Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике Гиёсиев Мехридин Ильёсидинович

Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике
<
Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гиёсиев Мехридин Ильёсидинович. Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гиёсиев Мехридин Ильёсидинович; [Место защиты: Курган.-Тюбин. гос. ун-т им. Носира Хусрава].- Курган-Тюбе, 2009.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1494

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования

История развития таджикской педагогической мысли, тесно связанная с развитием науки, педагогическими учениями и теорией воспитания X - первой половины XI века, является важным этапом развития педагогических наук.

Данный период представлен трудами великих мыслителей и ученых, идеи которых приобрели мировую известность. К их числу относятся Закарийя Рози, Абунаср Фараби, Котиби Хоразми, Авиценна, Абурайхан Беруни. В их творческом наследии нашли достойное отражение передовые мысли греческих и китайских ученых, разработаны теоретические основы науки о воспитании -педагогики.

Величайшие ученые и мыслители разных исторических эпох, создавая оригинальные произведения в центре внимания ставили проблему воспитания и обучения подрастающего поколения. Так, поэма «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси, являясь историческим эпосом персоязычных народов, представляет собой описание исторического опыта и высоких моральных ценностей. Данное произведение составляет основу педагогической мысли персоязычных народов, в том числе и таджикского народа. Вследствие чего всестороннее изучение «Шахнаме» Фирдоуси, наряду с произведениями других таджикских мыслителей X-XI вв. представляется нам наиболее целесообразным.

В прозаических произведениях мыслителей X-XI вв. настоятельно говорится о проблемах обучения и воспитания подрастающего поколения. Их анализ и обобщение выявляют структуру и содержание педагогических воззрений того времени. Изучение истории народа и творческое использование его прогрессивного педагогического опыта являются одним из основных направлений развития современной, национальной системы воспитания и обучения.

Воспитание полноценного члена общества, человека нравственного - одна из важнейших задач современной системы образования. Сегодня в нашем демократическом обществе все большее значение приобретает личная ответственность человека перед собой и обществом, уровень его нравственного долга и совести, совершенствование человеческой личности.

История педагогической мысли таджикского народа в современной педагогике и по сей день требует полной всеобъемлющей научно-обоснованной разработки. «На нынешнем

этапе, когда одной из важнейших задач в жизни нашего общества является развитие процесса формирования и укрепления самопознания и национального единства, особенно остро ощущается потребность народа нашей страны в возрождении и восстановлении исторической памяти, культурных и научных памятников прошлого нашего народа. В связи с этим, особое значение приобретают изучение и исследование идей выдающихся представителей науки и культуры нашего прошлого, от ариев до Саманидов, от Средних веков до периодов новой и новейшей истории. Несомненно, в работе по изучению истории богатой культуры нашего народа велика роль учёных, поэтов, писателей и преподавателей вузов страны, ибо именно они в первую очередь вносят ценный вклад в изучение наследия наших предков»1. Сегодня возникла необходимость объективного и всестороннего анализа и исследования педагогических воззрений таджикского народа в различные исторические эпохи, а именно в IX-XI вв.

Работы, посвященные истории педагогических воззрений таджикского народа, можно разделить на три группы. К первой группе относятся произведения, в которых рассматриваются научно-теоретические аспекты педагогических воззрений таджикского народа, его исторические этапы развития. Ко второй относятся те работы, в которых исследуются и интерпретируются проблемы, методы и пути воспитания и образования в историческом аспекте. Третья группа работ состоит из учебников и учебных пособий, в которых приводится литература IX-XI вв. как средство обучения и воспитания.

Первыми научными разработками в области исследования педагогических взглядов таджикского народа являются статьи и книги ученого-педагога М.А.Орифи («Первые оригинальные педагогические книги на таджикском языке в XI веке» и «Рудаки -основоположник педагогической мысли таджикского народа», «Из истории педагогической мысли таджикского народа» (в двух частях, IX-XI вв.)). Автор, в основном опираясь на идеи Рудаки, Авиценны и Фирдоуси, раскрывает основы педагогических взглядов наших предков.

К таким же источникам можно причислить и другие исследования, в которых рассмотрены основные вопросы развития педагогических воззрений таджикского народа. В трудах

1 Эмомали Рахмон. Общество и миссия интеллигента. Выступление на встрече с представителями интеллигенции страны. 20 марта 2009 года.

М.Лутфуллоева «Педагогика милосердия» и «Возрождение педагогики Аджама», С.Кадырова «Педагогические идеи А. Джами», ШШаропова «Педагогические идеи просветителей таджикского народа», Х.Джонназарова «Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане», И.Х.Каримовой «Поэзия Рудаки, воспевающая идеи добра и человечности», «Авиценна - величайший гуманист эпохи саманидов», А.Пахлавонова «Педагогические взгляды таджикского народа в XVI-XVII веке» выявлены важнейшие моменты развития таджикской педагогики, а также проблемы образования и воспитания в целом.

Проблемы обучения, воспитания и вообще школы классического периода частично рассмотрены в исследованиях по истории таджикско-персидской литературы таких авторов, как А.Е. Крымский, Ш. Нуъмони, Е.С. Бертельс, 3. Сафо, X. Мирзозода, Ш. Хусейнзаде, Ш. Розизода, Т. Миров, Ш. Исломов, К. Ходжаев, А. Вахобов, М. Козиджонов, Г. Мирзоев, А. Абдувалиев.

В основе исследований таких современных ученых, таких, как М. Арипов (Орифи), М.Лутфуллоев, Х.С. Афзалов, С. Кадыров, X. Джонназаров, И.Х. Каримова, Ф. Шарифов, Ш. Шаропов (Республика Таджикистан), Ю. Азаров, В.Александров, В. Сластенин, С. Рубинштейн, Б. Буева, Л. Смирнов, Ф. Талызин и других лежат педагогические идеи таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века.

Таким образом, вышеуказанные исторические факты в области исследования педагогических воззрений предков настоятельно требовали всесторонней разработки проблемы: «Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике».

Актуальность исследования связана с потребностями общественной практики и предопределена следующими факторами:

необходимостью практического осмысления сущности исследуемого вопроса, познаний сущностной стороны педагогических воззрений, отраженных в творческом наследии таджикско-персидских мыслителей Х- первой половины XI века;

необходимостью совершенствования общественных отношений, развития и обновления нашего общества, что невозможно без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала, обращенного к человеку, внимания к

его реальному облику, потенциальным возможностям и потребностям; - методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях современного светского общества. Объект исследования - педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века.

Предметом исследования является анализ состояния и развития педагогических взглядов в поэмах, эпосе и прозе таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI вв.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать и дать целостную характеристику системы педагогических воззрений, показать историю становления и развития, состояние системы образования таджикского народа X -первой половины XI века.

Гипотеза исследования заключается в том, что исследование системы педагогических воззрений предков будет целостным (в том случае)если:

всесторонне исследовать теоретические основы системы педагогических взглядов предков;

определить системообразующие элементы межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья;

выявить основные идеи религиозной и светской науки в воспитании человеческой личности.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью ставились следующие задачи:

изучить социально-исторические и социально-культурные предпосылки возникновения и развития педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века;

определить вклад поэтов и ученых разных отраслей науки в развитие и совершенствование системы образования X и первой половины XI века;

выявить особенности педагогической системы в этических поэмах X - первой половины XI века, а также в трудах современных ученых, посвященных формированию интеллектуальных способностей подрастающего поколения;

проанализировать своеобразную педагогическую систему поэмы «Шахнаме» Фирдоуси и реализацию его педагогических

взглядов во многих научных исследованиях по проблеме воспитания личности;

определить методические основы зарождения идей межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья;

проанализировать различные направления развития педагогических воззрений данного периода;

разработать и обосновать типизацию основных направлений развития педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века.

Методологической основой исследования являлись положения философии, социологии, психологии, истории, педагогики, культурологи, а так же фундаментальные научные труды таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века. Кроме того, использованы «Концепция национального образования Республики Таджикистан» (2003г.), Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), и все директивные документы правительства Республики Таджикистан, касающиеся системы образования.

Основное исследование проходило в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе - 1998-2001г.г.- изучались и всесторонне
анализировались имеющиеся архивные и историко-литературные
материалы; литературно-педагогические антологии;

энциклопедические словари; научные труды поэтов, писателей и ученых, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме не только таджикского, но и других народов, начиная с начала X века по настоящее время.

На втором этапе - 2002-2005гг.- основное внимание было уделено систематизации педагогических идей по исследуемой проблеме. При систематизации основное внимание было сконцентрировано на педагогической взаимосвязи основных элементов систем педагогических взглядов по формированию высоких нравственных качеств подрастающего поколения.

На третьем этапе - 2006-2009 гг. - проведен анализ и типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей средневековья и их трансформация в современную национальную педагогику. Систематизированы и обобщены результаты исследования, даны рекомендации, сформулированы общие выводы, и оформлены в виде диссертационной работы.

Методы исследования:

изучение и выявление архивных материалов и первоисточников по исследуемой проблеме;

сравнительно-исторический, теоретический анализ, методы изучения документов;

критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, систематизация выявленных исторических факторов;

обобщение богатого педагогического наследия таджикско-персидских мыслителей начала X и первой половины XI века, а также новаторов и ученых последующих периодов;

выявление логической взаимосвязи систем педагогических взглядов и их значимое влияние на формирование ценных качеств личности, начиная с X века по настоящее время.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

исследовано и обобщено большое количество фактического материала, начиная с антологии педагогической литературы до энциклопедий не только таджикского народа, но и других народов;

раскрыты и проанализированы системы педагогических воззрений, выраженные в таких литературных шедеврах, как: «Авеста», «Калила и Димна», «Синдбаднаме», «Офариннаме», «История Табари», «Пирузнаме», «Донишнаме», «Духовная медицина», «Рохат-ул-наме», «Шахнаме» и др.;

проведена типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века и определен их вклад в педагогическую науку.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

раскрыты характерные особенности педагогических идей, возродившихся на базе философских знаний Древней Греции в мусульманских обществах Ближнего и Среднего Востока;

определение взаимосвязи педагогических учений древних и средневековых цивилизаций;

всесторонне изучены процессы развития педагогических идей средневековья и их трансформация в современную национальную педагогику;

всесторонне изучена история развития таджикской средневековой науки о воспитании, что способствует дальнейшему изучению таджикско-персидской средневековой педагогики, в особенности науки о воспитании в Х-ХІ вв.;

- материалы данной диссертации могут быть использованы при исследовании истории развития педагогической мысли таджикского народа, при создании учебников по общей педагогике, вузовских учебников и учебных пособий, хрестоматий и в ходе чтения спецкурсов по истории педагогики.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного подхода, системой примененных методов при решении поставленных задач, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась:

- на методических и теоретических семинарах кафедры педагогики
Таджикского национального университета;

на ежегодных научно-практических конференциях Таджикского национального университета, посвященных «Дню науки»;

на ежегодных республиканских и международных научно-практических конференциях Таджикского национального университета, Кургантюбинского государственного университета имени Насира Хусрава;

на лекционно-практических занятиях по предмету «История педагогики таджикского народа и история педагогики мировой культуры» Таджикского национального университета, Кургантюбинского государственного университета имени Насира Хусрава.

На защиту выносятся следующие основные положения:

характеристика системообразующих педагогических идей в истории становления и развития средневекового Востока;

поэтапный анализ состояния системы образования и развития педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей в Х- начале XI века;

логическая взаимосвязь литературных источников (поэм, эпоса, прозы) с другими науками в системе педагогических взглядов, способствующих формированию ценных качеств в личности подрастающего поколения;

методические основы зарождения идей межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья;

- типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей средневековья и их трансформация в современную национальную педагогику.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,

двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике