Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Иванова Надежда Петровна

Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века
<
Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Надежда Петровна. Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 163 c. РГБ ОД, 61:00-13/239-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-педагогические предпосылки возникновения социальной работы в России .

1.1. Христианское учение о нравственности - сущность благотворения. 13

1.2. Нищенство в России 18

1.3. Благотворительность - явление русского человеколюбия, школа благонравия 21

1.4. Роль Православной церкви в истории социальной работы 31

1.5. Самобытность социальной работы - выражение социо-культурной среды дореволюционной России 36

Глава II. Социально-педагогическая работа в России второй половины XIX - начала XX века .

2.1. Социально-экономические, исторические особенности России второй половины ХIХ - начала XX века и революционное развитие благотворительности 38

2.2. Призрение детей как вид благотворительности, как практика социальной педагогики 51

2.3. Организационное строение, виды, формы и методы благотворительной деятельности 58

1 .Государственная благотворительность 71

2 Общественное благотворение 91

3. Цеоковно-общественная благотворительность 98

4.Частная благотворительность/традиции, имена/ 125

Заключение 133

Библиография 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические реформы 90-х годов XX века ввели российское общество в условия тяжелого кризиса, повлекшие за собой радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности государства. Началась дезинтеграция и поляризация общества, по иным принципу и критериям происходит процесс стратификации. Маргинальные группы сегодня - это не прежние «хиппи» и «панки», а оставшиеся без средств существования люди. Падение культуры, прогрессирующая деградация общества, утверждение низменных качеств личности, резкое увеличение девиантного поведения детей и взрослых, социальные патологии: преступность, нищета ( за чертой бедности находятся 60% жителей России ),* детская беспризорность ( 1,2 млн.- бездомных и детей без родителей - социальных сирот ),* алкоголизация, наркомания, токсикомания, проституция ( более 50 000 женщин продано в США в качестве проституток ),* люди оставшиеся без определенного места жительства и др. представляют угрозу социальной катастрофы и проблему выживания общества, конкретного человека. Для обеспечения безопасности государства и граждан потребовалось принятие экстренных мер, одной из которых явилась социальная работа - « по сути и назначению личностная служба помощи людям » (В.Г. Бочарова), которая в начале 90-х годов уходящего XX века получила в России государственный статус и общественную поддержку.

Задачи и потребности общества определили новую ветвь педагогических знаний и умений - социальную педагогику, доминанту социальной работы, «интегрирующую в себе разные отрасли научного знания, практически направленную на педагогическое обеспечение и разрешение широкого круга человеческих проблем» ( Г.Н. Филонов ), «включающую в себя семейное, общественное, религиозное и правовое воспитание». ( А.В. Мудрик ).

* Лисичкин В. Бедная богатая Россия против бедности / На дне. - 1999. - № 22

(75).-с2.

Заметим, что пришедший из Европы термин «social work », его экстраполяция не является новым, доселе неведомым россиянам действием.

Термин « социальная работа » - «social work урожденный во второй половине ХГХ века в Англии ( классической стране этого рода деятельности ^постепенно распространился по европейским странам и Америке, отражая социокультурные особенности тех стран. В конце XIX веке стал известен и российским благотворителям, но, не получив широкой поддержки, был предан забвению.

Социальная работа сегодня ( во многих своих формах ) - это трансформированное временем, некогда запрещенное, но хранящееся в народной памяти, человеколюбивое, благотворительное действие государства, церковно-общест-венных формирований и частных лиц. Прерванная связь поколений в сфере человеколюбивой деятельности нуждается в возрождении и развитии.

В дореволюционный период был распространен опыт родового, фамильного наследственного попечения о благотворительных заведениях. Тогда национальная традиция, выражающаяся в призрении, попечении, милосердии под общим ёмким названием - благотворительность, являлась школой благонравия, системой социального воспитания. Благотворительность, основанная на духовно-нравственных, педагогических принципах,оказывала влияние на развитие народного образования, культуры, преодоление социальных проблем. Богатый опыт её социально-нравственной деятельности полезен, требует широкого исследования, обобщения и внедрения.

Таким образом, вопросы, касающиеся изучения предпосылок, развития социальной работы, социальной педагогики, необходимости поисков путей, форм и методов поддержки, защиты определенных слоев населения, уменьшения кризисных личностно-средовых ситуаций^ актуальны и побудили нас избрать тему исследования: « Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России ( вторая половина XIX - начало XX века )».

Взятый для исследования исторический период: вторая половина XIX - начало XX века является периодом наивысшей социальной активности, выражавшейся в проявлении милосердия, сострадания - человеколюбия посредством многообразных форм и методов благотворительности. Это представляет научно-исследовательский интерес и практическую значимость.

В настоящем исследовании рассматривается благотворительность как аспект социальной работы, одна из её исторических предпосылок, как социально-педагогическая система имеющая духовно-нравственную основу.

Степень разработанности проблемы. Избранная нами тема многоаспектная и почти не изученная, в целостном виде не разработанная.

Фундаментальным трудом ХГХ века явился библиографический указатель книг, статей, периодических изданий о благотворительности, вышедших в период царствования императора Александра П с присоединением каталога библиотеки Императорского Человеколюбивого Общества, составленного В.И. Ме-жовым. Сборник сведений по благотворительности в России позволил ознакомить общество с множеством форм и степенью производимых благодеяний.

Ученые XIX - начала XX веков А. Аксаков, А. Балицкая, В. Герье, Д. Дриль, В. Орлов, А. Петровский и др. пытались объяснить и раскрыть социально-исторический процесс благотворении. В тот период основательно изучались проблемы нищенства в России, были определены и другие социальные патологии, их классификация, причины возникновения, многие из которых подобны существующим сегодня.

Д. Волков, А. Горовцев, Н. Жеденов, А. Якобий и др. рассматривали вопросы социального воспитания и оказания трудовой помощи неимущим.

А. Стог один из первых предпринял попытку систематизации и периодизации общественного призрения. Ученый законовед Е. Максимов посвятил несколько своих трудов истории развития общественного призрения, благотворительности в России, а также их переустройства.

Следует отметить, что социально-педагогическая деятельность в России, её исторический аспект как область научного знания недостаточно разработаны. Современные исследования ( тенденция изучения народных традиций, самобытности социального воспитания ) только начинают раскрывать ретроспективный взгляд на проблематику. Труды Л.В Бадя, диссертационные исследования Т.Г. Деревягиной, Н.П. Соловьевой и др. посвящены раскрытию социально-педагогических основ благотворительности, историческому опыту трудовой помощи и трудового воспитания, призрения детей и меценатства.

М.В. Фирсов дает представление о становлении социальной работы в России, сохраняя логику, раскрывает её историко-понятийные интерпретации и периодизацию. Процесс помощи и взаимопомощи он рассматривает как феномен культуры закрепляемый в массовом сознании.

Исследования Е.И Холостовой рассматривают исторический аспект социальной работы в её генезисе и др.

Объект исследования - состояние социальной работы в России второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования - социально-педагогическая сущность, формы и методы благотворительности как школы социального воспитания.

Цель исследования - определить состояние социальной работы в России второй половины XIX - начала XX века, её генезис, самобытность, историко-педагогические предпосылки.

Задачи исследования:

  1. Выявить состояние разработанности, историографию социальной работы второй половины XIX - начала XX века.

  2. Определить предпосылки развития социальной работы в России; обосновать, раскрыть духовно-нравственную, социально-педагогическую сущность благотворительности .

  3. Изучить, обобщить опыт благотворительной деятельности данного периода исторического времени, (формы, методы, имена).

7 4. Разработать учебное пособие по истории благотворительности, отражающее

формы и методы социального воспитания.

Гипотеза исследования - социальная работа будет эффективна, если:

будет четкая государственная социальная программа, гарантирующая безопасность личности, защиту, помощь и поддержку нуждающихся отдельных; граждан и групп населения России.

будет основополагаться на духовно-нравственных, социально-педагогических принципах и подходах, культурном наследии и народных традициях регионов, городов и сёл;

возродится преемственность благотворительности в формах и методах имеющих социально-педагогическую сущность;

сформируется единая система форм и методов государственной, церковно-общественной, частной деятельности по предупреждению и профилактике социальных патологий, социальных напряжений, основанная на историческом опыте, принципах преемственности и толерантности;

осуществить организацию культурно-просветительной, воспитательной деятельности, направленную на обучение общества добру, милосердию, состраданию и взаимоподдержке;

социальную работу будут осуществлять высоконравственные, профессионально подготовленные специалисты.

будет широко развернута издательская деятельность и распространение ли
тературы по проблемам социальной работы и социальной педагогике.

Методологической основой диссертационного исследования явились общенаучные принципы объективности, единства исторического и логического; анализ объектов исследования, а также историко-культурного и социально-педагогического характера; личностно-ориентированныи и системный подход к организации социальной работы. В своих оценках и выводах мы старались придерживаться толерантности, деликатности и корректности.

Методы исследования. Для проведения исследования и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ исторической, социально-философской, социологической, педагогической и культурологической литературы. Метод изучения, обобщения и систематизации, проблемно-хронологический и статистический, а также опрос: беседы, интервьюирование. Эти методы позволили понять социально-педагогические процессы, сущность явлений, определивших основные исторические предпосылки социальной работы в России.

Источниковая база. Первостепенное значение принадлежит источникам, несущим историческую; социально: философскую, педагогическую, социологическую информацию. В процессе исследования использованы архивные документы: справки, отчёты, сметы, материалы Съездов благотворителей, государственной, епархиальной и церковно-приходской принадлежности. Рукописи и редкие книги Российской национальной библиотеки, авторские работы, сборники научных статей. А также публикации в периодической печати прошлого столетия и современности.

