Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Левит Елена Ильинична

Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании
<
Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Левит Елена Ильинична. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Н. Новгород, 2003 194 c. РГБ ОД, 61:04-13/957

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования

В современных условиях растет тенденция к эстетизации всех сторон жизни: как материально-экономической, так и духовно-нравственной. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя такие значимые для человека "инструменты" познания жизни, как интуиция, в чувствование, понимание. Именно эти качества чрезвычайно значимы для культурного человека.

Эстетический путь освоения действительности непосредственно связан с формированием системы ценностей, что должно вести человека к "идеальному способу человеческого существования" (К.Ясперс), к жизни, проникнутой идеей блага и добра. Сегодня достаточно ясно осознан тот факт, что для современного человечества вне эстетики и нравственности невозможен дальнейший социальный и культурный прогресс. Это положение звучит в работах целого ряда специалистов в области философии, педагогики, психологии, культурологии, этики (М.М Бахтин, В.С.Библер, А.И. Буров, О.С. Газман, В.В. Гогуадзе, А.А. Гостев, И.А. Джидарьян, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.).

В приобщении человека к эстетической картине мира особое место занимает образование. Одна из его главных задач - приблизить человека к миру, дать о нем достоверные знания, помочь войти в реальные процессы жизнедеятельности, проявляя свою человеческую сущность, находя себя и свой собственный путь развития. Для современной системы образования характерна ориентация на формирование культурной личности, Человека Культуры, способного постичь все многообразие окружающей действительности, установить собственную естественную связь с миром, осознать мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Это актуализирует задачу формирования эстетической культуры,

трактуемой в нашем исследовании как существенный элемент целостной культуры личности. Данная задача тем более важна, что современная социокультурная ситуация в России характеризуется распространением квазикультуры, которая стала занимать место культурных ценностей. При этом культурная идентификация человека основывается на тех образах и ценностях, которые искажают (дезгарионизируют) собственный образ человека и его впечатления (образы) окружающего мира, что препятствует формированию адекватного поведения, ощущению внутренней и внешней гармонии.

Наиболее адекватно жизнь постигается искусством, составляющим базис эстетической культуры общества. В том, что искусство оказывает исключительно сильное влияние на личностное развитие, нас убеждают труды Б.В.Асафьева, Л.С.Выготского, Г.Г.Гадамера, Б.Д.Кабалевского, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского. Авторы связывают это влияние с образной природой художественной культуры. Образ обогащает мысль, он "вычерпывает" из объекта все новое и новое его содержание (С.Л.Рубинштейн). Представляет интерес современное рассмотрение художественных образов как информации особого рода, а самого искусства - как особой знаковой системы, процесс понимания которой сопряжен с ее "раскодированием" (Ю.М.Лотман, Schiffer S., Ntisser U.).

Понимание информации не исчерпывается рациональным познанием, значительное место занимает доинтеллектуальное, образно-символическое постижение реальности, в которой имеют место системные связи познавательно-моделирующего и знаков о-коммуникативно го аспектов искусств (Ю.М.Лотман). Главным моментом в эстетическом постижении мира является извлечение и переживание личностного смысла, содержащегося в произведениях искусства. Искусство позволяет извлечь смысл раньше, чем осуществляется понимание всех аспектов произведения (А.А.Мелик-Пашаев, Г.Г.Шпет и др.).

В ряду искусств, представляющих мощное средство эстетического развития человека, музыка занимает особое место. Располагая "многослойным информационным полем" (Д.Б.Кабалевский), она обладает возможностью порождения множества настроений, мыслей и чувств, побуждения к тем или иным поступкам; является средством духовного обогащения человека, способствуя его культурному становлению. По общему признанию специалистов в области психологии, педагогики, музыкального образования и эстетического воспитания, успех эстетического развития человека обусловлен его педагогическим обеспечением, начиная с младшего возраста (Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Э.П.Костина, В.А.Разумный, Б.М.Теплов и др.). Особую актуальность формирование основ эстетической культуры представляет на этапе младшего школьного возраста, так как этот период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы, для установления взаимодействия между чувственным познанием и рациональным (Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина).

Педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах приобщения детей к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, что обеспечивает основу для дальнейших педагогических исследований в области эстетического развития детей младшего школьного возраста. В педагогической теории и практике сложился также обширный опыт эстетического воспитания школьников. В то же время, следует отметить, что в изменившихся социально-педагогических условиях возникает необходимость разработки новых педагогических подходов к эстетическому воспитанию, свободных от излишней идеологизации, основанных на современной методологической базе педагогики, актуализирующих принцип культуро сообразности в педагогическом процессе.

Рассмотрение научных работ, посвященных проблемам музыкального образования, позволяет констатировать тот факт, что обращения к проблемам эстетического развития личности учащихся немногочисленны. Мы отмечаем две фундаментальные работы методического характера, где с разной степенью полноты затрагиваются вопросы эстетического становления учащихся в условиях музыкального образования. Это исследования Е.Ю.Глазыриной, посвященное освоению музыки как художественного явления мира в общеобразовательной школе (2001 год) и Н.П.Шишлиной, посвященное формированию мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством (2003 год).

Проведенный в процессе исследования анализ научных источников и музыкального образования детей позволяет констатировать, что в практике дополнительного образования эстетическое воспитание практически отождествляется с художественным, следствием чего является «однобокость» развития учащихся, отрыв их эмоционально-чувственной жизни от рациональной. Эту мысль мы обнаруживаем в трудах философов, обращающихся к исследованию проблем художественного и эстетического воспитания и образования (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Г.А.Праздников и

др.)-

Обобщая положения, высказанные разными авторами по проблеме приобщения детей к эстетической культуре, мы отмечаем, что системообразующим элементом, характеризующим культурно-эстетическое присвоение, является эстетическое отношение, приводящее к упрочению соответствующих ему эстетических ценностей. Таким образом, считаем возможным рассматривать эстетическую культуру личности как всю сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать мир, базирующуюся на эстетическом отношении к действительности.

Суммируя все сказанное, отметим, что актуальность исследования обусловлена: а) необходимостью уточнить показатели эстетической

культуры в их «деятельностно-человеческом разрезе» (Г.А.Праздников) и выявить возможности формирования эстетической культуры у детей младшего школьного возраста; б) необходимостью полноценной реализации потенциала эстетического развития, заложенного в художественном (в частности, музыкальном) дополнительном образовании; в) значимостью эстетической культуры для развития личности ребенка; г) преобладанием в практике музыкального образования задач, ориентированных на формирование технических умений и отдельных психических и личностных качеств и свойств, и еющих отношение, прежде всего, к учебной деятельности (внимания, "усидчивости", настойчивости и упорства и т.д.). В целом практика музыкального образования оставляет впечатление фрагментарности и упрощения эстетического развития ребенка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность до сих пор не становятся для большинства младших школьников, посещающих музыкальные школы и студии, важной частью жизни. В то же время, именно музыкальное дополнительное образование обладает особыми возможностями для формирования эстетической культуры. Опираясь на свободный творческий t выбор ребенка, дополнительное образование способно обеспечить максимальную активность и заинтересованность в художественно-эстетическом постижении действительности.

Изучение научных источников, а также практики музыкального дополнительного образования позволило обнаружить противоречие между актуальностью формирования эстетической культуры как существенного элемента общей культуры личности и недостаточной разработанностью научно-педагогических оснований решения этой задачи в современных условиях дополнительного образования.

Все сказанное выше позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия, определяющие успешное формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в

музыкальном дополнительном образовании? Разработка данной проблемы составила цель исследования.

Объект исследования

В качестве объекта исследования выступает музыкальное дополнительное образование детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования

В качестве предмета исследования выступает процесс формирования эстетической культуры у младших школьников в музыкальном дополнительном образовании.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование эстетической культуры у младших школьников будет успешным, если:

- разработана научно обоснованная педагогическая модель процесса
формирования эстетической культуры;

создана художественно-эстетическая развивающая среда в учреждении дополнительного образования;

педагогически обеспечено обогащение художеств енн о -эстетического опыта детей (художественно-эстетическое восприятие и деятельность).

Задачи исследования

Задачи исследования включают:

анализ научно-теоретических и методологических предпосылок формирования эстетической культуры у младших школьников;

выявление возможностей формирования эстетической культуры у младших школьников в музыкальном образовании;

определение специфики формирования эстетической культуры в младшем школьном возрасте;

- разработку и апробацию педагогической модели формирования
эстетической культуры учащихся в музыкальном дополнительном
образовании;

разработку педагогического обеспечения формирования эстетической культуры у младших школьников;

- разработку критериев и выявление уровней эстетической культуры
младших школьников, сформированных в специально разработанных
условиях.

Методологические основы исследования

Методологические основы исследования составили: философские труды, раскрывающие диалогический характер социокультурной деятельности и текста (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.К.Мамардашвили, Ю.М.Лотман и др.), исследования по философии образования (В.С.Гершунский, В.П.Зинченко и др.). Непротиворечивый синтез культурологического, междисциплинарного, системного подходов, применяемый в использовании информации из различных областей знания (философии, социологии, педагогики, культурологии, психологии и др.).

Теоретическая база исследования Теоретическую базу исследования составили психологические (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко и др.) и педагогические (В.И.Андреев, В.С.Безрукова, Е.В.Бондаревская и др.) исследования, труды по проблемам культурологического подхода в образовании (В.С.Библер, Г.Л.Ильин, Ю.М.Лотман, В.С.Степин, Э.Сэпир) и теории эстетического воспитания (Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный). Теоретическую основу исследования составили также труды Б.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, И.М.Сеченова, посвященные проблемам восприятия и формирования образа, теория детального видения в процессе восприятия (В.Т.Степанов); положения о развитии сенсорных способностей

человека в онтогенезе (Р.Арнхейм, Л.А.Венгер, В.А.Гуружапов, А.Н.Леонтьев и др.), о перцептивных действиях (Б.И.Беспалов, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Т.Китахаси и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), концепция интегративно-интенсивного обучения (И.В.Петривняя); положения музыкальной педагогики (Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, В.П.Гутор, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Римский-Корсаков и др.) и музыковедения (М.Г.Арановский, Б.В.Асафьев и др.).

Методы исследования

В процессе исследования был использован комплекс методов, включающий: анализ и обобщение научных источников; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение программной документации, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Негосударственного учреждения дополнительного образования Детский гуманитарный центр (г.Нижний Новгород).

Организация и этапы исследования

Исследование проходило в период с 1997 по 2003 год. Первый этап (1997-2000г.г.): сбор фактического материала, изучение научных источников, анализ и оценка современного состояния проблемы, определение проблемы исследования и ее теоретических оснований. Второй этап (2000-2002г.г.) был посвящен выявлению и научному обоснованию педагогических условий формирования основ эстетической культуры у младших школьников, разработке педагогического обеспечения этого процесса и его опытной апробации. Третий этап (2002-2003г.г.): обработка фактических материалов, обобщение результатов исследования, апробация материалов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования характеризуется следующими позициями:

выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования эстетической культуры у младших школьников

в педагогический оборот введен большой объем научной информации об образе как феномене процесса музыкального образования, развитие которого является существенным фактором формирования эстетической культуры у учащихся;

разработана педагогическая модель формирования эстетической культуры у младших школьников, основанная на идее, что культура есть собирательный образ, определяющий универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя;

выявлена взаимосвязь эстетического отношения учащегося к действительности и образов, которые порождаются музыкально-художественной деятельностью и выступают основой его мыслей и чувств, формируя ценностное отношение к художественным явлениям как основу эстетической культуры;

обобщены педагогические закономерности, существенные для формирования эстетической культуры в процессе музыкального дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучена специфика формирования эстетической культуры средствами музыки, и качественные особенности эстетической культуры у младших школьников. Обоснована модель формирования эстетической культуры в музыкально-образовательном процессе.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогического обеспечения модели формирования эстетической культуры у младших школьников, в доведении теоретических положений до уровня практических рекомендаций. Разработанные в процессе исследования материалы могут быть использованы в практике музыкального образования детей в разных типах учреждений дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений на научных конференциях разного уровня (2003г.- Нижний Новгород), посредством освещения материалов в научных статьях и включения результатов исследования в педагогический процесс Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова в виде спецкурсов, а также - посредством реализации программы и педагогического обеспечения формирования основ эстетической культуры в практике Детского гуманитарного центра (г.Нижний Новгород). Материалы исследования апробировались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова в период 1999-2003г.г,

Достоверность и обоснованность результатов

Достоверность результатов обеспечивается опорой на

фундаментальные теории и современные положения комплекса наук, комплексом взаимодополняющих непротиворечивых методов исследования, опытной проверкой теоретико-практических положений исследования.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Педагогическая модель формирования эстетической культуры у младших школьников.

2 . Научно-теоретические основы ее построения в дополнительном музыкальном образовании.

3. Педагогическое обеспечение для реализации разработанной модели.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании