Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. Бирючинская Татьяна Александровна

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.
<
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бирючинская Татьяна Александровна. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бирючинская Татьяна Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина].- Рязань, 2009.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/58

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX в.в.

1.1. Анализ и характеристика категориального аппарата исследуемой проблемы 17

1.2. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах ученых конца XVIII - XIX веков 49

1.3. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах ученых начала XX века 76

Глава 2. Концептуальные философско-педагогические идеи воспитания гражданина и патриота России в наследии отечественных ученых в контексте современных проблем воспитания

2.1. Концептуальные философско-педагогические идеи ученых России конца XVIII - начала XX в.в 102

2.2. Анализ и характеристика воспитания гражданина и патриота в современной системе образования России 123

2.3. Тенденции и перспективы развития концептуальных идейотечественных ученых конца XVIII — начала XX вв. в решении современных проблем воспитания 144

Заключение 162

Список литературы 173

Приложение 187

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально - политические преобразования в России за последние двадцать лет привели к резким изменениям в духовно-нравственной сфере жизни подрастающего поколения. Становление современной молодежи пришлось на время реформ и период экономической, идеологической и духовно-нравственной ломки. Именно в эти годы были забыты такие важные понятия, как нравственность, духовность, гражданственность, патриотизм. Получили широкое распространение равнодушие, цинизм, эгоизм, неуважительное отношение к символам государства. В сознание людей стала активно внедряться мысль о том, что Россия никогда не имела ни великой культуры, ни собственной многовековой истории, ни своих национальных героев, а все лучшее, чем она сегодня располагает- приносится с Запада.

На сегодняшний день проблема воспитания гражданственности и патриотизма реально существует в современном российском обществе и ее решением озабочены государственные и общественные структуры страны. Вместе с тем, отсутствие четких ориентиров и ценностей в воспитании гражданина и патриота в значительной мере сдерживает совершенствование и развитие данного процесса. Поэтому, в последнее время в отечественной педагогике наметился определенный интерес к изучению и анализу традиционных истоков и ценностей гражданско-патриотического воспитания в истории отечественной педагогической мысли. Сегодня российские ученые все больше обращаются к исследованию педагогического наследия русских ученых, философов, мыслителей, священнослужителей конца XVIII - начала XX веков, в трудах которых теория и практика патриотического воспитания представлены достаточно убедительно.

Активно развивая учение о мире ценностей, и принимая за основу педагогическую аксиологию, ведущие отечественные ученые Е.П. Белозерцев, А.Н. Вырщиков, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и другие считают, что современное образование необходимо выстраивать в соответствии с базисными, национальными ценностями. За использование в современной практике образования и воспитания религиозно-нравственного наследия выступают Б.С. Гершунский, СЮ. Дивногорцева, Г.А. Куманев, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, М.Г. Тайчинов, В.Ю. Троицкий и другие. С призывом вернуться к истокам традиционного российского образования, которое базировалось на идеях православия, и возобновить диалог между светскими и религиозными структурами сегодня выступают священнослужители и богословы: Патриарх Кирилл, игумен Георгий (Шестун), диакон Андрей Кураев, иеромонах Киприан (Ященко) и другие. Исследуют содержание педагогического образования и компонент духовно-нравственного воспитания личности будущего учителя как необходимую составляющую образовательного процесса в высшей школе Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Петракова, В.А. Сластёнин. Отчетливо проявляется в работах В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Д.С. Лихачева, Н.А. Нарочницкой,

В.А. Садовничего, И.Н. Сиземской, Ю.В. Сокольникова стремление считать идеальным гражданином государства того, для кого смыслом жизни является служение государственным интересам, преданность Родине, уважение к истории своей страны. Рассматривая задачу возрождения русского народа через сохранение собственного национального идеала, Митрополит Иоанн (Снычев), прот. Артемий Владимиров, прот. Александр Половинкин, прот. Александр Шаргунов, считают, что обращение к духовному наследию прошлого сегодня совершенно необходимо и полезно для воспитания современной молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

В то же время, анализ существующих проблем воспитания в современном обществе выявляет противоречия между: востребованностью содержания воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения на основе традиционных ценностей отечественной педагогической культуры конца XVIII - начала XX веков и недостаточным изучением этого вопроса сегодня; потребностью педагогов в знаниях научных основ патриотического воспитания и недостаточной разработанностью в теории и практике образования четких смысловых и целевых установок, составляющих патриотическое воспитание молодежи; необходимостью объединения усилий всего российского общества в деле патриотического воспитания и неразработанностью педагогических ориентиров сотрудничества с Русской Православной Церковью, хотя государственные документы в этом отношении заявляют о такой необходимости. Данные противоречия выявили проблему диссертационного исследования: каковы концептуальные идеи гражданского и патриотического воспитания в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв., тенденции и перспективы их развития в контексте современных проблем воспитания.

Объект исследования: отечественная педагогическая культура конца XVIII - начала XX веков.

Предмет исследования: концептуальные идеи, определяющие процесс воспитания гражданина и патриота в русской философско-педагогической мысли конца XVIII - начала XX веков.

Цель исследования: выявить концептуальные идеи патриотического воспитания в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX веков и определить тенденции и перспективы их развития в решении современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

  1. Представить и проанализировать категориальный аппарат исследуемой проблемы.

  2. Выявить и систематизировать концептуальные идеи воспитания гражданина и патриота в отечественной педагогической культуре конца XVIII - начала XX веков.

  3. Определить ценности гражданского и патриотического воспитания в педагогической культуре России исследуемого периода.

4. Представить анализ и характеристику проблемы гражданского и
патриотического воспитания в контексте светской и православной педагогики в
исследуемый период и в современной России.

5. Выявить и обосновать тенденции и перспективы развития
концептуальных идей отечественных ученых в современном воспитании
личности гражданина и патриота страны.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа позволит расширить представление о патриотическом воспитании личности в отечественной педагогике конца XV11I - начала XX вв. и выявить тенденции развития идей воспитания гражданина и патриота в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о духовной и социальной сущности человека как субъекта общественных отношений (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, прот. Павел Флоренский, И.А. Ильин и др.); принцип христианской антропологии (прот. Василий Зеньковский, свт. Феофан Затворник Вышенский, свт. Филарет Московский, митрополит Антоний Сурожский, диакон Андрей Кураев и др.); теории и концепции национально-патриотического, народного воспитания в дореволюционной России (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинскнй, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, И.А. Ильин и др.) и на современном историческом этапе развития российского общества (Е.П. Белозерцев, М.Г. Тайчинов, митрополит Иоанн (Снычев), игумен Георгий (Шестун) и др.); идеи духовно-нравственного, православно-патриотического воспитания (Патриарх Кирилл, прот. Артемий Владимиров, иеромонах Киприан (Ященко), прот. Александр Половинкин и др.); философские и богословские подходы к проблеме воспитания в семье (прот. Василий Зеньковский, прот. Сергий Четвериков, И.А. Ильин, С.С. Куломзина и др.); подход к перспективному использованию и внедрению в российское образовательное пространство исторического опыта в качестве возможного основания для решения проблем современности (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, Г.А. Куманев, B.C. Леднев, Н.А. Нарочницкая, Н.Д. Никандров и др.).

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, ретроспективный и перспективный анализ историко-педагогических и философско-педагогических источников, характеризующих развитие взглядов в области гражданского и патриотического воспитания отечественных ученых-педагогов, философов, богословов, их классификация, систематизация, обобщение и экстраполяция на современное общество.

Источники исследования: философско-педагогическое наследие отечественных ученых, мыслителей, труды ученых-богословов, историко-педагогическая и мемуарная литература, нормативные документы, материалы периодической печати, материалы, опубликованные в сети Интернет, диссертации.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2004 - 2005 гг.) - посвящен изучению теоретической разработанности темы исследования; определению объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; осмыслению и формированию проблемы; анализу философской, исторической, историко-педагогической литературы, материалов периодической печати.

Второй этап (2005 - 2007 гг.) - проведен анализ категориального аппарата исследуемой проблемы; изучение развития идей гражданского и патриотического воспитания в отечественной педагогике конца XVIII - начала XX веков; определение педагогических ценностей гражданского и патриотического воспитания в контексте светской и православной педагогической культуры России исследуемого периода.

Третий этап (2007 - 2009 гг.) - обобщение и систематизация итогов исследования, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Целенаправленное возвращение к традиционным отечественным истокам воспитания патриотизма и гражданственности как ценности бытия является задачей государственной значимости. Патриотизм есть внутреннее качество личности, образ мыслей и убеждений, составляющих ее нравственную сущность, в основании которой находятся религиозные ценности служения Отчизне. Патриотизм проявляется в деятельностном начале личности — готовности выступить на защиту своей Родины и служить на благо ей; потребности в знаниях истории, традиций, культуры, языка своей страны; гордости за принадлежность к земле, где ты родился, своему народу, нации. Гражданственность - это честное исполнение своего долга по отношению к своей семье, обществу, уважение к властям, проявление ответственности в выборе жизненной позиции. Гражданско-патриотическое воспитание - это совместная деятельность семьи, школы, государства, церкви, направленная на формирование у человека духовно-нравственных ценностей служения на благо Отечеству и ближнему.

  2. Концептуальными идеями воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной педагогической культуре конца XVIII — начала XX веков являются: соборность как единство духа народа, выражающееся в стремлении объединяться в православно-патриотическом движении; организация духовно-религиозного воспитания личности во взаимодействии с русской православной церковью; сохранение русской политической системы «Православие, Самодержавие, Народность», как опоры фундаментальных устоев российской государственности; внедрение в российское образование церковно-приходской школы; использование принципа народности воспитания и образования; воспитание национально-патриотических чувств, которые проявляются в готовности служить своей стране.

З.В. современном российском образовании проявляются тенденции к возвращению и осмыслению философско-педагогических идей отечественных

ученых, раскрывающих проблему гражданско-патриотического воспитания; диалогу государственных структур и русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Перспективами развития образования являются необходимость включения в школы принципа народности как методологического; обращение к духовно-нравственным, традиционным ценностям воспитания; объединение усилий всех структур по принципу соборности в выработке конструктивных решений в деле воспитания гражданина и патриота; возведение российского патриотизма в ранг государственной идеологии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- выявлены и систематизированы концептуальные идеи воспитания
гражданина и патриота в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX
веков;

охарактеризованы ценности гражданско-патриотического воспитания в истории отечественной педагогической культуры исследуемого периода;

представлен анализ исследуемой проблемы в контексте светской и православной педагогики в современной России;

обоснованы и раскрыты тенденции и перспективы развития концептуальных идей отечественных ученых конца XVIII - начала XX веков в решении современных проблем воспитания гражданина и патриота России. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

дано уточнение категориальных понятий патриотизма и гражданственности как духовно-нравственных ценностей, консолидирующих все общественные структуры, государство и церковь в процессе возрождения России;

представлены анализ и характеристика проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в современной России, сформулированы выводы о ее состоянии;

- охарактеризована роль русской православной церкви в воспитании
гражданственности и патриотизма в истории развития Российского государства и
на современном этапе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы при чтении курса лекций и проведении практических занятий по истории педагогики и образования; в качестве базиса для разработки курсов по выбору и факультативов; для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных в ходе диссертационного исследования научных результатов обеспечивается его методологической оснащенностью, комплексностью методов исследования проблемы, адекватных целям и задачам исследования, отбором изучаемых материалов из разнообразных достоверных источников, преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретико-методологических положений работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством их обсуждения в ходе научно-практических конференций и

семинаров: «Теория и практика модернизации образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения» (г. Рязань, 2004), «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Четвертые, Пятые, Шестые, Седьмые Покровские образовательные чтения» (г. Рязань, 2005, 2006, 2007, 2008), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Международная научно-практическая конференция» (г. Рязань, 2006); «Семья - культура - образование в изменяющейся России: Всероссийская научно-практическая конференция» (г. Балашов, 2009), представления материалов исследования в межвузовских сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций и при изучении курса педагогики на факультете русской филологии и национальной культуры на стационаре и заочном отделении.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 179 наименований и 1 приложения. Основное содержание изложено на 190 страницах текста.

Анализ и характеристика категориального аппарата исследуемой проблемы

Выявление концептуальных философско-педагогических идей воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения в представлении отечественных ученых, мыслителей, святителей конца XVIII -начала XX вв., а также обоснование предпосылок развития этих идей в решении современных проблем воспитания гражданина и патриота своей страны предполагают анализ и категориальную характеристику ключевых понятий исследуемой проблемы таких, как - воспитание, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, светскость, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности. Данные категории требуют всестороннего осмысления не только с позиций светского воспитания, но и в контексте православной педагогической культуры. Поскольку категория воспитания личности в духе гражданственности и патриотизма является предметом данного диссертационного исследования, то представляется необходимым рассмотреть это ключевое понятие в сравнительно-историческом аспекте развития философско-педагогической мысли отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.

Воспитание как основная категория педагогики является объектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения подрастающего поколения в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение его культуры, существование человеческой цивилизации. Впервые термин «воспитание» был введен, по исследованиям Б.Б. Комаровского, Иваном Ивановичем Бецким (1704 - 1795), видным деятелем просвещения в России, реформатором в области воспитания. Само слово «воспитание» (от лат. educate) буквально означает — вытягивать, выращивать незрелого посредством зрелого взрослого. Сообразно с этим, под воспитанием понимают намеренное и планосообразное воздействие взрослого на дитя; сопровождающее естественное явление возрастания и имеющее свою цель в духовной зрелости взрослого. Воспитание имеет начало в естественном стремлении родителей заботиться о беспомощном дитяти и, с укреплением его тела и духа, делать его постепенно способным к самодеятельной работе о собственном сохранении [16, 520].

Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории, и значение этого слова изменяется в зависимости от различного контекста. Так воспитание может рассматриваться как социальное явление, характеризующееся созданием условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека и, являющееся одним из основных факторов жизни цивилизованного общества. [ПО, 357]. Или воспитание выступает как культурологическое явление, представляющее собой, целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения с целью формирования у него определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации [179, 74], при этом, обогащаясь, прежде всего, духовными ценностями и приобретая морально-нравственные установки поведения, каждый человек в процессе воспитания становится не просто носителем определенной суммы знаний, но - гражданином с присущими ему идейными установками, моралью, культурой [113, 42]. Также воспитание может проявляться как психологическое явление -планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования неповторимой человеческой индивидуальности с определенными установками, понятиями, принципами, ценностными ориентациями, обеспечивающее условия для ее развития и подготовки к жизни [146, 76]. Существует взгляд на воспитание как на философское явление — целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-пракгическом) пространстве человеческого общения, реализуемое в сотрудничестве возрастных когорт и поколений [101, 440].

С точки зрения православной традиции воспитание - духовное явление, процесс приведения человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению. Это целенаправленное влияние на образование способностей и облагораживание души воспитанника. По мнению Архиепископа Евсевия (Орлинского): - воспитание не состоит в сообщении одних только познаний или в одном обучении приличному внешнему поведению; напротив, особенный долг воспитателя — так возбуждать и направлять внутренние силы воспитанника, чтобы он постепенно укреплялся во всех отношениях и после этого сам мог продолжать своё дальнейшее образование, которое в этой жизни никогда не должно прекращаться; - воспитание состоит не в сообщении новых способностей, но только в возбуждении уже заложенных и руководстве ими; - воспитание должно всё более и более совершенствовать способности воспитанника в продолжение всей жизни. Воспитывать — значит не только пробуждать в ребенке дремлющие способности и давать им то или другое направление, но и выводить воспитанника из состояния повреждения природы и, в результате довести его до того, чтобы он самостоятельно мог достигнуть своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества он должен возрастать для общественной деятельности, как предназначенный к небесной жизни, должен принести «достойные плоды ко дню жатвы». Сам Господь дал каждому человеку свои таланты и от каждого, в свое время, потребует отчет в употреблении их (Мф. 25,14), [4, 16]. Таким образом, светская педагогика, рассматривая воспитание человека, имеет в виду его социальную, психологическую, культурологическую направленность, ограничивая его жизнь временными рамками. Православная педагогика рассматривает бытие человека с позиций вечности, духовно возвышая и воскрешая его, потому что по результату его земного пути будет или не будет ему спасения. Важно выделить здесь тот факт что, «учение о спасении направляет педагогический процесс в такое русло, о котором все другие воспитательные системы даже не упоминают, — на формирование у человека добродетелей и искоренение страстей, на постоянное совершенствование в добре» [90, 137]. Такие понятия как страх Божий, грех, послушание, любовь, патриотизм, совесть, отличаются от таковых в светской педагогике. Страх Божий — боязнь потерять любовь и доверие Отца Небесного, грех - противозаконное действие, которое человек сам либо совершает, либо воздерживается, послушание — уважение старших, слышание другого человека, любовь - смысл христианской жизни, патриотизм — проистекает из любви к ближнему, к своему Отечеству, совесть — голос Божий. Следовательно, педагогическим понятиям, рассматриваемым с позиций православной педагогики, «возвращается чистый смысл - их первоначальное точное, адекватное их внутреннему, духовному содержанию, значение, без которого невозможно формирование правильного мировоззрения человека». [90, 140].

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах ученых начала XX века

Патриотизм, воспитание в духе гражданственности и патриотизма подрастающего поколения должны стать сегодня первостепенной решаемой задачей для сохранения нашим народом своего лица, своей самобытности, неповторимости, ментальности. Это понимают и государственные, и властные структуры. В.В. Путин определяет патриотизм как служение Родине, семье, народу, постоянное движение и «стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утрата патриотизма и связанных с ним национальной гордости и достоинства, грозит потерей себя как народа, способного на великие свершения». [122, 4].

«Концепция патриотического воспитания граждан РФ», предлагаемая федеральным агентством по образованию, констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как к наиболее востребованному на современном этапе развития России: «Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве- важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм, как социальное явление -цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью Отечеству. Патриотизм -это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критерием которых являются любовь и служение России, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность» [72, 3].

Чувство патриотизма, безусловно, присуще каждому человеку, оно характерно и для каждого народа, страны в виде консолидирующей, общенациональной идеи. В Америке - это «американский образ жизни», «американская мечта» («дело Америки - делать деньги» - американская пословица). Английский патриотизм - это приверженность своим многовековым традициям и соблюдение их незыблемости (английские привычки, юмор). Патриотизм русского человека несет в себе особенные черты и органично связан и вытекает из его духовного идеала — Святой Руси, идеала, который был усвоен русским народом через Православную веру, через преобладание духовного над материальным. «Наши предки воспринимали материальные условия жизни как необходимые, но нужные именно для того, чтобы поддержать духовную доминанту жизни... князья меняли порфиру на схиму и ратное поле на монастырь; святители, ставившие во главу угла смирение и правду, а с ними и весь русский народ, понимали материальное благополучие как вспомогательное средство для поддержания земного бытия» [23, 126]. Исходя из такого исторически сложившегося духовного устроения русского человека, можно вывести характерные особенности российского патриотизма: 1. Искренняя любовь и приверженность к своей стране, родной природе, необъятным просторам; 2. Углубленное, свободное, непредвзятое созерцание и созидание, исходящее из любви к Родине [22, 25], выражающееся не в материальной заинтересованности в богатствах земли, а в глубоком религиозном чувстве 39 мирности духа («да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»); 3. Постоянное ощущение себя на службе: у Бога, царя и Отечества, то есть доверие государственной власти (царь-заступник, царь-батюшка); 4. Мужество и стойкость при защите своей земли (на Запад русские двигались исключительно в интересах самообороны). Для русского воина всегда было предпочтительней погибнуть, стяжав венец мученика, чем вступить в сговор с врагами Отечества; 5. Великодушие, милосердие, жертвенность и любовь по отношению к ближнему (да и в отдельных случаях к врагу тоже). Не случайно в христианском понимании слово «любовь» имеет множество оттенков и значений, но главное значение — Бог есть любовь (1 Ин.; 4,8). Это дар Святого Духа (Рим.; 5,5) и высшая добродетель. Таким образом, со всей очевидностью проступает характерная связь русского характера и патриотизма с православием, которое всегда служило и продолжает служить единению нации, ее мобилизации в трагические годы. Каноны православия всегда были основой национального самосознания. Именно это национальное самосознание и приводит к национализму. Однако, в печати, в средствах массовой информации имеет место абсолютно неверное понимание слова «национализм», которому придается совершенно иное несвойственное ему значение. Чаще всего термин «национализм» употребляется вместе с такими понятиями как «шовинизм» или, даже, «фашизм». Национализм трактуется как «специфическое і состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а так же сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Это понятие не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Это проповедь собственной национальной выделенности и исключительности и отказ в праве на существование чужим этническим общностям» [101, 459]. В действительности же, национализм - это не 1 идеология, не политический принцип, а осознание себя частью целого организма, выделение своего, родного из множества чужого. Это система поступков, действий, вытекающая из любви к своей Родине, к истории своего народа, своим традициям, обычаям. Совершенно неправильно думать о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, у русского народа возникает способность и желание к разъединению народов, их взаимному антагонизму. «Неприятное восхваление своей национальности... не может увлечь русских» (С.М.Соловьев). Это действительно так. В восхвалении самих себя, по-настоящему, русские никогда замечены не были. Напротив, просматривается, даже, склонность к самоуничижению и преувеличению отсталости своей культуры с оглядкой на заграницу. «Русский как бы стесняется, и, с одной стороны держит себя слишком сдержанно и приниженно, а с другой - боится показаться ниже, чем он есть. Это вынуждает его казаться иным, толкает на лесть и заставляет молчать, когда ему говорят нелестные слова о нем и его Родине» [68, 175].

Концептуальные философско-педагогические идеи ученых России конца XVIII - начала XX в.в

Проблема воспитания патриотической и гражданской личности всегда была предметом исследования в трудах отечественных ученых. Социально-политические и идеологические изменения, происходящие в стране в тот или иной период ее реформации, актуализировали данную проблему и вносили свои коррективы в ее представление. Изучение и осмысление работ российских ученых, философов, мыслителей, богословов позволяет раскрыть совокупность теории и практики и многовекового опыта патриотического и гражданского воспитания в России.

К концу XVIII века в эпоху правления Екатерины II окончательно оформляется так называемая концепция воспитания «новой породы людей». По мнению императрицы, правильное воспитание должно начинаться с самого раннего детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к четкому выполнению обязанностей. Каждому человеку с малых лет необходимо предоставить возможность осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, Отечеству и Российским законам [60, 263]. Вместе с тем, так как в этот же период времени предпочтение отдается все же домашнему воспитанию, преимущественно в домах дворянства и аристократии, Екатерина II выказывает глубокую озабоченность духовным устроением самих воспитателей и наставников русских детей, что заметно из ее «Наказа»: «Учителя чужестранцы, обучающие юношество в домах, конечно больше вреда, нежели пользы нам приносят, потому что несравненно большая часть негодных, нежели хороших сюда приезжают.... Мадамы, так же и мамзели пользуются преимуществом учить и воспитывать наше юношество, без одобрительного свидетельства о своем поведении, а, в самом деле, многие из них не только худого, но и бесчестного поведения»... [68, 195].

В основе педагогических взглядов Екатерины II и ученых-педагогов конца XVIII века преобладала идея воспитания юношества в духе гражданского повиновения монарху и законам, но приоритетным оставалось все же религиозное воспитание, которое сохраняло своей целью формирование высоконравственного человека-христианина, и государство, как христианско-православное этому не противилось. Однако, стремление создать сильное светское государство не могло быть реализовано людьми, мыслящими только религиозно-догматическими категориями, следовательно возникает потребность в создании «нового человека»: светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, но почитающего при этом национальные традиции, готового на подвиги ради славы Отечества.

Данное направление педагогической мысли успешно развивает в своей деятельности Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Полностью разделяя идею о необходимости воспитания «новой породы людей» в светском государстве, Бецкой был уверен, что, прежде всего, школы, обучающие русских детей, должны быть строго национальны, и пронизаны духом патриотизма. По его мнению, школе необходимо приготовлять для самостоятельной жизни и полезной общественной деятельности людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и свое Отечество, преданных учению православной веры и верных своей верховной власти и законному правительству. А так как воспитание питомцев в духе православия и любви к России, по мысли Бецкого, может быть вверено только людям, которые сами глубоко и искренно преданы этим основным русским культурным началам, то на такое великое дело должны призываться не иноверцы и не иностранцы, но исключительно, православные люди [68,196].

Размышляя о путях отечественного воспитания, И.И. Бецкой задается вопросом: «Если начальники школы хотят, чтобы дети научились добродетели, должно ли им, прежде всего, учителей и приставников учинить добродетельными и примера достойными?» [68, 209]. И сам с удовлетворением отвечает: «Нужно, чтобы приставники были из Российских. Всякое дело, особенно воспитание детей, надо делать надежными, русскими руками и не очень полагаться на услуги, иногда сомнительные, чужих людей» [68, 209].

Идеалы русского человека: нравственные (любовь к своему Отечеству, верность Государю, почитание родителей), духовные (послушание наставникам, смирение, милосердие и т.д.) и способы их укоренения в душах русского юношества (патриархально-православный образ жизни, воспитание в «страхе Божием» по христианским Заповедям) - все это, по мнению И.И. Бецкого, и должно составить действительные основания отечественного воспитания.

Педагогические размышления Александра Николаевича Радищева (1749-1802) составляют органическую часть его мировоззрения. Они тесно связаны с его философскими и социально-политическими взглядами, в том числе и на процесс воспитания подрастающего поколения в России.

Сильной стороной педагогической концепции А.Н. Радищева была идея народности воспитания. Под народностью он понимал стремление народа к сохранению всего оригинального, самобытного, национального и к его совершенствованию в общественно-экономической жизни страны. В содержание понятия «народность» А.Н. Радищев вкладывал такие качества, как патриотизм, любовь к своему народу, родному русскому языку. Таким образом, и само воспитание, по мысли ученого, только тогда достигнет цели, когда станет народным. Справедливости ради следует отметить, что А.Н. Радищев, по мнению исследователей его творчества, не смог до конца решить столь серьезный вопрос педагогики, как народность воспитания, но надо отдать ему должное за то, что эта проблема была им поднята и уже в дальнейшем не сходила со страниц педагогической литературы [33, 40].

Тенденции и перспективы развития концептуальных идейотечественных ученых конца XVIII — начала XX вв. в решении современных проблем воспитания

В осмысление основ и поиске путей воспитания граждан и патриотов России большой вклад внесли русские педагоги, государственные деятели, церковные мыслители, философы начала XX века. В это время наряду с глубоким нравственным кризисом в российском обществе, влиянием западничества и постепенном отвращении народа от веры, наблюдается и необычайный подъем духовных сил, пробуждение в обществе национального чувства. В начале XX столетия особо обостряется интерес к русской национальной школе, к традиционным отечественным нравственным ориентирам и ценностям, основанным на православно-христианских идеях воспитания. Суть данной проблемы довольно четко и емко выразил В.В. Розанов: «Мы на всех поприщах духовной и общественной жизни представляем слабость национального сознания, что не имеем ни привычек русских, ни русских мыслей и, наконец, мы просто не имеем фактического русского материала как предмета обращения для своей, хотя бы и общечеловеческой мысли» [131, 237]. В связи с ростом неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере российского образования и воспитания к исследованию русской национальной воспитательной системы на рубеже веков обращались ученые, педагоги, философы различных направлений: от государственного (К.П. Победоносцев, П.И. Ковалевский), народно-религиозного (С.А. Рачинский, В.В. Розанов, А.А. Мусин-Пушкин) до гражданского (В.Н. Сорока-Росинский, СИ. Гессен).

К началу XX века развитие капитализма, растущий прогресс науки и материальной культуры поставили государственную власть в России перед необходимостью форсировать процесс построения гражданского общества. Именно в это время Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) заявляет о себе как консервативный мыслитель и государственный деятель, глубоко осознавший ненужность и прямой вред для России политического «западничества». Занимая пост обер-прокурора Святейшего Синода, К.П. Победоносцев мыслил его функции достаточно широко — как учреждения, ответственного за духовное здоровье нации, поэтому в его деятельности и публицистике проблемы народного просвещения занимают не последнее место. По роду своего занятия он углубляется в педагогическую проблематику и начинает искать в школе, в практике обучения и воспитания надежное средство укрепления веры в монархические устои российской государственности и нравственно духовную миссии русского православия, защита и утверждение которого, были всем делом его жизни. Желая видеть подрастающее поколение истинными патриотами России, К.П. Победоносцев, в статье «Народное просвещение» (1896) прежде всего, обращает особое внимание на церковно-приходские школы, так как, по его мнению, только такая школа соответствует потребностям и духу русского «народа-богоносца». В учебном плане церковно-приходской школы большая часть времени отводилась на изучение Закона Божия, церковно-славянского языка и церковного пения, так же дети обучались чтению и письму по-русски. «По народному понятию, — пишет К.П. Победоносцев, — эта школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться Его, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными внушениями и соблазнами мысли» [118, 309]. В своих воззрениях К.П. Победоносцев не стремился изобрести какую-либо принципиально новую систему, и в личной жизни, и в осуществляемой им политике в деле воспитания молодого поколения, он сам оставался православным, церковным человеком, истинным патриотом России и стремился привить эти качества детям. «Кто русский душой и обычаем, — пишет он, — тот понимает, что значит храм Божий, что значит Церковь для русского человека. Мало самому быть благочестивым,...надо жить народной жизнью, надо молиться заодно с народом...Счастлив тот, кого с детства добрые и благочестивые родители приучили к храму Божию ..., они собрали ему сокровище на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав и для него церковь родным домом и место полного, чистого и истинного соединения с народом» [118, 403]. Таким образом, педагогическая концепция К.П. Победоносцева, как государственного чиновника базировалась, прежде всего, на ценностях, основанных на вере, патриотизме, семейных и национальных традициях, главной из которых была русская монархическая власть, освященная церковью. Однако первенство русской нации над всеми другими не основывалось на каких-либо особых этнических свойствах русских, а утверждалось самим ходом исторического развития России. При этом сущность русского национального воспитания определялась Победоносцевым как законопослушание и подчинение порядку общественной жизни и морально-нравственным установкам и требованиям Российского государства.

Активное участие в дискуссии о русском, национальном, патриотическом воспитании подрастающего поколения принял профессор Варшавского университета Павел Иванович Ковалевский (1849-1923?), разработавший в своих трудах основные принципы национального воспитания, основанные на русских культурно-исторических традициях. Его работа «Национализм и национальное воспитание в России» (1912) относится к разряду тех, которые не утратили свою актуальность и сегодня. Особо важное значение в деле воспитания юношества в национальном духе П.И. Ковалевский отводил школе, так как она, по его мнению, и мнению его единомышленников: А.А. Царевского, И.П. Корнилова - «должна служить своему народу и государству и потому должна быть национальною и патриотическою... и утверждать в своих питомцах и слушателях твердые религиозные верования и нравственные национальные убеждения, которыми преисполнен и живет русский народ...

Похожие диссертации на Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.