Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Божков Юрий Иванович

Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема
<
Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Божков Юрий Иванович. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема : ил РГБ ОД 61:85-13/309

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3-14

ГЛАВА І.: РОІЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО КЙНОТВОРЧЕСТВА В СИ
СТЕМ КИНООБРАЗОВАНИЯ И ШШОВОСПИТАНЭДГ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ . 15-71

I. Постановка проблемы 15-27

2. Педагогические принципы взаимосвязи практи
ческой и теоретической деятельности в про
цессе занятий самодеятельным кинотворчеством
старшеклассников 27-46

3, Эстетическое развитие кинолюбителей как не
обходимая предпосылка самодеятельного кино
творчества ..... ; 47-71

ГЛАВА П.' ІЩАГОГШЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ

КИНОТВОРЧЕСТВОМ В ГРУППЕ КИНОЛЮБИТЕЛЕЙ ПО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 72-

I.1 Ход и результаты эксперимента .. 78-94

Констатирующая часть

2. Формирующая часть

а) организация творческо-пропагандистской
работы и обучения кинолюбителей

I этап v.... 94-103

б) организация работы по художественному
восприятию киноискусства в круяке кино
любителей .: І0І-І09

в) организация творческо-пропагандистской
работка и обучения кинолюбителей

П этап\ ...v.;V 109-123

3." Контрольная\ часть эксперимента 124-136

ЗАКІЇКНЕНИЕ ..... I36-I4I

ЛИТЕРАТУРА . . I42-159

ПРИЛОЖЕНИЕ 160-169

Введение к работе

На современном этапе коммунистического строительства в условиях научно-технической революции советская общеобразовательная школа должна формировать творческую активность, творческое отношение к действительности в процессе обучения, идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Это положение развито и конкретизировано во многих партийных документах последнего времени, посвященных вопросам идеологической работы, политического воспитания масс, повышения культурного уровня трудящихся, народного образования, развития советского киноискусства. Партия подчеркивает, что большая роль в удовлетворении духовных потребностей общества, в формировании коммунистического мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений и общей культуры принадлежит литературе и искусству.

Июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул особую важность школы и ПТУ в деле эстетического воспитания молодежи. Эта установка получила дальнейшее развитие в Постановлении ЦК КПСС и Верховного Совета об "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". В нем говорится: "Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы" (12). Тем самым в современных условиях актуальность исследования педагогических проблем эстетического воспитания выдвигается на уровень важнейшей идеологической работы, от которой зависит формирование подрастающего поколения. Искусство является той духовно-практической деятельностью, в которой происходит становление общественного самосознания, утверждающей общественные эстетические идеалы, нравственные ценности развитого социализма. Искусство оказывает решающее влияние на развитие личности, претворение ею в жизнь эстетических и нравственных идеалов.

В воспитании подрастающего поколения необычно велика роль современного киноискусства. В принятом ЦК КПСС постановлении "Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков" (9) подчеркивается роль киноискусства в формировании у советских людей активной жизненной позиции. Указанное постановление ставит задачу еще более последовательного и целенаправленного использования киноискусства в коммунистическом воспитании, школьников. Наиболее массовую и активную часть аудитории кинематографа составляют старшеклассники.

В этой связи особую актуальность приобретает исследование проблемы самодеятельного кинотворчества старшеклассников, его роли в разностороннем, комплексном воспитании динамически активной личности, формировании художественных интересов и эстетических потребностей, способности творчески мыслить.

Состояние изученности проблемы. Организация кинотворчества старшеклассников - лишь часть более широкой педагогической проблемы воспитания и формирования творческой активности средствами кино.

Социальную роль киноискусства глубоко определил В.И.Ленин, отмечая, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино" (4,685). Социалистическая действительность подтвердила эту мысль. Советское киноискусство стало верным помощником партии в деле коммунистического воспитания. В партийных документах по вопросам развития советского киноискусства высоко оценивается его педагогическая роль по отношению к подрастающему поколению: "Важнейшая задача кинематографистов - активно влиять на идейно-нравственное становление и всестороннее развитие юных граждан нашей страны, воспитывать у них благородные чувства любви к социалистической

Родине, преданности коммунистической партии, непримиримости к врагам социализма, силам реакции и агрессии" (7, 551),

Щель о необходимости использовать воспитательную силу киноискусства в педагогических целях появилась вместе с зарождением кинематографа и была высказана целым рядом выдающихся советских педагогов и общественных деятелей: Н.КЛСрупской, А.С.Макарен-ко; А.3.5Луначарским, Ю. И.Менжинской, в чьих трудах дана методологическая и общепедагогическая оценка художественного кинематографа, определены его потенциальные возможности в нравственном и эстетическом воспитании (138; 157; 160).

Самодеятельное кинотворчество в специфической форме (до появления любительской съемочной техники) используется в кинопеда-гогической работе 20-30 годов (36; 124; 145);

Но массовым оно становится в 50-60 годы;* С 1959 года регулярно проводятся в стране фестивали любительских фильмов. Появляется большое количество литературы "В помощь кинолюбителю", первые программы кинокружков (105; 210). Они сыграли значительную роль в привлечении к кинолюбительству молодых рабочих, школьников, учащихся ПТУ.,! Но у всей этой литературы был один существенный недостаток: в соответствии с методикой 50-х годов самодеятельное кинотворчество рассматривалось как овладение суммой технических приемов киносъемки.

Кроме того, следует отметить, что педагогическая мысль за многие годы пристального внимания к кинематографу ориентировалась главным образом на профессиональное искусство.- В известной мере это характерно и для современной педагогики 70-80 годов;- Работа с фильмом как произведением искусства рассматривается в качестве средства кинематографического, художественного, эстетического воспитания. Изучается роль киноискусства в развитии межпредмет-

ных связей (кино, литература; кино и театр)^ Этой проблеме посвящены диссертационные работы Ю.М.Рабиновича, СЯЛСура.1 Большое внимание уделяется формированию кинозрительской культуры подрастающего поколения - работы А.СЛСарасик и Н.В.Гончаровой. Изучается роль киноискусства в формировании личности школьника; так, диссертации Г.С;Лабковской и З.С.'Малобицкой рассматривают специфику формирования нравственного идеала старших школьников в работе школьных кинотеатров. Исследование С.М.Ивановой посвящено проблеме нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами киноискусства на уроке по развитию речи.- В работе ШС.Лев-шиной дается теоретическое обоснование системы киновоспитания, рассматривается значение художественного кино для социального формирования личности школьника и т.д.; Самодеятельное кинотворчество рассматривается в этих работах попутно и остается по сути дела вне сферы углубленного научного исследования.'

Назревшую необходимость включения самодеятельного кинотворчества - кинолюбительства в систему кинообразования и киновоспитания как эффективной формы художественно-эстетического воспитания учащихся отмечают многие теоретики эстетического воспитания школьников (24; 151; 178; 238). Вместе с тем это существенная и относительно самостоятельная форма работы со школьниками и учащимися ПТУ еще недостаточно изучена современной педагогикой." Проведенные в этой области исследования носят в основном социологический характер или построены как обобщение опыта обучения техническим приемам киносъемки/

На данном этапе развития школы требования к внеклассной работе, в рамках которой главным образом осуществляется организация самодеятельного кинотворчества, неизмеримо возросли: "Сейчас наряду с решением задач десятилетнего всеобуча с такой же акту-

7 альностью и необходимостью перед нами встает задача всеобуча эстетического. Необходимо поднять уровень художественно-эстетической образованности и воспитанности школьников до такой степени, чтобы воздействие искусством было максимально эффективным, помогающим наиболее успешно решать идеологические и воспитательные задачи" (155,16).

Научная_новизна работы:: в исследовании осуществлено рассмотрение педагогических аспектов самодеятельного кинотворчества старшеклассников и его роли в эстетическом воспитании школьников средствами киноискусства. Поэтому важно было попытаться обобщить, осмыслить и объяснить круг факторов результатами экспериментальных данных и сделать это в рамках единого подхода, соотносящего эти материалы. Мы считаем, что решение задач киновоспитания и кинообразования в школе заключается не в увеличении объема общеэстетической и специальной информащи, а, прежде всего, в пробуждении и развитии потребности самодеятельного творческого подхода ко всякому художественному явлению.

Исследование показало, что оптимальная организация самодеятельного кинотворчества учащихся возможна лишь в единстве формирования кинозрительской культуры и овладения техникой киносъемки, при этом ведущую роль в педагогической работе должно занять формирование кинозрительской культуры в специфических условиях кинокружка .

Для этого необходимо:

а) разработать методику коммуникативной и посткоммуникатив
ной работы с фильмов с кинолюбителями (вариант такой методики
предложен в диссертации);

б) выделить основные критерии для определения степени эсте
тического развития кинолюбителей, а также фазы и стадии становле-

ния уровней кинозрительской культуры и творческого развития кинолюбителей (в диссертации предложен вариант 3-х степеней эстетического развития кинолюбителей);

в) обосновать необходимость дифференцированного подхода"к выбору киноматериала с учетом степени эстетического развития учащихся кинолюбителей. (Вариант дифференцированного подхода предложен в диссертации).

Объект исследования - эстетическое воспитание учащихся старших классов как составная часть коммунистического воспитания.

Предмет исследования - самодеятельное кинотворчество как фактор эстетического развития старшеклассников средствами киноискусства.

Делъ исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование оптимальных педагогических условий использования самодеятельного кинотворчества как формы эстетического воспитания старшеклассников. Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогические условия' формирования аудиовизуальной грамотности учащихся в процессе занятий самодеятельным кинотворчеством.

  2. Установить оптимальные принципы организации самодеятельного кинотворчества учащихся с учетом овладения техникой киносъёмки и формирования кинозрительской культуры:

а) разработать и экспериментально доказать эффективность
предкоммуникативной и посткоммуникативной работы с фильмом на
занятиях с кинолюбителями;

б) выделить основные критерии для определения: уровней эсте
тического развития кинолюбителей, а также выявить фазы и стадии
становления уровней кинозрительской культуры и творческого разви-

9 тия, их взаимосвязь;

в) обосновать необходимость дифференцированного подхода и выбора материала с учетом эстетической культуры кинолюбителей.

3. Теоретически обосновать необходимость специальных методических приемов педагогического руководства для реализации задач эстетического воспитания средствами киноискусства на основе кинотворчества.

Методологической основной исследования является ленинская теория отражения, труды классиков марксизма-ленинизма об основополагающем влиянии искусства на эволюцию художественной культуры в деле воспитания гармоничной личности, а также развития этих положений в материалах партийных документов - решениях съездов КПСС, Постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам идеологической работы, коммунистического воспитания и народного образования, развития культуры, искусства и особенно материалы Июньского Пленума ЦК КПСС (1983г.) и документы об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

В ходе исследования была использована традиционная для советской педагогической науки методика:

  1. Изучение основных направлений в психолого-педагогической литературе и современном искусствоведении по вопросам, связанным с исследуемой проблемой; работа над историческими и архивными материалами для осознания роли различных тенденций в период становления кинопедагогики в нашей стране и постановки изучения эстетического воспитания средствами кино; анализ теоретических взглядов и практической деятельности выдающихся педагогов прошлого; обобщение передового педагогического опыта.

  2. Проведение экспериментального исследования, констатирующего существующий уровень эстетического развития кинолюбителей -

старшеклассников с использованием анкет, выборочных опросов, анализа их творческих работ, с целью уточнения и подтверждения полученных данных.

  1. Целенаправленное наблюдение за работой учащихся в процессе опытной проверки гипотетических положений исследования - формирующий эксперимент, который проходил в условиях внеклассных и факультативных занятий. Контроль осуществлялся методом анкетирования, устных опросов и бесед, анализа творческих работ учащихся.

  2. Организация: занятий самодеятельным кинотворчеством была проведена одновременно в двух аспектах:

а) в аспекте формирования практических навыков киносъемки;

б) в аспекте формирования культуры художественного восприятия
киноискусства и связанных с ним моментов мотивационной структуры
личности.

Идея взаимосвязи этих двух аспектов последовательно проведена на всех этапах эксперимента. На основе такого подхода:

изучена специфика самодеятельного кинотворчества старшеклассников, разработана и экспериментально.апробирована программа занятий кинокружка на основе формирования у кинолюбителей аудиовизуальной грамотности;

теоретически обосновано и использовано в практике занятий кинолюбителей самодеятельное кинотворчество в единстве с их "сотворчеством", т.е. формированием кинозрительской культуры.

Экспериментальным обучением было охвачено 210 человек, из них: 98 учащихся IX-X классов школы и ПТУ В 31 г.Березники, 112 студентов педагогических классов гороно г.Березники. Для: уточнения и подведения полученных данных опыт экспериментальной работы был повторен в студенческой аудитории младших курсов Пермского

политехнического института.

В качестве экспериментального материала было просмотрено, собрано и проанализировано около 500 анкет, 35 телепередач, 15 фильмов, созданных кинокружковцами,и более 100 любительских кинофильмов, созданных кинолюбителями - школьниками старших классов.

Весь эксперимент был проведен в соответствии с основной гипотезой исследования:

Эффективность использования самодеятельного кинотворчества в эстетическом воспитании старшеклассников зависит от организации самодеятельного кинотворчества на основе формирования у старшеклассников аудиовизуальной грамотности: их интеллектуального и эмоционального отношения к художественному образу, понимания ими специфики языка киноискусства, а также умения передать свою мысль в образной форме, т.е. посредством звукозрительных художественно-выразительных средств киноискусства.

Мы предполагаем, что гипотеза оправдает себя, если разработанные на ее основе принципы организации самодеятельного кинотворчества учащихся в процессе занятий кружка окажутся достаточно эффективными и их воздействия,как достоверные и убедительные будут проявляться и в условиях дальнейшего самостоятельного занятия самодеятельным кинотворчеством.*

В соответствии с общей целью диссертации и гипотезой исследования были выделены следующие положения, выносимые на защиту:

I. Самодеятельное кинотворчество необходимо рассматривать одновременно в двух аспектах: в аспекте формирования практических и технических навыков киносъемки, и в аспекте формирования культуры эстетического восприятия и связанных с нею моментов мотива-

ционной структуры личности (эстетическая потребность, вкус,

взгляды и т.д.).

  1. Познание учащимися художественно-выразительных средств киноискубства осуществляется на основе осознания их эстетической сущности в педагогическом процессе повышения культуры восприятия художественного фильма и доводится до уровня навыков посредством творческой практики по созданию любительских фильмов.

  2. Методика организации и обучения кинолюбителей в условиях школы и ПТУ должна учитывать критерии уровней кинозрительской культуры, типое творческого подхода, эстетического развития. При этом необходим дифференцированный подход преподавателя к учащимся-кинолюбителям.

Практическая значимость работы:

результаты исследования, в которых отражены этапы становления и уровни сформированное аудиовизуальной грамотности у старшеклассников-кинолюбителей, дают возможность прогнозировать процесс киновоспитания и кинообразования всех групп учащихся этого возраста (старших подростков и юношей), целенаправленно влиять на формирование образного мышления школьников во всех звеньях сети кинообразования и киновоспитания;

основные принципы взаимосвязи самодеятельного кинотворчества и "сотворчества" учащихся, примененные на конкретном материале, могут быть непосредственно использованы преподавателями-руководителями кружков, руководителями факультативов и киноклубов, а также в практике учебного телевидения, которое сегодня получает большое распространение в учебных заведениях как средней, так и высшей школы, в практике преподавания- курса "Использование ТСО в культурно-просветительной работе" в институтах культуры и других вузах, где изучается курс ТСО, имеются ФОП (факультеты общественных профессий).

Практические рекомендации диссертанта внедрены в практику 2-х ПТУ г Березники, где имеются учебные телестудии; в педагогических классах гороно в курсе "ТОО", в Пермском политехническом институте в работе студенческого телевидения и ФОП.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования были доложены на I Всесоюзной конференции по кинообразованию и киновоспитанию (г.Курган, 1979 г.), на Всесоюзной научно-практической конференции по эстетическому воспитанию молодежи (г.Ереван, 1978 г.), на научно-методических конференциях слушателей (ИПК) Свердловского университета им. Горького (1981 г.), на научно-технической конференции Пермского политехнического института (1980 г.), Всесоюзной конференции по эстетическому воспитанию (г. Могилев, БССР, 1982 г.')^вНИИ художественного воспитания АШ СССР (1980-1982 гг.). Основные положения диссертации были изложены в лекциях, прочитанных на курсах повышения квалификации преподавателей при Доме работников просвещения г.Березники, использованы в лекциях для студентов факультета общественных профессий Пермского политехнического института, обсуждались на кафедре этики и эстетики этого же института, а также в лаборатории театра и кино НИИ художественного воспитания АШ СССР (1982 г.). По материалам диссертационного исследования опубликовано три и подготовлено к печати две работы.'

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, в приложении и в тексте имеются графики-таблицы, список литературы на 17 страницах.

В приложении 4 даны монтажные листы кинофильмов, снятых кинолюбителями-старшеклассниками экспериментальной и контрольной групп.

Программа экспериментального обучающего эксперимента I этап -

приложение I.

Программа экспериментального обучающего экспериглента П этап - приложение 2.

В приложении 6 приводятся как пример занятия с кинолюбителями экспериментальной группы 1-го этапа обучающего эксперимента.

Похожие диссертации на Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема