Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Гостев Андрей Андреевич

Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции)
<
Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гостев Андрей Андреевич. Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции) : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : СПб., 2001 396 c. РГБ ОД, 71:02-19/42-0

Содержание к диссертации

Введение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОГО ОБРАЗА

Глава. 1. Вторичный образ - предмет психологического исследования - 24

1.1. Общая характеристика состояния проблемы - - 24

1.2. Вторичный образ в системе психики: новая ступень в психическом отражении-регулировании - 29

1.3. Развития и полифункциональность образной сферы - 45

1.4. Теоретико-методологическое значение изучения феноменологии и герменевтики образной сферы - 57

1.5. Дополнительные иллюстрации теоретической значимости исследования - 73

Глава 2. Типология вторичных образов - 89

2.1. Вторичные образы в состоянии "обычного бодрствования" - 89

2.2. Образы измененных состояний сознания -104

2.3. Системная классификация вторичных образов -124

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 3 Многомерное описание характеристик вторичного образа -141

3.1. Проблема методов изучения образной сферы - 141

3.2. Эмпирические характеристики -165

3.3. Этапы многомерного описания - 174

Глава 4 Индивидуальные различия в феноменологии образной сферы -179

4.1. Основные измерения - 179

4.2. Эффекты образной способности: основные тенденции - 183

4.3. Экспериментальные исследования роли индивидуальных особенностей вторичного образа в деятельности

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ В ПОЗНАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 5. Персонификация образной сферы - 203

5.1. Личностные аспекты в изучении воображения и фантазии - 203

5.2. Проблемы осознания образного опыта - 209

5.3. К проблеме интерпретации сновидений - 215

Глава 6. Феноменология образной сферы в личностном развитии - 234

6.1. Образная сфера в контексте теоретических проблем психологии личности - 234

6.2. Имагопрактика в самопознании и развитии личности: состояние проблемы - 244

6.3. Результаты собственных исследований имагопрактики - 264

6.4. Образная сфера в психокоррекции измененными состояния сознания -281

Глава 7. Образная сфера в глубинном самопозннии: междисциплинарные и культурологические аспекты - 291

7.1. Проблема прообраза транслируемого глубинного опыта - 293

7.2. Трансляционность воображения - 303

7.3. Философское осмысление духовного опыта - 305

7.4. Опыт религиозно- мистических традиций и спонтанное внеконфессиональное визионерство - 309

7.5. Данные трансперсональной психологии - 312

7.6. Образная сфера в православной традиции - 318

ВЫВОДЫ - 333

ПЕРСПЕКТИВЫ - 338

ЛИТЕРАТУРА - 341

ПРИЛОЖЕНИЕ - 352

Приложение 1: Комментарии и дополнения - 352

Приложение 2: Опросник и Интервью - 391

Введение к работе

"Умей мечтать, не став рабом мечтания" (Джозеф Киплинг)

Актуальность. Реалии современного мира в качестве главных задач психологической науки все настоятельнее выдвигают исследование проблем развития сознания, познавательно-регулятивных возможностей субъекта, становления внутреннего мира человека, духовно-нравственного совершенствования личности. Данные вопросы предполагают более глубокое изучение и многомерное описание внутреннего мира личности, одной из основных форм которого являются многочисленные виды "неперцептивных" образных явлений. Это различные репродуктивные образы долговременной, кратковременной и оперативной памяти, представления об окружающем мире и самом себе, включая системы социальных представлений, образы воображения, фантазии, сновидения, и др. Можно говорить о спектре классов "внутренних образов" предметов, явлений, ситуаций, переживаемых в отсутствии непосредственно воздействующего их прообраза в качестве стимула. Термин "вторичный образ" (Б.Г.Ананьев [7; 8], Л.М.Веккер [42], Б.Ф.Ломов [189]) может выступать, как обобщающий для всех образных феноменов, соответствующих обозначенной познавательной и психорегулятивной ситуации.

В психологической науке уровень представлений является признанным уровнем психического отражения-регулирования. Он четко выделяется, как самостоятельный в системном описании психики и теоретически охватывает большую часть классов вторичных образов [7; 42; 189; 262]. Изучение представлений как психического процесса и результата (конкретных вторичных образов) относится к узловым проблемам психологии, ибо данный уровень психического отражения-регулирования показывает своеобразие перехода от непосредственного восприятия к высшим психическим процессам и функциям. Сформированный в единстве восприятия, мышления и речи образ-представление рассматривается, как качественно новая ступень познания по отношению к сенсорно-перцептивным процессам [ibid]. Положение вторичных образов в системе психики определяет главную их особенность: единство и взаимопроникновение чувственного и понятийного.

Исследование уровня вторичных образов (представлений) признается психологической наукой значимым для решения теоретических и прикладных проблем психологии. Роль вторичных образов в самом общем виде определяется тем, что они, произвольно/непроизвольно перемещаясь своим содержанием в пространстве мысленно отображаемой реальности и по оси субъективного времени, репрезентируют в индивидуальном сознании отсутствующий свой явный и соотносимый стимул-прообраз в ситуации непосредственного взаимодействия человека с миром в точке "здесь и теперь". Вторичные образы репрезентируют в сознании человека " объекты, отсутствующие в ситуации его непосредственного взаимодействия с миром, актуализируют содержание индивидуального опыта для предна-стройки к будущему, помогают моделировать чужой опыт (в том числе коллективный - разного уровня) для оптимизации общения и др. Особое значение актуализация опыта в образной форме имеет для: а) целенаправленной деятельности (моделирование вариантов будущего), б) самопознания на различных уровнях, в) психической саморегуляции.

Психология традиционно подчеркивала значение образов-представлений, воображения, сновидений в процессах познания, труда и общения, в научном и художественном творчестве (достаточно указать на [8; 189; 262; 401-403]). Нет области человеческого бытия, где бы не функционировали образы воображения [215]. Неразрывная связь сферы вторичных образов с творчеством иллюстрируется уже тем, что великие деятели науки и искусства имели пристрастие писать о воображении как процессе, в частности, помогающем видеть реальность в новых, неизвестных связях. [159]. Многие выдающиеся ученые (Эйнштейн, Нильс Бор, Пастер и др.) признавали, что без могучего воображения не могла бы двигаться вперед даже точная наука [17]. Вторичные образы синтезируют информацию, порождают догадки, помогают наглядно моделировать и преобразовывать познавательные сюжеты, особенно в познании микро- и макромира. " Многие же ученые имеют "муки визуализации" [141,ч.1,с.5]. Что касается художественного творчества, то воспоминания, фантазии, сновидения и др. виды образов позволяют Художнику видеть и переживать мир с особой широтой, обеспечивают специфическую "перетасовку" жизненных фактов, прогнозов, элементов индивидуального и общечеловеческого опыта [12; 80].

Актуальность изучения сферы вторичных образов, как важных факторов, определяющих своеобразие внутреннего мира личности, диктуется также тем, что современный человек живет в некой "иконосфере" виртуальной реальности, порожденной СМИ, компьютеризацией и "интернетизацией", закономерности, положительные моменты и опасности взаимодействия с которой неизвестны науке (однако уже вызывают тревогу на уровне познавательных возможностей духовных традиций). Поэтому изучение механизмов "тотальной визуализации" всех сфер жизни человека, как фактора трансформации психики, включая деструктивный аспект ее изменения, представляется чрезвычайно важным.

Исследования образной проблематики стали актуальны для эргономики, психологии труда и инженерной психологии. Способность оперировать пространственными образами рассматривается как профессионально-важное качество, необходимое для осуществления самых разнообразных видов деятельности. (В качестве примеров укажем на [8; 152; 163; 168; 169; 191; 236; 250; 342]; данный вопрос проанализирован автором [87]). Образы-представления, являясь оптимальной формой внутренней организации поступающей информации [165] (например, "образ полета" [128]), функционируя в виде эталонов, играют ключевую роль в деятельности человека-оператора [127; 191]. Очевидна роль вторичных образов в совместной профессиональной деятельности: это проблема согласования систем представлений о неком явлении, процессе, событии. В частности, данный момент ярко виден в актуальных сегодня исследованиях по психологии бизнеса (напр. [429]). ,v

Значимость и актуальность изучения сферы вторичных образов отчетливо видна в связи с психокоррекционной (психотерапевтической) практикой, особенно в связи с духовно-нравственным самопознанием и развитием человека: образы способны транслировать человеку духовные смыслы в их порой тончайших нюансах. Здесь вторичные образы различных классов выступают и как эффективный диагностический инструмент познания (самопознания) неосознаваемого психического материала, и как средство личностного роста. Творческое и психологически грамотное использование образов расширяет целостное видение мира, рождает неожиданные конструктивные идеи, повышает чувствительность к людям (сострадательность), событиям (ответственная включенность в них), увеличивает доверие к самому себе и позволяет самоконсультироваться и самокорректироваться. Признается, что с помощью вторичных Ьбразов можно: 1) прояснять жизненные цели; 2) создавать индивидуальное видения любых ситуаций, в частности, найти выход из ситуаций трудных, проверить варианты в ситуации выбора (обнаружение "подводных камней") и, предвидя результаты принятия решения, определить приоритеты усилий; 3) осознать сильные и слабые стороны характера, найти препятствия раскрытию творческого потенциала, изменить деструктивные стереотипы восприятия; 4) улучшить межличностные отношений и др. Имагопрактика позволяет приблизиться к изменению внутреннего мира и внешнего поведения, деятельности человека, способствует кристаллизации жизненного опыта, помогает приобрести и проявить желаемые личностные черты и эффективно формировать профессионально-важные качества, реализовать планы и многое другое. С помощью вторичных образов можно, например, улучшить настроение или заставить себя что-то сделать, или заглянуть на страницы будущего, и увидеть то, чего человек истинно желает, в отличие от того, что он думает по этому поводу. Глубинное осознание опыта на уровне переживаний образов помогает выявить корни проблемы и положительно менять мироощущение и поведение.

Воображение обладает огромной силой. Вторичные образы являются естественным языком психики, связанным с допонятииным уровнем мышления. До овладения речью индивидуальный опыт кодируется во вторичных образах (на уровне представлений с активным участием воображения). Поэтому они способны проникать в глубинные хранилища опыта субъекта, которые недоступны ratio. Вторичные образы эффективно формируют своеобразные "матрицы", которые как бы притягивают психическую энергию человека и наполняются "жизненным материалом". В результате возникают некие программы для реализации желаемого или нежелательного. Поэтому для создания желаемых обстоятельств или изменения существующих ситуаций психологи советуют строить некие "образы-мостики" между осознаваемым и неосознаваемым, просматривать образы, идущие из глубин подсознания, и корректировать их. Сны, фантазии, образы измененных состояний сознания позволяют чувствовать, понимать и интерпретировать сложный язык метафор, глубинной архети-пической символики и мифологии. Сфера вторичных образов выступает в роли "окна", позволяющего неосознаваемому материалу быть представленным во внутреннем мире личности. Неосознаваемые области психики, вторгаясь в сознание, как бы пытаются выразить себя на языке образов. К.Юнг показал, что символические образы являются духовным источником, фактором восстановления внутреннего баланса и достижения целостности. Поэтому сегодня большое внимание уделяется развитию образности [73; 185; 186; 351; 386; 429; 445; 459; 465], изысканию дополнительных возможностей использования творческой силы сферы образов для улучшения психической саморегуляции, углубления самопознания, ускорения личностного роста, достижения положительных изменений в жизни.v

Следует отметить, что история изучения сферы вторичных образов -это чередование подъемов и спадов познавательного к ним интереса, начиная с античности. В XIX-XX вв. можно, в частности, наблюдать этот внимание, далее - спад интереса, и новая волна внимания в начале 60-х гг.

Однако несмотря на растущее внимание к образной проблематике самых разных областей психологии и смежных наук, существует противоречие между, теоретической и практической значимостью изучения сферы вторичных образов и состоянием разработки проблемы. Последнее характеризуется в целом неполнотой, фрагментарностью, неоднозначностью знания, отставанием исследований от запросов практики. В частности, недостаточно изучены проблемы, касающиеся: а) феноменологической "развертки" вторичных образов - форм субъективной репрезентации окружающей реальности и внутреннего мира; б) закономерностей актуализации глубинного образного опыта, максимально латентного для осознания; в) взаимоотношений классов вторичных образов, прежде всего, менее изученных (например, образов измененных состояний сознания).

Но именно такие знания имеют особое значение: для более целостного понимания человеческой психики; ее возможностей во взаимодействии человека с миром и с самим собой. Поэтому представляется необходимым не только расширение подхода к изучению сферы вторичных образов в рамках общей психологии, но и выход в более широкий исследовательский контекст с соотнесением научных результатов с данными по проблеме из междисциплинарных областей. В этой связи возрастает роль описательно-феноменологического и герменевтического подходов, способных дополнить доминирующую традицию в изучении вторичных образов в рамках когнитивной психологии.

Итак, теоретическая и практическая актуальность диссертационного исследования связана с предметным и системным анализом феноменологии субъективной репрезентации человеком самого себя и мира, особенно отражающей глубинные пространства внутреннего мира, а также с изучением роли данной феноменологии в познании реальности и регуляции жизнедеятельности человека.

Теоретическая значимость

Общая постановка проблемы: для теоретического осмысления многообразия образного опыта вводится понятие о совокупности вторичных о подструктуре внутреннего мира человека. Это углубляет научные представления об иерархии и взаимосвязанности множества классов вторичных образов, ориентирует сбор и осмысление соответствующих фактов под более целостным углом зрения. Представления об уровне целостности сферы вторичных образов позволяют рассматривать их, как имеющие общие параметры в своей структуре и функционировании. Образная сфера рассматривается в нескольких аспектах, как:

•Классификация образных феноменов: некое целостное образование, в котором вторичные образы различных классов представляют собой элементы, имеющие структуру, систему функций, особенности развития. •Множество вторичных образов, которые могут быть пережиты конкретным человеком.

•Множество форм потенциальных вторичных образов, которые могут быть представлены в индивидуальном сознании при определенных условиях.

Целостное психическое отражение-регулирование предполагает функционирование всех классов вторичных образов в зависимости от ситуации жизнедеятельности человека. Образная сфера понимается как многомерная, многоуровневая динамическая подсистема психики, элементы-образы которой выполняют специфические функции в психическом отражении-регулировании внешней реальности и внутреннего мира личности в соответствии с актуальной жизненной ситуацией.

Известно, что любой акт психического отражения представляет собой его идеальное преобразование (чувственное, мысленное). В ходе взаимодействия субъекта с объектом в идеальном плане из последнего "вычерпывается" новое содержание, которым обогащается психика [36, с.373]. Образная сфера непрерывно участвует в идеальном взаимодействии субъекта с окружающей реальностью и реалиями внутреннего мира, в определенной форме выражая содержание такого взаимодействия. Она способна отразить бытие, идеально представленное в человеке [7; 36; 65; 263]. Изучение феноменологической развертки образной сферы конкретизирует это важнейшее теоретическое положение, ибо вторичные образы могут буквально показывать результаты идеального взаимодействия человека с миром и самим собой.

Отражение во образной сфере многомерного и многоуровневого внутреннего мира человека может включать: а) духовно-нравственные измерения человеческого бытия, б) неявные аспекты окружающего мира (т.е. многообразия бытия, идеально представленного в человеке), в) сферы идеальных объектов (ценностей и отношений эстетического, этического, философско-мировоззренчсского, религиозного и т.п. порядка). Переживание духовных измерений - это также разнокачественные встречи внутреннего мира человека с областями трансперсонального, трансцендентального опыта, архетипами коллективного бессознательного, религиозно-мифологическим символизмом из различных культурных традиций, а также видениями, воспринимаемыми, как "божественные откровения" об объектах высшего идеального бытия. Изучение когнитивных и регулятивных эффектов от переживания субъектом такой феноменологии является актуальной задачей психологической науки.

Функция образной сферы, ответственная за отражение-регулирование в процессе глубокого контакта субъекта с областями своего внутреннего мира, и через них - с реальностью человеческого бытия в многообразии и единстве его измерений, названа трансляционной функцией. Она соотносится с основными функциями психического образа: информационной, регулятивной и коммуникативной [189] в том смысле, что имеет соответствующие аспекты.

Иными словами, образная сфера в трансляционной функции выступает в роли связующего звена ("канал-контакта") внутреннего мира субъекта с многомерными и многоуровневыми реалиями человеческого бытия. Понятие "трансляционности" выражает идею непосредственного показа субъекту потока вторичных образов на неком, говоря метафорически, "внутреннем экране", и переживания их содержания ("аутодемонстрация"). Мы говорим о трансляционной функции, как о функции образной сферы, связанной с "перенесением в сознание", (переводом в "пространство переживаний") субъекта некой глубинной информации о мире и самом себе. Понятие трансляционной функции образной сферы охватывает всю потенциальную феноменологию образного опыта субъекта. Вторичные образы различных классов, имея собственную форму субъективности, определяющую особенности подачи (перенесения) материала в сознание, выступают особым психологическим инструментом познания и самопознания. Переживание вторичных образов помогает актуализации материала, неявного для обычных состояний сознания. Vl Значимость переживания содержания вторичного образа связана с известными трудностями перевода внутреннего опыта в фиксированные значения понятийных структур. Переживание является элементом механизма "канал-контакта" субъекта с глубинными аспектами внутреннего мира. Иными словами, поскольку эмоции отражают отношение субъекта к объекту [42, т.З], характер чувств и эмоций, особенности настроения человека выступают важнейшим фактором понимания "образного послания" [172]. Ощущение удовлетворенности-неудовлетворенности, спокойствия-тревоги, раскованности- напряжения, комфорта- дискомфорта и др. переживания, несомненно, по- разному будут влиять на осмысление содержания вторичного образа. Напомним, что У.Джемс подчеркивал: эмоции извещают сознание о процессах, протекающих в неосознаваемой сфере [108], и что изучение глубинного слоя психического, по мнению С.Л.Франка связано с универсальным языком метапереживаний [305]. Поэтому изучение открывающихся субъекту "пространств переживаний", т.е. чувств, эмоций, вызываемых вторичными образами, становится необходимым.

Подчеркнем, что познание-трансляция неосознаваемого материала и переживание его содержания во вторичном образе, естественно, не тождественны. Между ними нет также родо-видовых отношений. Исходя из того, что отражение содержания вторичного образа опосредствуется переживанием, можно осторожно говорить лишь об отношении "средство переработки - материал".

Из сказанного понятно, что образная сфера помогает эффективнее использовать интуитивное познание. Осознание человеком неявных аспектов внешнего и внутреннего миров может, например, выступать.в виде "прямой образ-подсказки". Происходит своеобразная непосредственная интуиция некой ценности, некого смысла и.т.п., воспринимаемых "логикой сердца", т.е. через чувство. Интегрирование в образной сфере рационального и образно-эмоционально-интуитивного, в какой-то мере, может помочь противостоять прессингу накатывающих на человека жизненных проблем, информационной перегрузки и бытовой суеты. Учитывая нарастание хаотичности, сложности и противоречивости современной жизни [69; 88], когда люди слабо чувствуют "нужное направление" на любых уровнях - от индивидуального до глобального, это - актуальная психологическая задача.

Подчеркнем также, что в раскрытии трансляционной функции образной сферы особое значение имеют образы измененных состояний сознания, ибо они осуществляют контакт субъекта с самыми глубокими слоями внутренним мира. Важной теоретической проблемой, однако, является соотнесение точек зрения, говорящих о позитивной роли образов данного класса, и воззрений, которые подчеркивают опасности, поджидающие любопытствующего "визионера", стремящегося, например, узреть "духовное и божественное" в образах.

Основные аспекты теоретической значимости. Уникальность места вторичных образов в системе психики определяет то, что они включены во всю психологическую проблематику. Рассмотрение актуальных проблем изучения образной сферы разворачивается в контексте таких конкретных областей психологического знания как общая, социальная, дифференциальная психологии, психология личности и др. Это позволяет проблематике вторичных образов быть своеобразным интегратором психологического знания. Поэтому изучение образной сферы приобретает самое непосредственное значение для решения ключевых теоретических проблем психологической науки: психология сознания, полифункциональность и развитие психического образа, его онтологический статус, резервные возможности психики, построение "картины мира" и др.

В изучении полифункциональности образной сферы необходимо определить множество ее функций. Наряду с известными функциями представлений, воображения, отчасти сновидений, мы мало знаем о функциях образов измененных состояний сознания.

Изучение развития образной сферы предполагает анализ различных его аспектов - филогенетического, культурогенетического, онтогенетического.

Что касается роли вторичных образов в построении субъектом интегральной картины мира, то теоретически значимо не только дальнейшее изучение опосредствования психического отражения-регулирования образом мира [277; 278], но и анализ того, как индивидуальные особенности образной сферы приводят к различиям в "мире образов" и, соответственно, играют важную роль в становлении субъективного мира человека.

Системное рассмотрение вторичных образов в связи с явлениями сознания открывает новую грань в исследовании последнего, ибо вторичные образы могут пониматься, как своеобразные единицы сознания (форма существования индивидуального и группового сознания), участвующие в реализации отражательной и регулирующей функций психики. Интересный вопрос - роль состояний сознания в формировании вторичных образов определенного класса. Образная сфера является также средством интеграции сознания. В этой связи интерес представляет анализ трансперсональных подходов к потенциальным формам сознания [103; 195; 196; 420; 460; 473].

Анализ и обобщение феноменологии образной сферы добавляет новые грани в проблеме соотношения чувственного и понятийного в психическом отражении. Смещение когнитивной психологией акцентов на изучение механизмов и регулирующей функции психического образа в 60-80 гг. привело к определенному затушевыванию вопроса о форме презентации вторичного образа в сознании. Усиление исследовательского интереса к сенсорным качествам вторичного образа позволяет глубже изучать контакт человека с реалиями внутреннего мира. Восстановление в правах "чувственной ткани" вторичного образа весьма актуально для изучения субъективной формы существования в индивидуальном сознании социальных представлений.

Итак, теоретическая значимость диссертационного исследования определяется, во-первых, синтезом естественнонаучного и гуманитарного основания психологической науки (на материале образной проблематики), и, во-вторых, включением анализа образной сферы в рассмотрение теоре тических проблем психологической науки. Так, изучение трансляционной функции образной сферы значимо для: а) более целостного понимания психики; б) резервных ее возможностей (углубление познания психического отражения-регулирования); в) нахождения новых граней во взаимодействии человека с миром и с самим собой. Теоретическая значимость работы видна также в возможности расширения точек соприкосновения данных по образной проблематике из различных направлений психологии. Поднимаемые в работе вопросы, в свою очередь, актуализируют острые проблемы психологической науки.

Теоретико-методологические основания работы

Главная установка исследования на целостное рассмотрение феноменологии образной сферы в ее специфической функции в познании мира и самопознании определило то, что теоретико-методологической основой работы выступили следующие подходы: комплексный подход (Б.Г.Ананьев [6; 9]), системный подход (Б.Ф.Ломов [189]), структурно-функциональные описания (В.А.Ганзен [58-66]), субъектно-деятельностная парадигма (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский [1; 36; 263]), феноменологически-герменевтический подход. v" Важной теоретической установкой является понимание вторичного образа, как изображения [44].

С позиций феноменологически-герменевтического подхода внутренний мир человека рассматривается, как некая "целостная личность", которую мы призваны понимать; объектом понимания может выступить образное явление, и тогда проблема понимания "образного послания" подчеркивает значение герменевтического подхода (аутогерменевтика вторичного образа). Вторичный образ вводится в систему герменевтических отношений. Образ соотносится с субъектными характеристиками: с мотивами, целями, понятийными (речевыми) структурами, содержанием сфер неосознаваемого психического и др. Подчеркнем, что в психологической науке все более осознается необходимость разработки герменевтических методов психологического исследования (например, [1; 116-118]). Рассмот рение человеком своего внутреннего мира в качестве другого субъекта, с которым он общается и которого призван понимать, подчеркивает роль интуитивного постижения смысла познаваемого (в переживании образа нечто может интуитивно угадываться). Соединение принципа, согласно которому психическое объективно существует только как субъективное, с положением о том, что внутренний мир человека, есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта [36; 263; 276], смягчает противопоставление естественнонаучного и феноменологически-герменевтического подходов. И это важный и конструктивный момент в изучении трансляционной функции образной сферы. Ибо он позволяет исследователю внутреннего мира личности не только понимать, что субъективность есть факт объективной реальности [276, с.74], но и, посредством изучения феноменологии и герменевтики вторичных образов, реально раскрывать форму и содержание субъективности как объективного явления, участвующего в практическом освоении мира человеком.

Особенностью работы является привлечение междисциплинарных и культурологических данных (в плане синтеза естественнонаучного и гуманитарного основания психологии). Возрождение интереса к "понимающей психологии" открывает новые возможности в изучении образной сферы в междисциплинарных областях знания. То, что вторичный образ открывается, переживается, интуитивно познается и понимается сближает психологию науку с другими областями познания - искусством, философией, религией. Обращенность человека на нравственно-духовные измерения своего бытия, на мир идеальных ценностей и отношений, открывающихся во внутреннем мире, рассматривается как необходимый этап самопознания и познания мира. Как отражает образная сфера главные содержания в этих областях, а именно - духовные смыслы жизни, существующие на различных уровнях, включая самые высшие - устремленность человека к высшему, абсолютному, трансцендентному? В то же время, очевиден вопрос, а достаточно ли существующего понимания психологической наукой сущности человеческого духа? Как отражаются человеком более сложные и концептуально невыразимые проявления духовности? Для ответа на подобные вопросы феноменология переживаний человеком своего духовного бытия обобщена недостаточно.

Актуальной задачей психологии становится демистификация областей познания, которые соприкасаются со сферой духовности. Области нравственно-духовного, духовно-религиозного опыта должны стать полноправным объектом научного познания.

Здесь психология сталкивается со сложным вопросом соединения традиционной науки (академической психологии) и научного рассмотрения возможных путей и объектов познания. Это актуально для психологии: духовный опыт рассматривается искусством, философией, культурологией, теологией, и психология должна врастать в подобную междисциплинар-ность. Заметим, что область "потенциального" в науке всегда существовала и будет продолжать присутствовать, поскольку "наука возможного" задает как бы "зону развития" познания. Диссертационное исследование исходит из тезиса о том, что психология должна быть открыта для обсуждения материала, накопленного в других системах познания и подходить к ним непредубежденно. В работе поэтому использовались термины, которые не имеют научного статуса. Но за ними стоит определенный познавательный опыт человечества, и потому мы подходим к ним как к гипотетическим понятиям. Все моменты, не вписывающиеся в традиционно-конвенциальную психологическую парадигму считаются не уходом из научной психологии, а областями потенциального ее и осмысления.

Цель исследования. Создание описательной систематизации феноменологии образной сферы человека на основе анализа и обобщения имеющихся данных, и разработка концептуально-терминологического аппарата, позволяющего рассматривать образную сферу в качестве средства самопознания и познания мира

Объектом исследования является множество вторичных образов во внутреннем мире взрослого человека.

Предметом исследования является феноменологическая развертка трансляционной функции образной сферы в системах социального взаимодействия: "личность - ее внутренний мир", "личность - личность", "личность - общество" (на разных уровнях, включая трансперсональный).

Цель исследования достигалась решением следующих задач:

1) Целостное рассмотрение и систематизация множества классов вторичных образов. Концептуализация понятия "образная сфера", как структуры, объединяющей спектр вторичных образов, и включенной в систему психического отражения и регулирования субъекта.

2) Анализ феноменологических проявлений трансляционной функции образной сферы.

3) Проверка диагностического потенциала процедур субъективного оценивания параметров образной сферы.

4) Поиск путей создания многомерного описания характеристик образной сферы.

5) Анализ дифференциально-психологического аспекта полифункциональности образной сферы.

6)Анализ значения образной сферы для развития личности.

7) Рассмотрение имагопрактики, как психотехнологии личностного роста.

8) Изучение историко-психологического, междисциплинарного и культурологического материала в изучении трансляционной функции образной сферы.

Методы: Для решения поставленных задач применялись следующие методы: 1) Процедуры самооценки вторичного образа. 2) Анализ феноменологии образной сферы по имеющимся психологическим публикациям. 3) Культурологический анализ феноменологии образной сферы. 4) Экспериментальный метод. 5) Методы наблюдения, опроса, беседы, экспертного оценивания (в частности, анализ данных имагопрактики).

Общее количество испытуемых в различных вариантах исследования составило более 900 человек (испытуемые, респонденты, клиенты). На защиту выносятся следующие положения:

1. Феноменологическое описание различных классов вторичных образов на основе непосредственного переживания их содержания человеком с позиций герменевтического подхода и принципов "понимающей психологии" является необходимым направлением исследования глубинных механизмов психического отражения и регулирования.

2. Понятие "образная сфера" адекватно описывает совокупность многообразных взаимосвязанных классов вторичных образов.

3. Ключевым в исследовании образной сферы в феноменологически-герменевтическом аспекте является понятие о ее "трансляционной функции".

• Трансляционная функция образной сферы выступает как особый психологический инструмент познания внутреннего мира личности, а также контакта индивидуальной психики с многомерными и многоуровневыми реалиями бытия, идеально представленного в субъективном мире человека.

• Трансляционная функция образной сферы выступает в роли связующего звена между внешними и внутренними, реальными и идеальными, явными и скрытыми измерениями внутреннего мира.

• Важным элементом механизма трансляционной функции образной сферы выступает переживание образов.

• Особое значение имеет отражение во вторичном образе нравственно-духовных измерений человеческого бытия, мира идеальных объектов.

4. Построение многомерного описания характеристик вторичных образов различного класса является необходимым элементом системного изучения образной сферы. Такое описания включает ряд этапов:

• расширение набора исходных характеристик, описывающих классы вторичных образов в связи с процедурами их измерения;

• нахождение минимально достаточного набора характеристик интегральных, способных нивелировать разброс парциальных показателей;

• изучение соотношения общих и парциальных характеристик относительно классов вторичных образов и образной сферы в целом.

5. Учет индивидуальных особенностей образной сферы и их личностных коррелятов является необходимым условием раскрытия ее функционирования.

6. Практическая работа с образной сферой является эффективным средством глубинного самопознания личности и ее изменения.

7. Включение в научный анализ историко-психологических, междисциплинарных и культурологических данных углубляет и обогащает понимание роли образной сферы в познании нравственно-духовных смыслов.

Новизна. Впервые на основе феноменологически-герменевтического подхода в таком объеме анализируются и обобщаются научные данные о познавательном и регулятивном потенциале вторичных образов различного класса (при использовании материала из общей психологии, психологии личности и междисциплинарных областей). Такое исследование рассматривается как необходимое направление изучения механизмов психического отражения-регулирования на основе объединения когнитивистской и герменевтической традиций. Развиваются научные представления о более высоком уровне целостности классов вторичных образов - образной сфере. Развиваются идеи системного, многомерного описания понятия трансляционной функции образной сферы, - психической функции, которая выступает как особый инструмент самопознания. Акцентирован вопрос об отражении в образной сфере нравственно-духовных измерений человеческого бытия, включая трансперсональный и религиозный опыт. Намечены шаги в построении многомерного описания характеристик вторичных образов различного класса и образной сферы в целом. Всесторонне проанализированы методы субъективного оценивания вторичных образов. Сформулирован дифференциально-психологический подход к показателям образной сферы, как необходимое условие раскрытия ее функционирования. Предложены новые подходы и рекомендации в имагопрактике, связанные с анализом использования образной сферы в психологической коррекции и личностном росте.

Практическая значимость работы v" заключается в том, что она: а) содержит в сжатом, систематизированном виде информацию о большом массиве данных о феноменологии образной сферы, накопленных психологией и междисциплинарными с ней областями; б) намечает перспективы дальнейших комплексных исследований по проблеме; в) ориентирует на поиск дополнений к сциентистским подходам к образной сфере человека;

.

г) дает рекомендации и приемы диагностики и коррекции в связи с вопросами самопознания, личностного развития.

Результаты диссертационного исследования способны дать знание, нужное как ученому-теоретику, так и практику, сталкивающемуся с функционированием вторичных образов в самых различных видах человеческой деятельности.

Апробация. Основные результаты излагались и обсуждались многократно на протяжении последних 25 лет в разнообразной форме как внутри страны, так и за рубежом. Диссертационная работа специально обсуждалась на совместном заседании лабораторий: истории психологии, системных исследований психики, психологии способностей, психологии личности ИП РАН, 4 января 2001 г. а также на кафедре общей психологии факультета психологии С.Петербургского университета 1 марта 2001 г.

Общий объем работ, посвященных теме диссертационного исследований составляет около 60 а.л., из них 25 а.л. написаны в соавторстве.

Диссертация состоит из Введения, семи глав, Выводов и Приложения.

В главе I дается обзор состояния проблемы вторичного образа, рассматривается теоретико-методологическое значение анализа феноменологии образности и трансляционной функции образной сферы для психологической науки. В главе 2 описанием основных классов вторичных образов и их многомерной классификацией задается целостное представление об образной сфере, ее структуре. В главе 3 произведена систематизация материала о наборе эмпирических характеристик вторичного образа. Обсуждаются пути создания многомерного описания феноменологических характеристик образной сферы. Рассмотрен неизбежно связанный с данной проблемой вопрос о методах изучения вторичного образа, дающих конкретные его измерения-характеристики. Акцентировано понимание несводимости одних измерений образности к другим. Построение многомерного описания образной сферы предполагает рассмотрение индивидуальных различий во вторичных образах, и функциональных коррелятов. Этим вопросам посвящена глава 4. Отдельный раздел данной главы посвящен экспериментальному исследованию роли индивидуальных особенностей вторичного образа в деятельности. Он содержит несколько иллюстраций. 1. Индивидуальные особенности вторичных образов в решении пространственных зада. 2. Роль характеристик образной сферы в общении. Главы 5 и 6 посвящены рассмотрению роли образной сферы в познании и развитии личности. Только через изучение взаимосвязи образных и личностных характеристик можно понять как, почему, и зачем конкретный вторичный образ возникает в сознании человека. Затрагиваются такие актуальные вопросов как: а) многомерность фантазии и ее типология, б) деформация образной сферы, в) проблемы осознания образов. С системных позиций рассматривается проблема интерпретации сновидений. В главе б анализируется значение имагопрактики для личностного роста - как в аспекте диагностики через содержания образов, так и в плане психологической коррекции. Особое внимание уделено роли образной сферы в трансперсональной психотерапии, использующей психокорректирующий потенциал переживания образов измененных состояний сознания. Здесь подчеркивается недостаточное внимание к возможным деструктивным для человека психическим состояниям. Затронуты и нравственно-философские аспекты имагопрактики, например, в связи рассмотрением таких острых вопросов современных западных направлений личностно-духовного развития, как: а) актуализация глубинного опыта и эмоциональное отреагирование, б) природа "истинного я", в) "скрытое психоманипулирование", г) психотерапевтическое и духовное наставничество. Глава 7 посвящена рассмотрению трансляционной функции образной сферы с привлечением междисциплинарных данных из следующих областей ее проявления: 1) "трансляционные качества" воображения, способного выражать духовные измерения, например, символические и архетипические содержания культуры, образы нравственных ценностей, образы "высших духовных реальностей" и т.д.; 2) "образное сопровождение" философского и богословского осмысления духовно-нравственного опыта; 3) опыт мистических и религиозных традиций различных культур, а также феномен спонтанного визионерства; 4) данные трансперсональной психологии; 5) точка зрения православной традиции. Рассмотрен вопрос о прообразе переживаний, транслируемых в образах. Реальность, открывающаяся, например, в религиозно-мистических состояниях сознания понимается нами, как пока непознанные наукой гипотетические психологические измерения духовной реальности. 

Вторичный образ в системе психики: новая ступень в психическом отражении-регулировании

Как подчеркивалось во Введении, основное множество образных явлений составляют вторичные образы, которые в широком своем понимании могут быть определены, как образы предметов и явлений, имеющие свое бытие в субъективном мире человека в отсутствии непосредственно воздействующего их прообраза. Иными словами, вторичный образ не привязан по содержанию отображенного в нем к непосредственному воздействию стимуляции окружающей среды на органы чувств (хотя некие стимулы могут косвенно присутствовать и влиять). Термин, следовательно, выступает, как обобщающий для всех переживаемых в различных состояниях сознания образных явлений, вторичных в указанном выше смысле по отношению к перцептивным образам. Именно на этом основании анализ составляющих образной сферы абстрагируется от перцептов, перцептивных иллюзий и образов, имеющих в себе явные следы стимуляции оптических структур. Подчеркнем, что абстрагирование от перцептов является условным, связанным с возможностью учета присутствия содержания прообраза во вторичном образе: чем дальше содержания последнего от характеристик непосредственно воздействующей реальности (прообраза), тем абстрагирование более допустимо. К основным составляющим образной сферы мы отнесли многоликие репродуктивные образы памяти (долговременной, кратковременной и оперативной), обобщенные образы-представления о тех или иных предметах и явлениях окружающего мира, образы воображения, фантазии, образы-сновидения, различные классы образов, описываемых в проблематике измененных состояний сознания. Во всех этих случаях речь идет о классах образов предметов, явлений, ситуаций, переживаемых в отсутствии воздействия последних в качестве стимула.

В отечественной психологии психические процессы рассматриваются, как разные формы и уровни динамической многоуровневой системы субъективного отражения действительности: ощущения - восприятие -представления - мышление [7; 189]. Уровень представлений выделяется в общей психологии, как самостоятельный, имеющий многообразие форм образности (как минимум - это образы представления и воображения). Изучение данного уровня психического отражения-регулирования является узловой проблемой психологии, поскольку вторичные образы показывают своеобразие перехода от восприятия к высшим психическим функциям [7; 42,т.,с.279]. (Вспомним, что еще Аристотель интересовался ролью образов в выработке идей).

Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Б.М.Теплов и др. исследователи выделяли три уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный, "представленческий" (воображение, эйдетическая память, образное мышление) и речемыслительный. Каждый из уровней обеспечивает определенную "глубину" и "объем" отражения действительности, а также соответствующие регуляторные возможности субъекта. "Уровень представлений, -подчеркивает В.А.Барабанщиков, - фиксирует движение вторичных образов, не требующих непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств" [20, с.47]. Он выделяет несколько уровней исследования психического образа [ibid, с.51]. На высшем уровне образ рассматривается в рамках системы "человек - общество"; предметом исследования становятся коллективные представления, идеалы и т.п. Порождающим основанием образных явлений данного уровня выступает система общественных отношений. На следующем уровне исследуется психическое отражение в процессах деятельности и общения людей. Здесь изучаются закономерности формирования образа и его основные функции: когнитивная, регулятивная, коммуникативная. Далее идет наиболее полно проработанный уровень изучения отдельных процессов познавательной сферы человека. Изучаются сенсорные основы образа, в частности, сенсорные пространства, законы соответствия объективных и субъективных величин, свойства и законы развития чувственных образов, способы хранения, преобразования и использован и я эталонов памяти, семантические пространства и многое другое. На этом уровне, при выделении психических - актов, процессов, состояний, свойств, " - мы видим, что проблематика образной сферы присутствует везде. Понятие психического акта (быстро протекающее, простое и однородное по структуре психическое явление), например, широко использовалось И.М.Сеченовым. Примерами простых когнитивных актов являются конкретные операции с вторичными образами.

Сформированный в единстве восприятия, мышления и речи вторичный образ является качественно новой, специфичной ступенью познания, формой более обобщенного, но вместе с тем чувственного отражения реальности. Вторичные образы следует рассматривать не как "тень ощущений", и не как ослабленный вариант восприятия, " а как прогрессивную ступень чувственного познания, связанного с формированием обобщенного образа предметов и явлений, несмотря на неизбежную при переходе от восприятия к представлению редукцию сенсорных характеристик отображаемого объекта [189]. Потери, как показали исследования, возмещаются через различные проявления абстракции, через прогрессивные изменения в пространственно-временной структуре вторичного образа, связанные с существенным расширением пространственного поля, ("фигуры" и "фона)", воспроизведением в представлениях, в отличие от восприятий, не только "лицевой" стороны, но и "спины" вещей [42].

Проблема методов изучения образной сферы

Проблема методов является одним из центральных вопросов изучения образной сферы [42; 89; 120; 133]: применение той или иной методики дает конкретное измерение вторичного образа и тем самым влияет (и, в определенном смысле, предопределяет) на его описание. Использование же нескольких методов соответствует принципу "множественности описания" (В.Н.Садовский) и способствует раскрытию многомерной природы образной сферы.

Проблема методов изучения вторичных образов стоит весьма остро. Методические трудности вызваны, прежде всего, отсутствием объекта-стимула, с которым может быть прямо соотнесено содержание образа. Образы предстают перед исследователями неуловимыми "летучими" структурами, трудно поддающимися фиксированию [42, т. 1]. Все это акцентирует опосредствованный характер изучения образной сферы (не случайно в качестве центрального вопроса изучения образных явлений В.П.Зинченко выделяет вопрос о средствах их исследования [132]).

Экспериментальное изучение вторичных образов, едва зародившись в XIX веке, оборвалось в начале XX. Во многом это произошло потому, что лабораторные методы были неспособны охватить "жизнь образов" во внутреннем мире человека. Психология же, в целом, была либо под влиянием "классического интроспекционизма", либо бихевиоризма. В зарубежной психологии в 40-х годов ушедшего столетия было модно говорить об образах как об "обусловленных ощущениях". В то же время, считалось, что "павловская парадигма" не применима к исследованию образов, поскольку непосредственно воздействующих стимулов в наличии нет.

История методов изучения образной сферы богата неудачными попытками однозначно привязать конкретные измерения образа к вербальному отчету или рисунку, количественно оценить по субъективным шкалам. В то же время, разработка следующих подходов может быть отнесена к методическим успехам: 1) Объективные оценки выполнения тестовых задач. 2) Измерения "эйдетической образности". 3) Тесты на мысленное манипулирование пространственными отношениями. 4) Многообразные опросники на субъективное оценивание образов. 5) Оценки текущего опыта, "схватывающие" поток образов в динамике. Обобщая, можно выделить объективные измерения образной сферы, включающие оценку: а) поведения, деятельности, действий (в том числе и идеомоторику), б) продуктов актуализации образа, в) решения задач мысленного манипулирования, г) характеристик узнавания и идентификации, и субъективное оценивание образов - ранжирование субъектом параметров образов, свободное их описание, заданный самоотчет, анкетирование, интервью и т.д.. К смешанным измерениям можно отнести: а) изучения образа через метафоризацию и б) изучения влияния экспериментально контролируемого стимула на содержание образа (ассимиляция стимула в содержание вторичного образа).

Объективные методы изучения вторичных образов

Оценка деятельности и анализ объективных показателей актуализации вторичного образа являются основной группой методов его изучения. При данном подходе способами объективации обычно служат актуализация содержания образа в рисунке, в лепке, в характере деятельности (действиях). В зарубежной психологии данная группа методов основана на стандартизированных тестах. Образы могут оцениваться и характеристиками самого объекта [123].

Оценка графической актуализации содержания образа является самым старым методом (по сути он восходит к "пещерной живописи" древнего человека) изучения вторичных образов. Он же выступает одним из основных методических приемов. Так, образ, воспроизводимый через рисунок, чертеж, позволяет изучать его пространственную структуру, различные масштабные преобразования [188; 190]. С графической актуализацией связан и разработанный нами блок методик изучения визуализации пространственных отношений на основе знаковой информации [77; 87], дающий показатель способности к воссоздающему воображению. Графическая актуализация образов в виде проективного рисунка может быть применена и для изучения представлений человека о себе, имплицитных структур субъективного опыта, личностно значимых фантазий [344], а также образов измененных состояний сознания [100-104].

Личностные аспекты в изучении воображения и фантазии

Образная сфера очень тесно связана с мотивационной, эмоционально-волевой сферой человека. Достаточно указать на деятельность воображения, которое отражает и общечеловеческое, и культуроспецифическое и индивидуальнозначимое в сознании человека. В определенном смысле будет верным выражение: "Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты". Не случайно "прозаичность" человека обычно ассоциируется именно с недостатком воображения. Содержание мечты (образ желаемого), с одной стороны, определяется социальной направленностью и системой потребностей личности, с другой, - влияет на развитие личности, в частности, ее жизненные перспективы, и даже на жизнь общества - "великие мечты" всегда влияли на историю.

Персонификация вторичных образов подчеркивается известной значимой ролью воображения в психическом развитии ребенка [53]. Фантазия не только важнейшее условие, необходимое для развития творческого подхода к жизни, но и фактор формирования жизненного пути личности. Э.Берн [28], в частности, подчеркивает, что образы персонажей сказок с влиянием на них инфантильных влечений и ранней травматики формируют у ребенка представления о мире, которые влияют на неосознаваемый жизненный сценарий. Человек может действовать как бы "под диктовку" воображения (например, агрессивных или похотливых фантазий).

Чтобы углубиться в изучение связи воображения и личностных параметров предстоит ответить на многие вопросы. На каком уровне может быть интегрирована известная двойственная природа воображения (о чем хорошо говорил Юнг): его способность пробудить творческие способности, выступить созидающей силой, и оказаться деструктивным фактором, например, в виде пассивных "грез наяву", тематики ненависти, жестокости в образах? Что мы реально знаем об образах воображения в норме, невротических и "пограничных состояниях", а также в психопатологии? В каком отношении они находятся с особенностями других классов вторичных образов, с различными психическими процессами, функциями, состояниями, характеристиками личности?

Возьмем, например, вопрос о типологии фантазии. Как соотносятся произвольно-активные и спонтанно-пассивные образы? В каком смысле можно говорить о человеке как о "фантазере-мечтателе"? Произвольно-активные и спонтанно-пассивные образы оцениваются исследователями, как два полюса континуума: ориентированность личности на внешний или внутренний мир [402; 403]. Важны содержательные характеристики образов воображения и оценка общего типа мышления в континууме "понятийное - образное". В.Ю.Завьялова, Л.С.Дубицкая (по [336]), в частности, показали, что у экстравертированного "мысленного типа" преобладает активное воображение с реалистическими образами, подчиненными практической деятельности. У интровертированного - пассивное воображение, оторванное от социально значимых целей (образы носят глубоко личный характер, отражают вытесненные желания, неотреагиро-ванные чувства и т.п.).

Обобщая, можно выделить типологию переживания образов воображения (подробнее [81; 82]). 1) Фактор невротически тревожной погруженности в фантазию. Он сопровождает "комплекс несостоятельности", коррелирует с низкими показателями толерантности, эмоциональной стабильности, характеризуется поверхностными навязчивыми мыслями, отвлекаемостью, частыми эротическими и враждебно-агрессивными образами (в их компенсаторной функции), "осуждающими" себя и других воспоминаниями и фантазиями. 2) Фактор конструктивного использования фантазии для решения проблем, для саморегуляции и преднастройки к будущему. Он характеризуется высокой общей рефлексивностью и интеллектуальной активностью, способностью наслаждаться ярким, неконфликтным внутренним миром. Здесь следует различать образы, дающие просто положительные переживания, и образы, связанные с творческой продуктивностью. Конкретизация фактора идет также по степени "мыслительной интроверсии": акцент на переработку в образах информации из окружающего мира, или на "самогенерируемые" образы. 3) Фактор адекватности фантазии "земным вещам" (показатель ее эксцентричности). Он получается раздвоением фактор № 1 на: а) фантазии с представленностью в них чувств вины, страха, враждебности, амбиций и т.п., и б) погруженность в причудливые, эксцентричные, неадекватные обычной (земной) реальности образы. Индивидуальный тип фантазии тогда может быть определен как точка в этом условном трехмерном пространстве (см. Singer, по [403]; [456, гл.10]).

Похожие диссертации на Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции)