повести, притчи. То есть структура романа подчинена выражению главной идеи произведения - как найти выход из духовного кризиса Америки (почти каждый эпизод несет подобную смысловую установку).

Калифорния как географическое пространство в «Заблудившемся автобусе» - это, прежде всего, «золотой штат», породивший Американскую мечту, которая, по мнению А. Зверева, держится на трех опорах: «Первая -вера в то, что ресурсы американской земли необозримы, и материальное изобилие суждено всем без исключения. Вторая - убеждение, что лишь в

Америке человек становится, наконец, полностью свободным, от сословных, социальных, идеологических, образовательных и прочих ограничений, не дающих выхода его воле и инициативе, что только здесь он получает возможность в полной мере проявить себя как индивидуум. И третья -уверенность, что в Америке права на счастье представлены всем, а шансы добиться счастья совершенно для всех равны, и решают лишь личные качества человека да его умение распорядиться обстоятельствами, которые для него создает судьба».

С тех пор, как в Калифорнии обнаружили золото, идея быстрого обогащения, далее - безбедного существования, поселилась в душе американцев. Они устремились в Калифорнию, где можно было приобрести не только участок плодородной земли, но и стать обладателем золотодобывающего прииска. Однако вскоре земля была распродана, прииски также обрели хозяев, но мечта осталась. Калифорния стала все более приобретать характер некоего мифического, волшебного пространства, которое наполнено «природными и астральными явлениями, воздухом, очертаниями рельефа местности, горами, реками, растительностью. ... Если встречаются предметы, то в них выделена не материальность, а отнесенность к прошлому, экзотичность вида или происхождения» .

Многие критики (С. Батурин, Г. Злобин и др.) отмечали, что в «Заблудившемся автобусе» наиболее ярко проявляется символический план повествования, то есть в романе структурировано символическое пространство, которое «есть некая абстрактная модель, включающая в себя темпоральный признак (движение), неполную определенность ситуации» В «Заблудившемся автобусе» Калифорния, а через нее и образ всей Америки - это символико-аллегорическое художественное пространство, в котором идет поиск пути внутренней гармонии в человеке - соединение земных желаний с духовным поиском житейской мудрости.

Похожие диссертации на Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека