Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов Логинова Александра Александровна

Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов
<
Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Логинова Александра Александровна. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Логинова Александра Александровна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Самара, 2010.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1331

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования

1. Проблема идентичности личности в науке 19

2. Содержание понятия «гражданская идентичность школьника» 39

3. Изучение гражданской идентичности школьников 59

Глава II. Организация экспериментальной работы но формированию гражданской идентичности школьников средствами Интернет-проектов

1. Научные подходы и принципы формирования гражданской идеитичности школьников

2. Содержание и методы формирования гражданской идентичности школьников

3. Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности школьников .

Заключение 187

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из наиболее глубинных потребностей человека, как писал Э. Фромм, является «потребность связи с окружающим миром», с обществом. Человек с момента своего рождения помещен в общество, он «рожден для общежития и создан жить в обществе себе подобных» (А.Н. Радищев). Жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.

Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм). Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.

В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности молодежи.

Проблема идентичности личности – сравнительно новая научная проблема. Анализ научной литературы, посвященной явлению идентичности, показывает, что в психоаналитической концепции (А. Ватерман, Дж. Марсиа, З. Фрейд, Э. Эриксон) основное внимание уделяется глубинным механизмам формирования идентичности как осознания автономности Я и связанным с этим переживаниям (страх утраты своего Я и др.); в учении символического интеракционизма (И. Гоффман, Дж. Мид, Г. Фогельсон, Ю. Хабермас) идентичность трактуется как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими; в когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер) – как эмоционально окрашенный процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе.

Было признано, что идентичность есть результат процесса соотнесения индивида с другими – с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью и т.д. Структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, В.С. Малахов, Н.Г. Орлова, В.И. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.).

Предметом исследования ученых являются различные типы идентичности: социальная (Х. Беккер, Дж. Дэвис, Р. Тернер, Т. Триандис, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д. Каган, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, М. Розенберг, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, В.А. Ядов), этническая (Г. Олпорт, М. Рокич, Б. Смит, Е.Н. Данилова, Л.М. Дробижева, М.Ф. Черныш), культурная (В. Библер, К. Лаш, М. Фуко, Д. Харви, В.А. Ачкасов, Ю. Давыдов, В.Лавидович, А.П. Марков, Н.В. Тишунина), персональная (Э. Фромм, Ю. Хабермас, И.С.Кон, Э.В. Ильенков, Б.Ф. Поршнев, С.Л. Рубинштейн), гражданская (А.Г.Асмолов, Т.В. Водолажская, А.М. Кондаков, И.В. Конода, Н.С. Попов, М.А. Юшин).

Анализ научной литературы показывает, что у ученых, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: гражданская идентичность рассматривается среди многих категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями) и определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т.В. Водолажская); оценивается в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности (И.В. Конода); осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл (А.М. Кондаков); предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М.А. Юшин).

Осмысление исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках (С.В. Рыжова); определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е.М. Арутюнова); выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е.А. Гришина) и т.д.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования гражданской идентичности школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, находятся в поле внимания исследователей. Предметом специального исследования не была деятельность педагога, формирующего гражданскую идентичность школьников в учреждении дополнительного образования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении гражданской идентичности школьников, необходимо исследовать такие, которые связаны с обоснованием структуры явления «гражданская идентичность школьника» и содержания ее компонентов, с определением функций компонентов гражданской идентичности школьника; с определением подходов к формированию и принципов формирования гражданской идентичности школьников; с разработкой программы и с определением методов формирования гражданской идентичности учащихся в учреждении дополнительного образования, и ряд других.

Источником данных проблем стало противоречие между практической необходимостью формирования гражданской идентичности школьников и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированных концепций формирования гражданской идентичности школьников. Стремлений найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема разработки практико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности школьников; в практическом плане – проблема разработки программы формирования гражданской идентичности школьников в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования – целенаправленный процесс формирования гражданской идентичности школьников.

Предмет исследования – содержание и методы формирования гражданской идентичности школьников в учреждении дополнительного образования.

Цель исследования – разработка и теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности школьников.

Гипотеза исследования. Гражданская идентичность школьника есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который выводит учащегося на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознание себя как гражданина своей страны, как члена гражданского общества.

Формирование гражданской идентичности школьников будет успешным, если:

– раскрытие содержания структурных компонентов гражданской идентичности школьников становится основой для определения содержания процесса ее формирования, реализуемого в рамках адекватных данным компонентам направлений деятельности педагога;

– выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет основания практико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности;

– взаимосвязь между направлениями деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников обеспечивается благодаря тому, что развиваемые представления школьников о гражданине, об идентичности, о гражданской общности «приращиваются» представлениями о ценностях толерантности, справедливости, ответственности, благородства, великодушия, долга и др., которые (ценности) принимают форму мотива гражданского поведения и деятельности школьников;

– доминирующим методом формирования гражданской идентичности школьников становится такой метод, реализация которого позволяет школьникам выявлять проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом виртуального (сайт, презентация) или реального характера (социально значимое дело, акция, презентация и т.д.);

– внедрение разработанной программы формирования гражданской идентичности школьников осуществляется через совокупность методов, обеспечивающих решение педагогом задач при реализации содержания каждого ее блока.

Задачи исследования:

1. Раскрыть структуру гражданской идентичности как личностного образования школьника и обосновать содержание ее компонентов и их функции.

2. Обосновать содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников и определить направления деятельности педагога.

3. Выявить воспитательный потенциал Интернет-проектирования как метода формирования гражданской идентичности школьников.

4. Разработать программу формирования гражданской идентичности школьников, реализуемую в рамках направлений деятельности педагога учреждения дополнительного образования.

5. Определить результативность экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности школьников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из задач современного образования является задача формирования способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, что позволяет осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества. Образование, научая «жить сообща» в пространстве отношений между людьми с различными взглядами и убеждениями, людьми, являющимися субъектами различных культур, ориентирует школьников на поиск справедливого компромисса между людьми, между культурами. Однако даже те педагоги, которые целенаправленно стремятся формировать у школьников представления об идентичности, гражданине, гражданской общности, о ценностях толерантности, благородства, великодушия и др., а также опыт гражданского поведения и деятельности, не в полной мере владеют такими методами, реализация которых обеспечивает достижение школьниками практического результата. Одним из возможных путей разрешения данного противоречия является формирование гражданской идентичности как личностного образования школьника, в том числе – в учреждении дополнительного образования. К таким учреждениям относится Дворец детского и юношеского творчества.

2. В современных условиях в основу разработки практико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности школьников должна быть положена идея единения граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам, ценностям, оценкам, по пониманию социальных изменений, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с гражданской общностью и, испытывая чувство гордости за свою Родину, споспешествуют процветанию общества. Данная идея, в которой находит свое отражение образ идеального гражданина, предстает как стратегическое направление педагогического мышления. Вектор такому мышлению задает потребность человека в связи с окружающим миром, с гражданской общностью, с Родиной.

В основании разработанной концепции находятся ценностный и этнокультурный подходы, которые реализуются с помощью адекватных их сущности принципов. Ценностный подход к формированию гражданской идентичности школьников (реализуемый с помощью принципов ценностной ориентации; субъектности; рефлексивной направленности образовательного процесса; действия, поступка «здесь и сейчас», «там и тогда»; диктата совести), будучи связанным с приобщением учащихся к ценностям (ценностный компонент гражданской идентичности), обеспечивает: а) через формирование у школьников представлений о понятиях морали, обладающих значением ценностей, о ценностях расширение категориальных рамок мышления школьников (когнитивный компонент гражданской идентичности); б) через решение школьниками моральных дилемм и оценивание его результатов по критерию освоенных ценностей (ценностный компонент гражданской идентичности) формирование опыта гражданского поведения и деятельности школьников (деятельностный компонент гражданской идентичности). Этнокультурный подход (реализуемый с помощью принципов культуросообразности, народности, диалога культур), обеспечивающий вхождение школьника в другую культуру, нацелен на раскрытие школьникам смысла толерантности, выводящей их на единение с субъектами других культур, позволяющей им соотносить себя с явлением единения граждан как субъектов других культур. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций базируется на знании (когнитивный компонент гражданской идентичности).

3. Обоснование содержания процесса формирования гражданской идентичности школьников должно быть осуществлено исходя из содержания структурных компонентов гражданской идентичности. Источниками такого содержания, реализуемого в рамках адекватных компонентам гражданской идентичности направлений деятельности педагога, являются категории «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность»; понятия «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость» и другие понятия, обладающие значением ценностей; обобщенный опыт гражданского поведения и деятельности, который заключен в поступках и действиях людей. Этот опыт оформлен в конкретных отношениях, реализованных в гражданском поведении и деятельности, которые, будучи способом осуществления ценностей, выявляют «работу» школьников с ценностями.

4. Стратегия деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников в учреждении дополнительного образования базируется на реализации программы «Люблю Sama.ru – горжусь Россией», включающей шесть блоков. Содержание блоков, представляющее собой детализированное в соответствии с задачами каждого блока содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников, реализуется в рамках направлений деятельности педагога с помощью адекватных задачам каждого блока методов формирования гражданской идентичности. Деятельность педагога по реализации содержания программы становится эффективной тогда, когда расширение категориальных рамок мышления школьников осуществляется в процессе решения ими моральных дилемм, заключенных в контексте гражданского поведения и деятельности; когда школьники овладевают логикой создания Интернет-проектов, представленной последовательностью его этапов (предпроектный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепректный этап); когда школьники создают web-сайт, опосредованно влияя на развитие представлений пользователей сайта, их ценностную систему и гражданское поведение; когда нормализация отношения школьника к другому человеку осуществляется в рамках целесообразной гражданской деятельности, предполагающей выбор школьником актуальных ориентиров в создаваемом педагогом в процессе работы над Интернет-проектами ценностно-ориентационном поле гражданской деятельности; когда создание школьниками продукта деятельности сопровождается выражением личностного отношения к ценностям, мнения относительно происходящего в стране, регионе.

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

раскрыта структура гражданской идентичности как личностного образования школьника, обоснованы содержание ее компонентов и их функции (Содержание когнитивного компонента гражданской идентичности составляют знания об идеальном гражданине, о гражданской общности, о государственной символике; знания об истории Отечества и его культурных традициях, о политических событиях, происходящих в государстве, о законах и др. Содержание ценностного компонента гражданской идентичности образуют ценности «Родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость», «любовь к Отечеству, к гражданской общности» и др. Содержание поведенческого компонента образуют действия и поступки гражданского содержания: участие в гражданских акциях, митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города, соблюдение общественного порядка и др. Функцией когнитивного компонента является рефлексивно-оценочная функция, функциями ценностного компонента – мотивационная и регулирующая функции, поведенческого компонента – оценочная и ценностная.);

выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет основание практико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности школьников (В основании разработанной концепции находятся ценностный и этнокультурный подходы, которые реализуются с помощью адекватных их сущности принципов. Уровень дополнения. Сущность ценностного подхода к формированию гражданской идентичности школьников, связанного с реализацией ценностей, заключается в том, что он нацелен на раскрытие школьникам смысла честности, справедливости, ответственности, благородства, великодушия и др., осмысливаемых ими на соотнесении с явлением единения граждан, выводящем (соотнесение) школьников на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на принятие ее ценностей и норм. В рамках реализации данного подхода оценивание выполняет функцию соотнесения себя с другим, с гражданской общностью и ее ценностями, нормами, находящимися в основаниях единения граждан. Сущность этнокультурного подхода к формированию гражданской идентичности школьников, связанного с вхождением в другую культуру, заключается в том, что он нацелен на раскрытие школьникам смысла толерантности, выводящей на единение с субъектами других культур, позволяющей соотносить себя с явлением единения граждан как субъектов других культур.

Наиболее адекватными сущности ценностного подхода являются принцип ценностной ориентации, принцип субъектности, принцип рефлексивной направленности образовательного процесса, принцип действия, поступка «здесь и сейчас», «там и тогда», принцип диктата совести; сущности этнокультурного подхода – принцип культуросообразности, принцип народности, принцип диалога культур.);

конкретизировано научное представление о принципах ценностной ориентации, субъектности (Новым в понимании сущности принципа ценностной ориентации является признание того, что он ориентирует педагога на организацию поиска школьниками в создаваемом ценностно-ориентационном поле ценностей как актуальных ориентиров, выбор которых сопровождается рефлексивным отбором (основывается на отборе) способов достижения сформированной школьником цели гражданского поведения и деятельности. Новой в понимании принципа субъектности является мысль о том, что он ориентирует педагога на выведение школьников к золотому правилу нравственности, сквозь призму которого они принимают другого как своего-другого, соотносят себя с другим, с его ценностями, соотносят себя с гражданской общностью.);

обосновано содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников и определены направления деятельности педагога (Содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников обусловлено содержанием структурных компонентов гражданской идентичности. Источниками такого содержания являются, во-первых, категории «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность»; во-вторых, понятия «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость» и другие понятия, обладающие значением ценностей; в-третьих, обобщенный опыт гражданского поведения и деятельности). Направлениями деятельности педагога, которые адекватны компонентам гражданской идентичности школьника, являются: 1) формирование представлений школьников о категориях «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность», о понятиях «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость» и других, обладающих значением ценностей; 2) приобщение школьников к ценностям; 3) становление опыта гражданского поведения и деятельности.);

выявлен воспитательный потенциал Интернет-проектирования как метода формирования гражданской идентичности школьников (Воспитательный потенциал Интернет-проектирования заключается в том, что создаваемые школьниками виртуальные или нашедшие виртуальное отражение реальные общественно значимые продукты (web-сайт и т.д.) разрабатываются и осуществляются ими как средство выражения их гражданской идентичности и как средство формирования таковой у любого пользователя сайта);

обосновано содержание программы формирования гражданской идентичности школьников (Программа состоит из шести блоков, содержание которых детализировано исходя из содержания структурных компонентов гражданской идентичности. Содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников реализуется в рамках направлений деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников с помощью адекватных задачам каждого блока методов.

Содержание первого блока «Проект как средство развития гражданских и патриотических качеств личности» реализуется в рамках первого и второго направлений деятельности педагога с помощью таких методов, как лекция, сообщение, предполагающее аксиологический анализ, деловая игра, тренинг. Содержание второго блока «Интернет-проект и его возможности в формировании гражданской идентичности школьников и пользователей сайта» реализуется в рамках всех трех направлений деятельности педагога с помощью таких методов, как мозговой штурм, деловая игра, тренинг. Содержание третьего блока «Технология работы над Интернет-проектом гражданско-патриотической направленности» реализуется в рамках первого и второго направлений деятельности педагога с помощью таких методов, как интервью, встречи, самостоятельная работа школьников с архивными материалами, со СМИ. Содержаниие четвертого блока «Социально значимая деятельность как составная часть Интернет-проекта» реализуется в рамках третьего направления деятельности педагога с помощью таких методов, как дискуссия в режиме он-лайн об итогах акции и решение выявленных проблем. Содержание пятого блока «Конкурсы, проводимые в ходе Интернет-проекта» и шестого блока «Подведение итогов Интернет-проекта. Презентация и PR-кампания Интернет-проекта» реализуется в рамках всех трех направлений деятельности педагога с помощью демонстрации полученного продукта деятельности – сайта в сети Интернет.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование структуры явления «гражданская идентичность школьника» и содержания ее компонентов и их функций составит основу для новых научных представлений о явлении гражданской идентичности школьника. Предлагаемая в исследовании практико-ориентированная концепция будет способствовать обогащению педагогической теории в части, относящейся к определению подходов к формированию гражданской идентичности школьников и принципов ее формирования. Обоснование содержания процесса формирования гражданской идентичности школьников расширит теоретические представления о содержании дополнительного образования. Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов содержания общепедагогической подготовки будущего учителя, повышению теоретического уровня преподавания научных дисциплин в педвузе в той их части, которая относится к способам включения знания о гражданской идентичности в учебный процесс и во внеаудиторную работу студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования гражданской идентичности школьников; в определении методов научно-педагогического исследования, с помощью которых изучается гражданская идентичность школьников; в разработке авторских анкет «Твой гражданский выбор», «Направленность гражданской идентичности». Разработка и апробация авторской программы «Люблю Sama.ru – горжусь Россией» вошла в ряд реальных предпосылок обновления содержания дополнительного образования школьников; ее содержание может быть использовано в системе повышения педагогической квалификации педагогов образовательных учреждений различного типа в аспекте ориентации на формирование гражданской идентичности школьников.

Методологической основой исследования являются теории и концепции, раскрывающие проблемы ценностей гражданского общества, гуманистические теории и концепции личности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

– о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.);

– о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В. Акопов, Т.А. Колышева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лекторский, В.А. Лефевр, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, А.А. Тюков, В.С. Швырев и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

– теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (С.Ф. Анисимов, О.М. Бакурадзе, Б.С. Братусь, В.А. Блюмкин, В.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский и др.);

– современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, В.С. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.А. Реан, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Е.И. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.);

– основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н. Алексеев, Е.В. Бережнова, Г.Х. Валеев, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, В.М. Полонский, Т.И. Руднева, В.Г. Рындак, Я.С. Турбовской и др.);

– теории и концепции гражданского образования и воспитания (Г.Д. Аверьянова, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, М.Д. Горячев, И.А. Долгалева, В.И. Кожокарь, Ф.Ф. Кузнецов, С.Е. Матушкин, Т.В. Набиева, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, И.Н. Руссу и др.);

– положения субъектного (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.В. Знаков, Б.Ф. Ломов, И.Г. Петров, В.М. Розин, Э.В. Сайко и др.), ценностного (В.П. Бездухов, Л.В. Вершинина, А.И. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, О.К. Позднякова и др.), этнокультурного (Г.Н. Волков, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.П. Очирова, В.А. Тишков, Н.А. Туранина и др.) подходов.

Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: изучение философской, психологической, педагогической литературы; изучение нормативных документов об образовании; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (средние значения, корреляционно-регрессионный анализ).

Работа выполнялась на базе Самарского Дворца детского и юношеского творчества г.о. Самары. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие более 1000 школьников (из них 208 учащихся седьмых – одиннадцатых классов из 32 образовательных учреждений г.о. Самара являлись участниками формирующего эксперимента), около 500 педагогов, методистов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2004-2005 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта деятельности педагогов образовательных учреждений различного типа в условиях становления гражданского общества показало важность и необходимость осмысления проблемы формирования гражданской идентичности школьников в учреждении дополнительного образования. Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (2005–2009 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом опыта формирования гражданской идентичности молодежи в нашей стране и за рубежом в образовательных учреждениях различного типа, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались средства формирования гражданской идентичности школьников. Результатом этого этапа явились разработка и реализация программы и определение методов формирования гражданской идентичности школьников в учреждении дополнительного образования.

Третий этап (2010 г.). Обобщались и систематизировались результаты исследования. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; адекватностью использованных для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов исследования; положительным опытом работы автора в качестве разработчика программы формирования гражданской идентичности школьников; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях и в методических рекомендациях, обсуждались в ходе научно-практических региональных (Самара, 2008; 2009) и всероссийских (Тверь, 2009; Москва, 2010) конференций.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность исследования и формулируется проблема; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза и обозначаются задачи, методологические основы, база, этапы, методы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования» раскрывается содержание понятия «идентичность», выявляется соотношение между понятиями «идентичность» и «идентификация»; обосновывается структура гражданской идентичности как личностного образования школьника и раскрывается содержание его структурных компонентов; проводится качественный анализ эмпирического знания, полученного с помощью разнообразных методов научно-педагогических исследований, и обобщаются результаты изучения гражданской идентичности школьников.

Во второй главе «Организация экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности школьников средствами Интернет-проектов» представляется разработанная практико-ориентированная концепция формирования гражданской идентичности школьников; обосновывается содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников; определяются направления деятельности педагога учреждения дополнительного образования по формированию гражданской идентичности школьников; представлена авторская программа формирования гражданской идентичности школьников; излагается ход опытно-экспериментальной работы; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, формулируются выводы о результативности работы.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложении содержатся анкеты, приводится программа «Люблю Sama.ru – горжусь Россией», представлены расчеты корреляционно-регрессионного анализа.

Содержание понятия «гражданская идентичность школьника»

Современное человечество стоит на пороге качественно нового периода своего развития. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что государства и тлх экономика практически потеряли замкнутость и стали более открытыми, чем несколько десятилетий тому назад. Изменения существования и развития гражданского общества, порождающие глобальные проблемы современности, требуют совместных усилий людей по их решению. На развитие человеческой цивилизации влияют векторы времени и события эпохального характера. Построение демократического гражданского общества вызывает необходимость создания новых общественных структур, а главное — становления таких отношений между людьми, которые обеспечивают согласованность их действий по решению многообразных проблем. Следует отметить, что названные перемены происходят па фоне стремления различных культур сохранить свою идентичность и суверенность.

Сознание человека развивается во взаимодействии с другими людьми внутри общественного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, миромоделирования, «работы» с ценностями. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои собственные возможности и способности так, чтобы произошло рождение личностного «Я», которое, будучи непохожим на другое «Я», представляет человека в обществе как гражданина.

Все выше сказанное актуализирует решение проблемы формирования гражданской идентичности учащихся.

Проблема идентичности личности - сравнительно новая научная проблема. Поставленная Э.Эриксоном, она получила свое развитие в трудах зарубежных (Г.Брейкуэлл, Л.Ватермаи, И.Гоффмаи, Дж.Марсиа, Дж.Мид, Г.Теджфел, Дж.Тэриер, Г.Фогельсон, Ю.Хабсрмас и др.) и отечественных (С.А.Баклушинский, Е.П.Белинская, Л.С.Гаязов, В.С.Малахов, Н.Г.Орлова, В.И.Павленко, Т.Г.Стефаненко и др.) ученых.

В научной литературе и исследованиях по проблеме идентичности личности накоплен определенный теоретический и эмпирический материал, который позволяет уяснить содержание гражданской идентичности учащегося.

Постановка и возможное решение этой проблемы удовлетворяет не только теоретический интерес педагогической науки, но и запросы педагогической практики в школе.

Анализ научной литературы показывает, что ученые в зависимости от предмета исследования и своих научных интересов, исследуют социальную идентичность (Х.Бсккер, Дж.Дэвис, Д.Кагаи, Р.Тернер, Т.Триандис, Г.Тэджфел, Дж.Тэриер, Э.Эриксон, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Б.Ф.Поршнев, М.Розеиберг, Е.Т.Соколова, В.В.Столиц, В.Л.Ядов), этническую (Г.Олпорт, М.Рокич, Б.Смит, Е.Н.Данилова, Л.М.Дробижева, М.Ф.Черныш), культурную (В.Библер, К.Лаїи, М.Фуко, Д.Харви, В.Л.Лчкасов, Ю.Давыдов, В.Лавидович, А.П.Марков, TLB. Тишу иииа), персональную (Э.Фромм, Ю.Хабермас, И.С.Кон, Э.В.Ильенков, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн), гражданскую (А.Г.Асмолов, Т.В.Водолажская, А.М.Коидаков, И.В.Конода, Н.С.Попов, М.А.Юшин) идентичность.

Данные виды идентичности не являются идентичными. Каждый из видов идентичности получает свое содержательное наполнение, исходя из того, какой аспект идентичности (термин «идентичность» является общим для всех видов направленности) исследуется.

Предметом нашего исследования является формирование гражданской идентичности учащихся. За счет такого сужения предмета исследования основное внимание концентрируется па теоретическом анализе понятия «гражданская идентичность учащегося», на раскрытии содержания гражданской идентичности, на проблеме обоснования содержания процесса ее формирования и других проблемах.

Наше обращение к проблеме формирования гражданской идентичности обусловлено не только тем, что она еще не в полной мере осмыслена педагогической наукой, но и потребностью общества в человеке как гражданине.

В начале XXI века Президентом России определено ведущее направление развития нашего государства - построение открытого гражданского общества.

Главный вопрос - то, каким будет молодой россиянин, заканчивающий школу, какой будет его социальная, гражданская позиция.

В 2005 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обобщил данные о том, как россияне себя идентифицируют. В результате выяснилось, что на вопрос, «Кто я такой?» (допускалось до 3 ответов из 10 возможных), 60%) опрошенных ответили - «в первую очередь, гражданин России». Причем, гражданская идентичность значительно превысила идентичность региональную («я - житель своего региона, города, села» - 19%), национальную («я - русский и т.п.» - 16%), религиозную (4% ), профессиональную (6%) и семейную (7%). Идентифицировали себя как «советского человека» 14%о опрошенных [177]. Вместе с тем, тревогу вызывают результаты опроса Федерального молодежного избирательного штаба «Единой России», который констатировал, что среди молодых людей в возрасте 18-30 лет в 25 регионах России, только 27% назвали себя «гражданами», «патриотами», «россиянами». Свободу («право выбора», «самореализация», «самостоятельность») выбрали в качестве наибольшей ценности лишь 22 молодых человека из 878 [31]!

На рубеже XX-XXI вв. положение гражданина России, его отношения с государством и обществом изменились коренным образом. В последние десятилетия XX века в молодежной среде заметно усилились проявления агрессивности, шовинизма, национальной ограниченности, духовной апатии, конформизма, других негативных качеств.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности школьников обусловлена тем, что задача воспитания гражданина выходит в современном российском обществе на первый план. Политики, педагоги, родите ли осознают значимость этой проблемы как общенационального дела, затрагивающего интересы общества и государства. Политическая и экономическая трансформация российского общества породила «кризис идентичности», составной частью которой является и кризис гражданской идентичности. Проблема формирования гражданской идентичности подрастающего поколения является составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и гражданского становления личности.

Анализ нормативных документов по гражданскому образованию и воспитанию в Российской Федерации показывает, что приоритетными задачами являются развитие гражданской компетенции личности; формирование у школьников основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание, т.е. становление общероссийской гражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры [109, 16-23].

Миссией общего образования, как подчеркивает А.М.Кондаков, является формирование гражданской идентичности подрастающего поколения как условия укрепления российской государственности [80].

Поскольку в настоящее время проблема формирования гражданской идентичности школьников встала наиболее остро, обозначим вызовы времени, обусловившие постановку задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи образования:

Изучение гражданской идентичности школьников

В исследовании И.В.Коподы приоритет при раскрытии структуры гражданской идентичности отдай политической ее составляющей. Согласно ученому, гражданская идентичность есть политическая ориентированность, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, ее гражданское участие, чувство гражданской общности [76, 19J.

Соглашаясь с точкой зрения И.В.Коноды о важности политической составляющей в гражданской идентичности, отметим, что такое рассмотрение данного явления является односторонним. По сути, это созвучно идеям А.С.Макаренко об «уединенном средстве». Только речь в данном случае идет не о средстве воспитания, а об одной составляющей гражданской идентичности, не учитывать которую, есгесгвенио, нельзя, но и ограничиваться только ей не следует. Более того, «этика гражданского общества регулирует и одновременно ограничивает действия людей не сфере политики, а в сферах экономики и хозяйствования, в системе собственнических отношений» [97, 89].

Анализ научной педагогической литературы по проблеме гражданской идентичности личности показывает, что термин «гражданская идентичность» почти не используется учеными, хотя признай необходимым. Отсутствует общая точка зрения относительно понимания учеными сущности и содержания понятия «гражданская идентичность». Это говорит не о слабости педагогической науки, а о постоянном поиске научной истины.

Гражданская идентичность в педагогической науке понимается как: 1. Осознание принадлежности к общности граждан того или иного государства, имеющие для человека значимый смысл [49]. 2. Тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активи ое участие в жизни государства [187, 16]. 3. Осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективно-го субъекта» [80].

Осмысление представленных выше определений понятия «гражданская идентичность» и их сравнение с существующими определениями данного понятия в социологии и политологии, во-первых, показывает, что в педагогической науке внимание ученых акцентируется на том, какой смысл имеет осознание человеком, учеником своей принадлежности к общности граждан того или иного государства. В педагогической науке в отличие от социологии и политологии важным является не только содержательный аспект гражданской идентичности, но и смысловой аспект. Известно, что смысл (личностный смысл) выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает в себе его собственные жизненные отношения, то есть положение человека в мире, его позицию. Положение, позиция человека в обществе характеризуют его принадлежность к общности граждан того или иного государства.

Во-вторых, несмотря на различия в понимании учеными данного понятия в рамках объектов своих наук, общим для них является понимание гражданской идентичности как осознание человеком принадлежности к определенной социальной общности, осознание себя в качестве гражданина этого общества, гражданина, обладающего определенными качествами.

Мы полагаем, что гражданская идентичность школьника — это такой процесс соотнесения себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, который выводит учащегося па осознание себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, на осознание своей принадлежности к граж данской общности, на понимание своих прав и обязанностей, реализуемых, в процессе участия в жизни гражданского общества, общественно-политические события которой оцениваются им по критерию ценностей гражданского общества, становящиеся мотивами его поведения и деятельности.

Таким образом, проведя анализ представленных точек зрения на гражданскую идентичность, можно сделать вывод: гражданская идентичность школьника — это сложное личностное образование, являющееся предпосылкой для становления гражданской идентичности как личностного качества школьника.

Предпосылки на каждой ступени психического развития ребенка, как подчеркивает В.С.Мухина, создают личностные образования, которые имегот непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие. Развитие человека идет в направлении совершенствования личностных качеств, обеспечивающих возможность существования личности как единицы общества, как члена коллектива [101, 52].

Гражданская идентичность является личностным качеством, которое формируется, воспитывается учителем, педагогом. Однако, учитывая положение В.С.Мухииой о том, что применительно к личности ребенка следует говорить лишь о формировании предпосылок, которые создают личностные образования, в нашей работе речь идет о гражданской идентичности школьника как личностном образовании. Говоря о формировании гражданской идентичности как личностного качества школьника, мы имеем в виду, что его предпосылкой является адекватное ему личностное образование, обладающее собственной структурой.

Анализ научной литературы показывает, что проблема структуры гражданской идентичности школьника в полной мере не осмыслена. Ученые, исследующие данное явление, как правило, раскрывают его содержание и не ведут речи о структурном оформлении гражданской идентичности. Сказанное подтверждается тем, что во всех приведенных выше определениях гражданской идентичности мы не находим обоснования ее структуры.

Содержание и методы формирования гражданской идентичности школьников

Стратегия деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников должна быть адекватна содержанию процессов, происходящих в обществе социальных перемен, обусловивших необходимость воспитания гражданина современной России. В этой стратегии высвечиваются задачи формирования у школьников знаний по истории Отечества и его культурных традициях, о политических событиях, о законах, о гражданском поведении и др.; приобщения школьников к ценностям «родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг» и др.; формирования у школьников опыта гражданского поведения, предполагающего организацию их участия в гражданских акциях, митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города и др.

Ценностный компонент гражданской идентичности школьника, отвечая па вопрос: «"Во имя чего?", определяет выбор целей и средств деятельности» [135, 32]. В ценностях содержится ответ на вопрос о смысле жизни, а сама система ценностей, содержание которых подвергается переоценке в зависимости от изменений, происходящих в материальной и духовной сферах общества, «разворачивается в конкретный образ, позволяющий представить себе место человека в мире» [135, 16], в гражданской общности.

Таким конкретным образом, который позволяет школьнику представить свое место в гражданском обществе, является образ идеального гражданина, как равноправного члена общества, осознающего свои личные интересы, соотносящего их с интересами государства, реализующего свои интересы. Образ идеального гражданина есть своего рода эталон, к которому надо стремиться. Идеал есть «идея движения, схватывающая его суть, объединяющая в едином образе стратегические ответы па вопросы, во имя чего двигаться и как сделать способ движения достойным высокой цели» [135, 18).

Одной из таких идей, которая схватывает суть образа идеального гражданина как идеала, является идея единения граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам, ценностям, оценкам, в понимании социальных изменений, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотнося І себя с гражданской общностью и, испытывая чувство гордости за свою Родину, споспешествуют процветанию общества.

Движение к идее «единение граждан» осуществляется в контексте соотнесения человеком, школьником с гражданской общностью, ее ценностями и нормами. Благодаря такому соотнесению человек осознает (начинает осознавать) себя как гражданина своей сі раны и как члена гражданского общества, свою принадлежность к гражданской общности. Если в идее имеет место «сип-тез ценностей человека и его знаний о мире и о самом себе» [135, 19], то в идее единения граждан, соотносящих себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами, имеет место синтез ценностей, образующих содержание ценностного компонента гражданской идентичности, и знаний о том, кто такой гражданин, о гражданской общности, о государственной символике, знаний по истории Отечества и его культурных традициях, о политических событиях, происходящих в государстве, о законах и др.

Мы полагаем, что гражданская идентичность указывает вектор движения людей к их единению в гражданском обществе.

Идея единения граждан является ведущей идеей разрабатываемой нами практико-ориентировашюй концепции формирования гражданской идентичности школьников, гак и экспериментальной работы по формированию такой идентичности школьников. В этой идее обобщается существующая практика формирования гражданской идентичности школьников.

Решение задачи формирования гражданской идентичности школьников требует реализации подходов и принципов, совокупность которых служит ос иованием нрактико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности школьников.

Подход задает обобщенное видение предмета исследования, стратегию» и направленность научной и практической деятельности педагога. Подход, как подчеркивает Э.Г.Юдип, есть точка зрения, с которой рассматривается объект-изучения ... есть понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования [185, 69].

Выбор научных подходов и принципов основывается на раскрытых нами теоретических положениях о гражданской идентичности как личностного образования школьников, о содержании структурных компонентов.

Опираясь на данные теоретические положения, мы в качестве ведущих подходов к формированию гражданской идентичности школьников выбираем ценностный и этнокультурный подходы.

Раскроем данные подходы и обоснуем, почему необходимо и важно их реализовыватъ в опытно-экспериментальной работе.

В русле ценностного подхода, как отмечают В.П.Бездухов и А.В.Бездухов, исследуется общая для всех наук, изучающих человека, проблема - ценностные основания жизнедеятельности, и, добавим, ценностные основания единения граждан [20, 96]. Категория «ценность» выступает в функции общего методологического ориентира на пути объяснения ценностного подхода к формированию гражданской идентичности школьников.

Если исходить из того, что, как подчеркивают А.В.Бездухов и Р.Н.Гуртовская, ориентиры, которые выбираются и которые придают направленность целеобразоваиию в рамках целесообразной деятельности, задаются ходом общественного развития, развития гуманитарного знания [19, 34], то становится понятным, почему категория «ценность» выступает в качестве методологического ориентира для объяснения ценностного подхода к формированию гражданской идентичности школьников. Ценности, которые выбраны нами в качестве образующих содержание ценностного компонента гражданской идешич пости школьников, заданы ходом общественного развития. Ценности «родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «гордость», «справедливость» и др. действительно задаются ходом общественного развития, ориентиром которого является единение граждан. Едипенгис граждан, в свою очередь, как идея придает направленность целеобразованию в рамках целесообразной деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников.

Ценности толерантности, гордости, великодушия и другие ценности как системообразующее начало других компонентов гражданской идентичности выступают в качестве ориентиров педагогической деятельности, в рамках которой реализуется ценностный подход к формированию гражданской идентичности школьников. Что касается ценности как категории, то она выступает в качестве методологического ориентира объяснения сущности ценностного подхода.

Исходя из сущности ценностного подхода, которая заключается в том, что он (ценностный подход) направлен на понимание смыслов значений, на развитие способности учащихся к осмыслению как наделению смыслом [20, 100], нацелен на раскрытие смысла объектов, понятий и т.д. в аспекте их соотнесения с явлениями социально-нравственной жизни общества [20, 101], становится понятным, почему ценностный подход обеспечивает раскрытие учащимися смысла великодушия, толерантности, на соотнесении с явлением единения граждан.

Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности школьников

Формирование гражданской идентичности школьников - это такая соц и-ально-педагогическая проблема, решение которой делает возможным не L о лысо выводить учащегося па осознание себя как гражданина своей страны и как члге-на гражданского общества, па осознание своей принадлежности к граж/щпской общности, по и ориентировать школьников на жизнь в соответствии с золотым правилом нравственности.

Учитывая сказанное, мы делаем выводы о результативности экспериментальной работы на основании результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента, которые сравниваются с данными констатирующего его этапа. Отметим, что экспериментальная работа проводилась с одними и теми же школьниками в период реализации проіраммьі дополнительного образования детей «Люблю Sama.ru - горжусь Россией» на базе Самарского Дворца детского и юношеского творчества, то есть со школьниками, которые являлись членами команд, реализующих городские школьные Интернет-проекты.

Изучение гражданской идентичности школьников на контрольном этапе эксперимента осуществляется с помощью тех же методов исследования, что и па констатирующем его этапе. Логика программы исследования и последующего теоретического анализа полученного эмпирического знания была продиктована пониманием гражданской идентичности и содержания ее структурных компонентов. Проанализируем полученные данные, проведем их качественный анализ и сопоставим с теми, которые были получены в процессе констатирующего этапа эксперимента.

Изучая с помощью метода понятийного словаря представления школьников о понятиях «гражданин», «идентичность», «гражданская общность», «гражданственность» (Приложение 1, вопрос I), мы фиксировали в их сознании момент «теперь» [47, 47], содержание которого, как показывают полученные результаты, изменилось по сравнению с содержанием «теперь» на консіатирую-щем этапе эксперимента.

Осмысление полученных данных показывает, что, если на констатирующем этапе эксперимента - это были в целом стихийно сложившиеся предста.в-ления о понятиях «гражданин», «идентичность», «гражданская общность», «гражданственность», то на контрольном этапе эксперимента их представления уже не фрагментарны, а достаточно целостны.

Исследованием установлено увеличение количества школьников, считающих, что «гражданин» - это «человек, который принадлежит к определенному государству», «выполняет его законы и следует традициям и обычаям своего народа», на 16,21% .

При этом сознание школьников в период экспериментальной работы обогатилось новым знанием. На контрольном этапе эксперимента их сознание «знает» больше, чем на констатирующем его этапе. Так, 12,87% считают, чаю гражданин «гордится своей Родиной», 9,90% - «готов к ее защите», для 19,31 % школьников гражданин есть патриот своей Родины.

Раскрывая содержание понятия «гражданин» они достаточно подробно описывают, какими качествами обладает гражданин: «ответственность за свои слова и поступки» (13,86%), «зрелость» (26,24%), «уважение к другим людям» (25,74%о), «достойное поведение в обществе» (12,38%).

Подтверждение сказанному мы находим в суждениях школьников. Так, в процессе работы над Интернет-проектом Гражданин Самары - гражданин России», старшеклассники, ища ответы на вопросы: «Кто такой гражданин?», «Кого можно назвать настоящим гражданином своей Родины?», «Чем отличается гражданин Самары от гражданина России?», указывали, что «гражданин — это патриот своей страны» (Дмитрий С); «гражданин Самары — это человек, который всю свою жизнь посвятил работе па благо родного города», приводя при этом примеры (Алексей Росовский - Почетный гражданин города Самара -Василика Л.); «гражданином я считаю человека, который своим талантом про славляст Россию и Самару, таким был Дмитрий Ильич Козлов — конструктор ЦСКБ» (Егор С). Размышления школьников о том, кто такой гражданин, базировались на краеведческом материале, на архивных документах, с которыми они самостоятельно работали и связанных с институтом Почетного гражданства в России и в Самаре.

Исследованием установлено, что если на констатирующем этапе эксперимента школьники лишь пытались раскрыть смысл идентичности, не указывая на то, что представляет собой идентичность, то на контрольном этапе экспер и-меита, несмотря на то, что при раскрытии содержания данного понятия они гго-прежиему испытывают затруднения, суждения школьников уже не столь фрагментарны, как было ранее.

Так, сознание 20,79% школьников «знает», что идентичность - это «то, кем я себя считаю: русским, христианином, мусульманином, военным». Одпатсо некоторые школьники по-прежнему смешивают явление идентичности с личностными качествами человека, такими как «добрый», «умный», «справедливый» и т.п. (22,77%). Несмотря па то, что достаточное количество школьников (56,44%о) затруднились с ответом на поставленный вопрос, 26,24% полагают, что идентичность — это есть результат процесса соотнесения себя с сообществом. Не ведя речь о соотнесении себя с ценностями и нормами общества, школьники, тем не менее, указывают, что идентичность характеризует человека с точки зрения его принадлежности к гражданской общности.

Дальнейший анализ эмпирического знания показывает, что представления школьников о гражданской общности упрочились. Количество школьников, полагающих, что «гражданская общность — это группа граждан, проживающих на территории определенного государства, которая имеет свою историю и традиции», увеличилось на 60,17%. Ряд школьников связывают данное понятие с символами Российской Федерации, которые едины для всего народа России (9,41%о). Лишь 7,42%о школьников затруднились ответить на вопрос, что такое гражданская общность.

Как и па констатирующем этапе эксперимента раскрытие содержания п о-пятия «гражданственность» не вызвало у старшеклассников затруднений. Однако суждения школьников о гражданственности стали не только более аргументированными, чем ранее, но и доказательными.

Школьники не просто трактуют понятие «гражданственность» с позиции общечеловеческих качеств: «патриотизм» (71,78%), «соблюдение законов» (8,91%), «долг» (6,93%о), «знание истории своего Отечества» (6,44% ), «ответственность перед своей страной» (5,94% ), но приводят примеры того, как гражданственность воплощается в реальной жизни.

Исследуя в период работы над проектом «Эхо войны» исторические события Великой Отечественной войны, старшеклассники выражали собственное отношение к событиям истории своей семьи в контексте истории России. Никольская Ллина (школа №12), размышляя о гражданственности и патриотизме, выразила свои так свои чувства: «После смерти дедушки я делала на конкурс вышивку «Солдаг-победитель». Взяв фотографию из альбома, вдруг заметила, что па обороте написаны очень добрые и нежные слова. Это мой дедушка посылал привет родственникам из освобожденного Берлина. Его образ и стал прототипом моего солдата. Л фото и письмо вместе с вышивкой путешествовало по выставкам. Так мой дедушка уже после смерти продолжал жиіь не только в моей памяти, но и в моих делах. Я счастлива, что дедушка со мной и оставил след в моей жизни. Он с честью выполнил свой долг. Он - настоящий гражданин и патриот».

Как видим, школьники, раскрывая содержание данных понятий, определяют свою позицию, свое отношение к жизни и ее ценностям.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что до участия школьников в Интернет-проектах их представления о понятиях «гражданин», «идентичность», «гражданская общность», «гражданственность» не были четкими, носили расплывчатый и, зачастую, не взаимосвязанный характер. Если у старшеклассников на констатирующем этапе эксперимента знания о данпых понятиях были почерпнуты из материалов школьных программ по истории, СМИ, различных внеклассных мероприятий граждапско-патриотической направленности, то на контрольном этапе эти знания стали достаточно осмысленными. Прослеживается тесная взаимосвязь между данными гюиятиямги. Школьники осознанно «рисуют» портрет гражданина, как члена гражданской общности, соотносящего себя с данной общностью, его предками, знающего историю, традиции и обычаи общества, в котором он проживает. Так, например, Карпеева Света (Центр внешкольной работы Железнодорожного района) написала на страничке Интернет-проекта «Эхо войны»: «Сейчас в это трудно поверить, но наш народ выдержал суровые испытания, и молодое поколение должно все это ценить и хранить память о наших предках, которые ценой невероятных усилий отстояли свою Родину, выжили и дали жизнь нам. Мы должны быть достойны наших отцов и дедов». Школьники размышляют и анализируют свои возможные поступки и ту роль, которая отведена им в жизни современного российского общества.

Похожие диссертации на Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов