Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Акопов Арсен Вачаканович

Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде
<
Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акопов Арсен Вачаканович. Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь, 2006 229 с. РГБ ОД, 61:06-13/2370

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде 15

1.1. Толерантность как необходимый механизм жизнедеятельности социальной системы 15

1.2. Толерантность учителя как компонент его профессиональной культуры 32

1.3. Психолого-педагогические возможности народной игры в развитии, воспитании и образовании школьников 42

Глава 2. Анализ образовательных программ физического воспитания школьников в современной России и обоснование авторской инновационной программы формирования толерантности в процессе физического воспитания 62

2.1. Дидактические основы отечественных программ физического воспитания школьников 62

2.2. Содержание авторской инновационной программы формирования толерантности в процессе физического воспитания учащихся 5-9 классов, основанной на использовании игр народов Северного Кавказа 77

Глава 3. Результаты экспериментальной работы по внедрению авторской инновационной программы формирования толерантности в процессе физического воспитания учащихся 5-9 классов, основанной на использовании игр народов Северного Кавказа 84

3.1. Оценка физической подготовленности учащихся 84

3.2. Оценка эффективности содержания авторской инновационной программы формирования толерантности в процессе физического воспитания учащихся 5-9 классов, основанной на использовании игр народов Северного Кавказа 103

Выводы 133

Литература 134

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в России наблюдается кризис практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Этнические противоречия особо обострились в ряде регионов страны, и, в первую очередь, в республиках Северного Кавказа. В связи с этим проблема формирования толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде выдвигается в число актуальных.

Поиск путей гармоничного развития представителей различных этносов и неконфликтного их сосуществования представляется для российского общества важнейшей государственной и социально-политической задачей.

Проблема воспитания толерантных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтничнои среде не новая. Пока сосуществуют народы, она не может потерять своей актуальности.

Важной отличительной характеристикой Ставропольского края, как субъек
та Северо-Кавказского региона и Российской Федерации, является проживание
в нём множества переселенческих этнических групп. В процессе становления
этносферы края участие принимают разные народы. Основной массой является
русское население, в соседстве с которым разместились горские и степные на
роды. Известно, что уже со второй половины XIX века в Ставропольском крае
отмечается присутствие украинцев, армян, греков, немцев, татар, белорусов,
поляков [22].

Полиэтничность данного региона имеет свои отрицательные воздействия: отсутствие политической и экономической стабильности, высокий уровень конфлик-тогенности. Этот вопрос стал предметом внимания А.В. Авксентьева (1993), В.А. Авксентьева (1993), М.А. Аствацатуровой (2000), В. Кабузан (1996) и др.

Представители различных этносов Северного Кавказа на протяжении мно-
гих веков не всегда мирно сосуществовали. В последнее десятилетие этниче-

ская напряжённость достигла наивысшей точки. Сопровождающиеся жестоко-

стью и насилием межнациональные конфликты способствуют распространению тревоги и беспокойства среди разных этнических групп проживающих в регионе. Состояние межнациональных отношений характеризуется достаточно высокой межэтнической напряжённостью.

В последнее время значительно возрос интерес учёных к проблеме межнационального общения. Здесь необходимо отметить труды таких авторов, как Р.Г. Абдулатипов (1994), С.А. Арутюнов (1989), Ю.В. Арутюнян (1998), Н.Н. Гасанов (1997), З.Т. Гасанов (1994), Л.М. Дробижева (1997), С. Шермухамедов (1990), СМ. Воробьёв (1999) и др. Культура межнационального общения рассматривается как часть общей культуры и характеризуется взаимодействием этнических культур, которые проявляются в этническом самосознании, а также в стремлении к межнациональному согласию в различных сферах общественной жизни.

Межнациональное общение - это, прежде всего, межличностное взаимодействие представителей различных этнических групп, при котором происходит взаимовлияние друг на друга. Процесс общения предполагает высокую культуру, представляющую собой внимательное, толерантное отношение к другому человеку.

Исходя из вышеизложенного возникает вопрос: «Может ли сфера образования способствовать осознанию неизбежности движения человечества к спасительной толерантности в человеческих отношениях? Ответ очевиден. Да, может и обязана, потому что сфера образования имеет непосредственное отношение к такому понятию как «толерантность». Без участия сферы образования невозможно формирование способности жить и трудиться согласно принципам толерантности, взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим можно утверждать, что формирование толерантности в человеческих отношениях - составляющая часть целей образования, направленных на духовное становление учащихся, освоение ими культуры общества. Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что «образовательная политика России должна быть направлена на значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность

приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов». Далее в этом документе подчеркивается, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, а многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле формирования у школьников гражданской ответственности, духовности, толерантности» [106].

Справедливо будет заметить, что проблема формирования толерантности -есть проблема общего образования. Напрямую касается она и школьного предме-та «Физическая культура». Совершенствование школьного физического воспитания в России всё больше привлекает внимание специалистов. Известно, что уровень физического и психического здоровья подрастающего поколения страны имеет тенденцию к снижению. В последние годы возросло число правонарушений в общеобразовательной среде, в том числе и на межнациональной почве.

На наш взгляд помочь детям, подросткам найти себя в быстро меняющемся мире, закалить волю и характер, стать благороднее и мудрее может накопленный опыт культуры народов, населяющих территорию Северного Кавказа. Огромное многовековое богатство национальных культур может стать основой для наполнения национально-регионального компонента учебного предмета «Физическая культура» для учащихся общеобразовательных школ.

Одной из современных проблем общего образования является поиск путей
повышения качества и эффективности воспитания личности. Предпочтение в

процессе поиска новых средств и методов организации воспитания отдаётся
тем, которые многофункциональны по своему характеру, вписываются в совре
менные программы, вызывают повышенный интерес у детей, способствуют
самовыражению личности. Одним из таких средств воспитания является на
родная игра. Она, как и любая другая игра имеет множество функций, такие как
познавательную, развивающую, диагностическую, корректирующую и другие

воспитательные функции. Являясь феноменом традиционной культуры, она

может служить средством приобщения детей к народным традициям, что в свою очередь является важным в воспитании духовности, в формировании нравственных и общечеловеческих ценностей.

Неотделимость игр от системы физических упражнений - черта, которая присуща нашей системе воспитания. Народные игры по праву можно считать естественными спутниками жизни детей, постоянным источником радостных эмоций. Испокон веков в них отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Сохранились в играх национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры явля-ются средством не только физического, но и художественного и интернационального воспитания школьников, и духовного обогащения, уважительного отношения к культуре любого народа. Помогая восполнить недостающие стороны в развитии культуры, в индивидуальном развитии каждого человека, игра становится незаменимой частью человеческой культуры.

Народные игры, в сочетании с другими средствами воспитания являются основой формирования развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и духовное богатство.

Данное направление работы весьма перспективно для решения поставленных

Правительством Российской Федерации задач по формированию и внедрению в

социальную практику норм толерантного поведения, а также будет способствовать

интеграции элементов (народные игры) национальной культуры народов, насе-

* ляющих Северный Кавказ в систему общего физкультурного образования.

В многонациональных регионах России задача воспитания межэтнической
толерантности является наиболее актуальной. В настоящее время на территории
Ставропольского края проживают представители более 90 этносов. Такая поли
этническая структура общества создает особые условия поликультурного вос
питания, требует оригинальных методов и подходов воспитания личности.
tJh На современном этапе развития образования, школа является одним из

главных учебно-воспитательных учреждений, целенаправленно и планомерно

организующих жизнедеятельность детей. Школа - она выполняет социальный заказ, который предполагает воспитание нравственного человека. Именно в условиях общеобразовательной школы закладываются основы воспитания культуры межнационального общения через знакомство с культурой различных народов, через культивирование у школьников уважения к культуре своего народа, а затем - и других народов, фактически происходит формирование образовательного фундамента межэтнической толерантности.

Таким образом, воспитание в человеке высокой культуры общения не может протекать наиболее эффективно без создания новых образовательных программ, методик, технологий посвященных процессу формирования толерантности в полиэтнической среде школьников.

В наше время наиболее остро в педагогическом плане стоят вопросы формирования толерантности и их отражения в системе образования как проблемы связанной с трансляцией культурно-духовных ценностей разных народов подрастающему поколению. Особого внимания и обсуждения требует собственно проблематика формирования толерантности именно в условиях полиэтнической школы.

Вместе с тем, в психолого-педагогической литературе недостаточно изуче
ны подходы к воспитанию толерантности, не всегда выявлены возможности на
циональных культур по воспитанию гуманистических отношений в многона
циональной подростковой среде. Существует потребность в работах, иссле
дующих аспект воспитания межэтнической толерантности в процессе препода-
вания конкретных предметов в общеобразовательной школе. Мало проведено

исследований, изучающих проблемы межэтнического взаимодействия в многонациональных регионах России. Проблема воспитания межэтнической толерантности в процессе преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе не рассматривалась.

Специфические социально-этнические условия Северного Кавказа полиэтнич-
,6 ность населения, большая миграция населения, низкий уровень толерантного взаи-

модействия среди школьников выдвигают тему исследования в число актуальных.

В практике работы общеобразовательных школ сформировалось противоречие между необходимостью формирования межэтнической толерантности в многонациональной среде и недостаточным использованием элементов национальных культур (народные игры) в процессе физического воспитания школьников.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему настоящего исследования, заключающуюся в поиске эффективных средств формирования толерантности у школьников в многонациональной общеобразовательной среде.

Ее значимость определила выбор темы диссертационной работы «Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде» и позволила сформулировать цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать эффективность использования игр народов Северного Кавказа в процессе формирования толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде.

Объект исследования: формирование толерантности у учащихся многонациональной школы.

Предмет исследования: игры народов Северного Кавказа и их возможности в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде.

В результате предварительного анализа современного состояния предмета исследования была выдвинута следующая гипотеза:

построение этноориентированного учебно-воспитательного процесса с учетом народных традиций, культур и обычаев этнических групп учащихся, целенаправленная их совместная деятельность и межнациональное общение будут способствовать решению актуальных проблем этнического самовыражения и самоутверждения, при наличии которых полиэтничный коллектив проявит способность к нравственной активности каждого своего члена и взаимоотношений между ними;

разработка и внедрение авторской инновационной программы формирования толерантности в процессе физического воспитания учащихся 5-9 классов, основанной на использовании игр народов Северо-Кавказского региона, позволят

не только эффективно развивать их физические кондиции, но и формировать их толерантное поведение в многонациональной общеобразовательной среде.

В соответствии с намеченной целью исследования и необходимостью проверки выдвинутой гипотезы, нами были сформулированы следующие исследовательские задачи:

  1. Выявить сущность и определить значимость процесса формирования толерантности в системе общего физкультурного образования.

  2. Разработать авторскую инновационную программу формирования толерантности в процессе физического воспитания школьников, основанной на использовании игр народов Северного Кавказа.

  3. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность данной авторской программы в процессе формирования толерантных отношений в полиэтнической общеобразовательной среде.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы педагогов о роли игры в развитии личности (П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский); исследования, касающиеся изучения подвижных игр, как одного из средств народной педагогики (Ш. Ахмедов, В. Все-володский-Гернгросс, С.Г. Гагиев, М.А. Дибиров, М.Д. Казаноков, С.Х. Мафед-зев); научные взгляды и подходы к проблеме изучения игры, рассматривающие ее как специфический вид деятельности личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); о воспитательных возможностях подвижных игр (В.М. Григорьев, С.А. Шмаков, И.И. Мансуров); исследования, посвященные проблеме толерантности (Г.Г. Абдулкаримов, А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Л.М. Дробижева, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, З.Ф. Мубинова); работы, анализирующие физическую культуру как фактор воспитания личности (Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, Л.В. Былеева, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, И.М. Короткое, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, В.А. Магин, Л.П. Матвеев, Г.М. Соловьев, В.Г. Яковлев).

Основополагающей идеей в нашем исследовании являлся принцип комплексного подхода к воспитанию, направленный на формирование не только физических кондиций у учащихся средствами физической культуры (народные игры), но и межэтнической толерантности. Для решения этих задач в многонациональном коллективе потребовалась активизация внутренней готовности школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, сформировать социально-этнические нормы поведения, основанные на принципах гуманизма, необходимые для совершенствования межличностных отношений в полиэтничной общеобразовательной среде.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

анализ научно-методической литературы;

социологический опрос (анкетирование);

педагогический эксперимент;

тестирование физической подготовленности учащихся;

полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов с 2001 по 2005 гг. на базе средней общеобразовательной школы с. Полтавского Курского района Ставропольского края.

Первый этап (2001-2002 гг.) был посвящен определению проблемного поля исследования. Изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке, анализировалась философская, психологическая, педагогическая, культурологическая и этнографическая литература по теме исследования; имеющийся отечественный опыт использования элементов народной педагогики в поликультурном образовании учащихся; был собран необходимый эмпирический материал и исследованы и проанализированы потенциальные воз-

можности воздействия традиционной этнокультуры на физическое и духовно-нравственное развитие учащихся. При этом разрабатывались стратегия и тактика, цели и задачи, определялась методология и методы исследования, была сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (2002-2003 гг.) исследования заключался в разработке инновационной программы по физическому воспитанию школьников, основанной на использовании игр народов Северо-Кавказского региона, внедрении ее в практику многонациональной общеобразовательной школы. Данная авторская программа позволила на практике создать необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность содержания, форм и методов поликультурного образования в ходе преподавания предмета «Физическая культура» и проверить научную достоверность выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (2003-2005 гг.) исследования продолжалась экспериментальная проверка эффективности использования предложенной нами программы в общеобразовательном процессе. Были обобщены теоретические и экспериментальные материалы исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации по данной проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

  1. Проведена систематизация игр народов Северного Кавказа эффективно способствующих формированию толерантности в общеобразовательной полиэтнической среде.

  2. Теоретически и экспериментально определены педагогические возможности национальных игр, как эффективного средства общекультурного и физического воспитания школьников.

  1. Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс авторская инновационная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов, обеспечивающая формирование толерантных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.

4. Экспериментально доказана эффективность использования данной программы в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде.

Практическая значимость определяется новой расстановкой акцентов в содержании физического воспитания учащихся и заключается во внедрении в практику общеобразовательных школ Ставропольского края инновационной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов, основанной на использовании в учебном процессе игр народов Северного Кавказа, способствующих гармоничному развитию, духовному и физическому становлению личности, формированию толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы общеобразовательных учреждений, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; теоретической и фактологической обоснованностью разработанной программы физического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование толерантных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса; репрезентативностью выборки количества школьников, участвовавших в эксперименте; статистической значимостью и воспроизводимостью полученных в ходе эксперимента данных, сопоставимостью их с результатами исследований, выполненных в других регионах России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование межэтнической толерантности в современной общеобразовательной среде становится одной из главных целей педагогического процесса и основным фактором развития позитивно ориентированной личности.

  2. Народная игра является не только эффективным средством развития физических кондиций учащихся, но и средством формирования у них межэтнической толерантности.

3. Педагогическими условиями формирования межэтнической толерантности в учебно-воспитательном процессе являются: создание у учащихся устойчивых представлений о постоянном взаимодействии и взаимовлиянии различных национальных культур друг на друга; культивирование на уроках и во внеурочное время принципов толерантности, базирующихся на знаниях и понимании этнических культур.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на всех его этапах. Основные положения работы обсуждались и получили одобрение на Международной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра» (г. Ростов-на-Дону, 2003 г.); Международной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт, здоровье: проблемы, ценности, решения» (г. Благовещенск, 2003 г.); Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (г. Ставрополь, 2004 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании» (г. Тамбов, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса» (г. Чебоксары, 2003 г.); Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ «Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях» (г. Ставрополь, 2002 г.); на 49-й и 50-й научно-методических конференциях «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2004 г., 2005 г.).

Структура диссертации. Диссертация представлена в форме поэтапного изложения хода и результатов исследования на 229 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы, содержащего 215 источников и 3 приложений. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 5 рисунками.

Толерантность как необходимый механизм жизнедеятельности социальной системы

Проблема толерантности относится к общим проблемам жизни общества, но не всегда тема толерантности была отчетливо представлена в общественном сознании. В обыденном сознании толерантность появляется в общественной жизни, когда на первый план выходят ситуации общения. Этот нравственный компонент жизни людей обнаруживает толерантность, как позицию человека, дающую жизненные установки и ориентации: уважение к другому мировоззрению и способам поведения, свободным в своей непохожести.

Как нормы жизни в примитивных обществах толерантность не существует. Первобытный человек не имеет своей воли, все его поведение жестко регулируется законами рода. Человек находится под влиянием мира «духов» и богов. Это хорошо видно в мифологиях разных народов. «Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром, и это чувство охватывает некоторые из глубочайших проявлений религиозного творчества - религии древней Индии...» [51]. В буддизме, с момента рождения и до самой смерти поведение и мысли человека определяются религиозными и этическими нормами и ценностями. Похожее положение человека и в конфуцианстве, где над ними довлеют требования общества [48].

Впервые лишь в античности межличностные отношения рассматриваются как зависящие от характера и воли самого человека. Однако, на этом этапе человеческого развития существует ограниченная сфера общения [96]. Развитие самосознания личности относится к периоду заката античной культуры. Именно в этот период в человеческой деятельности усиливается личностное начало.

Средневековое общество стремилось как можно строже контролировать поведение и мысли человека, независимо от его возраста и социального статуса. Исполнение добрых дел - это не решение, принятое самим человеком, а слепое послушание. Добрая воля - скорее акт смирения, отказ от воли, а не решение самого индивида.

В немецкой классической философии в проблеме общения просматривается, прежде всего, личностное начало в человеке и духовная связь одной личности с другой. «Нет большего счастья, чем с живым и душевным доверием поделиться со своими друзьями всем тем, что постепенно становится мне ясным относительно предметов, дорогих нашему сердцу»[90]. Поэтому условием истинно человеческих взаимоотношений является понимание человека человеком.

Чтобы существовал мир, в котором толерантность возможна как норма поведения, как мировоззренческий принцип, необходимо признание того факта, что существуют многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций.

Чтобы быть терпимым к другому, понимать его и любить, требуется не только знание того, что поступать нужно именно так, но и прочувствование этого. С этой точки зрения толерантность - всегда осознанный поступок. Она является частью социальной и культурной жизни человека, которая складывается не только из определенных общественных отношений, но и дополняется многообразием эмоций, «тех общественно необходимых эмоций, без которых невозможно человеческое общежитие» [115].

Толерантность очень тесно связана с нравственностью, она присутствует во многих традициях и обычаях народов. Поэтому здесь применима только духовная эволюция, опирающаяся на общечеловеческие ценности. Истинная толерантность - это свободный выбор, совершенный личностью не по принуждению, а в согласии с ее желаниями и совестью. Принятие принципа толерантности в качестве личной позиции - процесс трудный, он требует большого напряжения и усилий, и протекать он будет у каждого строго индивидуально. Толерантная же личность не нуждается в каких-либо ограничениях, ее «духовная раскрепощенность органично сочетается с чувством социальной ответственности и разумным самоограничением, так как моя свобода не должна посягать на «пространство свободы других людей» [116].

Воспитывать в себе толерантность, будучи включенным в различные социально-культурные отношения, явно недостаточно, так как в рамках одного и того же социума можно обнаружить различные варианты понимания толерантности. Анализируя данное понятие, мы имеем возможность выявить исторический характер толерантности и понять механизм ее формирования, а также увидеть различное понимание смысла этого понятия.

Толерантность присутствует в любой социальной системе, как необходимый механизм ее жизнедеятельности. На начальном этапе развития социума толерантность присутствует скрыто, она не осознается, но необходимость ее функционирования является условием совместного проживания членов социума. Уже существуют определенные нормы человеческого общежития, которые выполняются и соблюдаются, однако это совсем не гарантирует толерантного поведения при переходе из одной социальной системы в другую. На этой стадии возникают такие формы толерантности как этническая, языковая, религиозная. Однако это многообразие форм объединено одним общим признаком, таким как - незрелая толерантность. Только тогда когда толерантность из сферы сознания переходит в стадию практического применения, можно говорить о зрелой форме толерантности, которую О. Хеффе назвал «полноценной». «Полноценная толерантность - та, которая опирается на готовность и способность включаться в образ жизни другого, его мировоззрение» [191].

Как право толерантность сегодня имеет более предпочтительное значение, однако, многие рассматривают толерантность не как обязательную норму поведения в обществе, а как акт свободного выбора. Понимание толерантности как правовой нормы предполагает способность признавать человеческое в другом, даже в том, с которым мы не связаны близко. Наиболее эффективно толерантность проявляется тогда, когда взаимодействующие субъекты, являясь достаточно незнакомыми друг другу во всех личностных и эмоциональных проявлениях, все же имеют способность признать в другом такие особенности, которые присущи каждому из них, хотя и проявляются по-разному. Для толерантности как права необходима способность признавать «человеческое» в другом. Превращение признания в норму формирует основание для реализации толерантности как практического действия. Признавая «человеческое» в другом, мы приумножаем это признание относительно других людей, классов, культур; мы признаем свою зависимость от другого, только признавая другого как равного себе, мы получаем представление о самом себе (Е. В. Магомедова, 2000).

Толерантные отношения - это равенство, которое признается взаимодействующими субъектами, но не означает их полного единства [139]. Очень часто толерантность понимается как бесконфликтное отношение к другому, предполагающее либо любовь и уважение, либо снисхождение. Глубже разобраться в понимании толерантности позволит знакомство с этимологией понятия.

Этимологически «толерантность» происходит от латинского глагола «tolerare», что означает дословно «переносить» [172]. Однако, в обыденном употреблении (например, в английском языке) оно обретает дополнительный смысл - «страдать», «претерпевать». Отсюда следует, что толерантность как правовая норма предполагает некоторое страдание, претерпевание, а толерантные отношения - это равенство относительно тех, от кого мы претерпеваем: кто оспаривает наши взгляды, ценности, интересы; кто слабее нас в культурном, политическом или экономическом отношениях. Толерантность предполагает и элемент страдания, так как преодолеть непохожесть с другим можно только через терпимое отношение к нему [140].

Толерантность учителя как компонент его профессиональной культуры

Гуманизация образования, новые требования к личности педагога предполагают усиление внимания именно к различным характеристикам профессиональной культуры педагога. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что в контекст профессиональной культуры учителя следует ввести термин «толерантность», как компонент его профессиональной культуры. Важный источник формирования толерантности - педагогическое общение учителя с учеником, когда первый является образцом проявления этого качества в самых разнообразных ситуациях. Особая роль в формировании толерантности принадлежит учителю и его педагогической компетентности. Социальная значимость педагогической деятельности учителя, осуществляющего её в духе толерантности состоит в том, что он способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущий принцип модернизации российского образования - принцип гуманизации [68].

Наряду с этим, более конкретно определяя роль образования в формировании толерантных качеств у обучающихся, толерантность мы рассматриваем ещё и как одно из необходимых условий эффективной профессиональной деятельности педагога. В соответствии с этим мы так же полагаем, что правы те, кто считает воспитание толерантности одной из ведущих образовательных задач наступившего века [182]. Гуманизация образования, новые требования к личности педагога предполагают усиление внимания именно к различным характеристикам профессиональной культуры педагога. Приоритетным в условиях гуманизации становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога, его проявление в реальном педагогическом общении, что является условием успешности образовательного процесса и комфортности педагога в его профессиональной деятельности.

Коммуникативная культура педагога представляет собой структурный компонент его профессиональной компетентности, и формируется она успешно в толерантной образовательной среде, которую необходимо создавать на базе образовательного учреждения, и в которой каждый учащийся смог бы найти свою «культурную нишу». Психолого-педагогически грамотное управление такой средой обеспечит формирование необходимых личностных качеств.

В.А. Кан-Калик рассматривает коммуникативную деятельность педагога как одно из проявлений креативности. Это проявляется не только в способности творческого поиска содержания и способа передачи учебной информации и в творчестве педагогического взаимодействия, но и в способности заинтересовать, увлечь своих воспитанников; в быстроте реакции и находчивости в нестандартных педагогических ситуациях [98].

Основной сферой проявления коммуникативной культуры является непосредственное педагогическое общение, потому что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения. Чтобы осознать возросшую значимость коммуникативной культуры, необходимо рассмотреть коммуникативные функции педагога, которые предполагают: - построение взаимодействия и взаимоотношений с учащимися в зависимости от содержания, форм организации и методов обучения, а также достижения положительных результатов педагогического процесса; - установление с обучаемыми социально - психологического коммуникативного контакта, обеспечивающего творческий характер процесса обучения и высокий уровень усвоения изучаемого материала; - формирование доверительных и доброжелательных взаимоотношений с учащимися в межличностном общении; - индивидуально - ориентированное коммуникативное взаимодействие с учеником в учебном процессе и вне его; - наличие позитивного и устойчивого коммуникативного контакта между педагогом и учеником по различным вопросам; - понимание внутренней психологии позиции учащихся; - умение выстраивать отношения и перестраивать их в зависимости от конкретной ситуации; - отсутствие сложности в организации диалога на занятиях; - умение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации; - отсутствие сложности в управлении собственным психическим состоянием [87].

Дидактические основы отечественных программ физического воспитания школьников

Близость Ставропольского края к зонам военных конфликтов, террористические акты, большое число беженцев и вынужденных переселенцев, усиление неоднородности населения по национальному признаку, резкие изменения со циально-экономического положения большинства людей привели к обострению социальных проблем, главная из которых - повышение националистических на строений. Народы, столетиями жившие бок о бок, делившие радости и горести, стали вспоминать старые, давно забытые обиды. Происходящие процессы в обществе не могли не коснуться демографических показателей. Так, индекс здоровья за последние десять лет (с 1991 по 2000 год) снизился в 1,8 раза, уровень рождаемости населения снизился на 32,8%. В крае отмечается снижение интенсивности деторождения во всех возрастных группах, несмотря на увеличение численности женщин детородного возраста [27]. Что касается детей (школьников), то состояние их здоровья оставляет желать лучшего. Так, за последнее время число школьников с ожирением выросло в 3,4 раза, соответственно увеличилось число детей со сниженным иммунитетом, а число детей с нарушением осанки увеличилось на 60%, со сколиозом на 57% [27]. Ухудшение состояния здоровья детей в следствие создавшейся социально экономической ситуации наблюдается не только на Ставрополье, но и в целом по стране. Анализируя состояние здоровья современных школьников (по официальным данным федеральных и региональных медицинских служб) следует отметить, что особого внимания заслуживает проблема вегето-сосудистой дис-тонии. К концу учебного дня, недели, года повышается артериальное давление. Причем повышается артериальное давление тем чаще, чем больше умственная нагрузка. Значительный удельный вес в структуре паталогических состояний школьников занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие различной степени). Сегодня 40% абитуриентов (а это дети, которые только что окончили школу) нуждаются в услугах лечебной физической культуры, то есть им занятия нормальной физической культурой противопоказаны.

Современное состояние России характеризуется глубокими социально-экономическими изменениями, снижением духовности личности и общества в целом. Новое поколение молодежи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Слово «патриотизм» стало чуждым, а слово «нравственность» произносятся с иронией. Растут наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, и большинство подростков просто не хотят служить в армии. Подрастающее поколение, в том числе и школьники, развивается в нравственной нищете и бездуховности. Последствия такого развития можно только предполагать.

В связи с вышеизложенным важно подчеркнуть, что перед педагогами стоит задача гуманизации образования, формирования у детей таких качеств личности, как миролюбие, понимание другого человека, толерантности; воспитание уважения к каждой личности, терпимость к различиям во взглядах, умение устанавливать дружеские отношения, разрешать конфликты ненасильственным путем.

На современном этапе развития общества принцип гуманизма становится ведущим в образовательной сфере. Гуманизация означает усиление тех положений педагогики, которые направлены на уважение к личности, обогащение ее духовного потенциала, формирование положительных ценностных установок. Гуманистические подходы в образовательном процессе, ставящие на первое место свободу, интересы и потребности личности, в значительной степени повлияли на содержание, формы, методы и принципы обучения и воспитания, их воздействия обеспечивает развитие личностных качеств обучаемого, учитывает его индивиду альность, стимулирует самообучение, самовоспитание, саморазвитие. В основе гуманистической системы воспитания должны лежать следующие идеи: - личностный подход в воспитании, когда личность развивающегося челове-ка признается высшей социальной ценностью; ориентация на личность воспи-туемого как объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; - национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народов, их культуру, национально-этнические особенности; - гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика, создание ситуаций успеха, доверия, соревновательности с целью корректировки этих отношений [105].

Для воспитания высоконравственного человека необходима совокупность направленных и систематичных усилий педагогов. Формированию нравственного облика школьника могут содействовать и ценности физической культуры, ос ваиваемые в процессе физического образования. Физическая культура как часть общей культуры человека заключает в себе огромный гуманистический потенциал, который может реализоваться через нравственные, познавательные и другие ценности, воздействующие на физическое и духовное становление личности.

Недооценка роли физической культуры в современном обществе приводит к множеству негативных факторов, наиболее значимы среди которых являются ее низкий уровень и ухудшение состояния здоровья населения. Поэтому только взгляд на физическую культуру с позиций качественно нового знания - приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного - может способствовать всемерному содействию формирования человека с гармоническим развитием его сущностных (духовных и физических) сил, реальному приобщению его к освоению многообразных ценностей, полноправному включению физической культуры личности в спектр общей культуры человека и общества (Л.И. Лубышева, 1992). Физическая культура является многогранным и интегративным явлением, и при целенаправленном педагогическом воздействии, физкультурная деятельность способна обеспечивать гармоническое, духовное и физическое развитие, содействует повышению работоспособности, укреплению здоровья и воспитанию важных социальных качеств личности.

Современная физическая культура богата по содержанию и сложна по своей структуре, в ней имеются большие возможности для социально-духовного воспитания человека. Тем не менее, необходимо отметить, что проблема влияния различных средств физической культуры на психическое состояние и качества личности, мало изучена. В действительности, современная система физического воспитания направлена в основном на физическую подготовленность и физическое развитие личности школьника, а на другие качества личности (нравственные, духовные, психические и т.д.) целенаправленного воздействия в педагогических технологиях пока не имеет.

Оценка физической подготовленности учащихся

В соответствии с поставленными задачами в работе применялись различные методы исследования, одним из которых был метод тестирования физической подготовленности учащихся.

Основной задачей использования метода тестирования в нашем исследовании было определение уровня физической подготовленности учащихся контрольных и экспериментальных групп в начале эксперимента и в конце. Применение тестов позволило нам определить уровень развития физических качеств у занимающихся, а также сравнивая результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах выявить эффективность использования игр народов Северо-Кавказского региона для повышения уровня физической подготовленности учащихся. В качестве тестов нами использовались контрольные упражнения соответствующие государственным требованиям программы и характеризующие развитие силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств: - подтягивание в висе на высокой перекладине - мальчики, - подъем туловища в сед за 30 секунд - девочки, - бег 1000 метров, - бег 30 метров, прыжки в длину с места. При проведении контрольных испытаний мы руководствовались следующими общими положениями: - условия проведения тестирования были одинаковые для всех испытуемых (время дня, объем нагрузок); - контрольные упражнения были доступны для всех учащихся, независимо от их технической и физической подготовленности; - контрольные упражнения измерялись в различных величинах (время, число повторений); - контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для учащихся; - все испытуемые на момент тестирования были здоровы и по данным медицинского контроля относились к основной медицинской группе.

В контрольной группе уроки проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания (авторы: В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996) для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы с добавлением часов на базовую часть программы до трех часов в неделю.

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование физической подготовленности для выявления исходного ее уровня у учащихся контрольных и экспериментальных классов. Результаты анализа первоначального тестирования двигательной подготовленности учащихся свидетельствуют о том, что существенных различий в уровнях их физической подготовленности по всем показателям не обнаружено (Р 0,05). Показатели физической подготовленности учащихся обеих групп соответствовали среднему уровню показателей развития физических способностей.

Решая задачи физического воспитания на уроках в 5-9 классах учителю необходимо иметь ввиду, что, начиная с 11 лет у детей способность к овладению простыми движениями и сложными двигательными действиями постепенно достигает высокого уровня. Способность школьников к быстрому овладению новыми движениями во многом зависит от степени их физического развития, поэтому при организации учебно-воспитательного процесса необходимо уделить особое внимание развитию физических качеств. Одна из главнейших задач уроков - обеспечение дальнейшего всестороннего развития кондиционных (ско-ростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетаний этих способностей. При этом учитель физической культуры должен ясно представлять, что каждому возрастному периоду свойственен определенный качественно-количественный уровень развития двигательных качеств. Так, мозговая деятельность детей по объему корковых полей двигательного анализатора к 12-13 годам приближается к аналогичным показателям взрослых. Это создает благоприятные условия для развития умения находить правильные решения в необычных условиях двигательной деятельности (НА. Фомин, 1982). В 11-13 лет приросты силы не столь значительны, как в предыдущие годы, поэтому для поддержания мышечной работоспособности нужны регулярные мышечные нагрузки. К 14-15 годам у мальчиков происходит ускоренный прирост мышечной силы и выносливости, в несколько меньшей мере - ловкости и быстроты. У девочек заметно растут абсолютная сила и выносливость, но развитие ловкости и быстроты приостанавливается (Г.П. Богданов, 1986).

На уроках физической культуры в 5-9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этом возрасте является углубленное обучение базовым двигательным действиям, обучение которым необходимо органично увязать с воспитанием координационных и кондиционных способностей. Высокое качество этого процесса может быть обеспечено умелым применением разнооб разных методов и средств обучения и развития. На наш взгляд материал народ 89ных игр является прекрасным средством и методом в решении круга задач физического воспитания.

Наиболее гибкому управлению учебно-воспитательным процессом, спо-собствует хорошо поставленный учет успеваемости, который является эффективным инструментом в руках педагога, позволяющий ему оказывать влияние на степень старания школьника в овладении им знаниями, умениями и навыками. Кроме того, оценка имеет большое воспитательное значение, так как позволяет ученику объективно увидеть свои достижения по любому разделу школьной программы.

В целях контроля показателей физической подготовленности учащихся, два раза в год проводился прием нормативов. Итоги тестирования анализировались, доводились до сведения школьников. Причем по ходу обучения двигательным навыкам и умениям, развития физических качеств, подготовки к выполнению учебных нормативов, учащимся сообщались дополнительные сведения, способствующие лучшему усвоению учебного материала.

В ходе нашего исследования, успеваемость учащихся по предмету определялась уровнем выполнения учебных нормативов, полнотой приобретенных знаний, прочностью освоения двигательных навыков, и умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.

Похожие диссертации на Игры народов Северного Кавказа в формировании толерантности в полиэтнической общеобразовательной среде