Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Денисова Екатерина Петровна

Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании
<
Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Денисова Екатерина Петровна. Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 135 c. РГБ ОД, 61:04-13/2328

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретико - методологические обоснования взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании в английской педагогике. 13

1. Сравнительный анализ теорий нравственного воспитания . 13

2. Школа и семья как детерминанты нравственного воспитания детей. 32

3. Идеи взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании детей. 53

4. Выводы по первой главе. 68

Глава вторая. Основные участники, формы и методы нравственного воспитания в начальной школе Великобритании. 70

1. Общество, школа, родители как участники нравственного воспитания детей . 70

2. Педагогические технологии сотрудничества семьи и школы в нравственном воспитании детей . 85

3. Опыт отдельных школ по налаживанию сотрудничества с родителями. 115

4. Выводы по второй главе. 118

Заключение

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня, в начале XXI в., мировое сообщество обеспокоено не только экономическими проблемами. Материальные блага и высокий уровень жизни не избавляют от глубоких потрясений в социально-личностной жизни, разрушения вековых общественных институтов, традиционных жизненных ориентиров, сложившихся нравственных понятий и норм.

Нестабильность, моральный и идеологический вакуум, образовавшийся в результате распада многих социальных правил и табу, усиление тенденций к потребительству, индивидуализму, отчуждению людей, коммерциализации мощных средств массовой информации и многие другие факторы способствуют невиданному взлету преступности, жестокости, насилия, социальной напряженности, наркомании, алкоголизма.

На рубеже веков в условиях глобального кризиса современной цивилизации в Великобритании ведутся интенсивные поиски иных путей воспитания человеческой личности, главной целью которого должно быть ее развитие и совершенствование. Ориентация на ребенка, его потребности, нужды, личностные особенности, права - ведущая стратегия обновления школьного воспитания.

В Великобритании чётко обозначены проблемы сближения семьи и школы. Тенденции к такому сближению не новы для европейской школы. В России они были намечены ещё в 80х г.г. ХХв. Но если в ряде стран они так и остались экспериментальными, не получив массового распространения, то в Великобритании взаимодействие семьи и школы широко представлено в массовой школе. Британская школа выступает примером того, как за сравнительно короткие сроки активное сотрудничество семьи и школы в сравнительно короткие сроки активное сотрудничество семьи и школы в нравственном воспитании может быть организовано и эффективно использовано на практике.

Реформы английской школы XX в., с целью перехода образовательной системы с направления дидактического энциклопедизма на формалистическое, заметно изменили ее и приблизили к уровню современных социальных, политических и педагогических требований.

В ходе реформ интенсивно и заинтересованно решаются вопросы совершенствования процесса воспитания учащихся общеобразовательных школ. При этом появляются важные новые тенденции, лежащие в русле понимания того, что сфера воспитания - важная основа общности человеческого рода, формирования человеческой цивилизации при сохранении социальных, культурных, политических и иных противоречий и различий.

Задача педагогов Великобритании - гуманизация учебного процесса. Британское общество крайне обеспокоено повсеместным ростом бездуховности, жестокости, насилия в среде школьной молодежи. Эти болезни - результат воздействия многих факторов общественного, культурного, психологического порядка.

Традиционные основные нравственные понятия добра и зла английские школьники усваивают в семье. Существенный вклад в нравственное воспитание вносят церкви разных конфессий, которые во многом формируют базовые нравственные качества, выработанные человечеством.

Трансформация семьи и ослабление ее воспитательных функций, снижение авторитета церкви среди молодежи, а также существенные проблемы школьного воспитания, авторитарные педагогические традиции побуждают английских педагогов к поиску более эффективных путей нравственного воспитания учащихся.

Важное значение для преодоления бездуховности антиобщественного и противоправного поведения английских школьников имеет модернизация традиций воспитывающего обучения. Так основными направлениями в современной школе стали: обеспечение усвоения школьной молодежью основных образовательных и духовных ценностей; помощь в приобретении естественных природных черт; дифференцированное образование; компенсирующее обучение; увеличение объема преподавания общественно-политических дисциплин и т.д.

Немалое значение имеет массовый выпуск «педагогических рецептов» для родителей, в которых ясно и четко даются советы по конкретным проблемам, с которыми встречается семья в воспитании детей: «Что делать, если ребенок обманывает?», «Как научить ребенка дружить с другими детьми?» и т.д.

Активное расширение филантропической деятельности учащихся в больницах, домах для престарелых, в детских учреждениях способствует развитию нравственных чувств.

В школе Великобритании проявляется смещение акцентов в сторону взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Причем речь идет не только об учителях и учащихся, но и об администрации, членах школьных округов, родителях, представителях общественных и религиозных организаций - словом, обо всех, кто, так или иначе, имеет отношение к проблемам образования и воспитания. Английские педагоги A.Combo, S.Simon и другие верят, что новые формы и методы воспитания в состоянии «запустить механизм» положительного нравственного поведения: от привычки уступать место пожилым людям до готовности откликнуться на чужую беду.

Британское общество обеспокоено множественными проблемами, связанными с семьей, которая традиционно считается первоначальным звеном в формировании нравственных представлений у детей. Изменение традиционной структуры семьи (отсутствие старшего поколения), снижение воспитательного потенциала семьи, расширение масштабов безнадзорности детей, нестабильность, высокий уровень разводов, рост числа семей с одним родителем, увеличение количества семей с матерью-подростком, бедность, и связанная с ней плохая подготовка детей в школе, наркомания и алкоголизм - вот неполный перечень проблем, для решения которых необходимо интегрировать все государственные и общественные силы. По мнению английских учёных, именно семья должна преподать ребенку основные устои семейной жизни, обеспечить его подготовку к ней. Родительская семья гарантирует безопасность и любовь каждому ее члену, только в семье может быть воспитана привязанность между молодыми и старыми, взрослыми и малышами. Только в семье можно непрерывно поддерживать дружбу и привязанность. Семья создает уникальный фон, в котором нуждается каждый младенец для того, чтобы стать полноценным взрослым. Эмоциональные узы семьи неповторимы. Счастлив в супружестве, и может сделать счастливым других человек, который видел в своем детстве счастливых родителей, не видел конфликтов между ними, был любим в семье. И если ребенок имеет подобный «багаж», полученный от родителей, то в дальнейшем его жизнь в обществе будет более счастливой для него и полезной для окружающих.

В Великобритании все участники воспитательного процесса, прежде всего родители, учителя, общественные организации, община, осознали необходимость тесного взаимного сотрудничества. Практически невозможно найти английскую школу, двери которой были бы закрыты для родителей и заинтересованных лиц. Английские педагоги пришли к выводу, что чем

ЗКАСТ 7-" - больше учитель о жизни ребенка вне школы, към лучше он понимает его нужды, тем эффективнее можно организовать образовательный процесс, скоординировать усилия школы и семьи в области нравственного воспитания. Без сотрудничества с детьми, а, значит, и с их родителями, бабушками, дедушками, поскольку цепочка «педагог-ученик» всегда имеет еще одно звено - «родители», школа никогда не станет для учащихся школой радости, а, напротив, всегда будет оставаться чужой и отпугивающей, так считают M.Craft, K.Day и др.

Такое отношение к проблеме позволяет заключить, что в Великобритании нравственное воспитание является делом общенациональной важности. Ответственность за осуществление процесса нравственного воспитания детей поделена между школой и семьей.

Но это понимание необходимости сотрудничества пришло не более 60 лет назад. До 50-х г.г. прошлого века двери школ были закрыты для родителей. В своем исследовании В.Уолкер (W.Walker) пришел к выводу, что до 1950-х г.г. родители и учителя жили во взаимном недоверии и даже враждебности, которая не была полностью преодолена ни II мировой войной, ни Образовательным актом 1944г.

До доклада Плауден (Plawden Report) 1967 года лозунг «Нет родителей за этой чертой» провозглашался как символ изолированного мира школы, которая намеренно ограждала себя от внешних факторов, от семейного общественного влияния. Сейчас родители в Великобритании, как и все родители в мире, предъявляют к школе высокие требования, справедливо считая, что доверили ей самое большое достояние - своих детей и свои деньги, и вправе ждать высоких дивидендов от инвестиций. И учителя прикладывают усилия для оправдания надежд родителей.

В своих размышлениях российские педагоги не могут ограничиваться отечественным опытом, игнорировать тенденции, принципы и методы зарубежной педагогики, которая добилась определённых успехов в деле нравственного воспитания ребенка.

Перестройка отечественной школы диктует пересмотр отношения к зарубежному школьно-педагогическому опыту. В России растёт интерес к этому опыту, изучая который, мы сможем в известной мере уберечься от неверных решений, обрести дополнительный источник новых подходов, отказаться от изживших схем и стереотипов, осмыслить общечеловеческие приоритеты в области воспитания и обучения.

Российские ученые много и серьезно размышляют о роли и ответственности, которые возлагаются на семью и школу, как основных агентов в воспитании ребенка. Семья по своей природе обладает естественным потенциалом и поистине уникальными возможностями, чтобы заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его личная и социальная жизнь и деятельность. А школа, как основная социальная среда, в которой находится ребенок, в свою очередь оказывает важное влияние на нравственное становление личности, координируя и дополняя семейное влияние.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы теории и практики нравственного воспитания отражены в официальных документах, регламентирующих работу школ Великобритании (Детский акт "89, Акт по семейному законодательству "91, Акт о поддержке детей "96 и т.д.), в примерных программах воспитания, публикациях педагогов, периодической и общественно-политической печати Великобритании.

Английские педагоги (M.Craft, P.Cheesmen, , A.Redfern, RMcConcey и др.) ведут большую теоретическую и практическую работу, обобщая и систематизируя опыт нравственного воспитания. Их взгляды неоднозначны. Они по-разному отвечают на вопросы: «Кому принадлежит руководящая роль в нравственном воспитании: семье или школе?», «Как нужно строить отношения между родителями и учителями с целью повысить эффективность нравственного воспитания?».

Тематика нравственного воспитания в английской школе нашла отражение в работах отечественных учёных (В.В.Макаев, О.И.Матьяш, Б.А.Молчанов). Но в целом можно сказать, что тематика нашего исследования не получила систематического освещения в педагогической литературе.

Объект исследования - нравственное воспитание детей в начальной школе Великобритании.

Предмет исследования - процесс взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании детей в Великобритании.

Проблема исследования - определить основные тенденции взаимодействия учителей и родителей в нравственном воспитании детей в начальной школе Великобритании. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

1.Выявить имеющие парадигмы нравственного воспитания детей в педагогике Великобритании.

2. Определить основные социальные и педагогические детерминанты нравственного воспитания детей в Великобритании.

3.Выявить соотношение участия родителей и учителей в нравственном воспитании личности английского школьника.

4.Классифицировать и проанализировать формы и методы сотрудничества учителей и родителей в нравственном воспитании детей в начальной школе Великобритании.

Методы исследования - теоретический анализ педагогической литературы англоязычных авторов, изучение английских периодических изданий, сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, взглядов.

Методы исследования - теоретический анализ педагогической литературы англоязычных авторов, изучение английских периодических изданий, сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, взглядов.

Источниковедческая база исследования: исследования англоязычных учёных, педагогов, специалистов по нравственному воспитанию детей: J.Blackie, K.Day, V.V.Edwards, A.Radfern, B.Jackson, D.Johnson, W.Kay, E.Litwak, R.MacConcey, F.May, P.W.Masgrave, J.Newson, E.Newson, R.Peck, M.L.Pringle, J.Raven, F.Taylor и др. - британские периодические издания, освещающие опыт нравственного воспитания детей - «Journal of moral education», «The parents review»; законодательные акты Великобритании и материалы по государственному регулированию вопросов, связанных с нравственным воспитанием детей; - исследования российских учёных, освещающие вопросы школьного воспитания в Великобритании - Н.М Воскресенской, Б.Л.Вульфсона, А.Н.Джуринского, В.П. Лапчинской, и др. Хронологические рамки исследования.

В предлагаемом диссертационном исследовании изучено состояние нравственного воспитания детей в Великобритании, начиная с 50г.г. XX века. В это время в Великобритании появился ряд интересных исследований, где нравственное воспитание рассмотрено не только с теоретической точки зрения, но и анализируется практическое осуществление этого процесса, в частности при взаимодействии семьи и школы.

Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап - 2000 - 2001 гг. На этом этапе осуществлялся отбор и анализ необходимой научной литературы, изучались тематически близкие исследования, что способствовало уточнению исходных позиций и основной проблемы исследования, его объекта и цели, более конкретной формулировке задач.

Второй этап - 2001 - 2002 гг. Разрабатывались теоретические основы исследования, осуществлялся анализ характера и степени влияния семьи и школы на нравственное становление ребёнка, моделей и форм взаимодействия семьи и школы при нравственном воспитании детей в Великобритании.

Третий этап - 2002- 2003 гг. Уточнялись и обобщались данные исследования, окончательно определено содержание работы и осуществлено её литературное оформление.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: - расширены имеющиеся теоретические представления и понятия о взаимодействии семьи и школы в нравственном воспитании детей в начальной школе Великобритании;

- выявлены и систематически проанализированы основные концепции, детерминанты нравственного воспитания, формы взаимодействия семьи и школы в начальной школе Великобритании;

- предлагаемые рекомендации дополняют возможности воздействия отечественной педагогики на процесс нравственного воспитания детей. Научная новизна исследования заключается в том, что:

- получены новые данные о взаимодействии учителей и родителей в нравственном воспитании детей в начальной школе Великобритании;

- проанализированы основные подходы к решению проблемы взаимодействия семьи и школы в нравственном воспитании детей в Великобритании;

- собраны и проанализированы материалы, которые дают научное представление о влиянии семьи и школы в Великобритании на нравственное становление ребёнка.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что

- его материалы и выводы обогащают содержание лекционных курсов по таким дисциплинам и специальным курсам, как теория воспитания, сравнительная педагогика, а также могут быть включены в учебные и методические пособия по указанным и другим педагогическим дисциплинам;

- материалы исследования могут быть использованы в работе российских педагогов и воспитательных учреждений при организации сотрудничества между учителями и родителями в процессе нравственного воспитания детей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, используемых источников, проверялась посредством сопоставления фактов, их оценок, обеспечивалась как научной методологией, так и полнотой и разнообразием привлечённых педагогических материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты работы нашли отражение в статьях, опубликованных автором в 2000 - 2003 гг. в сборниках научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» № 9 (2001г.), 20, 21 (2003г.). Они обсуждались на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 2002 г. Материалы диссертации использовались при чтении курса «Сравнительная педагогика» на факультете начальных классов МПГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Необходимо обращение к школе Великобритании, накопившей богатый опыт по взаимодействию семьи и школы в нравственном воспитании детей.

2) В британской педагогике существуют различные противоположные концепции нравственного воспитания.

3) В начальной школе Великобритании на первом плане стоит практическая организация эффективного взаимного сотрудничества семьи и школы с целью активизации нравственного воспитания детей.

4) В Великобритании нравственное воспитание детей повсеместно осуществляется при активном участии школы, семьи, общественных организаций, администрации, церкви, государственных институтов.

5) В процессе нравственного воспитания в начальной школе Великобритании используется ряд эффективных форм и методов, достойных признания в мировой педагогике.

Сравнительный анализ теорий нравственного воспитания

Нравственное воспитание детей - важная тема научных дискуссий в английской педагогике, поскольку оно является неотъемлемой составляющей сложного процесса формирования личности. В её обсуждении активно участвуют педагоги Великобритании (F.May, S.Raddy, L.Raths, M.Harmin, J.Wilson и т.д.) Они пытаются уточнить такие общетеоретические понятия, как цель, задачи, методы, формы нравственного воспитания, обозначить теоретическое решение этих вопросов. При этом в английской педагогике само понятие «нравственное воспитание» трактуется неоднозначно. На вопрос, что такое нравственное воспитание даётся общий ответ - это процесс, в котором «ребёнок учится вести себя нравственно» (139, р. 43). Но такой ответ содержит в себе много противоречий. Понятия «нравственный», «нравственность», «нравственно» используется в определённом педагогическом контексте. Указывается, что следует использовать эти понятия в двух основных педагогических ситуациях. 1) «нравственный» (противоположно безнравственному) - как одобрительная оценка. 2) «нравственный» - как образное выражение для классификации вида действия или убеждения. Но это описательное или классифицирующее значение может быть основано на разных критериях и, следовательно, может употребляться в двух значениях: 1) «социологическое» значение. Социологи и историки в основном говорят о «нравственности» определенного общества или социальной группы, о том, что считалось или считается «нравственным» или «безнравственным», например, в древней Спарте или в Викторианской Англии. Имеется в виду определенный набор нравственных качеств. В современном обществе под нравственным поступком подразумевается действие, которое не идет в разрез с нравственным кодексом этого общества. 2) «общечеловеческое» значение. Оно может быть использовано для выделения определенного вида человеческих мыслей и действий, не на основании нравственных устоев определенного общества, а на каком-то ином основании (например, религиозном, физиологическом).

Истинная картина «нравственного воспитания», которое подразумевает привитие людям нравственного поведения, нуждается в подробном рассмотрении, полагают английские педагоги. Они задаются вопросом, как заставить людей поступать в соответствии с принятыми в обществе правилами или в соответствии с каким-то другим специфическим набором установок? Все поступки при этом делятся на «нравственные» и «безнравственные», т.е. те, которые согласуются с правилами или те, которые идут в разрез с ними: необходимо выявить, как заставить людей выполнять нравственные действия и предостеречь от действий безнравственных. Англоязычные учёные пытаются сформулировать программу нравственного воспитания, определив цели, задачи, методы, принципы, а также роли всех участников этого процесса. В теоретических обоснованиях нравственного воспитания английской педагогики прослеживаются три основные парадигмы:

1) социально-ориентированная теория;

2) ценностно-ориентированная теория;

3) теория рефлексивного нравственного воспитания.

Главное различие между ними - отношение к социальным и биологическим детерминантам воспитания. Принципиальное расхождение в этих теориях не столько в определении целей и задач воспитания, сколько в методах и формах осуществления процесса нравственного воспитания, а также в определении роли воспитателя (учителя или родителя, или того и другого вместе) и ребёнка как непосредственных участников этого процесса.

Общество, школа, родители как участники нравственного воспитания детей

В последние десятилетия ХХв. в школах Великобритании кардинально изменилось отношение педагогов к участию родителей в нравственном воспитании детей. Ранее учителя пытались сдерживать вмешательство родителей в деятельность образовательно-воспитательной системы. В школе в ходу были лозунги типа: «Дальше родителем не заходить», «Нет родителей за этой чертой». Проводились белые линии во дворе школы, за которые не пускали отцов и матерей. Начиная с 60-х годов ХХв., учителя стремятся вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс, сделать их деятельными, активными партнерами в решении вопросов нравственного воспитания. Это стало целью педагогического коллектива любой школы. Деятельность молодого учителя не будет оценена по достоинству до тех пор, пока он не достигнет успеха в установлении контакта с учащимися и их родителями.

В прочем, многие педагоги - практики, в частности М.Янг (М.Young (200-р.60)), считают, что взаимоотношение учителей и родителей в нравственном воспитании детей могли быть более фундаментальными.

По их мнению, наиболее эффективная, деятельная связь установлена в небольших сельских начальных школах, или в школах маленьких городов. Между тем, как в крупных городах Великобритании отношения между школой и семьей оставляют желать лучшего. Отношение общества и школы к проблеме сотрудничества с семьёй в нравственном воспитании учащихся.

Общество и школа Великобритании уделяют пристальное внимание вопросам сотрудничества с семьёй в нравственном воспитании учащихся. Двери школы открыты для родителей.

После 1-ой мировой войны стало ясно, что школа не может существовать в изоляции от окружающего мира. Государство, общественные организации, школы, родители стали всё более осознавать, что школа и семья должны объединиться, чтобы обеспечивать ребенка не только знаниями, но и воспитывать, готовить к жизни.

Существенный шаг вперед был сделан в 1930-х годах, благодаря работе М.Макюлли (M.MacCully (109-р.98)). Она стала инициатором создания Совета независимых организаций, который объединил родителей, учителей, социальных работников. Задачей Совета было привлечение родителей в школу и активизация общественной деятельности школы: установление между учителями и родителями дружеской атмосферы.

Вторая мировая война обострила необходимость более тщательного изучения проблем взаимосвязи образовательной системы и реальной жизни детей. В результате были осознаны перспективные возможности такого взаимодействия.

На рубеже 1940-50-х годов резко увеличилось количество ассоциаций учителей и родителей, но не было центрального органа, который мог бы скоординировать такую работу, донести мнение родителей до авторитетных органов. Отдельные ассоциации объединились в Национальный Координационный центр. Представители разных регионов создали единый орган управления - Государственную Федерацию родителей и педагогов.

Важность взаимоотношений семьи и школы для нравственного развития детей отмечена в ряде государственных законодательных актов. Эти публикации выражают официальное мнение образовательных институтов и призваны определить ориентиры для учителей и практических работников при установлении личностных взаимоотношений с семьями учащихся. Эти акты устанавливают рамки необходимых взаимоотношений между школой и семьей, определяют права и обязанности этих двух групп, которые формируют их партнерство.

В докладе центрального совещательного органа от 1954г.(83-р.21) была затронута проблема влияния семейного окружения и статуса семьи на получение детьми высшего образования.

Педагогические технологии сотрудничества семьи и школы в нравственном воспитании детей

В настоящее время в школах Великобритании существуют и действуют ряд форм взаимодействия учителей и родителей при нравственном воспитании учащихся.

Родительские собрания (вечера). Исследования показывают, что родительские вечера остаются самыми удачными мероприятиями, которые ставят целью привлечь родителей массово в школу, чтобы активизировать их участие в школьной жизни своих детей.

Такие периодические собрания знакомят родителей класса со школьными успехами и неудачами детей. Повестка дня этих собраний может включать такие вопросы, как трудности изучения отдельных предметов, проблемы социального развития личности, поддержание физического здоровья детей. Вечера, посвященные проблемам нравственного воспитания детей и вопросам организации совместной работы учителей и родителей с целью нравственного развития детей, вызывают живой интерес. Иногда тематику собраний определяют сами родители, они же готовят часть выступлений, консультируясь с учителями. Педагоги, в свою очередь, включают в повестку дня вопросы, требующие, по их мнению, немедленного решения (чаще всего это проблемы дисциплинарного характера).

Исследование Д. Джонсона и Е. Рейсом (119) в четырёх школах Великобритании показало, что чаще всего учителя являются организаторами родительских вечеров, проводятся они раз в год для каждого класса. Учителя ставят разные цели при организации родительских вечеров: 1) консультации для родителей с учителями предметниками; 2) отчёт учителей о прохождении школьной программы; 3) тематические встречи, например, посвященные проблеме выбора будущей профессии, вечера для родителей, дети которых только поступали в школу и т.д..

Родители выражали недовольство по поводу нерегулярности, редкого проведения таких вечеров. Они хотели бы чаще обсуждать проблемы своих детей с учителями, как со специалистами, хорошо знающими все стороны развития ребёнка. Многие родители считали, что такие родительские вечера представляют собой своего рода клинику, где анализируют, и обсуждают характер ребёнка и рассматривают перспективы развития его способностей. Родители ожидали, что учителя смогут выделить существенные сильные, и слабые стороны детей смогут прогнозировать дальнейшее развитие их способностей.

Родители и учителя не всегда преследовали одни и те же цели. Учителя стремились, главным образом, рассказать и показать родителям, как научить детей адаптироваться к школе, наметить перспективы взаимного сотрудничества по вопросам нравственного воспитания.

Родители же стремились получить полное впечатление о жизни детей в школе, пообщаться с учителями-предметниками.

С точки зрения семей, существуют три интерпретации школьных вечеров, в зависимости от пожеланий родителей:

1) если цель вечера - обсудить учебные успехи ребёнка, то необходимо организовать отдельные индивидуальные беседы с директором или другим представителем школьного коллектива;

2) если цель вечера - рассмотреть не учебные, а нравственные проблемы, то и проводить такие вечера нужно избирательно, исключительно для тех родителей, дети которых имеют проблемы с поведением; для остальных посещение подобных собраний не обязательно;

3) если цель вечера - организовать общение родителей и учителей, то главное - не разочаровать родителей, проявить равный интерес к каждому ребёнку, обсудить не конкретные проблемы, а общие дела.

Похожие диссертации на Взаимодействие учителей и родителей в нравственном воспитании учащихся в начальной школе Великобритании