Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Нелупова Елена Денисовна

Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам
<
Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нелупова Елена Денисовна. Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1999 200 c. РГБ ОД, 61:99-13/341-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Проблема оптимального сочетания технологического аспекта обучения с духовно гуманистическим воспитательным аспектом

1.1 . Целенаправленное управление учебной деятельностью при компьютерном обучении на основе принципов деятельностного подхода 9

1.2. Реализация трехступенчатой деятельностной модели обучения с учетом человеко-машинных связей в искусственной среде общения 44

1.3.Реализация духовно-гуманистического воспитательного аспекта на основе личностно-ориентированного компьютерного обучения 60

ВЫВОДЫ 68

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по сочетанию технологического и духовно-гуманистического воспитательного аспектов при компьютерном обучении

2.1 . Человеко-машинные лингвистические связи 71

2.2.Инструментальные обучающие системы как проекция сочетания технологического и духовно-гуманистического воспитательного аспектов 90

2.3.Реализация духовно-гуманистической модели компьютерного обучения языкам 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

БИБЛИОГРАФИЯ 171

Введение к работе

Актуальность. Реализация компьютерного обучения невозможна без разработки ее педагогических основ - при обучении с применением компьютеров возникает проблема оптимального сочетания технологического и духовно-гуманистического воспитательного аспектов.

В настоящее время в компьютерном обучении особое внимание уделяется индивидуальности обучаемого, его личности, четкой ориентации на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот альтернативный традиционному метод обучения способен выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики российской школы и нашей культурной среды (Е.С.Полат, 1998). Вопросы новых педагогических технологий интересовали многие светлые умы, и ученых, и практических учителей. Сегодня понятие учение имеет более широкое значение, предполагающее как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива поятию обучение.

Практика показывает, что компьютерная обучающая программа (ОП) создает трудности ее использования - рукотворная среда не всегда отвечает запросам педагогики в значении общения в обучении, - ОП не в достаточной мере содействует взаимодействию педагога с учеником в сфере его воспитания. Недостаток ОП во взаимодействии с обучаемым может привести к снижению интеллектуальных способностей ученика при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам. Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером экстремальная специализация познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, а также чрезмерная мотивация - снижает их гибкость и тем самым возможное ть их переноса в решение более широкого круга задач, требующих корректировки специализации (С.В.Егерев, 1998).

Поэтому, для адаптации ученика к компьютерному обучению и во избежание однобокого асоциального личностного развития, методологическая основа компьютерного обучения, безусловно, должна быть направлена не только на достижение технологического совершенства в обучении, но и на достижение соответствующего уровня духовно-гуманистического воспитания.

Главным достоинством компьютерного обучения является оптимальное сочетание технологической компетенции обучаемых с их духовно-культурными ценностями личности. Таким образом, одна из задач разработчиков-педагогов - гармоничное сочетание общечеловеческого мировоззрения и технического прогресса в процессе приобретения знаний с помощью высоких технологий. Роль новых информационных технологий (НИТ) в практике обучения кроется в содействии интеллектуального, творческого и нравственного развития личности (Е.С.Полат,1998, Т.Д.Шевеленкова, 1987). С этой позиции само создание средств НИТ приобретает личностно-ориентированный характер.

Разработка педагогических основ компьютерного обучения, которые обеспечат гармоничное сочетание современных достижений технологий компьютерного обучения с общечеловеческими непреходящими ценностями духовной культуры, в условиях духовно-нравственного кризиса, связанного с общим социально-экономическим положением в стране, должна быть реализована на твердой методологической основе.

Решение данной проблемы может быть эффективно осуществлено в русле деятельностного подхода (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, ПЛ.Гальперин, Н.Ф.Талызина, и др.) в контексте личностно-ориентированного обучения (И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).

Объектом исследования является организация компьютерного обучения в русле деятельностного подхода в контексте личностно-ориентированного обучения.

Предметом исследования являются пути, условия и методы реализации духовно-гуманистической концепции компьютерного обучения.

Гипотеза исследования. Эффективная организация компьютерного обучения достигается на основе оптимального сочетания технологического аспекта обучения с духовно-гуманистическим воспитательным аспектом, при условии,если: а) обеспечивается целенаправленное управление учебной деятельностью обучаемого на основе принципа деятельностного подхода; б) реализация духовно-гуманистического воспитательного аспекта осуществляется на основе личностно-ориентированного обучения с учетом принципов креативной педагогики и принципов коммуникативной направленности обучения; в) усвоение знаний, формирование навыков и умений осуществляется в контексте трехступенчатой деятельностной модели обучения с учетом человеко-машинных лингвистических связей и особенностей инструментальных обучающих систем.

Цель исследования состоит в разработке педагогических основ духовно-гуманистической модели компьютерного обучения языку. Цель исследования определила следующие задачи:

Изучение теоретической литературы по теме исследования и анализ опыта реализации компьютерного обучения;

Разработка духовно-гуманистической модели компьютерного обучения языкам;

Реализация модели обучения в опыте экспериментальной работы на основе оптимального сочетания технологического аспекта с духовно-гуманистического и воспитательного аспектом обучения;

На основе анализа результатов экспериментального исследования разработать методические рекомендации по организации компьютерного обучения языку

Методологическая основа исследования. - Деятельностный подход (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, ПЯХальперин, Н.Ф.Талызина и др.); -Креативная педагогика, коммуникативное направление, интерактивная обучающая инструментальная система (А.Г.Алейников, Е.И.Пассов, Б.Ю.Городецкий и др.);

Личностно-ориентированное обучение (И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин).

Принципы гуманистической психологии (Шевеленкова Т.Д.)

Научная новизна и теоретическая значимость.

Разработка научно-теоретического положения компьютерного обучения в оптимальном сочетании технологического аспекта с духовно-гуманистическим, воспитательным аспектом при компьютерном обучении языкам.

В исследовании впервые выдвигается духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам в русле деятельностного подхода.

Впервые разработана модель компьютерного обучения якутскому языку на основе духовно-гуманистической концепции с использованием новейшей информационной технологии.

Практическая значимость заключается в том, что его результаты могут найти широкое применение в обучении языкам на разных ступенях обучения и стать основой создания нового типа учебников и методических разработок по духовно-гуманистической модели компьютерного обучения. Разработаны компьютерное учебное пособие «Самоучитель якутского языка» по заказу Министерства образования республики для русскоязычных школьников с целью приобщения их языку и культуре народа Саха, зарегистрированное во Всероссийском фонде программных средств обучения под шифром 1419 (TURBO-PASCAL, 4,5 Mb), и компьютерная учебная программа «Согласование времен глагола во французском языке» - средство для тренировки и контроля знаний для студентов заочной формы образования, зарегистрированная в фондах РОСКОФОМП под шифром 1425 («Дельфин», 450 Kb), а также тесты (C++, 380 Kb) - хоздоговорная работа с МО PC (Я), для абитуриентов, поступающих на факультет иностранных языков, которая была распространена по школам республики. Учебные игры: «Саха бала5аныгар» - по лексике якутского языка, «Угадай слово» - ОП для начинающих изучать немецкий язык, «Ситуации» - ОП по разговорной теме английского языка выполненные дипломниками под руководством автора, высоко оценены государственной экзаменационной комиссией ЯГУ.

Этапы.

Первый (1994/95) - поисковый этап. Анализ по изучению педагогической литературы, по компьютерной лингвистике и по методике и технологии использования компьютерных учебных программ, апробация их в ЯГУ, ЯФИЮ МВД РФ и в других учебных заведениях.

Второй (1996/97) - основной этап. Опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной модели обучения в ЯГУ.

Третий (1997/98) - завершающий этап: систематизация полученных данных, анализ результатов обучения. Оформление диссертации. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ научной литературы по проблемам исследования; педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом; анкетирование, интервью, тестирования, беседы; экспериментальное обучение по компьютерной духовно-гуманистической модели якутскому разговорному языку, грамматике французского языка и обработка полученных данных на основе математических методов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается: методологической основой работы; целенаправленным осуществлением программ исследования; использованием взаимодополняющих методов, сборов данных, всестороннего анализа полученных результатов. На защиту выносится:

Эффективным путем обучения языку с помощью обучающих программ является реализация духовно-гуманистической модели компьютерного обучения в русле деятельностного подхода на основе оптимального сочетания технологического аспекта с духовно-гуманистическим воспитательным аспектом при целенаправленном управлении учебной деятельностью.

Эффективная организация компьютерного обучения достигается на основе оптимального сочетания технологического аспекта обучения с духовно-гуманистическим воспитательным аспектом, при условии, если: а) обеспечивается целенаправленное управление учебной деятельностью обучаемого с обучающими программами на основе принципа деятельностного подхода; б) реализация духовно-гуманистического воспитательного аспекта осуществляется на основе личностно-ориентированного обучения с учетом принципов креативной педагогики, гуманистической психологии и принципов коммуникативной направленности обучения; в) усвоение знаний, формирование навыков и умений осуществляется в контексте трехступенчатой деятельностной модели обучения с учетом человеко-машинных лингвистических связей и особенностей инструментальных обучающих систем.

Апробация: материалы исследования докладывались автором на семинарских занятиях аспирантов ЯГУ, на научно-практических конференциях ЯГУ; «Управление качеством подготовки специалистов» (г.Якутск, 1992), «Новые подходы в организации учебного процесса» (г.Якутск, 1993), «Новые технологии в вузе» (г.Якутск, 1998), на республиканской научно-методической конференции по теме «Современные проблемы обучения иностранным языкам на материале новых учебников» (г.Якутск, 1994), на межрегиональных научно-практических конференциях по проблемам ВТ ТСО и компьютеризации: «Проблемы внедрения и использования ТСО и ВТ в учебно-воспитательном процессе» (г.Якутск, 1990), «Опыт и проблемы внедрения компьютерной техники в учебном процессе» (г. Челябинск, 1990 г), «Компьютеризация учебного процесса в вузе» (г. Томск, 1991 г), «Информатизация и образование» (г.Якутск, 1994), на международных - «Мультимедиа в преподавании языков» (г. Москва, 1995), и «Телематика-95» (г. С.-Петербург, 1995), «Информатизация и образование» (г. Якутск, 1996). Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах автора и апробировались на семинарских занятиях с учителями (ИСКРО) и преподавателями-гуманитариями (ЯГУ), на спецкурсах со студентами пятого курса гуманитарных факультетов ЯГУ (ФЯФНК, ФЛФ, ФИЯ и ПИ).

Целенаправленное управление учебной деятельностью при компьютерном обучении на основе принципов деятельностного подхода

Современная философия склонна рассматривать человека через призму индустриализма и постиндустриализма. В этой связи интересен подход В.С.Бакирова, который представляет смену парадигм социологии при социальных изменениях в следующем. В период индустриализма натуралистическая парадигма является господствующей. Индустриальное общество - это особая социальная реальность. Это общество особой цивилизации, машинной и машиноподобной [12, с.5]. Здесь фундаментом всех форм социальной жизни является промышленный труд, в котором главным действующим лицом является «индустриальный человек» - человек, встроенный в систему индустриального функционирования. Парадигма социального познания, порожденная индустриальной цивилизацией для своей защиты - это взгляд на социальные процессы, которые функционируют как бы без человека, по своим законам. Человек - образуется этими структурами, включается в них, используется ими и т.д. Человек - «программируемая личность», хотя его и не охватывают густой сетью ритуалов, норм. Он признает для себя ценным все то, что ценно системе, он желает того, чего хочет (чтобы он желал) система. Социальные структуры не управляют поведением человека, а возникают и исчезают, заставляя человека участвовать в этом процессе возникновения и исчезновения. Поведение человека в большой политике тому пример. В этом случае поведение человека явление не постоянное. Только сам человек как личность является константой. В этом смысле интересно явление толерантности народа саха как самозащита, самосохранение, саморазвитие и, наконец, самовыражение своего мировоззрения (Е.М.Махаров, 1995). Социологические теории эпохи индустриализма поэтому исключают из своего методологического арсенала принцип индивидуальной субъектности, индивидуальной человеческой незаменимости. Человеческий индивид явно или неявно учитывается лишь в качестве детали, элемента социально-производственного механизма (В.С.Бакиров, 1995).

Духовные процессы и духовная жизнь при таком взгляде на общество, при таком понимании ее природы, также начинают подчиняться определенной стратегии и методологии в качестве объекта исследования. Если функциональная роль духовной культуры рассматривается как таковая, то и сама она как явление, а также все, что имеет отношение к деятельности сознания, «функционирование сознания в его личностных и надличностных формах, воспринимается социальной наукой как элемент функционирования «социальной мегамашины» [12, с.6]. В советское время каждое мероприятие в своей программе включало какие-то обязательные элементы, отвечающие руководствующему аппарату, и которое держалось в контроле. Личность всегда «страдала» из-за своего творческого начала. История помнит многих трагических судеб личности, неподчиненных «социальной мегамашине».

Культурценгристкая парадигма антагонистична этой. Она признает лишь индивидуально-ценное. Общество и человек растаскиваются этими двумя программами (натурцентризмом и культурцентризмом) в разные стороны. В этой связи запрашивается новая парадигма социального познания вообще, и духовного аспекта реальности в частности.

Таковы по В.С.Бакирову тенденции формирования новой парадигмы -постиндустриальной реальности:

- представляется главным в ней: антинатурализм, попытка совместить натуралистическую ориентацию на объективность с культурцентристкой ориентацией на гуманизм, преодолеть характерный для натуралистической социологии структурный функционализм;

- тенденция формирования новой парадигмы - в отрицании предзаданной социальной реальности. Духовность человека в такой системе социального мышления есть не что иное, как характер отношения к миру, в котором он живет, который можно строить и перестраивать. Термин «перестройка», успевший стать уже непопулярным, говорит - давайте перестраивать общество, которое является нашим «домом». Это значит, что парадигма общества как «дома человека», который может быть более или менее удобным, просторным, но все-таки является внешним обиталищем человека. А если это так, то задача социального познания - выискивать, измерять, просчитать какие-то безсубъектные переменные социальной жизни человека, объективировать познание. Следовательно, парадигма, которая говорит о мире, и парадигма, говорящая о человеке, объективно и субъективно трансформируется в парадигму «человек в мире» и «мир в человеке». В этом вопросе особо важное место занимает целостность человека как личности в современном информационном мире.

В современном информационном мире одной из задач педагогики заключается в гармоничном сочетании общечеловеческого мировоззрения и технического прогресса в процессе накопления знаний с помощью высоких технологий. Интенсивное научно-техническое развитие на Западе в начале XX века обусловило выявлению различных неадекватных нормальному поведению явлений в психологии человека, проявившегося отсутствием гуманистического направления. Гуманистическое направление в психологии формировалось в середине XX века. К этому времени бихевиоризм и психоанализ изжили свои исследовательские возможности «Прагматический крен, - пишет Т.Д.Шевеленкова, стремление приспособить обучение и воспитание к непосредственному обслуживанию производственно-экономического механизма привело к умалению других функций образования, росту в его системе манипулятивных тенденций» [155, с.5]. Дело в том, что знание, полученное в рамках данных теоретических подходов, становится источником проблем для человека и даже «опасным» знанием, создавая у человека систему ценностей и установку на самого себя, нередко вызывая противоречье между «я», «свое» и с общечеловеческими идеалами.

Иначе говоря, формируется квалифицированный роботоподобный специалист для «специальности», получается, как бы, знание без культуры, а культура без духовности, духовность без душевности (А.Новиков, 1995).

Гуманистическая психология - определенная исследовательская традиция, сложившаяся в американской психологии, оформилась как направление психологической мысли в 60-е годы XX столетия. Переживание «человеком мира и себя в мире» [48, с.140] рассматривается в гуманистической психологии как главная психологическая реальность. Мир понимается в ней феноменологически - как действительность, данная субъекту в его опыте. Человеческие переживания - как преломления через призму смыслов и ценностей субъекта. Иначе говоря, человеческая жизнь есть единый процесс становления бытия человека: человек является одновременно тем, что он есть, и тем, кем он стремиться быть. В практической жизни любой человек думает о себе лучше, чем на самом деле он есть. Это объясняется тем, что человек чувствует свои внутренние потенциалы и одновременно хочет быть таким же внутренним «Я» в действительности. Например, изучающий язык человек незаметно изменяется и внешне, и внутренне, принимая в себя язык (произношение, говорение, чтение, письмо), стиль, поведение того народа, язык которого он изучает. Самореализация (самоактуализация мыслится как сущностная характеристика человека, причем одни авторы (Маслоу, Роджерс) рассматривают ее как ведущей и даже единственный имманентный мотив поведения и развития личности. [48, с. 140] В целом, человек является активным, творческим существом, свободным в выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, способным трансцендентировать условия существования и даже самого себя. Свобода индивида, по С.И.Гессену, не есть только познание необходимости, как не есть даже выбор возможности. Свобода есть творчество нового в мире. Понимание сути свободы как творчества применительно к дидактике проявляется в том, что учитель в своей работе с учениками делает акцент на методе и его самостоятельном применении. [ 42,с.57]

Реализация трехступенчатой деятельностной модели обучения с учетом человеко-машинных связей в искусственной среде общения

Сегодняшняя ситуация в мире характеризуется формированием международного социально-экономического сообщества. На первый план выходят проблемы взаимного использования достижений в различных областях социальной практики. В последние десятилетия в связи с широким использованием новых информационных технологий в образовании (как в средней, так и в высшей школе) одной из наиболее актуальных проблем становится разработка и использование удобных для массового пользователя технических и программных средств вычислительной техники, построенных на основе личностно-ориентированного обучения, реализующих трехступенчатой деятельностной модели обучения с учетом человеко-машинных связей в искусственной среде общения. Идея программированного обучения, выдвинутая профессором Скиннером в 1954 году, заключается в призыве повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. [54, с Л 2]

В начале 60-х годов идея программированного обучения нашла отклик в других странах, в том числе и в России. В нашей стране первым инициатором внедрения такого обучения явился академик А.И.Берг. В частности, В.П.Беспалько рассматривает программированное обучение как «систему учебной работы с преимущественно опосредственным программным управлением познавательной деятельностью учащихся» (В.П.Беспалько, 1970), а А.М.Дорошкевич как «распространение на познавательную деятельность человека принципа программного управления, при котором управляемый объект выполняет серию установленных команд». [140, с.79]

По мнению Н.Ф.Талызиной - автора фундаментальных работ по проблемам психологии обучения, в частности, программированного, в которых реализуется деятельностныи подход к организации управления процессом усвоения знаний - повышение эффективности учебного процесса за счет применения различных средств его автоматизации может иметь место только тогда, когда эти средства внедряются с учетом существенных закономерностей процесса усвоения знаний и характера действий как учащегося, так и обучающего, обусловленных логикой этого процесса. [139, с.39]

И.Д.Салистра считает, что программированными являются те участки учебного процесса, которые основаны на алгоритмах и всех вытекающих из алгоритмизации возможностях (автоматизация, членение учебной работы, оперативная обратная связь, индивидуализация в условиях массового обучения). Основными признаками программированного обучения исследователи считают:

- наличие четко сформулированной, поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление этого шага; - завершение шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, в какой мере шаг успешен, и подача учащимся достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующее корректирующее воздействие;

- использование автоматических и полуавтоматических обучающих устройств: при этом печатные программированные пособия, реализованные без помощи технических средств; программированные звукозаписи также рассматриваются как обучающие устройства;

- индивидуализация обучения (в достаточных и допустимых пределах).

Хотя идея программированного обучения первоначально возникла без прямой связи с кибернетикой, содержание ее фактически означает внедрение последней в практику обучения, т.к. общие законы эффективного управления любым процессом изучает кибернетика. И не случайно, что эта идея была многими воспринята как кибернетический подход к учебному процессу (Т.В.Габай, 1988, Б.Ю.Городецкий, 1989).

Сегодня многие согласны с тем, что программированное обучение основывается на достижениях кибернетики - науки об общих законах управления целенаправленно действующими системами. Кибернетика - наука относительно молодая, однако ее исследования о связях, обеспечивающих оптимальное действие динамических систем, позволили создать принципиально новые, весьма эффективные схемы управления этими системами. Кибернетика дала также возможность сконструировать сложные управляющие счетно-решающие устройства, которые в известных пределах, могут по заданной программе функционировать аналогично человеческому мозгу. Все это натолкнуло на мысль о возможности применить данные кибернетики в педагогике для того, чтобы сделать процесс обучения более эффективно управляемым, особенно при самостоятельной работе учащегося. Одновременно возникла мысль об использовании при обучении различных автоматизированных устройств, которые могли бы взять на себя некоторые функции управления учебным процессом, освободив преподавателя от части его повседневного труда. Возникла также идея об организации учебного процесса по аналогии с организацией автоматизированного производственного процесса, управляемого электронными устройствами по заданной программе. В наших исследованиях принципы программированного обучения составляют главный остов методических задач по разработке ОП, построенной на основе личностно-ориентированного обучения. Конструирование разделов, взаимосвязь между циклами, шагами и кадрами, которые определяют общую структуру ОП, позволяющую управление познавательной деятельностью и обеспечивающей реализации трехступенчатой деятельностнои модели обучения. Ниже рассмотрим основные принципы разработки ОП. В этом контексте составление сценария ОП (это задача преподавателя), включающее в себя и первичную методическую обработку учебного материала, и формирование сообщений (информации), и программирование, то есть алгоритмизация учебно-методического материала имеют ключевые значения в реализации управления учебной деятельностью для достижения цели накопления знаний, умений и навыков с учетом человеко-машинных связей в искусственной среде общения. При этом принципы разработки обучающих программ основываются на общей теории учения, предполагающей технологизацию обучения, в частности на теории формирования умственных действий и понятий, которая лежит в основе этапизации и типологии ОП. [101,с.37]

Человеко-машинные лингвистические связи

В настоящее время в области научных исследований по искусственному интеллекту наиболее актуальна проблема приобретения знаний. Основной целью является создание человеко-независимых знаний, т.е. интеллектуальных знаний, которые могут быть использованы в условиях отсутствия живого носителя знания. Именно поэтому создаются информационные базы данных и банков знаний в различных областях человеческой деятельности.

Педагогика - эта область науки, которая апробирует все подходы и принципы новых направлений в обучении и в целом образовании. Сегодня подошло время задуматься над вопросами: место преподавателя и обучаемого в процессе современной технологии, как эффективнее использовать персональный компьютер в преподавании своей дисциплины, как работать с педагогическими средствами к ним. Вместе с тем, особенно это касается преподавателей гуманитарных дисциплин, существует проблема дискомфорта во время работы с техническими средствами, вызванная, прежде всего, психологическим барьером, существующим перед любой сложной техникой. Эту проблему пытаются решать каждый по-своему, в основном, применяя старый верный способ - от простого к сложному через многочисленные тренировки на технике.

Вопросы гуманизации кибернетики рассматриваются на всех уровнях образовательной системы; вплоть до преподавания информатики, математики и физики, а в сфере гуманитарных дисциплин, в том числе языковых, наоборот, рассматривается их технологизация. Идет постоянный поиск оптимального сочетания технологического аспекта и духовно-гуманистического аспекта обучения с применением новых информационных технологий, в частности, компьютерного обучения. Позиция нашего исследования состоит в том, что люди с гуманитарным образованием требуют себе более «духовно-гуманизированный» языковой метод их адаптации к современным техническим средствам обучения. Мы считаем, что одним из таких путей, в частности, в обучении с применением компьютеров, является глубинное понимание значения языка человеческого и подъязыка машинного, их взаимосвязи, посредством которого происходит общение между компьютером и пользователем. Диалог между ними — стержневое средство выражения их общения в искусственной среде. И, наконец, все пользователи, в том числе преподаватели разговаривают на естественном языке, и то, что создано человеком - современные компьютеры, инструментальные системы для создания обучающих программ и т.д. - должны быть понятны всем: Первостепенной задачей создателей инструментальных систем является наибольшее сближение машинного языка к естественному (Б.Ю.Городецкий, 1989, В.Г.Домрачев, Розов Н.С., А.Н.Тихонов и др, М., 1995). Однако компьютеризация обучения не должна слепо следовать моде обязательного участия в использовании новых информационных технологий, что чревато нежелательными побочными эффектами (С.В.Егерев, 1997).

В нашей гипотезе организация компьютерного обучения основывается на фундаментальной теории учения - деятельностный подход, обеспечивающий целенаправленное управление учебной деятельностью, при этом оптимальная реализация духовно-гуманистического и воспитательного аспекта осуществляется на основе личностно-ориентированного обучения с учетом принципов креативной педагогики и коммуникативной направленности обучения. Усвоение знаний, формирование навыков и умений осуществляется в контексте трехступенчатой деятельностной модели обучения с оптимальным сочетанием человеко-машинных лингвистических связей и особенностей инструментальных обучающих систем.

Следовательно, в этой главе будут представлены: а) опыт российских и зарубежных исследователей по созданию искусственного интеллекта и необходимость лингвистического обеспечения в процессе общения человека и машины, а также собственный опыт интерпретации человеко-машинных лингвистических связей через природу диалога человека и персонального компьютера, имеющего память подобную искусственному интеллекту; б) инструментальные системы для построения обучающих программ как оптимальный инструмент, подчиняющий структуру и содержание учебной информации определенному драматургическому плану, тем самым обеспечивающий целенаправленное управление учебной деятельностью на примере двух версий визуального конструктора «Сценарий» и инструментария «Дельфин»; в) разработанная нами модель компьютерного обучения якутскому языку на основе гуманистической концепции с использованием компьютерного самоучителя «Саха тыла» как адаптивного варианта средства информационной технологии.

В области создания искусственного интеллекта значительные заделы сделаны в Японии и США (Б.ЮХородецкий, 1989), созданы системы с надежными анализаторами, программы, построенные на принципах моделей общения человека с машиной, анализирующие и делающие выводы из данного отрывка текста. Примером такой программы является «Boris», из которой ниже будет приведены примеры глубинного анализа текста (Дж.Карбонелл, Ф.Хейз, США, 1989). Проблема понимания, знания и «коммуникативных неудач» в процессе взаимодействия пользователя и системы через естественный язык предполагает решения, прежде всего, лингвистических задач на уровне семантики слова. В этом смысле логичнее будет раскрыть суть человеко-машинных лингвистических связей в контексте теории Л.С.Выготского о значении слова как о феномене словесной мысли, выполняющее какие-то функции, совершающее двухстороннее движение от мысли к слову и обратно, раскрывая, таким образом, суть коммуникативного акта, выраженного диалогом. В данном случае это диалог между машиной и человеком.

Современные исследователи всеобщей компьютеризации признают, что язык носит всепроникающий характер, что любая проблема, связанная с искусственным интеллектом имеет языковой аспект, что корень многих недоразумений кроется в неточном определении информационной природы естественного языка - «при этом язык - это не только «форма выражения» готовых мыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний». [44, с.8]

Функция языка, как способ содержательной организации и представления знаний, играет особую роль в разработке информационной среды компьютерной технологии - инструментальных систем, в частности, обучающих программ. В информатике пока еще не придают должного значения роли языка, его естественной информационно-коммуникативной природы. Требуется основательное целенаправленное моделирование (допускается компьютерное моделирование) информационного механизма языка и речевой деятельности. [44, с.5]

ЛС.Выготский в своих психологических исследованиях по проблемам речи и мышления подверг анализу две самые законченные и сильные теории развития речи и мышления - теорию Пиаже (эгоцентризм мышления ребенка) и В.Штерна (персонализм), противопоставив свой метод экспериментального исследования. Суть нового подхода к анализу теорий мышления и речи состоит в том, что анализ, пользующийся методом разложения на элементы, был заменен анализом, расчленяющим сложное единство речевого мышления на единицы. Такое расчленение исследователь нашел в наипростейшем виде единства мышления и речи - в значении слова. «Значение слова, - пишет Л.С.Выготский,- представляет собой: феномен речи или феномен мышления. Слово, лишенное значения, не есть слово. Оно есть звук пустой, следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова». В этой связи значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и кроме того - слово есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. [32,с.327] Таким образом, значение слова есть феномен словесной мысли и оно есть единство слова и мысли.

Похожие диссертации на Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам