Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке Ходжаев Курбон Тоирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходжаев Курбон Тоирович. Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т пед. наук Акад. пед. наук Республики Таджикистан.- Душанбе, 2006.- 40 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования - исходит из существующего противоречия между необходимостью использования в процессе воспитания и обучения прогрессивных педагогических концепциях мыслителей XI-века неизученностью и недостаточностью их применения в современной педагогике.

Изучение и всесторонние исследования истории развития педагогической мысли и духовной культуры мыслителей средневекового Востока имеет важное значение для обоснования мировоззренческих ценностей, которые соответствовали бы основным тенденциям развития современной педагогики. Педагогические мысли и направления мыслителей ХІ-века служили специальной формой и методами обучения, воспитания и нравственного усовершенствования.

Несомненно, что для оздоровления духовной жизни современного таджикского общества необходимы меры, к которым относится всесторонние исследования и пропаганда прогрессивного социально-этического наследия средневековых таджикских мыслителей.

Перелом основных принципов социально-политической жизни, повлекший за собой кризис в различных сферах общества, несомненно, нашел отражение в оценочных принципах относительно смысла и цели жизни человека, его этико-эстетических и социально-политических идеалах.

В настоящее время для формирования нового мировосприятия с целью выхода из духовного кризиса и нахождения нравственного идеала, необходимо возрождение таких общечеловеческих ценностей, как гуманизм, справедливость, вежливость, милосердие, сострадание, дружба, взаимопонимание и др.

История таджикской педагогики, как и любая другая общественная наука, в течение многих веков выработала систему своих концепции, менталитет и определенные категории Поэтому для создания и обновления адекватной картины ее становления и пополнения ее категориального аппарата необходимо также глубокое и всестороннее исследование мировоззрения отдельных мыслителей прошлого, внесших вклад в ее развитие. С этой точки зрения, изучение педагогических воззрений известных мыслителей персоязычных народов - Унсурулмаоли Кайковуса, Носира Хусрава, Газали, Ансори, Санои и других является актуальным и представляет определенный историко-педагогический интерес.

С нашей точки зрения особую трудность представляет создание общей картины истории педагогики таджикского народа, ибо до сих пор недостаточно изучены педагогические учения и концепции воспитания средневековых персоязычных мыслителей. По другим выражениям, изучение и исследование истории педагогических учений прогрессивных мыслителей

таджикского народа позволяет создавать динамику развития современной педагогики.

В этом плане исследования педагогических воззрений У Кайковуса, Носира Хусрава, Абу Хамида Газали, Абдуллохи Ансори, Абдулмачда Санои и других мыслителей XI века являются важными и своевременными. Их актуальность прежде всего вытекает из тех соображений, что педагогические взгляды этих мыслителей до сих пор являются малоизученными и идейные источники духовной и культурной жизни их времени не определены и не совсем ясна преемственная связь в истории педагогической мысли таджикского народа. Такая же неясность сохраняется и в вопросе соотношения религиозной и светской морали Не менее важным является определение исторических корней, социально-экономических и культурных условий формирования личности, преемственность взглядов мыслителей в культурном наследии прошлого' стандарты мировосприятия и поведения, нормы морали, стереотипы мышления и педагогические цели Изучение наследия этих мыслителей значимо не только для определения их мировоззрения, но и для полного представления об уровнях развития социально-этической, духовной культуры и общественно-политической жизни таджикского народа XI-века, ибо педагогические учения мыслителей оказали существенное влияние на обший ход развития педагогических идей народов стран Ближнего и Среднего Востока.

Степень изученности проблемы. Жизнь и творчество, педагогические концепции мыслителей XI-века давно привлекали внимание ученых Востока и Запада. О них можно найти сведения в антологиях, энциклопедиях, каталогах, справочниках. Поэтому изучение и анализ педагогических направлений XI-века представляет большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки Исходя из необходимости исследования педагогических и дидактических воззрений мыслителей XI-века, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих ученых: А. Е Крымского, Е. Э. Бертельса, Я Рипка, И. С. Брагинского, Э. Брауне, X Эте, О Ханбергера, В А. Иванова, Анри Корбена, А. М. Богоутдинова, А С Эдельман, В Б. Никитиной, В В Бартольда и др

Различные аспекты мировоззрения мыслителей XI-века рассматривались в трудах С. Айни, М. Шакури, 3. Раджабова, Ш Хусейнзаде, М. Орифи, Н Масъуми, X Мирзозоде, М. Диноршоева, Н Арабзаде, М. Султанова, М. Муллоахмедова, А. Девонакулова, А Абдуллаева, X. Шарипова, С. Халимова и др.

Надо отметить, что вопрос о педагогических идеях мыслителей X1 века, исследователи не касались Игнорирование педагогических и эстетических воззрений этих представителей исторически неоправданно, ибо этот аспект мировоззрения занимает центральное положение в нем. Опубликованная автором монография «Педагогические и эстетические взгляды мыслителей XI-века», брошюры, учебники, педагогические рекомендации и ряд научных

статей восполнили этот существующий пробел. В последние годы появилось немало интересных и содержательных работ, посвященных исследованию педагогической мысли Востока.1

Среди них следует отметить монографию К. Кадырова. «История воспитания, школы и педагогической мысли таджикского народа (с древних времен до возникновение Ислама)». Он внес значительный вклад в исследование доисламского педагогического наследия, таджикского народа. Автор анализирует влияние педагогической мысли этого периода на формирование и развитие педагогических и дидактических воззрений последующих мыслителей Востока.

Зарубежные востоковеды, историки, литературоведы, философы и лингвисты- Парвизи Нотили Хонлари, Рипка Я, Клима О, Бечка И, Роузентал Ф, Амин Осман, Алексеев Б. М, Браун Э, М. Такий Бахар, Нодири Нодирпур, Олис Ханбергер, Ризой Ашрафзаде, Сайд Нафиси, Ризозаде Шафак и др, рассматривают и оценивают в основном литературоведческие аспекты мыслителей XI века.

Объектом исследования - послужило педагогическое наследие мыслителя XI-века.

Предметом исследования - являются педагогические и эстетические взгляды мыслителей ХІ-века таджикского народа, их социальные и идейные истоки формирования и развития, концепция и позиция в становление истории педагогики. В работе исследуются особенности выражения педагогико-психологических и эстетических идей в произведении Унсурулмаолии Кайковуса, Носира Хусрава, Газали, Ансори и Санои.

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей и специфических особенностей формирования и развития педагогических и эстетических воззрений мыслителей XI-века, как интеллектуального явления в истории педагогики Востока.

Цель исследования определила рабочую гипотезу: объективное изучение и анализирование педагогических идей мыслителей данного периода и построение на данной основе педагогической концепции У. Кайковуса, Н. Хусрава, Ансори и др., чтобы позволить восполнить недостаточное изучение проблемы современной педагогики, определить ее значимость в условиях реформы образования в становлении педагогического сознания, воспитания в современном обществе.

' Афчалов ХС Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX начале XX в автореферат доктпеднаук Москва 1992 с Антотогия педагогической мысли Узбекской ССР Москва Педагогика 1986 с Афзалов X, Рахимов Б 1 аърихи педагогикаи халки точик Душанбе Маориф 1994 Лутфутлаев М Охби педагогикаи Ачам Душанбе 1997 Пахлавонов А Педагогическая мысль Таджикскою народа в ХУ1-ХУП веков Душанбе 1995 Кадыров К Педагогика и дидактика суфизма, Душанбе Маориф, 2000 -168с Копиров К Б Таърихи тарбия, мактаб ва афкори педагогии халк>< точик аз ахди кадим то зухури Ислом -Душанбе Ирфон 1990

Определение цели и гипотезы позволило выделить следующие задачи:

характеристика социально-культурной жизни эпохи мыслителей XI века и выявление основных тенденций, влиявших на формирование их мировоззрения;

выявление социальных и идейных истоков формирования и развития педагогических концепции мыслителей, их влияние на процесс развития педагогической мысли последующих мыслителей средневекового Востока;

определение места и значение воспитательных идей мыслителей в средневековых педагогических и эстетических системах;

определение соотношения теоретической и практической педагогики мыслителей;

выявление суфийских позиций воспитания и направления; методы, способы обучения в педагогических произведениях суфизма в XI-веке.

Методологией исследования диссертации послужило педагогическое положение о классической взаимообусловленности общественных явлений, воспитание человека с учетом исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания, фундаментальные положения педагогики о приоритете воспитания и развития человеческой личности, значение истории педагогики в определении координальных педагогических проблем.

В диссертационном исследовании осуществлен анализ педагогических направлении мыслителей XI-века с учетом требований объективного анализа изучаемой проблемы, не допускающей ни нигилистического отношения к духовной культуре прошлого, ни необоснованного ее возвеличивания.

Источниковедческую основу исследования составили:

1. Древние таджикско-персидские наследия «Авесто», «Решение разума», «Ассирийское дерево», «Наставления Хусрава» и др.

2 Исторические наследия арабо-язычных, таджикско-иранских мыслителей: Абдаллах ибн Мукаффаъ «Худойнома», «Ойинома», «Маздакнома», «Рисолаи Тонсар», «Ал-адаб-ал кабир» и «Ал адаб-ал сагир».

  1. Наследия мыслителей периода Саманидов: Рудаки, Фирдавси, Беруни, Рози, Абуали Сина и др.

  2. Средневековая педагогическая мысль ибн Мискавейха «Исправление нравов», У Кайковус «Кабусноме», Н. Хусрава «Джоме-ул хикматайн», «Хон-ул-ихван», «Сборник стихов» и др.

5 Суфийские средневековые педагогические наследия Санои «Хадикат-ул-Хакоик» «Сад истин», «сборник стихов»; Абу Хамид Газали «Кимиёи

саодат» (Еликсир счастья), «Ихиа улум ад-дин» «Воскрешение наук о вере»; Ансори «Тухфат-ул мулук» («подарок Шаху»), «Сад майдон» («Сто площадь») и др.

  1. Фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: М. А. Арипова, И. О. Обидова, X. С. Афзалова, К. Б. Кадырова, М. Лутфа, X. Рахимова, Б. Рахимова, Д. С. Комиссарова, А. П. Пахлавонова, X. X. Тллашева, 3. Раджабова и др.

  2. Исследования востоковедов, философов и литературоведов: И. С. Брагинский, Э. Е. Бертельса, С. Сафо, А. Зарринкуба, А. В. Авксентева, Р. Р. Мавлютова, С. К. Бирюкова, В. В. Бартольда, Э. Брауна, Р. Шафака, К. Олимова, Н. Арабзода, М. Султанова, М. Муллаахмедова и др.

  3. Антология педагогической мысли узбекского народа, «Энциклопедия персидско-таджикской прозы», «Словарь педагогических терминов», «Таджикская советская энциклопедия по литературе и искусству» и др.

В процессе исследования были использованы следующие приемы:

  1. Анализ востоковедческой, философской и историческо-педагогической литературы, посвященной жизни и творчеству мыслителей XI века.

  2. Изучение письменных памятников таджикско-персидской литературы «Синдбодноме», «Чахор дарвеш» («Четыре дарвеша»), «Хикмати донишмандон» («Советы мудрецов»), «Абумуслимнаме», «Саргузашти Хотам» («Путешествие Хатама»), «Самаки айёр» (Хитрый Самак), «Пандхои Анушервон» («Наставление Анушервона») и др.

  3. Отбор, систематизация, обобщение педагогико-эстетических произведений мыслителей XI-века, и строго последовательное изложение материала.

  1. Сопоставительный анализ оиенки условно-аллегорического изложения педагогических концепции мыслителей XI-века, системы воспитания и обучения в различных направлениях и в традициях народной педагогики.

  2. Консультирование с известными педагогами, востоковедами, историками, философами и литературоведами.

Основные этапы исследования:

1 Первый этап (1990-1993) ознакомление с материалами, давшими представление о состоянии педагогики с пахлавийского периода до XI1 века Выявление идейных истоков формирования и развития педагогических и эстетических воззрений мыслителей XI-века. На этом этапе при изучение анализа и исследовании разных материалов была освещена основна цель и конкретные задачи-основа для выбора темы исследования.

  1. Второй этап (1994-1997) установление тесной связи между древневосточными и восточно-средневековыми идейными истоками педагогическими мыслями, представителями XI века, в особенности влияние педагогических и эстетических идей «Авесто», и «Корана» и трудов древнегреческих мыслителей. Исследование педагогических и эстетических идей мыслителей XI- века, как одного из мировоззренческих направлений средневекового Востока; раскрытие взглядов мыслителей о человеке и его формировании; выявление особенностей педагогико-эстетических взглядов мыслителей; рассмотрение влияния мыслителей на развитие духовной, общественно-политической и социальной жизни эпохи средневековья и в последующие периоды.

  2. Третий этап (1998-2001)-определение и систематизация материалов по педагогике и эстетике мыслителей, изложение педагогических и эстетических идей; определение предмета, последовательность, содержание и средства воспитания и обучения в творчестве мыслителей; выявление педагогической системы представителей XI века; обработка и интерпретация полученного материала, оформление выводов и рекомендаций.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые:

дается целостный анализ педагогических и эстетических воззрений мыслителей XI-века;

исследуются периоды становления и развития педагогики мыслителей XI-века;

излагаются педагогические и эстетические идеи У. Кайковуса, Н Хусрава, 3. Рази, Ансори, Газали, Санои и др.;

аргументированно и обоснованно показывается морально-этическая доктрина мыслителей данного периода;

на основе произведений мыслителей определяются нравственные позиции и мировоззренческие основы педагогики представителей XI века;

подвергнуты анализу принципы и методы воспитания и обучения в педагогических и эстетических воззрениях мыслителей;

анализируются вопросы профессионального, семейного, трудового, гуманистического воспитания и обучения в педагогике и эстетике XI-века;

определяется предмет, последовательность, содержание и средства воспитания и обучения в педагогико-эстетической концепции мыслителей Х1-века,

раскрываются учения мыслителей о развитие личности и её формировании;

исследуется значение разума и знания в разви

исследуются различные художественные произведения, преимущественно дидактического характера; собрание притч, рассказов, басен, легенд, поэтические отрывки и т. п.;

определяется влияние педагогических учений мыслителей на творчество последующих представителей.

критически изучены и введены в научный оборот антологии по педагогическим и эстетическим проблемам, ранее не подвергавшиеся исследованию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что она дает возможность для дальнейшего исследования целостной картины развития педагогической, эстетической и гуманистической мысли в средневековом Востоке. Исследование восполнить пробелы, существующие в изучении педагогических и эстетических воззрений в наследии таджикско-персидских мыслителей эпохи Средневековья

Фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании истории педагогики, психологии, эстетики, этики, религии и других общественно-гуманитарных наук.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением древних, и средневековых письменных источников. При анализе исследуемого историко-педагогического и эстетического материала введена в научный оборот терминология с учетом современных философских, культурологических концепции при анализе исследуемого историко-педагогического и эстетического материала, а также совокупность различных методов изучения, адекватных целям и задачам исследования

Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены в статьях автора, опубликованных в различных издаваемых в республике журналах Их перечень приводится в библиографии. Полученные в ходе исследования результаты, докладывались на ежегодных научно-педагогических конференциях, проходивших в г. Душанбе, на научной конференции ИПТ, на конференции «Педагоги новаторы» (1998), международной конференции «XXI-век и основные проблемы воспитания» (г. Душанбе, 1999), содержание диссертации нашло отражение в монографии автора под названием «Педагогические и эстетические взгляды таджикских мыслителей XI века» выпущенной в 2004 г. издательством «Эр-граф». Она получила положительную оценку в рецензиях академика Лутфуллоева Мухаммадулло и член-кор, акад пед наук Кадырова С. (2003 г); в учебниках'

«Таджикская литература для 6-го класса» (1990г; 2004); «Таджикская литература для 8-го класса» и учебников в таджикско-турецких лицеев (1995г); «Риторика» для Х-Х1-классов таджикских школ (1997г), «Методика преподавания таджикской литературы» (1989) и программах по педагогике и методике для вуза и средней школы, автором которых является диссертант.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Научная обоснованность концепции педагогической мысли и конкретное изложение понятия мудрости и воспитания в воззрениях средневековых мыслителей, в частности в творческом наследии У. Кайковуса, Н. Хусрава, М. Газали, Санои и Ансори.

  2. Определение и освещение основы возникновения и развитие духовного и нравственного совершенствования человека во взаимоотношении с социально-политическими и историческими явлениями XI века.

  3. Выявление особенностей восточного стиля воспитания в педагогико-эстетических учениях мыслителей XI века.

  4. Создание духовной культуры при отношении современников к прошлому наследию, представление его всемирного нравственно-этического значения и в диалектическом отношении с народным этико-религиозным; показ сущности традиций народа и её значения жизни, развитие общества, и личности человека.

5. Освещение основных выводов исследования послужат в качестве
достоверных источников обучения и воспитания, педагогическом,
психологическом и эстетическом направлениях в соответствии с
восточным менталитетом.

6. В исследовательской работе представляются педагогические и «
дидактические наследия суфийских мыслителей по форму и содержанию
выражения, а также специальные направления и их основатели, как
основатели великих школ воспитания совершенного человека (инсони ^
коми л).

7 Передовые идеи мыслителей XI века имеют важное значение по вопросам развития личности, места и роли человека в обществе, умственного, этико-эстетического, религиозно-суфийского, физического, трудового, профессионального, семейного, патриотического воспитания, самопознания и.т.д.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка литературы.

Похожие диссертации на Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке