Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время : на материале Республики Казахстан Утегенов, Жеткерген Мусаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Утегенов, Жеткерген Мусаевич. Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время : на материале Республики Казахстан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Утегенов Жеткерген Мусаевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/568

Введение к работе

Актуальность. Казахстан в своем историческом развитии сформировался как многонациональное государство. Данные 2011 года Агентства Республики Казахстан по статистике свидетельствует, что общая численность населения в Республике Казахстан более 16 млн. человек. От общего числа всех казахстанцев - казахи составляли 64,03%, русские - 22,83 %, украинцы -1,95%, узбеки - 2,92%, татары - 1,24%, уйгуры - 1,42%, немцы - 1,10%, другие этносы - 4,51%. Современная ситуация в обществе характеризуется проявлением идей общественного развития, отражающих потребность во взаимодействии на демократических принципах, сотрудничестве, терпимости. В то же время дифференциация культурного, социального, религиозного, политического пространства страны выдвигают на первый план проблему этнической толерантности.

Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме этнической толерантности в самых разных ее аспектах, до сих пор не существует её общего понимания в педагогике. Многие исследователи (проблемы толерантности в межэтнических отношениях и стратегий поведения в ситуации межэтнической напряженности - Г.У. Солдатова, роль народной педагогики в мультикультурном образовании - Г.В. Палаткина, межэтническая толерантность как активное и нестереотипное отношение к культуре других этносов Н.А. Платонова, методология поликультурного образования - А.Н. Джурин-ский, Р. Башарулы, Ф.Е. Утеулиева, М.А. Абсатова и др., определение поликультурной личности - З.Б. Кабылбековой и др.) сходятся во мнении относительно социокультурной актуальности разработки этого направления. По сравнению статистики 2011 года с 1999 годом в Республике Казахстан общая численность казахов возросла на 11,61% по отношению к численности других этносов, проживающих в этом государстве. Согласно утверждению Т.Г. Стефаненко, чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, так и скрытой1. При таких условиях полиэтничность казахстанского общества выдвигает необходимость проведения эмпирических исследований и реализации эффективных практико-ориентированнных программ по этнической толерантности. Толерантное отношение казахской молодежи к другим этносам является условием отсутствия дискриминации этнических меньшинств, сохранения баланса межэтнических отношений в поликультурной среде Казахстана. Отсутствие четких классификаций критериев этнической толерантности свидетельствует о том, что данная проблема является актуальной, но пока еще недостаточно разработанной.

Необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - 4-е изд.испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 368 с.

потребностью целенаправленного воспитания этнической толерантности студентов и недостаточной реализацией данного аспекта воспитательной работы в вузовской практике;

этнической идентификацией личности, ориентирующейся на свою культуру и потребностью субъектов образования во взаимоотношениях в поликультурной среде;

необходимостью этнотолерантного отношения в поликультурном обществе и недостаточным уровнем сформированное этнической толерантности студентов вуза.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания этнической толерантности студентов вуза во внеучебное время?

Решение данной проблемы составило цель исследования. Объект исследования - процесс воспитания студентов в вузе. Предмет исследования - педагогические условия воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время.

Гипотеза исследования предусматривает, что воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

-использование в воспитательном процессе во внеучебное время ценностей народной педагогики и поликультурного воспитания, основанных на общечеловеческих ценностях;

обеспечение социальной активности студентов в межкультурном взаимодействии, самоопределении в поликультурной среде, готовности к толерантному взаимодействию с иной культурой.

реализация воспитательной программы «Воспитание этнической толерантности во внеучебное время» и деятельности клуба «Толерантность», выступающих психолого-педагогическим сопровождением воспитанности этнической толерантности студентов вуза;

комплексное использование методов и форм воспитания, средств поликультурного воспитания, осуществление интеграции современных педагогических технологий с этнокультурными традициями.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Определить сущность, структуру и критерии этнической толерантности студентов вуза;

  2. Выявить личностные качества, влияющие на формирование этнической толерантности студентов вуза;

  3. Раскрыть взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания;

  4. Разработать и в условиях педагогического эксперимента выявить эффективность использования педагогических условий воспитания этнической толерантности студентов.

Методологической основой исследования выступили: гуманистический подход В.А. Сластенина, поликультурный подход А.Н. Джуринского, социализирующий подход А.В. Мудрика, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, работы этнопедагогов, этнопсихологов, культурологов по использованию народного опыта в воспитании молодежи.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие методологию и методику психолого-педагогических исследований (М.А. Абсатова, Е.М. Аджиева, Аль-Фараби, Ш.М. Арсалиев, Л.К. Гребенкина, В.Н. Гурова, В.М Золотухин, К. Ж. Кожахметова, В.Г. Крысько, А.В. Мудрик, К.А. Оразбекова, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федорова, З.Б. Цалла-гова и др.); психологическое изучение характеристики и развития личности (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, А.К. Кисымова, B.C. Мухина, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, Р.К. Толеубекова и др.); теория воспитания и учение о закономерностях целостного педагогического процесса (А.Н. Джуринский, О.Е. Кондратьев, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова, А.Н. Чиж и др.); историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть историко-культурного процесса (В.Д. Афанасьев, И.М. Афонасенко, Ж. Баласугун, Ч.Ч. Валиханов, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, К. Жарикбаев, А. Э. Измайлов, С. Калиев, B.C. Ку-кушин и др.); теоретическое обоснование проблемы воспитания этнической толерантности (Б.З. Вульфов, Б.Л. Вульфсон, Н.С. Ладыжец, М.С. Мирима-нова и др.).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплексный метод, включающий: теоретический анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы по теме исследования; специально разработанный диагностический блок, включающий методики: измерения толерантности (B.C. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура), определения эмоциональных способностей В.В. Бойко, «Тест коммуникативной установки» В.В. Бойко, 16-факторный личностный опросник Кеттела, коэффициент корреляции Пирсона, методика определения толерантного отношения к представителям других культур «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова и др.), традиционные методы воспитания этнической толерантности.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2011 гг. в Казахстане на базе Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата. В констатирующем и формирующем этапах эксперимента участвовали 120 студентов вуза.

Этапы исследования. На первом этапе исследования (2008-2009 гг.) -поисково-теоретическом - изучалась степень разработанности проблемы в науке и педагогической практике, определялись его исходные параметры, библиографическая база, проводился теоретический анализ литературы по проблеме, осуществлялось накопление эмпирического материала по воспитанию этнической толерантности студентов во внеучебное время.

На втором этапе исследования (2009-2010гг.) - опытно-экспериментальном - выявлялась эффективность работы по воспитанию этнической толерантности студентов во внеучебное время. Проводился формирующий эксперимент по оценке эффективности использования содержания, форм и методов педагогических решений в воспитании этнической толерантности студентов с использованием моделирования, наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, тренинга.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) - контрольно-обобщающем - анализировались и обобщались результаты экспериментального исследования, формулировались выводы, внедрялись в практику полученные результаты.

Научная новизна исследования заключается:

- в уточнении сущности этнической толерантности, которая определя
ется как интегративное качество личности, характеризующееся открыто
стью, доброжелательностью, уважением к ценностям своей культуры и
других этносов, проявлением дружелюбия, равноправной установки в
межличностном взаимодействии, культуры общения с представителями
других этносов, уважением прав других, ответственностью, взаимопо
ниманием; социальной активностью, эмпатией, сотрудничеством;

- в выявлении структуры и критериев воспитания этнической толерант
ности студентов вуза, к которым отнесены компоненты:

мировоззренческий, характеризующий толерантное убеждение (наличие знаний о другой культуре, осмысление ситуации, понимание ценности других этнических групп), интеллектуальность, понимание индивидуальности других людей и оценка их поведения, отсутствие категоричности в оценке людей;

эмоциональный, определяющий проявления эмпатии, эмоциональной устойчивости, доверчивости, общительности в поликультурной среде;

деятельностный, характеризующий сотрудничество, приспособляемость, компромисс, проявление активности в социальных контактах. Общая воспитанность этнической толерантности студентов предусматривает сформированность всех составляющих ее компонентов.

в выявлении личностных факторов формирования этнической толерантности студентов: открытость в социальных контактах, эмоциональная устойчивость, социальная активность, доверие и дипломатичность в межкультурных взаимоотношениях;

в определении педагогических условий воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время;

в использовании ценностей казахской культуры и поликультурной среды в воспитании этнической толерантности на основе общечеловеческих ценностей.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в расширении представлений о сущности этнической толерантности в
студенческом возрасте путем определения понятия «этническая толе
рантность» как интегративного качества личности, предполагающего

адекватный выбор решения заданной ситуации. Она основана на общечеловеческих ценностях (уважительность, нравственность, миролюбие, доброжелательность и др.), терпимом и уважительном отношении к представителям других этнических групп, уважении и понимании ценности своей и других культур, в структуру которого входят совокупность взаимосвязанных компонентов: мировоззренческого, эмоционального, деятелъностного, отражающих знание ценностей других культур, уважительное отношение к особенностям других культур, позитивный эмоциональный настрой, умение сотрудничать в поликультурной среде.

в выявлении личностных факторов толерантности, проявляемые в открытости в социальных контактах, эмоциональной устойчивостью, социальной активностью, доверием и дипломатичностью в межкультурных взаимоотношениях, которые обусловлены характеристикой свойств толерантной личности;

в раскрытии этнопедагогического своеобразия казахского народа в воспитании этнической толерантности на основе традиций, ориентированных на общечеловеческие ценности, в основе которых - уважение к человеку, старшим, знание своих корней; взаимосвязь педагогики рода, общности, народности и нации с источниками этнопедагогики; использование в воспитании этнических обычаев, обрядов, родного слова, в которых воплощена народная мудрость. Формирование положительного отношения к другим этническим группам с использованием народных традиций, способствующее межкультурному взаимопониманию и использованию средств поликультурного воспитания, их ориентация на общечеловеческие ценности в воспитании этнической толерантности раскрывает взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы при разработке спецкурсов, направленных на воспитание этнической толерантности студентов. Прошедшая опытно-экспериментальную проверку технология воспитания этнической толерантности студентов может применяться в воспитательном процессе средних учебных заведений и вузов Казахстана. Подготовленный в ходе исследования воспитательно-методический комплекс (программа «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время», тематические планы воспитательной работы клуба «Толерантность», задания для самостоятельной работы, методические разработки форм воспитания этнической толерантности, практико-ориентированные кейсы, конспекты занятий по анализу литературных произведений казахских писателей) может использоваться во внеучебной воспитательной работе по воспитанию этнической толерантности.

Выявленные в исследовании особенности структурных компонентов, критерии этнической толерантности и факторы, определяющие ее развитие,

целесообразно использовать при разработке психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межкультурного взаимодействия. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность этнической толерантности рассматривается как социально-интегративное качество личности, основанное на общечеловеческих ценностях (уважительность, нравственность, миролюбие, доброжелательность, ответственность, взаимопонимание). Она состоит из мировоззренческого, эмоционального, деятельностного компонентов, отражающих полноту и глубину знаний о поликультурной среде, овладение основами этнопедагогики, поликультурности, проявляемых в сопереживании, уважении к людям других культур, умении сотрудничать в межкультурных взаимодействиях.

  2. Определены критерии и уровни воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время, которые позволяют рассматривать ее позитивную динамику, базирующуюся на межкультурных взаимодействиях и проявляющуюся в совокупности следующих компонентов:

мировоззренческий, характеризующий толерантное убеждение (наличие знаний о другой культуре, осмысление ситуации, понимание ценности других этнических групп), интеллектуальность, понимание индивидуальности других людей и оценка их поведения, отсутствие категоричности в оценке людей.

эмоциональный, определяющий проявления эмпатии, эмоциональной устойчивости, доверчивости, общительности в поликультурной среде.

деятельностный, характеризующий сотрудничество, приспособляе
мость, компромисс, проявление активности в социальных контактах.
Общая воспитанность этнической толерантности студентов предусмат
ривает сформированность всех составляющих ее компонентов. С учетом вы
деленных критериев этнической толерантности и с учетом их показателей
определены уровни воспитанности этнической толерантности (высокий,
средний, низкий).

  1. Воспитанность этнической толерантности обусловлена личностными качествами студентов: открытостью в социальных контактах, эмоциональной устойчивостью, социальной активностью, доверием и дипломатичностью в межкультурных взаимоотношениях. Эти качества способствуют разрешению сложных ситуаций, адекватному оцениванию степени воздействия социальных факторов на поведение собеседника, проявлению эмпатии, сопереживанию, сотрудничеству в межкультурных отношениях, положительному эмоциональному контакту в межкультурных отношениях, предполагают доверительные взаимоотношения.

  2. В воспитании этнической толерантности взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания проявляется тогда, когда средства этнокультурного воспитания ориентированы на межэтническое взаимопонимание и общечеловеческие ценности. Тем самым подчеркнута взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания на основе общечеловеческих

ценностей, определяются возможности единого их функционирования в обществе.

5. Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время имеет структурно-содержательное строение, базируется на идеях гуманистического, этнопедагогического и поликультурного подходов и сопровождается следующими педагогическими условиями: включение в содержание воспитания общечеловеческих ценностей (уважительность, нравственность, миролюбие, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, взаимопомощь, открытость и др.); использование воспитательных программ; интеграция современных педагогических технологий с этнокультурными традициями, содержание которых включает комплекс проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг, воспитательную работу (дискуссии, круглые столы на темы межкультурных отношений); гуманизация образования, призванная обеспечить студентов знаниями о нравственности, формирующая отношение к самому себе и другим людям, понимание и уважение ценностей других культур; использование форм и методов воспитания, ценностей народной педагогики и поликультурного воспитания; развитие социальной активности студентов во внеучебной деятельности, побуждение к самоопределению, самопознанию, самовоспитанию.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается его методологическими основами, сочетанием теоретического анализа и обобщением количественных и качественных эмпирических данных; применением совокупности методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; репрезентативной выборкой экспериментальных данных; практическим подтверждением основных положений исследования, статистической обработкой полученных в ходе эксперимента данных; успешной апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 3 п.л., которые доложены и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: г. Москва (2009 г.), г. Липецк (2009 г.), г. Алмати (2009 г.), «Педагогическое образование: вызовы XXI века» г. Москва (2010 г.), г. Кызылорда (республиканская конференция, 2010 г.), на методических семинарах кафедры педагогики и психологии профессионального образования (2008-2011 гг.), ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов МІМ У (2009 - 2011 гг.). Результаты исследования внедрены в воспитательную работу во внеучебное время в Кызылординском государственном университете им. Коркыт Ата и университете «Болашак» (г. Кызылорда).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован 16 таблицами и 2 рисунками.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект и предмет; сформулирована гипотеза, задачи и методологические основы исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и

практическая значимость работы; охарактеризованы положения, выносимые на защиту; приведены данные об апробации.

В первой главе - «Теоретические основы воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время» анализируются философско-педагогические основы воспитания этнической толерантности; определена сущность понятий «толерантность», «этническая толерантность», «внеучебное время», охарактеризованы традиционная культура и этнопедагогические ценности казахов как совокупность воспитательных идей и их взаимосвязь с поликультурным воспитанием; раскрыты сущность, содержание и структура этнической толерантности, обоснованы личностные факторы ее воспитания.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этнической толерантности студентов во внеучебное время» раскрываются средства, формы и методы воспитания этнической толерантности, содержание и методика реализации воспитательно-методического комплекса (программа «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время», воспитательно-познавательная программа клуба «Толерантность»); представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении приведены основные выводы, подтверждающие гипотезу, определены направления дальнейших исследований по проблеме.

Похожие диссертации на Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время : на материале Республики Казахстан