Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике Тлисова, Светлана Мухамедовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тлисова, Светлана Мухамедовна. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Тлисова Светлана Мухамедовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Карачевск, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1562

Введение к работе

Актуальность исследования. Демократизация современного российского общества наряду с позитивными изменениями в сознании россиян привели и к таким явлениям, как ослабление роли национальной системы воспитания, созданной народом на протяжении долгого культурно-исторического пути его развития. В особенности это коснулось тендерного подхода к семейному и общественному воспитанию, который, как и во всём мире, претерпел изменения, что вызвало снижение уровня сформированности духовно- нравственных ценностных ориентации личности, слабого осознания поло- социальных ролей молодёжью, которая не в полной мере представляет свои обязанности перед семьёй и обществом, определённые традиционной национальной системой воспитания.

Результаты психолого-педагогических мониторингов, направленных на выявление степени сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций личности показывают, что в молодёжной среде наблюдаются такие явления, как аномия, вызванная переоценкой и наступлением неолиберальных ценностей, безразличное отношение к духовно-нравственным этническим и общечеловеческим ценностям. Растёт число разводов, наблюдается снижение потребности в создании семьи, смещение полосоциальных ролей и стереотипов в сторону маскулинности или фемининности, независимо от пола, что объясняется индифферентным отношением к усвоению моральных требований согласно пола и требует коррекции воспитательной работы во всех социальных институтах, выведение на передний план гендер- ного подхода к воспитанию.

Эти проблемы являются важными для национальной системы воспитания всех народов Северного Кавказа, в том числе и адыгской народной педагогики. Адыги - один из коренных народов Северного Кавказа, представители которого проживают в разных его областях, имеют различные самоназвания - кабардинцы, черкесы, адыгейцы, но степень общности культуры позволяет говорить о них как об едином народе, имеющем единые моральные требования, как правило, выражающиеся в единой этнопедагогической культуре, в которой ярко выражен гендерный подход к воспитанию.

Как известно, адыгская этнокультура имеет давние традиции семейного и общественного гендерного воспитания, опирающиеся на признанные обществом национальные ценности, которые являются основой ментальности народа, его традиционной педагогической культуры, определяют её принципы, закономерности, методы и средства воспитания.

Теория и практика народного воспитания издавна отдаёт должное адыгской народной педагогике, продуманность средств и методов формирования личности в которой, в особенности специфики гендерного подхода к формированию личности, отмечены в трудах М.Ю.Айбазовой, Л.А.Альборовой, И.А.Арабова, Б.Х. Бгажнокова, К.И.Бузарова, Х.Х-М. Батчаевой, Г.Н.Волкова, Р.А. Мамхеговой, С.Х. Мафедзева, Л.Н.Кубашичевой, Ф.Т.Кущетеровой, А.А. Хагурова, Р.А. Ханаху, И.А.Шорова и др.

Общеизвестно, что отличительной особенностью системы воспитания у адыгов является применение системы нравственных требований к юношам и девушкам согласно их пола, т.е. тендерный подход. Эти требования нацелены на достижение идеала, который выступает как проявление социального заказа общества на нравственные качества подрастающего поколения. Вместе с тем, специально вопросом дифференциации воспитания мальчиков и девочек, ярко выраженным в адыгской этнопедагогике, в исследованиях уделено недостаточно внимания, что указывает на необходимость разработки этой проблемы и её актуальность для современной педагогики.

Изучение научной литературы и эмпирического опыта воспитания позволило выявить ряд противоречий, существующих в данном направлении воспитательной работы, между:

разработанными в отечественной педагогике теорией и практикой формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников на основе гендерного подхода и отсутствием работ, учитывающих организационно-педагогические условия этого процесса;

-недостаточным уровнем сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников на основе гендерного подхода и слабой направленностью учебно-воспитательного процесса в школе на оптимизацию народного опыта гендерного воспитания;

необходимостью формирования ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода к воспитанию и недостаточной этнопе- дагогической подготовкой учителей.

Изучение литературы позволило выделить проблему исследования: каковы особенности гендерного подхода в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников в адыгской народной педагогике в современных условиях?

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного воспитания в адыгской народной педагогике.

Объект исследования: формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе культурно-исторического опыта гендерного воспитания адыгской народной педагогики.

Гипотеза исследования основана на том, что формирование ценностных ориентаций личности старшеклассников на основе культурно-исторического опыта гендерного воспитания адыгской народной педагогики будет успешным, если:

определена роль, сущность, особенности, воспитательный потенциал гендерного подхода адыгской этнопедагогики в формировании духовно- нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения;

обеспечена непрерывность учебно-воспитательной деятельности по передаче и освоению социокультурного и этнокультурного опыта старшеклассниками в различных сферах жизнедеятельности;

разработаны критерии, показатели и уровни сформированности духовно- нравственных ценностных ориентаций;

определены педагогические условия и разработана модель формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи исследования;

    1. Осуществить феноменологический анализ ключевых понятий предпринятого исследования, определить их сущностную характеристику, специфические особенности формирования духовно-нравственных ценностных ори- ентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в традиционной педагогической культуре адыгского народа.

    2. Определить критерии и уровни сформированности духовно- нравственных ценностных ориентаций старшеклассников в учебно- воспитательном процессе школы.

    3. Выявить педагогические условия формирования исследуемого феномена в учебно-воспитательном процессе школы.

    4. Спроектировать и реализовать структурную модель процесса формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности старшеклассников на основе культурно-исторического опыта гендерного воспитания адыгской народной педагогики.

    Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические концепции, рассматривающие категории «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» в структуре целостного развития личности; общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; гендерный подход, определяющий полоролевые особенности в теории и практике воспитания; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; этнопедагогический подход, делающий упор на традиционную систему воспитания; культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.

    Теоретическую основу исследования составили:

    идеи о роли этнопедагогики в формировании духовно-нравственных качеств личности и гендерном подходе к воспитанию, представленные в трудах И.А. Арабова, Ф.Ариеса, Х.Х.-М. Батчаевой, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, И.С. Кона, О.Д. Мукаевой, , Ш.А. Мирзоева, А.М. Маго- медова, З.Г. Нигматова, К.Б. Семенова, Г.А. Станчинского, Я.И. Ханбикова И.А. Шорова;

    -диссертационные и монографические исследования, посвященные этнокультурным ценностям народов Северного Кавказа, в которых описана сущность тендерного подхода (К.И. Бузаров, Х.Х.-М.Батчаева, А.Т. Битарова, Б.М. Борлакова, Р.И.Байчорова, А.Ю. Гранкин, М.Б. Гуртуева, И.А. Дадов, Б.М. Джандар, Р.С. Исрафилов, Ф.Т. Кушетерова, Г.Ю. Нагорная, Л.И. Альбо- рова, М.Ч. Кучмезова, А.М. Магомедов, Р.М. Мамхегова, Н.М. Сажина, К.Б. Семенов, Р.А. Ханаху, Г.Я. Теучеж, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиев);

    труды по проблемам формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций средствами этнопедагогики (Л.И. Альборова, Г.А. Аргунова, А.С.

    Койчуева, М.Ч. Кучмезова, М.Б. Гуртуева) и этнической психологии (В.С. Агаев, А.А. Деркач, Б.Р. Душков, В.Э. Крысько, В.С. Мухина, Д.Н. Узнадзе).

    Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, культурологической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические: наблюдение прямое и включенное, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, математические методы их обработки.

    База исследования: 697 учащихся старших классов (экспериментальные классы) и 228 учащихся (контрольные классы) средних школ Карачаево- Черкесии: СОШ №1, 2 а.Хабез, сОш а. Хумара, №1 и №2 а. Адыге-Хабль и а. Кош-Хабль, СОШ №16 г.Черкесска, 64 педагога средних образовательных школ Карачаево-Черкесской республики, из них 28 - педагоги, участвующие в эксперименте.

    Основные этапы исследования: исследование проводилось в 2005-2011 годах и включало в себя три этапа:

    1. этап (2005-2006 гг.) - информационно-поисковый: изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и социологической литературы; определение методологических подходов к проблеме, разработка программы опытно-экспериментальной работы, факультативного курса для старшеклассников «Адыгская этика».

    2. этап (2006-2009 гг.) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов: исследование уровней сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников, проведение формирующего эксперимента, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников с использованием авторских экспериментальных материалов.

    3. этап (2009-2011 гг.) - завершающий: уточнение теоретических и экспериментальных выводов. Обобщение результатов исследования. Литературное оформление диссертационной работы.

    Научная новизна исследования:

    выявлен воспитательный потенциал в адыгской народной педагогике («Кодекс чести горца», «Кодекс чести горянки»), где определены представления о гендерных различиях в воспитательной практике адыгов, их роли, сущности, особенностях, направленных на формирование духовно- нравственных ценностных ориентаций мужчин и женщин согласно их по- лоролевому статусу;

    уточнено и конкретизировано в этнопедагогическом аспекте понятие «духовно-нравственная ценностная ориентация», под которым понимается интегративное качество личности, включающее знание этнокультурных ценностей, национальной этики, моральных требований, определяющих национальные стереотипы поведения согласно пола, а также осознанное отношение и принятие их личностью, руководство ими в деятельности и поведении;

    разработаны педагогические условия формирования духовно- нравственных ценностных ориентаций старшеклассников в учебно- воспитательном процессе школы на основе гендерного подхода;

    проектирована структурная модель, в которую заложена научно- обоснованная идея эффективного использования культурно-исторического опыта тендерного воспитания в адыгской народной педагогике в процессе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности старшеклассников в школе, состоящая из целевого, содержательного, технологического, оценочно-результативного компонентов и имеющая направленность на повышение способности к интериоризации и экстериоризации духовно-нравственных этнических ценностей.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

    расширено научное знание о сущности и специфических особенностях процесса формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности старшеклассников на основе культурно-исторического опыта ген- дерного воспитания адыгской народной педагогики в национальной школе, определены их критерии, показатели и уровни;

    -показано, что эффективное формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на основе гендерного подхода адыгской этнопедагоги- ки у старшеклассников средней общеобразовательной школы происходит в системе целостного учебно-воспитательного процесса при условии целесообразного освоения национально-культурных ценностей, содержательного отбора и построения дидактического материала в логической последовательности: духовно-нравственные ценности народа - моральные требования адыгов к мужчине и женщине - народный идеал - интеграция ценностей адыгов в общероссийские и общечеловеческие духовно-нравственные ценности;

    систематизирован, целесообразно отобран и включён в факультативный курс «Адыгская этика» и в содержание регионального компонента образования материал этнокультурного, этнопедагогического и соционормативного характера в соответствии с задачами формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности старшеклассников национальной школы.

    Практическая значимость заключается в следующем: разработан факультативный курс «Адыгская этика», обоснованы его педагогические возможности, проведена апробация, в ходе которой получены эмпирические результаты, раскрывающие сущность и результаты целенаправленного использования форм, средств и методов гендерного подхода в адыгской этно- педагогике для формирования духовно-нравственных ценностных ориента- ций у старшеклассников.

    Фактологический историко-культурный материал, а также раскрытые в диссертации теоретические положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики, этнопедагогики для средней и высшей педагогической школы, использоваться в общем образовании, а также в системе переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений.

    Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности духовно-нравственных ценностных ориентации старшеклассников на основе гендерного подхода.

    Положения, выносимые на защиту:

      1. Духовно-нравственные ценности и морально-этические требования адыгов определяют тендерные различия в воспитательной практике и направлены на формирование духовно-нравственных ценностных ориента- ций мужчин и женщин согласно их полоролевому статусу. Под духовно- нравственными ценностными ориентациями в этнопедагогике мы понимаем интегративное качество личности, включающее знание этнокультурных ценностей, национальной этики, моральных требований, определяющих национальные стереотипы поведения согласно пола, а также осознанное отношение и принятие их личностью, руководство ими в деятельности и поведении.

      2. Процесс формирования духовно-нравственных ценностных ориента- ций на основе гендерного подхода в этнопедагогике адыгов включает в себя использование знаний о национальных ценностях как основе этнокультурных традиций (интеллектуально-познавательный компонент); позитивное отношение к духовно-нравственной, религиозной, соционормативной культуре (эмоционально-ценностный компонент); осознание ценности этнической культуры и следование морально-этическим требованиям этноса в поведении (деятельностно-практический компонент).

      3. Необходимыми педагогическими условиями их успешного формирования являются:

      организация в школе единого этнокультурного образовательного пространства для введения старшеклассников в активный, организованный, познавательно-деятельностный процесс освоения сущности национальной гендерной культуры как основы духовно-нравственных ценностей;

      повышение профессиональной компетентности педагогов, готовности к опытно-экспериментальной работе по формированию ДНЦО (оказание помощи в профессиональной, методической и этнопедагогической подготовке к ценностно ориентированной деятельности, углублении этнопедагогиче- ских знаний);

      - формирование интереса старшеклассников к национальной культуре посредством введения в учебно-воспитательный процесс школы факультативного курса «Адыгская этика», разработанного на основе гендерного подхода в этнопедагогике адыгов, его реализация с учётом реалий современной общественно-экономической жизни; новых форм внеучебной работы и социально значимых дел в совместной деятельности семьи, школы и других социальных институтов;

      обеспечение межпоколенной трансмиссии ценностей, объединение усилий семьи и школы для интериоризации и экстериоризации духовно- нравственных этнических ценностей; формирования национальных стереотипов поведения, согласно гендерного воспитания и полосоциальных ролей.

      Разработка и обоснование педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций с позиций системного, гендерного, этнопедагогического, культурологического и аксиологического подходов позволило построить структурную модель, включающую четыре составляющих: 1) целевую; 2) содержательную; 3) технологическую; 4) оценочно-результативную. Процесс оптимизации формирования духовно- нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения обеспечивался научно обоснованной организацией трансмиссии знаний об этнокультурных ценностях в факультативном курсе «Адыгская этика», системой внеклассной, внеучебной, воспитательной работы, направленной на создание в школе практики поощрения высоконравственных поступков, коллективных творческих дел, направленных на возрождение этической системы адыгского народа, в основе которой лежат милосердие, эмпатия, традиции взаимопомощи и др. общественно одобряемые поступки с учётом поло- социальных требований к подрастающему поколению.

      Апробация и внедрение результатов исследования.

      Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД.Алиева»; Международных научно-практических конференциях «Молодёжь и наука: проблемы, поиски, решения. Личность и культура в современных гуманитарных исследованиях» (Омск, 2008), «Толерантное пространство современности: экономика - право - мораль» (Кисловодск, 2008), «Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования» (п. Нижний Архыз, 2010), «Теоретико-методологические основы и практика современного воспитательного процесса в учреждениях образования» (Черкесск, 2011); Всероссийских «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2010), «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2011), «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства» (Майкоп, 2012); региональной «Рациональные пути решения социально-экономических и научно- технических проблем региона» (Черкесск, 2007-2011).

      Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (293 наименования).

      Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике