Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Гузеватова Елена Николаевна

Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства
<
Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гузеватова Елена Николаевна. Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Брянск, 1998 231 c. РГБ ОД, 61:98-13/907-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические, основы предметной подготовки студентов - будущих учителей декоративно-прикладного искусства 12

1.1. Подготовка будущего учителя декоративно-прикладного искусства как потребность социально-экономического развития общества 12

1.2. Психо лого-педагогические проблемы подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства 36

1.3. Теоретическое обоснование модели деятельности и модели подготовки будущего учителя декоративно- прикладного искусства 65

Глава 2. Разработка и экспериментальная проверка содержания, форм и методов предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства 85

'2.1. Структура и содержание подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства 85

2.2. Формы и методы, обеспечивающие эффективность предметной (художественно-технологической) подготовки 105

2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности художественно-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства 121

Заключение ' 136

Литература 139

Приложения 159

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап социально экономического развития делает необходимым подготовку специалистов по ряду новых профессий и специальностей, одним из таких направлений является подготовка будущих учителей по специальности «052300 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

В период перестройки социально-экономических отношений в обществе большую значимость приобретает нравственно-эстетическое воспитание и художественно-технологическое образование подрастающего поколения. Формирование духовно-нравственных качеств и ценностных ориентации личности должно осуществляться в единстве с развитие творческой активности. Основой для развития духовно-ценностных ориентации, творческого развития учащейся молодежи является гумманизация образовательного процесса, его открытость к культуре (научной, технической, информационной, гуманитарной, проектной и др.), как основной характеристике личностного в человеке, условию его развития и самореализации в социальном, нравственном и творческом планах. В уровнях культуры человека - источники его интереса к творческой деятельности, повышении индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Изучение декоративно-прикладного искусства в системе подготовки подрастающего поколения к жизни способствует осуществлению художественного, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся, приобщению к труду на занятиях в школе и внешкольных, кружках, становлению и развитию их как творческой личности. В последние годы наметились новые подходы к преподаванию декоративно-прикладного и изобразительного искусства, общекультурных дисциплин, которые призваны способствовать наряду с обогащением учебного материала п ориентацией его на духовно-нравственные проблемы также включению учащихся в разнообразные виды творческой. деятельHDCTJ-I. Современные дости \ жения педагогики, психологии, философии, искусствознания и других наук раскрывают различные проблемы, связанные с нравственно-этическим воздействием народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности. Декоративно-прикладное искусство, как и-другие виды искусства как вся система образования и культуры, призвана не только смягчить жизненные противоречия, но и целенаправленно влиять на нравствн- ,Л ность, на духовность подрастающего поколения.

Проблемам декоративно-прикладного искусства в эстетическом вое-, питании и художественном образовании молодежи посвящены труды многих ведущих исследователей. Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий и др., ко- \ торые рассматривали декоративно-прикладное искусство как важный

компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. Н.е u оценимый вклад в обоснование теоретических основ эстетического и тру I

І дового воспитания подрастающего поколения внесли Н.К. Крупская, А.С.

( \ Макаренко, А.В. Луначарский, В.А. Сухомлинский. Различные аспекты

подготовки школьников по декоративно-прикладному искусству рассмат ривается в работах В.А. Барадулина, И.П. Волкова, Н.А. Горяевой, Х.И. " Махмутовой, Б.М. Йеменского, А. . Семеновой, А.С. Хворостова и др.

ї

I Проблемы, связанные с использованием воспитательного воздействия на родного декоративного искусства на формирование личности школьника нашли отражение в ряде диссертационных исследований — М.А. Абди ( расимова, Т.Ю. Баутр ук, Н.А. Горяевой, Х.М. Дикинова, Н.В. Ефремиче ва, П.В. Лосюк, С.Н. Новикова. Л.С. Нерсисян, Д.Г. Пилипенко, М.В. Со \ колов, Д.А. Хворостова и др, где намечены подходы и определены усло ) вия, обеспечивающие активное восприятие и практическое усвоение на родного искусства по определенным направлениям (на материале художе ! " ственных промыслов, в процессе воздействия различными видами народ ї ного искусства, в единстве с трудовым обучением, в условиях урока и вне классных занятий).

Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки (методической, технологической, художественной) студентов педвузов (худграфа, начфака, трудового обучения) нашло также свое отражение в ряде диссертаций последних лет, представляющих особый интерес в плане нашего исследования.— Е.В. Алексеевой, Э. Атадаева, СИ. Ботовой, Т.А. Давыдовой, М.М. Дараган, Л.П. Заречной, А.Э. Лапшиной, Р.Г. Ломоносова, П.Н. Магомедовой, А.Н. Насырова, Г.А. Поревской, О.Н. Поповой и др., в которых рассмотрены различные аспекты роли ДПИ в развитии творческой активности студентов, эстетическом и профессиональном становлении личности, а также намечены пути совершенствования методов обучения.

Таким образом, анализ проблемы позволил выявить следующие противоречия:

— между осознанием потребности современного .социума в ряде новых педагогических специальностей (в частности учителя декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) и отсутствием научно обоснованного подхода к разработке модели их деятельности и подготовки;

—между потребностью современной системы образования в учителях с художественным образованием, владеющих основами декоративно-прикладного искусства и художественного проектирования и отсутствием целостной системы изучения декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке учителя;

: — между необходимостью творческого становления будущего учителя декоративно-прикладного искусства и неразработаностью, способст-вуюших этому педагогических условий профессиональной подготовки, реализующих требования ГОС ВПО и социальный заказ общества.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих . .необходимый. уровень предметной

(художественно-технологической) подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного социума.

Цель исследования: Разработка и обоснование наиболее эффективных Содержания, форм и методов предметной (художественно технологической) подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в педагогическом вузе.

Объект исследования: Процесс профессиональной подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: Педагогические условия предметной (художественно-технологической) подготовки студентов - будущих учителей декоративно-прикладного искусства.

Анализ психолого-педагогической литературы, практики работы педвузов позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования, которой является: предположение о том, что эффективность художествеио- технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства на занятиях дисциплин предметного блока обеспечивается целостной системой такой подготовки, что может быть достигнуто, если:

— будут раскрыты роль и место преподавания декоративно- прикладного искусства в системе общего и среднего образования;

— будут выявлены педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства, реализующие требования ГОС ВПО и социальный заказ общества;

— будут выявлены и обоснованы наиболее целесообразные содержание, формы и методы художественно-технологической подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства;

—процесс подготовки будет строиться на основе реализации деятель-ностного подхода, предполагающего включение студентов в различные виды деятельности и придания познавательной и творческой направленности всем видам деятельности, а учебно-производственная

(технологическая) практика будет дополнительно ориентирована на закрепление художественно-технологических знаний;

—будет создан комплекс учебно-методических материалов подготовки студентов, состоящий из программ дисциплин, лекционных и лабораторных курсов, построенных на принципах межпредметной связи и преемственности.

При этом, выполняя перечисленные условия, мы сможем способствовать формированию художественно-технологических творческих способ-ностей студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы преподавания декоративно-прикладного искусства в теории и на практике.

2. Выявить и обосновать педагогические условия предметной подготовки, разработать модель предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.

3. Определить оптимальные структуру и содержание художественно-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства (в рамках дисциплин предметного блока).

4. Определить и экспериментально проверить формы и методы обучения, способствующие повышению эффективности художественно-технологической подготовки, обеспечивающие реализацию включения студентов в различные виды творческой деятельности.

5. Разработать комплекс учебно-методических материалов по различным видам деятельности студентов, с учетом взаимосвязи и преемственности различных дисциплин предметного блока.

Методологической основой исследования и теоретической базой является: работы философов, психологов, педагогов о всестороннем развитии личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, К.К. Платонов, Н.Ф. Талызина и др.); психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (Л.С. Выгот

ский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,); концепция трудовой (технологической) подготовки (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.); работы ведущих отечественных ученых-дидактов (Ю.К. Бабанский, В.В. Краев-ский, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.); проблемы развития творческих способностей учащихся рассмотренные известными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков , Т.В. Кудрявцев, В.Н. Кабанова -Миллер и др.)

В диссертационном исследовании применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-экономической, технико-технологической и искусствоведческой литературы, литературы по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, анализ состояния теории и практики преподавания декоративно-прикладного искусства в школах, внешкольных и других учебных учреждениях, педагогическое моделирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов учебной творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент.

Базой исследования был Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. Исследованием на разных этапах(с 1989 -1998 гг.) было охвачены студенты дневного и заочного отделения специальностей «Общетехнические дисциплины и труд», «Технология и предпринимательство», «Химия и обслуживающий труд», «Изобразительное искусство, чер- чение и труд», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которая проводилась в несколько этапов.

1 этап (1989 -1994гг.) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, анализу массового и передового опыта подготов і ки учителей к трудовому(технологическому) обучению школьников, возможности включения в подготовку студентов различных видов декоративно-прикладного искусства. На этом этапе формировалось общая идея исследования, проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась подготовка методических материалов для проведения формирующего эксперимента.

2 этап (1995 - 1997) - опытно-экспериментальный был посвящен разра- г ботке модели деятельности учителя декоративно-прикладного искусства,

выявлению педагогических условий и разработка модели подготовки студентов - будущих учителей ДПИ. На этом этапе был организован и проведен формирующий эксперимент.

3 этап (1997 -1998):- заключительно-обобщающий. На этом этапе были проведены анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление и уточнение отдельных положений проделанной работы, обобщение иссле т

довательского материала, литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследова I

ния состоит в том, что: определены педагогические условия подготовки

учителя декоративно-прикладного искусства, реализующие требования ГОС ВПО и социальный заказ общества; разработана модель деятельности (квалификационная характеристика) учителя декоративно- 1 прикладного искусства; разработана модель предметной (художественно- \sg технологической) подготовки будущего учителя декоративно-прикладного л искусства.

\ Практическая значимость исследования состоит в том, разработана

система предметной технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства, комплекс учебно-методических материалов по различным видам деятельности студентов с учетом межпредмет- ] ных связей; содержащиеся в работе теоретические положения и выводы

Ш находят применение в разработке и реализации подготовки будущего учи і теля декоративно-прикладного искусства и могут быть также использованы в практике других учебных учреждений.

Достоверность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса методов, адекватных природе исследуемого предмета, целями и

і -задачами исследования, подтверждение опытно-эксприментальным путем

и воспроизводимостью результатов. На защиту выносятся:

і 1. Комплекс педагогических условий предметной подготовки, пред ставляющий собой интеграцию трех аспектов: мотивационного, организационного и содержательного.

2. Модель предметной подготовки будущего учителя декоративно- прикладного искусства, реализующая требования ГОС ВПО и предусмат • ривающая включение студентов в различные виды деятельности.

3. Структура и содержание художественно-технологической подготов т

ки учителя декоративно-прикладного искусства.

Апробация работы и внедрение результатов исследования проводились в процессе опытно-экспериментальной работы на кафедре педагогики технологий и ремесел Хакасского государственного университета имени

Н.Ф. Катанова. Материалы исследования обсуждались на Российской научно-практической конференции (25-27 мая 1993г., г.Екатеринбург); международной научно-практической конференции (2-3 июня 1994г., 21-23 мая - 1996г., г.Брянск, Брянский .ГПУ); научно-практической конференции (25- Ц 26 мая 1995г.,22-24 апреля 1998г. г.Брянск, Брянский ГПУ); всероссийской

\ научно-практической конференции (26-27 марта 1998г., г.Барнаул, Варна \

\

ульский ГПУ); 2-й международной научно-практической конференции (9- 11 декабря 1996г., г.Тула, Тульский ГПУ); республиканской научно- практической конференции «Катановские чтения» (20-24 апреля 1994-97 гг., г.Абакан, ХГУ), а также на заседаниях учебно-методической секции ДПИ кафедры педагогики технологий и ремесел художественно- ; ф технологического факультета Хакасского государственного университета

им. Н.Ф.Катанова. По теме исследования опубликован ряд научных бот.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух заключения, списка литературы и приложений.

