Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Кергилова Наталья Викторовна

Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя
<
Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кергилова Наталья Викторовна. Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Новосибирск, 2004. - 185 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛТАЙСКОЙ АФОРИСТИКИ 12

1.1. Историография и современное состояние проблемы 12

1.2. Сущностные характеристики этнопедагогической афористики алтайцев 30

1.3. Моделирование этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики 49

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 80

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛТАЙСКОЙ АФОРИСТИКИ 83

2.1. Динамика этнопедагогической подготовки учителя 83

2.2. Содержание этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики 106

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 160

ПРИЛОЖЕНИЯ 172

Введение к работе

В складывающихся социально-политических условиях становится очевидной необходимость и актуальность этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, одинаково доступных независимо от возрастного, образовательного, социального уровня. Насущность возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, несущего здоровое нравственное начало и мощный заряд традиционной духовности, усугубляется нарастающей в стране девальвацией гуманистических ценностей, распространением бездуховности, ухудшением межнациональных отношений.

В такой обстановке особенно злободневно звучат слова К. Д. Ушинского о необходимости обращения к народно-педагогическим истокам воспитания, о том, что «... все, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляет его действительную школу...», о том, что лучшим орудием передачи жизненного опыта является родной язык, устная словесность, оказывающие сильнейшее влияние на духовное развитие подрастающего поколения. Сказанное в полной мере относится к существующему в этнопедагогическом наследии каждого народа пласту традиционной культуры воспитания, резюмирующему непреходящие общечеловеческие идеи в форме компактных и художественно отшлифованных однофразовых истин, определяемых историками культуры как «модели воспитания». Речь идет об этнопедагогической афористике, дающей паремиологическую модель мира, определяющей место человека в этом мире, регламентирующей его проявления в семье, обществе, природе, вселенной, сообщающей основные духовные заповеди.

Сбор, систематизация, публикация афористического материала, осмысление этнопедагогической сущности народной афористики могли бы стать базой включения этого пласта народной педагогики в практику семейного воспитания, учебно-воспитательной работы школы, в

профессиональную подготовку учителя к работе с учащимися, существенной частью которой является этнопедагогическая подготовка.

Проблема подготовки учителя достаточно сложна и многоаспектна. Её стратегические направления разработаны О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельским, Е. П. Белозерцевым, Э. А. Гришиным, Н. В. Кузьминой,

A. К. Марковой, И. Т. Огородниковым, В. А. Сластениным, Н. Ф. Талызиной,
Т. И. Шамовой, А. И. Щербаковым и др.

Этнопедагогической подготовке учителя уделяли внимание в своих исследованиях Э. Р. Ашхаруа, Ш. М.-Х. Арсалиев, Г. Н. Волков, С. П. Беловолова, Т. И. Березина, Д. А. Данилов, В.А.Николаев, К. Ж. Кожахметова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, В. В. Мирошниченко, Т. Н. Петрова, М. М. Тхуго, М. Г. Харитонов, В. К. Шаповалов и др.

О воспитательном значении афоризмов, суммирующих педагогический опыт народа, свидетельствуется в этнопедагогических исследованиях Г. Н. Волкова; на материале различных этносов это подтверждается в работах

B. Ф. Афанасьева, А. Ш. Гашимова, М. Б. Гуртуевой, М. Н. Егорова,
А. М. Леонова, Н. В. Силистрару, М. Г. Тайчинова, 3. Б. Цаллаговой и др.

Особый интерес представляют исследования, в которых рассматриваются особенности алтайской народной педагогики: С. П. Беловолова, Н. М. Боаги, Г. П. Вайгульт, Н. В. Екеева, Э. В. Екеева, 3. С. Казагачева, М. Ю. Ключникова, С. С. Каташ, Н. С. Модоров, В. В. Модорова, Л. П. Потапов, Р. К Санабасова, Н. А. Содоноков, П. Е. Тадыев, Е. М. Тощакова и др.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме этнопедагогической подготовке учителя посвящено большое количество исследований. Однако технология этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики не выступала предметом специального исследования. Отсутствует целостный подход к формированию этнопедагогической готовности учителя с использованием алтайской афористики. Требуют тщательной разработки содержание, уровни

этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия. Не выявлены закономерности, принципы, методы этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Таким образом, налицо противоречие между требованиями современной школы к уровню этнопедагогической подготовки учителя, его профессиональной подготовленностью к реализации этих требований и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории.

С учетом вышеизложенного нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы направления, содержание этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - этнопедагогическая подготовка учителя.

Предмет исследования - алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования процесса этнопедагогической подготовки учителя;

определить структуру, содержание этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия;

выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, необходимых для эффективной этнопедагогической подготовки учителя;

- разработать и экспериментально обосновать модель этнопедагогической
подготовки учителя с использованием алтайской афористики;

- подготовить и апробировать научно-методические рекомендации по
практическому совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя с
использованием алтайской афористики.

6 Гипотеза исследования: этнопедагогическая подготовка учителя с использованием алтайской афористики протекает более эффективно при следующих условиях:

- формирование у будущих учителей потребности в реализации
этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания,
восстановления этнических традиций, воспитание высокой ответственности за
сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания;

- этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин
с использованием алтайской афористики;

- практико-ориентированная направленность реализации
этнопедагогических знаний.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, о целостности и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности, об этносоциокультурной детерминации образовательных процессов и систем. Специальную методологию исследования составляют культурологический, аксиологический, системный, личностно-деятельностный подходы.

Теоретическую основу исследования составляют труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих феномены культуры и её влияние на духовное становление личности (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, В. С. Библер, А. Ф. Лосев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др.); исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития, взаимодействия культур, этносов (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, Ч. М. Таксами, Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова и др.); социокультурные интерпретации образования, взгляд на школу как открытый социокультурный институт (Е. В. Бондаревская, Л. Г. Борисова, В. С. Леднев, В. В. Розанов, В. К. Шаповалов, В. Н. Турченко и др.); становление человека как субъекта образовательного процесса (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. С. Батищев и др.); аксиологические основания образования

(М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, 3. И. Равкин, Е. Н. Шиянов и др.); общие закономерности формирования личности учителя (О. А. Абдуллина, Э. А. Гришин, И. Л. Беленок, В. А. Беловолов, П. В. Лепин, А. Н. Орлов, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. И. Холина, Н. Ф. Талызина,

A. И. Щербаков и др.); этнокультурные особенности образования
(С. П. Беловолова, Т. И. Березина, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, В. А. Зверев,

B. Г. Крысько, В. И. Матис, Т. Г. Стефаненко, Т. Н. Петрова, 3. Б. Цаллагова и
др.); этнопедагогическую подготовку учителя (Г. П. Вайгульт,
В. В. Мирошниченко, В. А. Николаев, М. Г. Тайчинов, М. Г. Харитонов,
А. С. Шаалы и др.).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов
исследования,
взаимосвязанных, взаимодополняющих: методы

теоретического анализа (историографический, сравнительно-

сопоставительный, моделирование); диагностические (тестирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик); методы наблюдения (прямое, косвенное, включенные); праксиметрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта); экспериментальные; методы статистической обработки экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явились Горно-Алтайский государственный университет, национальные школы Республики Алтай, Новосибирский государственный педагогический университет.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001) - поисково-аналитический: историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников; изучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров и методов исследовательского поиска.

Второй этап (2001-2003) - экспериментальный: накопление, обобщение, классификация и интерпретация эмпирического и теоретического материалов, коррекция, уточнение логики и результатов исследования.

Третий этап (2003-2004) - обобщающий: обработка, анализ и синтез полученных результатов, выявление прогностического потенциала исследования, оформление и публикация его результатов в виде кандидатской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость: раскрыта сущностная характеристика этнопедагогической афористики алтайцев; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики; определены структура и содержание этнопедагогической готовности учителя к реализации этнического наследия; разработана и экспериментально подтверждена модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых способствует совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя. Учебные программы этнопедагогических дисциплин, спецкурса, образовательные, практико-ориентированные технологии этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, рекомендации по организации этнопедагогической практики студентов, используются в региональной системе непрерывного педагогического образования. Модель этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики, нашла отражение при разработке научно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителя в системе среднего и высшего профессионального образования и её можно экстраполировать на другие регионы России. Результаты исследования могут использоваться в дальнейших этнопедагогических, этнопсихологических исследованиях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических положений исследования, связанных с

системно-целостным, культурологическим, аксиологическим и субъектно-деятельностным подходами; использованием комплекса методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью опытных данных; сопоставимостью экспериментальных данных и выводов с массовой практикой. Основные положения, выносимые на защиту:

Алтайская афористика - выражение педагогических знаний народа,
существенное структурное звено целостной системы традиционного
воспитания, предполагает восприятие человека как творца и созидателя добра,
нацеленность на передачу жизненного опыта, подготовку к принятию и
бережному созиданию мира, что обуславливает ее сентенциозность,
поучительность, педагогическую направленность.

Функции этнопедагогической афористики алтайцев: гуманистическая, способствующая формированию личности; познавательная, связанная с усвоением знаний; эстетическая, способствующая пониманию художественной природы слова; информационная, заключающаяся в межпоколенной передаче жизненного опыта; регулятивная, обеспечивающая в сентенциозной форме доведение до каждого человека системы норм и требований общества.

Этнопедагогическая подготовка учителя - важная часть
профессиональной подготовки учителя, представляет собой непрерывный
управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической
деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к
профессиональной подготовке как целому.

Эффективность процесса этнопедагогической подготовки учителя с использованием алтайской афористики обусловлена совокупностью следующих педагогических условий: формирование у будущих учителей потребности в реализации этнического наследия, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнических традиций, воспитание

высокой ответственности за сохранение и творческое развитие народного опыта воспитания; этнопедагогическая направленность преподавания учебных дисциплин с использованием алтайской афористики; практико-ориентированная направленность реализации этнопедагогических знаний.

Этнопедагогическая готовность к реализации этнического наследия,
являясь целью и результатом управляемого процесса этнопедагогическои
подготовки учителя с использованием алтайской афористики, характеризуется
морально-психологической предрасположенностью к работе в этносоциальной
среде, оптимальным сочетанием социальной активности с творческим
применением этнопедагогических знаний, умений и навыков в
этнопедагогическои ситуации, достаточным уровнем развития
этнопедагогическои культуры, позволяющие учителю осуществлять
конкретную деятельность по воспитанию школьников средствами народной
педагогики. Этнопедагогическая готовность учителя к реализации этнического
наследия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный,
операционный, практический компоненты.

Разработанная модель этнопедагогическои подготовки учителя с
использованием алтайской афористики включающая цели, этапы, формы
предоставления информации, средства реализации, результат, принятие
решения о последующих действиях, позволяет повысить качество подготовки
будущего специалиста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, программах, методических рекомендациях автора. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах (Москва, 2002; Новосибирск, 2001 - 2004; Горно-Алтайск, 2003, 2004; Барнаул, 2004; Томск, 2004; Чита, 2004). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Горно-Алтайского государственного университета, Новосибирского государственного

11 педагогического университета, Хакасского государственного университета, Черепановского педагогического училища Новосибирской области, общеобразовательной средней школы № 104 г. Новосибирска.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснованы актуальность исследования; определены объект и предмет; сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования; показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; изложены положения выносимые на защиту; представлены теоретико-методологическая основа и методы исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки
исследования этнопедагогическои подготовки учителя с использованием
алтайской афористики» определены положения, составляющие теоретико-
методологические предпосылки исследования; раскрыты сущностные
характеристики этнопедагогическои афористики; представлено

моделирование этнопедагогическои подготовки учителя с использованием алтайской афористики; определены структура и содержание этнопедагогическои готовности учителя к реализации этнического наследия.

Во второй главе «Экспериментальная работа по этнопедагогическои
подготовке учителя с использованием алтайской афористики» представлены
образовательные технологии этнопедагогическои подготовки учителя с
использованием алтайской афористики, показана динамика

этнопедагогическои подготовки учителя.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы обобщающие выводы, указаны перспективные направления дальнейшего изучения поставленной в исследовании проблемы.

В приложениях содержатся авторские разработки экспериментальных и методических материалов исследования.

Историография и современное состояние проблемы

В настоящее время, с радикально изменившимися социально-экономическими условиями и культурной ситуацией в нашей стране, идет поиск эффективных путей подготовки специалистов образования к работе в национально-региональных условиях. Одним из важных аспектов этого процесса является этнопедагогизация образования, направленная на восстановление связи времен, возрождение и творческое использование историко-педагогического опыта народов. В рамках этнопедагогизации образования, с точки зрения Б. С. Гершунского, ценности прошлого перестают быть просто историческими реликвиями, они органично вплетаются в ткань настоящего бытия. Непрерывная связь времен -прошлого, настоящего и будущего, носит не однонаправленный характер. Предвосхищая будущее, в чем-то идеализируя его, мы, тем самым, влияем на настоящее, более глубоко оцениваем пройденный путь и реалии сегодняшней жизни, стремимся поддержать те ростки нового, которые хотелось бы развить, и, напротив, избавиться от уродливых пороков, перед которым должен быть поставлен этнический заслон [51, с. 41].

Под этнопедагогизацией образования понимается процесс обновления системы образования на основе глубокого изучения и творческого применения позитивного народного опыта обучения и воспитания детей в современных условиях [175].

Народное воспитание, составляя важнейшую органическую часть духовной культуры каждого этноса, уходит своими корнями в глубь веков.

Создание и развитие современной культуры, в частности, педагогической культуры, невозможно мыслить без опоры на многовековой фундамент этнической цивилизации.

Рассматривая проблему удовлетворения этнических образовательных потребностей, следует показать классификацию, представленную Л. М. Фридманом, согласно которой все потребности человека подразделяются на личностные и родовые, присущие не только отдельным личностям, но и целым этносам [154].

Если личностные потребности по своему происхождению являются природными, органическими, то родовые потребности сформировались в процессе исторического развития этносов, а поэтому их проявление в каждом этносе имеет присущее ему своеобразие.

Первой родовой потребностью является потребность иметь и сохранять свою пространственную и духовную территорию. В результате исторического развития человечества, завоеваний одними народами других, массовых миграций, заселения поступающих земель, имеющих богатые природные сокровища, и других явлений в настоящее время на территории одного и того же государства проживают представители многих этносов. Каждый из этих этносов, как правило, имеет потребность в своей духовной территории - в сохранении сложившегося образа жизни, традиций и верований.

Другой родовой потребностью этносов является потребность в свободе, т.е. в возможности в каждый момент своей жизни делать выбор в соответствии со своими целями, принципами, убеждениями и взглядами и нести ответственность за последствия этого выбора. Свобода - это важнейшее и первейшее условие развития и прогресса народа. Вне свободы - нет творчества, нет развития. Однако нравственная свобода этноса ограничена, ибо каждый этнос окружен многими другими, которые, как и он, имеют ту же потребность в свободе. Поэтому свобода каждого кончается там, где начинается свобода других.

Сущностные характеристики этнопедагогической афористики алтайцев

Использование воспитательно-образовательных возможностей этнопедагогической афористики - важное условие этнопедагогизации содержания процесса обучения и воспитания в современной школе. Сбор, систематизация, публикация афористического материала, осмысление этнопедагогической сущности народной афористики могли бы стать базой включения этого пласта народной педагогики в практику семейного воспитания, учебно-воспитательной работы школы, в профессиональную подготовку учителя к работе с учащимися.

Понятие «афористика» происходит от понятия «афоризм», которое в своем содержании содержит следующие существенные признаки: «мысль, выраженная в предельно краткой, лаконичной форме» [61, с. 60]; «краткое выразительное высказывание»; [32, с. 319-320].

Афористика в справочной и научной литературе определяется как одно из средств образно-речевого выражения мудрости [152], совокупность интеллектуальных изречений, ограниченных в лаконичную и совершенную форму; специфическая разновидность жанра литературного творчества, жанра преимущественно риторического» [92]. В целом, афористику можно обозначить как учение об афоризмах, создаваемое в литературоведении на границе с философией. В упрощенном смысле афористика - собирание афоризмов. Многие исследователи, которые занимались изучением народной педагогики и этнопедагогики (Г. Н. Волков, А. Ж. Гашимов, К. Пирлиев, Ю. А. Рудь, И. А. Шоров, А. Ф. Хинтибидзе, М. Б. Гуртуева, Б. А. Кадыров, X. X. Хадиков, В. Ф. Афанасьев, Г. А. Арутюнян, Ш. А. Мирзоев и др.), рассматривают малые фольклорные формы, как составляющую часть народного воспитания. 3. Б. Цаллагова исследует проблемы афористической педагогики, под которой ею понимается название части фольклорной педагогики, выраженной в пословицах, поговорках, загадках, благопожеланиях, проклятиях, клятвах, веллеризмах, других видах народных изречений представителей конкретных, этнических общностей [160].

Этнопедагогическую афористику 3. Б. Цаллагова понимает как «паремиологическую модель мира, определяющую место человека в этом мире, регламентирующую его проявление в семье, обществе, природе, вселенной, сообщающую основные духовные заповеди» [160].

Средствами функционирования данной модели являются все традиционные фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, благопожелания, клятвы, веллеризмы, недоговорки, нефигуративные изречения, паремиологические тирады, другие виды народных изречений. В них заключены не только идеи традиционного воспитания, которые приложимы практически ко всем жизненным ситуациям и нацелены на развитие и поддержание в ребенке лучших человеческих качеств, но и богатый педагогический опыт.

Сущность такой модели заключается в установлении витка информации, включающего в себя «констатацию и обобщение множества фактов и примеров, их анализ и абстрагирование, наконец, новый возврат к конкретике, но уже конкретике художественной» [158].

Действенность таких разножанровых афористических средств фольклора наиболее ярко проявляется при объединении их в единую многовидовую художественно-поэтическую систему. Создание такой системы возможно при выделении какого-либо основного свойства. Таким свойством, по мнению 3. Б. Цаллаговой, является афористичность. Афористичность проявляется в семантической насыщенности, сжатости, лаконизме, художественной завершенности, идейно-структурном единстве и сентенциозности, нацеленности на поучение, наставление.

Рассматривая этнопедагогические афоризмы с точки зрения их направленности, 3. Б. Цаллагова отмечает, что характерной чертой является их нацеленность на поучение, предупреждение, наставление, назидание, декларирование той или иной истины. Этот характер проявляется в их конкретном педагогическом содержании и выполняемых ими функциях: воспитывающей, направляющей, познавательной.

Динамика этнопедагогической подготовки учителя

Апробация описанной в первой главе (1.3) модели этнопедагогическои подготовки студентов с использованием алтайской афористики, осуществлялось в ходе педагогического эксперимента, который позволяет:

- определить уровень этнопедагогическои подготовки студентов - будущих учителей (констатирующий эксперимент);

- скорректировать содержание учебного материала педагогических дисциплин, спецкурса с целью включения в них этнопедагогическои афористики (формирующий эксперимент);

- определить эффективность этнопедагогическои подготовки учителя, его этнопедагогическую готовность к работе в школе (контрольный эксперимент).

В начале экспериментальной работы в Горно-Алтайском университете был проведен констатирующий эксперимент. Он основывался на комплексной методике, охватывающей анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, рейтинг, интервьюирование. В ходе эксперимента применено варьирование отдельными методами и синтетическое их использование соответственно изучаемым процессам для получения объективной информации. Это помогло глубже проникнуть в механизм формирования и функционирования различных компонентов этнопедагогическои подготовки студентов в педвузе.

Данный эксперимент проведен для того, чтобы достаточно определить уровень этнопедагогическои подготовки студентов, выявить противоречия во взаимодействии общепедагогических, специальных и методических умений и навыков, причины, породившие их, а также вычленить средства и условия, способствующие интеграции всех компонентов этнопедагогической деятельности учителя.

В основе содержания, методики и организации формирующего эксперимента - создание и опытная проверка целостной системы этнопедагогической подготовки учителя. С этой целью нами было преобразовано содержание педагогических дисциплин, педагогической практики и внеаудиторной работы, разработан спецкурс и экспериментальные программы.

Для изучения результатов экспериментальной работы был проведен контрольный вариант эксперимента. Цель его - выявление качественных изменений у студентов после реализации экспериментального материала.

Для всех видов эксперимента были определены формы организации, обеспечены содержательность их проведения и разработана система, позволяющая учитывать и обобщать полученные результаты.

В экспериментальной работе модель этнопедагогической подготовки учителя является ориентиром при построении содержания этнопедагогической подготовки учителя, основными характеристиками которой являются «готовность» как цель и результат профессиональной подготовки, и «подготовки» как процесс профессионального становления личности учителя.

Этнопедагогическую подготовку учителя мы понимаем как часть целостного педагогического процесса, в котором единство содержания, форм, средств и методов образования стимулирует духовное развитие будущих специалистов, основными задачами которого являются формирование базовой этнопедагогической культуры, воспитание способностей к восприятию традиционной педагогической культуры, народного опыта воспитания, привитие высоких духовных потребностей и интересов, совершенствования культуры общения, осознание своего места в диалоге культур, а также развитие этнокультурного самосознания.

Похожие диссертации на Алтайская афористика в процессе этнопедагогической подготовки учителя