Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические проблемы правоприменения Никифорова Ольга Борисовна

Этические проблемы правоприменения
<
Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения Этические проблемы правоприменения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никифорова Ольга Борисовна. Этические проблемы правоприменения : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 Саратов, 2007 178 с., Библиогр.: с. 152-178 РГБ ОД, 61:07-12/1878

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические вопросы взаимосвязи тики и правоприменительной деятельности 10

1.1 Нравственные начала современного российского права: справедливость и добро 10

1.2. Этические нормы (основы) правоприменительной деятельности 35

13. Функции этических норм в правоприменении 55

Глава 2 Действие этических норм в правоприменительном процессе 69

2.1. Правоприменительное искусство как этическая проблема 69

2.2. Требования этики, предъявляемые к субъектам правоприменения 91

23. Этические критерии законности правоприменительного решения 111

2А Этическая характеристика истинности правоприменительного акта , 130

Заключение 147

Библиографический список 152

Введение к работе

С давних времен этические категории играют существенную роль в жизни общества. Эти нормы определяют представления людей о будущем, выражают стремление к социальному идеалу. Современная Россия переживает период развития, когда обостряются проблемы, связанные с этическим осмыслением изменений в правовом статусе личности и его правовом регулировании. Данные проблемы обусловлены изменением приоритетов в сфере нравственного уклада правовых отношений.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В. В. Путин отметил, что «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» 1.

Проблема соотношения права и нравственности имеет фундаментальные философские, политико-правовые и этические корни. История развития политико-правовой мысли свидетельствует о том, что механизм трансформации категорий добра и справедливости в правовую материю рассматривался и оценивался по-разному. Данная проблема несет в себе огромный политико-правовой потенциал, который может быть использован как в целях созидания, так и разрушения общественного порядка, правового статуса личности, правовых отношений,

В условиях формирования новых общественных отношений в России необходим новый этап научного осмысления этических проблем, связанных с реализацией современного законодательства, новых институтов в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального права. В процессе реализации право характеризует влияние государственной деятельности по применению юридических норм, связанных с наибольшим риском нарушения прав и свобод человека, поэтому актуальность диссертаци-

1 Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации //Российская газета. 2007.27 апр.

4 онной работы определяется потребностью теоретического этико-правового осмысления моральных ценностей в процессе правоприменительной деятельности, ее основ, идеалов и принципов.

Интерпретация категорий добра и справедливости в юридических понятиях, порядок и основные способы трансформации этих категорий в формы реализации права являются наиболее актуальными вопросами обеспечения гармоничного функционирования всей правовой системы. Таким образом, исследование этических проблем правоприменения выступает научным направлением, имеющим в современных условиях особую теоретическую и практическую значимость.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном теоретико-методологическом анализе этических категорий, трансформированных в сферу правоприменения, анализе проблем в сфере правоприменения и раскрытии позитивного потенциала их реализации.

Исходя из намеченной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

изучить и обобщить имеющиеся научиые подходы к пониманию этической обусловленности процесса правоприменения, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы;

проанализировать историко-правовые аспекты возникновения и развития представлений о роли категорий справедливости и добра в праве и правоприменении;

выявить основные формы проявления этических норм в правореализа-ции;

определить понятие этических норм (основ) правоприменения, их содержание и виды;

научно обосновать функции этических норм в правоприменительной деятельности;

раскрыть понятие и структуру категории «искусство» в правоприменении;

- рассмотреть конкретные приемы и методы правоприменительной дея
тельности в контексте этических требований;

сформулировать понятие этических требований, предъявляемых к субъектам правоприменительной деятельности;

обосновать этические критерии законности правоприменительного решения;

проанализировать категорию истинности правоприменительного акта с точки зрения соответствия этическим нормам.

Теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования.

Методологическую и теоретическую основы диссертации составляют общенаучные и частнонаучные методы: исторический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, системный методы в сочетании с формальнологическим методом исследования правовых явлений. Исторический метод позволил исследовать наиболее общие закономерности осмысления феномена справедливости и других этических норм среди различных политико-правовых учений древнего мира, нового времени и основных правовых школ современности. Формально-логический метод способствовал раскрытию нормативной природы добра и справедливости, выявлению сущности данных явлений, связав их со спецификой правовой формы регулирования общественных процессов.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы - по философии права, проблемам правового государства и гражданского общества, истории правовых и политических учений.

Эмпирической базой исследования является действующее законодательство России, конституционные акты и правоприменительная практика государственных органов.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере правоприменения в аспекте их этической характеристики.

Предметом исследования выступают нравственные основы права: принципы добра и справедливости; юридические конструкции выражения этических основ правоприменительной деятельности; законность и истинность правоприменительного решения.

Степень научной разработанности темы. При подготовке диссертационной работы изучено наследие российских, советских и зарубежных ученых, труды которых применительно к предмету исследования целесообразно разделить на следующие направления:

  1. Работы мыслителей и юристов прошлого: Платона, Аристотеля, Цицерона, И. Канта, Г. Гегеля, И. А. Ильина, Н. М Коркунова, П. И. Новгородцеві Л. И. Петражицкого, В. С. Соловьева, Г. Ф. Шершеневича, других философов и правоведов.

  2. Труды философов, социологов, исследователей в области этики, в которых отражены проблемы нравственности, истины, ценностных отношений, -А. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, В. И. Букреева, А. А. Горелова, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. С. Кобликова, И. Н. Римской,

A. Г. Спиркина, В. П. Халиулиной и других.

3. Широко использовались научные труды отечественных ученых-
юристов, в которых рассматривается проблематика правосознания и правореа-
лизации, - С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, Р. С. Байниязова, М. И. Байтина,

B. М. Баранова, П. П. Баранова, В. В. Борисова, А. М. Васильева,
Н. Н. Вопленко, Ф. А. Григорьева, Д. А. Керимова, В. Н. Кудрявцева,
В. В. Лазарева, Р. 3. Лившица, А. Б. Лисюткина, А. В. Малько, Г. В. Мальцева,
Н. И. Матузова, А. П. Окусова, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова,
Н. Я, Соколова, О. И. Цыбулевской, А. Ф. Черданцева, А. И. Экимова,
Л. С. Явича и других.

При исследовании основных понятий, анализируемых в диссертации, использовались труды иностранных ученых - Э. Анушат, М. Бокка, М- Вебера, Дж. Мура, Дж. Ролза, Г. Радбруха, Д. X, Хэллоуэлла, О. Хеффе.

Научная новизна исследования определяется тем, что диссертация является теоретическим исследованием этических проблем права и правоприменения в условиях развития современной российской правовой системы, принципов действующего российского права. В работе детально определяется характер трансформации нравственных категорий справедливости и добра в правовую действительность, действие этических норм в правовых реалиях пореформенного периода.

Диссертация представляет собой концептуальное исследование проблемы гармоничного сочетания категорий добра, справедливости, их преломления в праве и правоприменительной деятельности современного российского государства.

Новизна исследования выражается в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:

  1. Проблема соотношения категорий добра, справедливости и права составляет одну из кардинальных идей классической политико-правовой мысли, что свидетельствует об объективности феноменов добра и справедливости и их связи с правовой формой регулирования общественных отношений.

  2. Справедливость и добро, являясь основными понятиями аксиологии права, определяют морально-оправданное содержание правоприменительной деятельности и обусловливают формирование системы ее этических основ.

  1. Этические нормы (основы) правоприменительной деятельности представляют собой научно сформулированные моральные нормы. Будучи этически обусловленным, правоприменение приобретает характер аксиологически определенного и морально оправданного процесса.

  2. Этические нормы в правоприменительной деятельности выполняют такие функции, как интегративная, познавательная (информационная), мировоззренческая, оценочная, воспитательная, детерминирующая (мотивационная), регулятивная (коммуникативная).

  3. Искусство в правоприменении (в широком смысле) представляет собой сочетание юридически и морально обоснованной деятельности субъектов пра-

8 воприменения. Правоприменительное искусство приобретает характер практически реализуемого знания, мастерства и профессионализма.

6- К субъектам правоприменительной деятельности предъявляются этические требования, которые представляют собой систему. Данные требования классифицируются по юридической силе и предмету регулирования.

  1. Законность правоприменительного решения обусловлена этическими критериями. Основными сферами взаимодействия законности и этических норм являются сущность законности, ее принципы и гарантии.

  2. Справедливость, являясь основной нравственной ценностью, трансформируется в сферу законности по следующей схеме: справедливость - правовой принцип справедливости - законность.

9, Правоприменительный акт может быть признан истинным, если он вы
несен в особом законодательно закрепленном порядке, специально уполномо
ченным государственным органом с соблюдением принципов справедливости,
законности, обоснованности, при реализации этических требований, которые
предъявляются к субъектам правоприменения.

10, Осуществляемая в нашей стране правовая реформа, направленная на
формирование основ гражданского общества и правового государства, должна
иметь одной из своих центральных идей этическую обусловленность право
применительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения развивают и дополняют ряд разделов теории права и государства, истории политических и правовых учений» отраслевых юридических наук.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в правоприменительной деятельности государственных органов; при разработке проектов правоприменительных актов; в учебном процессе в юридических вузах; при проведении мероприятий по правовой пропаганде и правовому воспитанию населения; в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем современ-

9 ного права, путей развития российского законодательства, деятельности правоприменительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные разделы диссертации служат основой читаемого автором курса лекций по теории государства и права и используются в работе юридической клиники «Советы будущего адвоката» НОУ «Саратовский юридический институт адвокатуры» в рамках проекта «Право общественных интересов».

Основные положения и выводы диссертации были представлены на III и IV Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (Пенза, 2004, 2005), тренингах по развитию клиник права общественных интересов Фонда развития клинического юридического образования (Санкт-Петербург, 2006), методических семинарах для преподавателей цикла «Формы и методы клинического юридического обучения» Межрегиональной общественной организации «Центр содействия правовой реформе» (Саратов, 2006), межвузовском научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы современной российской правовой системы» (ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г\ Чернышевского», Саратов, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Судебная защита в современной России: проблемы доступности» (ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД России», Саратов, 2007), в процессе работы круглого стола «Модель взаимодействия по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения на региональном уровне» при поддержке Саратовской областной Думы (Саратов, 2007).

Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, в которых раскрываются основные направления исследования, заключения и библиографического списка.

Нравственные начала современного российского права: справедливость и добро

Проблеме определения нравственной ценности права уделено значительное внимание не только в правовой, но и в философской, этической теории. Выяснение подлинного смысла и места права в динамическом процессе общественной жизни, его онтологического статуса является необходимой предпосылкой гносеологических и аксиологических трактовок права, адекватного анализа его функциональных и ценностных характеристик, специфики его роли и назначения в системе социальных норм, отношений и связей . Многогранность и специфичность самого права как общественного явления требует разносторонних подходов и аспектов при его изучении.

С-С. Алексеев считает, что происходящие перемены в российской правовой системе «потребовали переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и морали, такого переосмысления, которое отвечало бы объективно назревшим и объективно происходящим процессам возвышения права в жизни общества» . На современном этапе в нашем обществе наблюдается кризис нравственного мировоззрения. Он выражается в правовом нигилизме, неуважении к закону, низком уровне правосознания и правовой культуры. "Сбой" в нравственной сфере особенно пагубен, потому что он отражается на будущем страны»3.

С JL Ивашевский полагает, что на современном этапе «мы актуализируем внимание к духовным основам бытия права»4. Верная оценка нравственной природы права в целом, а особенно процесса правоприменения ведет к повышению эффективности правового регулирования и достижению законных и кстинпых результатов. Таким образом, теоретическое изучение и осмысление моральной основы права имеет огромное практическое значение. На наш взгляд, трудно согласиться с мнением, что «концепции, рассматривающие право в первую очередь через такие понятия, как "справедливость",.., часто рассматривают формально-юридическую составляющую как нечто второстепенное,.,»1

Нравственность происходит из осознания человеком себя как личности, способной поступать в соответствии со своей волей, независимой от воли других индивидов. Мораль рассматривается различными авторами и как важный элемент системы социальных норм, и как совокупность представлений о добре и зле, и как внутренний закон каждого человека, и как форма сознания.

По определению Н.И, Матузова, «мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности»2. Мораль представляет собой «поведенческие установки человеческих сообществ»3. Поскольку многие ученые отождествляют понятие морали и нравственности, в данном исследовании эти понятия будут рассматриваться как тождественные. Основными категориями нравственности являются понятия справедливости и добра.

Человечество всегда связывало право с такими понятиями, как справедливость и добро. Поэтому сущность права часто рассматривали в ценностной (аксиологической) плоскости. Как государственно-общественный институт, право имеет глубокие корни в культуре, истории различных народов, фольклоре, обычаях и традициях. Право представляет собой средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества и без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо4.

Со времен Платона, Аристотеля, стоиков и в особенности Цицерона обсуждается вопрос о сущности закона. Закон - акт воли или акт интеллекта? Что есть «jus» - «jus quia juatum» или «jus quid jussum» - закон как справедливый, честный долг совести, убежденность или приказ власти? Внутреннее повеление или принуждение?

«На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению отказаться от того, что они знали, и во что верили»2. Уже в первобытном обществе в мышлении людей появляются некие «образы» - «зло», «добро», «правда». Они являлись предшественниками понятий морали, этики, права. «В дородовый период нет ни морали, ни права. Однако здесь функционирует образность, которая в последствие становится правовыми и этическими понятиями»3.

Справедливость оценивалась как нравственное понятие в трудах Платона и Аристотеля. Платой рассматривал справедливость как характеристику добродетелей. Идеальное государство и справедливые законы трактовались как реализация идеальных идей в жизни. Справедливость, по Платону, состояла в том, «чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое»4.

Платон считал, что «справедливое» и «законное» представляют собой одно и то же. Именно поэтому основной задачей законодателя является воплощение в законах разумных и справедливых начал.

Аристотель считал справедливость главной добродетелью, которая может быть уравнивающей или распределяющей. Уравнивающая справедливость состоит в предоставлении благ каждому по его достоинству, а распределяющая -в уравнении между гражданами и их одинаковой ответственности перед законом. Аристотель считал, что «идти в суд, значит обратиться к справедливости»5, он определил естественно-человеческие истоки государства, права и справедливости.

Одним из крупнейших центров европейской цивилизации в рабовладельческую эпоху было древнеримское государство: «именно в Риме понятие спра 13 ведливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул»1.

Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как нравственном явлении. Ульпиан отмечал, что человеку, изучающему право, необходимо, прежде всего, знать, что слово jus (право) получило свое название от слова justitia (правда, справедливость), Цельс же определял право как ars (искусство) boni (добра) и aequi (справедливости).

Функции этических норм в правоприменении

Этические нормы в процессе правоприменения выполняют ряд функций, реализация которых способствует эффективному достижению целей правового регулирования. Цель представляет собой то, к чему стремится человек или группа лиц, что необходимо осуществить. С философской точки зрения, цель определяется как элемент поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств1.

Основная цель права-«установить совместную жизнь людей таким образом, чтобы на столкновение, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»2. Право должно быть преградой на пути проявления зла, произвола. Но это возможно лишь при точном исполнении правовых предписаний, соответствующих нравственным принципам, поскольку недостаточно просто провозгласить права и свободы, необходимо претворить это в жизнь, обеспечить их гарантиями самого различного характера, что наиболее ярко проявляется в процессе правоприменения. Среди этих гарантий следует выделить действие этических норм, которое проявляется в их функционировании.

Слово «функция» происходит от латинского «function», что дословно означает «исполнение, осуществление», «значение, назначение чего-либо» . Она представляет собой внешнее прояатение свойств объекта в какой-либо сфере отношений, «работа, производимая органом или организмом, роль, значение», «обязанность, круг деятельности» 1.

В правоведении особому исследованию подвергались функции права в целом в трудах С,С. Алексеева, ЛЛ Барнащовой, СВ. Боботова, Н.Н. Вопленко, В А Глазырина, В.П. Казимирчука, Т.Н. Радько. В философ 56 ской, этической и правовой науках обычно выделяют функции моральных норм. Так, ЛМ Архангельский выделял такие функции морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую1.

И.Д. Мишина в своем диссертационном исследовании «Нравственные ценности в праве» как предмет для обсуждения представила вопрос «Функции ценностей в праве». Данные функции представляют собой «основные направления гомогенного воздействия ценностей на правосознание, правовые нормы, правовые отношения и правовую практику» . Среди этих функций выделяются мировоззренческая, оценочная, регулятивная, дифференциальная, интегральная, сублимирующая, воспитательная.

Вопрос же о функциях этических норм в правоприменительной деятельности в пауке еще не рассматривался. Между тем именно моральные нормы определяют содержательную сторону правоприменительной деятельности, а этические нормы упорядочивают ее внешнее проявление. Они представляют собой реализацию своей нравственной сущности и обеспечивают порядок в правоприменительных отношениях. Это обусловлено тем фактором, что моральные нормы являются категорией нравственного сознания человека, а этические нормы формулируются в результате научного познания (как в этике, науке о морали, так и в юриспруденции).

Этические нормы содержат в себе «духовный фундамент и непосредственно воздействуют на нормативное содержание права»3. Они несут свою особую функциональную нагрузку в правоприменении, поскольку одновременно определяют содержательную сторону и характеризуют динамический механизм правоприменительной деятельности. В функциях раскрывается назначение этических норм R процессе правоприменительной деятельности и направление их воздействия на участников процесса правоприменения. Таким образом, под функциями этических норм в правоприменении следует понимать их нравственное назначение и основные направления воздействия на правоприменительную практику. Термин «воздействие» предполагает не только ((нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние» .

Функции этических норм в правоприменении характеризуются целым рядом общих признаков: они определяются моральными характеристиками общества и права; выражают объективную необходимость эффективного правоприменения; функции характеризуют этические нормы в действии; этические нормы упорядочивают отношения в сфере правоприменения.

Функции представляют собой систему, так как они существуют во взаимодействии друг с другом. Необходимо выделить следующие виды функций этических норм в правоприменении — интегративную, познавательную (информационную), мировоззренческую, оценочную, воспитательную, детерминирующую (лютивационную)г регулятивную (коммуникативную) Основополагающей функцией этических норм в правоприменении является интеграти&ная. Слово «интеграция» происходит от латинского «integration», что означает ((целый» , Слово «интегрировать» означает «объединять части в одно целое»3. Применительно к правоприменению это выражается в трансформации и объединении нравственных понятий добра и справедливости в этические нормы, предъявляемые к субъектам процесса применения права. В результате такой интеграции представления о добре и справедливости приобретают характер всеобщей обязательности, опираются на силу и авторитет государства. Одновременно повышается и социально-нравственная ценность самой системы. Добро достаточно часто носит индивидуальный характер, причем каждый субъект «ждет» проявления «добротворчества» от других. Придание справедливости и добру государственного характера значительно повышает авторитет власти, способствует эффективности правоприменительной деятельности. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод, ориентация на эти права и свободы з правоприменительной деятельности становится важнейшим государственно-правовым принципом. Ведь конечная цель правоприменительной деятельности заключается в обеспечении прав и интересов личности. Этические нормы призваны служить барьером на пути неправомерной деятельности субъектов правоприменения, препятствовать злоупотреблениям и способствовать принятию законного решения.

Достоинство личности, являясь этической категорий, закрепляется в основном законе нашего государства. Ст. 21 Конституции Российской Федерации содержит положение о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». При проведении следственных действий недопустимо нарушение данной правовой нормы, имеющей ярко выраженный этический характер.

В данном случае происходит объединение всеобщих нравственных представлений и правовых норм, опирающихся на институты международного права. Запрет унижения человеческого достоинства закреплен в международно-правовых документах (ст. 5 Бсеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Идеи гуманизма и справедливости находят свое отражение в российском уголовном законодательстве (ст. ст. 6,7 УК РФ). Им придается правовой статус принципов уголовного права. Причем справедливости, как основе российского права, придается особое значение. Абсолютно верно отмечает А.И. Рарог, что «принцип справедливости имеет основополагающее значение для российского права» , Таким обра-юм, этические нормы становятся правовыми, основопола 59 тающими началами правоприменительной деятельности, закрепленными в законодательстве государства.

Познавательная (информационная) функция вытекает из интегративной. Закрепленные в праве моральные ценности предоставляют субъектам правоприменительной деятельности информацию о добре и зле, справедливости, гуманизме, чести, достоинстве, уважении. Через ознакомление с этическими нормами субъект правоприменения получает знания о законах добра, справедливости, диалектику добра и зла, различные формы их проявления в сфере правовых явлений.

Правоприменительное искусство как этическая проблема

Профессиональная деятельность юристов является предметом обсуждения и постоянного внимания не только с позиций догмы и техники правоприменение но и с позиций искусства правоприменения. Как верно отмечал О, Шпенглер, «за спиной у нас - великие искусства, перед нами непочатое правоведение»1. Именно «закон издревле почитался как кладезь мудрости, искусство добра и справедливости, коллективного разума»2.

Увеличение социальной значимости правоприменительной деятельности неизбежно приводит к ее обусловленности многочисленными факторами, в том числе таким, как искусство правоприменения. Это объясняется развитием российского общества, формированием правового государства и повышением роли ответственности юристов за результаты своей деятельности .

Свобода выбора профессии связана с мотивацией поведения и «во многом формирует профессиональную этику», так как «всякое искусство, любое мастерство можно обратить как к добродетели, так и во зло» . Поэтому проблема детального анализа механизма детерминации искусства применения права и формирования целостного представления о внешних и внутренних факторах, обусловливающих правоприменительную деятельность, представляется особенно актуальной.

Применение права представляет собой сложное явление. Оно включает в себя значительное число неформальных связей и отношений: должностные лица различных звеньев правоприменительной системы оценивают состояние законности и правопорядка, вырабатывают свои позиции по вопросам примене 0 ния нормативно-правовых актов, высказывают свое мнение и влияют на мнения других лиц, принимают решения по конкретным делам, изменяют текущую практику, выступают с предложениями по совершенствованию законодательства . Таким образом, процесс правоприменения носит «сложный творческий характер» .

На действия правоприменителя оказывают влияние: общество, социальная среда, в которой находится личность, его социально-психологическое состояние и уровень правовой культуры. Этот сложный механизм правовых, социальных, процессуальных, технических, психологических и этических связей и отношений образует правоприменительную деятельность.

Правоприменительная деятельность всегда является индивидуальной формой деятельности, поэтому ей присуще качество непредсказуемости. Л.И. Пстражицкий определял право как психический фактор общественной жизни, где существуют «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер» , то есть, связаны с притязанием.

На этапе правоприменения цель из права переходит в цель субъекта, соединяется с его личными интересами и потребностями4. В правоприменительной деятельности наиболее полно проявляется сочетание правовых, этических, психологических факторов, поскольку любое правоприменение предполагает то или иное психологическое отношение между субъектами. Оно может быть либо положительным, либо отрицательным. Это отношение составляет важнейшее основание всего процесса правоприменения, превращая личность правоприменителя в своеобразного «творца» своих правовых действий» «В указанной связи правоприменение есть в такой степени проявление личности правоприменителя, в какой художественное произведение есть проявление личности художника. Как в области искусства не может быть речи о едином правильном разрешении эстетической задачи, так и здесь с возможностью различных инди 71 видуальностей дана возможность различных решений»1. Западно-германский социолог М, Бокк подчеркивал, что если обществом законы рассматриваются лишь в качестве предписаний, существующих фактически, но «не проникают в сердце», «не находят места в совести», они являются «непризнанными»2.

Следует согласиться с мнением А.И. Брызгалова о том? что «человек ценен тем, что способен к самостоятельному творчеству»3. Именно этим обстоятельством объясняется идея социального и свободного творчества человека в правовом осмыслении4.

С.С. Алексеев считает, что юриспруденция всегда была связана с искусством, утверждая, что «история права и история искусства на первых порах как бы сливаются»5. Исторические факты свидетельствуют о том, что в Древней Греции и Древнем Риме судебное красноречие являлось важнейшим фактором развития литературной речи. Цицерон в своих трактатах об ораторском искусстве указывает на право и судебную речь, как на основы риторики. Устами одного из персонажей «Трактатов», утверждавшего, что ораторское искусство -игра, он говорит: «И только в судебных прениях это поистине великая и едва ли не величайшая из всех человеческих работ»6,

Этическая характеристика истинности правоприменительного акта

Проблема истины в праве является гносеологической. В ней происходит сочетание понятий «должное» и «сущее». Истина всегда «необходима практике и реализуется она определенным образом» . Как верно отмечает В.М. Баранов, «истина аккумулирует в себе диалектическое единство теории и практики, объективного и субъективного»2,

В теории познания существует несколько подходов к пониманию истины, которые соответствуют не только определенному типу мышления, по и специфике конкретного исторического периода.

Возникновение самой концепции истины традиционно связывается с именем Аристотеля. Она считается классической и получает дальнейшие интерпретации и развитие в различных современных теориях- В данной концепции различаются «идеал соответствия» и «способы обоснования истины»,

Аристотель в работе «Метафизика» определял, что «говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и несущее не есть, - значит говорить истинное» . Таким ообра-зом, Аристотель высказывал суждение о том, что происходит соотнесение самого объекта исследования и суждений о нем как истинных или ложных. Основным принципом постижения истины является принцип соответствия. Истинное не может возникать из ложного (в примере, приведенном Аристотелем -«белое не может возникнуть ич небелого») .

С точки зрения рациональности, если рассуждение по поводу познаваемого объекта, построенное на правильных посылках, осуществлялось в полном соответствии с правилами рассуждения, то и получаемый вывод автоматически получал статус истинного.

В период Нового времени истина рассматривалась как соответствие научного знания об объекте самому объекту. Истинным представляется такое знание, которое может быть проверено на соответствие объекту экспериментальным путем. Значение правил рассуждения становится вторичным. Эксперимент, а не правила рассуждения рассматривался в качестве основного механизма проверки тех или иных научных положений на истинность. В данном понимании эксперимент является основным способом проверки естественнонаучных теорий на истинность. Этот факт объясняется признанием математических методов как универсальных. Ценностью такого подхода является соединение идеала соответствия знания объекту с методом исследования.

В науке эта концепция истины до сегодняшнего дня является наиболее распространенной и реализуемой во многих областях знания. Естественно, эта теория претерпела определенные модификации, однако базовая идея адекватности, соответствия знания предмету остается незыблемой.

В XX веке под истиной стало пониматься полное соответствие знания и действительности, особенно в познании взаимоотношений человека, общества, государства, представляя собой «величайшую социальную ценность»1.

Истина определяется как «то, что существует в действительности, отражает действительность, правда»2 или «утверждение, суждение, проверенное практикой, временем» . Истина составляет необходимое условие принятия справедливого решения, представляя собой его гносеологическую основу.

В свой деятельности человек осуществляет переход от истинности к правильности, равнозначному переходу от мысли на ее основе к действию» В правильности осуществляется переход в иную сферу, связанную с деятельностью человека, оценка его поступков, действий с точки зрения теоретической (соответствие с положениями, носящими объективно-истинный характер) и в соот 132 ветствии с практическими потребностями В теории государства и права проблемы истины в основном исследуется в сфере применения права, а для установления объективной истины необходим не только гносеологический, но и аксиологический подход , В этой связи необходимо отметить разработки А.Ф. Черданцева в теории толкования права, содержащие план оценки результатов интерпретации юридических текстов с точки зрения истинности . Э.М Мурадьян считает истину основной проблемой судебного права .

Любое явление может изучаться с самых разных сторон, в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователем, методов, средств и способов проводимых исследований. Именно этим фактом объясняется выделение у того или иного явления наиболее важных сущностных характеристик.

В.М. Баранов отмечает, что проблемы соотношения справедливости, добра и правильности юридических норм издавна привлекают внимание представителей правовой мысли . Свое преломление в сфере правоприменения этические нормы находят в понятии «истинности правоприменительного акта». Э.М. Мурадьян отмечает, что «единственным судебным актом, которым официально устанавливается истина, является акт правосудия»6.

В теории права ученые определяют сущностные черты правоприменительного акта в нескольких аспектах: 1)как форму реализации норм права; 2) официальный акт компетентного органа; 3) акт, изданный на основе и в соответствии с применяемыми нормами права; 4) элемент сложного юридического факта7.

Как форма реализации права, правоприменительный акт отличается от других актов по своему содержанию, юридической природе, однократностью действия и имеет особый способ выражения. Как официальный акт компетент 133 ного органа, правоприменительный акт выражает волю государства и направлен на наступление обязательных юридических последствий. Как акт, изданный на основе и в соответствии с применяемыми нормами права, акт применения содержит индивидуально-конкретные правовые предписания, вызывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Как элемент сложного юридического факта, акт правоприменения носит четкий индивидуальный характер, исходит от органов государства, должен быть законным и истинным. Таким образом, в оценке сущностных признаков правоприменительных актов на первом месте выделяются различные критерии.

Похожие диссертации на Этические проблемы правоприменения