Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе Тарасов Павел Юрьевич

Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе
<
Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасов Павел Юрьевич. Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Тарасов Павел Юрьевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/653

Введение к работе

І.

Актуальность исследования обусловлена многообразием и сложностью задач образования специалиста XXI века, ибо за процессом экономических преобразований и реформ в нашей стране последовал глубокий кризис, охвативший многие стороны жизни нашего общества, и сфера высшего профессионального образования не стала исключением. Реформирование современной системы высшего профессионального образования в России опирается на новую, компетентностную парадигму, основанную на смене ценностных приоритетов в подготовке высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных самостоятельно мыслить, творчески решать профессиональные задачи, свободно ориентироваться в поликультурном, глобализирующемся, прагматическом мире.

Профессиональная подготовка будущего режиссера театрализованных представлений в современных условиях - сложный, многогранный и непрерывный процесс, его результатом может служить переход к европейским стандартам образования как целостной системы. Среди профессиональных умений и навыков у режиссеров театрализованных представлений, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных функций, принципиальное место занимают аналитические умения. Аналитические умения в режиссерской профессии, пожалуй, одна из основных профессиональных характеристик, обеспечивающих успешность работы над театрализованным представлением. Запечатленные в сознании режиссера проблемные ситуации из жизни, став продуктом аналитической деятельности, могут использоваться в будущей постановке, подсказав верный способ решения образа персонажа или всего представления в целом, влиять на процесс целостного воплощения режиссёрского замысла. Формирование аналитических умений является важнейшим аспектом профессионально-творческой подготовки будущего режиссера, поскольку они необходимы не только для подбора и изучения художественного материала для будущего представления, но и для его образного, сценического воплощения. Без умения анализировать исходный драматургический материал невозможно освоение основ сценарного искусства и его реализация в творческой практике создания целостного образа театрализованного представления.

Специфика профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений заключается в постижении не только творческих основ профессии, но и образно-логического моделирования будущих мизансцен, в творческом созидании новых идей на основе анализа, синтеза и индуктивно-дедуктивных способов обучения.

Однако для полноценного, эффективного формирования аналитических умений как профессионально-важных качеств личности режиссера

театрализованных представлений необходима специальная подготовка будущего специалиста, которая в настоящее время в вузах специально не ведется. Одной из важнейших проблем в работе со студентами в период вузовской подготовки является отсутствие теоретико-методологических положений формирования данных умений, составляющих основу профессионального мышления будущего специалиста.

Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования вызвана необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества в формировании мыслящего, творческого специалиста, с высоким уровнем аналитических умений, и отсутствием специальных методик профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений в процессе обучения в вузе. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в теоретико-методологическом обосновании проблемы формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе обучения в вузе и создания на этой основе образовательной модели профессиональной подготовки и соответствующей авторской методики её реализации в учебном процессе современного вуза.

Актуальность объективно существующей проблемы явилась основанием для выбора темы настоящего исследования: «Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе».

Степень научной разработанности проблемы. Исследование социально-философских аспектов изучаемой нами темы начинается с античных времен. В философских концепциях Гераклита, Сократа, Ксенофонта, Плутарха, Платона, Аристотеля находит своё широкое отражение проблема развития умственных и творческих способностей подрастающего поколения в тесной связи с его духовно-нравственными способностями. При осмыслении нашей проблемы значительный интерес представляют труды мыслителей-гуманистов (Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, Х.Л. Вивес и др.). Анализ как расчленение самой способности рассудка был предметом исследования в трудах И. Канта, Ф. Бэкона, Г. Гегеля. Проблемами развития умственных способностей и формирования на этой основе творческой личности занимались В.М. Бехтерев, B.C. Библер, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг др.

Соотношение творческих способностей и аналитических умений личности легло в основу работ как отечественных психологов: Д.Б. Богоявленской, А.Н. Воронина, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, Н.В. Рождественской, O.K. Тихомирова, М.А. Холодной и др., так и зарубежных: Э. де Боно, Дж. Гилфорда, Р. Стернбенга, Е. Торренса и др. Анализ как способ познания мира личностью рассматривался в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.

Психолого-педагогические аспекты формирования умений раскрыты в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Беликова, Э.Ф. Зеера, П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Меллер, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Л.Д. Столяренко, Н.Ф. Талызиной, Л.И. Фридмана и др.

Проблемами развития гармоничной личности, среди которых важное значение имела проблема умственного воспитания, занимались классики мировой педагогики Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дис-тервег и др. В трудах отечественных и зарубежных ученых О.А. Абдулли-ной, В.А. Беликова, Б.М. Бим-Бада, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, В.Н. Максимовой, К.К. Платонова, В.А. Сластенина, Л.Д. Столяренко, А.В. Усовой представлен педагогический аспект различных характеристик умений, в том числе аналитических. Важными для нас были труды учёных, посвященные образовательному процессу в вузе, профессиональной подготовке в целом, в том числе формированию творческой, духовно-нравственной личности, отличающейся сложностью становления в разных концептуальных технологиях. Проблему формирования профессиональных умений с использованием информационных и коммуникативных технологий рассматривали Г.А. Кручинина, Е.И. Машбиц, СВ. Па-нюкова и др. Особо значимыми были труды таких ученых, как А.А. Аронов, Н.К. Бакланова, Т.П. Бакланова, О.А. Блох, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, B.C. Садовская, В.И. Флоря, Т.В. Хри-стидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и другие.

В контексте проблемы диссертационного исследования принципиально важными явились труды по театральной педагогике СВ. Гиппиус, Б.Е. Захавы, Ю.А. Завадского, Н.А. Зверевой, В.И. Зыкова, М.О. Кнебель, Л.В. Кулешова, А.Д. Попова, КС Станиславского, раскрывающие содержание и специфику работы режиссеров. В работах Б.Е. Захавы, Е. Гротов-ского, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольда, К.С Станиславского раскрыты аспекты метода действенного анализа и синтетической природы психофизического самочувствия актёра, основы психотехники его подсознания. При раскрытии специфики системы профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений учитывались работы Д.М. Генки-на, А.А. Коновича, З.А. Масленниковой, В.А. Триадского, И.М. Туманова, А.Д. Силина, А.И. Чечетина, Е.Ф. Шангиной, И.Г. Шароева, И.Б. Шубиной и др.

Проблему формирования аналитических умений в процессе педагогической деятельности в вузе рассматривают в своих диссертационных исследованиях Е.И. Белоус, Е.С Гайдамак, СВ. Гиннэ, Ю.В. Дементьева, Т.Ю. Медведева, И.И. Хрулева, И.А. Ширшова др. Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений как объект исследования имеет место в диссертационных работах В.Ю. Алексеева, Н.В. Беляковой, Е.В. Бондаревой, Ю.С Головановой, И.И. Дергач, М.В. Жаб-

ровец, О.А. Кирьяновой, СВ. Марковой, М.Ш. Махарадзе, О.А. Скорохо-довой, И.В. Степановой и др.

Изучение научно-методической литературы показало, что специфика формирования аналитических умений у студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» не нашла достаточного осмысления в режиссерско-педагогической практике. Проблема формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений, к сожалению, мало изучена. До настоящего времени анализ, как таковой, в театральной педагогике рассматривался в работах, посвященных методу действенного анализа пьесы и роли в контексте системы КС. Станиславского.

Как показывает проведенный анализ научных трудов, в том числе диссертационных исследований, в профессиональной подготовке режиссеров театрализованных представлений практически не уделялось специального внимания проблеме формирования аналитических умений. Не исследованными остались вопросы, рассмотрение которых необходимо для организации профессиональной подготовки в данном направлении: современные тенденции и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений как теоретической платформы для создания новых обучающих методик; педагогические условия, необходимые для эффективного формирования аналитических умений в процессе обучения в вузе; не определены сущность и основные компоненты аналитических умений, позволяющие выявить механизм и критерии их сформированно-сти; не определены этапы, принципы, роль активных методов обучения (традиционных, активных и информационных) и системы заданий в формировании аналитических умений, направленных на развитие профессионально-творческого мышления будущего специалиста.

Объект исследования: профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств.

Цель исследования: разработка теоретико-методологических основ формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений, создание образовательной модели и её апробация в авторской методике.

Задачи исследования:

- осуществить научный анализ и на этой основе уточнить содержание и структуру аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений;

выявить специфику формирования аналитических умений у будущих специалистов в вузах культуры и искусств в контексте современных тенденций и особенностей режиссуры театрализованных представлений;

обосновать психолого-педагогические условия, оптимальные для формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений;

разработать образовательную модель и экспериментально апробировать авторскую методику формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки будет более эффективным, если:

будут учитываться современные тенденции, особенности и специфика режиссуры театрализованных представлений;

образовательная модель и авторская методика будут объединять систему дидактических заданий (традиционные, активные и инновационные).

Методологической основой исследования явились:

философские идеи о соотношении сознания, деятельности и развития личности: Г. Гегель, И. Кант, И.С. Кон, Д.С.Милль, Г. Спенсер и др.;

системный подход, позволяющий использовать данные различных наук: философии, культурологии, психологии, педагогики (общей и театральной) для исследования темы диссертации и обеспечивающий рассмотрение структурно-логических и содержательных сторон изучаемых категорий в их взаимосвязи и взаимоотражении применительно к педагогическому процессу, обеспечивающий целостное рассмотрение учебного процесса профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений в творческом вузе: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспаль-ко, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, И.Я. Лернер и др.;

гуманистический подход, признающий человека в качестве высшей ценности: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др., ориентирующий логику исследования на самоактуализацию личности будущего специалиста-режиссера театрализованных представлений: А. Маслоу, К. Роджерс, Б.С. Гершунский, СИ. Гессен, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, В.М. Розин, Н.С. Розов, Ю.И. Турчанинова и др.;

деятельностный подход к развитию личности, рассмотренный в рамках педагогических проблем: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, К.К. Платонов, С.Л.

Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.;

- личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке специалистов: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.

Теоретическую основу исследования составили: концепции, выдвинутые ведущими учеными в области общей педагогики, психологии: Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, Д.С. Лихачевым, В.И. Петрушиным, С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным, Б.М. Тепловым; теоретические концепции интеллекта и креативности Дж. Гильфорда, Е.Л. Григоренко, В.Н. Дружинина, Р. Стернберга, Е. Торренса; общие положения теории формирования умений: П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, К.К. Платонов, Н.Ф.Талызина, А.В. Усова, И.С. Якиманская и др.; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызиной; работы, в которых рассматривается теория развития личности в процессе профессионального становления: М.Т. Громковой, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.А. Реана, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова; система К.С. Станиславского и метод действенного анализа: Б.Е. Захава, Н.А. Зверева, М.О. Кнебель, Вл.И. Немирович-Данченко, А.Д. Попов и др., основы школы представлений В.Э. Мейерхольда; теория социально-культурной деятельности: М.А. Ариарский, В.З. Дуликов, И.Н. Ерошен-ков, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, В. В. Ту ев, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.; теоретические разработки в области профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств: Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова, Т.П. Бакланова, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, Г.Я. Никитина, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, В.И. Флоря, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков и др.; идеи информатизации образования: Г.А. Кручинина, Е.И. Машбиц, СВ. Панюкова и др.; нормативные документы в области образования.

Методы исследования - общетеоретические и эмпирические.

Общетеоретические: изучение и анализ специальной научной литературы по теме исследования из области философии, искусствоведения, психологии, общей и театральной педагогики; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнение и сопоставление разных точек зрения, анализ документации.

Эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент в его констатирующей и формирующей составляющих, статистический анализ результатов эксперимента.

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Российский государственный университет физической культуры, спорта, туризма и молодежи, Институт современных искусств. Всего в исследовании приняли участие 262 человека: 10 преподавателей, 12 дипломированных режиссеров театрализованных представлений, 240 студентов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2006 по 2009 год. На первом этапе (2006-2007 гг.) проводился анализ психолого-педагогической, методической литературы. Разрабатывались основные теоретические положения формирования аналитических умений у студентов режиссуры театрализованных представлений. Были проведены наблюдения за учебным процессом студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта, туризма и молодежи, Института современных искусств и опросы студентов Краснодарского государственного университета культуры и искусств, определившие направление экспериментальной работы. В результате анализа результатов опросов были определены критерии и показатели сформированности аналитических умений, выявлен исходный уровень аналитических умений будущих режиссеров театрализованных представлений. Полученный теоретический и эмпирический материал позволил наметить программу экспериментальной работы.

На втором этапе - формирующем эксперименте (2007-2008 гг.) -проводилась экспериментальная работа в соответствии с разработанной структурой авторской модели формирования аналитических умений у студентов Московского государственного университета культуры и искусств (будущих режиссеров театрализованных представлений). Осуществлялось тестирование студентов контрольной и экспериментальной групп, позволившее определить уровень сформированности аналитических умений на современном этапе. Внедрялась в образовательный процесс методика формирования умений, представленная системой методов в рамках учебных курсов «Теория и практика современной режиссуры театрализованных представлений», «Профессиональная педагогика», «Педагогика и психология».

Третий этап исследования (2008-2009 гг.) предполагал завершение экспериментальной работы, повторную диагностику, систематизацию, анализ эффективности разработанной методики и обобщение полученных результатов, формулировку заключения и выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятия «аналитические умения режиссеров театрализованных представлений», рассматриваемые как совокупность

целенаправленных, освоенных умственных и практических действий в процессе изучения спецкурса «Теоретические и практические аспекты формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений», опирающихся на развитие пространственно-образного и абстрактно-логического мышления в процессе создания и реализации творческого замысла театрализованного представления;

разработана структура аналитических умений режиссеров театрализованных представлений, в состав которых входят следующие компоненты: интеллектуально-операциональный, когнитивно-преобразовательный, коммуникативно-рефлексивный;

выявлена специфика формирования аналитических умений у будущих специалистов в вузах культуры и искусств в контексте современных тенденций и особенностей режиссуры театрализованных представлений: девальвация классового характера театрализованного представления; значимость общечеловеческих функций театрализованного зрелища в регулировании межконфессиональных, межнациональных отношений; усиление роли гедонистической, рекреационной и воспитательно-образовательной функций театрализованного представления; повышение значимости компьютерных технологий, наряду с традиционными, в архитектуре современных массовых зрелищ как технологического идентификатора режиссерской постановки;

обоснованы психолого-педагогические условия, оптимальные для формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений:

а) развитие мотивации в формировании аналитических умений у бу
дущих режиссеров театрализованных представлений (активность, само
стоятельность, потребности, интересы и др.);

б) учет специфических особенностей театрализованных представле
ний как жанра театрального искусства и творчества, выраженных в массо
вости, зрелищности, комплектности и многогранности постановочной ра
боты на нестандартных площадках, массовым и синтетически композици
онным характером пространственно-временного решения постановки в
формировании аналитических умений будущего специалиста;

в) введение в учебный процесс системы методов и заданий активно
го обучения, использование современных информационных технологий
(виртуальное макетирование, моделирование мизансцен, компьютерный
монтаж), направленных на развитие профессионально-творческого мыш
ления будущего специалиста, на оптимизацию процесса создания театра
лизованного представления;

- разработана и апробирована образовательная модель в процессе
реализации авторской методики формирования аналитических умений, в
которую вошли следующие компоненты: цель, задачи, принципы, со дер-

жание, методы, средства, формы, этапы, критериально-диагностический аппарат (критерии, показатели и уровни сформированности аналитических умений) и результаты.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования была пополнена теоретическая база театральной педагогики и профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений. В процессе работы осуществлен научный анализ концепций, содержания, форм и методов формирования аналитических умений, сложившихся в научной литературе, необходимых для профессионального обучения будущих режиссеров театрализованных представлений в вузах культуры и искусств. В результате анализа разработан понятийно-терминологический аппарат исследования формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений. Это позволило теоретически обосновать оптимальный подход в раскрытии специфики формирования аналитических умений у студентов в процессе освоения спецкурса «Теоретические и практические аспекты формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений», выявить и систематизировать информационно-технические приемы и средства выразительности, оптимизирующие процесс создания театрализованного представления

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в содержании учебных курсов «Психология и педагогика», «Профессиональная педагогика», в программе разработанного спецкурса «Теоретические и практические аспекты формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений» на кафедрах режиссуры театрализованных представлений, педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств, способствующих становлению учебно-профессиональной мотивации, развитию личностных и профессионально значимых качеств, повышению успеваемости, удовлетворённости профессией режиссера, более глубокому пониманию профессиональных аналитических умений будущего специалиста.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей научной и практической работы по изучению и выявлению новых средств выразительности и творческих характеристик режиссуры театрализованных представлений.

Результаты исследования могут быть использованы для системы профессионального образования: колледжей, гуманитарных вузов, системы повышения квалификации, в процессе обучения студентов других творческих специальностей.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций; использованием принципов

научного исследования; анализом научных источников по данной проблеме; широким применением эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; устойчивостью полученных результатов на практике в вузе.

Репрезентативность эмпирического материала, его апробация, сообщения на научных конференциях позволили осуществлять сравнительный анализ полученных данных и подтвердить их актами о внедрении.

В процессе работы над диссертацией было изучено 260 работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся разрабатываемой темы. Из них 38 составили диссертационные исследования.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации были внедрены в учебно-образовательный процесс Московского государственного университета культуры и искусств и Институт государственного администрирования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств, в научных докладах и сообщениях автора на научно-практических конференциях, в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Аналитические умения режиссеров театрализованных представлений определяются как личностное образование специалиста, представленное совокупностью целенаправленных умственных и практических действий, обеспечивающих сознательное и точное выполнение профессиональной деятельности в процессе проектирования, реализации творческого замысла в постановках театрализованных представлений и зрелищ, на основе усвоенных знаний.

  2. Структура аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений включает следующие компоненты: интеллектуально -операциональный (умение выявить сущность, дать объективную оценку, выявить причинно-следственные связи анализируемого явления, проекта, сценария); когнитивно-преобразовательный (выявить идею, тему, сверхзадачу театрализованного представления); коммуникативно -рефлексивный (умение анализировать театрализованное представление с позиции системно-деятельностного подхода, выявить передовой опыт, объективно оценить работу коллег, осуществить рефлексию своих личностных и профессиональных умений).

  3. Процесс формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений (от постижения теоретических основ анализа, синтеза, формализации, индукции, дедукции к целостному, образному моделированию будущего театрализованного представления) строится с учётом специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений как жанра театрального искусства и творчества, выраженных в

массовости, зрелищности, комплектности и многогранности постановочной работы на нестандартных площадках, синтетически композиционным характером пространственно-временного решения постановки.

  1. Психолого-педагогическими условиями эффективной профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений для формирования аналитических умений являются развитие мотивации, учет специфических особенностей театрализованных представлений, введение в учебный процесс системы методов и форм активного обучения, использование современных информационных технологий (виртуальное макетирование, моделирование мизансцен, компьютерный монтаж).

  2. Авторская методика, определяемая образовательной моделью, включает цель, задачи, содержание, методы, формы обучения, этапы формирования (мотивационно-ориентировочный, репродуктивный, продуктивный, рефлексивный), критериально-диагностический аппарат (полнота, эффективность, динамика), показатели (адекватность, быстрота, самостоятельность) и высокий, средний, низкий уровни сформированности аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений. В процессе исследования применялись специальные задания, направленные на оптимизацию процесса профессиональной подготовки в вузе.

Объем и структура диссертации.

Похожие диссертации на Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в вузе