Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Фархан Султан Абдул Азиз

Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств
<
Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фархан Султан Абдул Азиз. Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 : Москва, 2003 172 c. РГБ ОД, 61:04-12/180-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Классификация международных межправительственных организаций в современном международном праве 12-52

1. Универсальные международные межправительственные организации.. . 12-34

2. Специализированные международные межправительственные организации 34-40

3. Региональные международные межправительственные организации 41-52

Глава II. Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств 53-112

1. Проблема классификации международных межправительственных организаций мусульманских государств в современном международном праве 53-73

2. Сравнительный международно-правовой анализ уставных документов международных межправительственных организаций мусульманских государств73-93

3. Система специализированных организаций при международных межправительственных организациях мусульманских государств. 93-112

Глава III. Сотрудничество международных межправительственных организаций мусульманских государств с ООН 113-157

1. Сотрудничество Лиги арабских государств с ООН 113-124

2. Сотрудничество Организации Исламская Конференция с ООН 124-149

3. Сотрудничество Совета сотрудничества арабских государств персидского залива с ООН 149-157

Заключение 158-166

Список использованной литературы 167-172

Введение к работе

Актуальность исследования. В системе современных международных отношений мусульманский мир играет все более заметную роль, что обусловлено рядом факторов экономического, политического, социального и религиозного характера. Необходимость гармонично интегрироваться в систему мирового хозяйства, противостоять кризисным явлениям в социально-экономической и политической жизни, а также сохранить и укрепить свое традиционное культурное наследие в условиях мощного воздействия западных духовных ценностей подталкивают мусульманские страны1 к консолидации своих сил, которая осуществляется в самых различных формах.2

В ходе интеграции исламского мира были сформулированы ряд концепций: «панисламизм», «национализм», «исламской солидарности». Панисламизм предполагал объединение всех мусульман в едином государстве; националистический подход требовал независимости в границах складывавшейся нации.

Несмотря на то, что и региональный национализм, ' и панарабизм, и пантюркизм, и панисламизм содержали элементы антиколониализма и антиимпериализма, они не устраивали исламский мир своим экстремизмом, поэтому мусульмане выступали против панарабизма, пантюркизма и даже против панисламизма, предложив взамен создание национальных суверенных государств и исламскую солидарность.

Формирование концепции исламской солидарности, суть которой заключается в межгосударственном единстве на религиозной основе, является одним из важных моментов в истории исламского интеграционного процесса.

Движение исламской солидарности находит свое выражение, прежде всего, в деятельности международных организаций, самой крупной из которых является созданная в 1969 г. Организация Исламская Конференция (ОИК). Следует отметить, что ОИК возникла далеко не просто и не случайно, а напротив, в результате объективно существовавших исторических, социально-идеологических,

1 Мусульманские страны - это страны, большинство населения которых исповедует ислам

2 Ал-Файез, Мохаммед Зия. Роль ОИК в решении региональных проблем/. Автореферат дисс. к. юр. н., М.,
1990, стр. 13-14.

экономических, культурно-политических условий и в результате больших усилий и настойчивости мусульман всего мира.

Идеологической основой объединения мусульманских стран является учение
j. ислама с его тезисом о братском единстве всех мусульман независимо от их

! государственной, расовой, национальной или социально-классовой принадлежности.

; При очевидных преимуществах указанной идеологической основы

международных организаций мусульманских стран интеграционные процессы в исламском мире с самого начала проходили при наличии двух противоположных тенденций: 1) тенденции к сближению и сотрудничеству, к упрочению мусульманской солидарности; 2) тенденции дезинтеграции, находившей свое выражение в разногласиях и конфликтах внутри «исламского мира». Интеграционные

процессы отражают общность интересов мусульманских государств как государств

развивающихся, их стремление к экономической независимости, укреплению

суверенитета и гарантии территориальной целостности. В основе современного движения «мусульманской солидарности» лежит стремление освободиться от экономического и культурного доминирования Запада, найти свой независимый и самобытный путь, ведущий к созданию «нового исламского общества».1

Процесс становления и развития международных организаций мусульманских
государств сложен и противоречив. Тяжелое наследие колониализма в исламских
странах, проявляющееся в монокультурном характере их экономики, однобокой
^ ориентации на связи с бывшими метрополиями, низком уровне развития

производства, а также в противоречиях политического характера, в частности, территориальных и иных спорах, перерастающих зачастую в конфликты, серьезно затрудняют работу этих организаций, однако практика и деятельность этих организаций свидетельствуют о тенденции роста их авторитета и влияния этих организаций на мировой арене.

Международные организации мусульманских стран - интеграционные

объединения особого рода. В наши дни, например, ССАГПЗ представляет собой

организацию многоотраслевой интеграции, действующую не только в экономической

1 и социальных областях, но активно участвующую в решении проблем

? международной безопасности, урегулирования столкновений между различными

цивилизациями и многих других актуальных вопросов международной жизни.

Международные организации мусульманских государств представляют собой специфический политико-правовой феномен, играющий важную роль в процессах исламского и мирового развития.

Международные организации мусульманских стран с более 57 странами-членами и с более части населения всего мира являются одними из важнейших международных организаций, и, конечно, правовая природа, структура, цели и принципы деятельности и другие особенности этих организаций привлекают большое внимание исследователей.

Учитывая, что с окончанием холодной войны, с возросшим влиянием США и появлением однополюсного мира, а также, например, принимая во внимание решения VIII конференции глав государств и правительств мусульманских стран, которая проходила в Тегеране (декабрь 1997 г.) и выдвинула ряд принципов и условий для реформирования ОИК; а также принимая во внимание решения XIII конференции глав и правительств арабских государств, которая проходила в Аммане (март 2001 г.) и выдвинула ряд принципов и условий для реформирования ЛАГ; а также принимая во внимание, что ни в российской, ни в зарубежной юридической литературе вопросы, связанные с международно-правовой деятельностью других международных организаций еще не получили достаточно полного освещения, можно утверждать, что изучение международного правового статуса этих организаций являются весьма актуальным.

Основные цели исследования. Определить международно-правовой статус международных организаций мусульманских государств, установить основные причины возникновения этих организаций, выявить основные направления деятельности международных организаций мусульманских государств, выделить их наиболее характерные формы и общие закономерности их развития, заполнить пробелы в освещении правовой природы этих организаций, дать международно-правовой анализ Устава ОИК и других документов, оценить значение международных организаций мусульманских стран, правильно понять перспективы их развития.

1 Наджип Э.Э. Международные мусульманские организации. Автореферат, дисс. к. юр. н, М., 1983, стр. 4-5.

Методологическая основа исследования. Наряду с использованием общих научных методов, таких, как историко-правовой и системно-структурный, сравнительно-правовой, предстояло рассмотреть необходимые вопросы о международно-правовом статусе и особенности международных организаций мусульманских государств

  1. С учетом комплексности механизма правового регулирования интеграционных процессов в ОИК, ЛАГ и ССАГПЗ, включающего в себя как нормы нрава исламских сообществ, так и положения международного права и национального нрава государств-членов.

  2. С учетом анализа существующей структуры права (статистический элемент) с анализом тенденций их развития с точки зрения эффективности функционирования права этих организаций в перспективном плане (динамический элемент).

Предмет исследования. Предметом исследования данной работы является правовая природа международных организаций мусульманских стран, правовые основы их деятельности.

Теоретическая основа диссертации. В диссертации изучена имеющаяся российская международно-правовая литература как по праву международных организаций, так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования, а также работы российских востоковедов. Это труды Блищенко И.П., Игнатенко А.А., Игнатенко Г. В., Жданова Н. В., Зайцевой О.Г., Кузнецова Г. И., Моравецкого В., Наджип Э., Поточного М., Тункина Г. И., Шахназарова Г. X., Шибаевой Е. А. и некоторых других авторов.

Также, по возможности, была изучена имеющаяся зарубежная литература по данной проблеме, в том числе труды: Жадала Осама к.м., Аминуддин МутмаинДль-муршид М.А., Афифий М. С, Hyp Ахмед Баба, Таисйр Абдулла Салех, Рагаб Яхья X., Абдулгани Д.Э., Мухаммед Джавад Зарифь, Халед Исса Фуад, Наваф Масллам 3.,Аль-фаиез М. Зияб, Мухамед Махди Банда, Мухамед Аль-Масок, Мухамед Аль-саид Салим, Насрин Мустафа, и некоторых других авторов.

Для работы над диссертацией привлекались многочисленные документы (нормативного характера) и материалы ОИК,ЛАГ,ССАГПЗ, ООН и др.

Научная новизна диссертации состоит в том, что: впервые проведен комплексный международно-правовой анализ действующих положений многосторонних договоров, учредивших международные организации мусульманских государств, с учетом их эволюционного развития;

впервые осуществлен международно-правовой анализ особенностей правового регулирования сотрудничества исламских государств;

сделана попытка устранить пробелы в юридической литературе в освещении международно-правового статуса и особенностей международных организаций мусульманских государств, а также их совершенствования и обеспечения эффективной работы их органов;

при анализе роли международных организаций мусульманских государств в мирном урегулировании конфликтов в зоне распространения ислама расставлен ряд акцентов;

впервые были определены социально-исторические и идеологические предпосылки создания ОИК, ЛАГ и ССАГПЗ;

сформулированы и обоснованы ряд научных положений, касающихся тенденций развития международных межправительственных организаций мусульманских государств и их влияния па интеграционные процессы, имеющие значение не только для исламских стран, но и для межгосударственной системы в целом;

Выводы по диссертационному исследованию:

Анализ международно-правового статуса и особенности международных организаций мусульманских стран дал основания для выделения этих организаций в качестве отдельного предмета изучения в науке международного права и позволил получить следующие научные результаты:

1) Причинами возникновения международных организаций мусульманских государств явились: изменения в социально-экономических структурах стран Востока; становление национальной буржуазии; развитие национально-освободительного движения; освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости; поиск самостоятельных путей развития исламских государств; адаптация ислама и освоение им научно-технических достижений Запада;

становление национального самосознания; появление и развитие различных концепций на основе политической мысли ислама, среди которых особое место занимает концепция «исламской солидарности»; влияние конфронтации между двумя мировыми системами и особенно конкуренции между двумя великими державами (СССР и США) на развитие исламской солидарности.

Вместе с тем важнейшее значение при создании международных организаций мусульманских государств имело нападение Израиля на арабские страны и оккупация им части территорий этих стран (1967 г.). Особенный резонанс вызвал поджог мечети Аль-Акса в Иерусалиме (20 августа 1969 г.), подтолкнувший мусульманские народы всего мира к единству.

2) Международные организации мусульманских государств являются
международными, межгосударственными организациями общей компетенции,
которые вобрали в себя все основные признаки подобных образований: а) возникли и
действуют на основе международного (многостороннего) договора; б) в них
участвуют суверенные исламские государства; в) международные организации
мусульманских государств имеют свои собственные цели; г) имеют свои постоянно
действующие органы; д) созданы на основе норм и принципов международного
права, имеют свою волю и являются субъектом международного права. И в то же
время они имеют свою специфику. Так, членство в этих организациях ограничено
участием исключительно исламских государств, как, например ОИК, а главной идеей,
пронизывающей всю деятельность организации, является обеспечение «исламской
солидарности».

3) Исходя из классификации международных организаций, международные
организации мусульманских стран можно охарактеризовать следующим образом: по
характеру членства они межгосударственные организации, по кругу своих членов
межконтинентальные, например ОИК и ЛАГ, по социально-политическим критериям
межсистемные, по объектам своей деятельности - организации общей компетенции,
по связи с основными процессами современности - преимущественно организации
освободившихся стран.

4) В современную эпоху международные организации мусульманских

государств являются единственными международными организациями, которые, с

одной стороны, находятся в гармонии с самыми новейшими нормами и принципами

международного права, которые регулируют функционирование международных

организаций, а, с другой стороны, имеют в своей основе древнейшие религиозные (исламские) учения и традиции, определяющие (как и нормы международного права) поведение этих организаций на международном уровне, (например, запрет исламским международным банкам взимать проценты за предоставление кредита исламским странам).

5) Очевидно, что международные организации мусульманских государств
возникли на основе религиозной идеи «исламской солидарности», вместе с тем
уверенно можно сказать, что религиозные аспекты в деятельности организации все в
большей мере заменяются политической позицией этих организаций по важнейшим
проблемам современности, в том числе и по ключевым проблемам войны и мира,
разрядке напряженности в отношениях между государствами.

  1. Международные организации мусульманских государств являются первыми и пока единственными международными мусульманскими организациями, действующими на правительственном уровне. Страны-члены представлены в этих организациях главами государств и правительств, решения в этих организациях принимаются и реализуются на государственном уровне и пока имеют рекомендательный характер, однако в будущем не исключено принятие решений обязательного характера для всех государств-членов.

  2. В последние годы организации мусульманских государств делают попытки распространения контрпропаганды, борются против антиисламской пропаганды и пытаются доказать необоснованность теории «столкновения между различными цивилизациями», возрождая исламскую цивилизацию и показывая настоящее лицо ислама. Организации мусульманских государств сотрудничают с неправительственными международными мусульманскими организациями (в том числе богословскими), защищают и заботятся о мусульманских меньшинствах в неисламских странах, что позволяет выдвигать эти организации не только на роль политического руководителя и координационного центра мусульманских государств, но и «покровителя» всех мусульман вообще.

  3. Если в первые годы существования организаций мусульманских государств

основной упор делался на разработку общих принципов построения единого

мусульманского государства, то в настоящее время исламские теоретики выдвигают

конкретные проекты унификации законодательств мусульманских государств па

основе шариата, делают попытки выработать образцы универсальной конституции

для стран «исламского содружества». Этот процесс получил особый резонанс, когда вступила в силу резолюция о создании «общего исламского рынка». Значение этого факта состоит в том, что он знаменует качественно новую ступень интеграции, в ходе которой начинается процесс не только сближения и взаимного приспособления экономических структур интегрируемых государств-членов, но и унификации их национальных законодательств (гражданского, банковского, финансового, инвестиционного и т.д.)

9) На совещаниях международных организаций мусульманских государств
нередко поднимается вопрос о создании мусульманскими странами собственной
системы международных отношений, основанных на справедливости и взаимном
уважении, на условиях совместного использования ресурсов «исламского мира»:
людских, финансовых, промышленных и др. В настоящее время важнейшими
задачами этих организаций являются: решение ближневосточного конфликта,
палестинская проблема и вопрос об Иерусалиме; проблемы войны и мира,
обеспечение коллективной безопасности, урегулирование мирным путем
существующих в исламском мире конфликтов; проблема мусульманских меньшинств
в неисламских странах; обеспечение единой гармоничной внешней политики
государств-членов; обеспечение культурно-экономического сотрудничества
государств-членов; борьба с антиисламской пропагандой; борьба за суверенитет
мусульманских стран над своими природными ресурсами; проблема самообеспечения
кадрами, проблема рационального использования трудовых ресурсов;
продовольственная проблема; проблема внешней задолженности; функционирование
Исламского банка развития (создан в 1976 г.) и Исламской торгово-промышленной
палаты (создана в 1978 г.); обеспечение функционирования «общего исламского
рынка» (создан в 1997 г.).

10) Международные организации мусульманских стран были созданы в пик
холодной войны и, следовательно, их конвенционный базис и структура были
адаптированы к тому времени, хотя в последние годы были большие изменения в
позиции и деятельности этих организаций, все-таки они нуждаются в серьезных и
незамедлительных реформах, в том числе путем внесения соответствующих поправок
в Устав, а, возможно, и его пересмотр, совершенствовании механизма и структуры
организаций мусульманских государств, четкого разграничения функций, задач и

компетенции органов этих организации и их специализированных учреждений, специализированных комитетов и специальных комиссий.

Иначе говоря, эти организации нуждаются в таких реформах, которые обеспечивали бы сохранение их стратегии и изменение их тактики для достижения их целей и повышения эффективности их деятельности.

11) Надо создать ограниченную группу из активных членов Организации для
оперативного реагирования по всем неотложным проблемам, затрагивающим
интересы государств-членов международных организаций мусульманских государств
и разработать правовой механизм их деятельности.

12) Должен быть разработан правовой механизм установления системы
политических и экономических санкций в качестве средства обеспечения
выполнения решений этих организаций

Практическая и научная значимость исследования состоит в том, что
содержащиеся в нем выводы, материалы, а также практические рекомендации могут
использоваться: для разработки предложений по структуре международных
организаций мусульманских государств; в процессе чтения лекций и проведения
семинарских занятий на юридических факультетах и других учебных заведениях
внешнеполитического, внешнеэкономического, востоковедческого и

исламоведческого профиля; материалы диссертации могут найти свое применение в деятельности МИД, МВЭС и ряда других министерств и ведомств.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.

Универсальные международные межправительственные организации

Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации. Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. - Международная организация труда и т.д. Первой международной организацией с ярко выраженной политической направленностью была Лига наций, учрежденная в 1919 году в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 года.1 После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе - ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, ОАЕ, ОИК и др.

В современных международных отношениях продолжается численный рост международных организаций, дальнейшее расширение их компетенции и функций, усложнение организационных структур.

Взаимные связи и сотрудничество между действующими международными организациями, «по некоторым данным, их насчитывается около 7 тыс.; из них более 300 - межправительственные» позволяет говорить о становлении системы международных организаций, в центре которой находится ООН. Таким образом, в современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.1 Международная организация - постоянное объединение государств в отличии от международных конференций. Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным, межправительственным, и к неправительственным организациям, однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: объединение суверенных государств; наличие учредительного межгосударственного договора; постоянные органы; общие постоянные цели и принципы; наделение международной правосубъектностью; соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом этих признаков можно определить, что международная межправительственная организация - это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющие постоянные органы, наделенные международно-правовой субъективностью действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.2

Для классификации международных организаций применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межправительственные и неправительственные организации. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира - Организация Объединенных Наций, и региональные, членами которых могут быть государства одного определенного географического региона (Организации Африканского единства, Организации Американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и т.д.). К межрегиональным организациям относятся те, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. Так участие в Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) открыто только для стран, экспортирующих нефть, членами Организации Исламской Конференции (ОИК) могут быть только мусульманские государства.

Проблема классификации международных межправительственных организаций мусульманских государств в современном международном праве

Международные межправительственные организации мусульманских государств с точки зрения современного международного права занимают особое место в международных отношениях, в которых представлены государства различных социально-экономических систем.1 В связи с этим межправительственные организации мусульманских государств рассматриваются как одно из важных средств укрепления взаимовыгодного сотрудничества в борьбе против неоколонизма, за упрочение политической независимости и достижения экономической интеграции. Кроме того, следует отметить еще, что деятельность международных организаций мусульманских государств охватывает практически все вопросы современной международной жизни в политической, социальной, экономической, научно-технической сферах - от проблем урегулирования международных споров и конфликтов, до сотрудничества в таких специальных областях как транспорт, связь, охрана окружающей среды, использование ресурсов мирового океана и множество других. Тем не менее, следует отметить, что одной из главных особенностей внешней политики этих стран на современном этапе стала существенная активизация их деятельности в ООН и ее спецучреждениях, где основные усилия дипломатии мусульманских государств сосредоточены на решении проблем разоружения, вопросов связанных с установлением нового международного экономического порядка, и на участие в укреплении исламской солидарности между ними через свои международные региональные организации, которые обладают соответствующим международно-правовым статусом.

Как уже отмечалось, межправительственные организации мусульманских государств участвуют в различных областях международной жизни, в определенной степени влияют на политику отдельных государств и на международные отношения в целом с помощью специфических методов и средств. Однако, являясь важными элементами системы международных отношении, они ни в коей мере не могут быть тождественны её основным элементам - государствам, полноправным субъектам международного права, единственным суверенным носителям прав и обязанностей в их полном объеме.

Международные межправительственные организации мусульманских государств, следовательно, обладают специфической правосубъектностью, меньшей по сравнению с правосубъектностью государств. В связи с этим, ММПО мусульманских государств являются субъектом международного права, созданным на религиозной основе.1 Следует подчеркнуть, что поскольку Устав ООН не запрещает и не исключает такую возможность, а также с учетом уже имеющегося прецедента «государства Ватикан», международные организации мусульманских государств являются полноправным субъектом в современном международном праве, а базовые документы этих организаций соответствуют основным целям и принципам ООН. В этом отношении следует сказать, что современное международное право играет большую роль в деле укрепления сотрудничества мусульманских государств.2 Таким образом, для претворения в жизнь идей исламской солидарности мусульманские государства создали целый ряд международных организаций, общее число которых насчитывает более 70. Исходя из участников этих организаций, их можно классифицировать на следующие группы:

Международные межправительственные организации. Страны представлены в них главами государств или правительств, решения принимаются и реализуются на государственном уровне и являются общеобязательными для участников. Принимаются и реализуются решения во всех областях, за исключением религии и «богословия». Имеют жесткую структуру, например, такие организации как Организация исламская конференция.

Сотрудничество Лиги арабских государств с ООН

Среди межправительственных организаций мусульманских стран афроазиатского региона, старейшей организацией является Лига Арабских государств. История ЛАГ ведется с 22 марта 1945 г., когда в Каире представители 7 арабских государств подписали ее устав. Однако это событие имело свою предысторию.1.

Идея создания Лиги родилась задолго до Второй мировой войны в связи с ростом национального освободительного движения в арабских странах, но она не могла осуществиться, пока арабские страны находились в колониальной или полуколониальной зависимости.

Укреплению арабского единства способствовала не только общность задач национально-освободительной борьбы, но и политика английских колонизаторов в Палестине, ведшая к обострению арабо-израильских отношений без решения вопроса о государственной независимости арабов. Обостряя ответную реакцию в регионе, эта политика превращала палестинскую проблему в важный объединяющий фактор арабского мира. Антиколониалистские и антисемитские восстания палестинцев в 1929, 1933 и 1936-39 гг. вынудили Англию созвать в 1939 г. в Лондоне первую в истории международную встречу представителей арабских стран и Англии совместно с представителями еврейского и арабского населения Палестины конференцию Круглого стола, которая, однако, положительных результатов не дала. В политическом лексиконе все более укреплялся термин «арабское единство».

Вторая мировая война, ослабление позиций Англии и Франции на Ближнем Востоке привели к активизации движения арабских народов против иностранного господства.

Еще в ходе войны Франция согласилась признать полную независимость Сирии и Ливана. Англия, с трудом подавившая в 1941 г. антианглийское восстание в Ираке, оказалась вынужденной перейти к более гибкой тактике. Она решила использовать центростремительные, объединительные устремления арабских народов в целях сохранения своего влияния на Ближнем Востоке. Так, в известной речи 22 мая 1941 г. министр иностранных дел Энтони Идеи (меморандум Идена), признавая «естественные узы» арабских стран, заявил, что британское правительство «окажет полную поддержку любому плану, который будет пользоваться всеобщим согласием». Уже в конце 1941 г. в правительственных кругах Великобритании обсуждался доклад об арабской федерации. В конце 1942 г. идея Арабской Федерации стала трансформироваться в арабских кругах в планы арабского единства. Но межарабское политическое соперничество (в частности, между Саудовской Аравией и Иорданией) и стремление Лондона обеспечить более «умеренный» подход к реализации этой идеи тормозили ее перевод в плоскость практического решения. Летом 1943 г. в Каире прошли египетско-иранские консультации, в ходе которых был согласован круг участников межарабских дипломатических консультаций. Стороны договорились, что таковыми будут участники Лондонской конференции круглого стола 1939 г. — Египет, Ирак, Трансиордания, Саудовская Аравия, Йемен и представители палестинских арабов. На консультациях в Каире в том же 1943 г. кроме указанных стран участвовала Сирия.

В результате этих первых, по существу, многосторонних межарабских политических консультаций было выяснено общее в позициях государств по вопросу о возможности и формах организационного оформления арабского единства, согласован круг участников возможной будущей организации, закреплена центральная роль Египта в процессе формирования такой организации.

Успеху дипломатии Египта, которая в процессе межарабских консультаций 1943 г. и после них столкнулась с соперничеством Ирака, претендовавшего на роль объединителя, способствовала поддержка Лондона. Египту удалось сформировать подготовительный комитет «арабского конгресса», заседание которого открылось 22 сентября 1944 г. в Александрии под председательством премьер-министра Египта и при участии премьер-министров Ирака, Ливана, Сирии и Трансиордании. С 28 сентября в качестве наблюдателей в заседании приняли участие Саудовская Аравия и Йемен, асі октября на равноправной основе - представитель палестинских арабов. Работа комитета завершилась подписанием 7 октября 1944 г. исторического документа, получившего наименование Александрийского протокола. По существу, в протоколе излагались основные положения устава будущей организации.2

Похожие диссертации на Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств