Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Каюмова Наиля Ахметгалеевна

Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности
<
Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каюмова Наиля Ахметгалеевна. Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2003 198 c. РГБ ОД, 61:03-13/2094-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 16

1.1. Содержание понятия «творческий потенциал студентов педагогического колледжа» 16

1.2. Анализ современного состояния проблемы развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа

в процессе профессиональной подготовки 42

1.3. Модель развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 59

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 77

ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 80

2Л. Цель, задачи и организационно-методические основы экспериментальной работы 80

2.2Г Педагогические условии развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 104

2.3, Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 139

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 162

ПРИЛОЖЕНИЯ 182

Введение к работе

Актуальность темы. Полноценная реализация человеком своих сущностных сил и способностей в процессе жизнедеятельности зависит от ряда факторов, среди которых, с одной стороны, заложенный в человеке от природы творческий потенциал, а с другой стороны, целенаправленное и систематическое образование, протекающее в том числе н под руководством специально подготовленных педагогов. При этом считается, что успешность такого организованного образования определяется, во-первых, временем его начала, во-вторых, способом его организации, в-третьих, уровнем природного потенциала индивида и степенью его учета в процессе образования и, в-четвертых, уровнем профессиональной подготовки педагога, осуществляющего образовательный процесс. Обширный педагогический опыт свидетельствует о возможности целенаправленного образования и развития человека практически в любой период его жизни в силу наличия у него прирожденного творческого потенциала, который и обусловливает эту возможность. Данное положение позволило нам поставить задачу развития творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, обязанных согласно квалификационной характеристике обеспечивать развитие творческого потенциала своих воспитанников.

В Российской Федерации первоначальное систематическое и организованное образование дети дошкольного возраста имеют возможность получать в дошкольных образовательных учреждениях. И здесь же может обеспечиваться наиболее раннее, специально организованное развитие их творческого потенциала. Следовательно, воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны быть определенным образом подготовлены к решению данной задачи, что согласно принципу перспективности может быть обеспечено только при условии развития их собственного творческого потенциала.

4 Понятие «потенциал» как предмет исследования привлекает внимание

ученых из различных областей знания: философии, социологии, экономики,

политологии, психологии, эстетики и др. Среди многочисленных работ,

посвященных проблеме потенциала, нас интересуют те, которые

ориентированы на изучение потенциала человека. Ученые считают, что

сложившаяся на планете ситуация требует усиления роли человеческого

фактора в решении насущных социально-экономических, политических и

культурных проблем. Поэтому изучение человеческого потенциала в общем и

творческого потенциала человека в частности становится в настоящее время

одним из приоритетных научных направлений, так как, во-первых,

человеческий потенциал является существенным резервом человеческой

цивилизации, актуализация которого может резко повысить качество любых

общественных реформ; во-вторых, творческий потенциал, будучи

неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы

человека, выступает тем самым в качестве социального механизма,

противостоящего регрессивным линиям в развитии общества; в-третьих, только

реализация творческого потенциала может обеспечить возможность появления

у человека либо нового знания, либо нового уровня уже имеющегося знания; в-

четвертых, только человек с динамичным творческим потенциалом может быть

творцом и может воспитывать творцов, способных не только овладеть

накопленным общественным опытом, но и обогатить его.

В современной науке проблема развития творческого потенциала

человека разрабатывается достаточно активно. Исследованию различных

аспектов творческого потенциала посвящены работы Т. Г. Браже,

A. Л. Гайжутиса, В, И. Гинецинского, С. Г, Глуховой, Е. А. Глуховской,
С. Р. Евинзон, М. С. Кагана, Е, В. Колесниковой, В. В, Коробковой,
П. Ф, Кравчука, Ю. Н. Кулюткина, М. О. Мартынюка, М. Г. Мерзляковой,

B. Ф, Овчинникова, Г. Л. Пихтовникова, Я. А. Пономарева, Т. А. Ратт,
В. Г. Рындак, Н. Д. Ряховских, А. П. Тряпициной, А. К. Уразовой,
Е. Л. Яковлевой, FT М. Яковлевой и др. При этом наибольший интерес для нас

5 представляют те исследования, которые ориентированы на систему

образования и развитие творческого потенциала учащихся.

Исследованию проблемы развития творческого потенциала учащихся школ и студентов вузов в процессе учебно-познавательной деятельности посвящены работы С. Г. Глуховой, Е. А. Глуховской, В, Вг Коробковой, П. Ф. Кравчука, Т. А, Ратг, А, Г, Уразовой и др. С. Г. Глухова в своем диссертационном исследовании рассматривает развитие творческого потенциала младших школьников; Е. А. Глуховская - развитие творческого потенциала старшеклассников; В. В. Коробкова - формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала; П. Ф. Кравчук исследует проблему формирования творческого потенциала студентов в системе высшего образования; Аг Г, Уразова - разрабатывает проблему педагогического управления развитием творческого потенциала подростков и юношей в процессе учебной деятельности. Все эти работы связывает между собой два момента: во-первых, аналитический подход к исследованию творческого потенциала как к природной характеристике любого человека, присущей каждому, хотя и в различной мере; и, во-вторых, нацеленность авторов на выявление, отбор и создание условий для работы с особо способными, одаренными и талантливыми учащимися и на раскрытие и развитие творческого потенциала любого учащегося в той мере, в какой он ему присущ.

Анализ исследований позволяет сделать вывод о наличии различных подходов к трактовке данного феномена;

как природного качества, присущего любому человеку, хотя и в различной мере (В. Ф. Овчинников);

как качества, характеризующего меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера (М. О. Мартынюк);

как соииально-психологической установки личности на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е. В. Колесникова);

как отражение меры соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, определяющей условия для его самоопределения в качестве субъекта творчества (С, Р. Евинзон);

как системы знаний, убеждений человека, на основе которых строится, регулируется его деятельность, как высокой степени развития мышления в плане его гибкости, чувства нового, открытости всему новому, оригинальности; способности быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т. Г. Браже, Ю. Н, Кулюткин);

как внутренней готовности личности к саморегуляции в творческой деятельности, возможности развития и саморазвития креативности каждого студента (Г. X, Валеев);

как свойства индивида, определяющего меру его возможностей в самоосуществлении и самореализации {М. В. Колосова);

как личного качества, выражающегося в отношении человека к творчеству (А, М. Матюшкин).

Существуют и другие точки зрения. В исследованиях R В. Кузьминой и
А. Г. Спиркина творческий потенциал отождествляется с

психоэнергетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются и разряжаются в различных видах деятельности, однако которыми даже сам человек не всегда умеет воспользоваться, так как не знает, на что свой потенциал направить. Данное положение имеет для нашего исследования принципиальное значение, ибо мы считаем, что задачи развития творческого потенциала студентов можно эффективно решать, лишь управляя «энергопотенциалом» каждого из них, используя педагогические средства и направляя новые творческие потенции личности на самореализацию, самоорганизацию и саморазвитие. При этом вероятность проявления творческого потенциала студента зависит от его личностного стремления в полной мере реализовать свои возможности, что и является ведущим условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы. Мы не склонны противопоставлять различные подходы к трактовке творческого

7 потенциала, считая, что каждый из них характеризует данный феномен с

определенной позиции. Отметим лишь общую позицию, которая

просматривается во всех трактовках: потенциал - это основа для перехода

личности на новый уровень жизнедеятельности и условие наиболее

полноценного самоопределения самой личности.

Особое место среди изученных нами исследований занимают работы психологов и педагогов, принципиально ориентирующихся на трактовку творчества и творческой деятельности не столько как к признаку избранности и уделу избранных, сколько как к природной характеристике любого человека, в той или иной мере обладающего творческим потенциалом (П.Я.Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, В. Вг Краевский, А, Н. Леонтьев, И, Я. Лернер, Кг К. Платонов, М. К Скаткин, Нг Фг Талызина, Б. Мг Теплон, В. Д. Шадриков и др,). Это дает нам право утверждать, что творческий потенциал человека (и в том числе студента) можно и нужно развивать.

Однако исследования, посвященные развитию творческого потенциала студентов педагогического коїіледоіса: во-первых, как специфической социальной группы и, во-вторых, как будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, практически отсутствуют, в то время как дошкольная педагогическая практика показывает, что проблема творческого развития дошкольников, и в том числе развития их творческого потенциала, является в настоящее время достаточно актуальной и обусловливается, во-первых, социальным заказом общества к сфере среднего педагогического образования, то есть потребностями современного общества в специалистах (воспитателях) с высоким уровнем творческого развития, что связано также с появлением в последнее годы дошкольных образовательных учреждений разного типа. Во-вторых, индивидуальными запросами родителей, желающих развития творческих возможностей детей в различных областях деятельности. В то же время, по мнению ряда ученых-педагогов (Г. Г. Григорьевой, Н. Н. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной и др.), выполнение обозначенного заказа на современном этапе развития системы

8 дошкольного образования не обеспечивается в полной мере. Показательным в

этом отношении является тот факт, что чаще дети дошкольного возраста

одновременно посещают и дошкольные образовательные учреждения, и

учреждения дополнительного образования, в том числе дошкольные гимназии,

функционирующие в рамках системы дополнительного образования. Одну из

причин такого положения мы видим в недостаточной подготовленности

педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к

удовлетворению социального заказа общества и запросов родителей, в том

числе и в развитии творческого потенциала их детей.

Об актуальности заявленной темы свидетельствуют также положения

Программы развития среднего педагогического образования, разработанные в

соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Так, в

п, 2.3.1 раздела 2 Программы развития среднего педагогического образования

указывается, что «в настоящее время в среднем педагогическом образовании

происходит переход от традиционной педагогической парадигмы - «знание и

ясное изложение предмета; знание и следование методике» к парадигме

личностно-ориентированного образования - «понимание» студента и

обеспечение его развития, самоопределения как личности, создание условий

для ее самореализации, саморазвития». Здесь же определяется изменение

позиции студента во время обучения - от «обучаемого» и «учащегося» к

«изучающему», «исследователю». Причем преподаватель в этом случае «из

«транслятора» определенных знаний и техник педагогической работы

переходит в позицию «мастера», «консультанта», организующего совместную

деятельность со студентами, стимулирующего целеполагание, организующего

рефлексию и направляющего познавательный поиск студента», благодаря чему

студент становится субъектом педагогической деятельности» (204, с. 8-9). Эта

идея просматривается и в Государственном образовательном стандарте

среднего профессионального образования по специальности 0313 - дошкольное

образование. В п. 2,2.4 раздела 2 «Квалификационной характеристики

выпускника» обозначено, что «выпускник, получивший квалификацию

9 воспитатель детей дошкольного возраста... должен быть готовым,..

обеспечивать развитие потенциальных возможностей детей в образовательном

процессе» (72, с. 11). Это требование диктует необходимость изменения

позиции студента в учебной деятельности и создание условий для превращения

его в активного субъекта деятельности, способного в полной мере в

соответствии со своими индивидуальными особенностями проявить СБОЙ

творческий потенциал, самостоятельность, инициативность. При таком подходе

учебная деятельность (в нашем исследовании изобразительная, являющаяся

органической частью учебной) становится средством творческого развития и

профессионального становления студентов.

Все вышеизложенное позволяет обнаружить противоречия:

  1. между требованиями, предъявляемыми к творческой и профессиональной подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений, способных работать в условиях многовариативного содержания воспитания и образовании детей дошкольного возраста, и реальной организацией их профессиональной и предметной подготовки в условиях педагогического колледэюа;

  2. между предусмотренной нормативными документами нацеленностью профессиональной и предметной подготовки студентов дошкольного отделения педагогического колледжа на творческое развитие и недостаточной на сегодняшний день реализацией потенциальных возможностей учебных дисциплин, способных обеспечить развитие творческого потенциала студентов в период профессионально-педагогической подготовки в педагогическом колледже.

Данное противоречие определило проблему исследования; каковы педагогические условия развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности в процессе их профессионально-педагогической подготовки? Отсюда вытекает и тема нашего исследования «Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности».

10 Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и

экспериментальной проверке педагогических условий развития творческого

потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в

процессе организации изобразительной деятельности.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов дошкольного отделения педагогического колледжа.

Предмет исследования - развитие творческого потенциала студентов
дошкольного отделения педагогического колледжа средствами

изобразительной деятельности.

Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу, согласно которой развитие твЬрческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности будет протекать эффективно, если:

1)в процессе организации изобразительной деятельности студентов будут учитываться исходный уровень их творческого потенциалаэ индивидуальные особенности, личностные потребности и формироваться профессионально-направленная мотивация;

  1. овладение изобразительной деятельностью будет осуществляться в двух направлениях: образовательно-развивающем, обеспечивающем развитие творческого потенциала самих студентов, и методическом, способствующем подготовке студентов к управлению творческим развитием дошкольников благодаря тому, что изобразительная деятельность студентов протекает в логике организации изобразительной деятельности дошкольников;

  2. изобразительная деятельность студентов будет строиться на основе ее рефлексии, что предполагает постоянное осмысление студентами процесса и результата своей деятельности;

  3. будет разработана комплексная программа организации изобразительной деятельности студентов, построенная на принципах а) единства всех видов изобразительной деятельности, б) преемственности содержания всех разделов курса «Изобразительная деятельность», в) опоры на

субъектный опыт студентов в области изобразительной деятельности, приобретенный ими в период допрофессиональной подготовки.

Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:

1) изучить проблему развития творческого потенциала личности в педагогической теории и практике;

2)раскрыть содержание понятия «творческий потенциал студентов педагогического колледжа»;

3) разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности.

Методологическую базу исследования составляют положения трех уровней;

на обгцефилософском уровне - системный подход (Л. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); культурологический подход (В. С, Библер, Г. Я. Буш, М. С. Каган,

B. М. Кедров, А.Н.Лук и др.); положения о единстве общего и творческого
развития личности (Б. Г. Ананьев, Э. В. Ильенков, С. Л, Рубинштейн,
А. Г. Спиркин, Л. fcL Столович, М. Г. Ярошевский и др.);

на общенаучном уровне - это положения психологии развития личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б, Ф. Ломов, В. Н, Мясищев, К, К, Платонов, С, Л, Рубинштейн и др.); идеи о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов личности (Д. Б, Богоявленская, А. Н, Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов,

C. Л. Рубинштейн, В. Иг Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. М, Теплов и др.);
положения теории творчества и художественной деятельности личности
(Л. С. Выготский, Л. К Зак, А. Я. Зись, М. С. Каган, Б. М. Неменский,
Л, Н, Столович, Т, Я, Шпикалова, Б, П, Юсов, П. М, Якобсон и др.);

12
на конкрет.}ю-научном уровне - это принципы системного и
деятельностного подходов в образовании (К. А. Абульханова-Славская,
В. П Беспалько, Л, С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. М. Гришин,

A. Н. Леонтьев, Ю. П. Сокольников и др.); принципы природосообразности,
культуросообразности и дополнения (Г, Г. Гранатов, В. П. Зинченко,
Э. В. Ильенков, М. С, Каган, А. В. Кирьякова, Я. А. Коменский и др.);
рефлексивности (В. В. Еелич, В, Г. Богин, Б. 3. Вульфов, Г. Г. Гранатов,

B. В. Краевский, В. К Харькин, П. Т, де Шарден и др.); личностно-
ориентированного подхода в образовании (В. А, Беликов, Л. С. Выготский,
В, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков,
Й. С. Якиманская и др.); основополагающие идеи о профессиональной
подготовке воспитателя (Г. Г. Григорьева, Н. Н. Дьяченко, Т. Г, Казакова,
Т. С. Комарова, В. С. Мухина и др.).

При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический и эмпирический анализ, моделирование; наблюдение; педагогический эксперимент, самонаблюдение; анкетирование студентов и воспитателей, а также анализ нормативных документов, педагогической практики, изучение продуктов учебкой и творческой изобразительной деятельности студентов (рисунков, композиций), их курсовых и дипломных работ.

База исследования. Исследование проводилось на базе дошкольного отделения Магнитогорского государственного педагогического колледжа. Всего в исследовании приняло участие около 500 человек, из них 430 студентов и 70 воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 1994 по 2003 год.

На первом этапе (1994-1996 гг.) был осуществлен анализ состояния изучаемой проблемы в теории и практике профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже; изучалась философская, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме

13 исследования, проводилось наблюдение за развитием творческого потенциала

студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в

изобразительной деятельности.

Это позволило сформулировать проблему и цель исследования, выдвинуть рабочую гипотезу, поставить задачи и наметить пути их решения, а также провести констатирующий эксперимент с целью изучения состояния выявленной проблемы, разработать и теоретически обосновать объективную и субъективную необходимость развития творческого потенциала студентов в процессе их профессиональной подготовки.

На втором этапе (1996-1999 гг.) разработаны содержание и методика формирующего эксперимента по целенаправленному развитию творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа со специализацией «Руководитель изобразительной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях»; осуществлено моделирование этого процесса на основе специально разработанной программы данной специализации и проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (1999—2003 гг.) проведен анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные теоретические положения исследования и сформулированы его выводы.

Научная новизна исследования состоит;

  1. в выявлении содержания понятия «творческий потенциал студентов дошкольного отделения педагогического колледжа», развитие которого является одной из целей их профессионально-педагогической подготовки;

  2. в выявлении возможностей изобразительной деятельности как средства развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа;

  3. в разработке модели развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации

14 изобразительной деятельности в условиях профессионально-педагогической

подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается:

  1. в уточнении понятия «творческий потенциал студентов педагогического колледжа»;

  2. в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности в рамках профессионально-педагогической подготовки.

Практическая значимость исследования определяется:

  1. разработкой комплексной программы организации изобразительной деятельности студентов дошкольного отделения педагогического колледжа как основы развития их творческого потенциала;

  2. разработкой критериев эффективности развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов выполненного исследования обеспечивается: компетентным анализом современных достижений психолого-педагогической науки, комплексной методикой теоретического и экспериментального исследования, адекватной его предмету, объекту, целям и задачам, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, а также количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы, подтверждающих гипотезу исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

на ежегодных региональных и Всероссийских научно-практических конференциях в городах Екатеринбурге (1993 г.), Магнитогорске (1998s 2000, 2001, 2002 гг.), Челябинске (1997, 1999 гг.);

на ежемесячных заседаниях кафедры психологии, педагогики и частных методик Магнитогорского государственного педагогического

15 колледжа, а также аспирантских семинарах Магнитогорского государственного

университета;

в публикациях научных статей и тезисов докладов (1993-2002 гг.);

в ходе опытно-экспериментальной работы в Магнитогорском государственном педагогическом колледже.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческий потенциал студентов педагогического колледжа - это интегративное динамическое качество личности, включающее объем творческих ресурсов индивида, данных ему от природы, и психологических новообразований, приобретенных в процессе социокультурного развития. При этом творческий потенциал личности развивается в процессе жизнедеятельности индивида как стихийно, так и в результате целенаправленного воздействия.

  2. Эффективность развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности обеспечивается моделированием данного процесса с учетом профессиональной направленности их педагогической подготовки и внедрением в образовательный процесс дошкольного отделения комплекса педагогических условий, реализуемых на основе специально разработанной программы по изобразительной деятельности для специализации «Руководитель изобразительной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях», реализация которых требует: во-первых, учета исходного уровня творческого потенциала студентов, их индивидуальных особенностей, личностных потребностей и профессионально-направленной мотивации; во-вторых, организации процесса овладения изобразительной деятельности на двух уровнях - образовательно-развивающем и методическом; в третьих, постоянного осмысления студентами процесса и результата своей деятельности.

Содержание понятия «творческий потенциал студентов педагогического колледжа

В первом параграфе на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы раскрывается содержание понятия «творческий потенциал студентов педагогического колледжа». Для этого рассматриваются такие базовые понятия, как «потенциал», «творчество», «творческий потенциал».

Потенциал как предмет исследования привлекает внимание ученых из различных областей знаний и как понятие используется в таких науках, как философия, социология, экономика, политология, психология, эстетика, физика, педагогика и др. Однако смысл понятия «потенциал» является крайне неопределенным. Еще Аристотель предупреждал о невозможности однозначного его определения. Одна из существенных причин этого -отсутствие в науке единой теоретической концепции, так как в философской} социологической, естественно-научной и другой литературе потенциал рассматривается в самых разных проекциях. Как научная категория понятие «потенциал» (от латинского - сила, мощь) употребляется в следующих значениях: 1) в физике это величина, характеризующая силовое поле (электрическое, тяготения и так далее) в данной точке; 2) совокупность

имеющихся средств, возможностей в какой-либо области (экономический потенциал, военный потенциал и так далее) (229, с. 484); 3) потенциал в смысле потенциальной функции - понятие, характеризующее широкий класс физических силовых полей (электрических, гравитационных и тому подобное) и вообще поля физических величин, представляемых векторами (поле скоростей жидкости), 4) в широком смысле потенциал является синонимом терминов, обозначающих источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; 5) современные немецкие философы интерпретируют потенциал как форму бытия, ступень в развитии личности (265, с. 710). Из содержания данных значений следует, что понятие потенциала как физического явления, как резервов общества, государства и человеческий потенциал не являются тождественными. Анализ вышепредставленных определений понятия «потенциал» дает нам возможность считать, что это понятие относится к числу общенаучных категорий и является полисемантическим. В связи с этим в трактовке понятия «потенциал» мы опирались на такие общие и наиболее важные его признаки, как источник, возможности, совокупность имеющихся средств, запасы, резервы отдельного лица, общества, государства в определенной области, которые могут проявляться при известных условиях и быть использованы для решения какой-либо задачи.

Среди работ, посвященных проблеме потенциала, для нашего исследования методологически важна концепция В. Ж. Келле, который считает, что «потенциал относится к сфере возможного. Но возможности не могут бесконечно накапливаться. Полностью или частично они должны превращаться в действительность, то есть реализоваться в деятельности - материальной, духовной, экономической, политической, научной и т.д.» (116, с. 11), «,.. ибо потенциал, если он не реализуется или не поддерживается в состоянии готовности (например, военный потенциал), не имеет смысла, а его реализация не происходит автоматически» (116, с. 5). Это последнее положение представляет особую ценность для нашего исследования, поскольку, как утверждает сам ВЖ Келле, «наличие потенциала еще ничего не говорит о том, насколько полно он будет реализован. Не только для формирования, но и для реализации потенциала нужны условия, которые могут быть и благоприятными и неблагоприятными» (116, с. 12). Проблеме потенциала посвящены многочисленные исследования из различных областей знаний, в которых раскрываются многие аспекты этого феномена: интеллектуальный потенциал исследуют А. П. Акифьев, Д, С. Лихачев, Е. Маевский, Ю. Н. Полковников, В. И. Пузанов и др.; экономический потенциал изучают Н. Д. Гаузнер, Н, П. Иванов, A. А. Проховский и др.; человеческий потенциал рассматривают Н. R Авдеева, Т, И. Артемьева, Е, Белова, С. Валентен, И. О. Генисаретский, Н. Зубаревич, B, Ж. Келле? R А. Носов, А, Разумов, Б. Г. Юдин и др.; эвристический потенциал - С. А. Днепров, 10. Н. Кулюткин, И. Мюллер и др,; духовно творческий потенциал - А. Л. Гайжутис, Б. ЬЛ. Неменский, А. А, Мелик-Пашаев, Б. П, Юсов и др., демографический потенциал - А. Вишневский и др.; научный, научно-технический потенциал - М. Дмитрук, Е, Маевскийэ Е, Панов и др.

Цель, задачи и организационно-методические основы экспериментальной работы

На основе теоретических положений, рассмотренных в первой главе диссертационного исследования, в данном параграфе раскрыты организационные основы опытно-экспериментальной работы, а именно: сущность естественного эксперимента как ведущего метода опытно-экспериментальной работы; ее этапы и основные принципы; содержание уровней развития творческого потенциала студентов, новообразований и критериев их отслеживания.

Для организации опытно-экспериментальной работы мы избрали метод естественного эксперимента, который позволил нам проверить гипотезу исследования в естественных условиях педагогического процесса дошкольного ш отделения Магнитогорского государственного педагогического колледжа. Метод естественного эксперимента дает возможность оперативно включать результаты экспериментальной работы в реальный педагогический процесс, протекающий в обычных условиях, а также многократно воспроизводить их с целью проверки и перепроверки. Кроме того, в условиях естественного эксперимента возможно проведение занятий в соответствии с Государственным учебным планом и программой и сочетание с внедрением разработанных нами педагогических условий. Благодаря этому естественный эксперимент является для нас наиболее оптимальным методом, обеспечивающим оперативное варьирование одних параметров без изменения других. Использование данного метода в рамках нашего исследования позволило не только эффективно организовать развитие творческого потенциала студентов средствами изобразительной деятельности, но одновременно осуществлять его исследование. В нашем исследовании метод естественного эксперимента тесно связан с другими методами исследования. Среди них выступают педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, сравнение, анализ, синтез, изучение учебных и творческих работ, экспертное оценивание, обобщение и другие методы научного исследования. Метод наблюдения позволяет отслеживать развитие творческого потенциала студентов в процессе их изобразительной деятельности; методы беседы и интервьюирования дают информацию об изменении отношения студентов к организации их профессиональной и творческой подготовки в области изобразительной деятельности, а также позволяют своевременно корректировать организуемый процесс с учетом критических замечаний студентов и практикующих воспитателей. Беседа также давала нам информацию о знаниях студентов в области изобразительного искусства, об их позиции по отношению к произведениям изобразительного искусства во время посещения художественных выставок, в ходе творческих встреч и прочих тому подобных форм их взаимодействия друг с другом и преподавателем. Метод анкетирования использовался нами с целью выявления уровня сформированности у студентов теоретических знаний в области изобразительного искусства, анализ практических графических и живописных работ студентов как выполненных с натуры, так и творческих, выполненных на основе собственного замысла5 обеспечивал нам получение информации о практических изобразительных умениях студентов и направленности их личности, метод экспертных оценок творческих композиций студентов мы использовали для выявления реального уровня творческого потенциала студентов, соотнося эти оценки с самооценками студентов. В результате нами было получено обобщенное представление об уровне теоретической и практической подготовки студентов и об уровне развития их творческого потенциала. Используя вышеперечисленные методы педагогического исследования, мы выявили также степень удовлетворенности студентов и практикующих воспитателей - выпускников Магнитогорского государственного педагогического колледжа своей творческой и профессиональной подготовкой в области изобразительной деятельности. Кроме того, полученные результаты диагностики позволяли обнаруживать трудности, испытываемые студентами в процессе профессиональной подготовки, В педагогическом эксперименте, осуществленном в рамках нашего исследования, принимали участие студенты и преподаватели дошкольного отделения Магнитогорского государственного педагогического колледжа, а также практикующие воспитатели, прошедшие профессионально-педагогическую подготовку в данном учебном заведении. Таким образом, в эксперименте участвовало 500 человек, в том числе 136 студентов экспериментальной группы и 70 воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Целью опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о возможности развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности как в рамках базового курса, так и в рамках специализации «Руководитель изобразительной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях».

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности

В данном параграфе представлен анализ результатов проведенной экспериментальной работы, отражающих динамику развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения Магнитогорского государственного педагогического колледжа, проявление критериев, показателей и уровней развития творческого потенциала студентов средствами изобразительной деятельности в ходе формирующего эксперимента.

Осуществляя анализ результатов проведенной опытно экспериментальной работы и делая выводы, мы исходили из того, что в психолого-педагогических исследованиях такие выводы делаются на основании сравнения состояния изучаемого объекта до эксперимента и после его проведения. Кроме того, мы руководствовались теми положениями методологии как логики исследования, логики деятельности, которые дали нам возможность определить логику нашей экспериментальной работы, наметить ее этапы и отобрать соответствующие методы,

В этом плане одним из важнейших для нашего исследования методологических принципов является принцип конкретности, то есть анализа конкретной ситуации, который требует учета объективного содержания исторического процесса в данной конкретной обстановке. В этой связи первым этапом нашего исследования был анализ действительного состояния развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения в процессе их профессионально-педагогической подготовки в условиях колледжа. В качестве метода подобного анализа мы использовали констатирующий эксперимент как составную и отправную часть последующего исследования. Его освещение и результаты представлены в первом параграфе второй главы настоящего исследования.

На втором этапе, согласно проблеме нашего исследования, мы разработали модель развития творческого потенциала студентов средствами изобразительной деятельности, описанную в третьем параграфе первой главы.

На третьем этапе мы осуществили формирующий эксперимент, что позволило нам проверить эффективность разработанных педагогических условий развития творческого потенциала студентов средствами изобразительной деятельности в процессе их профессиональной подготовки в Магнитогорском государственном педагогическом колледже. И, наконец, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала студентов средствами изобразительной деятельности, что явилось заключительным этапом нашего исследования, представлен в данном параграфе.

Определение эффективности процесса развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа мы осуществляли на основе разработанных нами критериев, отраженных в табл. 1. При этом базовой основой для выявления его уровня в нашем эксперименте выступали, с одной стороны, выполненные студентами работы репродуктивного и творческого характера (изобразительные, а также курсовые и дипломные), а с другой стороны, сам процесс их изобразительной деятельности.

Как указано в первом параграфе второй главы, в целом в опытно-экспериментальной работе было задействовано более 500 человек. В их числе 70 воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска и 430 студентов дошкольного отделения Магнитогорского педагогического колледжа, из которых 136 - студенты экспериментальной группы.

В результате констатирующего эксперимента мы получили следующую информацию, которую использовали при организации формирующего эксперимента:

- 71 6 % воспитателей признают, что для развития творческих возможностей детей в процессе их изобразительной деятельности им недостает уровня их профессионально-педагогической и творческой подготовки в области изобразительной деятельности; 23,1 % респондентов отмечают, что уровень их творческого потенциала позволяет им «творчески» осуществлять

141 профессионально-педагогическую деятельность лишь на репродуктивно творческом уровне (на уровне реализации методических рекомендаций); 5,3 % воспитателей ответили, что уровень их творческого потенциала достаточен для осуществления творческой и педагогической деятельности;

- о роли педагогического колледжа в развитии творческого потенциала практикующими воспитателями были высказаны следующие точки зрения: профессиональная подготовка в колледже способствовала развитию уровня творческого потенциала студентов (воспитателей) - 9,5 %; скорее способствовала5 чем нет - 12,7%; скорее нет, чем способствовала - 59,1 %; затрудняюсь ответить - 9,5 %,

- 63,7 % старшекурсников на вопрос «Удовлетворяет ли Вас профессиональная и творческая подготовка по дисциплине «изобразительная деятельность»?» однозначно ответили «нет», 36,3 % - ответили «скорее нет, чем да»;

- 89,5 % студентов третьего курса считают свой уровень творческого потенциала высоким и лишь 10,5 % оценивают его как средний

- 78,3 % старшекурсников отметили, что имеют низкий уровень творческого потенциала, а 21,7 %- средний уровень,

- в среднем, 32 % студентов ежегодно выбирают специализацию по изобразительной деятельности;

- 57 % студентов хотят углубить ранее приобретенные знания и усовершенствовать умения в области изобразительной деятельности и нацелены именно на повышение уровня своего творческого потенциала. 39 % из числа всех опрошенных профессионально ориентированы на приобщение детей к миру прекрасного и лишь 4% указали другие различные мотивы. Данные цифры свидетельствуют о том, что у 100 % диагностируемых студентов есть заинтересованность и потребность как в личностном, так и профессиональном их совершенствовании;

- несмотря на наличие определенных базовых знаний в области изобразительного искусства у студентов в целом и высокой их 142 заинтересованности в специализации по изобразительной деятельности, 26 % з них обнаружили средний уровень знаний, 74 % - низкий уровень знаний, которые к тому же разрозненны и бессистемны;

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности