Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Сухачев Анатолий Сергеевич

Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)
<
Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухачев Анатолий Сергеевич. Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана) : ил РГБ ОД 61:85-13/930

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАШИ-ТШГ ВЫСШЕЙ ШЩГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ . . , 13

1Л* Роль музыкально-эстетического воспитания в
формировании социальной активности будуще
го учителя . ",у /^^ 13

І.П. Псюсолого-педагогические основы музыкально-
эстетического воспитания студентов педагоги
ческого вуза . .25

І.Ш. Современное состояние музыкально-воспитатель
ной работы в педагогических вузах Узбекиста
на ..... 39

Вывода по первой главе 54

ГЛАВА П. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МУЗШШЕЬНО-ЭСТЕТЙЧЕСКОГО ВОСПИ
ТАНИЯ: БУДЩЕГО УЧИТЕЛЯ 57

ЇЇ.І. Музыкальная культура - одна из составных частей общей системы формирования социальной активности будущего учителя ... 57

ЇЇЛІ. Методика опытно-экспериментальной работы . 67

її.ПІ, Форш и методы музыкально-эстетического

воспитания будущего учителя .... Ю7

Выводы по второй главе 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ....... 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..... 162

Введение к работе

Характерної! особенностью развитого социализма является предоставление человеку широких возможностей для его духовного роста. На ХХУТ съезде КПСС было отмечено, что наша страна располагает большими материальными и духовными возможностями для более полного развития личности, " ... Но важно вместе с тем, - указывалось в решениях съезда, - чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" .

В связи с этим на современном этапе усложняются задачи эстетического воспитания. Они сводятся к пробуждению в человеке моральной стойкости, эмоциональной отзывчивости, творческой активности, желания честно и добросовестно трудиться. В эстетическом воспитании значительное место занимает искусство, В общении с искусством формируются идеалы. Искусство раскрывает перед человеком социальный, идейно-политический смысл самого понятия красоты.

Подлинное понимание глубины эстетических ценностей неразрывно связано с общественной, классовой позицией личности. На ХХУТ съезде КПСС было подчеркнуто, что "партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем,

Материалы ХХУТ съезда КПСС,с.63.

- 4 -которыми живет наше общество ... .

Искусство находится на передовых позициях идейной борьбы. Особое значение приобретает отбор произведении искусства по их идейному и художественному уровню.

Б этих условиях возрастает роль школы в руководстве художественным образованием и эстетическим воспитанием подрастающего поколения, в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля 1984 года и Верховным Советом СССР 12 апреля, указывается, что "важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические

вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства ... "

Большое значение в эстетическом воспитании занимает музыка. Современная общеобразовательная школа призвана дать детям элементарные знания о музыке как искусстве, познакомить с творчеством крупнейших композиторов, научить петь грамотно, эмоционально, выразительно, развивать музыкальные способности.

Успех музыкального воспитания детей определяется мастерством, подготовленностью, заинтересованностью, энтузиазмом учителей. Это, в свою очередь, выдвигает качественно новые задачи перед педагогическими учебными заведениями страны. В настоящее время остро назрела проблем подготовленности будущего учителя к музыкальному воспитанию учащихся. Поэтому в материалах реформы общеобразовательной школы указывается необходимость подготовки учителей к осуществлению эстетического воспитания и создания

Материалы ХХУІ съезда КПСС,с.62. "Правда", 14 апреля 1984 г.

учебно-воспитательных комплексов, дающих возможность органически соединить общее образование с музыкальным.

Педагогические институты в нашей стране накопили большой и интересный опыт по коммунистическому воспитанию студентов. Составной частью этого процесса стало формирование художественной культуры будущих учителей средствами музыкального искусства. Можно выделить разнообразные формы музыкально-воспитательной работы: народные филармонии, университеты культуры, студенческие театры миниатюр, праздники "цветов", "весны", "хлопка", кружки художественной самодеятельности. Эти формы работы имеют большое значение в музыкально-эстетическом воспитании студентов. Однако, анализ содержания форм и методов музыкально-воспитательной работы в вузах убеждает в том, что они недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью учителя. Эта работа в определенной степени изолирована от общей системы профессионально-педагогической подготовки молодого специалиста.

Широкое распространение получает такая форма деятельности, как факультеты общественных профессий (Ф0ЇЇ). Однако работа музыкальных отделений шОП не отвечает современным требованиям.

Анализ практической деятельности педагогических вузов по музыкальному воспитанию подвел нас к предположению, что на современном этапе необходимо продолжить поиск наиболее эффективных форм и методов музыкального воспитания будущего учителя.

Степень разработанности проблемы

Проблема музыкальной воспитательной работы в педагогических вузах является предметом исследования целого ряда педагогов и

психологов. Фундаментальные исследования в области эстетического и музыкального воспитания и роли искусства в нем принадлежат Н.К.Крупской, А.В.Луначарскому, Б.Асафьеву, Л.С.Выгодскому, Д.Б. Кабалевскому и др.

Проблема музыкального воспитания в средней общеобразовательной школе нашла свое отражение в исследованиях О.Апраксиной. Исследованию подготовленности студентов педвузов и учителей-практиков к эстетическому воспитанию учащихся посвящены работы С.А. Аничкина, Л.И.Шиловой, А.А.Валяна, М.И.Рыдановой, Д.С.Яковлевой и др.

Специальное исследование посвящено музыкальному образованию учителей начальных классов . Оно освещает особенности музыкального слуха и методические принципы его развития в условиях подготовки учителей пения в педагогическом училище.

Вопросам эстетического воспитания студентов педагогических институтов посвящен сборник Свердловского государственного педа-гогического института . Рассматривая уровень эстетического развития студентов педагогического института, авторы приходят к следующему выводу: чтобы будущие учителя смогли полноценно заниматься художественным воспитанием детей, необходимо их вооружать как знаниями в области искусства, так и методикой его преподавания. Для решения поставленных задач предлагается пересмотреть учебные планы педагогических институтов по эстетике, обратить более серьезное внимание на вопросы эстетического воспитания в условиях

Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. АПН РСФСР. М., .1965.

Эстетическое воспитание учащейся молодежи. - Сб.Свердловского ІЇІИ, 1975.

- 7 -пионерских лагерей, активизировать организацию различных кружков, работу отделений эстетического воспитания при факультетах общественных профессий. Анализируя вопросы художественной самодеятельности и формирования эстетической культуры будущего учителя, авторы связывают их с совершенствованием преподавания курса "Основы марксистско-ленинской эстетики".

Вопросами музыкальной самодеятельности студентов занимается Л.А.Хаинсон; в работах Я.И.Перепелицина, К.В.Игнатьевой, В.Л. Бахарева и др. раскрыта деятельность дирижерско-хоровых отделений факультетов общественных профессий педагогических вузов.

Проблема музыкально-эстетической подготовки учителя обсуждалась на Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных за-

т '

ведениях . На этой конференции были определены современные требования к подготовке учителя музыки для общеобразовательных школ, рассмотрены вопросы подготовки учителя широкого профиля для начальных классов малокомплектных школ, способных осуществлять и музыкальное воспитание учащихся, даны конкретные рекомендации для подготовки учителей начальных классов к музыкальному воспитанию.

Вопросы организации внеучебной работы по эстетическому просвещению студентов рассмотрены Н.М.Устиновым. Интерес представляет разработанная им программа лектория Учись понимать прекрасное". Предметом изучения на 1-м курсе является музыкальное искусство. Автор рекомендует лекции, концерты народной музыки, произведения советских композиторов, беседаоб оперной музыке; спепи-

Музыкально-эстетическая подготовка учителя. Материалы Всероссийской научной конференции. М., 1970 г.

- 8 -циальный цикл посвящен симвонической музыке, а также и легкой эстрадной. На втором курсе предлагается изучать вопросы изобразительного искусства, на Ш-м курсе - художественной литературы, 17-й курс посвящен театру, У-й - кино.

Все эти исследования и целый ряд других представляют несомненный интерес. Тем не менее они не решают в достаточной степени проблему музыкального воспитания учителя-предметника. Изучение опыта работы показывает, что учителя, классные рутсоводители не вооружены необходимыми теоретическими и методическими рекомендациями по осуществлению музыкально-эстетического воспитания учащихся.

Новые задачи по совершенствованию форм и методов художественного и музыкального воспитания в школе требуют более эффективной подготовки выпускников педагогических вузов к активной, самостоятельной работе.

Важность этой проблемы на современном этапе развития нашего общества, неразработанность многих ее аспектов убедили нас в ее актуальности. Это и позволило избрать темой исследования "Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя".

Цель исследования состоит в определении дидактических условий, форм и методов совершенствования музыкального воспитания будущего учителя как фактора формирования его социальной активности.

С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Определить роль музыкально-эстетического воспитания в формировании социальной активности будущего учителя.

  2. Обосновать психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогического вуза.

  1. Рассмотреть через призму общедидактических принципов специфические цели и задачи музыкального воспитания будущего учителя.

  2. Проанализировать современное состояние музыкально-воспитательной работы в педагогических вузах.

  3. Выявить содержание и структурные компоненты музыкальной культуры будущего учителя.

  4. Разработать эффективное содержание музыкально-эстетического воспитания будущего учителя.

  5. Наметить научно-обоснованные практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкального воспитания будущего учителя.

Изучение литературы по музыкально-эстетическому воспитанию молодежи и профессиональной подготовке будущих учителей, предварительные результаты нашего исследования позволили выдвинуть следующую "рабочую гипотезу: совершенствование музыкально-эстетического воспитания будущего учителя будет наиболее успешным при условии:

целенаправленного использования возможностей отделения "организатор внеклассной музыкальной работы" факультета общественных профессий;

разработки обучения на этом отделении на основе общедидактических принципов, с учетом специфических целей и задач музыкального воспитания будущего учителя.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение об эстетическом воспитании как составной части коммунистического воспитания, партийно-правительственные постановления по вопросам народного образования, совершенствованию процесса обучения и коммунистического воспитания подрастающего

- 10 -поколения.

Автор опирался на труда крупнейших советских философов, психологов и педагогов по проблемам обучения и воспитания.

С учетом социальной значимости проблемы объектом исследования были избраны студенты, обучающиеся на историческом и математическом факультетах педагогического института имени Низами.

Предметом исследования стал процесс формирования у студентов музыкальной культуры, вооружения их необходимыми знаниями, умениями и навыками для осуществления музыкального воспитания учащихся.

В решении поставленных задач нами использованы следующие методы исследования:

изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, материалов партийных съездов, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЦК КП Узбекистана и Совета Министров УзССР, руководящих документов Министерств СССР и УзССР о народном образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения;

изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы о коммунистическом воспитании и профессиональной подготовке будущих учителей;

изучение школьной и вузовской документации;

педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование ;

- ..' экспериментальная работа.

Исследование проводилось с 1974 г. по 1984 г. и выполнялось в четыре этапа.

На первом этапе (1974-1976 г.г.) изучались труды классиков марксизма-ленинизма, партийно-правительственные документы, фундаментальная литература по проблеме исследования, определялось сое-

- II -

тояние вопроса, вырабатывалась гипотеза исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы.

На втором этапе (1977-1980 г.г.) осуществлялась экспериментальная проверка разработанных теоретических положений в работе отделения факультета общественных профессий "организатор внеклассной музыкальной работы".

На третьем этапе (I98I-I982 г.г.) обобщались результаты эксперимента, осуществлялась их корреляция и апробация.

На четвертом этапе (1983-1984 г.г.) - завершающем - были разработаны и внедрены в практику рекомендации для педагогических вузов республики по музыкальному воспитанию будущих учителей.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты педагогические основы музыкально-эстетического воспитания студентов как фактора формирования социальной активности будущего учителя, определены содержание и структурные компоненты музыкальной культуры будущего учителя, обосновано эффективное содержание его музыкального воспитания, разработана специальная программа для отделения факультета общественных профессий "организатор внеклассной музыкальной работы".

Научная новизна диссертации состоит также в том, что в ней получила обоснование необходимость построения процесса музыкального воспитания на общедидактических принципах с учетом специфических целей и задач музыкального воспитания будущего учителя.

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в разработке программы музыкального отделения факультета общественных профессий, во-вторых, в разработке рекомендаций преподавателям и руководителям музыкально-воспитательной работы, общественным организациям педвузов.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Республиканских научно-теоретических и практических конференциях по вопросам эстетического воспитания учащейся молодежи в городах: Андижане (1977), Ангрене (1978), Самарканде (1980), Ташкенте (1980), на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов (1975-1984 г.г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Общая система формирования социальной активности будущего учителя включает музыкально-эстетическое воспитание студентов.

  2. Музыкально-эстетическое воспитание будущего учителя в педагогическом вузе будет эффективным, если:

а) процесс музыкального воспитания и обучения будущего учи
теля будет основан на общедидактических принципах с учетом спе
цифических целей и задач музыкального воспитания;

б) работа отделения факультета общественных профессий "ор
ганизатор внеклассной музыкальной работы" будет направлена на
воспитание музыкальной культуры студентов, на форлирование зна
ний, умений и навыков, необходимых будущему учителю для музыкаль
ного воспитания учащихся.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций и списка использованной литературы.

- ІЗ -

Похожие диссертации на Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)