Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Щёлокова, Елена Фёдоровна

Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования
<
Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щёлокова, Елена Фёдоровна. Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Тольятти, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ РОЛИ ЭСТЕТИКО РЕЦЕПТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18

1.1. Генезис художественной рецепции в мировой культуре. Актуализация проблемы восприятия искусства в современной- социокультурной ситуации 18

1.2. Анализ научно-педагогических исследований проблемы восприятия искусства в системе современного непрерывного образования 34

1.2.1. Активизация эстетически содержательного компонента как средства гуманизации современного профессионального образования 34

1.2.2. Перспективы практического применения методики формирования эстетико-рецептивной компетентности в системе допрофессионального образовательного процесса 52

1.3. Выбор методов исследования процесса формирования эстетико-рецептивной компетентности на допрофессиональном этапе непрерывного образования 58

1.4. Выводы по I главе 68

Глава II ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИКО-РЕЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 73

2.1. Создание базовой основы эстетико-рецептивной компетентности учащихся на начальном этапе допрофессионального образования 73

2.2. Перспективы активизации эстетико-рецептивных возможностей личности в средних классах общеобразовательной школы 97

2.3. Корреляция эстетического рецептивного потенциала учащихся старших классов общеобразовательного цикла 110

2.4. Оценка качества результатов как стимул, активизирующий креативный потенциал личности 117

2.5. Выводы по II главе 131

Заключение 145

Библиография 148

Приложения 157

Введение к работе

Современный этап развития социума, актуализируя назначение предметов эстетического цикла в образовательных программах системы непрерывного образования, в том числе, мотивирует включение базовых категорий культуры - творчество, творческое мышление - в число действенных составляющих образовательного процесса. Исследуя искусство, как область творческой и сотворческой деятельности человека, педагоги и психологи Л. М. Аболин, А. Г. Асмолов, X. X. Валихметьев, Б. 3. Вульфов, П. Я. Гальперин, В.Г. Грязева-Добшинская, А. В. Гулыга, М. С. Каган, В. Ф. Рябов, Е. В. Сидорова, Б. Ф. Сикорский и др. отмечают развивающую роль творчества в процессе формирования личности. Ситуация широкого прикладного использования и теоретического изучения проблем искусства в профессиональном образовании, сложившаяся, как в российской, так и европейской науке, основана на исторически обусловленной динамике развития социальной парадигмы искусства [И. Ю. Алексашин, Р. 3. Богоутдинова, Ю. Б. Борев, О. В. Буткевич, Н. М. Зоркая, В. Изер, М. С. Каган, Ю. В. Китов, В. А. Конев, Я. А. Пономарёв и др.]. Модификация предметов эстетического цикла в образовательной практике обусловлена актуализацией позиций участников творческого акта, в частности, что особенно важно в аспекте рассматриваемой темы, роли субъекта, воспринимающего произведение искусства и влиянием данного процесса на уровень развития личности обучаемых. Сложившееся на современном этапе развития мировой культуры дифференцирование функциональных составляющих творческого акта, закономерно вытекающее из динамики изменения позиции реципиента, является наиболее значительным аспектом, подтверждающим данную дефиницию. Авторы, исследующие проблемы профессионального высшего образования, анализируют многообразный спектр проблем целесообразного развития творческого компонента с целью реализации отдельных аспектов креативного развития студентов,

5 идентифицируя эмотивный компонент, как важную составляющую интегрированного понятия профессиональная культура [43, 51, 69, 70, 87, 104, 127, 133].

Значительный круг проблем освещается в работах о подготовке специалистов в сфере искусства [М. А. Алексеева, Н. А. Каюмова, В. В. Фоминов], юридического образования, [Д. В. Каменкин, В. А. Церунян], естественнонаучной сферы [А. Д. Герасимова, Л. А. Краснова, А. А. Толстенева,] в сфере туризма [В. К. Борисов, А. Н, Кондратюк, В. И. Максимова, О. Ф. Полякова], менеджеров, инженеров - технологов, учителей технологии [В. В. Багдасарова, Н. И. Куланина, Н. Б. Левцова, Е. 3. Мандраева]. Одним из приоритетных для современного образования обоснованно признаётся творческий подход, на котором базируется формирование ряда значимых качеств личности, необходимых для успешной профессиональной адаптации и реализации специалиста: креативность, самостоятельность и оптимальность анализа процессов, принятие эффективных решений, способность к саморазвитию, творческому самоанализу и активному творчеству, развитая духовно-эстетическая культура (воображение, эстетический вкус, осознание красоты и вульгарности, позитивное отношение к прекрасному в искусстве, окружающей действительности и т. п.). По результатам исследований вышеуказанных авторов включение в программу ряда учебных эстетических курсов: история изобразительного искусства, театра, музыки, литературного творчества, музейного дела и др., прогнозирует формирование необходимой в профессиональном целом духовно-эстетической составляющей. Применение проблемно-поисковых методов обучения (диспуты, дискуссионные семинары, метод творческих проектов и т. п.) способствует значительному расширению спектра возможностей обучающихся, позволяющих эффективно осваивать многообразные виды инновационной деятельности. На базе аналитико-методического обоснования перспектив креативного развития выявляются

многообразные модели интенсификации образовательной среды. В частности, авторы, принципиально позиционируя художественно-творческую деятельность в качестве активной составляющей учебного процесса, обращают внимание на взаимосвязь профессиональной направленности и уровня развития творческих способностей будущих специалистов в разнообразных социальных сферах, в том числе, и точных наук. В исследованиях, раскрывающих тему актуализации проблем творчества в естественнонаучной сфере, обозначен круг вопросов, решающих проблему влияния уровня креативности студентов на сформированность профессиональных компетенций. Авторы [А. Д. Герасимова, Л. А. Краснова, А. А. Толстенева и др.] анализируют эволюцию общепринятых взглядов, результаты практических исследований проблем развития воображения в процессе обучения специалистов в психолого-педагогическом, физиологическом, дидактическом и предметном аспектах. В работах, посвященных проблемам подготовки преподавателей-специалистов в гуманитарной области [Т. Н. Тюлюлюкина, Н. А. Стефаненко и др.], наряду с общеэстетическими, отражаются наиболее существенные показатели, прямо и косвенно указывающие на взаимосвязь уровня сформированности художественной рецепции с профессиональной готовностью студентов.

Теоретическая позиция и эмпирический потенциал исследователей данного круга проблем базируются на положениях таких авторов, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, позже - В. И. Загвязинский, В. И. Андреев, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, В. Г. Ражников, Е. И. Регигер, и др. Анализ научных исследований Т. В. Абрамовой, Е. А. Баженовой, Т. И. Бессоновой, Н. А. Жировой позволяет выделить ряд существующих в данное время основных тенденций: целесообразность учёта динамики эстетического развития при измерении качественных показателей результативности обучения, включение сферы эстетического восприятия в число составляющих

7 факторов, в частности, музыкально-педагогического образовательного процесса, актуализация роли художественной рецепции в контексте особенностей современного социума.

Немаловажным аспектом активизации творческого образовательного
компонента является его релевантность к развитию креативного
потенциала, формированию профессионально-значимых качеств личности,
способности к творческому саморазвитию, инновационной деятельности и
др., что, безусловно, влияет на сформированность профессиональной
культуры современного специалиста. В связи с этим, можно
констатировать, что эмоционально-образная составляющая

образовательного процесса (эстетическая рецепция, как частный случай) в современном социуме приобретает доминирующее значение вне зависимости от специализации профессиональной деятельности. Такого рода тенденции делают актуальными проблемы творческого подхода, навыков креативного мышления в процессе современного непрерывного образования. Активизация многообразных содержательных аспектов профессионального уровня в рамках довузовской подготовки позволяет получить дополнительный ресурс, который возможно использовать для сокращения учебной нагрузки студентов, повышения интенсивности специализированного учебного потенциала.

Анализ современной научной литературы, указывая на взаимозависимость уровня сформированности художественного вкуса, креативности и профессиональных компетенций студентов, повышение роли эстетического компонента образовательного процесса для формирования профессиональной культуры личности вне зависимости от специализации, обнаруживает недостаточность разработки ряда аспектов указанной проблемы. До настоящего времени на всех этапах системы непрерывного образования превалирует традиционный когнитивный подход к изучению эстетического материала, не учитывающий особенностей современного информационного поля, активизирующего

8 рецептивную составляющую акта творчества. Методолого-теоретическое обоснование перспектив актуализации эстетического компонента современной профессиональной культуры не обеспечено в достаточной степени разработанными технологиями и методиками, учитывающими непрерывность образовательного процесса, что ограничивает использование возможностей эстетического образования на допрофессиональном этапе обучения в профессионально-развивающем аспекте. Ряд содержательных особенностей эстетической информации не позволяет применять для контроля качества результата учебной деятельности данного типа традиционную систему оценки, снижая степень эффективности эстетически содержательной учебной деятельности, инициируя необходимость разработки специальных методов и приёмов, активизирующих креативный потенциал учащихся и механизмы самооценки личности.

Все сказанное позволяет констатировать, что актуальность исследования проблемы обусловлена необходимостью:

направленного развития креативного потенциала обучающихся с целью гуманизации всех этапов образования; »

методического обоснования целесообразности включения механизмов активизации рецептивных возможностей личности в программу допрофессионального образования;

определения перспектив формирования эстетико-рецептивного потенциала личности в системе допрофессионального образовательного процесса;

совершенствования системы развития творческой индивидуальности обучающихся на допрофессиональном уровне с целью повышения мотивации личности на саморазвитие.

Исследование теоретических основ и практическая разработка проблемы формирования эстетико-рецептивного потенциала обучающихся

9 в учреждениях полного среднего образования призвана обеспечить разрешение следующих объективно существующих противоречий:

- между актуализацией рецептивной составляющей современной
культуры и недостаточной направленностью содержания
допрофессионального образования на приобретение навыков
эстетического восприятия, формирование потребности в
художественной рецепции;

между особенностями современного социокультурного процесса, повышающего значение креативности как необходимого условия профессиональной самореализации личности и недостаточной направленностью допрофессионального образования на формирование базовых компетенций, стимулирующих творческое развитие обучающихся;

между наличием профессиональной образовательной нагрузки на эстетические учебные курсы в программах высших учебных заведений и отсутствием сформированных на допрофессиональном этапе обучения навыков эстетико-рецептивного восприятия;

между потенциальной перспективностью формирования эстетико-рецептивной компетентности обучающихся на базе активизации интегративного комплекса симультанного восприятия смежных видов искусства и доминирующим в учебной практике допрофессионального образования традиционным информативно-содержательным подходом к изучению искусства;

между перспективностью личностно развивающих возможностей учебной деятельности, направленной на формирование основ культуры восприятия искусства и отсутствием разработанных форм и методов реализации данного ряда задач.

Поиски путей разрешения указанных противоречий определили проблему данного исследования. Каковы должны быть методологические и теоретические подходы к проектированию и реализации содержания

10 эстетического компонента допрофессионального образования, удовлетворяющие организационным, психолого-педагогическим условиям и позволяющие достичь гарантированного результата в процессе формирования эстетико-рецептивного потенциала личности.

Необходимость разрешения указанных противоречий, недостаточная разработанность заявленной проблемы, практическая значимость её разрешения определили выбор темы исследования: «Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования».

Цель исследования - повышение качества эстетического образования учащихся в системе допрофессионального образовательного процесса путём формирования эстетико-рецептивного потенциала личности для развития профессионально-значимых качеств личности на последующих этапах системы непрерывного образования.

Объект исследования - процесс обучения учащихся основам культуры восприятия искусства на допрофессиональном этапе непрерывного образования.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, содержание и методы формирования эстетико-рецептивной компетентности учащихся на допрофессиональном этапе образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышение качества эстетического образования путём формирования эстетико-рецептивной компетентности личности на допрофессиональном уровне образования будет возможно, если:

активизировать эстетико-рецептивный компонент учебной деятельности, способствующий развитию креативного потенциала обучающихся;

расширить перспективы личностного потенциала обучающихся посредством рецептивно активизированной ориентации учебного процесса допрофессионального этапа непрерывного образования;

процесс целенаправленного формирования творческой индивидуальности обучающихся начинается со школьного возраста с учетом повышения мотивации личности к саморазвитию;

развитие индивидуальных рецептивных возможностей личности будет предшествовать изучению эстетически содержательного учебного материала на традиционном когнитивном уровне. Данные, полученные в ходе аналитического экспериментального

исследования, показали повышение уровня сформированности личностных качеств обучающихся на каждом этапе допрофессионального образовательного процесса, что подтверждает эффективность указанной трактовки учебного эстетически содержательного материала. Для достижения поставленной цели и проверки гипотез исследования решались следующие задачи:

- выявить состояние вопроса о взаимовлиянии проблемы актуализации
эстетико-рецептивного потенциала обучающихся и развития
профессионально-значимых личностных качеств в современной
педагогике;

определить психолого-педагогические условия формирования и развития эстетико-рецептивного потенциала обучающихся для ступени допрофессионального образования;

применительно к психолого-педагогическим условиям отобрать и систематизировать учебный материал, спроектировать содержание учебной деятельности с активизированным эстетико-рецептивным компонентом в процессе формирования основ культуры восприятия искусства учащихся на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования;

разработать и экспериментально апробировать методы реализации содержания и контроля качества результатов его усвоения при формировании эстетико-рецептивной компетентности учащихся на этапе допрофессионального образования.

12 Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

концептуальные философские и эстетические идеи античных (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ), западноевропейских (М. Берсли, П. Валери, М. Вейц, Б. Р. Виппер, Г. Ф. В. Гегель, Дж. Дики, П. Зифф, М. Итон, И. Кант, Э. Фромм, О. Хаксли, К. Юнг), русских (Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Ю. Б. Борев, Б. С. Гершунский, Е. П. Завалишин, Ю. А. Кремлёв, А. Ф. Лосев, В. С. Соловьев, А. Н. Сохор и др.) авторов;

фундаментальные исследования по теории деятельности, развития личности в деятельности и общении (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. Г. Маслоу, А. А. Мелик-Пашаев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);

основные положения концепции творчества педагогической теории и практики (М. А. Ариарский, Б. В. Асафьев, В. И. Загвязинский, М. С. Каган, М. О. Кнебель, Б. Б Комаровский, А. Н. Лук, А. А. Мелик- <' Пашаев, Б. М. Неменский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Пономарев, Г. Селье, Б. Ф. Сикорский, Я. Скалкова, Г. Спенсер, К. С. Станиславский, В. А. »' Сухомлинский, Н. Г. Тагильцева, Т. Н. Тетерская, К. Д. Ушинский и др.)

Методы исследования. Для проверки положений гипотезы и і решения поставленных задач использовались теоретические методы в сочетании с опытно-экспериментальной работой: изучение и анализ литературы по теме исследования; аналитическое исследование программ учебных заведений всех звеньев системы непрерывного образования; педагогический эксперимент; изучение передового педагогического опыта. В процессе исследования использовались социолого-педагогические (беседы, тестирование, собеседование, наблюдение, графическое анкетирование, самохарактеристики), экспериментальные (организация и проведение обучающего эксперимента, апробация методов интегрированного изучения предметов гуманитарного, эстетического и естественнонаучного циклов, аудио- и видеопортретирование с

13 вербальным анализом), статистические (обработка и оценка данных, полученных в ходе эксперимента) методы.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Научное исследование проводилось в течение пяти лет на базе кафедры педагогики, психологии и методики преподавания дисциплин Тольяттинского государственного университета на основании экспериментальной педагогической практики в учреждениях полного среднего образования МОУ СОШ № 13 с углублённым преподаванием предметов эстетического профиля, МОУ СОШ № 24, НОУ ООЦ «Школа», НОУ ОШ «Ступени», МУКиИ «Тольяттинская филармония» г. Тольятти, ГОУ СПО Димитровградский технический колледж г. Димитровограда Ульяновской области. В исследовании приняли участие 950 человек экспериментальной группы и 720 человек контрольной группы.

На первом этапе - аналитическом (2000-2001 г.г.) - исследовалось
фактическое состояние разработанности проблемы формирования
эстетико-рецептивной компетентности обучающихся в современной
педагогической науке, изучалась философская, психолого-педагогическая,
научно-методическая литература по заявленной теме, определялись
перспективы, возможности, психолого-педагогические условия и факторы
актуализации креативного компонента учебного процесса как результата
формирования указанной компетентности личности на

допрофессиональном этапе образовательного процесса, формулировались рабочая гипотеза, цель, задачи исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2002-2003 г.г.) включал отбор теоретических, организационно-практических методов решения цели и задач исследования; систематизацию и обобщение практического опыта автора за 1980 - 2002 годы; определение и разработку критериального аппарата проблемы; реализацию программы экспериментальных исследований, в ходе которой апробировалась эффективность выявленного комплекса психолого-педагогических условий

14 и факторов учебной деятельности, направленной на формирование эстетико-рецептивной компетентности личности в системе допрофессионального образования.

На третьем, завершающем этапе (2004 - 2005 г.г.) проходила аналитическая обработка экспериментальных данных, уточнение теоретических выводов исследования, анализ и внедрение полученных результатов в педагогическую практику допрофессионального этапа системы непрерывного образования, оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

  1. В контексте теоретического анализа проблемы изучены и описаны специфические особенности учебного процесса, обусловленного содержанием эстетической рецептивной деятельности, выводящего на качественно новый уровень перспективы развития личности на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования;

  2. Содержательно обобщены сущностные характеристики проблемы формирования эстетико-рецептивной компетентности личности в процессе обучения основам культуры восприятия искусства;

  3. Предложен и практически апробирован комплекс психолого-педагогических условий и факторов эффективного формирования эстетико-рецептивного потенциала обучающихся в рамках учебного процесса учреждений допрофессионального этапа непрерывного образования;

  4. Выявлены специфические особенности интеграции учебных дисциплин на основе активизации рецептивного компонента для учебного процесса допрофессионального этапа непрерывного образования;

  5. Разработаны и апробированы группы критериев контроля оценки качества результата, стимулирующих направленное развитие профессионально-значимых качеств личности в процессе формирования эстетико-рецептивного потенциала обучающихся учреждений допрофессионального образования.

15 Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Исследованы объективные предпосылки, мотивирующие включение эстетической рецепции в разряд преобразующих факторов учебной деятельности, инициирующих личностное развитие, профессиональную самореализацию личности в современной социокультурной ситуации;

Определены психолого-педагогические условия и факторы стимуляции симультанного ассоциативного восприятия как важнейшего условия актуализации творческого компонента учебного процесса;

Разработан в теоретическом аспекте эстетически содержательный материал, актуализирующий развитие рецептивного потенциала личности на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования как базы становления будущего компетентного специалиста.

Практическая значимость исследования заключается:

в разработке, практической апробации авторского спецкурса «Основы культуры восприятия искусства» и рабочей программы вариативного блока системы повышения квалификации преподавателей учреждений допрофессионального этапа непрерывного образования; *

в обосновании и разработке методических рекомендаций для преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла с ориентацией на развитие эстетико-рецептивного потенциала обучающихся в системе допрофессионального образования;

в разработке и апробации методики оценки качества усвоения знаний, стимулирующей направленную активизацию креативного потенциала личности, механизмов самооценки учащихся;

в разработке методических указаний и практических пособий по формированию эстетико-рецептивного потенциала учащихся в системе подготовки преподавателей учреждений допрофессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и
сделанных выводов обеспечены методологической обоснованностью
исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью
логики исследования; использованием комплекса адекватных природе
изучаемого явления методов, адаптированных сообразно специфике
учебного процесса допрофессионального этапа непрерывного образования,
соответствующих цели и задачам экспериментального исследования;
сочетанием качественного и количественного подходов в анализе
экспериментальных данных; репрезентативностью опытно-

экспериментальных данных, их воспроизводимостью в массовой практике. Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе работы, осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в процессе выступлений с докладами на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации были представлены на Всероссийских научных конференциях по проблемам проектирования, контроля и управления качеством образовательных услуг (Москва -Тольятти, 2002 г., 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции по вопросам безопасности образовательного процесса (Тольятти, 2002 г.), Региональной научно-практической конференции «Особенности развития инновационных педагогических технологий» (Тольятти, 2002 г.), I Научно-практической конференции по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг (Москва - Тольятти, 2002 г.) II Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы университетского образования: содержание и технологии» (Тольятти, 2005 г.), в статьях и тезисах научных докладов, опубликованных в Сборниках научных трудов (ИСМО РАО, Москва, 2004 г., 2005 г.), Объединённом научном журнале (Москва, 2003 г., № 3/87). Практические аспекты исследуемой темы неоднократно обсуждались на учебно-методических семинарах и педагогических советах МОУ средняя общеобразовательная № 13 с углубленным преподаванием предметов

17 эстетического профиля, МОУ средняя общеобразовательная школа № 24, НОУ общеобразовательный центр «Школа», МОУ ДО детская музыкальная школа № 3, НОУ средняя общеобразовательная школа «Ступени», МУКиИ Тольяттинская филармония г. Тольятти, ГОУ среднего профессионального образования Димитровградский технический колледж г. Димитровграда Ульяновской области.

Результаты исследования нашли воплощение в педагогической практике общеобразовательных школ № 13, № 24 г. Тольятти, технического колледжа г. Димитровграда Ульяновской области, учреждения дополнительного образования ДМШ № 3, негосударственных учреждений допрофессионального образования Общеобразовательный центр «Школа», Открытая школа «Ступени» г. Тольятти Самарской области. Теоретические положения и практические разработки получили апробацию в деятельности культурно-просветительского образовательного концертного абонемента для школьников Тольяттинской филармонии.

Структура диссертация. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Общий объём работы составляет 207 страниц текста, содержащего рисунки, таблицы, диаграмму, библиографию из 132 наименований, 2 из которых на иностранном языке. Содержание диссертационного исследования отражено в 10 публикациях автора.

Генезис художественной рецепции в мировой культуре. Актуализация проблемы восприятия искусства в современной- социокультурной ситуации

В современном социуме актуализируется назначение предметов эстетического цикла в образовательных программах различного уровня, в том числе, профессионального образования. Ввиду сложившейся в современной социокультурной ситуации объективной необходимости включения в систему образования компонентов, способствующих развитию креативных качеств базовые категории культуры - творчество, творческое мышление - становятся в настоящее время закономерной частью образовательного процесса. Данный подход позволяет, во-первых, в значительной мере способствовать выявлению природных склонностей (способностей), во-вторых, максимально приблизиться к решению проблемы развития, целесообразного формирования творческих качеств, необходимых для профессиональной реализации личности практически во всех специальностях современного общества. Сложившаяся к настоящему времени востребованность прикладного использования и теоретического изучения проблем искусства в профессиональном образовании, сложившаяся как в российском, так и европейском образовании, основана на исторически обусловленной динамике развития социокультурного процесса. [И. Ю. Алексашин, Р. 3. Богоутдинова, Ю. В. Китов, В. К. Невлев, Я. А. Пономарёв Н. В. Рождественская и др.] В истории европейского образования, начиная с античности, предметы эстетического цикла традиционно занимали одно из ведущих мест. Формы и способы активизации эстетического компонента в системе культуры и образовательном процессе исходили из социальной роли искусства, складывающейся в зависимости от особенностей эпохи. [3, 47, 84, 86] В частности, содержательные и ролевые изменения позиций участников творческого акта, что особенно важно в аспекте рассматриваемой темы, роли субъекта, воспринимающего произведение искусства, имело непосредственное влияние на процесс эстетического развития обучаемых. Активность позиции реципиента, декларируемая современной наукой как данность, закономерно вытекающая из сложившегося на современном этапе развития искусства и предельного дифференцирования функций участников творческого акта, мотивирует своевременность разработки видов практической деятельности, направленных на формирование и развитие рецептивного потенциала личности. В связи с этим необходимо проследить динамику изменения позиции реципиента как участника творческого акта в истории мировой культуры - от истоков развития до настоящего состояния.

Объективные социально-исторические предпосылки, генезис гуманитарной культуры человечества, природа искусства определяют логику трансформации содержания данной проблемы, // тождественность воздействия художественного образа на личность, как в разные эпохи, так и в социально различных рецептивных группах, зависит от психологических, индивидуально-эмоциональных особенностей субъектов восприятия, от исторической ситуации, национальной культуры, через призму которых происходит восприятие эстетического образа. Художественная рецепция, условно говоря, заключается во взаимоотношениях произведения искусства и реципиента, которые складываются определенным образом в зависимости от субъективных особенностей последнего и субъектно-объектных качеств первого, от художественных традиций, от общественного мнения и языково-семиотической условности, равно исповедуемой автором и воспринимающим субъектом. [Ю. Б. Борев, 1988] Многочисленные факторы, влияющие на динамику трансформации данного процесса, исторически определяются и состоянием культурной среды, и объективными особенностями эпохи, и социально-обусловленным уровнем развития личности реципиента. История культуры даёт немало примеров, свидетельствующих о неправомерности рассмотрения произведения искусства, как воплощения раз и навсегда данной ценности, единого, определённого неизменного смысла. Многоликость воздействия мотивируется не только нетождественностью, неадекватностью восприятия смысла ввиду различия уровня подготовленности реципиентов. Многовариантность прочтения образа опирается на сложность структуры эстетического взаимоотношения адресанта (автора) и адресата (реципиента), усугубляемой реалиями содержательной, исполнительской, рецептивной интерпретации произведения в разные эпохи. Такого рода интерпретация, подобно переводу на иностранные языки, обеспечивает воздействие произведения согласно некоей абсолютной эстетической ценности художественного образа, которая, в идеале, не зависит от исторической ситуации, изменчивости социально-культурного статуса самого произведения искусства, обновления культурно-исторического опыта воспринимающего субъекта.

Анализ научно-педагогических исследований проблемы восприятия искусства в системе современного непрерывного образования

Постановка проблемы развития творческого потенциала, креативных способностей в рамках педагогической науки обусловлена современным состоянием вопроса. Категории, ранее традиционно относимые к базовым в сфере культуры, - творчество, креативное мышление, художественная рецепция и т. п. - становятся в настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса. Отказ от сведения значения термина творчество к его узкому смыслу — как одного из отдельных видов деятельности человека - и обращение к широкому пониманию смысла данного понятия, позволяет рассматривать творчество как механизм развития и, соответственно, использовать в педагогической практике [Я. А. Пономарёв, 1979]. В настоящее время педагогическая наука причисляет к важнейшим средствам гуманизации образовательного процесса активизацию художественно-эстетического компонента, который, по мнению ряда авторов [Ю. В. Громыко, С. А. Иванов, Н. Г. Тагильцева и др.], составляет «высшую чувственность духовного значения» [Н. И. Киященко, 2002, с. 46], определяет спектр развития личности, характер её жизнедеятельности в условиях современного социума. Стройная система развития личности, насыщенная художественно эстетическим знанием, есть, своего рода, объективная необходимость, сложившаяся к настоящему времени и обусловленная актуализацией проблемы креативности личности в современной культуре. Разрешение такого рода проблем традиционно считалось прерогативой ряда специальных наук, в частности, философии (этики), психологии, искусствоведения, науковедения и др. Каждая из них, безусловно, представляет достаточно глубокие изыскания различных аспектов данной сферы общественного сознания. Однако если говорить о перспективах креативного развития, как отдельной личности, так и множества субъектов различных сфер жизнедеятельности, то выполнение, в полной мере, данного комплекса задач становится прерогативой педагогики. Природа педагогической науки и образовательной практики позволяют обратиться к разрешению проблем, как художественного, так научного и технического творчества. Использование положений философии, психологии творчества в качестве базовых теоретических основ педагогической технологии обуславливает моделирование действенно преобразующих элементов образовательной системы, учитывающей полный спектр особенностей человеческой психики. Вышеизложенное в полной мере соотносится со способностью воспринимать искусство, как одного из определяющих компонентов креативного потенциала. Художественная рецепция может стать одним из факторов, способствующих формированию в ходе образовательного процесса необходимых для саморазвития качеств личности. В основе теоретического осмысления проблемы восприятия искусства в мировой культуре лежат наиболее общие положения античной философии [Аристотель, Платон, Сократ], связанные с обоснованием процесса познания мира в ходе художественной деятельности; положения педагогики гуманистов-просветителей [М. А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.]; исследования представителей русских школ лингвистики [А.А. Потебня, П. К. Энгельмейер] и философии [Н.А. Бердяев, В. С. Соловьёв, и др.]. Начиная с XX века, педагогика, наряду с психологией, философией и социологией, активно включается в изучение аспектов и перспектив воздействия объектов духовной культуры на развитие потенциала личности. Теоретическое осмысление данного круга проблем базируется на эмпирическом опыте специалистов-практиков в области культуры и искусства. Изучение приоритетов, потребностей, перспектив развития в двадцатые годы XX века становится объектом экспериментальной деятельности педагогов - режиссёров российского театра и кинематографа, т. к. «понимание и глубокое восприятие искусства предполагает приобретение определённых навыков и определённую активность разума и эмоций» [А. Л. Бахметьева, С. П. Плотников, 1968, с. 48]

Создание базовой основы эстетико-рецептивной компетентности учащихся на начальном этапе допрофессионального образования

С теоретической точки зрения проблема формирования культуры восприятия искусства на современном этапе развития общественного сознания становится наиболее актуальной, так как дифференциация творческого процесса достигает такого уровня, что реципиент становится его созидательным участником наравне с автором. Недостаточным становится традиционный репродуктивный подход к изучению искусства, так как он, по большей части, сводится к освоению на знаниевом уровне соответствующей информации по истории искусства, об устройстве формы и содержательных особенностях произведений различных видов искусства, не подразумевая целенаправленной активизации механизмов восприятия. «Художник и зритель это не разное, а единое, неразрывное. Это две стороны единого и неделимого явления, называемого искусством» [Б. М. Неменский, 1974, с. 43] Исследования современной педагогики, основанные на достижениях психологии, подтверждают необходимость целенаправленного развития эстетического восприятия: развитие рецептивного потенциала - есть результат специального процесса, направленного на развитие особого рода способностей личности, смыкающихся с творческим ассоциативным мышлением. Возможность видеть/слышать не проявленное для невооружённого навыками художественной рецепции респондента, развитие визуального и пространственного мышления; расширение границ акустического восприятия; воспитание эстетической восприимчивости становятся базой формирования уникальной индивидуальности личности. Учебная задача методики формирования основ культуры восприятия искусства -выявление и развитие потребности в эстетическом переживании. Важнейшей сопутствующей задачей когнитивного уровня является создание целостной картины развития искусства, которая формируется в представлении каждого обучающегося, начиная с раннего этапа обучения методом погружения в среду искусства с созданием многочисленных комплексов-связок с реальными значимыми для обучающихся явлениями (игры, рисунки, сказки, бытовое окружение и т.д.). Логическим продолжением, в данном аспекте, становится второй этап, центральным содержательным понятием которого является феномен эпохи в мировой культуре. Тематические лекционно-семинарские занятия «Основы истории искусства» (третий этап) систематизируют знания в области мировой культуры, переводят в разряд произвольных индивидуальные навыки художественно-эстетической рецепции. Опыт работы в учебных заведениях полного среднего образования, учреждениях культуры г.г. Тольятти, Димитровграда Самарской области показал, что практическим результатом занятий становится позитивное формирование и значительное развитие социальных и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной самореализации. Для субъектов образовательной практики развитие профессиональных (профессионально-значимых) качеств личности, безусловно, следует считать одним из наиболее значимых факторов получения высококачественного образования. К настоящему времени процесс обучения в образовательных заведениях общего допрофессионального уровня, имеет все более усиливающиеся тенденции к профессиональной ориентации. Как показывает практика, определенные сложности возникают у ряда обучающихся, по причинам объективного/субъективного характера, не определившихся с выбором специальности на этапе допрофессионального обучения. В таких случаях, велика вероятность, под влиянием социальных или личностных причин: семейные традиции, востребованность специальности в социуме и т. п. — выбрать профиль, который, может не совпасть с будущей профессией.

Кроме того, для многих личностных качеств имеет значение возраст, в котором активизируется внимание к развитию. Стимуляция социально личностного развития - процесс, который должен начинаться задолго до традиционно соотносящегося с произвольным профессиональным выбором подросткового/юношеского возраста. Направленное формирование ряда качеств личности на начальном этапе допрофессионального обучения в будущем становится надежной базой для осознанного выбора профессии, оптимальной отдачи в рамках профессионального образования, для максимально возможной реализации в профессиональной деятельности. Обогащение учебной деятельности приёмами и методами, активизирующими эстетико-рецептивный потенциал учащихся, способствуя формированию и развитию профессионально-значимых качеств личности, представляется одним из возможных вариантов позитивного разрешения проблемы на этапе допрофессионального обучения. Особо следует отметить перспективность ориентации эстетического по содержанию учебного курса в профессионально-развивающем аспекте, что имеет определённые, обоснованные объективными условиями современного социума мотивы. Динамика изменения показателей развития и сформированности личностных качеств была прослежена в ходе практической реализации методики формирования основ культуры восприятия искусства в рамках школьного образовательного процесса и в ходе специальных экспериментальных исследований, результаты которых были опубликованы в ряде статей и материалах научно-практических конференций.

Похожие диссертации на Формирование эстетико-рецептивной компетентности учащихся в системе допрофессионального образования