Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Родь Ярослав Иванович

Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси)
<
Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Родь Ярослав Иванович. Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2002 142 c. РГБ ОД, 61:02-13/1188-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ 15

1. Сущностные характеристики музыкально-эстетической культуры 15

2. Этносоциальная среда как условие формирования социокультурных парадигм 29

3. Концепция построения модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях специфической среды 48

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ 73

1. Технология подготовки и проведения педагогического эксперимента 73

2. Внедрение модели системы формирования музыкально-эстетической культуры 88

3. Результаты внедрения модели в образовательный процесс 97

Заключение 113

Список литературы 123

Приложения

Введение к работе

Проблемы переходного периода, обусловленные кардинальными изменениями во всех сферах жизни российского общества, в значительной степени проявили себя в связи с переоценкой социальных ценностей и культурных парадигм. Отказ от некоторых ключевых народных традиций и принципов негативно сказался на функционировании отдельных социальных институтов, в том числе на стабильности процессов эволюции воспитательно-образовательной системы. При сохранении устойчивого развития отдельных направлений образования (к примеру, социально-экономического характера), снижение внимания к дисциплинам и специальностям гуманитарного цикла, в частности, связанным с музыкальным и, шире, - эстетическим воспитанием новых поколений россиян, свидетельствует о негативных тенденциях в современной школе. Решение проблемы усугубляется в тех образовательно-воспитательных учреждениях, которые функционируют в специфических условиях развивающей этносоциальной среды. Не случайно сегодня наблюдается всплеск интереса к этнопедагогике как науке, способной дать современной практике рекомендации сциентистского характера, направленные на развитие этнических культур и совершенствование образования.

Исправить негативные тенденции в этой сфере призвана принятая в 2000 году правительством России «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Этот основополагающий государственный документ устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Среди важнейших задач государства в сфере образования Доктрина определяет:

- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

- сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

- сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

- развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока... (см.: 122, с.4-13).

Поставленные в Доктрине эти и другие задачи требуют теоретического осмысления и практического решения, на что и направлена наша работа.

В современной науке сформировалась необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблемы моделирования новой образовательной парадигмы в сфере музыкально-эстетического воспитания. В частности:

- определены сущностные характеристики музыкально-эстетической культуры (Ю.М.Алиев, А.И.Арнольдов, Е.В.Боголюбова, Л.В.Горюнова, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Н.Б.Крылова, Б.Т.Лихачев. Р.А.Тельчарова,)

- разработаны теоретико-методологические основы музыкально- эстетического развития (Ю.М.Алиев, О.А.Апраскина А.Л.Готсдинер, О.М.Доронина, Т.С.Зиновьева, Н.Б.Крылова, Т.А.Палагина, М.А.Фадеева, В.Н.Шацкая);

- теоретически и эмпирически выработаны и обоснованы методы музыкально-эстетического воспитания и образования (Д.Б.Кабалевский, Ю.М.Пименов);

- предприняты попытки создания моделей музыкально-эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский,), проектирования новых образовательных систем и технологий (О.М.Доронина, М.А.Фадеева) в различных педагогических формах организованной учебной и внеучебной работы.

Тем не менее, музыкально-эстетическое воспитание с точки зрения этнопедагогики как формирование культуры субъекта (объекта) в специфических условиях этносоциальной среды остается наименее исследованной областью. Отдельные работы, рассматривающие условия воспитательной среды (Ю.Г.Абрамова, Т.К.Мурманцева, В.Л.Клевцова, Т.В.Склярова, З.И.Саласкина, Т.А.Сафронова, Т.Г.Стефаненко,

Л.Н.Татаринова,) и проблемы межэтнических отношений (И.А.Дадов, Л.И.Дробижева, А.А.Сусоколов, М.С.Каган, И.А.Ким, С.Г.Ларченко, С.Н.Еремин) не могут восполнить дефицита знаний в указанной выше области,

что определяет актуальность темы исследования: «Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды».

Особую остроту и актуальность исследованию придают вопросы, связанные с межэтническими, межнациональными отношениями, обострившимися в последнее десятилетие в связи с распадом СССР и становлением посткоммунистического социального пространства. Длительное время отечественные ученые руководствовались положением о том, что с ликвидацией классовых антагонизмов проблемы межнациональных отношений исчезнут сами по себе. Этот идеологический принцип доминировал как в теории, так и в интерпретации реальных фактов и событий, что привело к ослаблению внимания к этнологическим исследованиям. В этнопедагогике и других науках, изучающих этнические проблемы (культурология, этнопсихология, этносоциология), сложился определенный вакуум в изучении этнокультурных процессов, частично восполнить который призвана данная работа.

В русле решения общегосударственных задач, выдвинутых в «Национальной доктрине образования в РФ», нами проведено педагогическое исследование процессов формирования музыкально-эстетической культуры личности в специфических условиях развивающей этносоциальной среды на примере этносов ханты и манси, компактно проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе в Северо-Восточной части России.

В выборе объекта анализа и преобразовательской деятельности мы исходили из характерных признаков этих малых этносов: изначальной природной музыкальности и многообразия музыкальных традиций хантов и мансийцев, являющихся представителями финно-угорских народов. Едва ли еще найдутся в мире нации или народности, в которых каждый человек имеет собственные именные песни: одну детскую именную песню, подаренную ребенку матерью, другую - сочиненную им самим к своему совершеннолетию (некоторые имеют также именной инструментальный наигрыш). Своеобразные

песни-талисманы, песни-обереги, призванные защитить, приносить удачу их носителям, сопровождают их владельцев на протяжении всей жизни. Едва ли меньшее значение в жизни этих народностей играют их специфические музыкальные инструменты. Вся эта музыка не для эстрады, не для широкой публики; эта музыка - отражение внутреннего состояния души национального индивида.

Тем не менее, представители этих этносов испытывают на практике сложности адаптации в социальной среде, ориентированной на культуру европейской цивилизации. Эмпирические процессы социализации и адаптации к инородной культуре происходили ранее и продолжаются сегодня. Однако и сами процессы, и их результаты остаются во многом скрытыми от научного анализа и потому, с точки зрения педагогически целесообразного руководства ими, неконтролируемыми. Такое положение может обернуться негативными тенденциями как для функционирования и развития культуры самих этносов, так и в целом для регулирования межэтнических отношений в стране.

Отсюда целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели системы формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды.

Предметом исследования стало формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды, объектом - развивающая этносоциальная среда.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды будет успешным если:

- оно осуществляется в рамках социокультурной парадигмы и ориентируется на творческую деятельность в зоне ее влияния, а не на репродуктивное воспроизведение традиций инонародной культуры;

- воспитательный процесс направлен на саморазвитие личности, на самостоятельный выбор социально значимых ориентиров, что ведет к

качественно новому этапу музыкально-эстетического развития индивида и общества;

- содержание воспитательной деятельности учитывает особенности культурных парадигм развивающей этносоциальной среды и художественной направленности музыкально-эстетических интересов конкретного этноса.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в диссертации решаются следующие задачи:

1. Концептуализация формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды на основе анализа педагогической и междисциплинарной литературы, обобщения опыта предыдущих исследований.

2. Обоснование содержания и взаимосвязи ключевых понятий: «музыкально-эстетическая культура», «развивающая этносоциальная среда», «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», «межнациональные и межкультурные отношения» и частных дефиниций, используемых в диссертации.

3. Определение эффективности новой системы формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды.

В качестве методологической основы диссертационного исследования выступают фундаментальные общенаучные методы познания в их применении к этнопедагогике: философские аспекты проникновения в сущность явлений культуры (А.Ф.Лосев, А.И.Арнольдов, Д.И.Варламов, В.В.Давыдов, М.С.Каган); общие основы психологии человеческой деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теории индивидуальных различий и музыкальных способностей (Б.Г.Ананьев, В.В.Ванслов, Л.С.Выготский, А.Г.Ковалев, Б.М.Теплов); вопросы профессиональной деятельности педагога (Ю.П.Азаров, П.П.Блонский, Л.Г.Вяткин, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий); положения общей и музыкальной педагогики и психологии о музыкально-эстетическом развитии

(Б.В.Асафьев, Ю.К.Бабанский, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, Л.Н.Коган, А.Н.Сохор, В.Н.Шацкая); выводы социологов о сущности этносоциальной среды и ее влиянии на процессы формирования этнической культуры (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Л.Г.Ионин, Н.Б.Крылова, В.С.Цукерман).

Частные методы использовались комплексно: изучение и анализ литературы по проблеме исследования в области педагогики, психологии, социологии, эстетики, музыкального воспитания и обобщение передового педагогического опыта позволили подготовить теоретическую часть диссертации; естественный социолого-педагогический эксперимент, включавший моделирование, анкетирование, тестирование, опрос и педагогическое наблюдение: непосредственное (индивидуальное и коллективное) и опосредованное (анализ результатов педагогической деятельности) стали основой разработки и апробации инновационной деятельности диссертанта.

Теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых по педагогике (3, 5, 12, 23, 37-41, 71, 72, 105, 179, 199), а также работающих в смежных с ней научных областях - философии (15, 29-31, 43, 45, 49, 52, 103, 213), психологии (35, 36, 48, 83, 99, 132, 137, 146), социологии (14, 27, 55, 69, 212), культурологии (9, 60, 67, 86, 90, 98, 107, 183), теории музыкального воспитания (1, 4, 7, 16, 22, 28, 123, 144) и этнологии (11,26, 50, 51, 57, 59, 104, 117, 176, 193). Междисциплинарный подход к изучению психолого-педагогических вопросов обусловлен этносоциальной направленностью диссертационного исследования и, отсюда, его комплексным характером.

Эмпирическую базу диссертации составляют материалы, собранные автором в процессе подготовки и проведения педагогического эксперимента, а также некоторые опубликованные материалы педагогических (22, 34, 58, 65, 80, 84, 116, 128, 188), этнологических (18, 19, 46, 96, 167-169, 189, 200), культурологических (10, 44, 66, 85) и социологических (21, 78, 133, 162, 182, 196) исследований по интересующей нас проблеме. Важную роль сыграли

личные наблюдения диссертанта в процессе анкетирования, тестирования и интервьюирования респондентов.

Логика и этапы теоретико-экспериментального исследования. Социолого-педагогический эксперимент проводился последовательно в течении трех лет (1998-2001 уч. гг.) со студентами Ханты-Мансийского филиала Нижневартовского государственного педагогического института, учащимися Ханты-Мансийского педагогического колледжа и участниками муниципального театра песни «Экспромт» Ханты-Мансийска. Его задачами стали:

1. анализ закономерностей музыкально-эстетических ориентации студентов и учащихся института и колледжа, а также участников театра песни, их художественных вкусов, потребностей, интересов;

2. разработка критериев, отражающих уровни музыкально-эстетической культуры, диагностического аппарата эксперимента;

3. обоснование методики и создание модели системы этноспециализированного формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды;

4. выявление динамики формирования музыкально-эстетической культуры респондентов в различные периоды и в зависимости от этапов проведения педагогического эксперимента;

5. подведение итогов, оценка эффективности разработанной и апробированной системы формирования музыкально-эстетической культуры личности.

Экспериментальная работа проводилась поэтапно от разработки теоретико-методологической концепции до анализа эмпирического материала и формирования научно-методических рекомендаций. Процесс исследования условно разделялся на три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых применялась система взаимодополняющих методов:

I этап включал следующие процедурные действия диссертанта: а) изучение и анализ теоретической и методологической литературы по исследуемой проблеме;

б) контент-анализ инструктивных учебных и методических материалов базы эксперимента (педагогического института, колледжа и театра песни);

в) наблюдение за процессом формирования музыкально-эстетической культуры будущих педагогов и участников театра песни;

г) формулировка концепции эксперимента, принципов подхода, гипотезы, цели и задач;

д) разработка модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности.

На II этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты. В это время проводилась проверка гипотезы исследования, корректировка модели системы формирования музыкально-эстетической культуры и ее внедрение в практику работы экспериментальной базы;

На заключительном этапе подводились итоги эксперимента: осуществлялся анализ и проводилось обобщение результатов исследования; формулировались научные выводы и практические рекомендации.

Научная новизна диссертации определяется самой постановкой проблемы, спецификой предмета исследования и целеполаганием. В частности:

1) проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности впервые рассмотрена в условиях развивающей этносоциальной среды;

2) теоретически разработана модель системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в специфических условиях, основанная на принципах паритета, диалога, добровольности, интегративности этнокультур;

3) экспериментально доказана эффективность новой системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды;

4) разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию подготовки педагогов-музыкантов среднего и высшего звена, отражающие специфику процесса формирования музыкально-эстетической культуры в условиях полиэтнической среды.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

1) сформулировано понятие «развивающая этносоциальная среда», представляющее собой дефиницию, отражающую разновидность разноуровневой поликультурной социальной общности, в которой активно действуют процессы социализации и развития этносов;

2) уточнено понятие «музыкально-эстетическая культура», которое в специфических условиях развивающей этносоциальной среды рассматривается нами как гармоническое единство всех компонентов социокультурной деятельности, направленных на естественное совершенствование этнической парадигмы в русле развития общечеловеческой цивилизации;

3) введено в научный оборот понятие «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», которое означает - естественное органичное развитие способностей индивида в рамках традиционной социокультурной парадигмы со стремлением к трансцендентности в неадекватные инородные сферы, как необходимому условию обогащения народной культуры;

4) конкретизирована методика диагностирования уровня музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды;

5) расширено представление о принципах и методах формирования музыкально-эстетической культуры в специфических условиях полиэтнической среды.

Научную и теоретическую новизну исследования представляют также положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся; 1. Модель системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды, в основе которой лежат принципы паритета, диалога, добровольности и интегративности этнокультур, а также - развивающего обучения и комплексного подхода к воспитанию.

2. Критериально-диагностический аппарат исследования, позволяющий определить и проанализировать динамику изменения уровней музыкально-эстетической культуры на различных этапах проведения педагогического эксперимента.

3. Обоснование понятийно-терминологической базы исследования, включающей ключевые понятия «музыкально-эстетическая культура», «развивающая этносоциальная среда», «этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание», «межнациональные и межкультурные отношения» и частных дефиниций, используемых в диссертации.

Практическая ценность исследования заключается: в социальной адаптации разработанной модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности применительно к реальной действительности; в разработке системы педагогически целенаправленного музыкально-эстетического воспитания; в создании методических материалов и разработок для организации процесса развития эстетических качеств личности, составляющих основу формирования культуры этносоциальной среды.

Результаты проведенного педагогического исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса и в иных условиях поликультурной среды. Материалы диссертации могут быть применены при чтении спецкурсов по этнопедагогике в вузах, в системе повышения квалификации работников образования и культуры.

Достоверность и обоснованность выводов диссертации обеспечиваются: надежностью методологических, теоретических и эмпирических источников, их репрезентативностью; адекватностью методов исследования его целям и задачам; логически обоснованным сочетанием и взвимообусловленностью теоретической и экспериментальной составляющих работы; опорой исследования на реальную жизненную практику.

Апробация работы проводилась на XXIII научно-методической конференции «Направления и пути совершенствования профессиональной

подготовки специалистов в вузах на основе современных педагогических технологий» (Саратов, апрель 2001г.); на международной научной конференции «Диалог культур: XXI век» (Балашов, октябрь 2001г.), на международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (Саратов, февраль 2002г.); на методологическом семинаре работников культуры Ханты-Мансийска «Музыкальная педагогика на пороге XXI века: теория и практика работы» (Ханты-Мансийск, январь 2001г.); на методических совещаниях педагогов Ханты-Мансийского педагогического колледжа (Ханты-Мансийск, 2000-2001гг.); путем публикации основных положений диссертации в сборниках научных статей Саратовского педагогического института (Саратов, 2001г.), Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (Саратов, 2001г.) и межвузовских сборниках научных трудов «Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт коллективного исследования» (Екатеринбург, 2000г.) и «Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт международного исследования» (Екатеринбург, 2002г.), а также в проблемных материалах средств массовой информации Ханты-Мансийска.

Структура диссертации определяется целью и логикой исследования. Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цель и задачи, объект и предмет изучения, сформулирована гипотеза, показаны методологические и теоретические основы исследования, его научная, теоретическая и практическая значимость, способы апробации работы, а также выделены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды» уточняется терминологический аппарат, формулируются ключевые понятия «музыкально-эстетическая культура» и «развивающая этносоциальная среда», вырабатываются и обосновываются

принципы подхода к формированию музыкально-эстетической культуры в специфических условиях полиэтнической среды и создания модели системы этого процесса.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды» показана технология подготовки и проведения педагогического эксперимента, этапы внедрения модели образовательной системы музыкально-эстетического развития и анализируются результаты внедрения модели в образовательный процесс.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы выводы.

Список литературы содержит более двухсот источников. В приложении отображен инструментарий социально-педагогического эксперимента.

Сущностные характеристики музыкально-эстетической культуры

Анализ истории и современной социально-политической ситуации в России как многонациональном государстве показывает возрастание значимости этнического фактора во многих сферах жизнедеятельности общества. Основные проблемы современного функционирования социума и этносов в нем как составных элементов структуры общества в конечном счете замыкаются на проблемах культуры и межкультурных отношений. Как частный аспект этих проблем выделяется музыкально-эстетическая культура и вопросы ее формирования в условиях развивающей этносоциальной среды.

Этнокультурный подтекст присутствует в работах отечественных ученых многих гуманитарных отраслей современного научного знания, которые изучают проблемы культуры и педагогики: культурологии, социологии, этнографии, фольклористики, педагогики, психологии и т.д. Стремление понять культуру в связи с развитием общества лежит в основе исследований Э.А.Баллера, Д.И.Варламова, Ю.Н.Давыдова, С.Н.Еремина, Л.Н.Когана, С.Г.Ларченко, А.Н.Сохора и других авторов.

В зависимости от целей и задач, объекта и предмета исследования этнокультурная проблематика получает тот или иной ракурс освещения. Для нашего исследования важнейшее значение приобретает этнокультурный аспект музыкально-эстетического развития, то есть область музыкально-эстетической культуры и, одновременно, педагогики и социальных отношений, ярко окрашенная особенностями этнического менталитета.

Многие черты жизни этносов (орудия и способы производства и быта, правила этикета, традиционная одежда и т.п.) со временем теряют национальный колорит и только искусство, в частности музыка, остается национальной и даже в условиях инокультурных влияний может сохранять этническое своеобразие. Поэтому, именно в силу сужения в культуре этнической специфики, музыка сегодня играет для национального самосознания все более важную роль.

Ярким показателем актуализации этнической проблематики в современном научном знании является активизация теоретических исследований в обосновании концептуальных положений, а также ключевых понятий обществознания и этнологии. Тем не менее многие из них до сих пор не приобрели законченные научные формы и общепринятое содержание, а потому нуждаются в конкретизации во всяком новом исследовательском ракурсе. При этом широкое употребление различных дефиниций постоянно требует выяснения не только их конкретного содержания, но и места, занимаемого ими в теоретическом научном знании. В противном случае некоторые из них могут оказаться уже определенными, но под другим именем.

Базовыми понятиями данной диссертации являются: культура, музыкально-эстетическая культура, этноспециализированное музыкально-эстетическое воспитание, межнациональные и межкультурные отношения, этнос, развивающая этносоциальная среда, этническое (национальное) самосознание, менталитет.

Обзор определений культуры как родового понятия (Ю.М.Алиев, Э.А.Баллер, П.С.Гуревич, А.А.Деревянченко, Б.С.Ерасов, Г.И.Железовская, Н.С.Злобин, Л.Г.Ионин, Л.Н.Коган, В.В.Кочетков, Э.С.Маркарян, Г.Триандис, Г.Хофстеде, Б.Ярустовский), музыкально-эстетической культуры как частной дефиниции (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраскина, О.М.Доронина, Т.С.Зиновьева, Д.Б.Кабалевский, Н.В.Коваленко, Б.Т.Лихачев, Т.А.Палагина, Р.А.Тельчарова, А.И.Сохор, М.А.Фадеева, В.Н.Шацкая) и межкультурных взаимодействий (Ю.В.Бромлей, А.А.Деревянченко, С.Н.Еремин, С.Г.Ларченко) сделан нами на основе анализа философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, что позволило, с одной стороны, взглянуть на проблему комплексно, с другой,

- найти необходимый ракурс с позиции этнопедагогики. Проанализируем некоторые из определений, наиболее значимые для нашего исследования.

Для отечественных исследований второй половины XX века наиболее характерно вполне в духе марксизма-ленинизма широкое понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за многовековую историю своего существования. Культура, говорил Б.Ярустовский на VII Международном конгрессе ММС при ЮНЕСКО это «совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных народом в его общественно-практической деятельности» (113, с. 10). В этом смысле культура представляет собой объективированные результаты многообразной человеческой деятельности. Наиболее развитое выражение эта точка зрения получила в работах А.И.Арнольдова, Б.Ярустовского и др.

Однако такое определение культуры в котором за пределы категории выносилась сама человеческая деятельность, то есть сам человек как культуросозидающий субъект, вызывало справедливую критику ученых. Наиболее полно эта критика в резюмирующем виде была изложена Н.С.Злобиным. Он обосновывает оппонирующую позицию тем, что «определение культуры как совокупности ценностей создает основу для субъективно-оценочного подхода к ней, поскольку критерий «ценности» этих ценностей не выводится из определения культуры, а привносится извне» (66, с. 19).

Концепция построения модели системы формирования музыкально-эстетической культуры личности в условиях специфической среды

Проблема музыкально-эстетического воспитания в соответствии с этническими традициями - одна из наиболее сложных и потому исключительно актуальна в этнопедагогике. Господствовавшие длительное время в практике музыкально-эстетического воспитания просветительство соединенное с дилетантизмом, основанное на эмпирически обоснованном воспитании средствами музыки лишь академической, классической традиции должны смениться строго научно аргументированной методологией.

Другая крайность - интервенция культуры - также должна быть исключена из кросскультурных отношений. Любое насаждение инокультуры как правило больших плодов не приносит: зачастую насильственная совместимость культур вызывает реакцию отторжения.

Кросскультурные отношения могут приносить плоды только в результате процесса естественной ассимиляции. Социальная практика доказывает, что этот процесс осуществляется успешнее тогда, когда ассимилируют инонациональное сами представители развивающейся этнокультуры. В этом случае национальный менталитет перерабатывает данное чужое, превращая его в свое собственное, окрашенное этнической традицией.

Первый этап разработки модели системы формирования музыкально-эстетической культуры представителя конкретного этноса должен включать изучение этнических особенностей личности и группы, иначе говоря -менталитета этноса, а также социальной среды, в которой происходят кросскультурные процессы.

Изучая этносреду хантов и манси необходимо помнить, что к культуре аборигенов Северо-Западной Сибири нужно подходить с учетом особенностей их миропонимания, мироощущения, а также психологии, которая определяет многие особенности поведения.

Одной из особенностей мышления изучаемых национальных индивидуумов является тесное переплетение в их сознании элементов материальной и духовной культуры. Это качество проявляется как в отношении к предметам быта, так и в фольклоре, религиозных воззрениях и т.д. Таким образом, можно говорить о синкретичносте культуры и мышления хантов и манси. В их среде преобладают мыслящие практики и практикующие мыслители, у которых «материальное неразрывно сосуществует с духовным» (А.С.Песикова).

Ханты и манси отличаются искренней чистотой помыслов и намерений, честностью, благородством чувств, а отсюда - открытостью, доверчивостью, щедростью, великодушием, и, в то же время, - исключительной собственной социальной духовной незащищенностью.

Представителям аборигенов Северо-Западной Сибири присущи особые черты характера; в частности, они очень стеснительны. Попадая в новую среду, они, как правило, замыкаются в своем маленьком мирке и становятся раскованными лишь пройдя период адаптации. Отсюда защитная реакция хантов и манси, направленная на сохранение собственной культуры, которая проявляется в ограничении выхода своих соплеменников в инонародную, в особенности техногенную среду.

Наконец, музыкально-этнической культуре хантов и манси присущи специфические черты, которые непосредственным образом сказываются на их адаптации в мировую художественную культуру. В частности, для хантов и манси не характерно многоголосие и вообще хоровое пение; их музыка основывается на сольном синкретичном исполнительстве, где свобода выражения художественного образа порой граничит с несанкционированным европейской традицией ритмом и метром. Эти особенности музыкальной культуры малых народностей Сибири создают определенные проблемы их адаптации в европейскую художественную культуру. Тем не менее, эти проблемы имеют ситуативный, временной аспект и их решение вполне укладывается в задачи педагогического характера.

Сегодня подготовка учителя музыки для работы в условиях развивающей этнокультурной среды, на наш взгляд, нуждается не столько в насыщении его сознания специальной музыкальной информацией, сколько в теоретическом осмыслении закономерностей формирования музыкально-эстетической культуры личности.

Главную задачу, которую должно выполнить наше исследование, -формирование современного этнокультурного сознания, лишенного крайностей национализма и этноцентризма, способного одновременно постигать этнокультуру своего народа со знанием и пониманием как мировой, так и других культур.

В воспитательно-образовательном процессе это означает ориентацию на учителя нового типа - подготовленного к поликультурной деятельности, способного вести педагогическую работу на полипарадигмальной основе.

В ходе педагогического исследования нами разработаны принципы подхода к моделированию системы формирования музыкально-эстетической культуры в условиях развивающей этносоциальной среды. При построении модели данной системы, на наш взгляд, необходимо:

- учитывать коренные особенности мышления и деятельности конкретного этноса;

- руководствоваться принципами паритета, добровольности и интегративности культур;

- в основу разработки методики музыкально-эстетического воспитания заложить принцип диалога, а не монолога культур (см.: работы В.С.Библера).

Мы приняли за основу последнего принципа методологические положения, изложенные в теории воспитания В.С.Библера. В частности он констатирует глобальную перемену приоритетов образования, или как он выражается «строя разумения», - «от «человека образованного» к «человеку культуры», сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры» (201, с.5-6).

По В.С.Библеру суть современного понятия, современной логики мышления - в диалоге разных культурных смыслов бытия (см.:201, с.7). По его мнению, «старое знание» должно включаться в новое знание не в процедуре гегелевского «снятия», но в структурах диалогического сопряжения старых и новых идеализации (принцип соответствия, соотношение дополнительности и т.д.) (см. :201, с.6). Не до конца разделяя философский аспект последнего положения, мы, тем не менее, в целом принимаем позицию В.С.Библера и используем ее в своем исследовании.

При таком подходе требуется существенное изменение содержания, методов и самих форм организации воспитания. Наивно полагать, что повысить уровень музыкально-эстетической культуры учащейся молодежи возможно внедрением в учебно-воспитательный процесс одного-двух новых эффективных приемов или коренной перестройкой какой-либо педагогической методики. Действенного результата возможно достичь только в соразмерном сочетании и целенаправленном комплексном применении многообразных форм, методов и педагогических технологий как индивидуального воздействия на личность, так и создания развивающей этносоциальной среды.

Технология подготовки и проведения педагогического эксперимента

Эмпирические наблюдения за формированием и развитием музыкально-эстетической культуры учащейся молодежи в Ханты-Мансийском педагогическом колледже, преподавателем которого многие годы являлся диссертант, муниципальном театре песни «Экспромт» и Ханты-Мансийском филиале НГПИ красноречиво свидетельствовали об отставании культурного уровня значительной части контингента данных учебных заведений. Это обнаруживалось и в отношении учащихся и студентов к учебному и концертному репертуару, и в наблюдениях за формами проведения ими музыкального досуга, и в их пассивном отношении к социально значимым музыкальным и художественным мероприятиям, проводимым в городе.

Наблюдения со временем потребовали поиска более точных оценочных критериев, нежели бессистемная эмоционально-логическая оценка педагога-наблюдателя, и разработки научно обоснованных способов определения уровня музыкально-эстетической культуры личности и конкретной социальной или этнической общности. Эмпирический опыт подсказывал, что путь решения этой проблемы возможно откроется в процессе анализа отношений современной молодежи к различным жанрам и видам музыкального искусства, а также с помощью выяснения причинно-следственных взаимосвязей и взаимозависимостей между выбором приоритетов в жанрах и действительным уровнем музыкально-эстетической культуры личности и социальной группы.

Данные проведенного нами в Ханты-Мансийском филиале НГПИ и педагогическом колледже в 1998 году выборочного социологического обследования учащейся молодежи позволили констатировать следующее: 78% опрошенных не могут определить своего отношения к такому жанру как опера, к балету - 73%, симфонии - 87%. Лишь 2% опрошенных назвали эти жанры в качестве любимых или, во всяком случае, интересных им. Процент предпочтений эстрадной, легкой музыки наоборот непомерно велик. Так, интересуются танцевальной музыкой 93% респондентов, современной эстрадой 88%, джазом - 54%. По количественной шкале предпочтений среди направлений легкой музыки современная молодежь (по данным того же опроса) выделяет рок-музыку - 62%. Наиболее популярными направлениями названы: арт-рок, панк-рок и хард-рок..

По результатам социологического обследования студентов и учащихся напрашивались совершенно конкретные выводы:

- предпочтения учащейся молодежи замыкаются на один тип субкультуры (ныне он так и называется: молодежная субкультура);

- у значительной части юношества бытует представление о музыке, не выходящее за пределы облегченной занимательности или бездумного развлечения;

- социокультурная парадигма музыкально-эстетических ценностей современной молодежи все более сужается (по сравнению с данными конца 80- годов, см.: 110, с.5-7);

- увеличение количества потребления музыки не приводит к качественному повышению культуры восприятия и оценки музыкальных явлений.

Решение дальнейших исследовательских задач потребовало последовательного проведения следующих процедурных действий:

- определение исходного уровня музыкально-эстетической культуры студенческой группы и каждого учащегося в отдельности, выделяя при этом данные по представителям этнических меньшинств;

- контроль за изменениями и интенсивностью развития музыкально- эстетической культуры экспериментальной социальной группы и личности в условиях развивающей этносоциальной среды;

- формулировка выводов об эффективности педагогического воздействия в условиях развивающей этносоциальной среды.

В ходе проведения социолого-педагогического эксперимента последовательно использовались следующие формы и методы исследовательской работы:

- разработка анкеты для презентивного опроса;

- выборочный коррелятивный опрос экспертов с целью проверки методики оценки функциональной значимости различных видов и жанров музыки, а также определения объективных социально значимых контрольных параметров;

- анализ эмпирических данных, полученных в ходе выборочного опроса экспертов;

- корреляция содержания анкеты, переработка ее вопросов с целью более эффективного определения качественных результатов эксперимента;

- первичный презентивный опрос учащихся экспериментальной и контрольной групп;

- анализ результатов первичного презентивного опроса учащихся; сравнение полученных эмпирических данных с объективными данными коррелятивного опроса экспертов;

- вторичный презентивный опрос учащихся, проведенный после внедрения в экспериментальной группе новой методики музыкально-эстетического воспитания;

- сравнительный анализ эмпирических данных, полученных в ходе первичного и вторичного опроса в обоих группах, а также сопоставление их с объективными данными опроса экспертов;

- подведение итогов экспериментального исследования; формулировка научных выводов и методических рекомендаций.

Одним из важнейших этапов исследовательской работы стала разработка анкеты. При ее составлении ставилась задача создать компактный, предельно доступный для использования исследовательский документ, который вместе с тем содержал бы максимум концентрированной информации не только количественного, но и качественного содержания.

Похожие диссертации на Формирование музыкально-эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (На материалах этносов ханты и манси)