Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Русскина Галина Ивановна

Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку
<
Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русскина Галина Ивановна. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 181 c. РГБ ОД, 61:04-13/140-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы приобщения студентов к духовным ценностям 12

1.1. Духовные ценности как объект педагогического исследования 13

1.2 Аксиологические смыслы образования 33

1.3. Реалия как аксиологический элемент лингвострановедческих знаний 54

Глава 2. Организационно-педагогические условия приобщения студентов к духовным ценностям 74

2.1 . Содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям 74

2.2.Диагностика сформированности духовных ценностей будущего учителя.... 85

2.3. Аксиологическая направленность лингвострановедческих знаний в содержании спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» '. 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Введение к работе

Образование сегодня ориентировано на решение актуальнейшей задачи: как в условиях обновления общества, пересмотра социальных и нравственных ценностей подготовить профессионала, способного обеспечить духовное развитие молодежи. Подготовка духовно богатого педагога в современной высшей школе должна стать процессом нравственного совершенствования личности студента на основе его приобщения к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, процессом формирования у будущего специалиста ценностно-ориентационной основы для жизнедеятельности и самоопределения, процессом развития духовных потребностей, интересов.

Научный поиск решения проблемы духовного развития будущего учителя -профессионала направлен на разрешение противоречий, характерных для образовательной ситуации сегодня, среди которых достаточно назвать такие как: противоречие между возросшими требованиями к подготовке специалиста нового времени и традиционным подходом к профессиональной подготовке учителя, противоречие между потребностью в духовно богатом педагоге и недостаточной разработанностью в психологической и педагогической науке данного вопроса, противоречие между овладением профессиональными знаниями и уровнем приобщения студентов к современной культуре и др.

Преобразование социально-экономической и культурной жизни страны обусловили появление новых ценностей образования, вызвали к жизни новое парадигмальное осмысление образования - в контексте культуры, - однако вузовская подготовка все еще продолжает ориентироваться на собственно педагогическое обеспечение процессов обучения и воспитания.

Образование как сложный культурный процесс привлекал и привлекает отечественных философов, социологов, педагогов, которые исследуют его различные аспекты. Значительный вклад в разработку культурных основ педагогики внесли М.М.Бахтин, Е.П.Белозерцев, В.С.Библер, Л.С.Выготский, М.К.Мамардашвили и др. Их работы укрепили связь культурной антропологии с современной педагогикой.

Теоретико-методологические основы формирования личности педагога раскрываются в работах О.А.Абдуллиной, С.Г.Вершловского, З.И.Васильевой, В.И.Загвязинского, И.А.Колесниковой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, А.И.Щербакова и др. t

С позиции гуманитарно-аксиологического подхода ставят и исследуют проблему И.Ю.Алексашина, Е.И.Артамонова, Е.В.Бондаревская, Е.П.Велахов, В.В.Горшкова, В.П.Зинченко, И.А.Колесникова, М.К.Мамардашвили, А.С.Роботова, Ю.В.Сенько, Е.П.Тонконогая и др.

Взаимодействие культуры и образования как целого и части рассматривается в работах Г.С.Батищева, Н.Б.Крыловой, Ю.М.Лотмана, Н.Д.Никандрова, П.Г.Щедровицкого, Н.Е.Щурковой и др. Авторы ведут речь о культурной парадигме образования, которая, по их убеждению, ориентирована на базовые культурные ценности, выступающие в качестве целей образования. Обучающийся не столько учится, сколько интериоризирует общечеловеческие культурные ценности и идентифицирует себя с определенной культурой на основе культурного самоопределения.

Сегодня происходит смена идеала образования: от «человека образованного» к «человеку культуры» (В.С.Библер). Только ценности культуры, ставшие достоянием образования, помогут личности обрести духовные ценности. Именно с образованием сегодня связываются перспективы не только экономического роста, но и преодоления духовного кризиса, интеграции в мировое сообщество, возрождение национальных традиций, духовности народа.

Проблема подготовки педагога - специалиста нового времени, способного к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению, готового к выполнению профессиональных и специальных функций как носителя культуры, сегодня стоит особенно остро.

При всем многообразии, разносторонности решения проблемы профессиональной подготовки учителя еще не разработана целостная теория развития духовной культуры педагога, необходимость в которой, безусловно, назрела в связи с ростом значимости образования в жизни современного общества.

Все выше сказанное позволило определить выбор темы исследования: «Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку».

Объект исследования: духовные ценности в профессиональной подготовке будущих учителей.

Предмет исследования: приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку (английский язык).

Цель диссертационного исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия приобщения студентов к духовным ценностям.

Гипотеза исследования:

Приобщение студентов к духовным ценностям будет протекать успешно, если: в курсе иностранного языка (английского) будут актуализированы аксиологические идеи учебной информации на основе лингвострановедческих реалий; процесс обучения будет строиться с учетом системы знаний и представлений о ценностях, приобретенных в предшествующий обучению в вузе период; будет разработана модель приобщения будущего учителя к духовным ценностям, включающая в себя следующие компоненты: ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, герменевтико-аксиологический, деятельностный и будут определены и критерии и уровни сформированное духовных ценностей студентов; будет обеспечиваться диалогичность образовательной деятельности, разворачивающейся как процесс общения субъектов и как диалог культур.

Задачи:

Проанализировать теоретические источники по проблеме духовных ценностей и обосновать понятийный аппарат исследования.

Определить аксиологические возможности образования в обеспечении духовного развития будущего учителя.

Обосновать отбор лингвострановедческого материала с целью приобщения студентов к духовным ценностям при обучении английскому языку.

Выявить уровень ценностных ориентацией студентов и разработать содержательно-процессуальную модель и условия приобщения будущих учителей к духовным ценностям.

Разработать и экспериментально проверить программу спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» с целью приобщения студентов к духовным ценностям.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские идеи теории ценностей: Е.П.Белозерцев, В.С.Библер, Е.Г.Вершловский, О.Г.Дробницкий, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др. психологические идеи теории деятельности: К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Афанасьев, Г.С.Батищев, Л.С.Выготский, В.В.Горшкова, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, Н.Д.Талызина и др.; идеи гуманизации образования и концепции их реализации в профессиональной подготовке будущего учителя: Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, В.Т.Воронцова, В.В.Горшкова, В.И.Загвязинский, И.А.Колесникова, И.Л.Кузьмин, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Ю.В.Сенько, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына и др.; лингвострановедческие идеи: Л.Г.Веденина, Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, Р.К.Миньяр-Белоручев, Г.Д.Томахин и др.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературы с целью выявления различных точек зрения философов, социологов, психологов, педагогов на исследуемую проблему; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, экспресс-интервьюирование, изучение работ студентов), которые позволили получить количественные данные об изучаемом предмете; метод моделирования для построения модели приобщения студентов к духовным ценностям; опытно-экспериментальная деятельность по определению эффективности предложенной модели; статистические методы; ретроспективный анализ собственной работы.

База исследования: факультет иностранных языков, историко-филологический факультет и факультет математики, физики и информатики Бокситогорского института социальных систем и промышленных технологий Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина.

Этапы исследования: исследование проводилось в период с 1997 по 2002 гг. На первом этапе (1997-1998) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по исследуемой теме, диссертационные исследования за последние 10 лет, анализировался собственный опыт школьной и вузовской работы в данном направлении. Был определен понятийный аппарат исследования; проведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ лингвострановедческих материалов; сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (1998-2000) проводилось обобщение теоретического материала. Разрабатывалась программа курса лингвострановедения и спецкурса, велся отбор лингвострановедческого материала, выполнен констатирующий эксперимент, определялись педагогические условия приобщения к духовным ценностям студентов педагогического вуза.

На третьем этапе (2000-2002) проводилась опытно-экспериментальная работа, анализ результатов эксперимента, оформлялись материалы диссертационного исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации для педагогов, студентов, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обоснование особенностей отбора лингвострановедческого материала для формирования ценностных отношений к культуре страны изучаемого языка и своей собственной и раскрытии аксиологического потенциала английского языка в профессиональной подготовке учителя; разработка модели приобщения студентов к духовным ценностям и показе на теоретическом и практическом уровне возможности овладения определенным содержанием духовной культуры в процессе профессиональной подготовки; разработка критериев и определение уровней сформированности духовных ценностей будущих педагогов; разработка и теоретическое обоснование, проверка опытно-экспериментальным путем педагогических условий для эффективного приобщения студентов к духовным ценностям, в основу которых положены культурологический, креативно-ценностный, гуманистический и деятельностный подходы.

Практическая значимость исследования: использование результатов в организации учебно-познавательного процесса, ориентированного на развитие ценностного отношения к специальным знаниям в условиях педагогического университета, а затем дальнейшем транслировании в образовательный процесс школы; полученные в ходе исследования результаты и на их основе теоретические выводы могут быть положены в основу научно-методических рекомендаций; - предложен практический вариант реализации аксиологического подхода в подготовке учителя иностранного языка путем использования апробированного нами спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» на основе лингвострановедческих реалий; материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки педагогов, при создании спецкурсов и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается: исходными методологическими позициями; применением комплекса методов, адекватных исследуемому объекту с опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей; количественным и качественным анализом экспериментальной работы; подтверждением гипотезы исследования, его результатами и выводами.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплинам «Введение в лингвострановедение», «Практический английский язык» и спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?» на историко-филологическом факультете, на факультете математики, физики и информатики и факультете иностранных языков в Бокситогорском институте социальных систем и промышленных технологий Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина

На защиту выносятся следующие положения:

1. Аксиологизация учебной информации, выступая ведущей тенденцией высшего профессионального образования, является основой спецкурса «Культура Англии. Кто есть кто?», построенного на диалоге культур: культура страны изучаемого языка и культура родной страны, определяющих духовность личности.

Содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям включает следующие уровни: ценностно-ориентационный, когнитивно-интеллектуальный, герменевтико-аксиологический и деятельностный.

Приобщение к духовным ценностям рассматривается как процесс и как результат, характеризующийся открытостью, выработкой собственной позиции на основе устойчивой системы ценностных ориентации, определяющих профессиональную позицию будущего учителя.

Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранным языкам связано с созданием комплекса педагогических условий (аксиологизация учебной информации, диалог культур, активная позиция студентов и т.д.), способствующих духовно-нравственному обогащению личности для успешной самореализации в профессиональной деятельности, в основу которой положены культурологический, креативно-ценностный, гуманистический и деятельностный подходы.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Духовные ценности как объект педагогического исследования

Проблема рассмотрения духовных ценностей как категории педагогической науки тесно связана с определением ценностей как понятия философии. Именно обращение прежде всего к философским исследованиям, а также к социологическим по обозначенной проблеме помогает выявить наиболее общие основания, сущностные характеристики ценностей вообще и духовных в частности.

При рассмотрении феномена «духовные ценности» исходными понятиями являются «духовность» и «ценности».

В последние годы понятие «духовность» становится наиболее употребляемым как в философии, социологии, аксиологии, так и в педагогике, и в психологии. Когда речь идет о духовности, то обычно ее сводят к тому, в какой степени человек приобщен к духовным или материальным ценностям. Духовность связана со стремлением человека выйти за рамки наличного бытия и одновременно утвердить себя в материальном мире. В настоящее время вторая тенденция, к сожалению, преобладает, человек сегодня в значительной степени ориентирован на материальное богатство. Представители первой тенденции стремятся пребывать в мире грез и покидают реальный мир, зачастую прибегая к таким средствам как алкоголь, наркотики, увлечение всякого рода сомнительными культами, и в первом и во втором случае мы имеем дело с утратой духовности, что очень опасно для человека.

Духовный мир конкретного человека формируется в контексте национальной культуры, что и предопределяет его специфические особенности. Поэтому, как считают петербургские ученые, заблуждением является утверждение о том, что есть высшие и низшие уровни духовности: «...категории "выше", "ниже", "совершеннее" вообще нельзя относить к духовности. Скажем, духовность Леонардо не выше и не ниже духовности первобытного художника, а духовность В.Шекспира просто иная, чем духовность Ф.Кафки». Высота духовности соотносится с уровнем развития культуры. Высшие проявления духовности фиксируются в произведениях искусства, литературы, реалии, в религиозных, философских, научных концепциях, моральных нормах, раскрывая разные грани человеческого духа.

Становление духовности философия связывает с образованием. Так, Гегель утверждал, что духовное сознание индивида освобождается от материального, поднимаясь в ходе образования ко всеобщему. Внимание философов и психоаналитиков (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм и др.) было приковано к борьбе между свободным сознанием и душой. П.А.Флоренский придавал большое значение в восстановлении духовности человека природе. Э.Фромм корни духовности видел во всеобщих взаимоотношениях человека и природы. Давая определение духовности, философия склонна утверждать, что духовность человека - «это врожденная двойственная ориентированность его на выход за пределы своего бытия и одновременно на восстановление непосредственной связи с окружающим миром и с самим собой» [91, С.148-149].

Дух (spirit лат., anemos греч.) - в переводе означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни) [60, С. 146]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля дается такое определение: «Душа -бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею» [42, С. 119, 504].

Речь идет о разделении двух понятий: «дух» и «душа». Попытки анализа «духа» и «души» можно найти уже в античности (Платон, Аристотель), в учении отцов церкви (Августин, Ф.Аквинский), затем следует назвать имя Р.Декарта, который главным атрибутом духовности считал мышление, позже Д.Локк свел изучение душевных явлений к анализу ощущений и идей.

Согласно Д.Беркли, душа есть единственная субстанция. А, начиная с И.Канта, философия выделяет три класса душевных состояний в связи с понятиями ума, чувства и воли. Н.А.Бердяев считал, что рациональное определение «духа» невозможно, а есть смысл говорить о признаках духа: любовь, доброта, сострадание, справедливость, творчество, свобода, дом и т.п. Дух, по его мнению, есть Божественный элемент в человеке. Дух означает постоянное трансцендирование в человеческой жизни и носит аксиологический характер [14, С. 90].

В научной литературе конца 80-х гг. XX в. обозначены новые аспекты понимания «духовного». Так, С.И.Ожегов, автор толкового Словаря русского языка понятия «нравственный» и «моральный» не включил в толкование слова «духовность» [118, С. 157]. А.Д.Андреев в «Розе мира» утверждает, что не все, что достигается интеллектом человека относится к духовному. В работах Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, Г.П.Выжлецова разводятся понятия «духовное» и «идеальное»: духовное, имея по способу своего бытия форму идеального, энергично, уникально и неповторимо, доступно только человеку, делает его специально значимым и приобретается его собственным жизненным опытом, идеальное существует как канал связи духовного с обществом, может функционировать вне и без человека, доступно тиражированию и бесконечному воспроизведению [33, С. 127-129]. Следовательно, духовность содержит идеальное в форме норм, знаний, идей, убеждений и интересов и проявляется через потребности. Личность обладает духом и разумом. Духовное входит в сознание человека через идеальное, например, знания, а затем укрепляется как духовные ценности.

Реалия как аксиологический элемент лингвострановедческих знаний

Возросший интерес к изучению иностранных языков в последние годы неслучаен. Язык, как таковой, является источником информации об истории и культуре страны изучаемого языка, выступает феноменом национальной и общечеловеческой культуры. Язык - своего рода культурный код, изменяющийся в зависимости от его использования в различных социальных кругах. Этот социокультурный компонент дает возможность ознакомиться с культурой страны изучаемого языка как с системой ценностей, способной изменяться с течением времени, отражаться в поведении людей. Этот социокультурный компонент дает возможность обучаемому понять то, что лишь подразумевается, что скрыто в высказывании на иностранном языке и в то же время лучше познать самого себя, глубже осознать свою собственную культуру в сравнении с культурой страны изучаемого языка.

Качественно новые взаимоотношения России со странами мирового сообщества, новые политические и социально-экономические реалии создали благоприятные возможности для изучения иностранных языков и наполнили обучение этому предмету новым содержанием. Одной из основных целей стала подготовка молодежи к жизни и деятельности в демократическом, мультинациональном, мультикультурном обществе. Иностранный язык не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями и таким образом содействует воспитанию в контексте «диалога культур».

В последние десять лет наблюдается значительное повышение интереса к английскому языку как средству международного общения. Сегодня на английском языке говорят 456 миллионов человек, он является первым языком для почти 350 миллионов. Английский язык - родной для жителей 12 стран, он -официальный или полуофициальный еще в 33 странах. Таким образом, каждый седьмой человек в мире говорит на английском языке [22]. Английский язык признан уже языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а с появлением компьютеров он занял особое положение по сравнению с остальными языками. Заключение Договора о сотрудничестве России и Великобритании в 1994 году позволило английскому языку занять приоритетное положение в российских учебных заведениях.

В начале 70-х гг. XX века методисты и лингвисты своими фундаментальными научными разработками смогли повлиять на изменение и содержания учебников, и на технологии обучения иностранным языкам, а также убедительно доказали, что причиной коммуникационных неудач в иноязычном общении является отсутствие знаний о реалиях. Осознание этого факта привело к увеличению объема страноведческой информации в новых и переиздаваемых учебниках.

Тогда же появился термин «лингвострановедение», его ввели в обиход основоположники отечественного лингвострановедения Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров в их работе «Лингвострановедческая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам». Они рассматривают лингвострановедение как культуроведение, которое ориентировано на задачи и потребности изучения иностранного языка, осуществляющее действие через язык в процессе его изучения, имеющее физиологическую природу, чем и отличаются от культуроведческих дисциплин. Материалы лингвострановедения не отделимы от языка, который является источником сведений об истории, культуре страны изучаемого языка [28].

Предметом лингвострановедения является информация о важных национально культурных понятиях, идеях, реалиях, которые находят свое отражение в страноведческой лексике. Проблемой лингвострановедения в отечественной и мировой практике преподавания иностранного языка занимались многие лингвисты и методисты: М.А.Ариян, Л.Н.Жирнова, Д.Г.Мальцева, Р.П.Мильруд, В.М.Мосиенко, А.Г.Крупко, М.А.Нефедова, О.Г.Оберемко, А.Д.Райхштейн, В.В.Сафонова, Г.Д.Томахин, Н.В.Чайковский и многие другие. Большой вклад в разработку теории лингвострановедения внес Г.Д.Томахин. Он трактует лингвострановедение как страноведчески ориентированную лингвистику, ее объектом изучения являются языковые единицы с ярко - выраженной национально-культурной семантикой, которая выступает в качестве обобщенного знания народа - носителя языка и окружающей действительности.

Задачей лингвострановедения является ознакомление с культурой через слово, а также использование знаний культуры для более полного раскрытия значения слова и обеспечение его адекватного понимания в процессе коммуникации [129, С.77-81]. По его мнению, лингвострановедение - это часть филологии, если под филологией понимать совокупность наук, исследующих выраженную в языке культуру (И.В.Арнольд).

В последние годы в отечественной и зарубежной методике характерно стремление к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры. В начале 80-х в США появилась методическая концепция «знания мира» или «литературной грамотности». По этой концепции овладение национальной культурой необходимо для овладения литературным языком современной нации. В ней подчеркнута императивная роль общения, культурных связей, фоновых знаний, имеющих значимость для страны, всех говорящих на данном языке, а также дано обоснование возможности доведения до минимума этих сведений, изложение их в форме словарного запаса языка. В последние годы французские педагоги большое внимание уделяют так называемому социокультурному аспекту иностранного языка, который признается неотъемлемой частью языкового материала наряду с традиционным (лексическим, фонетическим и грамматическим).

Содержательно-процессуальная модель приобщения студентов к духовным ценностям

Формирование новой системы ценностей и сохранение традиционной в условиях преобразования общества ставит перед профессиональной подготовкой учителя целый ряд сложных, но, безусловно, требующих решения задач. Педагогическая наука должна отойти от жестких технологий навязывания единых универсальных норм и правил и освоить новые технологии понимания и интерпретации ценностей других культур. К сожалению, современное профессиональное образование отодвинуло на второй план знание о целостном мире человека и опыт ценностной деятельности. Технократически организованное обучение не способствует личностному развитию индивида, не обеспечивает эффективности его духовного формирования.

Образование призвано преобразовать отношение студента к действительности, к истории, к другим народам и т.д. в устойчивую систему ценностных ориентации, которая и определит его профессиональную позицию. Прежде чем изложить наш подход к построению содержательно-процессуальной модели приобщения будущих учителей к духовным ценностям в процессе изучения иностранного языка (английского), необходимо, на наш взгляд, придать терминологический статус общеупотребительному слову «приобщение», определить его место в научном лексиконе данного исследования.

Понятие «приобщение» стало употребляться в психолого-педагогической литературе достаточно широко, в основном, когда речь идет о формировании, развитии определенных качеств личности, авторы обращаются к данному понятию, чтобы обозначить им процесс интериоризации, социализации, процесс углубления, расширения объема знаний, умений, навыков, социального опыта. Так, в исследовании Н.И.Мироновой приобщение студентов к общечеловеческим ценностям рассматривается как процесс освоения образовательных ценностей в системе профессиональной подготовки. И хотя автор не дает четкого определения данному понятию, однако, связывает «приобщение» с повышением уровня развития студентов, их профессиональной подготовки [77]. Обращение к понятию «приобщение» мы находим в работах и других авторов: Н.Б.Крылова, рассматривающая приобщение как результат вхождения в культуру [62]; такой подход мы находим и в позиции таких авторов, как В.А.Караковский, Л.И.Новикова и др. [140, С.264]. Н.Е.Щуркова в работе «Новое воспитание» приобщение рассматривает как процесс вхождения ребенка в научное понимание мира.

Трудно найти сегодня работу, в которой речь идет о социализации, становлении, формировании личности, где бы авторы не обращались к такому понятию, как «приобщение». При этом в большинстве своем они рассматривают его не просто как усвоение знаний, а как вхождение в мир науки, в мир культуры, в мир искусства. Вхождение предполагает не просто усвоение, а освоение и присвоение. Обращение к словарям русского языка позволило определить круг понятий - синонимов, разъясняющих сущность слова «приобщение»: «от глагола "приобщить" - познакомить с чем-либо, посвятить во что-либо, стать причастным к чему-либо, знакомить с чем-либо» [117, С.430].

Таким образом, приобщение - это присвоение, усвоение, что позволяет нам рассматривать данное слово в контексте с таким понятием как социализация. В психологии понимание «социализации» как процесса обретения человеком своей сущности распространено достаточно широко. Однако сегодня это понимание дополняется, уточняется. Так, например, Андреева Г.М., Брушлинский А.В. утверждают, что сущность человека не сводима только к социальному. Понятия «человек» и «личность» следует развести. Для философского подхода характерно понимание следующего плана: личность = сущность = социальное. В общественной психологии, генетической психологии (Ж.Пиаже) и других направлениях понимание сводится к такому плану: личность = социальное # сущность, а для немецкой философии: личность # сущность = социальное.

Таким образом, социализация в конечном счете предполагает установление личностных субъективных отношений с социумом. Чаще всего социализация рассматривается как адаптация или приспособление (психоанализ, бихевиоризм, необихевиоризм). К такой трактовке близко подошли и наши отечественные ученые (В.М.Бехтерев, П.П.Блонский). В современной отечественной психологии также встречается взгляд на социализацию как адаптацию. Однако сегодня прочно укрепилось положение о том, что социализация включает не только усвоение, но и воспроизводство индивидом общественных отношений (Андреева Г.М., Мудрик А.В., Пеньков В.М. и др.). Процесс социализации следует рассматривать как «индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом» [150, С. 163]. Как видим, понятие «социализация» используется весьма широко. Когда речь идет о воспитании, то интерпретируется исследователями в зависимости от ценностных установок и воспитательных принципов. Однако при обращении к роли общества и личности в социальной жизни трактовки концептуального подхода к сущности социализации расходятся. Но все без исключения социализацию связывают с воздействием на личность среды, общества. Социализация - процесс, который осуществляется по таким каналам как нация, сословие, семья, школа, сверстники, друзья, группа единомышленников, отдельная личность... И их влияние оказывает воздействие неконтролируемое. Сначала идет процесс воздействия на личность формирующуюся, а затем - на устоявшуюся личность. По мере накопления опыта собственного, человек вырабатывает личностное отношение - практическое, аналитическое - к этому воздействию. Следовательно, социализация - это процесс адаптации, связанный с приспособлением индивида к социальной среде, это процесс усвоения и воспроизводства знаний и опыта.

Похожие диссертации на Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку