Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке Ходжаев Курбан Таирович

Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке
<
Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходжаев Курбан Таирович. Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ходжаев Курбан Таирович; [Место защиты: Институт педагогических наук].- Душанбе, 2010.- 298 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/40

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Происходящие в настоящее время в Таджикистане социально - культурные, экономические перемены поставили на государственный уровень задачи совершенствования качества воспитательной работы среди молодого поколения и определение наиболее эффективных путей данного процесса. Значение её уникально тем, что для успешного и творческого претворения данных задач необходимо тщательно изучить и объективно оценит накопленный передовой педагогический опыт и мысль в ходе общественного развития.

В данное время п эпоху демократизации общественной жизни одним из важнейших условий становления государственности является формирование национального менталитета, с помощью развития духовной культуры и определения своего места среди остальных народов.

В настоящее время в связи с ростом национального сознания в истории нашего народа возникла возможность взглянуть с новой точки зрения на наше духовное наследие и культуру, образование и воспитание подрастающего поколения.

История педагогики - память народа, черпая из неё мудрость, получает силу
для социального развития и продвижения в будущее. В этом отношении
педагогико-просветительские идеи выдающихся мыслителей XI века

таджикского народа - Носнра Хусрава, Унсурмаали Кайковуса и других являеются мощным стимулом в формировании национальной культуры. Исследование данной проблемы позволит расширить и обогатить курс педагогики. Очевидно, что формирование сознания подрастающего поколения без учета национального и культурного наследия нашего народа может оказать обратное влияние на этот процесс.

Анализ исследований, социально-философских, историко - педагогических источников, показал наличие ещё не вскрытых проблем в изучении трудов и взглядов мыслителей XI века. Не принимая это во внимание, развитие таджикской мысли в нашей стране и прогнозирование направления развития её невозможно.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004) указывается на необходимость применения оптимальных методов, накопленных в ходе общественного развития, как основополагающих в поиске и решении задач воспитания, необходимых для эффективной реализации мероприятий, направленных на формирование разносторонней личности.

Изучение и всестороннее исследование истории развития педагогической 1ысли и духовной культуры мыслителей средневекового Востока имеет важное начение для обоснования мировоззренческих ценностей, которые 'оответствопали бы основным тенденциям развития современной педагогики. Іедагогическне взгляды и учения мыслителей XI-века служили специальной [гармой и методами обучения, воспитания и нравственного усовершенствования.

Несомненно, что для оздоровления духовной жизни современного аджикского общества необходимы меры, к которым относится всестороннее

исследование и пропаганда прогрессивного социально-этического наследия средневековых таджикских мыслителей.

Перелом основных принципов социально-политической жизни, повлекший за собой кризис в различных сферах общества, несомненно, нашел отражение в оценочных принципах относительно смысла и цели жизни человека, его нравственных и социально-политических идеалах.

В настоящее время для формирования нового мировосприятия с целью выхода из духовного кризиса и нахождения нравственного идеала, необходимо возрождение таких общечеловеческих ценностей, как гуманизм, справедливость, вежливость, милосердие, сострадание, дружба, взаимопонимание и др.

История таджикской педагогики, как и любая другая общественная наука, в течение многих веков выработала систему своих концепций, менталитет национальных и определенных категорий. Поэтому, для создания и обновления адекватной картины ее становления и пополнения ее категориального аппарата необходимо глубокое и всестороннее исследование мировоззрения мыслителей прошлого, внесших весомый вклад в её развитие.

С нашей точки зрения особую трудность представляет создание общей картины истории педагогики таджикского народа, ибо до сих пор недостаточно изучены педагогические учения и концепции воспитания средневековых персоязычных мыслителей. По другим выражениям, изучение и исследование истории педагогических учений прогрессивных мыслителей таджикского народа позволяет создавать динамику развития современной педагогики.

В этом плане исследования педагогических воззрений Унсурмаали. Кайковуса, Носира Хусрава, Абу Хамида Газали, Абдуллохи Ансори, Абдулмачда Санои и других мыслителей XI века являются важными и своевременными. Их актуальность прежде всего вытекает из тех соображений, что педагогические взгляды этих мыслителей до сих пор являются малоизученными и идейные источники духовной и культурной жизни их времени не определены и не совсем ясна преемственная связь в истории педагогической мысли таджикского народа. Такая же неясность сохраняется и в вопросе соотношения религиозной и светской морали. Не менее важным является определение исторических корней, социально-экономических и культурных условий формирования личности, преемственность взглядов мыслителей в культурном наследии прошлого: стандарты мировосприятия и поведения, нормы морали, стереотипы мышления и педагогические цели. Изучение наследия этих мыслителей значимо не только для определения их мировоззрения, но и для полного представления об уровнях развития нравственной, духовной культуры и общественно-политической жизни таджикского народа XI-века, ибо педагогические учения мыслителей оказали существенное влияние па общий ход развития педагогических идей народов стран Ближнего и Среднего Востока.

Стспеш. разработанности проблемы. Жизнь и творчество, педагогические концепции мыслителей XI-века давно привлекали внимание ученых Востока и Запада. О них можно найти сведения в антологиях, энциклопедиях, каталогах,

справочниках. Поэтому, изучение и анализ педагогических направлений Х!-века представляет большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки. Исходя из необходимости исследования педагогических и дидактических воззрений мыслителей XI-века, мы в своем исследовании опирались на работы ведущих ученых: А. Е. Крымского, Е. Э. Бертельса, Я. Рипка, И. С. Брагинского, Э. Брауна, X. Эте, О. Ханбергера, В. А. Иванова, Анри Корбеиа, А. М. Богоутдинова, А. С. Эдельмана, В. Б. Никитиной, В. В. Бартольда и др.

Различные аспекты мировоззрения мыслителей ХІ-века рассматривались в трудах С. Айни, М. Шакури, 3. Раджабова, III. Хусейнзаде, М. Орифи, Н. Масъуми, X. Мирзозоде, М. Диноршоева, А. Мухамедходжаева, Н. Арабзаде, М. Султанова, М. Муллоахмедова, А. Девонакулова, А. Абдуллаева, X. Шарипова, С, Хал и мова и др.

Надо отметить, что вопрос о педагогических идеях мыслителей XI века, исследователи не касались. Игнорирование педагогических и эстетических воззрений этих представителей исторически неоправданно, ибо этот аспект мировоззрения занимает центральное положение в них. Опубликованная автором монография «Педагогические и эстетические взгляды мыслителей XI-века», брошюры, учебники, педагогические рекомендации и ряд научных статей восполнили этот существующий пробел. В последние годы появилось немало интересных и содержательных работ, посвященных исследованию педагогической мысли Востока.

Среди них следует отметить монографию К. Кадырова «История воспитания, школы и педагогической мысли таджикского народа (с древних времен до возникновения Ислама)». Он внес значительный вклад в исследование доисламского педагогического наследия таджикского народа. Автор анализирует влияние педагогической мысли этого периода на формирование и развитие педагогических и дидактических воззрений последующих мыслителей Востока.

Зарубежные востоковеды, историки, литературоведы, философы и лингвисты: Парвизи Нотили Хонлари, Рипка Я, Клима О, Бечка И, Роузентал Ф, Амин Осман, Алексеев Б. М, Браун Э, М. Такий Бахар, Нодири Нодирпур, Олис Ханбергер, Ризой Ашрафзаде, Сайд Нафиси, Ризозаде Шафак и др, рассматривают и оценивают в основном литературоведческие аспекты мыслителей XI века.

Проблемы исследования: анализ социально-культурную жизнь эпохи мыслителей XI века и выявление основные тенденции, влиявшие на формирование их мировоззрения; определение социальных и идейных истоков формирования и развития педагогических концепции мыслителей, и показать их влияние на процесс развития педагогической мысли последующих мыслителей средневекового Востока.

Цель исследования заключается в анализе истории воспитания, выявлении закономерностей и специфических особенностей формирования и развития педагогико-психологических и эстетических воззрений мыслителей Х1-века, как интеллектуального явления в истории педагогики Востока.

Систематизация историке—педагогического наследия Носира Хусрава, Унсурмаали Кайковуса и др., определение их вклада в развитие педагогической науки.

Гипотеза исследования. Объективное изучение и анализ педагогических идей мыслителей исследуемого периода и построение на этой основе педагогической концепции Унсурмаали Кайковуса, Носира Хусрава, ибн Мискавейха, Закария Рази, Абдуллаха Ансори и др., позволит восполнить пробелы в изучении проблемы и определить ее значимость в условиях кардинальных реформ образования, в соответствии педагогического сознания современного общества.

Предполагается, что педагогические идеи классиков будет оказывать существенное влияние на воспитание юношей и молодёжи, если

-педагогическая мысль таджикского народа может быть эффективно реализована «а практике при условии рассмотрения ее как части культуры и цивилизации, порожденного объективными условиями сложившимися в данный период;

-в процессе воспитательно-образовательной работы будут учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и методы, направленные на формирование гуманистической ценностей подрастающего поколения на материале педагогических идей классиков;

-если в воспитательной и учебной работе школы и вузы возьмут за основу педагогические взгляды, включая и взгляды Унсурмаали Кайковуса, Носира Хусрава, учтут принцип историчности при определении дальнейших путей развития учебно - воспитательного процесса, повышения уровня образованности, то это дело всесторонне обогатится и станет высокоэффективным;

разработать необходимый учебно-методический материал для обеспечения процесса формирования нравственных общечеловеческих ценностей средствами культурного наследия и передовых педагогических идей знаменитых мыслителей прошлого;

на основе всестороннего критического анализа творческого мировоззрения и занимаемых позиций мыслителей построить педагогическую концепцию обучения и воспитания, что позволит восполнить имеющиеся проблемы в национальном и демократическом восприятии современной молодежи в процессе глобализации мировой культуры и цивилизации народов;

организовать мероприятия, диспуты, викторины, теоретические семинары, конференции, юбилеи для решения многих жизненных проблем и ситуаций среди нового поколения по нравоучению и мудрым изречениям прошлых мыслителей.

Объектом исследования послужило педагогическое наследие мыслителей XI века.

Предметом исследования являются педагогические взгляды мыслителей XI века таджикского народа, их социальные и идейные истоки формирования и развития, концепция и позиция в становлении истории педагогики. В работе исследуются особенности выражения педагогико-психологических идей в произведениях Унсурмаали Кайковуса, Носира Хусрава, Газали, Ансори и Санои.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены задачи исследования:

проанализировать социально-культурную жизнь эпохи мыслителей XI века и выявить основные тенденции, влиявшие на формирование их мировоззрение;

выявить социальные и идейные истоки формирования и развития педагогических концепций мыслителей, и показать их влияние на процесс развития педагогической мысли последующих мыслителей средневекового Востока;

определить место и значение воспитательных идей мыслителей в средневековых педагогических и эстетических системах;

определить соотношение теоретической и практической педагогики мыслителей;

выявить суфийские позиции воспитания и направления, методы, способы обучения в педагогических произведениях суфизма в XI-веке;

определить основы историко-культурного формирования педагогических идей мыслителей XI века.

Ведущие идеи исследования: изучение и теоретический анализ педагогической литературы; педагогическое наблюдение. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта.

Методологической основой исследования послужило педагогическое положение о классической взаимообусловленности общественных явлений, воспитание человека с учетом исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания; фундаментальные положения педагогики о приоритете воспитания и развития человеческой личности; значение истории педагогики в определении кардинальных педагогических проблем.

В диссертационном исследовании осуществлен анализ педагогических направлений мыслителей XI века с учетом требований объективного анализа изучаемой проблемы, который не допускает ни нигилистического отношения к духовной культуре прошлого и необоснованного ее возвеличивания.

Источниковедческую основу исследования составили:

  1. Древние таджикско-персидские наследия «Авесто», «Решение разума», «Ассирийское дерево», «Наставления Хусрава» и др.

  2. Исторические наследия арабо-язычных, таджикско-иранских мыслителей: Абдаллах ибн Мукаффаъ «Худойнома», «Ойинома», «Маздакнома», «Рисолаи Тонсар», «Ал-адаб-ал кабир» и «Ал адаб-ал сагир».

  3. Наследия мыслителей периода Саманидов: Рудаки, Фирдавси, Беруни, Рози, Абуали Сино и др.

  4. Средневековая педагогическая мысль ибн Мискавейха «Исправление нравов», У. Кайковус «Кабусноме», И. Хусрава «Джоме-ул хикматайн», «Хон-ул-ихван», «Сборник стихов» и др.

  5. Суфийские средневековые педагогические наследия Санои «Хадикат-ул-Хакоик» «Сад истин», «Сборник стихов»; Абу Хамид Газали «Кимиёи саодат» («Элекснр счастья»), «Ихна улум ад-дин» («Воскрешение наук о

вере»); Ансори «Тухфат-ул мулук» («Подарок Шаху»), «Сад майдон» («Сто площадей») и др.

  1. Фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: М. А. Арипова, И. О. Обидова, X. С. Афзалова, К. Б. Кадырова, М. Лутфуллоева, X. Рахимова, Б. Рахимова, Д. С. Комиссарова, А. П. Пахлавонова, X. X. Тллашева, 3. Раджабова и др.

  2. Исследования востоковедов, философов и литературоведов: И. С. Брагинского, Э. Е. Бертельса, С. Сафо, А. Зарринкуба, А. В. Авксентепа, Р. Р. Мавлютова, С. К. Бирюкова, В. В. Бартольда, Э. Брауна, Р. Шафака, К. Олимова, А. Мухаммедходжаева, Н. Арабзода, М. Султанова, М. Муллаахмедова и др.

  3. Антология педагогической мысли таджикского народа, Антология педагогической мысли узбекского народа, Энциклопедия персидско-таджикской прозы, Словарь педагогических терминов, Таджикская советская энциклопедия по литературе и искусству и др.

В диссертации были использованы следующие методы научного исследования:

1. Анализ востоковедческой, философской и историческо-педагогической
литературы, посвященной жизни и творчеству мыслителей XI века.

  1. Изучение письменных памятников таджикско-персидской литературы: «Синдбодноме», «Чахор дарвеш» («Четыре дарвеша»), «Хикмати донишмандон» («Советы мудрецов»), «Абумуслимнаме», «Саргузашти Хотам» («Путешествие Хатама»), «Самаки айёр» («Хитрый Самак»), «Пандхои Анушервон» («Наставление Анушервона») и др.

  2. Отбор, систематизация, обобщение педагогико-дидактических произведений мыслителей XI века, строго последовательное изложение материала.

  3. Сопоставительный анализ оценки условно-аллегорического изложения педагогических концепций мыслителей XI века, системе воспитания и обучения в различных направлениях и в традициях народной педагогики.

  4. Консультирование с известными педагогами, востоковедами, историками, философами и литературоведами.

Этапы исследовании:

  1. Первый этап (1990-1993гг.) ознакомление с материалами, давшими представление о состоянии педагогики с пахлавийского периода до XI1 века. Выявление идейных истоков формирования и развития педагогических воззрений мыслителей XI века. На этом этапе при изучении анализа и исследовании разных материалов была освещена основная цель и конкретные задачи-основа для выбора темы исследования.

  2. Второй этап (1994-1997гг.) установление тесной связи между древневосточными и восточно-средневековыми идейными истоками педагогическими мыслями, представителями XI века, в особенности влияние педагогических идей «Авесто» и «Корана» и трудов древнегреческих мыслителей. Исследование педагогических идей мыслителей XI века, как

одного из мировоззренческих направлений средневекового Востока; раскрытие взглядов мыслителей о человеке и его формировании; выявление особенностей педагогнко-дндактических взглядов мыслителей; рассмотрение влияния мыслителей на развитие духовной, общественно-политической и социальной жизни эпохи средневековья и в последующие периоды.

  1. Третий этап (1998-2001 гг.)-опрсдсление и систематизация материалов по педагогике и дидактике мыслителей, изложение педагогических идей; определение предмета, последовательность, содержание и средства воспитания и обучения в творчестве мыслителей; выявление педагогической системы представителей XI века; обработка и интерпретация полученного материала, оформление выводов и рекомендаций.

  2. Четвертый этап (2002-2006гг.) - проведен сопоставительный анализ педагогических взглядов Носира Хусрава и Унсурмаали Кайковуса, определены сходство и разногласия о методах, приемах и средствах воспитания, степени совершенствования и жизненный опыт мыслителей, выводов и результатов исследований.

  3. Пятый этап (2007-2009гг.)-были заново рассмотрены основные положении диссертации, переосмыслению подлежала гипотеза исследования и заново разработаны теоретико-методологические постулаты диссертации.

Экспериментальная база исследования концентрировалась в городах Душанбе, Кургантюбе, Кулябе, Гиссаре и Вахдатском районе. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись и в других регионах Таджикистана.

Базой исследования явились общеобразовательные школы и различные вузы Таджикистана.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

дается целостный анализ педагогических воззрений мыслителей Х1-века;

исследуются периоды становления и развития педагогики и дидактики мыслителей XI-века;

излагаются педагогические и дидактические идеи Унсурмаали Кайковуса, Носира Хусрава, Абдуллаха Ансорн, Абу Хамид Газали, Абдулмачда Санои и

др-;

аргументированно и обоснованно показывается морально-этическая доктрина мыслителей данного периода;

на основе произведений мыслителей определяются нравственные позиции и мировоззренческие основы педагогики представителей XI века;

подвергнуты анализу принципы и методы воспитания и обучения в педагогических и дидактических воззрениях мыслителей;

анализируются вопросы профессионального, семейного, трудового, гуманистического воспитания и обучения в педагогике мыслителей XI века;

определяется предмет, последовательность, содержание и средства воспитания и обучения в педагогической концепции мыслителей XI века;

раскрываются учения мыслителей об идеи гуманного, гармоничного развития личности и её формировании;

сопоставляются и анализируются основные педагогические аспекты Носира Хусрава и Унсурмаали Кайковуса;

исследуется значение разума и знания в развитии личности и педагогических взглядах мыслителей;

исследуются различные художественные произведения, преимущественно дидактического характера; собрание притч, рассказов, басен, легенд, поэтических отрывков и т.п.;

определяется влияние педагогических учений мыслителей на творчество последующих представителей;

критически изучены и введены в научный оборот антологии по педагогическим проблемам, ранее не подвергавшиеся исследованию.

Теоретическая значимость работы заключается в целостном анализе педагогических воззрений мыслителей XI века, излагаются педагогические и дидактические идеи Унсурмаали Кайковуса, Носира Хусрава, Абдуллаха Ансори, Абу Хамид Газали, Абдулмачда Санои, аргументированно и обоснованно показывается морально-этическая доктрина мыслителей данного периода, анализируются вопросы профессионального, семейного, трудового, гуманистического воспитания и обучения в педагогике мыслителей Хівека; раскрываются учения мыслителей об идеи гуманного, гармоничного развития личности и её формировании.

Практическая значимость исследовании состоит в том, что оно дает возможность для дальнейшего исследования целостной картины развития педагогической и гуманистической мысли в средневековом Востоке. Исследование восполнит пробелы, существующие в изучении педагогических и эстетических воззрений в наследии таджикско-персидских мыслителей эпохи Средневековья.

Разработано научно-методическое руководство по применению педагогических идей Носира Хусрава и Унсурмаали Кайковуса в учебно-воспитательском процессе.

Фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании истории педагогики, психологии, эстетики, этики, религии и других общественно-гуманитарных наук.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специфика взаимодействия социально-педагогических факторов Средней Азии в эпоху средневековья оказала значительное влияние на становление педагогики и дидактики мыслителей; на возникновение и формирование произведений педагогической литературы нравственно-назидательного характера; становление педагогики и дидактики мыслителей Аджама в XI веке способствовало воспитанию, его целям и средствам, развитию принципов и методов обучения; педагогическое наследие в таджикско-персидской литературе оказало большое влияние на развитие педагогической мысли средневекового Востока.

  1. На основе процесса взаимодействия народной педагогики, педагогических идеи произведений назидательного характера мыслителей XI века развивалась новая, прогрессивная педагогическая мысль, оказавшая сильное влияние на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

  2. Педагогические учения мыслителей XI века подняли на новую ступень гармоничное развитие личности, они пытались проникнуть в суть природы человека, учить социальные и биологические детерминанты воспитания.

  3. Создание духовной культуры при отношении современников к прошлому наследию, представление его всемирного нравственно-этического значения в диалектическом отношении с народным этико-релнгиозным; показ сущности традиций народа и се значения жизни, развития общества и личности человека.

  4. Освещение основных выводов исследования послужат в качестве достоверных источников обучения и воспитания, педагогическом, психологическом направленнях в соответствии с восточной традицией и культурой.

  5. В работе представляются педагогические и дидактические наследия суфийских мыслителей по форме и содержанию выражения, а также специальные направления и их основатели, как основатели великих школ воспитания совершенного человека (инсони комил).

  6. Передовые идеи мыслителей XI века имеют важное значение в вопросах развития личности, места и роли человека в обществе, умственного, религиозно-суфийского, физического, трудового, профессионального, семейного, патриотического воспитания, самопознания и.т.д.

  7. Общечеловеческие основы историко-педагогических идей мыслителей XI века.

9. Содержание и сущность специального курса «Педагогические исследования
Носира Хусрава и Унсурмаали Кайковуса».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением древних и средневековых письменных источников. При анализе исследуемого историко-педагогического материала введена в научный оборот терминология с учетом современных философских, культурологических концепций а также совокупность различных методов изучения, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях автора. Содержание диссертации докладывалось на ежегодных научно-педагогических конференциях, проходивших в г. Душанбе, на научной конференции ИПТ, на конференции «Педагоги новаторы» (1998г.), международной конференции «XXI-век и основные проблемы воспитания» (г. Душанбе, 1999г.). Содержание диссертации нашло отражение в монографии «Педагогические и эстетические взгляды таджикских мыслителей XI века» (Душанбе, 2004г.), «Педагогические взгляды Унсурмаали Кайковуса и Носира Хусрава» (Душанбе, 2009г.), в учебниках: «Таджикская литература для Vl-ro класса» (1990г; 2004, 2010); «Таджикская литература для VIIl-го класса» для таджнкско-турецких лицеев (1995г); «Риторика» для Х-Х1-классов таджикских школ (1997г), «Методика преподавания таджикской литературы» (1989) и

программах по педагогике и методике для вуза и средней школы, автором которых является диссертант.

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры гуманитарных наук, обществоведении Института предпринимательства и сервиса, оценена положительно и рекомендована к защите.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и библиография.

Похожие диссертации на Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке