Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Дзеранова Рита Федоровна

Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.
<
Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дзеранова Рита Федоровна. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 145 с. РГБ ОД, 61:05-13/1781

Содержание к диссертации

Введение

Гл. I. Влияние России на развитие школы, просвещения и педагогической мысли северокавказских народов

1.1 Социально-исторические, политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа 11

1.2 Творческое сотрудничество русских ученых и горских просветителей в изучении традиционной культуры и разработке письменности северокавказских народов 28

1.3 Развитие школы и системы просвещения на Северном Кавказе (конец XVIII - начало XX вв.) 46

Гл. II. Проблемы обучения, образования и воспитания в просветительской и педагогической деятельности видных ученых-кавказоведов и педагогов горских народов Северного Кавказа

2.1 Отношение российской и северокавказской интеллигенции к просветительской политике царского правительства на Кавказе . 68

2.2 Роль российских ученых и педагогов в развитии системы образования в регионе и педагогической мысли народов Кавказа 74

2.3 Решение горской интеллигенцией проблем воспитания и образования на Северном Кавказе в конце XIX- начале XX вв. 103

Заключение 122

Библиография 127

Список сокращений 145

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века российское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса, одним из признаков которого явилось пренебрежительное отношение к достижениям культуры, выработанными народами России, в том числе в образовательной сфере. Подобное отношение к культурному национальному наследию имеет негативные последствия и заставляет вновь обратиться к истории отечественного образования, выявлению тех достижений, которые имеют непреходящую ценность и являются вкладом педагогов многонациональной России в отечественную и мировую культуру.

Северный Кавказ, находясь на границе Европы и Азии, представляет собой уникальный регион, в котором органически взаимодействуют европейско-христианская и азиатско-мусульманская культуры, аккумулируется социально -культурный опыт совместного проживания различных этносов и народностей. Имея общие черты и традиции, выработанные за время совместного проживания, каждый из его народов имеет свою самобытную народную систему воспитания.

Система образования на Северном Кавказе стала формироваться в конце XVIII века под воздействием русской педагогической культуры и национальных традиций горских народов. Важно подчеркнуть, что выявление истоков просвещения и педагогического творчества представителей прогрессивной российской интеллигенции, определяющих факторов и демократических тенденций в общественно-педагогическом движении народов Северного Кавказа весьма актуальны сегодня. Интерес представляет и раскрытие творческого содружества представителей передовой русской культуры, науки и горских просветителей, ставшего одним из решающих факторов развития системы образо вания в регионе и формирования прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.

Сегодня становится очевидным, что современная школа не может быть в стороне от богатейшего педагогического наследия народов, населяющих Россию, она должна практически использовать его в своей деятельности для улучшения своей образовательно-воспитательной системы. Наследование данного опыта может помочь нам в решении тех или иных сложных современных проблем воспитания и образования молодежи, что особенно актуально сегодня, когда обновление российского общества требует выработки новых действенных подходов к оценке педагогического наследия северокавказских народов, свободных от односторонних идеологических оценок.

Для изучения процесса становления и развития школы и педагогической мысли горских народов, раскрытия особенностей взаимопроникновения педагогических культур русского и северокавказских народов в конце XVIII - начале XX вв. важное значение имеют как историко - этнографические и историко -педагогические, так и литературные произведения дореволюционных и современных авторов.

В российско-кавказоведческой историографии в отношении горских народов Северного Кавказа, культуры, просвещения, развития школы особый интерес представляют взгляды А.А. Гассиева, Н.Ф. Дубровина, М.М. Ковалевского, Ф.И. Леонтовича, В.Ф. Миллера, Л.Н. Модзалевского, П.П. Надеждина, ЯМ. Неверова, Д.Д. Семенова, Х.А. Уруймагова, Г.М. Цаголова, К.П. Яновского и др., предпринимавших практические шаги по развитию школы, культуры и просвещения на Северном Кавказе и способствовавших сближению этих народов с Россией.

Научно-педагогические основы изучения истории становления и развития школы и педагогической мысли народов нашей страны заложены Н. Егоровым, Е.Н. Медынским, М.В. Михайловой, А.И. Пискуновым, З.И. Равкиным, В.З. Смирновым, М.Ф. Шабаевой, и др. Особенности развития школы и педагогиче ской мысли на Северном Кавказе выявлены в исследованиях Т.А. Бекоевой, Г.С. Богдасарова, Л.С. Гатаговой, Ю.С. Кимова, И.П. Копачева, В.К. Кочисова, У. Умарова, Е.Е. Хатаева, А.О. Хортлева, СР. Чеджемова и др. ученых.

Следует подчеркнуть принципиально важное значение для нашего исследования серьезных педагогических исследований, содержащих анализ отдельных сторон концепции образования СП. Баранова, Л.Р. Болотиной, Г.Н. Волкова, Н.А. Карпушко, Н.А. Константинова, СТ. Лихачева, Е.Н. Медынского, Ф.Г. Паначина, В.А. Сластенина, В.В. Столбова, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, М.Ф. Шабаевой, а также серьезных историко-этнографических исследований С.А. Арутюнова, Б.А. Калоева, З.В. Кануковой, А.Х. Магомето-ва, К.У. Тайсаева, А.Х. Хадиковой и других.

В данных работах даются обзоры по истории развития школы и педагогической мысли у народов Северного Кавказа, однако ни в одном из них не стала предметом специального рассмотрения деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы направления организации педагогической деятельности российской и северокавказской интеллигенции в конце XVIII- начале XX вв.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования - процесс становления и развития системы образования на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.

Предметом исследования является организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII-начало XXвв.

Целью исследования являлось выявление и анализ истоков просвещения и педагогического творчества на Северном Кавказе в конце XVIII-начале XX вв., освещение роли представителей российской интеллигенции в просвещении северокавказских народов и формировании прогрессивной педагогической мысли.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что современная школа не может быть в стороне от богатейшего педагогического наследия народов, населяющих нашу страну, она должна практически использовать его в своей деятельности для значительного улучшения своей образовательно-воспитательной системы. Историко-педагогический опыт северокавказских народов может помочь нам сегодня в решении тех или иных сложных современных проблем воспитания и образования молодежи.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить социально-исторические и духовные предпосылки истоков просвещения, становления и развития школы, педагогической мысли народов Северного Кавказа в конце XVIII - начале XX вв.;

- проанализировать педагогические идеи российских ученых и педагогов, действовавших на Северном Кавказе, а также их северокавказских последователей;

- определить общую идеологическую и методологическую направленность деятельности российской и горской интеллигенции, дать представление о вкладе каждой из них в развитие педагогической мысли и системы образования в регионе.

Методологическую основу исследования составили философские положения о социально-исторической обусловленности воспитания и обучения, о диалектике общего и особенного; о критическом и бережном отношении к культурному наследию прошлого и его объективной оценке.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования является комплексный диалектический подход к анализу взаимосвязи и взаимообусловленности социально-культурных явлений, сочетающийся со сравнительно-историческим анализом.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- изучение архивных материалов, раскрывающих, уточняющих и дополняющих исходные исследовательские позиции;

- теоретический анализ историко-педагогических, этнографических, культурологических, религиоведческих, литературных, фольклорных источников по теме исследования;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы, педагогической мысли и просвещения северокавказских народов.

Исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа:

На I этапе - 1998-2000 гг. - осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования, выявлялась проблемная ситуация, были сформулированы цель, объект и предмет исследования, разработаны его задачи и гипотеза.

На II этапе - 2001-2002 гг. - определены структура исследования, его методология и методы организации. Выявлена и изучена источниковая база, осуществлен научный анализ собранного архивного историко-педагогического материала, выработана авторская исследовательская позиция.

На III этапе - 2003-2005 гг. - обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы теоретические и практические выводы. Завершено литературное оформление диссертационного исследования.

Источниковой базой исследования явились труды видных просветителей Северо-Кавказского региона XVIII-XX вв., материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды - 11; 30; 33), Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (фонды 11; 12; 24; 130; 147; 148), публикации по теме исследования, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования.

1. В диссертации определена и решена важная научная проблема истори-ко-педагогическогорегионоведения:

- обобщен накопленный историками, педагогами, философами и культурологами материал, проведен сравнительно - концептуальный анализ развития педагогической мысли и системы образования на Северном Кавказе;

- система образования на Северном Кавказе рассматривается не как феномен, являющийся результатом русской аккультурации, а как качественно новый этап в развитии данной системы в регионе, имевшей свою предысторию (христианское и мусульманское средневековое просвещение);

- развитие педагогической мысли на Северном Кавказе рассмотрено в тесной связи с процессом формирования национальной интеллигенции.

2. Выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, свидетельствующие о становлении и развитии образования на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX веков, что обогатит эмпирическую базу современной учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Северная Осетия - Алания, повысит теоретический уровень исследований, посвященных истории образования в регионе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе выявлены и проанализированы истоки просвещения и педагогического наследия горских народов, особенности просветительской политики России на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв., определен вклад российских и горских просветителей в развитие школы и педагогической мысли в регионе.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в деятельности современной северокавказской народной школы, на курсах повышения квалификации педагогов, при чтении спецкурсов по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, написании дипломных сочинений студентами, расширят научные представления об общественно-политической и педагогической мысли кавказских народов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Зарождение очагов просвещения, издание книг, появление первых образованных людей, становление и развитие школ и педагогической мысли народов Северного Кавказа было предопределено присоединением его к России.

2. XIX век стал временем формирования горской интеллигенции, приступавшей в содружестве с передовыми русскими учеными-кавказоведами к разработке письменности горских народов и созданию светских школ. Прогресс школьного образования на Северном Кавказе был связан с приобщением народов региона к передовой русской культуре.

3. Школа и педагогическая мысль северокавказских народов находилась в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических перемен, происходивших как в стране, так и на Кавказе. Школьная политика, проводимая российским правительством на Северном Кавказе, носила противоречивый характер.

4. Пореформенный период стал переломным как в истории российского образования, так и северокавказской школы. Внес определенный вклад в развитие передовой мысли его народов.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, набором методов историко-педагогического анализа, общей логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с педагогической практикой рассматриваемого исторического периода, репрезентативной источниковой базой. В процессе работы использованы документы, архивные, археологические и этнографические материалы, данные из перио дическои печати; труды ведущих отечественных педагогов и просветителей, художественная литература, отражающие историю становления и развития школы и педагогической мысли.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и философии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хета-гурова, докладывались на V Международной научно-практической конференции (С- Петербург, 2003 г.), на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ, 2001-2004 гг.).

Материалы диссертационного исследования внедрены автором в учебно-воспитательный процесс факультета педагогики и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова и юридического факультета Современного гуманитарного университета.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (315 наименований).

Социально-исторические, политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа

Территория Северного Кавказа, расположенная в центре Евразии, с древнейших времен имела большое геополитическое значение. Она была важным связующим звеном в осуществлении культурных и экономических контактов между Западом и Востоком. По кавказскому побережью Черного и Каспийского морей, через ущелья Центрального Кавказа проходили самые короткие сухопутные пути из Европы в Азию, имевшие огромное военно-политическое и торгово-экономическое значение. Многие могущие державы веками боролись за владение Кавказом (Древний Иран, Рим, Византия, Арабский Халифат, Золотая Орда, Турция и др.) В новое время в борьбу за Кавказ включаются европейские страны - Англия, Франция, Россия. Для Англии и Франции Кавказ мог стать очередной богатой природными ресурсами заморской колонией. Для России данная территория имела жизненно важное значение. Закрепившись на ней, Российская империя укрепляла свои южные границы и нейтрализовала вековую экспансию восточных держав на север.

Природные богатства и людские ресурсы края позволяли значительно укрепить экономическую и военную мощь страны. Так, только свинцовые руды Осетии обеспечивали потребность русской промышленности в свинце, и избавляли Россию от необходимости импортировать этот стратегический металл, из которого в то время отливали пули для армии.

Как уже говорилось выше, характерной чертой Северного Кавказа является полиэтничность. Население края представляло сложный конгломерат разноязычных племен и народностей, находящихся на разном уровне социального и культурного развития; часто локальные группы одного и того же этноса, обитавшие в высокогорье, предгорье или в степной зоне существенно отличались друг от друга по уровню развития социальных отношений. На протяжении двух веков многие проблемы происхождения, языка, истории и культуры народов Северного Кавказа являются предметом научных споров исследователей разного профиля. И это, по нашему мнению закономерно. Северокавказский регион представляет собой уникальный этнокультурный мир, с богатой и трагичной историей. Каждый из населяющих его народов имел свою древнюю и самобытную культуру, свой язык. В то же время за многовековое, и порой и тысячелетнее общение с соседними народами, горцы Кавказа обменивались лучшими достижениями культуры, на основе которых формировался особый общекавказский культурный мир. К моменту присоединения к России народы Северного Кавказа имели общий этикет, схожие системы обычного права - адаты, национальные версии единого Нартского эпоса, общие элементы в быту, прикладном искусстве, музыке и т.д.

Задолго до утверждения Российской империи на Кавказе, здесь поселяются бежавшие от крепостного права русские крестьяне, создававшие вольные общины (станицы) терских и гребенских казаков. Сохраняя свой язык и веру (часто в форме старообрядчества) они много взяли из культуры горских народов - нравы, обычаи, одежду, оружие, став одной из этнических составляющих населения Северного Кавказа.

Управление подобным краем требовало серьезного изучения уровня развития, особенностей культуры, местного права и обычаев каждого отдельного народа. Немаловажную роль играл религиозный фактор. Необходимо было учитывать, что религиозные верования бывали различными даже внутри отдельно взятых кавказских этносов, в частности для кабардинцев, осетин и ингушей. Для большинства северокавказских народов включение в состав Российской империи означало переход из одной исторической эпохи в другую; из азиатско-мусульманского в европейско-христианский, культурный мир.

Начиная с XVI века, в связи с ростом опасности ирано-турецкой агрессии и по мере приближения русских границ к Кавказу, русское правительство стремится укрепиться на его рубежах, установить связи с народами Кавказа. Этому активно противодействовали Турция и её вассал - Крымское ханство.

Предпринятые Петром І в начале XVIII века активные действия на Кавказе показали, что русское правительство не готово к присоединению края. Среди многих причин, препятствовавших этому, были - недостаток имеющихся у России сведений о Северном Кавказе и населяющих его народов, отсутствие прочных связей с ними. До 70-х годов XVIII века царское правительство, стремясь избежать осложнений с Турцией, соблюдала осторожность, и многие свои акции на Северном Кавказе проводило тайно. В частности это видно на примере действовавшей среди осетин и ингушей русской миссионерской организации, получившей название Осетинская духовная комиссия. Сенат запретил включать в состав духовной комиссии и даже сопровождать ее лицам, русским по происхождению: «Смотреть накрепко, что с ними никого в Осетию русских пропущено и с ними послано отнюдь бы не было и они б с собою никого не брали» (290). Запрещалось также брать с собой книги и документы на русском языке. Как духовные, так и сопровождавшие их гражданские и военные лица были набраны из среды находившихся на русской службе грузин. Этот запрет действовал вплоть до 1771 года. В это время члены комиссии выполняли в Осетии самые различные поручения русского правительства, часто не имевшие ничего общего с миссионерской деятельностью. В документах Осетинской духовной комиссии мы находим сведения о взаимоотношениях народов Северного Кавказа, их внешнеполитической ориентации (5). В первых же отчетах в Петербург миссионеры сообщают о наиболее важных дорогах в Осетию, о природных богатствах края. Ими был составлен и отправлен в Синод реестр руд и минералов Северной Осетии (291).

Основные формы, средства и методы деятельности миссионеров среди горцев на первом этапе - это крещение, «приласкание» деньгами и подарками, обещание покровительства русского правительства и переселения на плоскость. За тем, наряду с названными, - просвещение путём наставлений и школьного обучения. На третьем этапе, после полного присоединения Кавказа к России, -это сочетание духовных средств с военно-административными, образования с насилием.

В этот период идёт накопление сведений о крае и населяющих его народах. Русские источники - военные и дипломатические документы стали играть все большую роль в изучении кавказских народов (43, 194, 195, 117). Особый интерес представляют донесения православных миссионеров с Северного Кавказа. Эти документы дают богатый материал о расселении кавказских народов, их хозяйственных занятиях, религиозных верованиях и других сторонах жизни и быта.

Интересные по содержанию материалы о горцах были собраны Л.Л. Ште-дером (262) и Я. Рейнеггсом (203), и другими находящимися на военной или административной службе на Кавказе лицами, годами жившими среди горцев, близко знакомыми с их бытом и нравами. Собранные к 70-м годам XVIII в. сведения о народах Северного Кавказа были включены в составленный И.О. Георги сборник «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» (71). Опубликованные в сборнике материалы до настоящего времени являются ценным источником для исследователей истории и этнографии Кавказа.

Творческое сотрудничество русских ученых и горских просветителей в изучении традиционной культуры и разработке письменности северокавказских народов

В XIX веке образованные представители горских народов предпринимают целую серию попыток создать для своих единоплеменников азбуку родного языка. Как правило, использовали они для этих целей знакомую им арабскую или грузинскую графику (81).

Следующий, после Моздокской школы и введенного в ней алфавита, этап в развитии осетинского образования связан с именем Ивана Георгиевича Ялгу-зидзе (Габараева) (1775-1830 гг.). Первый осетинский просветитель и поэт, уроженец Южной Осетии, И. Ялгузидзе получил хорошее по тому времени образование при дворе грузинского царя Ираклия II. Он «долгое время преподавал осетинский, грузинский и русский языки в разных учебных заведениях, в том числе и в Тифлисской духовной семинарии. Будучи на службе при военно-гражданском начальстве в Тифлисе, И. Ялгузидзе неоднократно направлялся в ущелья Южной и Северной Осетии для работы с местным населением» (259).

В 1802 году И. Ялгузидзе создал на основе грузинской графики новый осетинский алфавит. В 1821 г. в Тифлисе им был напечатан первый осетинский букварь. В течение 20 лет этот учебник использовался для обучения осетинских детей грамоте. Он «...перевёл с русского и грузинского языков на осетинский более десятка церковных книг, из которых шесть были изданы в Москве и Тифлисе. Из поэтического наследия И. Ялгузидзе до нас дошла поэма «Алгузиани», написанная на грузинском языке, но носящая ярко выраженный национальный характер (осетинский - Р.Д.)» (259).

Как отмечалось выше, центром арабо-мусульманского образования на Кавказе был Дагестан. Здесь, по свидетельству П. Услара, необходимость письменности на родном языке давно была осознана горцами. «Если аллах создал для нас особый язык и говорить на нём не грешно, то и писать не грешно» (237). Дело не остановилось на одном осознании данной необходимости. Уже в начале XIX века известный в Дагестане учёный Али-Кузеи Тлейсерухский, используя арабский алфавит, писал на аварском языке пояснения к Корану и другим духовным книгам. Другой мусульманский учёный Магомед-Кади Су-гратльский, перевёл на аварский язык несколько духовных книг.

Учитель имама Шамиля, пользовавшийся в Дагестане, благодаря своей учёности огромным авторитетом шейх Лачинилау составил свою аварскую азбуку и много писал на аварском. По инициативе старшего сына Шамиля Дже-малэддина один из приближенных имама, некто Гаджи-Али, приступил к переводу Корана на аварский язык, но не успел закончить свой труд. В середине пятидесятых годов XIX века азбуку для аварского языка самостоятельно составил преподаватель аварского языка в Новочеркасском отделении восточных языков Магомед Хандиев (237). Имеются данные, позволяющие сделать вывод, что попытки создать свою азбуку предпринимались и другими народами Дагестана. Так, среди поступивших в то время из Дагестана в Российскую Академию наук документов, оказалось письмо, написанное арабскими буквами на непонятном языке. Впоследствии выяснилось, что этим языком является лакский.

В 1861 г., при содействии П. Услара, ученик седьмого класса Тифлисской гимназии аварец Гитинау и преподаватель грузинского языка Умыков создали аварскую азбуку на основе грузинской графики.

Первую попытку создания адыгского алфавита предпринял черкес (абад-зех) Умар Берсей (О. Берсеев), учитель черкесского языка Ставропольской гимназии. Азбука У. Берсея была составлена на основе арабской графики, с дополнением некоторых, изменённых букв арабского алфавита, для изображения звуков адыгского языка, не существующих в арабском (35). Позже, в 1861 году, он при содействии П. Услара создаёт новый, более совершенный вариант азбуки.

Самостоятельно от У. Берсея создаёт адыгский (кабардинский) алфавит, выдающийся просветитель кабардинского народа Шора Ногмов. Им же впоследствии, уже на основе русской графики была создана грамматика кабардинского языка.

Несколько позже на основе арабской графики создаёт алфавит для своего народа балкарский поэт и просветитель Кязим Мечиев (140).

Как отмечал П. Услар, замечательно «...то обстоятельство, что за исключением трудов Хандиева и Берсеева, попытки создать у себя письменность, сделаны были горцами без всякого участия со стороны правительства. Шора-Бекмурзин (Ногмов) находился в русской службе и хорошо знал русский язык, но трудился по собственному влечению. Дагестанские начинатели были люди нам враждебные, частью приверженцы мюридизма. Отсюда видно, что туземная письменность не есть искусственная потребность, которую мы силимся создать: эту потребность, совершенно независимо от наших внушений и стараний, сознали уже сами горцы или, по крайней-мере, передовые люди из числа их» (237).

Но, созданные первыми горскими просветителями алфавиты не получили распространения. По мнению П. Услара «причины неудач отыскать не трудно. Главнейшая, из которой проистекают все прочие, заключается в том, что в основание всех этих азбук принята была азбука арабская (подчёркнуто П.К. Усла-ром - Р.Д.). Звуки арабского языка совершенно расходятся с звуками языков горских» (237). Правда он тут же отмечает что, на том же основании, для этой цели без введения новых знаков столь же мало пригодны русский, латинский и другие письменные языки (237).

И в этом была главная причина неудач первых горских просветителей. Абхазо-адыгские, нахские и дагестанские языки относятся к кавказской языковой семье, и сильно отличаются не только от имевших письменность индоевропейских, семито-хамитских и тюркских языков, но и от входящего с ними в общую семью грузинского языка. И между собой северокавказские языки имеют большие различия по звуковому составу и грамматическому строю.

Вторая причина, по мнению П.К. Услара, заключалась в противостоянии на Кавказе арабо-мусульманской и русско-европейской культур. Он считал, что в деле приобщения горцев к русской культуре арабская письменность являлась препятствием и должна быть заменена русской.

Для создания письменности на языках народов Северного Кавказа необходимы были совместные усилия грамотных людей из среды горских народов, в совершенстве владеющих родными языками, и российских учёных - лингвистов высшей квалификации.

При создании письменности того или иного народа возникали своеобразные творческие коллективы, в состав которых входили российские учёные, часто известные своими трудами за пределами России, такие как члены Российской Академии наук A.M. Шёгрен (1794-1855), А.А. Шифнер (1817-1879), П.К. Услар (1816-1875), представители духовенства, зарождающейся горской интеллигенции. Часто дело, начатое одними деятелями, завершалось их приемниками.

Отношение российской и северокавказской интеллигенции к просветительской политике царского правительства на Кавказе

В отечественных исследованиях по истории педагогики традиционно большое место уделяется негативной оценке представителями российской и северокавказской интеллигенцией просветительской политике царского правительства на Кавказе: «Видные просветители-педагоги Северного Кавказа подвергали резкой критике порочные стороны деятельности всех дореволюционных и, в особенности, учебных заведений духовного ведомства. Анализируя состояние школьного дела на Северном Кавказе, они критиковали просветительскую политику правительства, которая к началу XX века так и не привела горцев к заметному культурному подъему. Причину этого они видели в бездушно-бюрократическом отношении его чиновников к духовным запросам горского населения. Просветительскую политику царизма на Северном Кавказе они считали не только недальновидной, но и противоречащей здоровой педагогической логике» (49).

С подобными оценками нельзя не согласиться когда речь идёт о видных деятелях культуры народов Северного Кавказа конца XIX - начала XX вв., отличавшихся оппозиционными по отношению к царскому правительству настроениями, что по нашему мнению связано с кризисными явлениями и усилением реакции в России.

В исследуемый период северокавказская интеллигенция прошла большой и сложный путь от возникновения до зрелости. На протяжении XIX века менялась и расширялась её социальная база - духовенство, феодалы, «разночинцы», буржуа, народные низы. Процесс формирования национальной интеллигенции у разных народов региона проходил не синхронно и имел свои особенности. Менялось и ее отношение к политике правительства, к целям и задачам в сфере образования.

XIX век - период колоссальных изменений в общественной жизни России. Вместе с другими народами России в этот процесс включились горцы Северного Кавказа. Этапы динамического социально-политического и культурного взаимодействия России и Кавказа, центра и периферии, где влияние центра выступает в качестве внешнего модернизационного импульса для всей северокавказской общности (32) часто имели драматический характер. Все это имело отражение на процесс формирования системы образования и педагогической мысли в северокавказском регионе. На разных исторических отрезках свой вклад в общее дело развития образования в крае вносили различные этнические группы горской интеллигенции (дагестанская, адыгская, осетинская).

Эти изменения можно проследить не только на уровне различных поколений, но и на индивидуальном уровне. Так, А.А. Гассиев, начавший свою педагогическую деятельность ещё в 1860-е гг. (257), на протяжении всей своей творческой деятельности, как в публицистике, так и в научных исследованиях, уделял большое внимание тем проблемам образования, которые диктовались временем и, развиваясь, имели свои особенности в каждый отдельный период.

В исследованиях, посвященных развитию образования и педагогики на Кавказе, даются разные системы периодизации её истории, связанной с социально-экономическим и общественно-политическим развитием региона. Мы будем придерживаться периодизации исследователя общественной мысли народов Северного Кавказа XIX в. С.А. Айларовой (32):

Первый период (конец XVIII - 50-е гг. XIX в.); Второй период (60-70-е гг.); Третий период (80-90-е гг.); Четвертый период (начало XX века - 1917 г.).

Как уже отмечалось выше, в XVIII веке в регионе доминирует исламская идеология и связанная с ней средневековая арабо-мусульманская система образования. Центром распространения арабской грамоты являлся Дагестан.

Рассмотрение общественной мысли северокавказских народов на большом временном отрезке - XIX - начало XX вв. - обнаруживает своеобразную логику, причудливый алгоритм развития идейно-культурного процесса. В первом периоде просветительская мысль зарождается у адыгов. Во втором - появляются яркие представители Просветительства у многих народов Северного Кавказа: адыгов, осетин, чеченцев, ингушей. В третьем периоде - пионером народничества на Кавказе выступает осетинская демократическая интеллигенция. В четвертом периоде - аналогичные или близкие к народничеству идейные образования появляются у всех народов Северного Кавказа; значительное влияние на общественную мысль оказывает социал-демократическая идеология, проникающая даже в исламское движение (А. Цаликов).

В каждом периоде в центре внимания северокавказской общественно-политической мысли - основные проблемы развития горских обществ, вставших на путь модернизации всех сторон жизни, быта и сознания своих народов.

Первый период (конец XVIII - 50-е гг. XIX в.) - время исторического действия и творчества адыгских просветителей С. Адиль-Гирея,К.М. Атажукина, Ф.А. Бековича-Черкасского, О. Берсея, С. Казы-Гирея, Ш.Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, Я.М. Шарданова. Вся просветительская активность представителей адыгской общественной мысли концентрируется вокруг главной модернизаци-онной проблемы - восприятия народами Северного Кавказа начал развитой государственности, преодоления партикулярности общественного сознания, восприятия общегражданского, общероссийского менталитета. Этим задачам подчинены проблемы просвещения народных масс, и формирования начал светской культуры и письменности. Представители военной и служилой интеллигенции в многочисленных проектах, записках и прошениях излагают своё видение административно-гражданской и хозяйственно-экономической модернизации горских народов, пытаются корректировать крайности бюрократических «новаций» кавказских администраторов. Первое поколение горской интеллигенции - просветителей своих единоплеменников, были инициаторами создания государственной системы образования на Северном Кавказе. Как уже говорилось выше, они самостоятельно или совместно с российскими учеными и педагогами разрабатывали алфавиты и грамматики родного языка, создавали первые светские школы для горцев.

Роль российских ученых и педагогов в развитии системы образования в регионе и педагогической мысли народов Кавказа

Помимо создания письменности для ряда северокавказских народов, в создании системы светского образовании на Северном Кавказе приняли такие видные российские учёные и педагоги как А.П. Берже, Л.Л. Люлье, П.К. Услар, В.Ф. Миллер, Л.Н. Модзалевский, Д.Д. Семёнов, Я.М. Неверов, Яновский и др.

Особое место в этом ряду занимает П.К. Услар. Удивительно широк круг его научных интересов. Языкознание, история, религиоведение, этнография, фольклористика, педагогика, топография и география - вот далеко не полный перечень научных дисциплин, по которым учёный оставил добротные, не потерявшие до наших дней своего научного значения статьи и монографии.

Как справедливо отмечает исследовательница творчества П.К. Услара Т.А. Бекоева, богатейшее научно-педагогическое наследие учёного включает в себя грамматики некоторых кавказских языков, теорию образования и обучения горских народов Северного Кавказа, их алфавиты, буквари и азбуки, составленные ученым, систему организации и методы обучения в горских школах. Его можно рассмотреть в четырех аспектах: 1) педагогическо-просветительском - теории об образовании и обучении горцев, составление алфавитов и азбук для языков народов Северного Кавказа, система организации обучения в горских школах; 2) лингвистическом - разработка теории фонем, грамматические концепции; 3) сравнительно-историческом - сопоставительное изучение языков, их генеалогическая и типологическая классификация, составление сборников слов и фраз горцев, в которых внимание ученого заострялось на устном народном творчестве; 4) историко-этнографическом - описание российских губерний, древнейшей и современной истории Кавказа, обычаев горцев (40).

О роли П.К. Услара в создании письменности ряда горских народов мы уже говорили в предыдущей главе. Но, особый интерес для нашего исследования представляет его деятельность по созданию и совершенствованию системы светского школьного обучения на Северном Кавказе.

Прежде чем приступить к анализу предлагаемой им реформы школьного обучения, необходимо выяснить какова идейно-теоретическая основа, на которую опирался учёный в своей деятельности, какие цели ставил он, создавая свою систему обучения. Необходимо отметить, что П.К. Услар не участвовал в дискуссиях по общественным и национальным проблемам, которые разворачивались на страницах российской прессы того времени, и были в той или иной степени связаны с проблемами образования. Но, ряд выдвинутых им в научных и педагогических работах положений, а также воспоминания его соратников, прежде всего Л.П. Загурского, позволяют сделать определённые выводы о тех идеях, которыми он руководствовался и пытался реализовывать в своей деятельности.

Мы полностью разделяем мнения тех исследователей творчества учёного, которые приходят к выводу, что основной идеей П.К. Услара была идея европейского Просвещения (32). Для П.К. Услара миссия России в Азии и на Кавказе в частности совпадает с цивилизационной миссией Просвещения. Россия, несущая Востоку европейски-просветительскую традицию, с ее прометеевым духом, с ее творческим беспокойством, обращенностью не в прошлое, а в будущее (32).

Средневековой вере в божественное провидение Просвещение противопоставило свободный от религиозных догм человеческий разум, провозгласив, что истина постигается путем науки и знания, а не (во всяком случае не только) божественного откровения. В понимании просветителей народное просвещение означало распространение положительных знаний, преодоление «предрассудков», пропаганду «здравых понятий» (т.е. идей, которые, по их мнению, выражали истину) - упуская из виду, что человеческая и народная личность не ограничивается интеллектом (264).

Но выдающийся российский ученый-кавказовед и просветитель П.К. Ус-лар не был слепым последователем европейских мыслителей. Он творчески применял их идеи, решая актуальные для России вопросы. В частности это касается национальной проблемы. Как известно для европейского Просвещения характерна недооценке национальной идеи (264). «Если каждому человеку сама природа внушила глубокое национальное чувство, - писал выдающийся российский ученый-кавказовед, просветитель П.К. Услар, - то можно ли усомниться в преступности попыток уничтожить какую-то ни было национальность? Таковое уничтожение есть прямое обеднение; могучесть, роскошь политической жизни заключаются в величайшем разнообразии форм при единстве настроения» (96).

«Быть может, от нас зависит здесь на Кавказе показать свету впервые, каких благодетельных результатов можно достигнуть не только терпимостью всяких национальностей, но даже оживлением тех из них, которые до сих пор оставались в состоянии вековой апатии. Таковой принцип необходимо принять за краеугольный камень цивилизации Кавказа» (96), - писал ученый-гуманист (курсив П. Услара - Р.Д.).

Основной пафос существования России и русской культуры П.К. Услар видит в проведении и отстаивании европейских начал на Востоке, и в частности на Кавказе. «Историческая цель завоевания нами Кавказа, заключается в циви-лизировании его; таковое назначение к целому туловищу материка Азии возложено Провидением на Россию, по самому географическому положению. Мы сами заимствовали цивилизацию от Запада и до сих пор еще остаёмся должниками его» (96).

Выступая против обскурантизма части мусульманского духовенства, он утверждал что «Горе не в Коране, горе в невежестве!»(237). В проекте создания государственных школ он предлагал наряду с курсом «Закона Божия» для христиан ввести основы ислама для мусульман. Вести эти курсы должны были образованные учителя.

Похожие диссертации на Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.