Особенность выбранного периода исторического времени заключается в том, что государственной идеологией того времени была религия. Все социально-экономические процессы протекали по установленным церковно-государст-венным канонам. В обоснование духовно-нравственной идеи, как преобразующей, созидающей, воспитывающей и благотворящей, мы руководствовались трудами философов-гуманистов. Использование богословской, святоотеческой литературы позволило раскрыть самобытность общества и явлений, происходящих в нем, а также предпринята попытка их объяснения.

Отечественные философы-гуманисты: Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Лосев, Вл. Соловьёв, Е. Трубецкой, П. Флоренский. Современные: А. Арнольдов, С.Л. Франк, В. Юдин, и др., а также зарубежные: Б. Барбер, И. Бубер, М. Вебер, Хо-се Ортега и Гассет, Б. Даниэль и др. дают понимание процесса развития мира, системы ценностей, духовно-нравственной жизни общества, самосознания, са-

9 мореализации на основе высоких нравственных принципов - движущей силы

благодеяний.

Настоящее исследование опиралось на труды историков: И. Забелина, Н. Карамзина, В. Ключевского, Н. Костомарова, А. Нечволодова, С. Ольденбурга, С. Платонова, Н. Полевого, В. Сиповского и др. А также трудов ученых, занимавшихся вопросами благотворительности и социальных проблем в XIX - начале XX века: В. Гагина, С. Гогеля, В. Дерюжинского, Е. Максимова, Ф. Ртищева, А. Якоби. Педагогов: В. Зеньковского, П. Ковалевского, Я.-А. Коменского, М. Манасеиновой, В. Одоевского, С. Рачинского, К. Ушинского, С. Шацкого и др., их концептуальные теории о важности позитивного влияния среды, народного (в России - христианского) воспитания традиций, обычаев, о роли семьи в социальном воспитании. А также на взгляды современных ученых в области социальных- педагогики, психологии, социологии: С. Беличевой, В. Бочаровой, И.Бестужева-Лады, Ю.Васильковой, Б.Вульфова, М.Гурьяновой, Т.Заславской, А.Здравомыслова, В.Лисовского, И.Липского, Б.Лихачева, А.Мудрика, Б.Па-рыгина, Г.Силласте, В.Сластёнина, Г.Филонова, В.Ядова, Т.Яркиной и др.

Исследование осуществлялось в три этапа с 19% по 1999 год:

I этап ( 1996 - 1997 г.г.). - проводилось накопление, осмысление теоретического
материала по проблемам социальной работы, социального воспитания; опреде
лялись методологические подходы к проблеме.

II этап ( 1997 - 1998 г.г. ). - теоретический анализ исторической, философской,
социологической, педагогической литературы; трудов учёных в области соци
альной деятельности девятнадцатого-двадцатого веков,- архивных документов,
отчётов; изучение практического опыта работы социальных служб, ведомствен
ных и государственных, обоснование концепции, разработка учебно-мето
дических пособий по истории благотворительности для студентов кафедры со
циальной работы Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсою
зов.

Ш этап ( 1998 - 1999 гг.). Оформление диссертационной работы.

10 Научная новизна и теоретическая значимость исследования - заключается в теоретическом обосновании благотворительности как ведущего средства и выражения социальной работы в России второй половины XIX - начала XX века, феномена русского человеколюбия, социально-педагогической сущности.

разработана структура благотворительности; классификация форм, методов и видов её практического выражения;

представлено многообразие благотворительных форм призрения, попечения и милосердия.

Исследование исторического развития благотворительной деятельности в России второй половины XIX - начала XX века позволило определить основные историко-педагогические предпосылки развития социальной работы.

Введены в научный оборот ранее не используемые архивные документы, характеризующие благотворительную деятельность.

Практическая значимость исследования - исследование позволяет использовать обобщенный опыт социально-педагогической деятельности прошлого в современной практике, а также в качестве учебного пособия.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась применением избранных методов исследования, теоретическим анализом проблемы; представлением основных положений и выводов в публикациях и докладах. Обоснованность выводов и некоторых рекомендаций осуществлялась посредством выступления автора на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге.

Апробация исследования прошла в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов на кафедре социальной работы. Материалы исследования используются в курсе лекций, семинарских занятиях по истории социальной работы, в учебных пособиях.

На защиту выносятся следующие положения:

Благотворительность как высоконравственный, человеколюбивый феномен,
выражающийся в бескорыстной, сострадательной, милосердной деятельности

во благо общества и индивида, является доминантой, ведущим средством, социально-педагогической сущностной характеристикой социальной работы.

Сложившаяся национальная традиция благотворительной деятельности: призрение, попечение, милосердие, а также самобытность России и гражданское сознание - предпосылки развития социальной деятельности.

Забота о детях, их попечение, защита от негативного влияния окружающей среды и негативных тенденций общества, «натуральное воспитание» социальных сирот и их адаптация к реальной жизни - выражение социальной деятельности, практика социальной педагогики.

Церковно-приходские Попечительства о трудовой помощи, Дома Трудолюбия, земледельческие колонии, позволявшие всякому желающему трудиться, а не желающему - помочь избежать порока и тунеядства лучший способ благотворения и трудового воспитания.

Благотворительность приводит к позитивным результатам, когда она имеет частный характер. Частная благотворительность в России - это феномен русского человеколюбия.

Материалы диссертации достаточно полно отражены в опубликованных соискателем следующих работах общим объемом около 10,6 печатных листов.

  1. История благотворительности в России. ( вторая половина XIX - начало XX века ). Библиографический указатель. СПб.: Оперативная полиграфия, 1998.-25 с. (1,6 п.л.)

  2. Благотворительность в истории социальной работы в России. - СПб.,1998.-22с.(1,4п.л. )

  3. Из истории социальной работы в России. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции 16-17 февраля 1999. СПб. ГУЛ - с.230-231. ( ОД п.л. )

  4. История благотворительности в России ( вторая половина XIX - начало XX века). - СПб.: Из-во Валаамского монастыря, 1999.- 120 с. ( 7,5 п.л. )

12 Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается проблема исследования, актуальность, определена цель исследования, выдвинута рабочая гипотеза, раскрывается методологический аппарат исследования, его этапы, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Историко-педагогические предпосылки возникновения социальной работы в России.» представлено обоснование возникновения благотворительности основанной на духовно-нравственных принципах Православия, явившейся ведущим средством в искоренении социальных пороков, ( прежде всего - нищенства), развития культуры общества, ставшей предпосылкой современной социальной работы. Представлена характеристика нищенства, с одной стороны, как школа человеколюбия, с другой, как социальный порок. Показана роль Православной церкви в истории социальной работы. Определена самобытность благотворительности, как выражение социо-культурной сферы.

Во второй главе «Социально-педагогическая работа в России второй половины XIX- началаXXвека.» рассматриваются социально-экономические особенности России, позволившие достичь наивысшего развития благотворительности по следующим её видам: государственная, церковно-общественная и частная в многообразии форм и методов деятельности; представляющая примеры и практику педагогики социальной работы.

В заключении представлены основные выводы исследования и некоторые рекомендации.

Благотворительность - явление русского человеколюбия, школа благонравия

Свыше тысячи лет социальная работа в изначальном виде - благотворительности своею добродетелью укрепляла Россию.

Что же за явление благотворительность? С принятием христианства на Руси появилась благотворительность как явление, отражающее христианскую нравственность, и как созидающая, миротворящая, бескорыстная, безвозмездная ( в разнообразных формах и методах ) деятельность на благо и во благо кого-то. Благо - добро, цель, определяющая и направляющая нравственную деятельность человека, которая выражалась в оказании помощи, поддержке, защите, сострадании, милосердии, а также в образовании, воспитании, эстетическом развитии и др.

В своём становлении благотворительность прошла деятельный путь от элементарной милостыни до социальных институтов как Ведомство учреждений Императрицы Марии, Императорского Человеколюбивого Общества и др. Через органы самоуправления ( как земства ) благотворительной деятельностью учителей, врачей, юристов, изъявивших желание послужить нуждающимся, создалась личностноя служба помощи. Благотворительность имеет много частных определений, функция, метод, вид, направление, деятельность, феномен, но во всех случаях - это добровольное стремление к благу, проявление нравственных чувств и действий. По определению Православного богословского энциклопедического словаря - « ... одно из проявлений христианской любви, когда человек оказывает благодеяние и поддержку нуждающемуся в этом, безразлично, будет ли это нужда духовная или телесная. Важное значение подобной помощи и поддержки непререкаемы. ...Благотворительность не должна носить характера случайности, а должна основываться на возможно лучшем ознакомлении с нуждами неимущих. Её основой должна служить самоотверженная любовь, как явление специально христианское.» ( 228,339-341 ). По словарю В.И. Даля - «...это благотворение, добродейство, делание добра.» (92,94). Малый энциклопедический словарь, издание Брокгауза-Ефрона: « Благотворительность, выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и бесприютных детей и призрении дряхлых, увечных и неспособных к труду.» ( 175,452 ). Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова определяет благотворительность: «...как деятельность (поступок), безвозмездная, направленная на общественную пользу,...на оказание материальной помощи неимущим.» ( 208, 48). Большой энциклопедический словарь 1993 года издания даёт следующее определение: «...оказание материальной помощи нуждающимся как отдельным лицам, так и организациям. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.» (52,143 ). Как видно из определений суть, предназначение благотворительности не меняется, едина у всех определений - доброе, благое дело. Рассмотрим историко-педагогическое развитие благотворительности как исток, посылку социальной работы. Благотворительность прошла многовековой путь своего развития от элементарной милостыни, форм частного призрения и попечения до солидных государственных учреждений, заведений, через которые реализовывалась социальная политика государства, а сфера призрения утвердилась общественным делом. Изначально благотворительность осуществлялась под руководством Русской Православной Церкви ( РПЦ ). Центрами благотворительности были церкви, монастыри при деятельном участии частных лиц. Люди относились к благотворительности как к богоугодному делу, воплощая в своей жизнедеятельности требования нравственного закона. Благотворительность в России - это явление, имеющее безграничные просторы, невозможно точно определить её формы и размеры. Всякий, живущий в России человек, в той или иной мере творил добро и милосердие; кто явно, а кто безымянно и тайно. Первоначально благотворительность носила частный и, в тоже время, государственный характер. Как правящий, князь отечески заботился о страждущих и нуждающихся в своём княжестве, как частное лицо, проявляя сострадание и человеколюбие, жертвовал, прежде всего тем, что принадлежало лично ему. Родоначальником княжеской благотворительности, церковной и государственной заботы в Православной Руси стал Великий князь Владимир ( Святославович ) - «Красное солнышко». После принятия крещения Владимир дивным образом преобразился из властного, удалого, любящего ратные победы и утехи князя в человеколюбивого, миролюбивого правителя и странноприимца. Много заботы он проявлял о своем народе и княжестве. За двадцать семь лет его правления в мире, содружестве и благих делах Киевская Русь обрела могущество, расцвет и полное благополучиє. Великий князь Владимир особую заботу проявлял по распространении православия, строительстве церквей и монастырей. Церкви содержались государством и всем народом. В церковную казну стекались пожертвования мирян и «десятины». Исполняя Евангельские заветы,каждый христианин десятую часть своего дохода должен отдать Богу, т.е. в церковь на богоугодные дела или раздать нищим. Церковь часть этих «десятин» направляла на церквные нужды, а остальную часть на благотворительность.

Большие преобразования в обществе совершил князь Владимир. Он первым из князей отменил смертную казнь и всякого рода пытки, учредил первые больницы на Руси. На его княжеском дворе бедные и нищие могли всегда получить пищу, одежду, деньги, странникам давали ночлег. Кто по немощи своей не мог дойти до княжеского двора, тем всё необходимое развозили на предназначенных для этой цели продовольственных повозках. Иногда сам князь отечески развозил по дворам хлеб, мёд, квас, рыбу и мясо. Он выкупал пленных, должников и отпускал на свободу рабов.

В праздничные дни на княжеском дворе устраивались три трапезы, которые народ называл «княжеские пиры» : первая для митрополита и церковного причта; вторая - для нищих; а за третью - садился сам князь со своими боярами и дружиной. Иногда «пиры» устраивались для званных гостей и служили как бы «съездами», на которых решались государственные вопросы.

Просвещение Руси одно из благих дел Великого князя. Он открыл церков-но-приходские школы, духовно-просветительское училище для мальчиков, привозил из Греции, Болгарии книги, по которым обучали подрастающее поколение церковно-славянскому и греческому языкам, письму, счёту и давали другие знания.

Самобытность социальной работы - выражение социо-культурной среды дореволюционной России

Самобытность социальной ( общественной ) работы-это самобытность самой России, русского народа.

Свыше тысячи лет Россия, именуемая « Святой Русью », проходила тяжкие испытания: монголо-татарское иго, многочисленные интервенции, войны, смуты; разрухи, созидания, нужду, голод, холод, эпидемии сохраняя свою особенность, национальный характер и культуру. Всякий раз, находясь в социально-экономическом напряжении, как « на краю пропасти », Она думала : «Как выжить?» Подобно самовосстанавливающемуся организму, находила в себе резервы разума, добродетели, всякого рода возможностей и сил, феноменально спасая, защищая и поднимая Себя. 929 лет Россия укреплялась как государство, имеющее религиозно-нравственную идеологию, основанную на Вере, Государстве, Земле. С 1453 года при падении Византии Московское государство становится единственным, в мировом пространстве,.православном государством. Единственной страной во всемирной истории государств, управляемой монархом и церковью. Где церковь, монастыри участвовали в строении, укреплении и развитии государства и духовно-нравственного воспитания русского народа. Митрополит, а впоследствии патриарх - второе лицо после монарха, в отсутствие монарха, или его малолетства оказывал определяющее влияние на дела государственные. Где монастыри были народным достоянием, а государь -Царь, затем - Император « Венчался » церковью на царствование и представлялся как «Помазанник Ьо;жий». Все значительные дела были только по благословению ( разрешению ) правящего иерарха. Русь была - Державною. Государственная власть признавалась верховной, единой, неделимой, независимой и мощной. Церковная как власть духовная, наряду с властью светской, служила опорой национальной государственности,не смешиваясь и не подчиняясь ей. В то время определились три стихии русской жизни: Православие, Самодержавие, Соборность.

« Русская вера, русское православие есть всё, что только русский народ считает за свою святыню; в ней его идеал, вся правда и истина жизни », ( 109, 227 ) можно сказать и энергия русской культуры.

Великою Россия была своею Державностью, а Святою тем, что жизнь государства, каждого гражданина - от Царя до бедного крестьянина была неотделима от Православной церкви. Святая Русь являла всему миру образ бескорыстной любви, жертвенности, добротолюбия, духовно-нравственного величия. Федор Михайлович Достоевский говорил: « В русском человеке... нужно уметь отличать красоту его от наносного варварства... в народе есть прямо святые, да ещё какие: сами светят и всем нам путь освещают! ». ( 109,231 ). На Руси было общепризнано и само собою разумеющееся: -религиозно-нравственная основа государственной жизни; -общенародное единство на духовной основе; -стремление к нравственным ценностям: любви, доброте, теплоте сердечных человеческих отношений, взаимопомощи и взаимоподдержке. Внешний вид городов, сёл, каждого дома показывали, что религия - господствующая сила в стране. Вся жизнь в обществе протекала по церковному Уставу, Церковному календарю и Церковным обрядам. Монархия в России соответствовала русской идеологии. Монарх олицетворял идеал русского народа и направлял свою государственную деятельность сообразно с этим идеалом. Как первый сын Церкви, Он утверждал в России Православие, являясь для России олицетворением высшей милости и отеческой любви. Народ отвечал верностью монархам и церкви. Тогда русский народ мог отдать свою жизнь «за веру, за Царя, за Отечество». Все сословия:и бояре, и земледельцы и богатые, и нищие - составляли одно общество. ...« Объединение всех вокруг Церкви, сознание духовного единения народа, коренящееся в общем служении, в общем деле, в исполнении христианских заповедей, самопожертвовании, стремлении приблизиться к Богу, воплотить в себе нравственный идеал Православия есть Соборность », ( 188, 35 ) одна из характерных особенностей святой Руси, её самобытности. Самобытность социальной работы в России ( с 988 по 1917 г.г. ) выражалась в духе христианской нравственности, в исполнении Заповедей и Законов Православной церкви, отражая влияние времени, власти и конкретных лиц. Особым периодом всей истории государства Российского является девятнадцатый век его вторая половина, начало двадцатого столетия. Это время контрастов, потрясений, небывалых событий, взлетов, падений империи и общества. Время социально-экономического развития, научно-технических открытий, новых мыслей в философии, культуре, подвижничества и человеколюбия. Этот период назван периодом «великих реформ» в России. Ведущие европейские страны осуществляли интенсивное промышленно-техническое развитие дкрепляя свое могущество и международное положение, что заставляло Россию не допускать отставания во избежание военно-политических конфликтов. Усиление военной мощи являлось движущей силой основных преобразований в империи. Пример тому- поражение в Крымской войне ускорило отмену крепостного права. Во всех радикальных изменениях, проводимых в России, активность проявляли царь и государство. Развивалась система образования и подготовки специалистов, но, как и прежде, «выписывались», нанимались иностранные высококвалифицированные архитекторы, корабле 39 строители, ученые, инженеры, врачи, офицеры и др. Преодолевая внутренние косность и сопротивление всех сословий, Россия к 70 - 90 годам девятнадцатого столетия достигла невиданных когда-либо в Европе темпов экономического роста и вошла в пятерку наиболее промышленно-развитых стран.

Призрение детей как вид благотворительности, как практика социальной педагогики

Во второй половине девятнадцатого, начале двадцатого столетия под юрисдикцией и покровительством государства, царственных особ осуществляли благотворение, призрение и попечительство немалое количество Ведомств и учреждений.

Одним из старейших и ведущих благодетелей во всей России и за её пределами было Ведомство учреждений Императрицы Марии. В ноябре 1796 года именным Указом император Павел I повелевает своей супруге, императрице Марии Федоровне воспрнять под своё руководство Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским его отделением; Воспитательные Дома; Сохранную Казну и Коммерческое училище. С этого времени началось благодеяние и материнская забота императрицы о детях-сиротах, вдовах, нуждающихся и страждущих. Открылась новая страница в истории русской блаплворительности, отмечающая развитие государственного обустройства детских, образовательных, лечебных и других учреждений. Прежде всего царствующая патронесса взялась за преобразование действующих Воспитательных Домов в Москве и Петербурге, открытых императрицей Екатериной П и пестуемых И.И. Бецким, а так же обустройством подобных им по всей империи. Положение в этих Домах было удручающим из-за высокой смертности младенцев и ослабленных детей. He-мало личных средств императрица пожертвовала Воспитательным домам, проявляя особую заботу об уменьшении детской смертности. По ее воле и финансовой поддержке открывались детские приюты, сиропитательные и воспитательные дома, детские богадельни. Наиболее ослабленных детей, за определенную плату, отдавали в деревню на вскармливание, чем многих спасли от болезней и смерти. На средства императрицы был открыт в Гатчине ( под Санкт-Петербургом) сельский Воспитательный дом на 600 детей обоего пола, впоследствии преобразованный в Гатчинский институт для мальчиков.

Много приютов под покровительством Марии Федоровны обустроилось по России. Для объединения действий приютов и всех детских, юношеских благотворительных учреждений и установления над ними наблюдений, по её предложению, были созданы Опекунские Советы. Члены этих Советов привлекались к заведованию отдельными учреждениями. Были введены Почётные Опекуны, избиравшиеся по монаршему усмотрению из лиц знатного дворянства. Опекуны призывались исполнять свои обязанности без вознаграждения, следуя принципам христианской нравственности и человеколюбия.

Второй основной деятельностью императрицы было призрение, покровительство и развитие воспитательных и учебных заведений. Воспитательному обществу благородных девиц ею было пожаловано из собственной казны ежегодная выдача 150 тысяч рублей. За всю свою благотворительную деятельность Мария Федоровна вложила много личных средств в учебно-воспитательные учреждения, открыла много новых учебных заведений, придавая значение развитию женского образования. В основу женского воспитания ею были положены христианская нравственность и принцип семейственности. На её пожертвования в Санкт-Петербурге и Москве были открыты женские училища ордена «Святой Екатерины» - «Екатерининские» и в Павловске военно-сиротское отделение, преобразованное позднее в институт.

При непосредственном участии Марии Федоровны был пересмотрен Устав высших учебных заведений, который дал возможность получить высшее образование не только потомственным дворянкам, но и дочерям купцов всех гильдай, нижних чинов армии и флота. Так возникли : училища для солдатских дочерей; Сиротское училище, впоследствии - Мариинский институт; в Павловске - смешанное училище для глухонемых детей, чуть позже императрица внесла в сохранную кассу этого училища на вечные времена 156 тысяч рублей на содержание в нём своих пансионеров ( стипендиатов ).

Кроме этого, Мария Федоровна открыла в Москве и Санкт-Петербурге Вдовьи Дома и богадельни для вдов военных и гражданских чиновников. В этих двух столицах она обустроила больницы бесплатного лечения на 200 кроватей, которые именовались « Мариинскими ». многим другим учреждениям, в том числе и частного характера, Мария Федоровна оказывала покровительство и поддержку. Так, под её покровительство был принят Инвалидный Дом Шереметьевой в Москве. Мариинский и Павловский институты, хотя были под покровительством императрицы, но заведование ими осуществляла великая княгиня Елена Павловна(суігруга великого князя Михаила Павловича, сына Павла I и Марии Федоровны), которая много потрудилась на ниве благотворения и оставила о себе добрую память.

Все созданные, опекаемые и призреваемые Марией Федоровной, учреждения и общества, после её смерти, были названы « Мариинскими », а в 1854 году образованы в Ведомство учреждений Императрицы Марии, состоящее под непосредственным покровительством императора.

Не изменяя заложенным принципам, заветам основательницы, соблюдая преемственность, Ведомство традиционно переходило под руководство патронесс в лице императриц. Для рассмотрения и обсуждения возникших по Ведомству законодательных вопросов, решения финансовых, хозяйственных и других дел была создана Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии, которая возглавлялась статс-секретарём. Далее Ведомство укреплялось и развивалось. Николай I, покровительствуя Ведомству, всемерно поддерживал развитие Институтов благородных девиц по всей империи, до самых глубинок её. В то же время были учреждены женские сиротские институты, Строгановское сиротское отделение великой княгини Александры Николаевны - учительская семинария для девочек, имеющих педагогические склонности. Это училище готовило для частных домов и в мастерские горничных, нянь, кустарных дел мастериц и домоправительниц. Как видно из этого, народное просвещение получило особую отрасль : женское воспитание и обучение. Был образован Главный Совет женских учебных заведений, который в конце XIX века слился с Опекунским Советом. Возглавил Главный Совет просвещеннейший человек того времени принц-сенатор П.Г. Ольденбургский, который также приложил немало сил развитию женского образования. На всех уровнях государственной власти он представлял и поддерживал женские учебно-воспитательные заведения, придавая им социально-значимую роль. В 1859 году в Санкт-Петербурге была открыта первая в России женская гимназия для дочерей всех сословий и вероисповеданий. К концу девятнадцатого века количество женских гимназий превышало количество мужских, насчитывалось более 459 благотворительных женских учебных заведений.

Цеоковно-общественная благотворительность

В Санкт-Петербурге в 1908 году свирепствовала холера, и в это время образовалось городское попечительство, проявляя активность и высокую благотворительность.

В городе на это время было открыто участковыми попечительствами 15 столовых для бедных, 29 частных столовых, а всего было выдано 600 000 бесплатных обедов. Сам город и частные благотворительные общества призревали к этому времени свыше 5 000 человек. Городское попечительство получило помощь от Думы в 105 000 рублей, что позволило обеспечивать бесплатный отпуск обедов. В 1908 году в Санкт-Петербурге было 20 городских попечительств. Это учреждения детского призрения, приюты для старух, временные убежища, дешёвые и бесплатные квартиры -« даровые помещения », прачечная, швейная мастерская, где женщины могли найти себе оплачиваемую работу. Городское общество « Трезвости » имело в разных частях города 10 чайных-столовых. Общество Трезвости, « Невское общество устройства народных развлечений », «Выборгское общество народных развлечений», « Постоянная комиссия по устройству чтений »,« Общество чтения больным и бедным » содействовали культурному, эстетическому развитию городского рабочего населения, отвлекая рабочую молодёжь от дурных наклонностей и привычек. Эти общества при материальной поддержке ( хотя совсем незначительной ) участковых попечительств, устраивали народные гуляния, чтения, концерты духовых оркестров в парках, спектакли, танцевальные вечера, катания на лодках и занятия с детьми на игровых площадках.

Земства и городские попечительства, получив широкий спектр деятельности, ожидания масштабности благотворения, вскоре почувствовали недостаточ 96 ность, а где-то вообще отсутствие полномочий и самое главное - средств. Наибольшая часть средств, отпускаемая государством, частными структурами на обязательное общественное благотворение, шла на покрытие расходов на образование, санитарное и медицинское обслуживание. К восьмидесятым годам девятнадцатого столетия и позднее почти половина российских городов тратила на общественное призрение не более 300 рублей в год, то есть - почти ничего. Из 942 городов, всего 142 города имели расходы на благотворительность. Незначительными оказались расходы земств на их обязательное призрение : по сведениям Министерства Внутренних Дел за 1901 год в тридцати четырех земских губерниях эти расходы составили 1,5 миллиона рублей, или менее 2% всех земских расходов.

Всё познается в сравнении, по обыкновению, мы тоже сравним с Западом. Так вот, в 1901 году в одном только Гамбурге, городское попечительство на благотворительные цели потратило 5 млн. марок... В Англии, традиционный налог « poor-rate » в пользу бедных взимался ежегодно в достаточных для этих целей суммах, не вызывая особых хлопот; помимо его имелось множество благотворительных фондов, позволяющих городам оказывать помощь нуждающимся.

В 1903 году в России предпринимались попытки создать особый государственный фонд, в помощь общественному призрению, с традиционным сбором со всего населения : 3 коп. с лиц сельского населения и 10 коп. с городского, но эта попытка не имела успеха. Опыт показал, что собранные средства не дошли до своего « адресата », потеряв изначально своё предназначение. Местные управления, получив средства, направили их на покрытие безотлагательных расходов. Как нам теперь хорошо известно, уже тогда срабатывал коварный «остаточный принцип». Вековая российская проблема...

С 1893 года на всех управленческих уровнях и съездах ставился вопрос о повышении дотаций на общественное призрение; о введении специальных на 97 логов для получения дополнительных средств органами самоуправления на дела благотворения и развитие культуры. Но всё оставалось на уровне пожертвований. Тогда стал вопрос о передаче всего дела призрения частным учреждениям. На первом съезде русских деятелей по общественному и частному призрению в 1910 году приват-доцент М.А. Смирнов, в своем докладе о земском и городском финансировании общественного призрения сказал : «... Отовсюду несутся жалобы на недостаток средств или даже на полное их истощение. Причина этому простая. Общественное призрение не занимало ещё никогда внимания в обществе в той мере, какая должна быть ему уделена в виду огромного его значения. О призрении предоставляется заботиться частным лицам и учреждениям, его считают делом частным... а не как определенную обязанность.» { 324,198). На этом первом съезде было официально признано неудовлетворительным обязательное общественное призрение земств, городских попечительств и их неспособность вести далее эту деятельность. Было рекомендовано земствам, городским попечительствам привлечь широкие народные массы и частные учреждения к делу общественного благотворения. Земское, городское обязательное общественное призрение угасало по причине оскудения и потери интереса общества к этому делу. Предполагалось, но не была обеспечена финансово-экономическая основа этого движения, введённый впоследствии подоходный налог взимаемый с каждого работающего гражданина империи, имел несколько иное назначение. Общее сострадание к хронически больным людям, инвалидам, калекам позволило взять их под государственную защиту и опеку, определив в этом деле роль и место земских и городских попечительств. Местным органам самоуправления были оставлены для обязательного попечительства учреждения народного просвещения, здравоохранения и санитарно-гигиенические заведения. Другие учреждения, в том числе общественного призрения, опекались в той тепени и такого уровня, которые они могли обеспечить.

Похожие диссертации на Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России, вторая половина ХIХ - начало XX века