Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности Бухарина, Валентина Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бухарина, Валентина Александровна. Развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бухарина Валентина Александровна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2012.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1449

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности как педагогическая проблема 14

1.1. Обоснование системы базовых понятий, обеспечивающих исследование проблемы развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности 14

1.2. Теоретическое обоснование педагогических подходов, развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности

1.3. Педагогические условия развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности 61

Выводы по первой главе 80

ГЛАВА II. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности 82

2.1. Организационные основы экспериментальной работы 83

2.2. Содержательно-процессуальные особенности развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности 102

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 126

Выводы по второй главе 140

Заключение 142

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Протекающие инновационные процессы в области образования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В современных условиях, характеризующихся кардинальными изменениями в жизни нашего общества, активность, самостоятельность, инициативность и творчество становятся ведущими в определении направленности развития личности, важными факторами успеха человека. В связи с этим, задача создания условий для развития и реализации творческого потенциала каждого студента рассматривается не только как средство и необходимая предпосылка общественного прогресса, но и как важнейшая цель государственной политики в области образования.

Однако, как показало исследование, в системе высшего образования на сегодняшний день не уделяется должного внимания развитию творческих способностей в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов за счет внедрения дополнительных творческих профессий. Потенциальные возможности дополнительного образования в рамках вуза, позволяющие выявить и сформировать у студентов творческую индивидуальность, развить у них собственные профессиональные взгляды и убеждения, используются крайне слабо. Педагогический процесс зачастую строится таким образом, что не обеспечивает направленности развития творческой личности на основе ее собственной активности и творческого саморазвития. В этом мы усматриваем социально-педагогический уровень актуальности исследования.

Проблема развития творческих способностей достаточно широко рассмотрена в психологической и педагогической литературе:

научную теорию способностей разрабатывали Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, 1*.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, В Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теп-ловидр.;

педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса;

большой вклад в решение проблем творческого развития и саморазвития личности внесли В.И. Андреев, Д.Б Богоявленская, А.А. Кирсанов, А.И. Кочетов, Л.Н. Куликова; творческого мышления - Д.В. Вилькеев, З.И. Калмыкова, О.И. Кедровский; творческих способностей - Д.Б. Богоявленская, СЮ. Залуцкая, В.А. Крутецкий, В.А. Моляко, Ф.Л. Ратнер;

изучение проблем творчества, творческих способностей стало ключевой проблемой психологов и педагогов, и нашло отражение в работах Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкин-ского, Л.В. Школяр и др.

Однако нами установлено, что изучению особенностей процесса развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности в системе дополнительного образования вуза уделяется недостаточно внимания, как в теоретическом, так и в практическом

аспектах: не изучены особенности интегрированной хореографической деятельности; условия создания творчески ориентированной среды; не разработана диагностика развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. Этим может быть обозначен научно-теоретический уровень актуальности проблемы нашего исследования.

Следует подчеркнуть, что развитие творческих способностей студентов наиболее успешно происходит в процессе самостоятельного творческого поиска на основе полученных на занятиях в Центре творчества студентов вуза знаний, умений и навыков. С этой целью необходима организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение и творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном - jazz modern). Однако, как показывает практика, данный процесс недостаточно организован, не определены этапы развития творческих способностей студентов, недостаточно разработаны педагогические условия содействия этому процессу. Этим определяется третий уровень актуальности проблемы нашего исследования, который мы обозначили как научно-методический.

Анализ теории и практики позволил нам выделить ряд противоречий:

социально-педагогического характера: между потребностями современного общества в квалифицированных специалистах, обладающих не только знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, но и творческим подходом к их применению, с одной стороны, и недостаточным уровнем развития творческих способностей у выпускников вуза, с другой;

научно-теоретического характера: между существующей необходимостью развития творческих способностей студентов в системе дополнительного образования вуза средствами интегрированной хореографической деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике высшего образования, с другой;

научно-методического характера: между целесообразностью использования потенциала творчески ориентированной среды, включающей инструментальное обеспечение и творческие продукты труда студентов .в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности, и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании путей, обеспечивающих развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы, нашего исследования: «Развитие творческих способностей студентов средствами, интегрированной хореографической деятельности».

Объект исследования: развитие творческих способностей студентов в
условиях Центра творчества студентов вуза. ...,.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

Исходя из цели, предмета и объекта исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: процесс развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности будет проходить успешно, если:

  1. в качестве методологического основания решения проблемы использованы системный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, позволяющие моделировать оптимальную творчески ориентированную среду, направленную на развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

  2. выделен и реализован комплекс педагогических условий включающий:

развитие творческих способностей студентов на основе выделенных и применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов: гуманного взаимодействия педагога и студентов; синкретизма; обучения в действии; импровизационности;

организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном -jazz modern);

разработку и реализацию учебно-методического комплекса «Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания. Танцевальная аэробика», построенного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративности, распределенности и адаптивности.

В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой в исследовании предусматривается решение следующих задач:

  1. Обосновать систему базовых понятий, обеспечивающих исследование проблемы развития творческих способностей студентов; уточнить сущность понятий «творчески ориентированная среда», «интегрированная хореографическая деятельность».

  2. Выбрать и теоретически обосновать педагогические подходы, позволяющие моделировать оптимальную творчески ориентированную среду, направленную на развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

  3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий способствующих эффективному процессу развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

4. Подготовить и внедрить в практику научно-методическое обеспечение процесса развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности в Центре творчества студентов вуза.

Методологическую основу исследования составили: теоретические разработки по проблемам методологии педагогики и теории содержания профессионального образования (С. Я. Батышев, В.И. Загвязинский, В.В. Кра-евский, Н.Д. Никандров, А.М.Новиков и др.); теории педагогических систем и технологий (В.П. Беспалько, И.Я. Лернёр, М.Н. Скаткин и др.); психологическая теория личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.); философские идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Р. Берне, Д. Дьюи, А.В. Петровский, В .А. Сухомлинский, И.С. Якиманская); системный подход (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, Э.Г. Юдин и др'.); личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, В. В. Налимов, В.В. Сериков и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.); теории развития способностей (Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетман, В. Келлер, СМ. Мальцев, A.M. Матюшкин, В.Г. Ражников, К. Роджерс Б.М. Теплое, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, и др.); психолого-педагогические положения о механизмах самоорганизации, саморазвития и творческой самореализации личности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.); философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность и социальную значимость творчества как основы развития личности (Н.А. Бердяев, Д.Б, Богоявленская, А.И. Кочетов, А.Н. Лук, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Избранные методологические основания и поставленные задачи определили ход нашего исследования.

Экспериментальная база, этапы и методы исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе Центра творчества студентов Челябинского Государственного университета (ЧелГУ). Дополнительной базой послужила Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ). На различных этапах экспериментальной работы приняли участие 136 студентов, а также преподаватели Центра творчества студентов ЧелГУ и педагоги ЧГАКИ, являющиеся руководителями хореографических коллективов. Исследование, проводилось в три взаимосвязанных этапа - с 2002 по 2010 год. На каждом из них, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап - подготовительный (2002-2004 гг.) - включал: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности; выбор и теоретическое осмысление темы исследования; изучение содержания учебно-программной документации, квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников специальности «Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Танцевальная аэробика», нормативно-правовой документации по вопросам организа-

ции педагогического процесса в учреждениях высшего профессионального образования; определение исходных теоретических позиций исследования; разработку экспериментальной части исследования (определение реального состояния.уровня развития творческих способностей студентов высшего учебного заведения; подбор и адаптацию экспериментальных методик формирования их творческих способностей средствами интегрированной хореографической деятельности); подготовку преподавателей и студентов к проведению эксперимента. На данном этапе использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение и осмысление философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой и учебной документации, а также опыта работы по исследуемой проблеме; беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.; наблюдение (прямое и косвенное); методы обобщения и абстракции, моделирования; констатирующий эксперимент.

Второй этапосновной (2005-2007 гг.) - был связан: с разработкой комплекса педагогических условий развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности; определением критериев, показателей и уровней сформированности творческих способностей студентов; с экспериментальной проверкой и уточнением теоретических положений, лежащих в основе выдвинутой в исследовании гипотезы; с апробацией методик развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности; с реализацией совокупности процедур научно-исследовательской работы. Основные методы, реализуемые на данном этапе: включённое наблюдение, анализ, анкетирование, тестирование, беседа, формирующий эксперимент, первичная обработка результатов методами описательной статистики.

Третий этап - анатипико-резулыпативный (2008-2010 гг.) - предполагал: анализ* и оценку результатов экспериментальной работы, её оформление, формулировку выводов исследования; подготовку и внедрение научно-методических рекомендаций по развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. Данный этап характеризуется использованием таких методов, как анализ, обобщение и оценка полученных результатов, вторичная обработка результатов формирующего эксперимента статистическими методами, наглядное представление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выбраны и теоретически обоснованы педагогические подходы позволяющие моделировать оптимальную творчески ориентированную среду, направленную на развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

  2. Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий развития творческих способностей средствами интегрированной хореографиче-: ской деятельности, включающий:

- развитие творческих способностей студентов на основе выделенных и
применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов:
гуманного взаимодействия педагога и студентов; синкретизма; обучения в дей
ствии; импровизационности; И .!;;,,...., ,,..

- организацию творчески ориентированной среды, которая включает
инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в
различных направлениях интегрированной хореографической деятельности
(классическом - body ballet, народном - folk dance, современном -jazz modern);

- разработку и реализацию учебно-методического комплекса «Оздорови
тельная аэробика и методы ее преподавания. Танцевальная аэробика», постро
енного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративности и
адаптивности.

3. Разработана и внедрена личностно ориентированная методика развития
творческих способностей студентов средствами интегрированной
хореографической деятельности, построенная на принципах

многокомпонентности, модульности, интегративности, распределенности и адаптивности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Расширено терминологическое поле исследования за счет уточнения применительно к теме изыскания содержания понятий: «творчески ориентированная среда», «интегрированная хореографическая деятельность».

  2. Теоретически обоснован комплекс педагогических условий развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности, который позволяет создать целостное представление о процессе формирования рассматриваемого качества личности.

  3. Определены и теоретически обоснованы критерии и показатели развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности (двигательная активность; творческое воображение; способность к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики; способность к самовыражению в группе), позволяющие исследовать динамику рассматриваемого процесса и оказывать корректирующее управляющее воздействие на его результативность.

Практическая значимость исследования:

комплекс педагогических условий развития творческих способностей средствами интегрированной хореографической деятельности может быть использован в других учебных заведениях при организации учебно-воспитательного процесса, в системе дополнительного образования, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов;

подготовленные научно-методические материалы направлены на повышение эффективности процесса развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности в системе дополнительного образования вузов;

разработанные критерии и показатели позволяют оценить уровень развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности;

полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований, в практике подготовки студентов в системе дополнительного образования вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована представительной источниковой базой; обеспечена избранным методологическим основанием в соответствии с ведущими положениями системного, личности о ориентированного и деятельностного подходов к организации педагогического процесса; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, поставленным цели и задачам, его логике; соблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; длительностью и повторяемостью эксперимента; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; использованием апробированных в педагогике методов математической статистики; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; контрольным сопоставлением результатов исследования с массовой педагогической практикой; длительным и разносторонним опытом педагогической деятельности автора исследования в качестве преподавателя хореографии Центра творчества студентов ЧелГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интегрированная хореографическая деятельность в развитии
творческих способностей студентов трактуется нами как комплекс сложных
социально-педагогических явлений представляющая собой
совокупность хореографических методик и средств, направленных на
формирование и развитие целостной личности студента на основе учета его
творческих задатков, интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и
хореографических способностей.

2. Успешному развитию творческих способностей студентов средствами
интегрированной хореографической деятельности способствует комплекс педа
гогических условий, включающий:

развитие творческих способностей студентов на основе выделенных и применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов: гуманного взаимодействия педагога и студентов; синкретизма; обучения в действии; импровизационное;

организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном -jazz modern);

разработку и реализацию учебно-методического комплекса «Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Танцевальная аэробика», построенного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративно-сти,распределенности и адаптивности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научных семинарах в Институте педагогических исследований (ЧГАКИ г. Челябинск, 2004-2008); на кафедрах педагогики и психологии (ЧелГУ, ЧГАКИ г. Челябинск 2004-2008); на международных, всероссийских, региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Культура - Искусство - Образование: новые ас-

пекты синтеза теории и практики» (Челябинск 2005, 2006); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2007); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2006); «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006, 2007), IV и V научно-творческих конференциях молодых ученых, аспирантов ЧГАКИ «Молодежь в культуре и науке XXI века» (Челябинск, 2005, 2006 гг.) и др.; посредством публикаций в сборниках научных трудов Челябинска, Омска, Ташкента, Горно-Алтайска.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения, содержит 2 рисунка и 17 таблиц.

Теоретическое обоснование педагогических подходов, развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности

В философском словаре под способностями - в широком смысле -понимаются психологические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. [272, с. 156]. Под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определённому, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности [272, с. 157].

В педагогическом аспекте под способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности [191, с.274].

По мнению В.В. Богословского, способность — синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. В.В. Богословский утверждал, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых, и одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда [181, с.361]. В.В. Богословский выделяет виды способностей по их направленности, или специализации. В этом плане обычно различают общие и специальные способности. Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например: литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической, сценической [181, с.362].

Общепризнанно, что специальные способности - это такая организация взаимосвязанных качеств разнообразных психических процессов и свойств, от которой зависит возможность успеха в специальной деятельности. Для современного этапа развития учения о специальных способностях характерно стремление к целостному системному подходу при их изучении (В.Д. Шадриков, 1983, 1991; Э.А. Голубева, 1997; Н.А. Аминов, 1989; Л.П. Калининский, 1991 и др.).

«Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных способностей проявляется общая одарённость индивида» [217, с.540]. К специальным следует отнести способности практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям. Ученые отмечают, что способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [255, с.32].

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.

Б.М. Теплов, определяя успешность выполнения любой деятельности, полагает, что успешность деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других. «Одной их важных особенностей психики человека, - пишет Б.М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека способностями» [255, с. 128]. Б.М. Теплов подчеркивал важность выдвижения и разработки рядом зарубежных психологов, и, в первую очередь, В. Штерном, понятие компенсации способностей и свойств. На наш взгляд, заслуживают самого пристального внимания идеи Б.М.Теплова.

Мы соглашаемся с тем, что отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Вместе с тем, мы учитываем точку зрения Л.С. Выготского, который писал: «Каждая наша «способность» работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы исследуем ее в изолированном виде, может показаться запоминающим лучше, чем человек с хорошей памятью, просто в силу того, что память никогда не выступает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокупное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каждого из слагаемых» [60, с. 298].

Педагогические условия развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности

Термин "окружающая человека среда" имеет смысл, близкий к употребляемому в гигиене термину "внешняя среда" и к употребляемому в географии термину "географическая среда". Окружающая человека среда часто рассматривается в качестве системы взаимосвязанных сред более узкого плана: естественная среда, пространственная среда, природная среда, социальная среда, культурная среда, информационная среда, творческая среда.

Совершенно особая образовательная среда была спроектирована в первой половине XX века выдающимся польским врачом и педагогом Я. Корчаком. Образовательная среда, созданная им, была ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка. Таким образом, образовательная среда Я. Корчака была ориентирована на "активность". Сегодня проблемы создания творческой образовательной среды разрабатываются, прежде всего, в русле гуманистической педагогики.

А.А. Федоров среду определяет как «исторически сложившиеся условия жизни общества, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как самостоятельной личности» [270, с.384]. Применительно к нашему исследованию, такой средой для студентов - будущих руководителей творческих коллективов являются профессиональные, любительские и учебные художественно-творческие коллективы, в которых предоставляется возможность будущему специалисту для усвоения полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения, предметной ориентации, для реализации своих личностных профессиональных творческих потребностей.

В процессе исследования нами уточнено понятие «творчески ориентированная среда», которая характеризуется как образовательное пространство, расширяющее границы хореографической деятельности студентов, что создаёт условия для развития их творческих способностей. Творчески ориентированная среда представляет собой развивающуюся целостность, обладающую направленностью, динамичностью, открытостью и выполняющую интегрирующую, развивающую, ценностно-образующую функции. Для создания творчески ориентированной среды необходимо: - конструирование единого творческого пространства как среды подготовки будущих специалистов, что позволяет «насытить» ее творческими ресурсами; - создание условий деятельности творческих групп как функциональных объединений.

Организация творчески ориентированной среды, включает инструментальное обеспечение, под которым мы понимаем необходимые материалы (виды хореографии - классика, народный, современный и танцевальной аэробики - body ballet, folk dance, jazz modern), предназначенные для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения учебно-методического комплекса.

Организация творчески ориентированной среды предполагает не только материальную сторону - специально оборудованное помещение, музыка, которая сопровождает занятия. Творчески ориентированная среда должна отвечать требованиям свободы, простоты, открытости и многообразия. Рассматривая музыкальную среду для успешного творческого процесса (Т.А. Боровик, В.А. Жилин, Т.Э. Тютюнникова), исследователи указывают на необходимость обеспечения открытости пространства взаимодействию, случаю и свободному поиску. Насыщенная гибкая материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создаёт условия творчеству [262, с.84].

В связи с этим для нашего исследования существенным является положение Н.В. Кузьминой о важной роли собственной личностной позиции к совершенствованию своего профессионального мастерства, установки на анализ и осмысление процесса и результата своей деятельности. Ею отмечается, что понимание человеком своей индивидуальности, достоинств и недостатков лежит в основе сознательного и целенаправленного управления им собственной деятельностью [125, с 46].

Важнейшим условием развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности является активная практическая деятельность с творческим коллективом. Мы солидарны с Ю.О. Яблоновской, определяющей блок умений, которые формируются в процессе активной практической деятельности в условиях творчески ориентированной среды, включающий: - способность находить контакт с человеком, группой; - способность устанавливать отношения, отличающиеся одновременно чуткостью и профессионализмом; - способность критически осмысливать и оценивать свою деятельность, видоизменять ее по мере накопления опыта [297, с. 16].

Каждый из видов учебной деятельности: учебно-теоретическая, учебно-практическая и концертно-исполнительская - вносит свой вклад в процесс развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. Учебно-теоретическая деятельность должна быть направлена на интеллектуальное развитие студентов, расширение их кругозора, которые формируют уровень профессионального сознания, учебно-практическая деятельность - на развитие и совершенствование исполнительских способностей и технического мастерства, концертно-исполнительская деятельность предполагает отображение найденного художественного образа музыкального произведения посредством технических навыков исполнения.

Содержательно-процессуальные особенности развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности

Наша экспериментальная работа, проводилась в три этапа - с 2002 по 2010 год.

Первый этап (2002-2004 гг.) - подготовительный - включал изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. С этой целью изучалась философская, психолого-педагогическая литература, проводилось наблюдение за организацией учебного процесса Челябинского Государственного университета, был проведен констатирующий эксперимент, позволивший выявить уровень развития творческих способностей студентов и определить параметры исследования; проблему, цель, гипотезу, задачи исследования, пути их решения, а также теоретически обосновать объективную необходимость развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

На этом этапе использовались различные методы и методики: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, анализ нормативных документов (учебных планов и программ), регулирующих процесс дополнительного образования в вузе, констатирующий эксперимент, определение структуры и содержания формирующего эксперимента.

Второй этап (2005-2007 гг.) - основной - предусматривал; экспериментальную проверку комплекса педагогических условий, способствующих успешному развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности, апробацию методик развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

На данном этапе мы использовали следующие методы и методики: формирующий эксперимент, метод экспертной оценки, обобщение, самооценка, систематизация, наблюдение, тестирование, моделирование, статистические методы обработки результатов.

Третий этап (2008-2010 гг.) -результативный, на котором продолжалась экспериментальная работа по проверке эффективности разработанного нами комплекса педагогических условий, способствующих успешному развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности, проводились количественный и качественный анализ результатов, систематизация и обобщение итогов экспериментальной работы; велись подготовка и внедрение в образовательный процесс методических разработок.

На данном этапе мы использовали следующие методы и методики исследования: анкетный опрос, анализ, синтез, метод экспертной оценки, обобщение, оценка полученных результатов, статистические методы вторичной обработки результатов эксперимента и их наглядного представления.

Осуществление нами экспериментальной работы предполагало опору на ряд принципов и условий, сформулированных в науке. Опираясь на работы Т.В. Корниловой, М.В. Кларина, А.В. Семченко [116; 107; 225], в качестве ведущих принципов проведения эксперимента мы выделили следующие: 1. Принцип научности. Данный принцип позволил нам осуществить организацию и анализ деятельности студентов с учетом объективных научных законов, закономерностей целостного педагогического процесса. 2. Принцип открытости. Благодаря использованию данного принципа у нас появилась возможность представить прозрачно все компоненты эксперимента и осуществить проверку полученных результатов. Данным принципом мы руководствовались при организации всей экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. 3. Принцип объективности. Применение данного принципа дало нам возможность в процессе экспериментальной работы осуществлять проверку каждого полученного факта несколькими методами и стремиться к фиксации всех проявлений изменений в сопоставлении данных нашего исследования с другими. 4. Принцип эффективности. Реализуя его, мы учитывали, что полученные в ходе исследования результаты должны быть выше зафиксированных в типичных, стандартных условиях. Особенностью нашей экспериментальной работы явилось то, что она осуществлялась на основе индивидуализации, дифференциации и интеграции, а также в условиях личностно-ориентированной организации педагогического процесса на факультете творческих профессий.

В соответствии с целью экспериментальной работы нами были выделены три экспериментальные группы. В них вошли студенты первых курсов: в первую - прием 2005, во вторую - прием 2006, в третью - прием 2007 года. С каждой из них работа велась в течение двух лет (четырех семестров).

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) мы реализовывали первое и второе педагогические условия развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности, то есть вместе с развитием творческих способностей студентов на основе выделенных и применяемых в интегрированной хореографической деятельности принципов: гуманного взаимодействия педагога и студентов, синкретизма, обучения в действии, импровизационности, осуществляли организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты труда студентов в различных направлениях интегрированной хореографической деятельности (классическом - body ballet, народном - folk dance, современном -jazz modern).

Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) мы дополнительно к первым двум условиям ввели третье условие: внедрение учебно-методического комплекса «Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Танцевальная аэробика», построенного на принципах многокомпонентности, модульности, интегративности, распределенности и адаптивности, т.е. реализовали весь комплекс выделенных нами педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности.

В целях проверки репрезентативности результатов, полученных в ходе экспериментальной работы с группой (ЭГ-2), в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) мы вновь реализовали весь комплекс педагогических условий, названных выше. В нашем эксперименте это было вызвано тем, студенты группы (ЭГ-2) до поступления в вуз все имели спортивные разряды по аэробике, что в современных условиях является скорее не правилом, а исключением. В третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) большую часть составили студенты, не имеющие спортивных разрядов по аэробике.

Анализ результатов экспериментальной работы

Отметим, что наибольший сдвиг произошел в экспериментальных группах, где в процессе исследования был реализован весь комплекс педагогических условий: высокий уровень в них соответственно вырос на 40%) и 53,32%, а в группе ЭГ-1- лишь на 28,26%.

Таким образом, можно констатировать, что внедрение в учебный процесс всего комплекса педагогических условий по критерию «Творческое воображение» обеспечило значительное повышение эффективности развития творческих способностей студентов. Критерри «Способность к поиску собственных решений нн осново интегрированной хореографической лексики».

Данные, полученные на начало и в ходе эксперимента, а также результаты их статистической обработки представлены в таблице 13. группы Кол-во (чел.) кэ ФЭ расч. табл. Сравнительные результаты эксперимента по третьему критерию «Способность к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики» Полученные данные свидетельствуют, о том, что во всех экспериментальных группах на начало эксперимента по критерию «Способность к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики» высокий уровень показали 37,78-44,44% студентов всех трех экспериментальных групп, средний - соответственно 43,48-48,89% и низкий-6,67-17,39%.

Последовательное введение двух педагогических условий в группе ЭГ-1 и всего комплекса педагогических условий в группах ЭГ-2 и ЭГ-3 в целом изменили как качественную, так и количественную картину полученных результатов. Итоговый срез показал, что высокий уровень способности к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики демонстрируют 52,17-64,44% студентов, средний - 33,33-43,48%, низкий уровень - 2,22-4,44%), т.е. возросло количество студентов, имеющих высокий уровень способности к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики и существенно уменьшилось число студентов с низким уровнем.

Динамика развития творческих способностей студентов по на основе критерию «Способность к поиску собственных решений интегрированной хореографической лексики» в ходе эксперимента

Отметим, что наибольший сдвиг произошел в экспериментальных группах, где в процессе исследования был реализован весь комплекс педагогических условий: высокий уровень в них соответственно вырос на 13,33% и 26,66%, а в группе ЭГ-1 -лишь на 13,04%. Таким образом, можно констатировать, что внедрение в учебный процесс всего комплекса педагогических условий по критерию «Способность к поиску собственных решений на основе интегрированной хореографической лексики» обеспечило значительное повышение эффективности развития творческих способностей студентов.

Данные, полученные на начало и в ходе эксперимента, а также результаты их статистической обработки представлены в таблице 15. Средний 45,65 21 Средний 32,61 15 Низкий 6,52 3 Низкий 0,00 0 ЭГ-2 45 Высокий 51,12 23 Высокий 84,44 38 11,44 Средний 44,44 20 Средний 15,56 ] 7 Низкий 4,44 2 Низкий 0,00 0 ЭГ-3 45 Высокий 48,89 22 Высокий 86,66 39 15,28 Средний 44,44 20 Средний 13,34 6 Низкий 6,67 3 Низкий 0,00 0 Таблица 15- Сравнительные результаты эксперимента по четвертому критерию «Способность к самовыражению в группе» в ходе эксперимента

Полученные данные свидетельствуют, что во всех экспериментальных группах на начало эксперимента по критерию «Способность к самовыражению в группе» высокий уровень показали 47,83 - 48,89% студентов всех трех экспериментальных групп, средний - соответственно 44,44 - 45,65% и низкий -4,44 - 6,67%.

Последовательное введение двух педагогических условий в группе ЭГ-1 и всего комплекса педагогических условий в группах ЭГ-2 и ЭГ-3 в целом изменили количественную и качественную картину полученных результатов. Итоговый срез показал, что высокий уровень способности к самовыражению в группе демонстрируют - 67,39-86,66% студентов, средний - 13,34-32,61%, низкий уровень - 0%, т.е. количество студентов, имеющих высокий уровень способности к самовыражению в группе, значительно возросло и до нуля сократилось число студентов, имеющих низкий уровень по данному показателю.

Наглядно динамика процесса представлена в таблице 16. Наибольшие изменения произошли в экспериментальных группах, где в процессе исследования был реализован весь комплекс педагогических условий: высокий уровень в них соответственно изменился на 33,32% и 37,77%, а в группе ЭГ-1 - лишь на 19,56%.

Динамика развития творческих способностей студентов по критерию «Способность к самовыражению в группе» в ходе эксперимента

Таким образом, можно констатировать, что внедрение в учебный процесс всего комплекса педагогических условий по критерию «Способность к самовыражению в группе» обеспечивает значительное повышение эффективности развития творческих способностей студентов.

Эксперимент подтвердил, что наибольших успехов в формировании профессионально значимых качеств добились студенты экспериментальных групп ЭГ-2 и ЭГ-3. Качественный анализ показал, что введение всего комплекса педагогических условий значительно повысило у студентов уровень таких показателей, как двигательная активность, творческое воображение, что позволило им более эффективно принимать собственные решения на основе интегрированной хореографической лексики и творчески взаимодействовать в группе.

Обработка полученных результатов показала, что есть значимые статистические различия между полученными данными на начало и конец эксперимента. Это позволяет сделать вывод, о том, что внедрение в учебный процесс всего комплекса педагогических условий, обеспечивает эффективное развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности. На заключительном этапе эксперимента мы обобщили полученные результаты по всем четырем критериям и провели диагностику уровня развития творческих способностей студентов во всех группах. в данном случае, помимо количественного и качественного результата и определения значимости произошедших изменений, мы использовали также критерии эффективности, рассмотренные нами в параграфе 2.1.. Все данные приведены в таблице 17.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности