Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Агапова Ия Эдуардовна

Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства
<
Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агапова Ия Эдуардовна. Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Агапова Ия Эдуардовна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2009.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1336

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ТРАДИЦИОННОМ ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

1.1 . Исторический опыт профессионального образования в народных художественных промыслах 14

1.2. Психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства 30

1.3.Формирование интереса учащихся в системе современного непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве 52

Выводы по 1 главе 60

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРАДИЦИОННОМУ ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 63

2.1. Содержание обучения и воспитания как основа формирования профессионального интереса будущих художников традиционного прикладного искусства 63

2.2.Инновационная модель формирования профессионального интереса у учащихся колледжей традиционно-прикладного искусства 103

2.3.Реализация модели формирования профессионального интереса обучающихся традиционному прикладному искусству в опытно-экспериментальной работе. 114

Выводы по 2 главе 126

Заключение 127

Список литературы 129

Приложение 150

Введение к работе

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства.

Сегодня с возникновением множества субкультур отношение к народному искусству неоднозначно. Объясняется это многими факторами, среди которых особое место занимают прерванность традиций в отечественной культуре и общая глобализация, ведущая к потере этнически обусловленных качеств отдельных культур в мировом сообществе. Последнее ведет к потере человеком ощущения причастности к своему народу, его истории и традициям. Существуют и другие причины, не способствующие интересу молодежи к народному традиционному искусству: отдалённость мест бытования народных художественных промыслов от крупных культурных центров, ориентация в социуме на западную культуру, в том числе и ряда учёных, воспринимающих народное прикладное искусство как примитивное направление без перспективного будущего, основанного только на архаике. И, наконец, распространение непрофессиональной контрафактной продукции, которая не отвечает характерным показателям народных художественных промыслов — месту бытования, традиционной- технологии, композиционным решениям, элементарному качеству. Всё это работает на дискредитацию традиционного прикладного искусства России, что отрицательно сказывается на формировании к нему интереса молодого поколения.

Между тем выдающиеся учёные отмечали, что «народное искусство наиболее близко человеку, ибо оно хоровое... Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством.

4 «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство — это прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Многие отечественные ученые, изучая философские, психологические, культурологические, педагогические основания традиционного прикладного искусства и отмечая его историческую значимость, проявляющуюся в преемственности поколений и эпох, исторической памяти народа, связи времён; обозначали гуманистический и педагогический потенциал традиционного прикладного искусства (А.В. Бакушинский, Е.Н.Губанова, А.Ф.Лосев, М.А.Некрасова). Однако в условиях сегодняшнего дня его сущностные силы не всегда осознают даже студенты профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства. В связи с этим сегодня возрастает роль формирования и поддержания профессионального интереса у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов.

В психологии «интерес» отнесён к феноменам, рассматриваемым в качестве факторов, стимулирующих активность и жизнедеятельность человека. Он соотносится с умственными действиями и рассматривается, с одной стороны, как интеллектуальное явление, с другой - как эмоциональное переживание (Б.Г. Ананьев, Б.И. Додонов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Каптерев). «Интерес» отождествляется с направленностью личности в целом, с её сосредоточенностью на определённом объекте или с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу личности (Ш. Бюлер, И. Гебарта, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д. Супер). В исследованиях вскрыты зависимости, которые обеспечивают влияние интереса на повышение качества знаний, подробно освещены общие вопросы теории интереса, а также пути пробуждения, актуализации и развития познавательных интересов школьников разных возрастов (В.Ф. Башарин,

5 В.Б. Бондаревский, Н.В. Бочкина, B.C. Ильин, В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.К. Сергеев и др.).

Согласно культурно-исторической теории С.Л. Выготского внутренние действия субъекта происходят из внешних путём их интериоризации, т.е. формирование внутренних потребностей психики осуществляется за счет усвоения внешней социальной деятельности, ее присвоения на личностном уровне. Это положение имеет принципиальное значение в понимании механизма возникновения профессионального интереса, образующегося на основе интериоризации содержания образования, специально организованной среды и коммуникативных влияний педагога на ученика. Все эти компоненты, оказывающие влияние на формирование профессионального интереса, не нашли должной теоретической разработки в педагогике традиционного прикладного искусства, несмотря на то, что теория профессионального интереса разрабатывается, начиная с 1940-х гг. XX века (Н.Д. Картер, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Божович, И.С. Кон, СВ. Лурье, Г. И.Щукина и др.).

Актуальность разработки и научного обоснования продуктивных подходов к формированию профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства обусловлена значимостью для профессиональной компетентности художника-мастера традиционного прикладного искусства способности адекватно воспринимать и оценивать интегративный образ национального прикладного искусства со всеми входящими в него элементами, их спецификой, особенностями исторического развития. Однако существует ряд противоречий, мешающих осуществлению этого:

идея глобализации, способствующая стиранию национальных черт и необходимость сохранения традиционных культур, восстановления связи времён в сознании человека и национального самосознания народа;

низкий уровень воспитания молодежи в современном социуме и высокий педагогический потенциал традиционного прикладного искусства в формировании у человека мировоззрения и мировосприятия;

становление и развитие педагогики искусства и не разработанность проблем, связанных с теоретическим обоснованием формирования профессионального интереса в традиционном прикладном искусстве.

С учётом указанных противоречий обозначена проблема исследования: как сформировать профессиональный интерес у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства, способствующий их органичному вхождению в пространство народной культуры. Данная проблема определила тему исследования: «Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства».

Объект исследования — профессиональное становление учащихся в учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования — процесс формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства.

Цель исследования: определить специфику, принципы и педагогические условия формирования профессионального интереса обучающихся к разным видам традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. На основе историко-теоретического анализа образования в области
традиционного прикладного искусства выявить продуктивные подходы к
формированию профессионального интереса у учащихся.

2. Разработать педагогическую модель формирования
профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного
прикладного искусства и проверить ее эффективность в опытно-
экспериментальной работе.

3. Выявить критерии и определить уровни сформированности
профессионального интереса.

4. Разработать структуру и содержание учебного курса «Традиционное
прикладное искусство» как компонента интенсификации образования и
воспитания в данной области. Экспериментально проверить эффективность
содержания, методов и форм обучения, направленных на формирование
профессионального интереса обучающихся в учебных заведениях
традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования: Развитие профессионального интереса у будущего мастера-художника традиционного прикладного искусства при обучении в колледже будет эффективно, если:

ученик будет осознавать себя внутри многовекового опыта культуры народа; понимать сущность традиционного прикладного искусства;

учебный процесс будет опираться как на традиционные, так и на современные инновационные подходы и включать ученика в деятельность, которая вызывает позитивные эмоциональные переживания, повышает самооценку, создает условия самореализации;

будет осуществляться на принципах приоритета творческой идеи над формализованным воплощением, продуктивной деятельности над пассивным восприятием, созданием художественного образа над копированием, конкретизацией идеи над абстрагированием.

- будет разработан комплекс педагогических условий, включающий
средовые влияния, интегрированное содержание предмета «Традиционное
прикладное искусство», разнообразные формы и методы обучения.

Методологической основой исследования являются концепции тождественности культуры и образования (Ж.Ж. Руссо, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, и др.); аксиоло-гические теории о формировании личности и ее ценностных ориентации (В .И. Буров, В.И. Самохвалова Л.Н. Столович и др.); теория развития личности в процессе деятельности, познания и общения -.(Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский,

8 А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); исследования по психологии художественного восприятия возрастной психологии и теории обучения (В .П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаев, А. Маслоу);

Педагогические теории творческого развития личности
рассматривались в связи с формированием образно-творческого мышления
будущего художника (П.П. Блонский, Г.Н. Волков, Г.В. Лабу некая,
В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Н. Фомина, СТ. Шацкий,
B.C. Щербаков, Д.Б. Эльконин и др.). Прогрессивные концепции образования
и воспитания искусством (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр,
Б.П. Юсов). Базой исследования стали также стратегические направления
развития педагогических инноваций в области традиционного прикладного
искусства (А. В. Бакушинский, И. Я. Богуславская, В.А. Барадулин,

Н.М. Ведерникова, В.М. Вишневская, Н.Н. Мамонтова, В.Ф. Максимович, В.М.Логинов, М.А. Некрасова).

Методы исследования; изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы, учебных планов по исследуемой теме; обобщение подходов к формированию интереса учащихся. Эмпирические наблюдение, тестирование, опрос, беседы; анализ практических работ и результатов диагностических заданий, полученных в процессе мониторинга; констатирующий и формирующий эксперимент.

Новизна исследования состоит в следующем:

Впервые обобщен и систематизирован исторический опыт формирования интереса в обучении традиционному прикладному искусству; обоснован инновационный комплексный подход к формированию профессионального интереса как системообразующему фактору образования в этой области; выявлены составные компоненты профессионального интереса художника традиционного прикладного искусства: эмоциональный, мотивационно-потребностный, интеллектуально-мировоззренческий и волевой.

9 Разработана и научно обоснована инновационная педагогическая модель формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства, структурными компонентами которой являются интегрированное содержание образования, принципы сообразные художественной дидактике (приоритета творческой идеи; продуктивной деятельности; живого образа; конкретизации), методы искусства (опора на жизненный опыт учащихся, активизация эмоционального вникания, единства восприятия и творческой деятельности, эстетического оценивания).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

- уточнено понятие «интерес» как устойчивая познавательная
направленность человека, активизируемая положительным эмоциональным
переживанием, создающим комфортные условия для развития мышления,
памяти, воображения; интенсификации творческих проявлений личности;

- дана дефиниция понятия «профессиональный интерес в сфере
традиционного прикладного искусства» как стабильная познавательная и
деятельностно-творческая устремленность к непрерывному образованию и
продуктивному труду в выбранной области, приносящая эмоциональное
удовлетворение, побуждающая к овладению приемами и технологиями на
творческом уровне и созданию новых художественных ценностей.

-выявлены педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства: комфортная эмоционально привлекательная среда, согласованность традиционных и современных продуктивных подходов включения ученика в деятельность, которая вызывает позитивные эмоциональные переживания, повышает самооценку, создает условия самореализации; интегрированное содержание образования, ядром которого является курс «Традиционное прикладное искусство», вводящий ученика в целостное пространство традиционной народной культуры; разнообразие форм и методов обучения; многопрофильность; индивидуальная направленность занятий;

10 разработаны критерии сформированности профессионального интереса: высокий уровень осознания миссии традиционного искусства в сохранении основ культуры народа, мотивация к художественно-творческой деятельности, потребность создавать новые ценности на основе традиционных и инновационных приемов; творческая самостоятельность и индивидуальность.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью внедрения нововведений в области содержания, приемов и методов формирования профессионального интереса у учащихся в учебные заведения традиционного прикладного искусства. Разработана авторская программа «Традиционное прикладное искусство» и методики ее внедрения. Определены формы и методы творческого взаимодействия между учащимися различных специализаций с целью интеграции разнообразных эстетических представлений и художественных технологий в единое произведение искусства.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обусловлены всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; многолетней деятельностью автора в области профессионального художественного образования в традиционном прикладном искусстве; экспериментальной проверкой предлагаемых путей формирования профессионального интереса у учащихся - будущих художников традиционного прикладного искусства.

Этапы исследования:

1 .Первый этап (2001 - 2003 гг.). Определение исходных позиций исследования, анализ педагогического опыта, изучение философской, психологической, историко-социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, на основании которого выявлены существующие

подходы к формированию профессионального интереса, определены психолого-педагогические закономерности развития интереса.

  1. Второй этап (2004 - 2006 гг.). Обоснование концепции исследования, формулирование рабочей гипотезы и задач исследования. Разработка содержания предмета «Традиционное прикладное искусство», принципов, форм и методов его эффективной реализации для формирования профессионального интереса к традиционному прикладному искусству. Разработка диагностик и проведение тестирования, выявляющего проблемы в проявлении интереса студентов к выбранной профессии.

  2. Третий этап (2007 — 2008 гг.). Реализация модели формирования профессионального интереса у учащихся колледжа. Обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление научно-исследовательской работы.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на конференциях и семинарах, посвященных проблемам образования в традиционном прикладном искусстве в многоуровневой системе непрерывного образования -Высшей школе народных искусств (институте) (художественная школа - колледж - вуз — аспирантура), ее московском филиале Институте традиционного прикладного искусства (детская школа прикладного искусства - колледж - вуз); Вологодском училище народных художественных промыслов № 15, Красносельском училище художественной обработки металлов. Результаты исследования неоднократно представлялись на конференциях и семинарах: «Традиционное искусство и образование» (ИТПИ г. Москва и ВШНИ г. С.-Петербург 2003 2008 гг.), «Традиционное прикладное искусство в непрерывном художественном образовании» (2006 г. Москва), Международной научно-практической конференции «Диалог культур в образовательном пространстве. Россия — Финляндия» (Финляндия, г. Порво, 2009 г.).

База исследования. Основная работа по апробации результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы

12 по авторским программам в Высшей школе народных искусств (институте), Институте традиционного прикладного искусства, Вологодском училище народных промыслов № 15, Красносельском училище художественной обработки металлов, Уральском училище искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование профессионального интереса молодежи к
традиционному прикладному искусству России определяется потребностью в
эстетическом и этическом воспитании, стремлением к возрождению
национального самосознания, налаживанию прерванных традиций в
отечественной культуре, сохранению ее субъективных этнически
обусловленных качеств, являющихся залогом ощущения человеком
причастности к своему народу, его истории и традициям.

  1. Профессиональный интерес в сфере традиционного прикладного искусства - это стабильная познавательная и деятельностно-творческая устремленность к непрерывному образованию и продуктивному труду в выбранной области, приносящая эмоциональное удовлетворение, побуждающая к овладению приемами и технологиями на творческом уровне и созданию новых художественных ценностей. Составными компонентами профессионального интереса художника традиционного прикладного искусства являются: эмоциональный, мотивационно-потребностный, интеллектуально-мировоззренческий и волевой.

  2. Педагогическая модель формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства, опираясь на подходы гуманистической педагогики, реализуется на принципах: приоритета творческой идеи; продуктивной деятельности; живого образа; конкретизации. Структурные компоненты процесса формирования профессионального интереса: интегрированное содержание образования, принципы сообразные художественной дидактике (приоритета творческой идеи; художественной деятельности; живого образа; конкретизации — от

13 абстрактного к конкретному), методы искусства (опора на жизненный опыт учащихся, активизация эмоционального вникания, единства восприятия и творческой деятельности, эстетического оценивания).

4. Педагогические условия, позволяющие реализовать инновационную
модель формирования профессионального интереса у учащихся колледжа
традиционного прикладного искусства: комфортная эмоционально
привлекательная среда, которая вызывает позитивные эмоциональные
переживания, повышает самооценку, создает условия самореализации;
согласованность традиционных и современных продуктивных подходов
включения ученика в учебную и творческую деятельность; интегрированное
содержание образования, ядром которого является курс «Традиционное
прикладное искусство», вводящий ученика в целостное пространство
традиционной народной культуры; многопрофильность, индивидуальная
направленность занятий.

5. Критериями сформированности профессионального интереса у
учащихся колледжа традиционного прикладного искусства являются:
высокий уровень осознания миссии традиционного искусства в сохранении
основ культуры народа; мотивация к художественно-творческой
деятельности, потребность создавать новые ценности на основе
традиционных и инновационных приемов; творческая самостоятельность и
индивидуальность.

Структура и объём диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

Исторический опыт профессионального образования в народных художественных промыслах

Народное прикладное искусство, возникшее в доисторические времена, и сегодня является неотъемлемой частью жизни общества, его культуры. Традиционное декоративно-прикладное искусство — это результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре, но необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всём, начиная с использования материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное искусство на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами её обновления, проявлением её жизнетворных сил.

Возникшее из древних верований, питавшееся мифологическими образами, оно являлось неотъемлемой частью сознания. Древнейшие изделия декоративно-прикладного искусства служили оберегами и наделялись магическими свойствами. Они призваны были защищать человека, его очаг от злых сил природы. Эти представления прочно укоренились в сознании народа, и к изделиям декоративно-прикладного искусства было особое бережное отношение.

Постепенно входя в быт, оно стало неотделимо от повседневной жизни. В нём воплощены верования, традиции, мировоззрения предков, реминисценции которого находятся в произведениях современного искусства. Декоративно-прикладное искусство всегда воплощало в себе мечты о прекрасном, добре и счастье, гармонии окружающего мира. С древнейших времен повседневный труд человека, направленный на обустройство и украшение быта был связан с творчеством, сущность которого исчерпывающе, на наш взгляд, определил Н.А. Бердяев: «Под творчеством я всё время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъём всего человеческого существа, направленного к иной, к высшей жизни, к новому бытию ». Исходя из этого ясным становится смысл слова «промысел» «про-мыслить», предсказать, предугадать, «со-творить», «продумать». Не случайно в русском языке выражения «промысел, как ремесло» совпадает с выражением «Промысел Божий», т.е. «про-видение», «предвидение» (И.Э. Кашекова). В самом деле, ремеслом приходилось заниматься людям в предвидении неурожая, затянувшейся зимы, холодного лета и др. погодных и социальных неурядиц. Этот факт и обусловил многообразие региональных видов традиционного прикладного искусства, определяемых условиями кормящего ландшафта.

Художественная обработка кожи, камня, кости, рога, дерева, бересты, глины, стекла, металла и др. издревле составляла важную сферу ремесел, удовлетворявших утилитарные потребности населения. Сегодня в России насчитывается более восьмидесяти направлений (видов) народного декоративно-прикладного искусства.

Изделия народных художественных промыслов ценятся именно потому, что они сохраняют творческий характер труда художника мастера, результатом которого будет неповторимое произведение искусства. Учитывая яркий, самобытный характер народной культуры, её высокий нравственный потенциал можно говорить о важности возрождения народной культуры и образования, которые не всегда адекватно оцениваются в связи с утратой связи времён.

Психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства

Традиционное прикладное искусство имеет многовековую историю. Образование (обучение и воспитание) в этой области также существует несколько столетий. Каждый исторический период имел свои условия, формы и содержание образования в народных художественных промыслах. Естественно, что современное профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве требует и современного подхода ко всем аспектам этой деятельности.

Переосмысление подходов к формированию профессионального интереса студентов в декоративно-прикладном искусстве связано с появлением новых обучающих технологий, соответствующих современным требования и психологическим особенностям современного человека. В них учитываются аксиологические основы художественной педагогики, базирующейся на гуманистической модели образования, критериями которой является обращённость к личности, развитие творческого потенциала, вариативность содержания, форм и методов.

Целью профессионального образования сегодня становится формирование специалиста, способного к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, что невозможно без изначального развития профессионального интереса. Профессиональный интерес теснейшим образом связан со всеми компонентами структуры личности потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями (151, 168,205).

Понятие «интерес» имеет разнообразные трактовки. СИ. Ожегов рассматривает «интерес» в нескольких аспектах: во-первых как внимание, возбуждаемое чем-нибудь, значительным, привлекательным, во-вторых как занимательность, а также «необходимость, нужды и выгоду».

Современный философский словарь представляет интерес как реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т.д. участвующими в этих действиях индивидов, социальных групп, классов (227).

Психология определяет «интерес» как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

В психологии интерес отнесён к феноменам, рассматриваемым в качестве критериев активности и жизнедеятельности человека. Он отожествляется с умственными действиями и рассматривается, с одной стороны, как интеллектуальное явление, с другой - как эмоциональное переживание (Б.Г. Ананьев, Б.И. Додонов, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев).

Многие отечественные и зарубежные психологи «интерес» отожествляют с направленностью личности в целом, с её сосредоточенностью на определённом объекте или с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу личности. (Ш. Бюлер, И. Гебарта, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д. Супер).

«Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-нибудь предмету или явлению» считал Л.С. Выготский (78.С. 186-189). Интерес связан с природосообразностью, с желаниями, со стремлениями, которые можно оформить в прагматические потребности. Интересы могут быть расплывчаты, аморфны, случайны, т.е. относятся к эпизодическим, репродуктивным, требующим постоянного возбуждения (А.К. Дусавицкий). Существует множество интересов, например, к деньгам, удачи, роскошной жизни и т.д. Широта интересов как раз и характеризует разностороннего человека, он должен всё испытать, попробовать, проверить на себе. Интерес же к учению превращается в мощный стимул воспитания, который опирается на склонности и способности индивида. Этому способствуют: интеллект, увлечения, эмоциональные переживания, желание улучшить результаты той или иной деятельности, всевозможные побуждения, мнение окружения, среда, семья. Развитие сформированного интереса напрямую связано с одобрением успеха, с похвалой, с возможностью осуществления намерений. В предоставлении шанса обучаемому: «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», пишет американский педагог А. Дреер (60.цитата приводится по работе Бубенцова В.П.).

Интерес - эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Согласно культурно-исторической теории С.Л. Выготского внутренние действия субъекта происходят из внешних путём их интериоризации, т.е. формирования внутренних потребностей психики за счет усвоения внешней социальной деятельности, ее присвоения на личностном уровне. Всякая истинно человеческая психика, согласно исследованиям С.Л. Выготского и С.Л. Рубинштейна, первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только потом, в результате интериоризации, входит в психический процесс отдельного человека.

Содержание обучения и воспитания как основа формирования профессионального интереса будущих художников традиционного прикладного искусства

Приоритетные задачи возрождения национального самосознания и национальной культуры в современном обществе определяют необходимость обратиться к корням народной художественной прикладной культуры и образованию в этой области. Известно, что результат образования в той или иной области напрямую связан с доминантными идеями, на которых базируется содержание образования. Важно, чтобы содержание обучения и воспитания формировало профессиональный интерес, перерастающий в потребность творческой самореализации будущих художников декоративно-прикладного искусства. Содержание образования должно базироваться на фундаментальных ценностях, раскрывающих истинное понимание глубокой роли традиционной народной культуры, ее общетрадиционные корни и региональные особенности. Системообразующим фактором формирования профессионального интереса в традиционном прикладном искусстве является предмет, вводящий студентов в общекультурное пространство отечественной истории. К.Г. Паустовский писал: «Писатель, пишущий о прошлом, и историк - не соперники. Они делают общее дело только по-разному, они реально дают нам чувство истории, чувство драгоценное» (С.29). Изучение предмета с опорой на специфику среды обитания, её обычаи, традиции вызывает у обучающихся желание познать историю, культуру своего народа, формирует художественно-эстетические ценности. Перед теорией и практикой обучения в области традиционного прикладного искусства стоит проблема построения «модели» предмета, интегрирующего учебные дисциплины, входящие в учебный план и вводящие обучающихся в специфичное пространство народной культуры, а также способы движения обучающихся в этой «модели».

Все вопросы, связанные с изучением истории возникновения народных худолсественных промыслов, мест их бытования, особенностей калсдого направления и вида, специфики цветовых решений, технологических, композиционных, региональных, а главное, духовной сущности и духовной ценности многовекового народного прикладного искусства как исторического культурного национального решает предмет «Традиционное прикладное искусство».

Формирование устойчивого профессионального интереса к традиционному прикладному искусству собственного народа создаёт условия появления интереса к интеграции с культурами других народов, их изучению, стремлению к интерпретации элементов, обогащающих как интеллектуальный запас, так и собственную творческую деятельность студента, что очень важно не только в нашем многонациональном государстве, но и современном мировом сообществе.

Программа «Традиционное прикладное искусство» и разработанные, научно обоснованные методические рекомендации к её реализации, отражают полное представление о сущности народных художественных промыслов, вводят студентов в мир яркой, самобытной культуры. Поскольку количество лекционных и практических часов определяется учебным заведением в зависимости от конкретной специализации, по которой ведётся подготовка кадров, а последовательность изучения тем допускает изменение очерёдности изучения материала на усмотрение преподавателя, мы представляем вариант примерной программы, на основании которой преподаватель конкретного учебного заведения может создать свою версию, оптимально отражающую специфику учебного заведения и требования к той или иной специализации.

Программа включает пояснительную записку, примерный учебно-тематический план, содержание курса, список рекомендуемой литературы.

Задачи программы: дать обучающимся основные сведения о:

- народном декоративно - прикладном искусстве России;

- истории возникновения народных художественных промыслов;

- самобытности, многообразии и эстетической значимости памятников традиционного прикладного искусства.

- современном состоянии и развитии промыслов;

- теоретическом наследии в сфере народных художественных промыслов и значении народного искусства в современном мире.

Изучение курса предполагает лекционную и практическую части, которые взаимосвязаны между собой. Практическая работа входит в каждый раздел, как продолжение и закрепление теории. Например, после знакомства с «Художественной керамикой» выполняются зарисовки по всем её видам: гжельская керамика, скопинская керамика, дымковская и филимоновская игрушки и т.д. (Приложения 1-6).

Программа «Традиционное прикладное искусство» предназначается для студентов 1-2 курсов художественных колледжей по традиционному декоративно-прикладному искусству.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства