Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-правовое воспитание младших школьников Андреева Елена Анатольевна

Нравственно-правовое воспитание младших школьников
<
Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников Нравственно-правовое воспитание младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Андреева Елена Анатольевна. Нравственно-правовое воспитание младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 235 c. РГБ ОД, 61:03-13/764-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки нравственно-правового воспитания детей 11

1.1. Гуманистическая природа общечеловеческих ценностей 11

1.2. Педагогическая сущность документов о правах человека 26

1.3. Становление и развитие педагогической мысли о роли учителя в нравственно-правовом воспитании 58

1.4. Возможности учительского коллектива в привитии учащимся младших классов нравственно-правовых норм 76

1.5. Система критериев моральной воспитанности как ориентир нравственно-правового воспитания школьников 112

Выводы по первой главе 128

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственно-правовому воспитанию младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы 132

2.1. Педагогические условия нравственно - правового воспитания младших школьников 132

2.2. Состояние нравственно-правового воспитания в школьной практике... 142

2.3. Разработка технологии нравственно-правового воспитания младших школьников 158

2.4. Результаты опытно - экспериментальной работы по нравственно-правовому воспитанию младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы 171

Выводы по второй главе 187

Заключение 191

Библиография 201

Приложение 220

Введение к работе

Становление и развитие правового государства, в котором доминирующее начало приобретают права человека и ценности личности, зависят, прежде всего, от воспитания и обучения молодого поколения. Поэтому в настоящее время остро стоит необходимость в использовании всех воспитательных средств в учебно-воспитательном процессе школы для развития детей в духе уважения прав человека, к свободе и человеческому достоинству.

Среди общечеловеческих ценностей гуманистическая педагогика выдвигает на первое место человека, его права, свободу и соответствующие им воспитание и обучение. В центре внимания прогрессивных педагогических концепций каждого народа всегда было признание человека высшей общечеловеческой ценностью, уважение к его личности, его достоинству, защита его прав на свободу и развитие, утверждение демократических принципов в его воспитании и образовании.

Велика роль школы, которая может сделать многое для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не просто суммой знаний для ее воспитанников, но и синтезом моральных норм, определяющих поведение человека. Она может укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, способность сопротивляться злу, пошлости, жестокости. Поэтому нравственно-правовое воспитание является одной из важнейших задач школы.

Большое внимание, как в отечественной, так и зарубежной педагогике уделяется проблеме гуманистического воспитания, воспитания в духе уважения прав человека, культуры мира, взаимопонимания. Проблемы правового воспитания поднимаются в работах А.Я. Азарова, Т.В. Болотиной, М.А. Галагузовой, В.А. Караковского, А.П. Мовчана, М.Н. Лазутовой, А.Ф. Никитина, П.И. Пид-касистого, Н.Г. Суворовой, З.К. Шнекендорфа, В.И. Шеланкова, Ю.А. Яковлева и др.

Проблемы гуманизации педагогического процесса освещаются в работах А.А. Бодалева, Н.Д. Никандрова и др. Большое внимание анализу различных аспектов гуманизации образования, поиску путей и форм реализации гуманистических идей в воспитательной практике уделяется в работах М.Н. Берулавы, Р.А. Валеевой, М.А. Молчановой, З.Г. Нигматова, Е.В. Попова, В.Г. Пряниковой, Н.Д. Соколовой, Т.В. Цырли-ной, А.А. Шибаевой, Е.Н. Шиянова, Т.В. Шуртаковой и др.

Вопросам содержания воспитательной деятельности, развивающейся в гуманистической парадигме, посвящены труды Б.З. Вульфова, Н.Д. Мальковой, Л.Н. Куликовой, Л.И. Новиковой, В.А. Ситарова, Н.Л. Селивановой, В.А. Сла-стенина и др.

Вопросы нравственно—правовой культуры рассматриваются в трудах В.Н.Гессен, А.Ф. Никитина, Н.И. Полиенко, B.C. Соловьева, П.Г. Виноградова.

Значение правового аспекта социально-значимого опыта для формирова ния личности отражено в исследованиях Н.Н. Иорданского, В.И. Куфаева, Н.И. Озерецкого, М.М. Рубинштейна.

Проблема формирования правовой культуры школьников нашла свое отражение в философских исследованиях Е.А. Ануфриева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, И.Т. Фролова.

Работы перечисленных авторов являются хорошей предпосылкой и источником для изучения проблемы нравственно-правового воспитания в школе.

Актуализация гуманистических и демократических ценностей общечело- # веческого значения, правового и нравственного возрождения, к сожалению, в настоящее время не стала фундаментом для утверждения в школе нравственно-правовых отношений. В результате этого, выпускники школ не подготовлены к социальным ролям, существующим в системе общественных отношений. Для того, чтобы воспитанник был способен к самостоятельному выбору действий, согласно нормам нравственности и права, умению открыто выражать и отстаивать свою независимую позицию, к свободному проявлению, необходима такая практика воспитания, которая акцентировала бы свое внимание на нравственно-правовое воспитание школьников.

Таким образом, возникает противоречие между декларируемой в совре менном обществе необходимостью нравственного и правового воспитания подрастающего поколения в целом и недостаточным вниманием к синтезу нравственно-правового воспитания младших школьников, а также между потребностью школьной практики и недостаточной разработанностью механизмов реализации на практике нравственно-правового воспитания младших школьников.

Необходимость нравственно-правового воспитания младших школьников объясняется тем, что именно в этот период дети получают много новой информации, знакомятся с понятиями, но отношение к ним еще не сформировалось. Именно на этом этапе, в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы нравственно-правовых знаний и умений поступать в соответствии с полученными знаниями.

В исследовании Р.Н. Галиахметовой нравственно-правовое воспитание рассматривается как "...планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью формирования в их сознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения" (53, С. 4).

Мы считаем необходимым расширить и конкретизировать данное определение.

Так, нравственно-правовое воспитание школьников - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью воспитания у них познания себя и окружающих, чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям, понимания ценности как своей личности, так и ценности других людей, уважения к правам человека, представляющих собой единый комплекс прав и обязанностей.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная разработанность механизмов нравственно-правового воспитания младших школьников и потребность школьной практики послужили основанием для оп 6 ределения темы диссертации: "Нравственно-правовое воспитание младших школьников".

Исследование проблемы нравственно-правового воспитания учащихся младших классов позволяет выделить следующие актуальные, на наш взгляд, направления педагогического поиска:

-выявление эффективных педагогических средств, стимулирующих процесс нравственно-правового воспитания учащихся младших классов;

-выделение в качестве значимой позиции данного исследования положения об особой актуальности нравственно-правового воспитания учащихся младшего школьного возраста;

-выявление педагогических условий нравственно-правового воспитания младших школьников.

Изучение состояния проблемы нравственно-правового воспитания учащихся в педагогической теории, а также состояние этой проблемы в школьной практике, показали, что назрела необходимость в ее более тщательной, детальной разработке. Тема нравственно-правового воспитания нуждается как в теоретическом обосновании, так и в нахождении эффективных технологических решений на основе целостного, системного подхода. Регламентированный подход в использовании нравственно-правового воспитания лишь в одном звене: либо во внеклассной работе, либо в преподавании отдельных учебных предметов, снижает достигаемые результаты. Поэтому в процессе формирования нравственно-правового самосознания учащихся необходим целостный подход, охватывающий всю воспитательную и учебную систему школы в единстве всех ее компонентов: воспитание в учебной деятельности, воспитание во внеурочное время, воспитание через организацию взаимодействия школы и семьи. Отсюда проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия нравственно-правового воспитания и технология нравственно-правового воспитания младших школьников?

Цель исследования: выявление педагогических условий нравственно-правового воспитания и разработка технологии нравственно-правового воспи тания младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы. Объект исследования: нравственно-правовое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий нравственно-правового воспитания и технология нравственно-правового воспитания младших школьников.

В основу исследования положена гипотеза: нравственно-правовое воспи- тание младших школьников, являющееся важнейшим условием гуманистиче ского воспитания детей будет результативным, если:

-создана целостная система нравственно-правового воспитания, в которой все ее подструктуры (образовательная, воспитательная, социальная) направлены на воспитание ценностей, среди которых права человека занимают особо важное место;

-обеспечен интегрированный и междисциплинарный подход в процессе нравственно-правового воспитания школьников;

-определен алгоритм проектирования воспитательного пространства с включением в него ценностей нравственно-правовой культуры;

-использована и реализована разработанная технология нравственно-правового воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования ф были поставлены следующие задачи:

1. Выявить состояние нравственно-правового воспитания младших школьников в педагогической теории и школьной практике.

2. Разработать педагогические условия нравственно-правового воспитания младших школьников.

3. Разработать и экспериментально проверить технологию нравственно-правового воспитания младших школьников.

Методологической основой является аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; диалогический подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, который в единстве с личностным и деятельностным подходами составляет сущность методологии гуманистической педагогики; идеи гуманизации воспитания и обучения детей (Я.А. Комен-ского, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского), концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеевой, В.П. Зинченко, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Е.Н. Шиянова и др.)

Методы исследования. В работе использован комплекс методов научно-педагогических исследований. Теоретические методы - анализ и синтез педагогической, психолого-педагогической, юридической литературы, нормативных правовых документов, материалов периодической печати по проблеме исследования, изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа с учащимися, учителями, родителями, наблюдение, изучение и сопоставительный анализ учебно-программной документации, метод педагогического моделирования, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

База исследования: школы № 36, № 139, № 37, № 41, № 112, татарская-гимназия № 10 г. Казани, школы № 8, № 9, № 26 г. Йошкар-Олы Марий Эл.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998—1999) - включал проведение теоретического анализа педагогической, психолого-педагогической, юридической, философской, социологической литературы по проблеме исследования; организацию констатирующего эксперимента, с проведением первичной диагностики, изучение состояние проблемы в практике работы школ, что определило теоретические ос новы исследования.

Второй этап (1999-2001) - осуществление формирующего эксперимента, в ходе которого производилась проверка гипотезы исследования, уточнялась и совершенствовалась разработанная в исследовании экспериментальная технология нравственно-правового воспитания в школе, как важнейшего условия гуманистического воспитания детей.

Третий этап (2000-2002) - завершение формирующего эксперимента, об работка и анализ полученных данных опытно-экспериментальной работы по нравственно-правовому воспитанию младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы, их теоретическое обоснование и оформление результатов исследования, завершение оформления диссертационного исследования, разработка и выпуск методического пособия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Расширено понятие нравственно-правового воспитания школьников.

2. Выявлено состояние нравственно-правового воспитания младших школьников.

3. Раскрыто содержание понятия "нравственно-правовое пространство".

4. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий нравственно-правового воспитания младших школьников.

ф 5. Разработана педагогическая технология, обеспечивающая эффектив ное нравственно-правовое воспитание младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованными и практически востребованными воспитательными рекомендациями по нравственно-правовому воспитанию младших школьников в школе, которое является необходимой предпосылкой социальной защиты детей. Разработанные рекомендации могут быть использованы при организации учебно-воспитательной системы в общеобразовательных школах, в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей. На защиту выносятся:

1. Понятийное обеспечение проблемы нравственно-правового воспитания младших школьников как условие их гуманистического воспитания.

2. Комплекс педагогических условий нравственно-правового воспитания младших школьников.

3. Технология нравственно-правового воспитания младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в А выступлениях на научно-практической конференции молодых ученых и сту дентов КГПУ "Актуальные проблемы гуманизации образования" (Казань, 1999), V международной научно-практической конференции "Преемственность народных традиций" (Казань - Набережные Челны, 1998), VI научно-практической конференции "Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство" (Казань, 1999), XXIII научной конференции молодых ученых и специалистов "Актуальные проблемы педагогической науки" (Казань, 2002), а также в выступлениях перед учителями и руководителями школ г. Казани и г. Йошкар-Олы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на ме тодологию изучения проблемы нравственного и правового воспитания; сово купностью эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, це лям и задачам исследования, целенаправленным анализом, а также результата- ф ми опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность нрав ственно-правового воспитания младших школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложений. 

Гуманистическая природа общечеловеческих ценностей

Кардинальное изменение нашей жизни, диктуемое новыми социальными реалиями, дало смещение акцента на общечеловеческие аспекты ценностей. Существует более ста различных трактовок в научной литературе для определения такой сложной и многозначной категории, как "ценность". Наиболее обобщенно и значимо определение этого термина изложено в "Философском словаре", где под ценностями понимаются "Специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека или для общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)" (224). Понятие "ценность" является одним из основных в философии и социологии. Впоследствии возникает теория ценностей, а в ней целый ряд различных школ.

В первое десятилетие 20-го века эта область исследований выделяется в самостоятельную теоретическую дисциплину, получившую название "аксиология" (от греч. "аксио" - ценность, "логос" - учение). Эта отрасль науки нацелена на отражение ценностных аспектов действительности.

В настоящее время аксиология рассматривается как теория ценностей, "учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными, культурными факторами и структурой личности" (224).

В мире различные общества имеют свои представления о ценностях, поэтому появляются различия в определениях культурных и нравственных ценностях, но несмотря на это, история показывает, что в каждой культуре существует некое согласие по поводу того, что считать моральными, нравственными нормами.

Так, еще с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных мо- ральных норм. Великие философы древности стремились представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточия фундамен тальных ценностей-добродетелей. Конфуций (551 - 474 гг. до н. э.) ввел поня тие синтетического качества "жэнь", которое вполне соответствовало совре менной гуманности, человечности и проявляется в таких частных качествах, как справедливость, верность, искренность и др. Примерно в то же время в Европе сложилось понятие "калогатии" как идеала физического и нравственного совершенства, развитое в учениях о воспитании Сократом, Аристотелем, Платоном и другими великими мыслителями того времени. С давних времен почти все мыслители обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах - Библии, Коране и других. В запретах и положительных заповедях Пятикнижия, особенно в Декалоге - десяти заповедях, которые по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре первых являются религиозными, шесть других заповедей определяют отношения между людьми и ввиду своей обобщенности практически являются общечеловеческими ценностями.

Восприняв десять заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их прежде всего учением любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. "Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой" - в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности.

В Коране сказано: "Аллах с теми, кто делает добро; Аллах с теми, кто терпеливо переносит трудности; не делай зла другим и тебе не сделают зла; если творишь добро, творишь добро для своей собственной души; если творишь зло, делаешь это самому себе".

Педагогическая сущность документов о правах человека

Педагогический аспект проблемы прав человека приобретает главенствующую роль, так как педагогика во многом определяет уровень развития общества. Более того, раскрыв закономерности воспитания на определенном историческом рубеже, можно судить о той цивилизации, на которой находится данное общество.

Мнения, воззрения и убеждения общества, которые образуют моральную политическую силу государства, прежде всего складываются под влиянием образования. Поэтому для благосостояния государства в высшей степени важно развивать и укреплять такой мощный источник жизни как образование, дать ему здоровое направление, сделать его полезным инструментом общего благополучия в будущем. Кроме того, образование является средством, с помощью которого государство может формировать людей по своему образу и подобию, своеобразно своим целям и задачам.

Уровень развития цивилизации определяет не только уровень развития образования и, следовательно, практическое отношение к нему со стороны общества, государства, но и теоретические взгляды на проблему образования, трактовку самого этого понятия. Другими словами, образовательная система адекватно отражает цели общества, выступает как мощное средство достижения экономических, социальных и политических целей государства.

Человеческое общество - богатейшее многообразие индивидов, личностей. Как ни велика сила развивающегося общественного целого, нельзя представить его без главного - человека. Когда речь идет о будущем любого государства, на первый план, безусловно, выходят задачи развития, самоопределения, самореализации личности. Эти задачи решаются как целенаправленно всем обществом и его институтами, так и стихийно, самим человеком (116, С. 106). Сила же человека в общении, в обществе, без которого он ничего не может совершить. Человек ищет общество, ищет соединения для развития своей личности и обеспечения своей свободы (121, С. 1). Индивидуальность личности нерасторжима с общественной, коллективистской сущностью человека. Индивидуальность возможна только через социальность, и, наоборот, коллективизм немыслим без индивидуальности его членов (196, С. 160).

Проблема взаимоотношений индивида и социума заняла центральное место в работах М.М. Рубинштейна - видного представителя антрополого-гуманистического направления в отечественной педагогике. "Все развитие личности, - доказывал он, - состоит в прямой зависимости от существования соответствующей среды, общества, людей и возможности взаимодействия с ними.... Это, конечно, не означает, что социальная среда создает всего человека, но без нее он не может развернуть своих возможностей" (186, С. 28). В государстве живут народы, живет общество, в котором право воплощает собой человеческие идеи времени. "Поэтому общественное право, в его историческом движении, представляет наибольшую возможность и наибольшее удобство подмечать появление идей в разных веках и народностях и следить за внутренним развитием и внешним расширением этих идей на целые массы населения" (121, С. 35-36). В историческом процессе каждый народ сам вырабатывает себе основы, содержание и формы жизни. И только те реформы достигли своей цели, которые согласовывались с духом народа и соответствовали его действительным потребностям.

Стоящие перед сферой образования актуальные задачи и способы их решения требовали от мирового сообщества активного поиска участия в сотрудничестве и реализации основных прав человека в образовании. Встав на путь согласия в признании образования как главного источника прогресса человечества и развития цивилизации, государства сумели не только выработать международные правовые документы по созданию системы свобод в образовании, но и освободиться от всяческого идеологического давления, реализовать плюрализм и культуру в образовании. Всеобщая Декларация прав человека стала главным кодексом поведения, благодаря которому процессы продвижения, защиты и осуществления прав человека достигли значительных результатов за столь короткий период истории.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года - это основной международный кодекс поведения в области прав человека. Декларация не создает для государств правовых обязательств, но тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений разрабатываются и заключаются все международные договоры.

В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включает в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся Международный Билль о правах человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе ассоциаций, о свободе информации, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К этим актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев и др.

Педагогические условия нравственно - правового воспитания младших школьников

Изучая педагогические условия нравственно-правового воспитания младших школьников, мы считаем целесообразным создание в школе нравственно-правового пространства. Считаем, что его создание является основным педагогическим условием нравственно-правового воспитания младших школьников.

В этой связи рассмотрим понятие воспитательного пространства, изложенное в исследованиях Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, М.В. Соколовского.

Термин воспитательное пространство становится важнейшим феноменом педагогической действительности. В последнее время понятие пространства вошло во многие сферы социальной жизни людей. Не вдаваясь в их суть, обратимся к понятию воспитательного пространства.

Рассмотрим сложившиеся три варианта определения воспитательного пространства.

Согласно первому, под ним подразумевается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, малого или большого города, области) (153). Рассматривая понятие воспитательного пространства, возникает вопрос в том, есть ли необходимость его введения в педагогику, если есть такое понятие как среда. Однако эти два понятия отличны друг от друга. Среда в основе своей - данность, а не результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания. Воспитательное же пространство — результат не только созидательной, но и интегрирующей деятельности.

Для того чтобы получить воспитательное пространство, необходимо определить основные его компоненты, определить, что должно их связывать, установить характер этих связей, включить в моделируемые связи деятельность детей. В этом случае можно рассчитывать на то, что воспитательное пространство станет существенным фактором их личностного развития. Иначе отдельные компоненты среды будут влиять не всегда позитивно и гармонично на детей даже в школах с гуманистической системой образования.

Из этого следует, что среду необходимо уметь использовать в воспитательных целях, а единое пространство необходимо уметь создавать.

Основным механизмом создания этого пространства является взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.

Второй подход к воспитательному пространству предполагает его рассмотрение как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (129). В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью (чаще всего идеальной) образа жизни школьников. Механизм создания воспитательного пространства аналогичен рассмотренному выше. Такой подход является более жестким, так как он регламентируется определенным, заданным сверху образом жизни школьника, и недооценивает субъектную роль самого ребенка.

Третий подход к воспитательному пространству представляет собой динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая как интегрированное условие личностного развития человека - и взрослого, и ребенка (Д.В. Григорьев). В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится "со-бытие" детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.

Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, значимых и привлекательных как для коллектива, так и для личности. Реализация событийного подхода должна осуществляться с учетом амбивалентного подхода (Л.И. Новикова). Ощутить, прочувствовать происходящие с ним события ребенок может только на фоне повседневной жизни. Важность заключается в том, чтобы ребенок осознавал ценность, значимость повседневной жизни, был активным участником повседневных событий.

Согласно другой трактовке, событие есть способ совместного бытия, совместного проживания. Педагогическое событие - реальность, в которой происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка. Такой подход очень важен для воспитания, так как позволяет включить в совместную деятельность педагога и его воспитанника на основе диалога, базирующийся на общих ценностях и в результате которого достигается общая цель, устанавливается равноправие их отношений, возникает готовность взаимообогащения и сближения участников диалога для решения задач совместной деятельности (А.А. Шибаева).

Следует отметить, что данные определения событийного подхода не противоречат, а дополняют друг друга.

В плане создания воспитательного пространства особое значение имеет герменевтический подход, связанный с феноменом терпимости. Суть его в том, что педагог должен понимать ребенка, его мотивы, проникать в душевный мир растущего человека. Особая важность этого подхода объясняется тем, что в этом пространстве обучаются школьники различных национальностей. Поэтому важно овладевать культурой межнационального общения, воспитываться в духе веротерпимости и дружбы народов, уважать их обычаи, верования и образ жизни.

Похожие диссертации на Нравственно-правовое воспитание младших школьников