Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Власова Ирина Михайловна

Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте
<
Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова Ирина Михайловна. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ростов н/Д, 2006 227 с. РГБ ОД, 61:06-13/2840

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественное образование личности как феномен культуры

1.1. Междисциплинарный подход к изучению проблемы 17

1.2. Возможности художественного образования в~ воспитании патриотизма личности 44

1.3. Сущность и особенности художественного образования в старшем юношеском возрасте 74

Выводы 97

Глава 2. Педагогические условия воспитания патриотизма юношества в художественной деятельности .

2.1. Диагностика патриотического воспитания личности в художественно-творческой деятельности 100

2.2. Постижение народного искусства юношеством в художественно-творческой деятельности 127

2.3. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе разработки авторских моделей на образцах народного искусства 154

Выводы 168

Заключение 171

Список литературы175

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие изменения в политическом и социально-экономическом устройстве России создают принципиально новые требования к проблемам воспитания и образования. Патриотизм - это важнейшая сторона личной и общественной культуры, когда весь народ и сам человек как бы поднимается над самим собой, ставя себе сверхличные цели. Суть патриотизма выражается в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах^ уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. В «Национальной доктрине развития образованиям РФ», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» определены основные пути развития системы патриотического воспитания всех слоев населения. В программных документах указывается, что от правильного понимания идеалов и целей воспитательной работы с юношеством зависят эффективность и качество решения задач во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической, военной.

Очевидно, что в обществе все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Учеными также отмечается недостаток сформированности гражданской зрелости у юношества в ситуации кризисного социума, когда не найдены четкие нравственно-духовные воспитательные идеалы. Есть опасность развития деструктивных процессов в области образования, сегодня это выразилось в снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования на воспитание патриотизма молодежи.

Патриотизм (как социальное явление) рассматривался античными философами - Аристотелем, Платоном; западными философами -Т.Гоббсом, Г.-В.-Ф.Гегелем, Г.Кершенштейнером; русскими философами и просветителями - В.Г.Белинским, С.И.Гессеном, Н.А.Добролюбовым,

ИЛ.Ильиным, А.В.Луначарским, Н.И.Новиковым, А.Н.Радищевым,
В л. Соловьевым, Н.Г.Чернышевским и- др. Многие -мыслители
(НА.Бердяев, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев,

Н.Г.Чернышевский) раскрывали самобытность «русской дущи», русского национального характера, в котором патриотизм звучит как яркая составляющая нации.

Тема патриотизма нашла свое естественное продолжение в творчестве советских философов, публицистов," педагогов (А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.). Содержание патриотизма советских людей должно было-выражаться в любви к родной земле, к культуре советского народа в сочетании с любовью и преданностью социалистическому строю.

Гуманистические-тенденции в образовании конца XX, начала XXI века меняют взгляды на цели, задачи, содержание воспитания гражданина-патриота, наполняя процесс ценностно-смысловыми значениями. Эти вопросы разрабатываются сегодня специалистами в области гуманитарного знания (Е.В. Бондаревская, К.С.Гаджиев, СВХайворонский, Л,К.Грегульі Т.И.Власова, И.А.Колесникова, О.В.Лебедева, Б.ТЛйхачев, Д.С.Лихачев, В.ИЛутовинов, М.И. Резникова, Е.Н.Сорочинская, О.В.Солодова, Е.Н. Поддубный, ГЛЧ.Фшюнов, Е.Б.Штейнберг, СА.Щербачева и др.).

Отмечено, что науке необходимы методологические ориентиры в области патриотического воспитания, среди которых основными векторами развития образования и воспитания должна стать ориентация в сторону национальной, общероссийской и мировой культуры как средств национального развития, гармонизации межнациональных отношений в российском обществе. Смысл образования заключается в оказании помощи в саморазвитии творческого потенциала, заложенного в каждом молодом человеке, что способствует самореализации личности в обществе, активной " деятельности на благо Отечества.

Воспитание патриотизма как ценности возможно в процессе художественного образования, которое определяется как формирование системы ценностей личности, отвечающее требованиям общества и достигнутому человечеством уровню культуры и индивидуальным способностям, входящего в жизнь человека.-Опора на авторитет художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому, в котором художественный образ трансформируется через личностные ценности, через эмоциональную сферу юношества создает естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему. Это, на наш взгляд, необходимо для развития самосознания и самоидентификации лич- -ности в современных условиях.

Психолого-педагогические аспекты развития художественного образования личности в современных условиях наряду с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием расширяются за счет включения в него патриотического воспитания юношества, формирования национального самосознания и чувства национальной гордости.

Педагогические взгляды на вопросы эстетического и художественного развития личности ребенка базировались на психологических исследованиях в области изобразительного творчества, эстетического восприятия, творческого воображения (Б.Г.Ананьев, Л.С-Выготский, Д.Б.Богоявленская, С.П.Иванов, И Л.Калошина, А.Н.Леонтьев, Н.В.Рождественская, -С .Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, -А.С.Шаров, Д.Й.Фельдштейн, П.МЛкобсон).

В современных условиях актуализируется обращение к культурно-историческому наследию народа, отражающее многовековые традиции, ~ обычаи, нравы, национальное самосознание. Вопросы взаимосвязи образования и национальной культуры рассматривались В.Г,Белинским, ПЛ.Блонским, П.Ф.Каптеревым, В.Н.Сорокой-Росинским, Л.Н.Толстым, ~ К.Д.Ушинским, С.Т.Шацким и др. Исследования, посвященные изучению

роли искусства в формировании личности, ее ценностных ориентации принадлежат: Г.Г.Григорьевой, Т.С.Комаровой, Ю.У.Фохт-Бабушкину, Р.М.Чумичевой, Т.ЯШпикаловой, Б.П.Юсову и др. Художественное образование понимается как процесс, способствующий росту духовного потенциала человека и общества, -фактор экологии культуры и экологии личности (Д.Б.Кабалевский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, В.А.Разумный, Б.М.Неменский, В.Н.Шацкая и др.). Включение культурных достижений народа в содержание учебно-воспитательного процесса изучалось многими исследователями: С.Т.Алиевой, З.ИХладких, С.М.Завьяловой, Г.Н.Казиловым, Н.Киященко, ИЛ.Сиземской, Н.П.Овсянниковой, НА.Праворотовой, Л.А.Трубниковой, Л.И.Шевчуком, Т.Я.Шпикаловой.

Раскрытию роли народного искусства в современном обществе, в межпоколенческих связях, сохранению традиций и духовных ценностей послужили работы В.ААфанасьева, " Г.К.Вагнера, В.С.Воронова, П.Р.Гамзатовой, М.А.Некрасовой, Л.Д.Назаровой. Символика народного костюма, мифологические образы, обряды изучались: - СП.Исенко, Е.В.Киреевой, В.С.Масловой, Ф.М.Пармоном, Б.АРыбаковым, Т.Семеновой и др. Исследователи рассматривают символику в народном искусстве как совершенную форму запечатления мысли и -возможность -прочтения закодированной в нем информации.

Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на разносторонние исследования, возможности системы художественного образования в патриотическом воспитании юношества используются недостаточно глубоко. В частности, практически не исследован вопрос патриотического воспитания в старшем юношеском возрасте в системе художественного образования средствами народного искусства.

Противоречиями характеризующими современную "образователь- " ную ситуацию в России, являются противоречия между:

необходимостью сохранения национальной самобытности, культурного наследия и тенденцией к глобализации общества;

потенциальными возможностями художественного образования и недостаточным их использованием в педагогическом процессе;

творческим характером художественного образования и реальным уровнем личностного развития;

ценностными приоритетами юношества и высшими общечелове- _ ческими ценностями (патриотизм);

значимости личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия и традиционной системой воспитания;

необходимостью воспитания патриотизма в художественном образовании и недостаточной разработанностью педагогических условий его внедрения;

Выявленные противоречия определили проблему исследования: при каких условиях художественное образование становиться фактором воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте? Вышеназванное определило тему диссертационного исследования: «Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте».

Объект исследования - система художественного образования юношества.

Предмет исследования - процесс воспитания патриотизма юношества в системе художественного образования.

Цель исследования - обосновать педагогические условия воспитания патриотизма юношества в системе-художественного образования средствами народного искусства.

Гипотеза исследования: художественное образование становится действенным фактором "воспитания патриотизма в старшем юношеском ~ возрасте, если:

- решена проблема взаимосвязи художественно-эстетического
(профессионального) знания и народного искусства на основе взаимопро
никновения образного художественного мышления и технологической -
исполнительской деятельности через освоение материального (предметно
го) и понятийного (абстрактного) языка искусства;

народная культура использована в качестве мироустроителъной: целостной культурно-семантической схемы осмысления и понимания мира, параллельной другим культурным моделям;

воспитание патриотизма личности рассматривается как единство процессов познания архетипического в искусстве (эмоционального влияния художественного образа), связанного с фундаментальными представлениями о миропорядке и патриотизма как чувственного понимания своей принадлежности к этносу, универсальной фундаментальной ценностью человеческой культуры;

модель художественного образования - поэтапное движение от концептуального замысла-к программному проекту, представленного: социальным пространством (поле значений), субъектным пространством (поле смыслов), пространством взаимодействия (ИОЛЄ ценностей);

активизирован эмоционально-образный компонент в художественно-творческой деятельности, сформирована культура чувств личности, потребности в реализации творческих способностей учащихся - субъектов творческого действия;

организована личностно-развивающая стратегия педагогического взаимодействия, диалоговое взаимодействие на основе содружества и сотворчества в деятельности по возрождению и сохранению традиций народной культуры.

В соответствии с объектом, предметом, исходя из цели и гипотезы, были сформулированьгследующие задачи исследования'.

  1. Определить методологические основания педагогической и художественной культуры в едином контексте современного развития.

  2. Теоретически обосновать сущность и особенности художественного образования учащихся в условиях модернизации образования.

  3. Раскрыть с междисциплинарных позиций сущность, содержание феномена «патриотизм».

  4. Определить единство истоков отечественной художественной культуры, значение и возможности влияния народного искусства в воспитании патриотизма юношества.

5.Определить содержание художественно-творческой деятельности учащихся как средства воспитания патриотизма.

6. Разработать и апробировать программу патриотического воспитания юношества средствами народного искусства в образовательном процессе.

Теоретике - методологической основой исследования являются:

- культурологические теории (А.ИАрнольдов, М.М.Бахтин,
П.СГуревич, М.С.Каган, Ю.МЛотман), этнопсихологические теории
(Л.Левй-Брюль, Ж.Пиаже, Т.Г.Стефаненко, ГТ.Шпет, Э.Эриксон);

философско-педагогические идеи зарубежных классиков о воспитании гражданина-патриота Отечества (Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Я.А.Коменский, Г.Кершенштейнер и др.);

теоретическое наследие российских исследователей и педагогов о служении Отечеству (В.Г.Белинский, И.И.Бецкой, Н.А.Бердяев, С.И.Гессен, Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, М.В.Ломоносов, А.С.Макаренко, НТШовиков, А.Н.Радищев, В.Я.Стоюнин, ВА..Сухомлинский, К.Д.Ушинский, НТ.Чернышевский, СТ. Шацкий, Н.В.Шелгунов, и др.);

научно-теоретические основы патриотического воспитания современных исследователей (Э.Р.Багдасаров, К.С.Гаджиев, З.Т.Гасанов,

Е.Г. Демьянова, ВА.Кобылянский, О.В.Лебедева, Б.Т.Лихачев, В.И.Лутовинов, Д.В.Полежаев, А.Ю.Рустамов, И.Н.Сиземская, Г.Н.Филонов и др.);

- гуманистические концепции образования, раскрывающие понима
ние самоценности личности (ШААмонашвили, Е.В.Бондаревская,
И.Б.Котова, ИА.Колесникова, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин и др.)

- теория деятельности и деятельностного подхода к определению
взаимодействия педагога и учащегося в процессе творческой деятельности
(Д.Б.Богоявленская, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Е.Н.Сорочинская,
С.А.Смирнов, Н.В.Рождественская, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов);

- идеи, раскрывающие роль искусства, его восприятия в формиро
вании личности, ее ценностных ориентации (А.И.Буров, П.Л.Гальперин,
В.П.Зинченко, Д.СЛихачев, И.П.Калошина, Ю.У.Фохт-Бабушкин,
Т.Я.Шпикалова);

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблеме; междисциплинарный теоретический анализ понятий и категорий, используемых в исследовании, систематизация и обобщение эмпирического материала;

эмпирические: включенное наблюдение, диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование); педагогический

эксперимент, обобщение педагогического опыта; анализ продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, модели, проекты).

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1997 по 2005 год.

Первый этап (1997-1999гг.) - поисково-теоретический. Осуществлялся анализ философской и научно-педагогической литературы по проблеме, оценка современного состояния проблемы. Конкретизация пробле-

матики, терминологического аппарата, определение основных направлений исследования.

Второй этап (1999-2002гг.) - опытно-экспериментальная работа. Проведен комплекс диагностических мероприятий, направленных на изучение исходного состояния исследуемой проблемы. Осуществлялась опытно-экспериментальная разработка и внедрение программы «Новая культура»; в ходе формирующего этапа проводился анализ эффективности работы.

Третий этап (2002-2005гг.) - обобщающий. Проведен комплекс диагностических мероприятий с целью осуществления итогового контроля. Анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические положения. Внесены коррективы в учебные планы и программы. Осуществлена публикация научно-методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

уточнены понятия «художественное образование» и «художественное воспитание», «патриотическое воспитание», выявлена их сущность, особенности, различие и общее;

обоснованы научно-теоретические подходы к организации художественно-творческой деятельности учащихся как средству воспитания патриотизма, установлены закономерности художественной деятельности, определено ее влияние на развитие психологической структуры личности. Анализ развития личности в творческой деятельности, позволил выявить целостный процесс воспитания патриотических чувств, сознания, отношений;

выявлена взаимосвязь художественно-эстетического (профессионального) знания и народного искусства на основе взаимопроникновения образного художественного мышления и технологическо-исполнительской деятельности через освоение материального (предметного) и понятийного (абстрактного) языка искусства на этапах освоения социального прострет-

ства (поле значений), субъектного пространства (поле смыслов), пространства взаимодействия (поле ценностей), народное искусство и профессионально-художественное воплощают общий идеал, в котором проявляется национальный характер;

установлено, что процесс воспитания охватывает основные сферы проявления личности: когнитивную, эмоционально-ценностную, деятель-ностно-творческую. Креативный уровень творческой активности личности определяет нравственность и ответственность за смысл совершаемой деятельности;

теоретически обосновано положение о том, что развитие когнитивной, эмоциональной, креативной и нравственной сфер личности учащихся необходимо для воспитания патриотизма;

Практическая значимость исследования:

определены содержание и формы воспитания патриотизма юношества в системе художественного образования;

разработана и экспериментально обоснована авторская программа по патриотическому воспитанию юношества, определены психолого-педагогическйё условия ее реализации;

полученные результаты научно-методических рекомендаций использованы в практике работы педагогов как региональный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования;

Базой исследования являлся строительно-художественный лицей №10 г. Ростова-на-Дону. К эксперименту было привлечено 135 учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

Междисциплинарный подход к изучению проблемы

Содержание и направленность данного исследования, выполненного в теоретико-экспериментальном жанре, диктует использование исследовательских подходов, определяемых как некоторые исходные принципы, исходные позиции, основные положения (103,126).

Методологической основой нашего исследования является культурологический, аксиологический, системный, этнопсихологический, личностный, деятельностный подходы.

Культурологический подход позволяет нам рассматривать явления педагогической и художественной культуры в едином контексте современного развития. Патриотизм рассматривать в системе художественной культуры как составляющей целостного мира культуры. Культуру определяют как содержательный компонент воспитания, а художественное образование рассматривается нами как процесс культуротворчества, который реализуется в таких компонентах культуры личности, как нравственная, патриотическая, национальная.

Основные положения культурологического подхода изложены в трудах А.И.Арнольдова, М.МБахтина, В.С.Библера, П.С.Гуревича, М.СКагана, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, М.К.Мамар-дашвили и др.

В современном гуманитарном знании сложилось множество подходов в изучении культуры. Однако ученые считают, что простое суммирование подходов и выводов разных конкретных наук изучающих культуру, не есть единая наука о культуре. Необходимо «осмыслить культуру в ее реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии» (54, 42).

Термин «культура» - латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Понятие родилось в Древнем Риме, как оппозиция понятию «натура» - т.е. природа. В Римской античности термин имел и другое значение - переносное - воспитатель, наставник.

Сократ, Платон, Аристотель доказывали, что культурные ценности социума прививаются человеку через эстетическую деятельность. Интересно отметить, что в Древней Греции считалось, что воспитание, прежде всего, художественно-эстетическое, в конечном счете делает воспитуемого свободным человеком.

На философском уровне размышления о сути культуры появляются, по замечанию М.С.Кагана, сравнительно поздно - лишь в XW-XVIII веках.

В плане философии культуры наиболее интересные идеи выдвигаются в эпоху Просвещения. Их источником, исследователи считают античную классику. Философы формулируют мысль о том, что человек как таковой представляется продуктом культуры, формируется культурой через воспитание.

Некоторые философы неоднозначно относились к идеям Просвещения. Например, Жан-Жак Руссо критикует саму идею духовного воспитания посредством искусства. Эстетические ценности, искусство как важнейшая составляющая часть цивилизации, по мнению Руссо, развращают человека, философ критикует стоящую за идеями Просвещения античную модель воспитания через механизм усвоения эстетических ценностей (51, 21-24).

Культура в XIX в. в науке рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а находила свое проявление в философии, религии, этике, эстетике, влияя на философию языка, гносеологию, аксиологию, антропологию.

После Гегеля, как отмечают исследователи, существуют два подхода в изучении и постижении феномена культуры, Конкретно исторический подход представляет собой изучение исторических типов культуры (первобытная, античная, средневековая, ренессанс), которыми занимались А.Гуревич, К.Леви-Брюль, Й.Хейзинга. Этнотипологический подход, в котором дается характеристика нескольких различных исторических и этнических типов культур (Н.Данилевский, П.Сорокин, А.Тойнби). Данные подходы позволяют увидеть богатство культурных форм, выработанных человечеством, закономерности их исторической смены. Однако исследователями отмечается, что сама сущность культуры растворилась в многообразии ее феноменальных форм.

Анализируя теории и концепции культуры в России, остановимся на рассмотрении философии культуры, разработанной П.Я.Чаадаевым. Культура определялась философом как духовное явление, основу которого составляла нравственность и религия. Россию в культурном отношении философ определял как «чистую доску», не имеющей, по большому счету, своей истории и культуры. Концепция П.Я.Чаадаева представляет развитие культуры по двум основным руслам: Восток-Запад. Противоречивость чаадаевскои культурологической теории стала отправным пунктом спора между западниками и славянофилами (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.Д.Кавелин).

Русская мысль второй половины XIX - начала XX века включает в себя культурологические теории В.С.Соловьева, Г.В.Плеханова, Б.Н.Чичерина и других, явившихся отражением главных идейных течений в русской общественной мысли. В 20-50-е гг. XX века крупнейшими учеными Н.А.Бердяевым, Г.В.Вернадским, Л.П.Карсавиным и другими были по-новому осмысленны исторические пути культуры.

Существуют и иные подходы к пониманию культуры. Понимание культуры как процесса творческой самореализации человека принадлежит А.И.Арнольдову, Э.А.Баллеру, Н.С.Злобину, Л.Н.Коган, В.М.Межуеву и др. Они рассматривали культуру сквозь призму процессов духовного производства функционирования и развития личности, ее творческих способностей. Культура как специфический способ человеческой деятельности рассматривалась В.Б.Давидовичем, Ю.А.Ждановым, М.СКаганом и др. Предмет исследования ученых - вопросы, связанные с общей характеристикой культуры как универсального свойства общественной жизни людей.

Одним из направлений в исследовании культуры, как сложного системного объекта, является семиотическое направление анализа культуры, предложенное Ю.М.Лотманом. Он исходит из представления о культуре, как некотором механизме, имеющим целью выработку и хранение информации, определяя культурное освоение мира как перевод явления «из мира фактов в мир знаков» (82, 68). Основную задачу культуры Ю.М.Лотман видит в том, чтобы снабдить человека системой смыслов для ориентации в окружающем мире. Это осмысление действительности происходит в двух пересекающихся направлениях: наделение смыслом окружающего мира, поиски собственного смысла. На разных культурных языках человек будет осмысливать по-разному; на рациональном - через понятия и логику; на художественном (чувственном) через эмоционально окрашенные образы; на поведенческом и моральном - через образцы поведения и ценностные ориентации.

Возможности художественного образования в~ воспитании патриотизма личности

Используя принцип историзма, мы рассматриваем художественное образование и патриотическое воспитание личности с позиций цивилиза-ционного подхода. «Этот подход способствует выработке целостного концептуального взгляда на природу единства и многообразия историко-педагогического процесса, созвучного реалиям современности, когда человечество движется к мировой цивилизации при сохранении национально-регионального своеобразия...» (70, 133). Более того, «цивилизационный подход позволяет увидеть Россию как самобытный культурно-исторический мир; ее нельзя сполна понять в контексте европейских цивилизаций» (105, 140).

Мы считаем важным, исследовать конкретно-исторический феномен - патриотизм, базирующийся на всеобщих характеристиках и свойствах человеческой природы, общества и культуры. Цивилизационный подход позволяет типологизировать в отдельных проявлениях историко-педагогического процесса и всеобщее и общее, и особенное, и единичное (70, 139). Мы акцентируем внимание на положении, выдвинутом

Г.Б.Корнетовым, которое позволяет охарактеризовать историко-педагогический процесс с точки зрения системы ценностей и подходов, оформившихся в рамках великих и локальных цивилизаций.

Итак, цивилизационный подход способствует: 1) утверждению идеи всемирности историко-педагогического процесса; 2) ведению антропологической точки зрения на рассмотрение педагогических феноменов; 3) обеспечению его целостной многоуровневой интерпретации с учетом всего многообразия экономических, социальных, политических и духовных детерминант развития; 4) акцентированию внимания на устойчивых социокультурных стереотипах постановки и решения педагогических проблем (70, 138).

Цивилизационный подход позволяет нам рассматривать образование «сквозь призму понятия культуры, то есть понимания образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» (18,59).

Рассмотрим сущность художественного образования в современных исследованиях.

Важным для нашего исследования явилось изучение работ в данной области А.Веремьева, ЛВ.Быкасовой, Е.В.Квятковского, Б.М.Неменского, В.А.Разумного, А.С.Максяшина, Г.Н.Казилова, Е.М.Торшиловой, Л.А.Трубниковой, ЛА.Сатаровой, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Р.МЛумичевой, Т.Я.Шпикаловой, Б.П.Юсова и др., раскрывающие различные стороны художественно-эстетического образования.

В.А.Разумный в книге «Художественная педагогика» рассматривает художественное образование (художественную педагогику) составляющей эстетического процесса образования. Автор считает, что художественная педагогика существовала в поливариантном опыте разных этносов и древнейших цивилизаций, отмечает логическую закономерность между современной художественной педагогикой и художественной педагогикой, существовавшей в виде практики, передающей накопленный духовный опыт и ценности новым поколениям в процессе совместной жизнедеятельности (127).

Для нашего исследования представляется существенным выделение принципов художественного образования, таких как: координирование и субординация отдельных видов искусств; функциональная направленность процесса на разных возрастных этапах в соответствии с психофизиологическими, социальными и индивидуальными особенностями воспитуемой личности; взаимодействие рационального и эмоционального; общедидактический принцип преемственности и последовательности в художественном образовании и воспитании личности; принцип высокого художественного качества (21).

Рассматривая структуру художественного образования, Л.В. Быка-сова выделяет следующее: сеть школьных предметов, кружков, факультативов, студий, частных и государственных клубов, центров эстетического воспитания. Система художественного образования, по мнению автора, представляет собой установление гибких диалектических взаимосвязей между характером художественной деятельности и способностями людей, между различными процессами и свойствами личности. Подсистемой художественного образования, по мнению Л.В.Быкасовой, является учебно-воспитательный процесс школы, внеклассная деятельность школьников, художественно-эстетическое воздействие средств массовой коммуникации.

Л.А. Сатарова главную цель художественного образования видит в формировании духовной культуры личности, которая осуществляется в ходе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам.

Один из аспектов художественного образования, по мнению А.Веремьева, предполагает усвоение искусствоведческих знаний (изучение истории искусства, художественно-критических исследований искусства), освоение эстетической теории. В более широком толковании в данную сферу должно входить обучение художественному творчеству (22).

Второй аспект художественного образования, отмеченный учеными - это формы художественной деятельности, позволяющие освоить образный язык искусства, постичь его содержание, гуманистическую и общечеловеческую сущность, умение выразить в форме художественного образа свои жизненные представления.

Мы разделяем мнение СГШсенко, который считает, что теоретико-методологической базой художественного образования должно стать положение о духовном воздействии народного искусства на процессы формирования мышления учащихся, этнокультурной самоидентификации, активизации творческих способностей, эстетических и этических представлений. Искусство должно использоваться как особое средство коммуникации, особо организованный художественный язык, т.е. упорядоченная система. Ввиду этого, обучение должно быть нацелено на постижение различных видов народного искусства, приобщающих юношество к «картине мира», народному опыту. Особое внимание, по мнению исследователя, должно уделяться постижению сути коллективного типа творчества, основанного на подобии, повторе и вариации, являющейся, согласно определению М.А. Некрасовой, формообразующим началом, благодаря которому образная структура народного искусства сохраняет изначальный образ (96, 219).

Народное искусство как часть культуры в художественном образовательном пространстве реализуется в концепции М.А.Некрасовой. Автором выявлены отличительные признаки народного искусства как типа художественного творчества; формы бытования и развития народного искусства, раскрывающие место и роль народного искусства в современной культуре; национальное и аспекты всеобщего, всенародного в содержании народного искусства (96, 206).

Интерес для нашего исследования представляет этнохудожествен-ная образовательная система, которая рассматривается Т.Я.Шпикаловой, как открытый и вариативный художественно-образовательный процесс. По мнению педагога, необходимо включение регионального компонента, определяемого этническими традициями и историко-культурными связями населения (96, 209).

Практика этнохудожественного образования дает интересный опыт использования народного искусства в воспитании детей и молодежи. Изучению проблемы использования народного искусства в воспитании личности посвящены работы О.Б.Гордиенко, С.М.Завьяловой, Н.П.Сакулиной, Г.Н.Казилова, Н.П.Овсянниковой, ЛА.Трубниковой, Н.В.Перчун, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и др.

Многими исследователями отмечается важная роль художественного образования, которое выполняет исключительную роль в сохранении и развитии национальной культуры, традиций, в процессе этнической самоидентификации и интеграции личности в культуру национальную, общероссийскую и мировую. Мы подчеркиваем, что именно это способствует возникновению патриотизма как чувства принадлежности к своему этносу.

Диагностика патриотического воспитания личности в художественно-творческой деятельности

Наше исследование выполнено в жанре опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа становится методом педагогического исследования при следующих условиях: работа выполнена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой; преобразует действительность, создает новые педагогические явления; сопровождается анализом, из нее извлекают выводы и создаются теоретические обобщения (103).

Нами были определены следующие задачи опытно-экспериментальной работы: диагностика гражданско-патриотических качеств учащихся; разработка и апробация программы «Новая культура»; внедрение интерактивных форм и методов, включая личностно-ориентированные технологии, построенных на овладении народной культурой; выявление воспитательного потенциала системы художественного образования, обеспечивающей патриотическое юношества; создание педагогических условий для проявления патриотических чувств, отношений в творческой деятельности для подготовки будущих граждан; подготовка педагогических работников к использованию программы «Новая культура» в практической деятельности по воспитанию патриотических чувств и отношений учащихся в художественной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами поэтапно и представляла собой следующую логическую структуру:

1. Формулировка проблемы опытно-экспериментального исследования, разработка программы исследования, определение цели и проблемы исследования. Построение модели патриотического воспитания в системе художественного образования. Проведен анализ понятий и терминов, используемых в исследовании, раскрыто их содержание.

2. Определение объекта изучения и выборки.

3. Разработка системы диагностических методик и процедур, соответствующих цели и задачам опытно - экспериментального исследования.

4. Сбор первичной информации мы осуществляли с помощью пакета бланковых опросников, который сопровождался контролем достоверности и надежности полученных результатов.

5. Количественная и качественная обработка собранных данных при помощи статистических методов.

6. Анализ результатов исследования, сопоставление данных с выдвинутой гипотезой, интерпретация выводов в терминах теоретической гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе профессионального строительно-художественного лицея № 10 (г. Ростова-на-Дону) в период с 1997 по 2005 годы.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мы провели массовое обследование учащихся, позволившее нам определить уровень гражданско-патриотических качеств.

Теоретически обоснованная модель системы патриотического воспитания, в основе которой нами была положена программа «Новая культура» в 1997 году прошла экспертизу, и была утверждена к внедрению на учебно-методическом совете профессионального строительно-художественного лицея № 10 г. Ростова-на-Дону, а также Министерстве общего и профессионального образования РО.

В 1997 году осуществлялось создание учебно-методических материалов, частичная отработка элементов программы в учебном процессе, подготовка методического и художественного фондов, оформление специального учебного кабинета, составление плана совместной деятельности с мастерами производственного обучения. Содержание плана предусматривало определение соотношения между общеобразовательной, общетехнической и профессиональной (специальной) составляющими, а также между теоретическим и производственным (профессиональным), практическим обучением и воспитанием. Были разработаны интегрированные учебные планы, утвержденные на методобъединении «Производство швейных изделий» (Приложение 11).

Организация образовательного процесса была выстроена следующим образом: - проведение бесед с педагогами и мастерами производственного обучения, для выявления понимания основных целей опытно-экспериментального исследования; - посещение «экспериментальных» занятий, определения степени соответствия между декларируемыми целями и реальными способами их достижения; - проведение анализа работы по организации занятий, вместе с педагогами и мастерами производственного обучения, помогающие определять возникающие трудности и пути их преодоления; - оценка эффективности использования педагогических средств, применяемых для достижения поставленных целей; - периодическое проведение мастер-классов, семинаров педагогов и мастеров производственного обучения, с привлечением всех желающих, для обсуждения проблем и перспектив работы (159, 43).

На основании решения администрации лицея в 1999 г. была набрана экспериментальная группа учащихся для практической апробации модели и реализации программы «Новая культура», способствующая патриотическому воспитанию юношества в художественной деятельности с учетом региональных культурных традиций.

Принцип набора в экспериментальную группу не отличался от общепринятого для всех категорий учащихся. Контрольные и экспериментальные группы имели фактически одни и те же характеристики: возрастной состав, уровень обученности, направление профессиональной подготовки, состав преподавателей и мастеров производственного обучения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 1999-2002 уч.г., в группах учащихся на базе среднего (полного) общего образования по специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий». Работа осуществлялось в экспериментальной группе № 24 (кол-во учащихся - 32 человека), в контрольных группах № 25 (28 человек) и № 17 (13 человек). В группах №3 (кол-во учащихся - 37 человек), группах №18 (25 человек). Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 135 учащихся, 12 педагогов и мастеров производственного обучения.

Постижение народного искусства юношеством в художественно-творческой деятельности

В области художественного образования сегодня осуществляются поиски и разрабатываются подходы к развитию личности в контексте актуальных социокультурных проблем гуманизации образования. Как мы выяснили, в основе складывающейся в российском образовании новой культуры воспитания все более четко фиксируются отечественные и общечеловеческие ценности, встает вопрос о народном искусстве как ценностном отношении к самой жизни - феномене духовном. При этом целью воспитания выступает воспитание патриота, творческой личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе России и быть полезной этому обществу.

Практика этнохудожественного образования дает интересный опыт использования народного искусства в воспитании детей и молодежи.

Мы согласны с мнением многих исследователей, считающих, что понимание общезначимых ценностей начинается с постижения культурных ценностей своего народа. По этому принципу построены программы Б.М.Йеменского, Т.Я.Шпикаловой, М.Ю.Новицкой; учебно-методические пособия ЛЛ.Куприяновой, Ю.В.Максимова, ЛВ.Шаминой, Н.С.Ширяевой, Б.П.Юсова, В.Н. Полуниной и многих других.

Однако следует отметить, что в большинстве случаев, учебные программы не скоординированы, межпредметные или интегративные связи реализуются в практике обучения в каждом учебном заведении по - разному. Более того, не всегда учитывается фактор многонациональное региона, предполагающий воспитание культуры межнационального общения, уважение к культуре своего и окружающих народов. Это особенно актуально в условиях не прекращающихся проявлений экстремизма и терроризма на всей территории России. Важно отметить, что русская культура связана с живыми проблемами современности, «...в недрах подлинной культуры никогда не присутствует завышенная самооценка, подлинная культура осмысляет себя такой, какова она есть, и ей чужды чувство превосходства и тенденция к самоутверждению за счет уничижительных оценок иной культуры» (105). В данном аспекте важным является и то, что русское искусство исторически развивалось в духовном содружестве со многими народами, вырабатывая в этих постоянных контактах самобытность и оригинальность.

Научное понятие «народное искусство», по мнению МА.Некрасо-вой связано с осевыми параметрами культуры, такими как ценность, традиция, преемственность, профессионализм, этническое самосознание, национальный характер, национальное своеобразие, идеал (96, 95). В контексте данного исследования народная культура - это совершенная система, включающая понятия, представления, ценности, верования, символы, ритуалы, имеющая множество региональных вариантов и различий и ориентированная на самовоспроизведение народа и непрерывность человеческого бытия (107,13).

Прикосновение К великой культуре, как мировой, так и национальной выражается, прежде всего, в постижении (изучении, понимании, истинном толковании смыслов, заключенных в народном искусстве, воплощении в проекте). Постижение - это деятельность по созданию аналогов и творческих работ на основе глубокого изучения символики, композиции, смыслов, цвета, материала народного искусства.

Термин «постижение», введенный нами, входит как компонент в лат. Intellectus - разумение, понимание, постижение. В психологии - интеллект - совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. В анг. Insight означает проникновение, постижение. В психологии - момент озарения. В словаре В.И.Даля находим простонародный синоним слову «постижение» - «выразумевать», что обозначает «вполне понять», «постигнуть умом», «уразуметь». (Само слово постижение как термин, «происходит из понятия приведенного в одном из кабалистических текстов, «когда достигнет рука твоя...», то есть необходимый уровень познания, которое можно назвать постижением, соответствует чувственному ощущению, приравниваемому к реакции сенсоров тела».)

Итак, исходя из теоретически выделенных критериев патриотического воспитания, мы обосновали его модель в системе начального профессионального образования и определили показатели уровней сформированное патриотического воспитания у учащихся. С учетом исходного уровня патриотического воспитания обучающихся была спроектирована модель системы патриотического воспитания учащихся средствами художественного образования и программа, реализующая данную модель в условиях начального профессионального образования (Приложение 12).

Образовательная модель, как образ будущей воспитательной системы являлась способом организации наших практических действий и их результатов. Данная модель отвечает требованиям ингерентности (согласованность с культурной средой); простоты и адекватности (достижение цели с помощью сформулированных критериев) (103, 229).

Слово «программа» имеет несколько значений; структура и план деятельности (работы); изложение основных направлений деятельности организации (сообщества); перечень номеров, исполнителей, действующих лиц (И.А. Колесникова). Программа воспитания включает в себя все перечисленные значения. По мнению Н. Б. Щурковой, составить программу -значит определить и описать содержание деятельности по достижению поставленной цели (168, 142).

В современной гуманистической педагогике воспитание как гуманитарная практика рассматривается в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих духовное бытие человека - социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное (становление субъектом культурного процесса) и сопричастное (вместе со значимыми Другими). Этим аспектам соответствуют ведущие структурные характеристики воспитательного пространства, положенные нами в основу программы по патриотическому воспитанию юношества: социальное пространство (поле значений), субъектное пространство (поле смыслов) и пространство взаимодействия (поле ценностей) (29, 98).

В представленной программе отражена ведущая идея постижения духовных ценностей народного искусства как путь к постижению искусства

Похожие диссертации на Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте