Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Харьковский Николай Петрович

Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования
<
Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харьковский Николай Петрович. Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Елец, 2005 197 с. РГБ ОД, 61:06-13/524

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические аспекты подготовки дизайнеров в системе непрерывности и преемственности среднего и высшего профессионального образования

1.1. Преемственность как философская, социально-психологическая и педагогическая проблема подготовки специалистов- дизайнеров в контексте непрерывного образования 16

1.2. Дизайн-образование в истории, теории и практике профессионально-художественного образования 31

1.3. Модель становления специалиста-дизайнера в условиях преемственности среднего и высшего художественного образования 53

1.4. Сущность системного подхода в области проектирования дизайна как особого метода в подготовке студентов будущих специалистов в преемственности колледжа и вуза 70

Глава 2. Педагогические условия преемственности подготовки специалистов-дизайнеров при непрерывности среднего и высшего профессионального образования на основе интеграции общепрофессиональных и специальных дисциплин

2.1. Проектирование целей, задач и содержания подготовки специалистов-дизайнеров среднего и высшего профессионального образования с учетом принципа преемственности 82

2.2. Реализация педагогических технологий преемственности профессиональной подготовки дизайнеров в системе «колледж - вуз» (по специализации «Графический дизайн») 104

2.3. Динамика исследования результатов эксперимента 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 167

Введение к работе

Актуальность и значимость темы обусловлены модернизацией российского образования в области профессиональной подготовки молодежи в новых социально-экономических условиях развития общества. В программе модернизации на систему среднего и высшего профессионального образования возлагается качественно новая функция - подготовка специалиста, способного принять активное участие во всех преобразованиях общества. В связи с этим перед системой профессионального образования ставится задача подготовки высококомпетентных и постоянно включенных в систему непрерывного образования специалистов. Непрерывность как принцип модернизации профессионального образования обеспечивает преемственность различных ступеней образования и одновременно - многомерное движение личности в образовательном пространстве.

Особенностью реализации принципа непрерывности образования в процессе модернизации отечественной системы профессиональной подготовки явились разные типы средних профессиональных и высших образовательных учреждений, которые создают систему многоуровневой подготовки специалистов. Особое место в этой системе в последнее время занимает колледж как инновационный тип образовательного учреждения повышенного уровня подготовки специалиста среднего звена. Колледж является весьма распространенным типом образовательного учреждения в мировой системе профессиональной подготовки и инновационным - в отечественной.

Следуя мировому опыту, многие исследователи включают колледжи в структуру вузов и рассматривают их функционирование в системе высшей школы. Другие считают, что наиболее продуктивным для реформирования профессионального образования является взаимодействие вуза и колледжа, которое, во-первых, предполагает сохранение системы среднего профессионального образования, во-вторых, направлено на создание условий становления индивидуальной образовательной траектории специалиста. В связи с таким подходом стали активно исследовать многоуровневую систему профессиональ ного образования. Уровневость в исследованиях рассматривают как совокупность законченных и самостоятельных периодов обучения, в течение каждого из которых студент получает подготовку, достаточную для выполнения определенных профессиональных функций (О. С. Аббасова, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, И. Ф. Волков, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, А. В. Дарин-ский, 3. Д. Жуковская, В. М. Жураковский, И. А. Зимняя, Б. К. Коломиец, А. Т. Кондауров, В. В. Краевский, В. П. Кузовлев, В. А. Кузнецова, B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, В. Г. Осипов, А. Г. Пашков, В. Н. Скворцов, П. С. Хейфец и др.).

С учетом темы нашего исследования мы рассматриваем подготовку специалистов-дизайнеров во взаимосвязи «колледж - вуз». Вопросы профессионального дизайнерского образования освещаются в трудах Л. Ю. Анцукова, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Вальковой, И. Ф. Волкова, Н. В. Воронова, Т. М. Жу-равской, М. С. Кагана, К. М. Кантора, Л. А. Кузмичева, Е. Н. Лазарева, Г. Б. Минервина, В. И. Михайленко, В. Ф. Сидоренко, И. А. Спичака и др.

Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е. Н. Кавешниковой, В. П. Климова, Е. Э. Павловской, Л. Б. Переверзева, И. В. Приваловой, В. О. Родина, X. Г. Тхагапсоева и др. Современное понимание дизайн-образования позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств профессионального становления специалиста-дизайнера.

Анализ исследований показал, что дизайн-образование может рассматриваться как особый метод проектирования в сфере образования; как образовательная дисциплина, имеющая высокий культуротворческий потенциал; как теория и практика подготовки профессиональных кадров дизайна. Дизайн как профессиональная деятельность художников-проектировщиков активно стала развиваться за последние несколько десятилетий. Перед любой из существующих в настоящее время школ дизайна ставится лишь одна обобщенная задача -подготовка специалистов для службы дизайна. Специальность «Дизайн (по отраслям)» утверждена приказом Министерства образования РФ от 24.01.2002 года №181.

Анализ исследований в области дизайн-образования и практика подготовки специалистов-дизайнеров в колледже и вузе позволили выявить ряд противоречий, накопившихся в системе непрерывной и преемственной профессиональной подготовки:

- между теорией дизайна и его практическим состоянием, принципами (традициями) дизайн-образования (в зарубежных и отечественных оценках, отраслевых состояниях и видовых ориентациях);

- между существующей унифицированной системой профессиональной подготовки специалистов дизайнеров в разных типах среднего и высшего профессионального образования и развивающейся системой новых педагогических технологий в профессиональном дизайн-образовании, индивидуально-творческим характером предстоящей профессиональной деятельности специалиста по отраслям;

- между опытом подготовки дизайнеров-специалистов, при которой художественно-творческий и проектировочный компоненты выступают ключевым звеном образования, и целями, задачами и содержанием формирования этих компонентов на разных образовательных уровнях профессионального становления специалиста;

- между изменившимся содержанием дизайн-образования в профессиональных колледжах и вузах, готовящих специалистов творческих профессий, и задачами всеобщего непрерывного образования и преемственностью образовательных модулей государственного стандарта среднего и высшего профессионального образования;

- между структурно-функциональной расчлененностью общеобразовательной подготовки и необходимостью формирования целостной деятельности специалиста-дизайнера в условиях непрерывности и преемственности в системе дизайн-образования;

- между социально-культурными ожиданиями, проектно-творческим потенциалом выпускников-дизайнеров (по отраслям) и ограниченной возможностью реализации в условиях преемственности системы начального, среднего и высшего профессионального образования от тенденции расширения спектра образовательных услуг новых специализаций в сфере дизайна.

Ключевым звеном в преодолении указанных противоречий в подготовке специалиста-дизайнера является преобразование системы непрерывной художественной профессиональной подготовки на основе преемственности по вертикали и горизонтали многоуровневого образования, между ее смежными звеньями.

Пути разрешения указанных противоречий определили тему исследования, проблема которого - выявление педагогических условий и технологий подготовки специалистов-дизайнеров на основе преемственности среднего и высшего профессионального образования.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности преемственности в подготовке специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов-дизайнеров в системе среднего и высшего образования.

Предмет исследования: педагогические условия преемственности в подготовке специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования колледжа и вуза.

Гипотеза исследования: преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в условиях непрерывности среднего и высшего профессионального образования будет эффективна, если:

- содержание в образовательном процессе «колледж - вуз» осуществляется на основе системного, интегративно-модульного и личностно-деятельностного подходов;

- разработана и реализована модель преемственной подготовки специалистов-дизайнеров в условиях непрерывного образования между ступенями общеобразовательной школы (профильные классы), колледжем и вузом;

- выявлены организационно-педагогические условия реализации непрерывного образования между образовательными ступенями, включающие структурные, содержательные, процессуальные педагогические технологии преемственности обучения в колледже и вузе;

- раскрыто содержание интегративных образовательных программ на основе отбора и систематизации знаний, умений и навыков;

- определены ведущие направления реализации преемственности между компонентами взаимосвязанных подсистем (целей, содержания, педагогических технологий, деятельности педагогов и студентов).

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы задачи исследования:

1. Раскрыть методологические подходы к исследованию подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования на основе анализа философской, социально-психологической и педагогической литературы.

2. Спроектировать теоретическую модель подготовки специалиста- дизайнера со средним профессиональным образованием с целью подготовки их в сокращенные сроки в системе высшего профессионального образования.

3. Обосновать и апробировать комплекс педагогических условий подготовки специалистов-дизайнеров, на принципах преемственности в контексте непрерывного образования колледжа и вуза.

4. Определить критерии и уровни качества знаний выпускников колледжа при поступлении их на отделение «Дизайн» высшего профессионального образования по сокращенной форме обучения.

Методологическую основу исследования составили философские, общенаучные, социологические, психолого-педагогические, культурологические, искусствоведческие исследования, посвященные проблемам развития общего и профессионального образования; методология системного подхода: системный анализ (исследование), системный синтез (проектирование), системное использование в практике организации и управления; феномен преемственности; учение о развитии, определяющем движение от старого качественного состояния к новому, о ведущей роли деятельности в формировании специалиста; теория и практика художественного образования.

Теоретическую основу исследования составили: философские и психолого-педагогические теории деятельности (Б. Г. Ананьев, Э. А. Баллер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); идеи непрерывности, много-профильности, многоуровневое™, преемственности, раскрытые и обоснованные в профессиональной педагогике (О. С. Аббасова, А. В. Батаршев, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, А. П. Владиславлев, А. П. Беляева, Э. Д. Днепров, В. А. Кузнецова, В. С. Леднев и др.); концепция педагогических технологий (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. П. Панасюк), интегративные теории соци-ально-личностно ориентированного образования (А. Г. Асмолов, Е. В. Бонда-ревская, И. А. Зимняя, Н. Ф. Маслова, Н. Д. Никандров, А. Г. Пашков, В. В. Сериков и др.); теории интеграции, межпредметных связей и дифференциации в педагогике (С. В. Александров, В. Н. Карташова, В. К. Кириллов, И. А. Плетнева, В. Н. Максимова, В. Е. Медведев и др.); теоретический анализ качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов (П. Р. Атутов, А. П. Беляева, А. А. Деркач, 3. Д. Жуковская, В. И. Михеев, Н. В. Кузьмина, А. И. Субетто, В. Д. Шадриков и др.); теории системно-комплексного и лично-стно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений (А. М. Ар-сеньев, С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. М. Соколов), представление технологии обучения как процесса управления учебно-познавательной деятельностью (Ю. К. Бабан-ский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Матишкин, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина); теории и методики художественного и дизайн-образования (В. Р. Аронов, А. Бине, М. С. Каган, А. И. Ковешников, М. А. Коськов, А. П. Кудрявцев, Л. П. Печко, А. Ж. Овчинникова, Н. К. Шабанов).

Методы исследования основаны на теоретическом и практическом подходах, образующих определенную систему: изучение философской и психолого-педагогической, художественно-технической литературы; исследование состояния проблемы в существующей практике (анализ структур учебных планов, содержания программ, учебников и учебных пособий, письменных работ студентов, анкетирование); системный анализ традиционных структур и проектирование модели системы преемственности профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров и ее компонентов; организация и проведение коллективного лонгитюдного непрерывного исследования в течение ряда лет с одним и тем же контингентом студентов на базе среднего и высшего профессионального образования; изучение деятельности выпускников колледжа и вуза в учебных заведениях и на предприятиях (преддипломные практики, диплом и стажировка).

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в г. Воронеже с 1999 по 2005 год в негосударственном образовательном учреждении - социально-педагогическом колледже (далее НОУ СПК) с участием 250 учащихся.

Этапы исследования:

Первый этап (1999-2001 гг.) - поисково-информационный и практико-ориентированный. Проводилось изучение педагогической, искусствоведческой, методической литературы, архивных материалов с целью изучения истории отечественного становления учреждений художественного образования. Определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования в целом. Изучался отечественный опыт организации многоуровневого образования в системе «колледж - вуз». Обобщался опыт взаимодействия подготовки специалистов-дизайнеров на базе СПК и ВГПУ.

Второй этап (2001-2004 гг.) - проектировочно-опытный и опытно-экспериментальный. Проводилась проектная работа по моделированию непрерывной подготовки дизайнеров в системе преемственных и межпредметных связей колледжа и вуза. Осуществлялась разработка педагогических техноло гий в образовательном процессе в колледже на основании согласования учебных планов и программ с вузом. Проводился эксперимент в условиях реального образовательного процесса в колледже и вузе по внедрению технологий интегрированных образовательных программ ГОС и научно-методического комплекса по специальности «Дизайн» в условиях непрерывности и преемственности.

Третий этап (2003-2005 гг.) - обобщающе-итоговый. Внедрялись научно-методические комплексы в систему непрерывной и преемственной подготовки специалистов-дизайнеров на уровне среднего и высшего профессионального образования. Проводились обобщения и обработка полученных результатов эксперимента, проверка гипотезы исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного среднего и высшего профессионального образования на основе системного, интегративно-модульного и личностно-деятельностного подходов.

2. Структурно-функциональная модель подготовки специалиста- дизайнера, включающая анализ научного содержания уровня подготовки специалистов-дизайнеров в условиях среднего и высшего профессионального образования во взаимосвязи социокультурного, фундаментального, художественно-проектного, технического, педагогического, методического и производственного циклов дисциплин государственного стандарта.

3. Межпредметная интеграция в системе преподавания блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе анализа ГОС по специальности «Дизайн» среднего и высшего профессионального образования (СПО ВПО). Интеграция в преемственности профессионального образования в колледже и вузе представляет собой процесс соединения знания и сознания, в ходе которого происходит количественное (знаниево-репродуктивное и творческое обучение) и качественное (личностно развивающее обучение) развитие сознания студента. Основные понятия и структурные элементы в системе подготовки специалиста («субъект», «объект», «связи», «виды», «технология и искусство» и др.), направленных на разработку и реализацию общих дизайнерских методов проектирования, на обеспечение целостности, профессиональной направленности фундаментальных, художественно-проектных дисциплин, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей студентов.

4. Педагогические условия (социально-педагогические, образовательно- дидактические, организационно-педагогические), обеспечивающие преемственность в проектировании интегрированных образовательных программ общепрофессионального и специального блока учебных дисциплин (рабочих, авторских, экспериментальных, педагогических технологий) с учетом возможности продолжения обучения выпускников среднего профессионального образования на уровне высшего образования в сокращенные сроки.

5. Критерии и уровни знаний выпускников колледжа, позволяющих освоить сокращенные образовательные программы в условиях преемственной подготовки специалистов-дизайнеров в системе высшего образования. Критерии теоретической подготовки: уровень выполнения учебно-творческих заданий; уровень переноса теоретических знаний в практическую деятельность; уровень сложности в решении творческих проектных заданий на уровне курсовых работ; время, затраченное на решение проектно-творческих идей в реализации проектных заданий (схемы, чертежи, рисунки, обоснование и т.д.).

Критерии практической подготовки: решение творческих заданий по специализации; соблюдение проектных решений в целом и в отдельных элементах проектно-творческих заданий; оригинальность решения дизайнерской задачи; решение производственных задач специалиста среднего звена повышенного уровня квалификации; объем организационно-управленческих умений и навыков в продвижении реализации своего проекта на практике.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - апробирована на практике структурно-функциональная модель реализации преемственной подготовки специалистов-дизайнеров в системе среднего и высшего профессионального образования, включающая цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, технологии обучения и результаты;

- теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, функции и требования (социально-педагогические, образовательно-дидактические, художественно-творческие, организационно-педагогические) перехода от теоретической модели системы преемственности к ее практической реализации по вертикали и горизонтали многоуровневой подготовки специалиста-дизайнера («колледж - вуз»);

- определены квалификационные критерии оценки теоретической и практической подготовки дизайнеров в преемственности двух образовательных уровней («колледж - вуз»), направленных на формирование у студентов конструктивных художественно-проектных знаний и умений в решении разнообразных производственных задач;

- выделена система мониторинга учебно-методического обеспечения преемственной подготовки специалистов-дизайнеров в колледже с учетом продолжения их обучения на ступени высшего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыт теоретический аспект принципа преемственности с другими профессиональными принципами как совокупный системообразующий фактор в становлении современного специалиста-дизайнера;

- сформулированы научные подходы к разработке модели системы преемственности подготовки специалиста как активного субъекта образования при непрерывности процесса обучения в колледже и вузе;

- проанализирован системный подход в области проектирования дизайна как особого метода в подготовке студентов - будущих специалистов в преемственности колледжа и вуза;

- раскрыта сущность педагогических условий достижения органической целостности профессиональной подготовки студентов, направленной на интенсификацию образовательного процесса и повышение качества обучения дизайнеров в условиях решения новых социально-экономических задач развития российского общества.

Практическая значимость состоит в том, что его результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы в системе непрерывной подготовки специалистов среднего звена при переходе в систему высшего образования по сокращенной программе. В практику могут быть рекомендованы комплексы учебно-методических задач преемственности обучения при формировании профессиональных знаний и умений в области дизайна у студентов колледжа и вуза; экспериментальные учебные планы и программы интегрированной подготовки специалистов-дизайнеров в колледже и вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются согласованностью методологических позиций психологических и дидактических предпосылок; ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентированной на нее; непрерывностью исследований с одним и тем же контингентом обучаемых как на базе среднего, так и высшего профессионального образования; вариативностью методов научно-экспериментальной работы, аргументированностью выводов, положительными и репрезентативными результатами; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы и ее переноса в новые педагогические условия в системе многоуровневого профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались на ежегодном научно-методическом семинаре молодых исследователей школы-дизайн при кафедре «Дизайн» ВГПУ «Современные методики в дизайн-образовании» (2002-2004 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании» (г. Сочи, 2004 г.); научно-методическом семинаре «Преемственность подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе» (Липецк, 2005 г.); летней научно-практической школе молодых ученых «Образование на рубеже эпох. Опыт личного осмысления методологии гуманитарного исследования» (Елец, 2005 г.); научно-методических семинарах лаборатории по непрерывному педагогическому образованию (ВГПУ, 2003-2004 гг.); региональной научно методической конференции «Художественное образование и информационные технологии в системе многоуровневой подготовки специалистов» (Воронеж, 2004); в ходе докладов и обсуждений на заседаниях кафедры «Дизайн», работы в составе методического объединения кафедры «Дизайн» СПК (Воронеж). Внедрение пакета учебных планов, учебно-методического комплекса проводилось на базе художественно-графического отделения Алексеевского педагогического колледжа (Белгородская область, г. Алексеевка). По теме исследования опубликовано 6 работ общим объемом более 2,5 п. л.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность и определяются основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации и внедрении результатов в практику.

В первой главе «Методологические аспекты подготовки дизайнеров в системе непрерывности и преемственности среднего и высшего профессионального образования» проанализированы основные методологические подходы к проблеме непрерывности профессионального образования как целостной системы подготовки специалистов-дизайнеров; теоретическая модель преемственной подготовки специалистов-дизайнеров в системе «колледж - вуз»; системный подход в области проектирования дизайна как особого метода в подготовке студентов будущих специалистов в преемственности колледжа и вуза.

Во второй главе «Педагогические условия преемственности подготовки специалистов-дизайнеров при непрерывности среднего и высшего профессионального образования на основе интеграции общепрофессиональных и специальных дисциплин» раскрыт процесс проектирования целей, задач и содержания подготовки специалистов-дизайнеров среднего и высшего профес сионального образования с учетом принципа преемственности; реализация педагогических технологий преемственности профессиональной подготовки дизайнеров в системе «колледж - вуз» (по специализации «Графический дизайн»); раскрываются результаты динамики исследования.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие заявленную гипотезу и положения, выносимые на защиту.

Список литературы содержит 219 источников, использовавшихся в процессе исследования.

В приложении приведены материалы, отражающие ход и результаты опытно-экспериментальной работы, фотоматериалы работ выпускников отделения «Дизайн» колледжа на уровне среднего и высшего профессионального образования.

Преемственность как философская, социально-психологическая и педагогическая проблема подготовки специалистов- дизайнеров в контексте непрерывного образования

Основные направления развития системы среднего и высшего профессионального образования обусловлены модернизацией образования. Важнейшей задачей в области профессионального образования является существующая модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней - начального, среднего и высшего профессионального образования, в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Разработанные меры в документах по модернизации образования направлены на актуализацию качества профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсификацию деятельности по укреплению, интеграции профессий, поворот образовательных учреждений к потребностям рынка труда [121].

В социально-образовательной практике ключевое значение для осуществления непрерывного образования имеет преемственность звеньев образовательной системы, которая опирается на ее «вертикальную интеграцию», то есть преемственность ступеней образования - дошкольного, начального, среднего и послесреднего (среднеспециальные, высшие учебные заведения, аспирантура и т. д.). При такой системе каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий. Важный содержательный принцип непрерывного образования - «горизонтальная интеграция», то есть соотнесенность образования, получаемого в неформальной образовательной системе, с образованием в рамках учебных заведений и специально организованных образова 17 тельных программ. При разработке научных основ интеграции подготовки специалистов-дизайнеров в системе «колледж - вуз» важно определиться с методологическим толкованием категории преемственности и спецификой ее проявления в педагогике художественного образования [67, 69, 81, 182].

При изучении профессиональной подготовки дизайнера мы исходим из представления, что процесс образовательной деятельности определяется прежде всего, состоянием ее методологии и теории. Методологической основой непрерывности и преемственности в дизайн-образовании являются учение о всеобщей связи явлений, целостности и диалектический подход к решению проблемы как единой системы художественного образования. Основными характеристиками данной системы являются целостность, активность, открытость, вариативность и индивидуальность при одновременной реализации обучающих и формирующих функций (Б. Г. Ананьев, А. В. Батаршев, А. И. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, М. А. Данилов, В. С. Леднев, Г. И. Щукина и др.).

Цель данного пункта проанализировать основные методологические проблемы преемственности при непрерывности профессионального образования как целостной системы подготовки специалистов дизайнеров. Согласно Закону РФ «Об образовании» система образования как таковая теоретически в значительной мере совпадает с системой непрерывного образования, поскольку предусматривает преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий [63].

В концепции непрерывного профессионального образования выделяются два направления его развития. Первое направление призвано обеспечить непрерывное профессиональное образование, органически преемственное с его общеобразовательным этапом, отвечающее требованиям развивающегося общественного производства и интересам личности. Второе направление долж 18 но обеспечивать весь диапазон общекультурных образовательных процессов всех и каждого члена общества в соответствии с многообразием непрофессиональных видов деятельности, индивидуальными образовательными запросами и интересами развития личности [10, 86, 112, 136, 162, 197].

Непрерывность является закономерностью и императивом художественного профессионального образования, так как связана с диалектикой природы самого искусства, психологическими особенностями развития творческой личности, профессиональным становлением специалистов в области искусства и художественного творчества. Поэтому особую значимость для выделения методологических подходов к изучению процесса непрерывности и преемственности для данного исследования имеют философские, социально-психологические, педагогические, экономические и другие аспекты научных знаний в области художественного образования (В. Р. Аронов, А. А. Барташе-вич, Г. В. Беда, В. С. Кузин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Б. М. Теплов, Т. В. Челышева, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов и др.).

Проектирование целей, задач и содержания подготовки специалистов-дизайнеров среднего и высшего профессионального образования с учетом принципа преемственности

В данном пункте анализируется проектировочный этап экспериментального исследования по моделированию подготовки специалистов-дизайнеров в системе двух образовательных учреждений: колледжа и вуза; дается анализ педагогических условий с целью перестройки основных компонентов интегра-тивной педагогической системы «колледж - вуз» с учетом реализации принципа преемственности в дизайн-образовании и внедрения в практику учебного процесса колледжа и вуза.

Проектирование интегрированного содержания в области дизайн-образования на основе принципа преемственности осуществлялось на экспериментальной базе отделений «Дизайн» колледжа и ВГПУ. Реализация целей и задач программы исследования проходила в условиях единой стандартизации, профессиональных программ колледжа и вуза на основе их преемственности, фундаментальности, общепрофессиональных и производственных циклов дисциплин.

Реализация принципа преемственности с учетом специфики предмета исследования состоит в следующем:

- проектирование содержания подготовки специалистов в колледже и вузе исходит не только из согласования учебных планов и программ взаимосвязываемых звеньев образования, но и из учета задаваемых общественно-экономическими потребностями качеств и видов деятельности дизайнеров, ориентированных на предвидимое будущее;

- виткообразное и взаимосвязанное развитие фундаментальной, общетехнической, психолого-педагогической и социальной подготовки специалистов;

- обеспечение тематического и хронологического согласования смежных и одноименных курсов;

- выделение сквозных направлений организации образовательного процесса, обеспечивающих развитие личности в системе «колледж - вуз»; - оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм и средств по формированию знаний, умений и навыков и требуемых обществом качеств будущего специалиста в области дизайна;

- соблюдение единства педагогических действий;

- поэтапное развитие субъективной и познавательной роли студентов в процессе профессиональной подготовки;

- создание условий для творческого развития и использования, усвоенных студентами понятий и их систем в процессе учебной и художественно-творческой деятельности.

Для обоснования теоретической модели системы преемственности профессиональной подготовки дизайнеров в колледже и вузе рассмотрим подробно характеристики функций, требований и правил соблюдения принципа преемственности в дизайн-образовании.

Функции принципа преемственности делятся на методологические и регулятивные. Они выделяются в теории организации целостного процесса подготовки специалистов и отражают вопросы технологии его реализации.

К методологическим функциям относятся: системообразующая, т.е. способность принципа преемственности быть основным логическим узлом в развитии теории процесса обучения и формулировки дидактических условий и правил; динамическая, т.е. свойства принципа отражать закономерности динамики педагогического процесса; конструктивная, состоящая в том, чтобы заставить взаимосвязано работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее; интегративная, которая состоит в обеспечение целостности непрерывного образовательного процесса и его результатов (Б. Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, М. А. Данилов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин).

К регулятивным функциям преемственности относятся: структурно-содержательная, которая отражает направленность изменений в структуре и содержании взаимно связанного обучения, призванного обеспечить целостность процесса и результатов; субординативная, связанная с иерархической подчиненностью компонентов педагогических систем, изменением характера взаимосвя 84 зей между ними, регулирующая преобразования взаимодействий преподавания и учения; координирующая, состоящая в единстве и преемственности педагогических действий преподавателей взаимосвязываемых звеньев образования (С. Я. Батышев, С. М. Годник, И. А. Дендебер, 3. Д. Жуковская и т. д.).

Реализация педагогических технологий преемственности профессиональной подготовки дизайнеров в системе «колледж - вуз» (по специализации «Графический дизайн»)

В данном пункте проводится анализ формирующего эксперимента (2001-2005) в условиях реального педагогического процесса на отделении «Дизайн» СПК, с целью внедрения комплекса педагогических технологий (дидактико-методических материалов, учебных планов, анализ модульных блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин) в системе непрерывности и преемственности профессиональной подготовки дизайнеров на этапе перехода выпускников колледжа на 3-й курс ВГПУ (по программе сокращенного срока обучения).

Формирующий эксперимент является главной частью апробации и совершенствования разработанных интегрированных программ на основе ГОС СПО и ВПО по специальности «Дизайн» (специализации «Графический дизайн»). Целью данного этапа работы являлась выработка механизма усвоения знаний студентами на двух образовательных уровнях с возможностью продолжения обучения в системе высшего профессионального образования выпускников колледжа повышенного уровня с базовым средним профессиональным образованием на третьем курсе вуза. В ходе эксперимента проводилась целена правленная и управляемая (со стороны экспериментатора) реализация разработанного содержания.

Основными задачами формирующего этапа явились:

- Дидактическое и методическое обеспечение подготовки дизайнера на основе преемственности общепрофессиональных и специальных дисциплин в условиях непрерывной подготовки специалистов среднего и высшего образования.

- Первичная апробация содержания интегрированных образовательных программ модульного блока общепрофессиональных и специальных дисциплин, их корректировка в условиях преемственной подготовки дизайнеров на уровне среднего и высшего профессионального образования.

В ходе эксперимента анализировались следующие материалы: стандарты образования, программные материалы, дидактико-методические материалы для текущих срезов знаний, умений и навыков, интегрированные содержания обучения по вертикали (ступеням образования) и горизонтали (межпредметные связи с выделением опорных компонентов).

Результативность экспериментального исследования рассматривалась на трех уровнях:

Образовательный уровень оценивается службой мониторинга качества, функционирующей в колледже в соответствии с локальными нормативными актами (федерального и региональных компонентов), положением о промежуточных аттестациях в колледже и вузе при ВГПУ.

Профессиональный уровень оценивается на основе разработанных критериев творческих видов работ выпускников колледжа при переходе на 3 курс ВГПУ по программе общепрофессиональной подготовки и дисциплин специализации «Графический дизайн».

Уровень реализации личностных качеств в области дизайн-образования оценивается с учетом уровня достижения творческих результатов выпускников колледжа (конкурсы, выставки, производственные практики, курсовые работы и дипломное проектирование и т. д.); проявления их активности к освоению разных видов специализации в области дизайн-образования в процес 106 се усвоения интегрированных образовательных программ на двух уровнях профессионального образования; координации взаимодействий преподавателей среднего и высшего звена в реализации межпредметных связей общпрофессио-нального и специального блока дисциплин в единой логике профессиональной деятельности дизайнера.

Похожие диссертации на Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования