Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели Ростовцев, Николай Анатольевич

Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели
<
Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ростовцев, Николай Анатольевич. Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ростовцев Николай Анатольевич; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2010.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/162

Введение к работе

Актуальность темы. Представленная на защиту работа посвящена научному исследованию развития художественного образования в Нижегородской губернии на материале преподавания акварели и рисунка. Акварель и рисунок незаменимы в преподавании изобразительного искусства в различных формах образования детей, поскольку среди художественных материалов они выделяются своей доступностью и не требуют сложных специальных приспособлений.

Но для того, чтобы обучать этой «доступной» технике, педагог должен сам уверенно владеть навыками письма акварелью и рисунка, однако подготовка учителей в этой области является недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели и рисунку должно быть уделено более серьезное внимание.

В настоящее время в курсе живописи они часто играет второстепенную роль, становятся предварительным этапом к освоению масляной живописи.
Акварель занимает существенное место в творческой практике художников. Она привлекает художников своей мобильностью, импровизационностью, непосредственным контактом с жизнью.

Кроме проблем профессиональной подготовки художника-акварелиста, важнейшей и вечно актуальной проблемой педагогики искусства является воспитание зрителя. Чтобы воспринять и оценить достоинства произведения,
выполненного акварелью, зритель должен быть знаком с ее возможностями, проникнуться уважением к ней как средству художественного отражения мира.

Таким образом, исследование художественно-выразительных особенностей акварели как средства живописи и графики, научный анализ историко-педагогического опыта отечественной школы акварельной живописи и рисунка является весьма актуальным.

Степень изученности проблемы. Литературу, связанную с искусством акварельной живописи, можно условно разделить на несколько основных групп. Первую группу составляет историко-искусствоведческая литература. В ней преобладает рассмотрение истории развития акварели в общем художественном процессе.

Богатейшие традиции акварельной живописи в России XVIII - XIX веков и ее широкое распространение в конце XIX - начале XX века, сложность и противоречивость художественной жизни этого периода, борьба различных тенденций в искусстве нашли отражение в книге С.Г. Каплановой «Русская акварельная живопись конца XIX - начала XX века».

К этой же группе относится историко-искусствоведческая литература общего плана, в которой есть довольно ценные сведения по интересующим нас вопросам, но эти вопросы не были в фокусе внимания авторов и не являлись предметом специального исследования. Краткий обзор самых заметных линий истории русской акварели дан в труде А.А.Сидорова «Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX века)».

О заметной и полезной роли Общества русских акварелистов писал Г.Ю. Стернин, что свидетельствует о большом распространении этого вида искусства в художественной жизни России рубежа XIX — XX веков.

Не потеряла своего значения ставшая хрестоматийной книга Б.Р.Виппера "Введение в историческое изучение искусства". Интересно, что, использовав в названии своей книги слово "историческое", автор начинает свое исследование с пристального взгляда на возможности и особенности языка каждого вида искусства, его материалов, опираясь и на личный практический опыт.

В следующую группу работ можно выделить различные учебные пособия по обучению будущих акварелистов. Интерес к акварели как новому типу живописи в конце XVIII века выразился в издании огромного количества самоучителей и трудов по технике и искусству акварели.

В руководствах и самоучителях XIX века по обучению будущих акварелистов на первое место выдвинуты практический опыт и вопросы технического характера. Авторы в своем большинстве сами были акварелистами. Все это делает данный материал особо ценным, придает вес каждому найденному теоретическому открытию. К началу XXI века накопился новый художественный опыт, изменились некоторые используемые материалы, состав и названия красок, бумаги.

Обобщающий капитальный труд Н.Молевой и Э. Белютина «Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века» поднимает вопросы школы: воспитания, академического образования, значения личности художника-педагога, создания педагогической системы, способной сообщить художнику профессиональное мастерство, умение точно откликаться на потребности времени.

Учебные пособия второй половины XX века, опираясь на традиции предшественников, обращены к новому читателю. Целый ряд пособий был издан в 60-е годы XX века. Это «Живопись акварелью» В.А. Лепикаша, «Акварельная живопись» А.Кальнинга, «Искусство акварельной живописи»
В.А.Фельдмана, «Руководство к работе акварельными красками» Ю.Я. Порсина.

Учебное пособие "Техника акварельной живописи" П.П.Ревякина — одна из первых в XX веке попыток систематизации опыта в области акварели. Учебное пособие Г.Б.Смирнова и А.А. Унковского «Акварель» написано в 1976 году и предназначено помочь студентам-заочникам художественно-графических факультетов педагогических институтов самостоятельно изучить технику акварельной живописи в процессе выполнения домашних заданий в межсессионный период.

В Нижегородском художественном училище написаны "Методические рекомендации по дисциплине «Живопись» для учителей художественных школ», автор которых, диссертант Н.А. Ростовцев, не одно десятилетие преподает акварельную живопись и сам является мастером-акварелистом. Цель данной работы - дать практические рекомендации к составлению натюрмортов, изложить основные сведения о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для проведения занятий по акварельной живописи, описать различные акварельные техники применительно к выполнению натюрморта, считающегося начальной стадией изучения основ изобразительной грамоты.

Пособия конца 90-х годов XX в. отличаются хорошим качеством репродукций, но упрощенным способом изложения материала, нередко предназначающегося и для начинающих, и для студентов художественных вузов.

В особую группу можно выделить авторов, которые акцентировали свое внимание на технологических вопросах работы акварелью. Это: А.В. Виннер, В.Н. Тусев, А.Д.Кутузов, М.В. Фармаковский.

Художественно-мемуарная литература о художниках-акварелистах позволяет взглянуть на процесс создания акварельных произведений как бы изнутри, глазами самого мастера или его учеников. Это относится к воспоминаниям А. Т. Остроумовой-Лебедевой, А.А.Рылова, В.А. Милашевского, а также к материалам о К.И.Рудакове, А.С. Ведерникове и др. К сожалению, круг подобных изданий, невелик.

Проблемам формирования особенностей профессионального сознания художника-педагога посвящены исследования: В.В.Абрамовой, А.Д.Алехина, М.В. Дараган, Г.И. Земляковой, В.П. Мамугиной, Л.Б. Михаленко, С.А. Никитенкова, И.О.Осина, Р.В.Соколова, Б.А. Столярова, Т.А.Суховой, Е.Л.Толстых, Н.А.Яковлевой и др.

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих проблем, непосредственно касающихся темы исследования, недостаточно освещен вопрос о роли акварели в становлении профессиональных качеств художника-педагога, о развитии его творческого потенциала.

Таким образом, становится очевидной потребность в специальном развернутом исследовании преподавания акварели и рисунка как компонента подготовки художника в истории развития отечественной художественной школы на примере Нижегородской губернии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены сущностно-содержательные характеристики понятия «преподавание рисунка и акварели» в сфере образования как феномена историко-педагогического исследования;

- проанализировано возникновение и распространение искусства рисунка и акварели в Западной Европе и определить основные тенденции их преподавания в сфере западноевропейского образования в XIX- начале XX вв;

- выявлены специфика и основные особенности преподавания рисунка и акварели в системе отечественного образования;

- определены характерные черты распространения акварели и рисунка в сфере образования в Нижегородской губернии в XIX-начале XX веков и проанализированы историко-педагогические факторы, обусловившие особенности преподавания акварели и рисунка в области образования и просвещения в Нижегородской губернии, для чего потребовалось:

- проследить функционирование акварели и рисунка как компонента системы учебных дисциплин и заданий в художественных и художественно-педагогических учебных заведениях Нижнего Новгорода;

- изучить и обобщить неопубликованные архивные источники, характеризующие деятельность педагогов-художников сфере образования в Нижегородской губернии в XIX- начале XX вв.

Источниковая база исследования.

- Материалы, связанные с преподавательским составом, учебными планами и программами тех учебных заведений, в которых велось преподавание акварели (архивы Российской академии художеств, Государственное управление архивом Нижегородской области, а также архивы кафедр рисунка и живописи Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, архив Нижегородского государственного художественного музея).

- Интервью с преподавателями-акварелистами и преподавателями рисунка и живописи, посещение проводимых ими занятий, мемуарные воспоминания выпускников Нижегородского Художественного училища, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, в которых зафиксирован индивидуальный опыт ведения занятий известных педагогов-акварелистов, педагогов и рисунку и живописи.

Объект исследования — историко-педагогический процесс становления системы отечественного художественного образования на примере преподавания акварели и рисунка.

Предмет исследования — становление художественного образования в Нижегородской губернии на материале преподавания акварели и рисунка.

Целью диссертационного исследования является определение места и роли занятий акварелью и рисунком в развитии исторического опыта отечественной художественно-педагогической школы (на материале историко-педагогического опыта Нижегородской губернии).

Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:

  1. Существует культурно-исторически обусловленная взаимосвязь между этапом развития общества и состоянием образования, в частности, художественного образования.

  2. Развитие художественной практики в сфере образования в зарубежной традиции оказало существенное влияние на возникновение подобного явления в России, имея иную историко-педагогическую основу и пережив трансформацию применительно к специфике отечественной системы образования.

  3. Исследование историко-педагогических факторов, обусловивших специфику художественно-педагогической практики в сфере образования в Нижегородской губернии, определяет основные особенности ее становления, развития и функционирования в среде образовательных учреждений.

Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:

- определить исторические пути развития искусства акварели и рисунка как материала живописи и графики;

- исследовать выразительные возможности акварели и рисунка в системе художественного образования;

- выявить сущностно-содержательные характеристики понятия «преподавание рисунка и акварели» в сфере образования как феномена историко-педагогического исследования;

- проанализировать возникновение и распространение искусства рисунка и акварели в Западной Европе и определить основные тенденции их преподавания в сфере западноевропейского образования в XIX- начале XX вв;

- выявить специфику и основные особенности преподавания рисунка и акварели в системе отечественного образования;

- выявить характерные черты распространения акварели и рисунка в сфере образования в Нижегородской губернии в XIX-начале XX веков и проанализировать историко-педагогические факторы, обусловившие особенности преподавания акварели и рисунка в области образования и просвещения в Нижегородской губернии, для чего требуется:

- проследить функционирование акварели и рисунка как компонента системы учебных дисциплин и заданий в художественных и художественно-педагогических учебных заведениях Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии;

Методологическая основа исследования. Конкретная методология исследования опирается на комплекс методов историко-педагогического исследования: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, периодики, исторических документов, архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности; системный анализ, учитывающий государственно-политические, социальные, экономические, социо- и этнокультурные факторы; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, адекватных историко-педагогическому характеру исследования: теоретический, сравнительный и историко-типологический методы.

Историко-педагогический анализ проводился на основе проблемно-хронологического метода. Методологической основой исследования также стала система общенаучных принципов, среди которых ведущее место принадлежит принципам историзма, объективности, развития, системности и комплексности в процессе изучения и оценки выявляемых фактов.

Исследование опиралось на аксиологический и культурологический подходы к его осуществлению, основанные на выявлении тех ценностных ориентации, которые определили концепцию о месте и роли художественно-педагогической практики как компонентной составляющей в отечественном образовании рассматриваемого периода. Для достижения поставленной цели и решения обусловленных ею задач потребовалось обращение к ряду общенаучных исследовательских методов.

системный анализ стал общей основой для рассмотрения системы подготовки художника; предметный анализ позволил конкретизировать состав элементов и их взаимосвязи;

функциональный — выявить место и роль акварели и рисунка внутри этой системы. Становление акварели и рисунка в качестве самостоятельной области изобразительного искусства и предмета обучения прослеживается посредством исторического анализа.

Для определения особенностей преподавания акварели в художественно-педагогической школе были использованы интервьюирование и беседы, анализ мемуарных и архивных методических материалов, методических фондов, анализ инструктивно-методических документов.

Хронологические рамки работы определяются достаточно длительным временным периодом, (в первой главе исследования – начиная с эпохи Возрождения) но особого внимания в исследовании заслуживает историко-педагогическая ситуация в России в целом и в Нижегородском крае, в частности, в период с XIX - по начало XX века.

Наше проблемное историко-педагогическое исследование охватывает столь масштабный временной период, поскольку в этом случае можно проследить генезис, выявить тенденции развития изучаемого явления.

- Положения, выносимые на защиту

- В ходе историко-педагогического исследования выявлено, что рисование как дисциплина, обучающая рисунку и живописи, возникла на Руси давно, еще на заре принятия христианства. Иконы, фрески, рукописные книги XI века поражают современников красотой и изысканностью. В первой половине XVIII века в России получали специальное художественное образование в основном в частных мастерских или за границей. В 1711 году была открыта Рисовальная школа при Петербургской типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры.

- Определено, что крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая «живописная команда» при «Канцелярии от строений». В ней работали и учились многие известные мастера живописи – И.Я. Вишняков, А.М. Матвеев и другие. Впервые в начале XVIII века в Российских учебных заведениях дисциплина рисование - обязательный предмет в процессе обучения.

- сделаны выводы о том, что Российская Академия художеств во второй половины XVIII – первой половины XIX века была одной из сильнейших школ Европы, где была создана последовательная система художественного образования и воспитания, с определившейся методикой обучения рисунку, над которой работали такие художники-педагоги Академии художеств, как В.К. Шебуев и А.П. Лосенко.

- Специфика художественно-педагогического образования в России конца XVIII и начала XIX веков проявилась в появлении провинциальных художественных школ. Так, например, в конце XVIII века в городе Нижнем Новгороде академик Академии художеств П. А. Веденецкий открыл первую частную школу (студию) в России. В 1802 году в городе Арзамасе Нижегородской губернии другой академик Академии художеств, А. В. Ступин, организовал первую русскую провинциальную школу живописи, где могли обучаться дети крепостных. Эта частная школа была признана и одобрена Академией художеств и Обществом поощрения художников города Санкт-Петербурга.

- Традиции нижегородской школы акварельной живописи представляют собой целостное художественно-педагогическое явление. Но какая бы провинциальная школа не возникала, в пример всегда бралась или подразумевалась Академия художеств и ее система образования и воспитания, поэтому можно говорить о нижегородской художественно-педагогической школе как наследнице общеевропейских и общероссийских художественно-педагогических традиций.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования:

Исследование способствует историко-педагогическому анализу роли и места художественной образовательной практики в системе российского образования. Обоснованность и достоверность исследования определяются общим методологическим подходом к изучению проблемы, достаточной надежностью выбранных методов исследования, многообразием использованных источников; построены на достаточно достоверных, проверяемых данных и фактах, обоснованы анализом фактического материала, критическим соотнесением различных литературных источников и научных исследований.

Использованные архивные документы содержат различную по полноте и степени достоверности информацию, что позволило в достаточной степени полноценно изложить особенности и научно-методические принципы.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования направлены на понимание и осмысление исторических корней и теоретических основ художественной практики в сфере образования, что оказывается совершенно необходимым в современных условиях, для лучшего понимания и осмысления этого масштабного явления в истории педагогики и образования;

В работе обобщены и проанализированы неопубликованные архивные источники, способствовавшие выявлению основных историко-педагогических факторов, обусловивших специфику и основные особенности практики в сфере образования в Нижегородской губернии.

Результаты исследования может быть использованы в высших и средних художественно-педагогических учебных заведениях в курсе живописи, пленэрной практики, в курсах, связанных с преподаванием истории методов обучения изобразительному искусству, а также в практической творческой работе художников-акварелистов.

Достоверность и обоснованность научных выводов обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями; применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта; привлечением широкого круга документальных и архивных источников.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап – 2007-2008 гг.: изучение историко-педагогической, психолого-педагогической и другой научной литературы по проблеме исследования; выяснение актуальности и степени разработанности проблемы, определение направления исследовательского поиска.

Второй этап - 2008-2009 гг.: изучение научной периодической печати, архивных документов и т.д.; определение на основе анализа, систематизации, индукции и дедукции методологических основ и структуры исследования; разработка и обоснование основных положений исследования.

Третий этап - 2009-2010 гг.: систематизация и обобщение полученных в ходе исследования материалов; внесение уточнений и дополнений; редактирование и оформление кандидатской диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 7-ми публикациях, а также в методическом пособии автора диссертации.

Отдельные положения диссертации были апробированы автором при проведении практических занятий, озвучены на различных межвузовских, региональных и всероссийских конференциях.

Материалы исследования были использованы для проведения занятий со студентами НХУ по выполнению акварельного натюрморта. Текст диссертации обсуждался на теоретических семинарах и заседаниях кафедры культурологии Гуманитарно-художественного института ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

По материалам исследования были сделаны доклады на научно-практических конференциях и опубликованы статьи в журналах и сборниках статей, а также разработаны и практически апробированы методические рекомендации художественно-педагогической направленности.

Похожие диссертации на Развитие художественного образования в Нижегородской губернии : на материале изучения рисунка и акварели