Подготовка будущего учителя декоративно-прикладного искусства как потребность социально-экономического развития общества

Прогресс общества обеспечивается повышением в каждом новом поколении, вступающем в жизнь, уровня и качества образованности, профессиональной квалификации и личностного развития в соответствии с новыми требованиями социума. Успешность подготовки юношей и девушек к адаптации в новых социально-экономических условиях жизни зависит от наличия у них возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, найти свое место в жизни.

Научить школьников определенному виду трудовой деятельности, значит одновременно научить его любить и уважать труд, воспитать у него трудолюбие, потребность в труде, желание раскрыть себя через деятельное участие в трудовом процессе [1Ь9,с.225]. Труд стоит у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда. Поэтому процесс приобщения к трудовой деятельности теснейшим образом связанх воспитанием важнейших нравственных качеств. Именно на этой основе и должно формироваться нравственное сознание, а следовательно, и все мировоззрение молодого поколения. Многоаспектность проблемы подготовки учащихся к труду и необходимость ее комплексного решения в теории и на. практике отмечает академик В.А. Поляков, выделяя следующие ее аспекты: социально-экономические, психолого-педагогические, дидактический, медико-педагогический й организационно-управленческий [14Я,сЗ.].

Как известно, обновление системы подготовки учащихся к самостоятельной жизни заключается в приведении ее целей, содержания и технологий в соответствие с потребностями личности, общества и новой школы. Сегодня социальный заказ на выпускника общеобразовательной школы определен во-первых, проблемами подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности, воспитанием у них деловых качеств. Это связано с необходимостью быстрейшей адаптации w активной деятельности подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях. Во-вторых, проблемами политехнической (технологической) подготовки, что диктуется необходимостью развития технологической культуры молодежи. В-третьих, проблемами возрождения национальной культуры, декоративно-прикладных искусств и народных промыслов, от чего зависит нравственно-этическое воспитание.

Возможность рассматривать и решать эти проблемы комплексно представляет новая общеобразовательная область «Технология»[15а], так как интегративный характер данной дисциплины обеспечивает осуществление целостного педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности школьника. Объективность изучения технологии, как отмечают ее авторы, объясняется следующим:

—стремлением общества привести к равновесию технические и социокультурные системы, так как образовательная область «Технология» значительно расширяет возможности. обучения школьников технологиям материальной и духовной культуры во всех сферах деятельности, и прежде всего, в быту, в материальном производстве;

— стремлением повысить значимость архаичных технологий (народные ремесла, декоративно-прикладное творчество) в формировании личности школьника и доведения их до уровня ;

— потребностью в более качественной подготовке подрастающего поколения к деятельности по преобразованию материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт с целью улучшения качества его жизни; — появившейся уникальной возможностью общества усилить приоритет способа производства (технологии) над его результатом с учетом природо- и культуросообразности;

— потребностью в повышении качества подготовки учащихся к творческой, проектировочной, организационной и оценочной деятельности, умениями принимать решения;

— необходимостью вхождения России в мировое образовательное пространство и приведения педагогической терминологии в соответствие с мировыми тенденциями [61,169].

Академик В.А. Поляков в числе главных направлений научных исследований выделяет теоретическую и практическую разработку современных психолого-педагогических технологий профессионального развития личности средствами трудового и профессионального развития личности, экономического и правового образования, технического, технологического и прикладного художественного творчества[144,с.5].

В период перестройки хозяйственно-экономических и социальных отношений в обществе, в создавшейся атмосфере упадка духовности и развития низкопробной массовой культуры эстетическое воспитание и художественно-технологическое образование подрастающего поколения приобретает все большую значимость как средство защиты духовного мира детей от бескультурья и утраты нравственных ценностей. В связи с этим нельзя не привести следующее высказывание, которое мы глубоко и полностью разделяем. "Современные изменения в сфере культуры и образования как показывают многочисленные исследования и просто жизненный опыт, снижают в людях их созидательный человеческий потенциал. Поэтому так важно содействовать тому чтобы духовное возрождение шлр впереди любых перемен в экономике и политике.

Декоративно-прикладное искусство, как и другие виды искусства как вся система образования и культуры, призвано не только смягчить жизненные противоречия, но и целенаправленно влиять на нравственность, на духовность подрастающего поколения, на динамику роста личной от ! ветственности каждого человека за судьбу Отечества, за будущее всего че ловечества" [149., с.74.].

Возрождение декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов как социально-экономическая проблема нахо- дит свое отражение в различных публикациях. Так в постановлении правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1116 "О дополнительных мерах го , сударственнои поддержки народных художественных промыслов гово рится о проекте федеральной целевой программы "Сохранение, возрождении и развитие народных художественных промыслов России", причем в перечень дополнительных мер отнесена также разработка программ обучения учащихся общеобразовательных школ ... приемам изготовления художественных изделий и оказания помощи в реализации этих программ [73,с.20].

Изучение декоративно-прикладного искусства в системе подготовки подрастающего поколения к жизни призвано способствовать осуществлению художественного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, приобщению к труду на занятиях в школе и внешкольных кружках, становлению и развитию как творческой личности. Наметившиеся в последние годы новые подходы к преподаванию декоративно-прикладного и изобразительного искусства, общекультурных дисциплин помогут обогатить учебный материал, обеспечит его ориентацию на духовно нравственные проблемы, на разнообразные виды творческой деятельности.

Сегодня социальная функция образования будет определятся в первую очередь таким фактором как востребованность обществом соответствующих знаний и умений специалистов любого профиля. Вместе с тем, как отмечает Ю.Г. Татур, обладатель высшего образования в гражданском демократическом обществе не может иметь высокого социального статуса, # если профессионализм специалиста не будет сочетаться с его общей культурой[190, с r49]. Культура-это основная характеристика личностного1 в человеке, одновременно условие его развития и самореализации в социальном, нравственном и творческом планах. Именно в уровнях культуры человека - источники его интереса к творческой деятельности, повышении индивидуальных интеллектуальных возможностей. Этот аспект нашел свое отражение в концепции технологической подготовки, в определении тех сквозных линий, которые по мнению ее авторов должны пронизывать всю образовательную область "Технология" [152]: 1) технологическая культура и культура труда; 2) информационные технологии (информационное образование, информационная культура); 3) графическая культура; 4) экологическая культура; 5) профориентация; 6) нравственное воспитание; 7) эстетическое воспитание; 8) творческое развитие. Этот же факт отмечают Д.В. Чернилевский и O.K. Филатов[205,с.53], подчеркивая, что при проектировании новой модели образования ее слагаемыми должны быть культура научная, техническая, информационная, гуманитарная и проектная, что и составляет, профессиональную культуру. В наши дни народное искусство в целом, и декоративно-прикладное искусство в частности, приобретает все большее значение, оно становится необходимым элементом не только художественной, но и общей культуры, так как являясь средством воспроизводства и передачи культурного наследия, содействует демократическому развитию общества.

Изучение декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел в системе подготовки подрастающих поколений как, и любая другая развивающаяся система имеет ряд закономерностей. И для того, чтобы прогнозировать тенденции развития системы художественно-технологического образования на современном этапе необходимо знать ее стартовые условия (т.е. историю возникновения и развития), т.к. согласно закономерности вложения основных функций развивающихся систем "... каждое новое поколение систем определенного класса воспроизводит совокупность основных функций реализуемое системой предшествующих поколений "[24,с.61].

Структура и содержание подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства

Высшая, педагогическая школа является основной формой подготовки профессиональных учительских кадров. В условиях социально-экономических преобразований общества, перестройки общеобразова-: тельной и высшей педагогической школы особое значение приобретает задача критического переосмысления всего накопленного опыта, глубокого анализа многолетней практики подготовки учителей труда (технологии), определения, что из накопленного, проверенного многолетней практикой сохраняет свое значение, а что должно быть изменено или обновлено под влиянием новых тенденций и процессов, происходящих в обществе. . Обновление содержания образования является одной из проблем современного образования. В содержании образования должна найти воплощение реализация социального заказа, т.е. потребность общества в пе-. редаче молодому поколению социального опыта.

Закон Российской федерации об образовании (ст. 14) так определяет содержание рбразования: "... Содержание образования является одним из Ф , , факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства. ... Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется об разовательной программой (образовательными программами), разрабо танной, принимаемой и реализуемой этими образовательным самостоя 4$ тельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ»[187].

Традиционно считалось, что содержание образования или подготовки специалистов включает следующие компоненты: знания; умения и йавыки, как опыт усвоения учащимся способов деятельности, опыт их осуществления. Проведенные в последние годы исследования (И.Я. Л ер-нер, М.Н. Скаткин) позволили выделить новые компоненты содержаМия образования такие как: опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. По мнению B.C.. Леднева, содержание образования — это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений;, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственным и физиологическим развитием человека. Ведущим видом деятельности является обучение, поскольку усвоение опыта - ближайшая и непосредственная цель образования ]. СИ. Архангельский считает, что определяя содержание обучения в высшей шкоде, следует исходить из трех основных моментов: установления определенного объема фундаментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения основ наук, для приобретения соответствующих навыков и умений; выявление основных направлений, идей и тенденций в развитии науки; определение требований к уровням общего и научного развития студентов, их мировоззрению и кругозору[13]. В.В. Краевским предпринята по-, пытка представить содержание образования как многоуровневую педаго- гическую .модель социального заказа. При проектировании содержания обучения он выделяет три уровня: первый уровень — это уровень обще-теоретических представлений о передаваемом подрастающему поколению социальном опыте в его педагогической интерпретации; второй уровень — уровень учебного предмета, на котором раскрываются функции определенной части содержания образования; на третьем уровне — уровне учебного материала, описываются знания, способы деятельности, относящиеся к курсу определенного обучения определенному учебному предмету и зафиксированные в учебниках, учебных пособиях и сборниках задач[81]. К указанным уровням И.Я. Лернер добавляет еще два: на четвертом уровне педагогической деятельности проектируется-содержание совмёет- ной деятельности по преподаванию и учению, т.е. процесс обучения; на пятом уровне практической реализации проектируемое содержание обучения становится достоянием каждого ученика.

Как считает СИ. Архангельский, определение содержания обучения является одной из существенных организационных, задач. Содержание определяется исходя из целей, задач и соответствующих требований, предъявляемых к данной ступени и виду обучения. Содержание обучения включает как научный материал, который учащиеся должны усвоить, так и практические навыки и умения. В содержании обучения предусматривается также условия и формы воспитания, стимулирующие развитие научного мировоззрения, творческого мышления, определенных интересов и склонностей в области обучения,-науки и труда[12].

В связи с изменениями в социально-экономической обстановке в стране перед всеми образовательными учреждениями, в том числе и педвузами встает задача не просто обновления содержательной части изучаемых дисциплин, а целенаправленного его отбора, составления оптимальной структуры всего учебного плана данной специальности и каждой дисциплины этого плана на основе системного анализа междисциплинар-ных связей, преемственности изучаемых предметов и тем. При этом, важно чтобы преподаватель определяя содержание конкретного предмета, в котором должны найти место все компоненты культуры — знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нормы эмоциональной воспи-танности[60,с.123], исходил не из частного фрагмента содержания, а из целостной модели будущей профессиональной деятельности специалиста и целостной же модели его подготовки. Следует помнить о необходимости адаптации содержания образования к интересам и потребностям личности студентов с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов и ценностных ориентации каждого из них[205,с.25].

Как отмечает Е.Б. Куркин, прогрессивной общемировой тенденцией является задание содержания образования посредством уровневого описания общеобразовательной подготовки школьников. Он подчеркивает, что "...необходимо задание содержания образования через систему государственных требований к обязательному уровню их усвоения"[8"с.90-91]. Вместе с тем, "содержание основного ... образования концентрируется в учебных предметах и реализуется через учебный план"[42,с37].

Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым проанализиро вать учебный план подготовки студентов по специальности "052300 — Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", чтобы опре делить в нем роль и место, структуру и содержание и предметной (художественно-технологической) подготовки будущего учителя ДПИ. Целостность художественно-технологической подготовки будущих учите лей ДПИ предполагает такой уровень организации учебно воспитательного процесса в педагогическом, вузе, при котором обеспечи вается осознание студентами социальных функций, целесообразность трудового (технологического) и художественно-эстетического воспитания

студентов при изучении конкретного вида дисциплин, овладение способа ми его осуществления, формирования познавательной активности, на-" правленной на подготовку к этому виду деятельности, овладение умением оценивать результаты своей деятельности, формирование системы необхо димых знаний и умений, Формирование профессиональной готовности будущих учителей ДПИ обеспечивается функционированием в учебно-воспитательном про-цессе вуза целостной системы подготовки, включающей в качестве основных компонентов следующие блоки: блок общекультурных дисциплин; блок психолого-педагогических и методических дисциплин; блок художественно-технологических дисциплин; блок дисциплин дополнительной специальности; педагогические и технологические практики; . систему учебного проектирования. Функции каждого из этих компонентов определяются по их связи с целью подготовки. В свою очередь, согласно этим функциям определяются содержание, формы и методы каждого компонента

Формы и методы, обеспечивающие эффективность предметной (художественно-технологической) подготовки

Содержание образования является одним из-основных предметов . исследования в системе учебного процесса. Однако в процессе обучения, роль и значение содержания оценивается и раскрывается не одним содер \ жанием, а взаимодействием содержания, форм и методов обучения. Сле \ довательно, совершенствование процесса подготовки связано не только с определением оптимальных содержания подготовки в целом, содержания отдельных дисциплин, но также с выбором форм и методов обучения, адекватных этому содержанию. . Формы и методы обучения классифицируются на основе положения о сложном диалектическом характере процесса обучения, включающем две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: деятельность преподавателя по управлению и организации учебного процесса и учебно . познавательную деятельность студентов [135, с.118]. Дидактика трактует формы, обучения как способы управления, познавательной деятельностью студентов для решения определенных учебных задач [16$,с.20]; Для орга низации процесса обучение студентов вузов используют следующие формы: 1) формы учебного процесса: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, учебные конференции, консультации, экскурсии, экспедиции, учебно-производственная и педагогическая практики, кур@р : %І . . вые и дипломные работы,самостоятельная работа студентов; 2) формы /г контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков студентов: зачеты, экзамены, защита рефератов, творческих проектов, курсовых и дипломных работ (проектов); 3) формы организации научно-исследовательской рабо 3.;-, ты студентов: кружки, объединения, творческие лаборатории и др. Среди форм учебного процесса выделяют также формы, направ ленные преимущественно на теоретическую подготовку (лекции, семинар, лабораторная работа, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная рабо / 106 та, конференция, консультация), и на практическую подготовку (практическое занятие, курсовое и дипломное проектирование, все виды . практики, деловая игра). Каждая форма обучения решает две равнознач ные по важности задачи: вооружить человека знаниями, одновременно :%аучить его эти знания самостоятельно приобретать. Исходя из определенных нами целей подготовки и ее содержания, нами применялись следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные работы, организация самостоятельной работы студентов, курсовое проектирование, защита творческих проектов,- проведение зачетов в форме выставок-просмотров и деловых игр, конференції, консультации, экскурсии, экспедиции, учебно-производственная практика . и исследовательская работа студентов. Программой подготовки -предусмотрена работа над рефератами, курсовыми работами, самостоятельная разработка. "методической копилки" (разнообразного дидактического материала).

В системе теоретической подготовки студентов обучение осуществлялось не только на лекционных занятиях, но также путем само стоятельной работы, научно-исследовательской деятельности, привлечения студентов к самостоятельному поиску знаний по изучаемым пробле мам. Рассмотрим некоторые из этих форм, более подробно. Самостоятельная работа студентов это важный элемент процесса подготовки, без которого невозможно обеспечить успешность усвоения знаний, умений и ., .навыков. Она способствует реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей подготовки. Эффективность самостоятельной работы зависит от умелого сочетания ее с другими формами обучения, правильной организации, от соотношения объема самостоятельной работы и других видов деятельности; При этом самостоятельная работа может носить репродуктивный характер, т.е. быть направленный на воспроизведе-ние или повторение приемов, действий, деятельности; или иметь творческий характер, который направлен на создание чего-то нового (знания, предмета и др.)..

Самостоятельная работа позволяет не только прочно овладеть знаниями, но и сформировать творческое технолого экономическое мышление и психологию студента,, прививать интерес к творческой деятельности, желание самостоятельно приобретать и применять экономические и художественно-технологические знания, исследовать и оценивать различные процессы и явления. В процессе самостоятельной работы вырабатываются качества, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие творческих черт личности, так как развитие интеллекта способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей и явлений природы. Организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа: первый этап - период начальной организации, второй -период самоорганизации. Самостоятельная работа студентов включала в себя: выполнение отдельных этапов лабораторных работ; проработку теоретического материала лекций и дополнительной литературы; подготовки материалов и инструментов для работы; доработку и оформление учебных работ, (образцов и изделий); разработку собственных вариантов узоров, эскизов изделий; выполнение отдельных этапов творческого проекта. Большое внимание уделяемое самостоятельной работе студентов обусловлено как большой трудоемкостью практических работ при сравнительно небольшом объеме, часов, отводимых на аудиторные занятия, так и необходимостью формирование навыков самоорганизации студентов.

Обязательным компонентом процесса обучения является также контроль результатов подготовки, который осуществляется на различных этапах обучения. Контроль может осуществляться в различной форме, он может быть текущим и итоговым, проводится на групповом и индивидуальном уровне, на уровне самоконтроля. При этом важной его особенностью является то, его осуществление дает выход совершенствованию учебного процесса. Нами проводились зачеты по различным дисциплинам предметного блока как в традиционной форме, форме собеседования по. пройденному материалу и выполненным работам, так и в форме выставки-просмотра учебных и зачетной работ с последующим их обсуждением. Одной из форм отчетности было также выполнение итоговых зейа-"ний по всему курсу, которое представляло собой самостоятельную разработку ряда творческих проектов для каждого вида (техники) ДПИ или комплексной работы, включающей несколько техник.

Учебно-производственная практика как специальная форма учеб ного процесса, обеспечивает возможность получения студентами профес сиональных знаний, умений и навыков непосредственно при выполнении заданий по изготовлению изделий в соответствии со своей специализаци ей. Этот вид обучения осуществляется на основе принципа совмещения учебной деятельности с производительным трудом в рамках учебного производства.. Учебно-производственная практика является связующим звеном между теоретическими знаниями, начальными умениями и навы ками и практической деятельностью по изготовлению конкретных изде лий декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел. Она логически продолжает изучение дисциплин предметного блока, таких как: Основы декоративно-прикладного искусства, История изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Технология народных художест венных ремесел, Художественно-производственная, проектная и техниче ская графика, Рисунок, Живопись, Композиция, Практикум по специа лизации. Учебно-производственная практика проводится, согласно учебного плана, с 1 по 5 курс, и включает в себя различные виды деятельности. Программа практики предусматривает совершенствование студентами знаний по различным видам декоративно-прикладного и народных ремесел, технологическим процессам художественной обработки различных материалов, овладение умениями по проектированию и изготовлению конкурентоспособных изделий, по организации рабочего места, охраны труда и техники безопасности, по подготовке конструктор око-технологической документации на изделия, исследовательской деятельности. За период практики студент должен изготовить одно изделие или несколько (в зависимости от сложности и трудоемкости ), оформить на эти ; %зделия полный комплект документации (технологические карты, этикетку-ярлык и др.), провести исследовательскую и другие виды работ согласно индивидуальному плану. Каждый студент может.выбрать индивидуальную форму работы или принять участие в изготовлении коллективного творческого проекта, в составе группы студентов. По окончании практики проводится итоговая конференция в рамках которой организуется выставка(выставка-продажа) выполненных изделий. Из лучших работ формируется методический фонд и ассортимент для учебного производства. , Практика ставит следующие цели:

1) расширение общего, художественно-технологического кругозора будущих учителей декоративно прикладного искусства и народных ремесел;

2) закрепление теоретических (художественных, технологических) знаний студентов в процессе освоения ими практической деятельности по изготовлению изделий;

3) повышение профессионального уровня владения художественным ремеслом, исполни тельских навыков и творческих способностей

Похожие диссертации на Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства