Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Хазратова Фируза Вакильевна

Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века
<
Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хазратова Фируза Вакильевна. Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Чебоксары, 2006 207 с. РГБ ОД, 61:06-13/1847

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические предпосылки развития гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX в 17

1.1. Социально-педагогические предпосылки становления гуманистической педагогической мысли в конце XVIII - начале XIX века 17

1.2. Просветительская деятельность татарских мыслителей конца XVIII - начала XIX века и их роль в развитии гуманистической педагогической мысли 35

1.3. Влияние Востока и ислама на гуманистическую педагогическую мысль просветителей конца XVIII - начала XIX в 58

Выводы по главе 1 83

Глава 2. Развитие гуманистической педагогической мысли в творчестве татарского просветителя конца XVIII - начала XIX века Г.Утыз-Имяни 85

2.1. Гуманистические просветительские взгляды Г.Утыз-Имяни в художественно-дидактических произведениях 85

2.2. Представления Г.Утыз-Имяни о гуманизме личности 109

2.3. Критика человеческих пороков в произведениях татарского просветителя Г.Утыз-Имяни 145

Выводы по главе 2 172

Заключение 177

Список литературы 185

Введение к работе

Сколько б не пролетело лет, Жизнь мне никогда не надоест. На волю ненасытную алчность Не смог я никогда отпустить. (Г. Утыз-Имяии аль-Булгари)

Татарская гуманистическая педагогическая мысль, как и другие области научного познания, имеет длительный период развития. За тысячелетнюю историю в тюрко-татарской письменной культуре сконцентрирована прогрессивная гуманистическая педагогическая мысль. Она включает в себя педагогические, философские, социальные, правовые, этические, эстетические представления, идеи и концепции, составляющие внутренний духовный мир тюрко-татарского народа. За этот период народ прошел сложный и разнообразный по условиям общественной жизни, формам государственности и этногенезу исторический путь. Многообразие этнокультурных, этнополитиче-ских, этнолингвистических и этнопедагогических факторов становления и развития тюрко-татарского народа порождает различные концептуальные подходы в изучении его истории в целом и педагогической мысли в частности.

Естественно, для педагога-исследователя круг интересов представляет проблема становления и развития системы образования и педагогической мысли тюрко-татарского народа, сохраненные в различных письменных первоисточниках. Систематическое изучение этой части духовного наследия народа по различным историческим периодам даст возможность целостно и комплексно представить,

но и комплексно представить, восстановить, а также применить на практике забытые в пучинах исторических событий, неизученные до сих пор и нереализованные концептуальные идеи, имевшие место в истории образования и педагогической мысли тюрко-татарского народа. Систематический и комплексный подходы к изучению истории татарской педагогической мысли остаются до сих пор нереализованными. Тем не менее, современная педагогическая наука находится на таком уровне, когда ощущается потребность в исследовании отдельных периодов становления и развития тюрко-татарской педагогической мысли и системы образования, что привело бы в конечном результате к разработке целостной концепции истории татарской педагогики. Стремление восстановить утраченного педагогического опыта татар объясняется возросшей в посттоталитарный период интересом народа к своему прошлому, связанным с ростом национального самосознания, консолидацией, возрождением национальной государственности.

В течение почти целого века татарскому народу, как и другим народам России, пришлось преодолевать духовный застой и идеологическую унификацию, поэтому национально ориентированная интеллигенция, а также разрабатываемая ею наука стремится сегодня найти и соединить с современностью незримые нити, веками связавшие десятки поколений предков в единую цепь. Стремление отыскать национального духовного стержня в области обучения и воспитания является нравственным императивом современной педагогической науки, который является важнейшим фактором научных поисков в области истории национального образования и педагогической мысли.

История развития тюрко-татарской гуманистической пе-

дагогической мысли конца XVIII - начала XIX века, синтезирующая в себе мировоззренческие, идеологические и образовательные аспекты национально-культурного наследия, внесет существенный вклад в решение задачи целостного представления педагогической культуры народа. Лежащие в основе национальной педагогической культуры гуманистические идеалы, духовные ценности и традиции воспитания являются наиболее устойчивыми к внешним воздействиям и социальным катаклизмам элементами истории педагогической мысли и образовательной практики, которые составляют глубинную и нерушимую педагогическую константу. Как отмечают обществоведы, «интеллектуальная история народа обладает гораздо большей автономностью, нежели его этнополитическая, гражданская история, ибо она развивается на основе преемственности идейных и культурных традиций, идущих из глубины веков, изменить которую гораздо сложнее, нежели общественные условия жизни носителя этих традиций» (Очерки истории татарской..., 2000, 5).

В истории образования татар гуманистическая педагогическая мысль представляет собой целостную систему, объединяющую религиозные, философские, научные, эстетические представления на той или иной стадии общественно-экономического, культурно-просветительского развития. Несмотря на воздействие материальных и политических условий, гуманистическая педагогическая мысль сохраняет свои основные черты, о чем свидетельствует преемственность в развитии татарской гуманистической педагогической мысли последнего тысячелетия. Эта преемственность обеспечивает связь современного татарского народа со многими предшествующими по-

коленнями в єдиную историко-культурную и духовную целостность. Чтобы научно исследовать гуманистическую парадигму разных народов в сравнительном плане, необходимо сначала выявить развитие гуманистической педагогической мысли татарского народа на разных этапах общественно-экономической формации. И с этой точки зрения исследование заявленной темы имеет весьма актуальное историко-педагогическое значение.

Официальное принятие ислама в X в. в Волго-Уральском регионе в качестве государственной религии, соответственно идеологии, а также основой мировоззрения явилось культурно-историческим событием, и с тех пор мусульманство влияло на все явления общественной жизни в целом, на педагогические взгляды в частности. С этого времени идеология и культура на почве ислама становятся стержневыми духовно-культурными факторами национальной истории при всей многоликости и драматических переломах ее этнических и социально-политических аспектов. Как отмечают обществоведы, при этом под воздействием доисламских тюркских традиций общественной жизни и геополитического положения, складывавшихся на стыке разных культур и конфессий мусульманской государственности в Волго-Камском регионе, находит благоприятную почву ханафитская правовая школа ислама, терпимая к инакомыслию, отличающаяся способностью адаптировать местные обычаи и верования. Еще одна отличительная черта ханафит-ского мазхаба - защита концепции иджтихада (творческой самодеятельности личности в поисках истины) в противовес практике догматизации канонов ислама - стала отправной точкой формирования реформаторско-просветительской идеоло-

гии среди татар в конце XVIII - XIX века (Очерки истории татарской..., 2000, 7).

Разграничение нашего исследования рамками конца XVIII - начала XIX века объясняется тем, что многие историки, обществоведы, философы и филологи (Я.Г. Абдуллин. А.Н. Юзеев, A.M. Шарипов и др.) выделяют этот период предметом отдельного изучения. Кроме того, это время характеризуется деятельностью и творчеством крупнейшего татарского поэта, мыслителя, общественного деятеля, философа, теоретика ислама и мусульманина-практика, педагога и просветителя Габд-рахима Утыз-Имяни аль-Булгари (1756-1834 гг.), который оставил богатейшее поэтико-дидактическое наследие. Его соратниками и современниками явились Габдессялям, Тажетдин Ял-чыгул (1768-1838 гг.), А.Курсави (1776-1812 гг.) - не менее известные просветители своего времени, дидактическое наследие которых сохранилось, к сожалению, не в полном объеме.

Актуальность нашего исследования определяется и поставленными татароведами перед гуманитарными науками задачами, которые сводятся к тому, что «история общественной мысли тюрко-мусульман Волго-Уралья содержит гораздо больше вопросов, нежели ответов, как по отдельным этапам, так и по ее ключевым проблемам. Особенно много белых пятен содержит история философской и общественной мысли средневековья, охватывающая период со времен Волжско-Камской Булгарии до рубежа XVIII-XIX вв. Период XIX - XX вв., считающийся сравнительно изученным, также нуждается в методологически современном осмыслении своей новаторской социально-философской роли в духовной жизни татарского народа» (Очерки истории татарской..., 2000, 8-9).

Необходимость отдельного изучения просветительской мысли данного периода диктуется и тем, что основная особенность татарской философской мысли конца XVIII - начала XIX века состоит в том, что она развивалась в форме религиозного реформаторства, частью которого была религиозная философия (метафизический аспект), и в форме просветительства. В татарской религиозно-философской мысли рассматриваемого периода выделяются два течения: критика калама - спекулятивной теологии (А.Курсави) и теологическая мысль с морально-этическими нормами суфизма (Г.Утыз-Имяни) (Очерки истории татарской..., 2000, 92-93).

Тоталитарная идеология недавнего времени исключала
возможность объективного и всестороннего изучения огром
ных пластов религиозно-просветительской, художественно-
дидактической литературы, отнесенных к разряду мистиче
ской, реакционной и буржуазно-националистической. Двойная
смена письменности в 20-30-х годах XX века, исчезнувшая к
началу этого же века национальная система образования и ряд
других причин создали непреодолимые барьеры на пути иссле
дования учеными тюрко-татарского культурно-
просветительского наследия. Лишь в 90-е годы появилась воз
можность для новых педагогических исследований, связанных
с возрождением национальной просветительской мысли, рас
ширилась база первоисточников.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в

ее сущностном, системном и концептуальном аспекте. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:

требованиями общества, предъявляемыми к образованию в целом, и истории педагогической мысли в частности, и отсутствием исследований становления и развития образования и педагогической мысли татар в различные эпохи;

потребностями в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении содержания национально-регионального компонента высшего гуманитарно-педагогического образования и наличием пробелов в целостной цепи истории образования и педагогической мысли из-за неизученности гуманистической педагогической мысли татар в отдельные периоды развития общества;

в теоретическом обосновании становления и развития тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли в определенные периоды и отсутствием исследований проблемы на рубеже XVIII - XIX веков.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы направления развития гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII — начала XIX века».

Объектом исследования является художественно-дидактическое наследие татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века.

Предмет исследования: процесс развития гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца

XVIII - начала XIX века.

Цель исследования: на основе педагогического анализа художественно-дидактических произведений поэтов и писателей конца XVIII - начала XIX века выявить направления развития гуманистической педагогической мысли.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть историко-политические и социально-
педагогические предпосылки развития гуманистической педа
гогической мысли конца XVIII — начала XIX века.

2. Определить основные направления гуманистической
педагогической мысли конца XVIII - начала XIX века.

3. Раскрыть гуманистический воспитательный потенциал
педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала

XIX века, ведущим среди которых является Г.Утыз-Имяни.

4. Разработать содержание спецкурса по национально-
региональному компоненту, изучаемого студентами гумани
тарно-педагогических вузов.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что — главным или второстепенным; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий пол-

ноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; исторический подход, требующий конкретности и доказательств.

Методологической и теоретической основой исследования развития гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века явились теории лично-стно деятельностного подхода к воспитанию (М.А. Викулина, В.Г. Закирова, А.Г. Козлова, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сластенин, Р.А. Фахрутдинова, И.Ф. Харламов, А.Н. Хузиахметов, Н.Е. Щуркова), воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, Т.В. Цырлина и др.), дидактические концепции формирования личности (Н.М. Борытко, Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, И.Т. Гайсин, Е.Н. Дмитриева, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, СМ. Маркова, М.И. Махмутов, И.В. Павлов, М.Н. Скаткин, Ч.М. Харисова, Ф.Ф. Харисов, А.А. Червова и др.), формирования гуманистического мировоззрения (В.И. Баймурзина, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова и др.).

В освещении проблемы использовались также концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский, Г.А. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Д.И. Ла-тышина, Я.И. Ханбиков).

Исследование развития гуманистической педагогической

мысли просветителями конца XVIII - начала XIX века выполнялось с опорой на теоретические разработки по истории, педагогики, филологии и философии таких ученых, как Р.Ш. Маликов, Х.Ю. Миннегулов, М.А. Усманов, A.M. Шарипов, А.Н. Юзеев и др.

Источниковедческой базой исследования послужили прежде всего художественно-дидактические сочинения татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века; материалы татарского устного народного творчества; отечественная и зарубежная художественно-дидактическая, педагогическая, философская, историческая литература по исследуемой проблеме; материалы педагогической и общественной периодики.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: исторический, который позволил проследить тенденции развития татарской гуманистической педагогической мысли исследуемого периода; теоретический анализ и синтез; индукции и дедукции; изучение литературы: трудов по вопросам развития общественной мысли в целом и гуманистической педагогической - в частности, общих и специальных работ по философии, филологии, истории, педагогики, а также историко-педагогических работ и документов и др.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, социологической, исторической литературы, идей национального образования и татарской гуманистической педагогической мысли, а также содержания национально-регионального компонента образования в гуманитарно-педагогических вузах Республики Татарстан.

Второй этап (2002-2003 гг.) состоял в сущностном изучении процесса становления и развития образования и педагогической мысли татар в целом, гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века в частности.

Третий этап (2004-2005 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Раскрыты и обоснованы историко-политические и социально-педагогические предпосылки и условия развития гуманистической педагогической мысли просветителей конца XVIII - начала XIX века, важнейшими среди которых являются переход от феодальных отношений к капиталистическому способу производства, что потребовало роста грамотности населения; колониальная политика царского правительства по отношению к нерусскому населению Российского государства, которая способствовала большему сплочению мусульман вокруг идей ислама; разрешение на строительство мечетей в Казанском крае в конце XIX века в целях погашения все больше усиливающихся народных волнений, что дало повод для открытия медресе и школ, в теории и практике которых зарождалась гуманистическая педагогическая мысль и др.

  2. Определены основные направления гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII -начала XIX века, в частности, наиболее крупного поэта Г.Утыз-Имяни, главными среди которых являются призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике; развитие ума; совершенствование нравственности

с опорой на учения ислама, соблюдение которых устранит имеющиеся многочисленные человеческие пороки, что приведет к оздоровлению общества; признание величия и мощи женщины в обществе и семье и т.д.

3. Разработан научный прогноз возможностей использования гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века в педагогической практике современных образовательных учреждений, в частности, в процессе гуманизации и демократизации содержания образования и межличностных взаимоотношений, основанные на законности, гласности и открытости системы образования; комплексного воспитания в личности гуманных качеств, совершенствования ее нравственности; патриотического, интернационального и толерантного воспитания молодого поколения; уважительного отношения и любви к историческому прошлому своего народа, его духовным ценностям; активного внедрения этнопедагогики, прогрессивных гуманистических идей ислама в учебно-воспитательный процесс; повышения роли семьи и родителей в гуманистическом воспитании молодежи.

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что:

обоснована обусловленность гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века историко-политическими и социально-педагогическими условиями своей эпохи;

определены роль и место Востока и ислама в развитии гуманистической педагогической мысли просветителями исследуемого периода;

выдвинуто положение о том, что в современном учеб-

но-воспитательном процессе необходимо использовать гуманистическую педагогическую мысль татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века в комплексе с передовыми положительными воспитательными идеями ислама.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработан один из разделов содержания спецкурса по национально-региональному компоненту, который изучается студентами гуманитарно-педагогических вузов;

качественно обогащено содержание курса «История образования и педагогической мысли» материалом национально-регионального содержания;

результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла с целью организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях передовой педагогической мысли просветителей конца XVIII — начала XIX века.

На защиту выносятся:

  1. Обусловленность развития гуманистической педагогической мысли татарских просветителей историко-политическими предпосылками и социально-педагогическими условиями конца XVIII - начала XIX века.

  2. Анализ содержания и направления гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII — начала XIX века.

3.Научный прогноз возможностей использования гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII - начала XIX века в педагогической практике современных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, историко-педагогических, литературоведческих исследований, целенаправленным анализом гуманистической педагогической мысли татарских просветителей конца XVIII — начала XIX века, научной апробацией основных идей и полученных результатов на практике вузовского преподавания, использованием их в научных трудах автора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе пропаганды разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализа и обсуждения результатов исследования в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по истории образования и педагогической мысли студентам Набережночелнинского государственного педагогического института, а также в группах дистанционного обучения в городах Нижнекамск, Ленино-горск, Бугульма, Чистополь, Мензелинск. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на итоговых научных конференциях аспирантов, молодых ученых и профессорско-преподавательского состава Набережночелнинского государственного педагогического института (1999— 2005 гг.). Основные положения исследования получили отражение в методических пособиях, статьях, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов в гг. Москва-Чебоксары, Нижний Новгород, Казань, а также материалах Всероссийской научно-практической конференции.

Социально-педагогические предпосылки становления гуманистической педагогической мысли в конце XVIII - начале XIX века

Падение Казанского ханства в 1552 году и последовавшее за ним завоевание Московской Русью обширных тюркских пространств между Волгой и Уралом стало поворотным пунктом в исторических судьбах тюркских народов этого региона. Ликвидация государственности, ее общественно-политических институтов сопровождалась тотальным наступлением на духовные основы жизни тюрко-мусульман, в первую очередь, на ислам. Из господствующей государственной религии и идеологии в тюрко-татарских ханствах Волго-Уральского региона ислам превращается во враждебную для русско-православной государственности и беспощадно преследуемую силу. Задача искоренения ислама в крае и христианизации его населения возводится в ранг государственной политики. Религиозная терпимость и прагматическое отношение к различным конфессиям со стороны бывших мусульманских правителей завоеванных стран сменяется миссионерской теорией и практикой насильственной христианизацией «инородцев», распространения православного «света истины» среди прозябающих во мраке неверия «басурман» и язычников.

После завоевания Казанского ханства ислам из государственнои религии превращается в преследуемую. Царским правительством проводится политика насильственной христианизации татарского населения. В 1555 году в Казани учреждается особая епархия во главе с архиепископом Гурием, задачей которой и являлось крещение татар, чувашей, мари и других народов края. Во многих татарских деревнях были разрушены мечети, разогнаны муллы. Мусульманское духовенство было разорено, но не сломлено.

Естественной реакцией на эту идеологию и практику стало усиление религиозного начала в жизни татар-мусульман как духовного фактора сохранения своей самобытности и идеологии национально-освободительной борьбы против колонизаторов (Очерки истории..., 2000, 82). Татары, как правило, отказывались креститься. Если в XVI в. миссионерам удалось создать более или менее значительные группы крещеных татар, то впоследствии новокрещеные быстро вернулись к исламу, а вместе с ними и часть окрестившихся ранее.

С разрушением государственности у татар пропали ее различные инфраструктуры: военные, политические, идеологические. Несмотря на то, что после 1552 года ислам перестал существовать как государственная религия, его идеология сохранилась в форме индивидуальной практики, которую регламентировали муллы, выбираемые общинами татар. При этом роль религии, по сравнению с предыдущим этапом, возросла. Поскольку ислам культивировался в форме индивидуальной практики, столько создалась благоприятная почва для культивации суфизма. В этот период ислам выполняет «охранительную» функцию для татарского народа. С помощью ислама татарам удается сохранить себя как этнос и не раствориться в массе христианского, русского народа (Юзеев, 2001, 59-60). Именно поэтому татарские просветители конца XVIII - начала XIX века в трактовке своего гуманистического мировоззрения опирались на исламские каноны.

В истории духовной культуры татарского народа творчество, дидактические произведения и деятельность просветителей конца XVIII - начала XIX в. занимает особое место. Они в своих произведениях отразили противоречия и особенности сложного переходного периода двух половин разных веков одновременно. Этот период характеризуется переходом духовности татар от старого к новому, застоя к смелым действиям, религиозности к светскому.

В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. Эти изменения объясняются процессом разложения феодализма и началом капиталистических отношений, что заложено еще в XVII веке.

XVIII век в России считается временем переворота и перелома. Подводные течения опрокинули устои Московского царства, но общественный строй и форма правления остались прежними. Другими стали культура, язык и мышление, появился невиданный ранее уклад жизни. В этот период обновились календарь и алфавит, школа и обучение, идеалы и ценности и др.

Реформы, начатые Петром I и продолженные его приемниками, касались в основном техники, культуры и быта. Они не меняли существующий общественный строй. Новые идеи и учреждения приходили в дисбаланс с полунатуральным хозяйством и крепостным правом, феодальными отношениями в деревне. Петровские преобразования требовали своего логического завершения: отмены крепостного права, наделения крестьян землей. Но в XVIII веке это было невозможно: крепостное сельское хозяйство еще вполне удовлетворяло своей производительностью помещиков, крепостные и казенные мануфактуры давали необходимое стране количество ткани и металла.

Эпоха Петра I была противоречивой по своему влиянию на общественную жизнь Казанского края. Усиление колониального и социального гнета, крайне обременительные дополнительные налоги и повинности, связанные с огромными расходами на завоевательные войны, строительство городов и крепостей явились причиной мощного восстания татар и башкир в начале XVIII в. (Алдар-Хусюмовское восстание). С другой стороны, петровские реформы, направленные на европеизацию феодально-боярской России, повлекли за собой новые веяния в татарской культуре и общественной мысли. Среди мусульмански образованной прослойки усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. В сферу политической мысли проникают идеи просвещенного абсолютизма, что заметно из содержания обширного письма вожака народного восстания 1755 г. Батырши (Габдуллы Алиева) царице Елизавете Петровне, написанного в тюрьме. Подробно описывая произвол, жестокость, издевательства царской администрации и помещиков по отношению к простому народу, Батырша видит спасение в законности, олицетворяемой разумным, справедливым, милосердным царем. Правда, он сам не очень-то верит в возможность реализации этой идеи в условиях царской России - он понимает, как велика дистанция между монархом и его подданными. «Царь, может, и справедлив,- с горечью замечает в своем письме Габдулла Алиев,- да только какой нам прок от такой справедливости, которая до нас не доходит?» (История татарской литературы, т.1, 1984, 415).

В более широком плане ставит проблему справедливого общественного устройства другой идеолог национально-освободительного движения в Закамье мулла Мурад, который вскоре после подавления восстания Батырши предпринял попытку вновь поднять народ на борьбу с самодержавием под знаменем возрождения татаро-булгарской государственности. Залог уничтожения несправедливости и зла во всемирном масштабе он видит в объединении освободительной борьбы всех народов мира, своего рода идее «мировой революции». Идеологической же основой этого объединения, по мысли Му-рада, должна стать новая мировая религия, созданная на основе синтеза всего самого ценного и мудрого, сосредоточенного в традиционных религиях, их священных книгах. Во главе обновленной державы, объединяющей все народы мира, должен стоять просвещенный монарх наподобие Александра Македонского - хрестоматийного символа справедливой власти в социальных утопиях средневековья. Но, в отличие от последних, просвещенный монарх муллы Мурада ограничен в своей власти рамками закона, основанного на «божественных книгах» (Проблема преемственности..., 1985, 35-36).

Просветительская деятельность татарских мыслителей конца XVIII - начала XIX века и их роль в развитии гуманистической педагогической мысли

Исследованием творчества и деятельности просветителей конца XVIII - начала XIX века в различных аспектах занимались многие ученые. Среди них следует отметить докторов филологических наук, профессоров Х.Ю. Миннегулова, A.M. Шарипова, доктора исторических наук, академика М.А. Усма-нова, доктора философских наук, профессора А.Н. Юзеева, филологов и текстологов Ш.Ш. Абилова, М.И. Ахметзянова, Г.Б. Хусаинова, Н.Ф. Исмагилова, М.В. Гайнетдинова и др. К сожалению, никто из педагогов до сих пор не обращал особого внимания на специальное диссертационное исследование данного периода развития гуманистической педагогической мысли, хотя, почти во всех без исключения, имеющихся исследованиях отмечается, что художественные произведения данного периода носят дидактических характер, а сами поэты являются крупнейшими просветителями не только своего времени, но и последующих периодов, так как произведения продолжали выполнять свою просветительскую функцию даже после кончины их авторов.

О татарском поэте XVIII века Габдессялям стало известно широкой общественности лишь после 1979 года, когда нашелся его сборник стихотворений во время экспедиции. О нем и его стихотворениях имеются определенные сведения в работах Ш.Марджани, Р.Фахретдинова, М.И. Ахметзянова. В них сообщается, что Габдессялям сын Уразмухаммеда сын

Кулмухаммеда сын Кочуры родился в селе Менгер Казанского уезда (ныне Арский район, село Большие Менгеры). До 1746 года он преподавал в соседнем селе Ташкичу. После переезда в село Сагид - Каргалы Оренбурга возглавлял ряд медресе. Тогда ему было около сорока шести лет.

В свое время стихотворения поэта были широко распространены среди народа и учащейся молодежи, ими интересовался и поэт Т.Р. Державин.

Как пишется в стихотворениях, он творил в середине XVIII века. Иногда к себе он обращается как «Габдуш». Поэзия Габдессялям отличается тем, что в ней основное место занимает любовная, общественная и религиозная тематика. У предыдущих поэтов он унаследовал тенденцию сближения литературы с жизнью и развивал это направление. Тематика любви в стихотворениях поэта основывается на реальных сюжетах, он широко использует выразительные средства, используемые в традиционных произведениях и устном народном творчестве:

Черноглазый цветок нарказа, Полнолунием сияет личико. Никогда не забудется Твое сладкое слово. Вслед долго я смотрел, Как ты удалялась от дома. День болею, день здоров Умираю от любви к тебе. (Нэркэс кара кузлэруц, Тулган ай тик йезлэруц. Ьич куцлумдин китмэйдур Бал-шэкэр тик сузлэруц. Чыгып китдуц йортуцдин, Карап калдум артуцдин. Бер кен хэстэ, бер кен сау, Улэ яздым дэртецдин...) Как заметно из этих строк, героиней любовной поэзии Габдессялям является не красавица из мифических легенд, не восточная красавица и не девушка из рая, а реальная земная, находящаяся рядом с поэтом женщина.

В другом стихотворении поэт описывает такую народную традицию тюркских народов, как калым, который дарится женихом родителям невесты. Поэт пишет, что целью жениха является подарить калым и любить девушку, а если не дарить, то следует стыдиться народа (Мал вируб - йарым димэк шул-дыр морад, / Мал вирмэй - йарым димэк, халкдин ойат). Таким образом, поэт наставляет придерживаться народных традиций и обычаев во всем. Жизненность и освещение земных проблем является характерной чертой поэзии Габдессялям.

В своих любовных стихотворениях поэт пропагандирует верность, крепкую дружбу между влюбленными: Шумно журчит ручеек, Любимая - красный цветок. Вдруг подружусь с другой Возьми нож, меня убей. Пойду мило по тропинке Гостинцы тебе в моей руке. Получил весть от любимой Зовет к себе меня скорей... (Су акар гелдур-гелдур, Сэугэнем кызыл гелдур. Сэндин узгэне дуст тотсам, Пычак ал, бэни улдур. Барурым йулым имеш, Иаулыгым тулы йимеш. Иарымдан хэбэр килмеш, Тормасын, йитсен димеш...) Подобная верность наставляется во многих других стихотворениях поэта. Его и отличает от других поэтов реалистическое воспевание земной красоты любимой девушки. Как отметил М.И. Ахметзянов, это показывает усиление реалистических тенденций в татарской поэзии (История татарской литературы, 1984, т. 1,407).

Габдессялям в своем творчестве опирается на татарское устное народное творчество и использует много эпитетов, встречающихся в фольклоре, например, цветочное личико (гол йезец), жемчужные зубы (энже тешлэр), черные глаза, как цветок наркас (нэркэс кара кузлэр), волосы подобно сюнбюль (сенбел сачлэр), сахарно-медовая речь (бал-шикэр тик сузлэр). Литературные параллели с фольклором встречаются у Габдессялям во многих произведениях. Он, как и другие предшественники, за основу своего творчества берет именно татарское устное народное творчество, например, у Габдессялям:

Твоим бровям и глазам, Тебе сто тысяч золотых. Даже душу я отдам Твоим сладостным словам. (Кашыц берлэн кузуцэ, Иез мец алтун узуцэ. Ж аным фида кыларум Бер кэлимэ сузуцэ.) В народной песне: Брошу золото и жемчуг, По пятам тебе вослед. Богатство и душу отдам Твоим сладостным словам. (Алтын алыйм, гэуьэр салыйм, Даныем баскан эзенэ, Малым тугел, ждным фида Бер кэлимэ сузецэ.) Большое воспитательное значение имеют и эпизоды встречи двух молодых влюбленных пар. Это поэт описывает следующим образом: Соскучился я по тебе, Много хочу сказать тебе. Увидел лицо - заплакал, Не смог удержать себя. Иди милая скорей, Расчешу волосы быстрей. Наступления полночь жду, Приду к окошке твоему. Окно комнаты из стекла, Боюсь открыть - услышит кто. Чтоб обмолвить слово, Стыдится личико мое. (Сагынуб кэлдем бэн узум, Аулак булса, куб сузум. Иезец курдум йыгладум, Тыйыла алмадум узум. Кэлче бире, йарыйым, Сачкенэцне тарыйым. Тен уртасы булганда, Каткунаца барыйым. Иан тэрззэц пыйала, Ачсам кеше тойа ла. Эйтур сузум бигук куб, Берук йозум ойала...) В этом стихотворении поэт раскрывает жизнь и быт татарского народа XVIII века. Как заметно по сюжету, молодые влюбленные отличаются от современной молодежи высокой нравственностью, чистотой помыслов, стыдливостью, что не скажешь о нынешнем поколении. Поэтому в стихотворениях Габдессялям есть чему поучиться.

Гуманистические просветительские взгляды Г.Утыз-Имяни в художественно-дидактических произведениях

Одним из крупных просветителей конца XVIII - начала XIX века является Габдрахим Утыз-Имяни. Еще в 1792 году он отметил, что его просветительская деятельность, умения и знания принесут большую пользу для народа (Белгэнемне сейлэдем картлар ьэм яшьлэргэ файда булсын очен, / Гыйлем-нец тэмамын ьич кеше белмэс, и саф энже).

В поэме «Дары эпохи» («Замана булэклэре») Г.Утыз-Имяни поэтически заметил, что в саду просвещения он собрал плоды, отобрал из них самых достойных, добился больших успехов в деле дарения этих плодов другим людям, то есть поэт открыто заявляет о своей просветительской деятельности среди населения. Плоды просвещения принесли самому автору просвет, что помогло ему хоть немножко очиститься от грязи невежества (Мэгариф бакчасыннан ждмешлэр жьшдым, / Мэсьэлэлэрнец игътибарга лаегын эзлэдем. / Аларны сайлап алып тараттым, / Бу эштэ куп уцышларга ирештем. / Гыйлем белэн шегыльлэнудэн нурым артты. / Наданлык тузаны-пычрагы беркадэр бетте).

Во введении поэмы «Важные признаки эпохи» («Заман-ныц меьим билгелэре») Г.Утыз-Имяни пишет, что у него есть, что сказать читателю и проявляет надежду на взаимопонимание. Просветитель наставляет вникать в сказанное им и придерживаться во всем его наставлений (Моныц соцында угыл-кызга, туганнарга / Угет эйтэм, сагынып ул ходага. / Минем сезгэ бераз эйтер сузем бар, / Сейлэсэм, шаять, суземне тыц-лаучы булырсыз... / Илаьым ярдэмен бирсэ, мэгънэлэрен ачып салырмын, / Ярарлык сузлэремне сез тотып калыгыз. / Яшэу гыйлеменнэн бераз урнэк бирим, / Нэфескэ, кунел телэгенэ баш имэгез. / Моннан ары нэрсэ дисэм, карап укыгыз, / Хуш сузлэремне узегезгэ юлдаш итегез).

В «Стихотворении Габдрахима Булгари» («Габдерэхим Болгари шигыре») поэт образно пишет, что результаты воспитания не заставят себя долго ждать. Правда, он не использует термин «тэрбия» («воспитание»), а вместо него употребляет характерный для своего времени термин «угет-нэсихэт» («наставление»). Так, если лучи наставления прикоснутся, то есть люди воспримут наставления, то у такого человека просветлеет душа, и он засияет, а если он далек от наставлений, то останется среди невежд:

К кому-то лучи прикоснутся наставления, То его душа просветлеет и засияет. Если он далек от сада наставления, То он останется в пустыне невежд. (Берэугэ угет-нэсихэт шэменец нуры тисэ, Аныц кунеле яктырыр ьэм нур белэн тулыр. Кеше угет-нэсихэт бакчасыннан ерак булса,

Наданлык даласында ул буш калыр.) Поэт-просветитель Г.Утыз-Имяни этим не останавливается, он подробно описывает, что значит «оставаться в пустыне тупых», и какой вред приносит обществу такая «пустота». В

частности, человеку не поможет никакое слово, хотя он и услышит сто, тысячи добрых вестей (Ярдэм итмэс аца ьичбер гыйбарэт, / Гэрчэ ишеткэн булса да йез-мец яхшы хэбэр). Бесполезно ему читать Тору и Евангелию, а также привести доказательства из Корана, превознесенного небесами (Укысац да колагына Тэурат ьэм Инждл, / Куктэн ицгэн Коръэннэн дэлил китерсэц дэ). Не помогут ему наставления на примере хадисов пророка Мухаммеда, а также рассказы об их жизни; он не обратит внимание на сладостные слова, а, наоборот, начнет оскорблять самого наставляющего (Пэйгамбэрлэр хэдислэреннэн бик куп искиткеч / Тирэн мэгънэлелэрен сайлап, / Тукысац да колагына серлэр якутын / Ьэм сейлэп бирсэц дэ аца изгелэрнец гадэтлэрен, / Карамас ул синец татлы сузецэ, / Бэлки синец узецне хурлар).

Вредность человека, неподдающегося наставлениям, на этом не заканчивается. Такой человек, как бешеная собака, укусит за ноги; если дать отпор, то не достанет его и палка (Ко-тырган эт кебек тешлэр ике аягыцны, / Сугыйм дисэц, аца таягыц житмэс). Самое плохое заключается в том, что в обществе подобных ему людей большинство и они готовы прийти на помощь, а жизненно важные слова наставляющего погибнут (Ярдэмчелэр аца куп килеп чыгар, / Синец тереклек суы кебек сузлэрец улэр).

Грустно, что Г.Утыз-Имяни спасение от непросвещенного человека видит в бегстве (Ж ибэрмэ кадрецне, кач бу ке-шедэн, / Аныц узеннэн, кузеннэн ьэм эшеннэн). Взамен просветитель предлагает наставлять тех, кто сможет все это воспринимать (Сузец кемгэ сыйса, и яхшы кеше, / Шуца суз белэн хэлецнец ишеген ач), а если такового не найдется, то Г.Утыз 88

Имяни предлагает промолчать (Эгэр суз сейлэрго лаек кеше табылмаса, / Сузсез калып, телгэ тик тору меьерен сук).

Таким образом, в данном стихотворении Г.Утыз-Имяни образно раскрывает суть и внутренний мир двух противоположных друг другу людей - просвещенного и не желающего воспринимать чужие наставления. Грустно лишь то, если наставления не воспринимаются другим человеком, Г.Утыз-Имяни предлагает оставить этого человека в покое и просто промолчать, то есть занимать пассивную позицию в процессе воспитания.

В главе «О наставлении» («Угет биру турында») поэмы «Важные признаки эпохи» («Заманньщ меьим билгелэре») Г.Утыз-Имяни повторно возвращается к тому, что не желающих исправляться бесполезно наставлять, так как он будет ругать самого наставника с просьбой не учить. Таких людей просветитель называет «собакой» (Куцел салсам кешегэ бирмэ угет, / Ойрэтмэ син мине, дип, сугэр ул эт). Если у человека имеется хоть маленький кусочек веры, то он будет воспринимать наставления, а если не поддается наставлениям, то от него следует опасаться (Угет тыцлар - иманнан булса эсэр, / Колак салмас булса, син ацардан сак бул). В описании не желающих просвещаться Г.Утыз-Имяни нашел прекрасный эпитет — сравнивает их с черным камнем, грязь которого невозможно смыть (Юган белэн кара таш агармас, / Угет алмас кешелэр шуца ох-шаш). Человек не может отказаться от наставлений, если в состоянии подумать о Всевышнем. Такое положение он сравнивает с воском, который легко растаивает в огне (Балавыз утта су кебек эри, - / Угет алмасмы адэм, эгэр ул Алланы уйласа).

Представления Г.Утыз-Имяни о гуманизме личности

Гуманистические взгляды Г.Утыз-Имяни следует связать, прежде всего, с его религиозностью. В воспитании у своего читателя гуманистических качеств он умело использует исламские каноны. Так, в стихотворении «Мунаджат» («Менэжрт») поэт обращается с конкретными просьбами к Всевышнему. Условно стихотворение можно разделить на две половины, первая из которых посвящена религиозным просьбам, а вторая - мирским. Во всех четверостишиях он просит о четырех вещах. В первом - это рай (жэннэт), уважение (хермэт), яства (нигъмэт), верование (иман); во втором - воссоединение (кавышу), служители рая (вильдан, гыйльман), девушки в раю (хур кызлары); в третьем - знания (гыйлем), деятельность (гамэл), благоплучие (иминлек); в четверотом просит облечить участь на том свете при допросе, наказании, прохождении через мост «сыйрат», измерении совершенных положительных и отрицательных деяний; в пятом просит спасения вслед святых Ситдику, Фаруку, Хайдару и Гусману; в шестом просит не разлучать от священных книг Евангелии, Торы, Забура и Корана.

Такая просьба просветителя связана с тем, что прежде всего ислам требует от мусульманина, чтобы он обладал истинной верой в Аллаха, поддерживал с Ним прочную связь, постоянно понимал Его и уповал на Него, просил у Него помощи, искал средства достижения цели самостоятельно, но вместе с тем ощущал в глубине души, что он постоянно нуждается в силе, помощи и поддержке Аллаха, какие бы усилия ни прилагал он сам и к каким бы средствам ни прибегал (Али Аль-Хашими,2001, 11).

Во второй условной половине стихотворения Г.Утыз-Имяни перечисляет те отрицательные земные качества или деяния, от которых хочет избавиться в этой жизни и просит Всевышнего спасти от нищеты (фэкыйрьлек), становления должником (бурычлы булу), болезни (авыру), тюрьмы (зин-дан), религиозных деятелей - казия, муфтия, начальника, султана. Что касается отрицательных качеств, которых хочет избегать просветитель, то это распущенность (азгын), безбожье (диннэн язган), клевета (яла ягучы), дьявол (шайтан), донос-щик (элэкче), сплетник (гайбэтче), шпион (шымчы) и враг (дошман). В связи с этим поэт просит уберечь его четыре органа - голову, глаза, уши и язык, чтобы не совершали греховные действия. Это и есть те пороки, от которых просветитель хотел бы очистить общество.

В главе «Четвертая притча об унижении неимущего и некрасивого человека» («Малсыз ьэм ямьсез гарибнец кимсетелу хэллэре турындагы дуртенче мэкалэ») поэмы «Рассказ об удивительном случае» («Гажреп хэл турында хикэят») Г.Утыз-Имяни воспевает славу такому качеству, как терпиливость (са-бырлык). Сначала он описывает тяжелейшее положение ша-кирда, приехавшего в Бухару, чтобы получить знания, но не имеющего на это средств. Подобный шакирд не находит понимания и сочувствия в обществе, в таких случаях поэт наставляет терпеть:

Всевышний окажет лишь милость, В тот момент пригодится терпеливость. Многие мучения от нетерпения, Вплоть до упадка в беспамятстве. Потерпишь - не будет убытка, Говорят: «Терпение - ключ для отрады!» Вслед за муками радостей полно, Сбудутся мечты твои сполна. (Хактан башка берэу дэ сина шэфкать курсэтмэс, Кирэк булыр сица шул чакта сабырлык. Сабыр итэ алмый куп вакытлар ж,эфаланырсыц, Егылып ьушынны югалтырсыц. Сабыр итсэц, сица ьич чыгымы булмас, Эйттелэр: «Сабырлык - шатлык ачкычы ул!» Бу мэшэкатьлэр артыннан рэхэтлэр килер, Телэгэн максатларьщ эшкэ ашар.) В «Записке путешественника» («Читтэ йеруче язмасы») Г.Утыз-Имяни усиливает концепцию терпения. Сначала он описывает то, как пользовался авторитетом и уважением во время путешествия, но вдруг появился враг, в результате чего его посадили в тюрму. Во время прибывания в тюрме у него истекло всякое терпение (Барлык яраларга йорэк ничек тузсен, / Сабырныц барлык биналары ждмерелде. / Бар булган сабы-рым кулымнан китте, / Ботен омет иткэнем - мэрхэмэттер). Но поэт, хорошо знающий истинные качества мусульманина, понимает необходимость терпения. Этому качеству он посвящает отдельную главу «Четвертая глава о терпении» («Сабырлык турында дуртенче булек»). В этой главе он также воспевает славу терпеливости. Он наставляет, что люди, которые оказались в беде, должны все вытерпеть молча и согласиться с бедствием, так как его посылает Всевышний, чтобы испытать человека на терпеливость (Сабыр иту кирэк бэладэге кешегэ, / Риза булу кирэк Алланьщ биргэненэ. / Башьща мэшэкать килсэ, кутэр аны, / Туз-чыда, беркемгэ дэ итмэ фаш).

Для справок Г.Утыз-Имяни советует обратиться в Коран, где имеется об этом аят. Все люди достигнут совершенства, если Всевышний протянет руку помощи. Люди, вытерпевшие невзгоды, добились богатства на этом свете, а в загробной жизни они попали в вечный рай. Если люди наделены терепением, то они дождутся всепрощения Всевышнего, а если нет, то не смогут насладиться жизнью в раю (Кирэксэ, кара, Коръэндэ аяте дэ бар. / Хода насыйп итсэ ярдэм-шэфкатен, / Бар кешелэр ка-миллеккэ ирешерлэр. / Сабыр иткэн кешелэр байлык таптылар, / Милек булды аларга мэнгелек мелкэт. / Тэвэкэллэр куп жэфа-ларга тузделэр, / Башларына куп михнэтлэр тоште аларныц. / Шуньщ очен алар Алла рэхмэтен алды, / Мэнгелек жэннэт милкенэ ия булды. / Кеше куп мэшэкатьлэргэ тузсэ, / Ходадан гафу-рэхмэт насыйп булыр. / Ж эбер-авырлыкларга тузмэгэн кешегэ / Ж эннэт милке леш була алмас).

Терпеливость, по мнению Г.Утыз-Имяни, была уделом умных и святых, поэтому они добились совершенства и не пострадали, когда им было трудно (Шуньщ очен узлэренэ акыл-ны юлдаш иткэн / Барлык изге кешелэр сабыр булдылар. / Сабыр иткэн кеше камиллек табар, / Авырлыктан анд кимчелек килмэс).

Г.Утыз-Имяни убеждает читателя в том, что всяким бедствиям последуют благоденствия, что гарантируется Всевышним (Ьэр мэшэкатьтэн соц (Алла) рэхэт кылыр, / Ьэр генаьны рэхмэте белэн гафу итэр. / Ьэр михнэтнец соньшда рэхэте бар, / Шулай тэкъдир итте моны гафу итуче шаь). В пример поэт приводит жизнь Юсуфа и Зуляйхи из одноименной поэмы Кул Гали. Таких примеров страданий много, заключает просветитель, но все они благополучно справились с ним и достигли райского благоденствия (Заман эйлэнешендэ купме кешелэр / Дучар булдылар жэбер-михнэткэ. / Юкка чыкты алар естенэ тешкэн заман жэбере, / Ьэммэсенэ мэцгелек ож,мах рэхэте кил-де). Далее поэт философствует, что все быстротечно - и страдания и благоденствия проходят очень быстро (Бу донья михнэтлэре мэцгелек тугел, / Аньщ рэхэт-лэззэте дэ тотрыклы тугел. / Безнец естебездэ алар мэнге тормас, / Китэр бер кон, купме озак торса да).

Похожие диссертации на Развитие гуманистической педагогической мысли татарскими просветителями конца XVIII - начала XIX века