Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Шульпина Любовь Николаевна

Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования
<
Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шульпина Любовь Николаевна. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Б. м., Б. г. - 142 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творческая активность детей в образовательном процессе как педагогическая проблема 14

1.1. Сущность творческой активности детей 14

1.2. Возможности дополнительного образования в развитии творческой активности личности 38

Глава 2. Педагогические условия развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования 55

2.1. Состояние развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования 55

2.2. Характеристика и реализация педагогических условий развития творческой активности детей в опытно-экспериментальной работе 72

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности детей в системе дополнительного образования 109

Заключение 115

Библиография 119

Приложения 137

Введение к работе

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. Еще К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский и другие педагоги отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.

Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей.1

В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

Особое значение для развития личности имеют дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается фундамент личности, интенсивно

Здесь и далее под понятием "дети" имеются в виду дети младшего школьного возраста.

формируются социально значимые качества, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Исследованием этих проблем занимались: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, А.Е.Дмитриев, С.П.Баранов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.В.Зворыгина, Л.Ф.Обухова, А.И.Савенков, Л.С.Славина, В.А.Сухомлинский, С.Л.Новоселова.

Задача творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать имеющие богатый опыт работы в нашей стране дополнительное (внешкольное) образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности ребенка. Естественно, что сама история развития и становления этого образования дает очень много материала для его совершенствования. В работах современных исследователей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, М.Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей. Вместе с тем остался целый ряд нерешенных вопросов: место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе непрерывного образования; основные направления дополнительного образования детей и их развитие в образовательных учреждениях всех типов и видов; влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение.

Как показывает практика, реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы развития творческой активности личности ребенка, его самоопределения. Возникает ряд противоречий между:

возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной

педагогической работы, обеспечивающей этот процесс; массовой системой образования и индивидуальным характером процесса развития творческой активности ребенка; объективной необходимостью инновационных и интеграционных процессов в образовательной сфере и отсутствием подготовленных к этой деятельности педагогических кадров;

имеющимся опытом многолетней работы в данном направлении и

отсутствием научно-обоснованных механизмов использования его в

массовой практической деятельности.

Разрешению этих противоречий может способствовать дополнительное

образование детей. Имея основной целью создание педагогических условий для

самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное

образование является для ребенка специфической средой, важной как для его

творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для

самоопределения (Е.В.Бондаревская, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский,

О.С.Газман, В.В.Давыдов, В.А.Караковский, М.Б.Коваль, Д.И.Латышина.

А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, С.Д.Поляков и другие). Вместе с

тем современное состояние образования порождает еще одно противоречие:

между необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в

интересах развития личности ребенка и недооценкой роли педагога.

Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и общие концептуальные подходы. Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков,

И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.А. Петровский, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и другие).

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

обеспечивать непрерывность образования;

развивать в полной мере технологии и идеи личностъо-ориентированного образования;

осуществлять программы социально-психологической адаптации;

проводить профориентацию;

развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему.

Во-первых, как показывают статистические данные, предоставленные МО РФ, в учреждениях дополнительного образования России занимается значительное число детей и подростков (до 60% от общего числа школьников).

Во-вторых, материалы исследования свидетельствуют о том, что потребность детей в реализации своих интересов не удовлетворяется в полной мере семьей и школой. Учреждения дополнительного образования, предоставляя ребенку возможность активного участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром, могут и должны стать полноценными факторами реализации детских интересов.

В-третьих, учреждения дополнительного образования, располагая квалифицированными кадрами и материальной базой, способны не только удовлетворять, но и развивать потребности и интересы ребенка.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до настоящего времени не проводилось специальных исследований по развитию творческой активности детей в процессе дополнительного образования. Малоисследованными остаются проблемы специальных педагогических условий и особенностей развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: "Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования".

Проблема данного исследования: Каковы педагогические условия развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования?

Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие творческой активности младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития творческой активности ребенка при наличии соответствующих педагогических условий:

создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими

направлений своей деятельности;

ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого
ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая
благодаря специальному отбору форм и методов работы;
подбор педагогов, обладающих творческими способностями, и умением
направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде
деятельности;
^ - обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка,

выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Выявить сущность, содержание и структуру творческой активности
детей.

  1. Раскрыть возможности развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования.

  2. Выявить педагогические условия, способствующие развитию творческой активности в процессе дополнительного образования.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенных
педагогических условий для развития активности детей в процессе
дополнительного образования.

5. Разработать научно-методические рекомендации для педагогов
дополнительного образования по развитию творческой активности детей.

Методологическую основу исследования составляют: психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека как субъек:пе деятельности и отношений (Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский,

В.Д.Шадриков и др.), о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко и др.); теории развития личности (А.Г.Асмолов, А.В.Петровский, И.И.Резвицкий, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.); психолого-педагогические исследования в области становления личности и процессов самоопределения ребенка (А.А.Бодалев, Ю.П.Ветров, У.Глассер, В.С.Ильин, Е.А.Климов, И.С.Кон, Е.И.Маликина, А.В.Мудрик, Г.П.Ников, В.Ф.Сафин, В.Франкл, Г.И.Щукина и др.).

Общепедагогическим фундаментом работы явились положения теории воспитательных систем (Ю.К.Бабанский, И.Ф.Гербарт, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, К.Д.Ушинский и др.); методологические принципы педагогического исследования (Ф.Д.Ботвинников, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, В.М.Полонский, М.Н.Скаткин и др.), современные концепции развития дополнительного образования детей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, М.Б.Коваль, Д.И.Латышина, А.И.Щетинская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретические -теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, ретроспективный анализ; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, анализ научной психолого-педагогической литературы и педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей; эксперимент, а также методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования: изучение опыта формирования творческой активности детей в системе дополнительного образования, определение сформированности творческой активности, реализация педагогических условий осуществлялись на базе Домов детского творчества № 1 и 2, Дворца детского творчества г. Пензы, средних школ № 57, 63, 68, 74.

Основные этапы исследования: Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996 - 1998) - поисковый. Изучение философской, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровней сформированности у детей творческой активности. Разработка научного аппарата исследования.

Второй этап (1998 - 2000) - опытно-экспериментальный. Уточнение гипотезы. Проведение формирующего эксперимента, использование педагогических условий в процессе развития творческой активности детей,

Третий этап (2000 - 2001) - обобщающий. Завершение формирующего эксперимента. Коррекция, систематизация и обобщение его результатов. Апробация основных идей и положений исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые раскрыта сущность, определены содержание и структура творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования; выявлены компоненты творческой активности и определены уровни ее развития. Определены, обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования, выявлены компоненты творческой активности и определены уровни ее развития. Определены, обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, необходимые для развития творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования (вариативность содержания образования, адекватный содержанию отбор форм и методов работы с детьми, творчество педагога дополнительного образования, позитивное отношение семьи к творчеству ребенка).

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены, экспериментально проверены и подтверждены в практике дополнительного образования педагогические условия развития творческой активности детей.

Разработанные в связи с этими условиями научно-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования внедрены в практику. Создана и прошла апробирование программа спецкурса "Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности детей" для студентов педагогического университета, педагогического колледжа, в которой нашли отражение теоретические выводы и рекомендации автора.

Результаты исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях при изучении курса педагогики.

Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом,
опирающимся на положения философии, психологии и педагогики о сущности и
роли творчества, концепцию развития личности; использованием методики,
адекватной предмету и задачам исследования; сочетанием качественного и
количественного анализа, репрезентативностью экспериментальных данных,
разнообразием исследовательских процедур и приемов, их

взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также статистическими методами обработки и анализа данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета; на Всероссийской научно-практической конференции "Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности" (Санкт-Петербург, 1998); на Всероссийской научно-практической конференции "Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке" (Москва, 2000).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие творческой активности детей в дополнительном образовании направлено на решение задач их подготовки к творчеству в сознательной жизнедеятельности и предполагает добровольное включение младших школьников во внеурочное время в художественно-эстетические, физкультурно-оздоровительные, эколого-биологические, туристические или технические занятия и получение в них продуктивных результатов.

  2. Структура творческой активности младшего школьника состоит из мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов; на их развитие направлено педагогическое руководство детьми в процессе дополнительного образования, и наличие их обеспечивает успех деятельности младших школьников.

  3. Педагогическое руководство развитием творческой активности в процессе дополнительного образования осуществляемся дифференцированно для каждого ребенка в зависимости от уровня сформированности у него данного качества личности.

  4. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования обеспечивается наличием следующих условий: создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности; ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы; подбор педагогов, обладающих творческими способностями и умением направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде деятельности; обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке

*

добровольного выбора вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 226 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложений, содержащих тестовые задания для диагностики творческой активности у младших школьников и спецкурс "Роль педагога дополнительного образования в развитии творческой активности детей в процессе дополнительного образования". Основной текст диссертации изложен на 118 страницах, содержит 11 таблиц. Общий объем диссертационного исследования - 142 страницы машинописного текста.

Сущность творческой активности детей

Развитие творческой личности, готовой к реализации значимых социальных функций, к социально-преобразовательной деятельности, становится одной из существенных задач современного общества. Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса появляется инициатива, самостоятельность, раскрывается творческий потенциал личности.

Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности, определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию, условием реализации себя как личности на всех этапах онтогенеза (В.А.Петровский, И.С.Якиманская и др.).

Для эффективного развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в дополнительном образовании.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматриваются философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству. Понятие "активность личности" определяется как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (152).

Активность, по мнению Н.А.Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному или сознательному взаимодействию со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также интенсивность этого процесса, его меру" (21, с. 21).

Исследования категории "активность" в психологии свидетельствуют, что данная категория не имеет однозначного определения.

По мнению М.В.Бодунова психологическая активность, рассматриваемая как интегральный параметр личности, имеет две стороны - качественную и количественную. Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется темпом, интенсивностью, распределением во времени (31).

В.Д.Небылицын считает, что понятием "общей активности" объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира (132, с. 14).

В исследовании проблемы активности для нас представляют интерес основные выводы Л.С.Выготского о "системе активности человека" и трудовой деятельности. "В процессе общественной жизни человек создал и развил сложнейшие системы психологической связи, без которых трудовая деятельность и вся социальная жизнь были бы невозможны. Эти средства психологической связи по самой природе и функции суть знаки, т.е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека" (46, с. 27). Выготский, обращаясь к специфике активности, вскрыл ее социальную природу.

Философские подходы, обозначенные выше, лежат в основании рассмотрения проблемы развития активности в педагогике. Еще Я.А.Коменский считал активность необходимым условием обучения и писал по этому поводу: "У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении" (90, с. 22). Причем ведущим фактором активности ребенка им рассматривалось содержание обучения, хотя учитывались и результаты его личностного взаимодействием с окружающим миром.

Подход Ж.-Ж.Руссо также основан на развитии самодеятельности, пытливости, активности ученика, но акценты в нем смещены на индивидуальный опыт ребенка как источник его активности. Воспитатель, по его мнению, не должен навязывать ребенку свои взгляды, убеждения, готовые правила. Необходимо побуждать ученика к проявлению активности и самостоятельности, косвенно воздействуя на воспитанника через окружение, среду - все окружающие ребенка влияния. Важна для нашего исследования и его идея о необходимости учитывать и возрастные особенности детей при создании окружения, а также о максимальной опоре в обучении на индивидуальный опыт ребенка, использование результатов его личного взаимодействия с окружающей средой.

Отечественные педагоги - К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой и другие - рассматривали различные аспекты активности.

К.Д.Ушинский понимал обучение как активный, волевой процесс. Ребенку нужно учиться преодолевать и неинтересное, и трудное. Он рассматривал активность как определенное психическое явление, изучение законов которого является основной для построения системы педагогических воздействий.

Непосредственное проявление активности он видел во внимании и воле ребенка. К.Д.Ушинский предостерегал от подавления активности, как личностного свойства, и отмечал, что воспитатель "должен зорко отличать упрямство, каприз и потребность свободной деятельности,... чтобы не подавить последней, без которой душа человека не может развить в себе никакого человеческого достоинства" (195, с. 237). Кроме внутренних, педагог указывал и внешние факторы развития активности - деятельность, соответствующая возрастным особенностям. Для детей это игра - как самостоятельная, свободная деятельность, впечатления от которой найдут свое продолжение в будущем общественном поведении человека.

Необходимым условием обучения считал активность и Н.И.Пирогов, который говорил о необходимости стимулирования активности за счет использования продуктивных методов обучения, "смышленых игр". Важна для нас его мысль о необходимости "приноровить" игры к детям, организуя игровое окружение, исходя из задач обучения и интересов детей.

Л.Н.Толстой особое место в обучении отводил развитию творческой активности учащихся путем предоставления простора их самодеятельности, неподавления их естественного развития.

Возможности дополнительного образования в развитии творческой активности личности

Система дополнительного образования развивается на базе внешкольных учреждений. В прошлом эти учреждения имели богатый опыт внеучебной деятельности. Переход учреждений дополнительного образования в качественно новую модель деятельности, где превалируют образовательные компоненты, заставляют вскрыть исторические корни дополнительного образования в России. Впервые термин "внешкольное образование" употреблен в 1890 году в книге А.С.Пругавина "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания" в смысле совокупности всех видов просветительной деятельности взрослых. Первым педагогом, начавшим специально разрабатывать теорию внешкольного образования был В.П.Вахтеров, который в 1896 году написал книгу "Внешкольное образование народа". Как система внешкольное образование рассматривалось Чарнолуским. В отличие от своих предшественников, он сосредотачивает внимание не на отдельных видах внешкольного образования, а на его целостной системе, созвав классификацию учреждений в данной системе.

Дореволюционная теоретическая мысль в области внешкольного образования получила наиболее полное обобщение и завершение в трудах Е.Н.Медынского. Е.Н.Медынский доказывал, что "внешкольное образование и школьное обучение - явления совершенно разнородные, что внешкольное образование никакою школой заменено быть не может: чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании". Все формы внешкольного образования по Е.Н.Медынскому, не являются случайным объединением, а имеют общие закономерности, и главная задача его - не образование, а развитие. Это звучит сегодня актуально. В разработке методологических основ внешкольного образования особая роль принадлежит С.Т.Шацкому, так как именно он одним из первых выдвинул проблему внешкольного образования и воспитания детей. Высказанные и обоснованные С.Т.Шацким теоретические положения по вопросам внешкольной воспитательной работы, его интенсивный и содержательный опыт организации жизни и деятельности детей требуют основательного научного осмысления. Понятие "внешкольная воспитательная работа" трактуется Шацким как целеустремленная деятельность педагога, направленная на воспитание у детей и подростков лучших человеческих качеств, организуемая за пределами школы, учитывающая желания, интересы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. С.Т.Шацкий создал четкую и аргументированную систему внешкольного воспитания детей, позволяющую добиваться серьезных успехов в формировании гармонически развитой личности. Самой интересной находкой С.Т.Шацкого в области внешкольной воспитательной работы, реализованной в организованных им культурно-просветительном обществе "Сетлемент" и колонии "Бодрая жизнь", следует считать детские и подростковые клубы. Работа в них была предельно разнообразна. Это являлось одним из ведущих принципов подхода к клубной работе с детьми, который старался осуществить Шацкий. Другими принципами клубной работы были самостоятельность и самодеятельность, инициатива и творчество, доверие к детям, сочетание умственного и физического труда, самообслуживание. Современная сфера дополнительного образования характеризуется комплексом сложных и разнообразных проблем. Чтобы ориентироваться в их социальной и педагогической природе и правильно наметить основные направления практического решения, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, остановиться на сущности понятия дополнительного образования. Анализ педагогической литературы и официальных документов, посвященных проблемам дополнительного образования, показывает, что его понятие еще только начинает складываться. Немногочисленные определения понятия, которые имеются, раскрывают отдельные свойства, качества дополнительного образования. Так, в документе Министерства образования РФ "Информация о состоянии и перспективах развития дополнительного образования в Российской Федерации в 1993-1996 г.г. (и до 2000 г.)" внимание обращается на принадлежность дополнительного образования к системе непрерывного образования ("неотъемлемая часть непрерывного образования") и на его основные функции (обеспечение дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей) (79, 3). В другом документе - "Временное положение о лицензировании детских образовательных учреждений в РФ" (1995 г.), определяются такие специфические характеристики дополнительного образования, как некоторые формы его реализации (образовательные программы и услуги), их содержательная направленность (самоопределение и творческая самореализация детей) (44, 1). Определение понятия, приводимого в справке о концепции дополнительного образования (Буданова Г.П., Степанов С.Ю., Пальчикова Т.П.), характеризует дополнительное образование как особый тип образования - особый процесс и результат развития личности ребенка (71, 11), что представляется ценным для понимания сущности данного явления в новом его качестве. Данное определение обнаруживает тесную связь с методологией внешкольного образования, на основе которой формируется современная стратегия развития дополнительного образования. В связи с этим большую ценность для понимания сущности дополнительного образования представляет понятие "внешкольное образование", данное в "Энциклопедии внешкольного образования" (1923 г.) (122). Ее создатель Медынский Е.Н. рассматривает внешкольное образование как "всестороннее и гармоничное развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях". Представляя внешкольное образование как развитие, "... которое определяется как постоянная внутренняя работа личности над всеми элементами человеческого я", Медынский Е.Н. дает ему такие характеристики: это процесс, длящийся всю жизнь, не имеющий законченного характера; творчество и активность самой личности, индивидуальный акт, который различен у каждого индивида. Внешкольное образование, по его мнению, должно быть направлено не только на умственное развитие личности, но и на обеспечение ее всестороннего развития, оно не может быть сведено к самообразованию, т.к. "его задачи шире последнего..., самообразование относится к внешкольному образованию как часть к целому». Для обеспечения всестороннего развития личности, отмечал он, необходимо создание полной системы «содействия внешкольному образованию". Для осмысления понятия "дополнительное образование" важное значение представляют и другие определения внешкольного образования в современной педагогической литературе. В одном из них, опубликованном в Российской педагогической энциклопедии (1993 г.), внешкольное образование характеризуется как просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения (166). Данное понимание важно для выявления социально-педагогических условий развития дополнительного образования. Оно указывает на реальную возможность активного привлечения к развитию дополнительного образования общественности и частных лиц, в том числе и на основе их благотворительности, спонсорства. В другом определении внешкольного образования, представленном в программе стабилизации и развития российского образования в переходный период (1991 г.) предлагается более современный взгляд на внешкольное образование: оно рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования (147). В плане нашего исследования важно, что такое понимание внешкольной работы положило начало становлению ее как вида образования, способного реализовать идею постоянного развития человека и обеспечить каждому право на развитие интеллектуальных, духовных, эмоциональных, физических качеств личности, возможность свободного выбора пути образования, удовлетворения развивающихся потребностей личности в образовании. (134, 3).

Состояние развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования

Изучение современного состояния о реальном уровне сформированности творческой активности детей в процессе дополнительного образования нами производилось в Домах детского творчества г. Пенза. В констатирующем эксперименте участвовали младшие школьники, занимающиеся художественным и декоративно-прикладным творчеством. Это объясняется, во-первых, тем, что при ходе анкетирования 78% детей отдали предпочтение именно этим видам творчества. Во-вторых, в декоративно-прикладном и художественном искусстве индивидуальные способности ребенка с достаточной степенью определенности выражаются в конкретном продукте деятельности, что облегчает задачи отслеживания развития и корректировки данного качества. В-третьих, в декоративно-прикладном и художественном искусстве со всей очевидностью просматриваются познавательный, личностно-ориентированный и преобразовательный характер творческой деятельности. В-четвертых, именно в области декоративно-прикладного и художественного искусства с наибольшей яркостью проявляется индивидуальность творчества, его субъективная неповторимость. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования использовались следующие методы: анкетирование учащихся, тестовые задания, анализ продуктов творческой деятельности, наблюдение за процессом творчества. Так, в ходе констатирующего эксперимента на измерение степени сформированности показателей компонентов творческой активности младших школьников была предложена анкета со следующими вопросами: К какому виду деятельности ты проявляешь интерес?

- Что привлекает тебя в данном объединении? Какая у тебя была самая первая творческая работа? Хочется ли тебе изобрести что-нибудь необычное? - Стремишься ли ты до конца выполнить творческое задание, если оно не получается? - Нравится ли тебе участвовать в различных конкурсах, соревнованиях? Всегда ли ты обращаешься за помощью к взрослым, когда что-то не получается? Результаты ответов на вопросы анкеты оценивались с использованием следующих критериев: творческий подход к ответу, количество положительных ответов, полнота ответа. В итоге отношение учащихся к творческой деятельности было рассмотрено нами на четырех уровнях: высоком (5), недостаточно высоком (4), среднем (3), низком (2). Для измерения уровня развития названного качества нами были использованы также следующие тестовые задания. Для определения уровня любознательности использовался тест-игра "Вопрошайка". Детям предлагались две сюжетные картинки. Каждый из воспитанников должен был задать не менее 1 вопроса к картинке. Воспитанники записывали вопросы, а экспериментатор фиксировал ответы. Критерии оценки: количество заданных вопросов, их оригинальность. Для определения уровня развития интеллектуально-логических способностей нами была использована методика на умение выводить следствия. Так, воспитанникам предлагалась картинка. Дети должны были описать ситуацию и придумать, чем закончится событие. Критерии оценки: оригинальность и полнота ответа, количество указанных выводов. Основу всякой творческой деятельности составляет воображение. Поэтому в нашем исследовании главным критерием творческих работ было развитие творческого воображения. Для определения развития творческого воображения учащихся были использованы различные методики (158). Воспитанникам был предложен тест "Несуществующее животное". Способы изображения несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход младшего школьника к задаче. Были выделены три основных способа изображения такого животного (не считая нулевого уровня, когда рисуется реальное животное): а) новое существо собирается из разных деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче; б) по образу и подобию существующих животных создается целостный образ фантастического животного (хотя оно может напоминать других животных). Способ характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче; в) при собственно-творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ изображения встречается при любом подходе к творческой задаче - и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности.

Критерии оценки - оригинальность, полнота выполнения. Для большей объективности задание на определение творческих способностей мы решили дополнить фигурным тестовым заданием "Незавершенные фигуры". Воспитанникам предлагался лист с изображением десяти незавершенных фигур. Необходимо было придумать и дорисовать из каждой незавершенной фигуры законченный оригинальный рисунок. Критерий оценки: оригинальность, количество интересных решенрй, степень разнообразия решений по каждому номеру. Еще одним фактором побуждения детей к творческой активности является атмосфера полезной и культурной конкуренции. Участие ребенка в таком виде художественного творчества, как прикладное искусство, открывает возможность состязательности, соревновательности. При условии реализации данного фактора дети стараются свои поделки сделать более качественными, привлекательными с точки зрения художественно-эстетического вкуса. Педагог - руководитель студии прикладного искусства, сам проявляющий творческие способности, увлеченный любимым делом, также оказывает положительное воздействие на формирование творческой активности воспитанников.

Характеристика и реализация педагогических условий развития творческой активности детей в опытно-экспериментальной работе

Эффективность процесса развития творческой активности в системе дополнительного образования возможна при наличии следующих условий: создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности; ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы; - обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов; подбор педагогов, обладающих творческими способностями, и умением направлять усилия детей на нестандартные решения в избранном виде деятельности. Рассмотрим первое условие: создание вариативных программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности. Способность дополнительного образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся есть вариативность образования. Идея вариативности образования является основополагающей для российского образования 90-х годов. Содержание образования строится на основе гуманитаризации программ дополнительного образования детей, взаимодополняемости с обязательным базовым школьным образованием, расширения образовательных областей, изучаемых в школе. Оно основано на единстве двух компонентов -ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Отличительной особенностью является культуросообразность (опора на геокультурные особенности среды проживания, региона, России) и нравственно-творческая доминанта. Источником формирования содержания образования являются основные сферы самоопределения личности - человек, общество, природа, ноосфера. В Доме детского творчества №1 реализуются программы дополнительного образования детей разного профиля: экономического, художественного, социально-педагогического, физического, технического. Авторы программ придерживаются личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностного подхода к осуществлению образовательного процесса. Программы строятся в соответствии с целями усвоения содержания образования, образцов и приемов мышления и деятельности, развития познавательного, аксиологического, творческого, коммуникативного и художественного потенциала воспитанников. Таким образом, целью образовательных программ является стимулирование и развитие творческого потенциала личности ребенка, включение ее в системы социальных коммуникаций, общественно-полезную практику и досуг. Несомненно, на развитие творческой активности младших школьников в процессе дополнительного образования оказывает влияние второе условие: ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка JB избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы. Ребенку надо такое качество знаний, чтобы он мог пройти путь от собственной оригинальной идеи до создания законченной вещи или художественного произведения. Творчество - это также стремление человека изменять, преобразовывать мир, улучшать окружающую жизнь. Человек становится личностью, когда его потребности направлены на созидание, на творчество. Создание ситуации выбора - эффективный прием развития творческого мышления. На занятиях учебных групп у детей должна быть возможность выбора из двух или нескольких предметов, примеров, вариантов. Педагогу необходимо систематически пополнять свой арсенал приемов заданиями и упражнениями на развитие фантазии и воображения детей. В хореографической детской студии (руководитель Н. Герасимова) младшие школьники на каждом занятии в течение 7 - 10 минут получают задание придумать хореографические сценки и хореографические миниатюры по итогам наблюдения за поведением животных или изобразить какой-либо предмет или какую-либо черту характера человека, а в старших группах члены студии участвуют в создании и постановке детских балетов: "Чиполлино", "Щелкунчик" П.И. Чайковского. В клубе "Почемучек" ребятам нравится игра "Что на что похоже?", которая способствует развитию воображения, ассоциативного мышления: водящий выходит из помещения, ребята задумывают какой-либо предмет, находящийся в помещении, и придумывают его сравнения с другими предметами, например, электрическую лампочку можно сравнить с грушей, солнышком, каплей воды и т. д.. Приглашается водящий, которому ребята говорят, что задуманный предмет похож на грушу, если водящий не отгадывает, называется второе сравнение и т. д.. В конце игры определяется, чье сравнение было самым удачным, затем водящим становится другой участник игры, задумывается новый предмет, игра повторяется сначала. С целью развития творческой активности необходимо применять активные методы и приемы обучения, суть которых в том, что познание исходит от ученика, а не от педагога. Первая группа активных методов обучения в учреждениях дополнительного образования - проблемные методы, которые включают постановку проблемы и ее самостоятельное исследование учащимися. При проблемном изложении материала педагог называет проблему и излагает материал, раскрывая все противоречия этой проблемы. Основной формой общения на занятиях должен быть диалог: диалог педагога и учеников, диалог учеников друг с другом. Беседуя с учениками педагогу надо определить главную цель и идею беседы, отобрать и сформулировать вопросы для обсуждения (чтобы обсуждение не затягивалось, рекомендуется отобрать не более трех-четырех вопросов).

Похожие диссертации на Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования