Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Алексеев Антон Рудольфович

Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг
<
Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алексеев Антон Рудольфович. Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 : Москва, 2002 141 c. РГБ ОД, 61:02-8/2620-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Современные мировые тенденции развития отрасли звукозаписи ... 9

1.1. Место электронных развлекательных услуг в системе современных услуг 9

1.2. Исторические особенности развития фонографической промышленности 22

Глава II. Особенности отрасли, производящей электронные развлекательные услуги на национальном и мировом уровнях 38

2.1. Производственная структура компаний 38

2.2. Особенности мирового рынка конечной продукции индустрии звукозаписи 53

2.3. Проблемы налогообложения сферы электронных развлекательных услуг в отдельных странах 67

Глава III. Интеллектуальная собственность в отрасли, производящей электронные развлекательные услуги и международные соглашения по ее защите 77

3.1. Основные аспекты защиты интеллектуальной собственности в сфере индустрии звукозаписи 77

3.2. Электронный развлекательный продукт как специфический объект собственности 95

3.3. Рынок интеллектуальной собственности в Российской Федерации 110

Заключение 123

Приложение 1 129

Приложение 136

Список использованной литературы 137

Введение к работе

Важной особенностью развития мировой экономики второй половины XX века является «сервисная революция». Она характеризуется резким усилением значимости сферы услуг в производстве валового внутреннего продукта, обеспечении занятости, конечном потреблении населения. Научно-технический прогресс способствовал появлению новых видов экономической деятельности, таких как деловые, информационные, персональные развлекательные услуги. Электронные развлекательные услуги заняли важное место в структуре производства и потребления. Их высокий динамизм, широкая доступность, большая перспективность привлекают инвесторов, а специфический характер продукта и многовариантность путей развития обуславливают пристальное внимание государственных структур и интерес научных исследователей.

Индустрия звукозаписи в настоящее время является крупнейшей среди отраслей, производящих электронные развлекательные услуги, помимо этого, накопившей за свою длительную историю богатый опыт работы с нематериальными активами и отличающейся широчайшей географией деятельности. Она удовлетворяет потребности и запросы людей всех возрастов, культур и убеждений. А благодаря небольшой стоимости и частому обновлению основных фондов отрасль быстро реагирует на появляющиеся технические новинки и новые способы ведения бизнеса, способствуя их дальнейшему утверждению в других сферах экономической деятельности. Именно по этому на сегодняшний день она находится в числе лидеров по применению цифровых технологий и электронной торговли.

Успех индустрии звукозаписи - рост мировых продаж с 27 до 38 млрд. долларов в течение 1990-х годов - главным образом определяется инвестициями в развитие массовой культуры. Производители фонограмм вкладывают миллиарды долларов в развитие национальных культур, давая возможность осуществлять свои проекты огромному множеству артистов самых разных направлений и стилей по всему миру.

Индустрия звукозаписи - это отрасль, направленная на создание и продвижение определенных талантов, и в силу этого обстоятельства она полностью зависит от защиты авторских прав. Авторские права являются краеугольным камнем музыкального бизнеса, позволяющим исполнителям, композиторам и звукозаписывающим компаниям вкладывать свои средства в процесс созидания будучи уверенными в том, что никто без их разрешения не сможет воспользоваться результатами их труда.

Поэтому в условиях, когда мировая экономика развивается по направлению все большей компьютеризации общества, применению новейших цифровых и коммуникационных технологий в бытовой сфере и розничной торговле, важно оценить влияние, оказываемое данными процессами на традиционные виды деятельности. Особое внимание следует обратить на те из них, которые в значительной степени связаны с использованием интеллектуальной собственности (нематериальной составляющей) в процессе производства, поскольку их продукция обладает рядом специфических особенностей. Наиболее показательным объектом для исследования является отрасль звукозаписи с ее новейшими технологиями хранения и распространения информации и богатым опытом защиты прав интеллектуальной собственности. Ситуацию в ней полезно рассматривать при оценке любых рынков товаров и услуг развлекательного содержания, поскольку отрасль является наилучшим показателем степени развития современных технологий и объема накопленного опыта хозяйствования в данной сфере.

Значимость изучения мирового опыта и текущего состояния дел в мировой звукозаписывающей индустрии высока и для современной российской экономики, с одной стороны, воспринимающей передовые мировые тенденции в сфере электронных технологий, а с другой - осуществляющей структурные преобразования и пытающейся построить современные отношения в сфере прав интеллектуальной собственности. Для России это важно еще и потому, что в стране практически отсутствуют собственные маркетинговые исследования по данной проблеме, необходимые для анализа сбыта и перспектив развития компаний звукозаписи.

Актуальность изучения музыкальной промышленности значительно повысилась в последние несколько лет в связи с вхождением в общепринятую практику интернет-торговли и распространения информации по всемирной компьютерной сети. Новые тенденции в производстве и особенно в распространении интеллектуальных продуктов требуют всестороннего анализа. Результаты такого анализа, проведенного на примере индустрии звукозаписи, применимы ко всему спектру электронных развлекательных услуг, но помимо этого имеют и то преимущество, что позволяют учесть проблемы, пока не характерные для всех видов данных услуг. Это связано с тем, что звукозаписывающая отрасль уже сегодня сталкивается с проблемами, с которыми производители других видов услуг только будут иметь дело по мере развития технологий хранения и передачи данных.

Длительная история существования авторского права и особая актуальность, которую приобрели в последнее десятилетие вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, предопределили существование большого количества работ, посвященных нормативно-правовым аспектам защиты авторского и смежных прав. Однако, имеющиеся многочисленные публикации, как российских, так и зарубежных ученых-юристов концентрируются в основном на юридической стороне вопроса, подробно анализируя существующие законодательные акты и международные соглашения.

В то же время ощущается острый дефицит литературы, посвященной экономическим аспектам деятельности отраслей, связанных с производством продукции с высокой составляющей интеллектуальной собственности. Также необходимо отметить практически полное отсутствие публикаций на русском языке, описывающих путь развития и принципы функционирования индустрии звукозаписи. В диссертации предпринята попытка показать деятельность отрасли с экономической, организационной, правовой, исторической и технической точек зрения, а также проанализировать обозначившиеся в последнее время тенденции ее развития.

Целью работы является анализ особенностей развития рынка музыкальной продукции в период быстрого распространения новых информаци-

онных технологий и оценка возможностей заинтересованных сторон по разрешению проблем, с которыми сталкивается фонографическая промышленность. При этом в качестве предмета исследования выступает совокупность явлений и взаимосвязей в сфере торговли электронными развлекательными услугами, рассматриваемая на примере индустрии звукозаписи, а объектом исследования является организационная структура и принципы деятельности отрасли в целом и отдельных входящих в нее компаний, а также аспекты, связанные с использованием прав интеллектуальной собственности на музыкальные произведения. Особое внимание уделено анализу текущего положения на мировом рынке, перспективам его развития и наиболее актуальным проблемам его функционирования.

Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

проанализировать этапы развития рынка предварительно записанных музыкальных носителей, оценить экономический потенциал новых технологий в сфере звукозаписи;

изучить организационную структуру компаний-участников рынка и общие принципы функционирования отрасли;

выявить особенности продукции индустрии звукозаписи с производственной, маркетинговой и потребительской точек зрения;

исследовать особенности государственного регулирования отрасли, прежде всего с позиций особой природы конечного продукта звукозаписи;

рассмотреть основные формы и методы защиты прав интеллектуальной собственности, уделив особое внимание последним тенденциям, связанным с развитием интернета;

проанализировать характеристики развлекательного продукта как специфического объекта собственности, созданного преимущественно с использованием интеллектуального труда, и проявление их на примере фонографической промышленности;

оценить степень развития и перспективы рынка интеллектуальной собственности в сфере развлекательных услуг в Российской Федерации.

Хронологические рамки диссертации охватывают преимущественно 1990-2000 гг., то есть период, в течение которого наиболее явно проявились существующие проблемы и обозначились новые пути развития. При изучении отдельных аспектов, отличающихся проявлением и на более ранних этапах, временные рамки исследования существенно расширяются.

Теоретической и методологической основой диссертации являются публикации российских и зарубежных ученых-экономистов по проблематике рынка электронных развлекательных услуг, ученых-юристов по проблемам прав интеллектуальной собственности, а также разработки международных организаций, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности и проблемами индустрии звукозаписи.

При подготовке диссертации были использованы труды М.М. Богуславского, С.А. Григоряна, Е.Н. Жильцова, А.Д. Корчагина, М.Н. Кузнецова, А. Маддисона, Ю.Г. Матвеева, М. Портера, М. Ростокера, А.П. Сергеева, Р. Уолиса, В.П. Шатрова и других авторов. Существенную помощь в работе оказали материалы Международной федерации звукозаписи, Американской ассоциации звукозаписи и Европейского музыкального офиса.

В основу исследования положены современные методы научного познания, включая исторический, сравнительный, функциональный и графический анализ, а также системный подход.

Информационную базу исследования составили статистические публикации Американской ассоциации звукозаписи, Международной федерации звукозаписи, Европейского музыкального офиса, Британской фонографической ассоциации, а также данные, приведенные в российской и зарубежной периодической печати.

Научная новизна исследования представлена следующими положениями и выводами:

-выявлены особенности организационной структуры компаний в сфере звукозаписи, состоящие в том, что в создании конечного продукта участвуют структуры разного профиля (композиторы, исполнители, производители носителей, средства массовой информации);

установлено, что в силу слабой зависимости музыкального товара от национальной принадлежности рынка, компании могут экономить на издержках, не неся затрат на адаптацию продукта к рынку соответствующей страны, что в условиях глобализации представляет явные конкурентные преимущества для компаний, занятых в индустрии звукозаписи;

раскрыта специфика конечного продукта звукозаписи: высокая интеллектуальная составляющая, легкость копирования, легкость распространения не только внутри страны, но и за национальные границы;

определены основные трудности налогообложения в сфере звукозаписи и раскрыты пути решения этой проблемы, в частности, путем переноса всего налога на материальные носители, как на основной объект налогообложения;

на основе анализа специфики продукции звукозаписи показаны сложности защиты прав интеллектуальной собственности и раскрыта роль различных форм ее защиты в современных условиях; они представлены, прежде всего, оперативным реагированием правовой базы на возможности новых технологий, техническими наработками, позволяющими контролировать копирование продукта, и усилиями, направленными на неукоснительное исполнение существующих законов.

Практическая значимость исследования заключается в его направленности на систематизацию сведений об организационных, экономических и правовых аспектах деятельности, связанной с предоставлением электронных развлекательных услуг, и на рассмотрение и анализ современных тенденций развития индустрии звукозаписи.

Материалы диссертации могут быть использованы в работе компаний, осуществляющих производство и продажу предварительно записанных музыкальных носителей, при определении маркетинговых стратегий и планировании развития. Исследование представляет интерес для научных работников, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности и торговли услугами, преподавателей ВУЗов при подготовке соответствующих разделов учебных курсов в институтах экономического профиля.

Место электронных развлекательных услуг в системе современных услуг

Услуги служат для улучшения и поддержания качества жизни людей и условий их существования. В то же время услуги в целом можно рассматривать с точки зрения обеспечения и роста национального и регионального благосостояния. В качестве их основной функции принято считать то, что они служат связующим звеном между производством товаров и потреблением их населением. Общепризнанно, что объем производимых услуг увеличивается вместе с общим экономическим ростом, в силу их высокой эластичности по доходу: чем выше доход, тем больше спрос на различные виды услуг. Фирмы, производящие услуги, анализируются точно также, как и предприятия в других сферах экономической деятельности. Внимание уделяется организационной структуре, рыночной политике, рентабельности и другим факторам, влияющим на успешное функционирование бизнеса. В то же время, у производства услуг есть свои особенности, связанные с нематериальным характером конечного продукта.

Условно все отрасли экономики можно подразделить на две сферы -сферу материального производства и сферу услуг. На протяжении почти всей истории человечества производственная сфера, предоставляющая продукцию сельского хозяйства, промышленности и строительства, преобладала в структуре мирового хозяйства. Однако постепенная трансформация общества в постиндустриальную эпоху привела к развороту экономики в сторону сферы услуг, производящей на сегодняшний день от 60 до 80% валового внутреннего продукта передовых стран. Рост значимости услуг в современной жизни объясняется прежде всего тем, что значительная часть потребностей человека удовлетворяется именно непроизводственной сферой. Так, официальная классификация ООН подразумевает следующие факторы благосостояния, определяющие уровень жизни человека: 1) здоровье, 2) потребление продовольствия, 3) образование, 4) условия труда, 5) жилищные условия, 6) отдых и возможности проведения свободного времени, 7)социальное обеспечение, 8) потребление одежды1. Как видно из данного примера, лишь две из восьми потребностей, необходимых для нормального развития личности, покрываются с помощью традиционных отраслей экономики. Для достижения же обществом состояния высокого развития требуется наличие разветвленной сферы услуг, способной удовлетворить запросы индивида в медицинском обслуживании, образовании, отдыхе, качественных жилищных условиях.

Развитие непроизводственных отраслей выявило их чрезвычайно высокую значимость в обеспечении социальной стабильности и сглаживании неравномерности экономического развития общества. Невысокий трудосберегающий эффект технического прогресса в традиционных отраслях сферы услуг является экстенсивным фактором их развития и расширения всей сферы услуг. Экстенсивный характер роста обеспечивает выполнение амортизационной социальной функции, рассасывая безработицу и создавая новые рабочие места для рабочей силы, высвобождающейся из материального производства. Особенно сильное смягчающее действие на рынок труда оказывают традиционные отрасли сферы услуг в период кризисов. Так, в США во время четырех экономических кризисов в период 1948-1961 годов занятость в частных компаниях сферы услуг снижалась в среднем на 1%, а в промышленности и строительстве - в среднем на 7,2%. Во время четырех кризисов периода 1969-1982 годов занятость в сфере услуг даже выросла на 1%, в то время как в промышленности снизилась в среднем на 7,9%. Сфера услуг продемонстрировала высокую устойчивость к экономическим спадам по сравнению с производственной сферой и свою способность автоматически решать некоторые социальные задачи2.

С точки зрения обеспечения экономического роста традиционные отрасли сферы услуг не играли значительной роли. Однако, с появлением но вых видов услуг, связанных с обеспечением функционирования информационного общества, ситуация изменилась. Сфера услуг стала генератором поступательного развития экономики, подменив собой в этом качестве промышленное производство.

Как видно из таблицы, мультипликативный эффект в сфере услуг меньше, чем в производственной сфере. Но новые услуги, как например, деловые и информационные, отличаются от традиционных более высоким мультипликативным эффектом. Мультипликатор новых услуг приближается к мультипликатору промышленного производства. Сервисная технология в современных отраслях услуг (здравоохранение, финансово-банковские, деловые, информационные услуги, услуги связи) представляет собой системную технологию, характеризующуюся усилением интеграции индустриального производства с услугами и образованием таких комплексов, как медицинско-промышленный, научно-образовательный, торгово-промышленный, информационно-банковский, информационно-развлекательный и другие. Развитие сферы услуг породило производство новых товаров культурно-бытового, сервисного назначения и увеличило спрос на новую технику и технологию.

Научно-технический прогресс является генератором экономического роста в целом, но кроме того, его уверенно можно считать базой, необходимой для возникновения новых видов услуг и увеличения доли услуг в производственной структуре валового внутреннего продукта (ВВП) и структуре потребления домашних хозяйств. То есть, на его основе происходит переход к постиндустриальной стадии развития общества. Схематично взаимосвязь между техническим прогрессом, экономическим ростом и структурными сдвигами в экономике можно изобразить следующим образом.

Производственная структура компаний

Бизнес производства музыкальных записей в чем-то схож с добычей золота - звукозаписывающая компания должна обработать огромное количество материала, прежде чем найдется что-либо приносящее доход. Принципы работы каждой компании содержат определение перспективных музыкальных произведений, производство их в наиболее конкурентоспособном варианте, продвижение их в соответствии со стандартами быстро меняющегося рынка и обеспечение эффективного распространения. Компании звукозаписи теряют деньги на альбомах, которые не продаются так как ожидалось, но зато то, что становится "хитом", обеспечивает столь высокую прибыль, что она с лихвой покрывает промахи. По данным Американской ассоциации звукозаписи прибыльными становятся только 10% издаваемых дисков, и эти издания обеспечивают финансирование всей деятельности компаний23. Такое положение дел частично объясняет достаточно высокие цены на продукцию отрасли с большим коммерческим потенциалом.

Ежегодно во всем мире более 3000 компаний звукозаписи предлагают потребителям порядка 27000 новых альбомов. При этом большая часть новых наименований выпускается небольшими независимыми компаниями, хотя основные объемы продаж приходятся на гигантские интернациональные конгломераты. Так, в США пятерка крупнейших мировых звукозаписывающих компаний издает только треть всех новых альбомов, но при этом концентрирует более 80% всех продаж в физическом выражении (по всему миру эти компании предлагают около 7000 релизов в год). Смысл существования многих сотен независимых компаний как раз и состоит в издании записей, экономически не привлекательных для крупных производителей, и тем самым дифференцировании рынка24.

В настоящее время отрасль является высоко концентрированной и пять самых крупных звукозаписывающих компаний производят порядка Ул всех аудио-носителей в мире. В так называемую «большую пятерку» входят две компании из Европейского Союза: БиЭмДжи (Германия) и ИЭмАй (Великобритания), две фирмы из США: Уорнер Мьюзик Гроуп и Юниверсал Мьюзик Гроуп и одна японская корпорация (Сони Мьюзик).

Компаниям звукозаписи часто присваиваются "лейблы" или имена (аналог товарных знаков), хотя этот термин перестал быть точным, когда большие компании начали предлагать продукцию сразу под несколькими "лейблами" или именами. Первоначально имя действительно было синонимом компании, так как каждая фирма имела один лейбл, под которым и продавала свои записи. Однако, со временем большие корпорации начали скупать маленькие фирмы, и отдельные компании стали владельцами нескольких мелких фирм и их лейблов. К примеру, когда СиБиЭс купила в 1938 году Американ Рекорде Корпорейшн, она начала издавать свою продукцию сразу под двумя именами: Брансуик и Вокелайон. После гигантских слияний, поглощений и покупок в конце 80-х и начале 90-х годов каждая из пяти компаний, доминирующих на рынке, оказалась владельцем множества имен: к 1995 году Полиграм владела 27 лейблами, Сони - 25 и т. п.25. Эти компании известны как основные лейблы. Многие конкретные лейблы, входящие в состав основных, сохраняют свой собственный штат, что дает возможность головным корпорациям поддерживать лучшие и более близкие отношения с артистами, записывающимися только под одним лейблом. Небольшие независимые компании по-прежнему ассоциируются с одним именем, которое определяется как независимое.

Каждый лейбл часто работает только с одним видом музыки. К примеру, Дойче Граммофон - лейбл, производящий классическую музыку, Меркю-ри работает со стилем кантри, Мотаун имеет дело с музыкой в стиле ритм и блюз, но все они входят в концерн Юниверсал. Более того, основная фирма может создавать новые лейблы (а не покупать уже существующие) для производства какого-либо вида музыки. Так Уорнер образовала Уорнер Вестерн в 1992 году для записи музыки в стиле "вестерн". С другой стороны, не все лейблы так узко специализированы. Независимая фирма Коч Интернешнл производит под своим именем и классику, и кантри, и поп, и джаз.

Подобное положение дел объясняется особенностями производства предварительно записанных музыкальных носителей. Однако, прежде чем анализировать специфику производственных отношений в процессе создания конечного продукта, необходимо кратко обрисовать сам процесс.

Первой стадией в нем является организация записи. Если компания считает индивидуального исполнителя или группу музыкантов перспективными, то отдел артистов и репертуара подписывает с ними контракт. Данный контракт, как правило, оговаривает, что компания становится собственником записи, а музыканты получают оплату в форме роялти. Роялти в данном случае подсчитываются как процент от розничной цены каждой проданной копии записи, а их уровень устанавливается по взаимной договоренности компании и представителя артистов. В большинстве контрактов подобного рода музыканты самостоятельно несут издержки по подготовке мастер-записи и выплачивают небольшие роялти продюсеру, курирующему процесс записи в студии. Обычно первоначально эти издержки покрывает фирма грамзаписи, предоставляя таким образом музыкантам аванс в счет их будущих доходов.

Когда студийная запись завершена, отделы производства и маркетинга приступают к внешнему оформлению альбома с точки зрения производства, распространения и рыночных возможностей к опубликованию записи. Отдел производства выпускает физический носитель, который пойдет к потребителю, а отдел продвижения (маркетинговый) концентрирует свои усилия на рекламе новой продукции. В крайне высококонкурентной отрасли продвижение, информационная поддержка и маркетинг играют большую роль в конечном успехе любой записи. Маркетинговый отдел использует два пути влияния на публику: продвижение на музыкальных радио- и телестанциях и рекламу в печатных средствах массовой информации.

Последним в производственной цепочке идет отдел распространения, однако пути, по которым продукция попадает к конечному потребителю будут рассмотрены в следующем разделе, а сейчас следует оценить те возможности, которые предоставляет звукозаписывающим компаниям технологический процесс производства продукции. Прежде всего для этого представим кратко описанный выше процесс в виде схемы. Подробное описание структуры производственного процесса, взаимодействия в нем различных участников создания альбома, структуры и размера денежных выплат и способов рекламы в средствах масс-медиа приводится в приложении 1.

Проблемы налогообложения сферы электронных развлекательных услуг в отдельных странах

Ключевой особенностью продукции отрасли звукозаписи, как и любой другой отрасли, производящей электронные развлекательные услуги, является широкая доступность информации после ее выпуска в свет. Это объясняется тем, что интеллектуальная собственность является нематериальным продуктом, что обуславливает крайне легкий процесс перехода права пользования без каких-либо ограничений. В нашем случае потребляемым благом является музыка, а диск или кассета - лишь способ доставки данного блага до потребителя. Соответственно и составляющая доля музыки (то есть интеллектуальной собственности) является превалирующей в цене альбома, что является, в свою очередь, экономическим стимулом для копирования записи без уплаты соответствующего вознаграждения правообладателю.

С желанием получить какой-либо продукт или услугу подешевле, а то и вовсе бесплатно, пусть даже и в ущерб собственнику данного товара, бороться достаточно сложно, как и с любым проявлением несовершенства человеческой природы. Тем более, что в случае с индустрией звукозаписи, особенности конечного продукта и технические возможности, предоставляемые современной домашней аппаратурой, позволяют делать это сравнительно просто и безнаказанно. Но в каждом конкретном случае ущерб незначителен, хотя в целом он и складывается в крупную сумму. Естественно, поэтому, что собственники интеллектуального продукта хотели бы получить хотя бы частичную компенсацию потерь от неконтролируемого распространения выпущенных в свет произведений.

Данная проблема не имела особого значения (за исключением случаев плагиата) до изобретения и широкого внедрения звукозаписывающей аппаратуры для домашнего применения. После же того, как в практически каждом домохозяйстве появился кассетный магнитофон, любой желающий стал иметь возможность в домашних условиях осуществить запись понравившегося произведения с радио или переписать его на кассету с покупного источника, взятого в прокате или у знакомых, без существенных материальных и физических затрат. И надо сказать, что потребители весьма часто стали прибегать к этой возможности. Таким образом возникла проблема отслеживания использования прав авторов и исполнителей после выпуска произведения в свет. Для обеспечения нормального функционирования индустрии звукозаписи стало необходимым осуществление контроля за использованием продукции уже после ее продажи конечному покупателю. В противном случае отрасли, всецело зависящей от соблюдения авторских и смежных прав, грозило неминуемое резкое сокращение продаж и, как следствие, доходов. Поскольку было понятно, что отследить каждый случай копирования для личного использования не представляется возможным, то мировая практика пошла по косвенному пути защиты авторских прав, на котором развитые страны накопили богатый опыт получения авторских вознаграждений при частном копировании.

В соответствии с данным подходом каждый покупатель музыкального носителя, предназначенного для последующей любительской записи, должен отдать дань защите авторских прав. Считается, что, купив какой-либо чистый носитель - аудио-, видеопленку или компакт-диск, потребитель использует их для домашнего копирования произведений, охраняемых законом об авторском праве и смежных правах. Покупатель становится пользователем объектов интеллектуальной собственности, и он должен за это платить. В некоторых странах (Швейцария, Германия, Австрия) это правило распростра няется не только на носители, но и на записывающую аппаратуру и копировальную технику.

Налог на частное копирование похож на обычный акциз, взимаемый с чистых звуковых носителей и/или домашней звукозаписывающей техники и включаемый в цену продукции. Получаемые суммы аккумулируются у какого-нибудь уполномоченного органа или организации, а затем распределяются между обществами, представляющими интересы различных категорий правообладателей, которые в свою очередь распределяют гонорары между конечными получателями. Схематично этот процесс показан ниже.

Пунктирными линиями на схеме обозначены возможные потоки денежных средств. Дело в том, что в некоторых странах, например во Франции, общества, получающие свою долю от налога, обязаны часть полученного (во Франции - УА) не распределять, а расходовать на культурные цели - спонсорство, проведение культурных мероприятий, фестивалей и тому подобное. Таким образом создается как бы «параллельный бюджет культуры».

Во всех странах, осуществляющих налогообложение аудиоаппаратуры и звуковых носителей, существуют исчерпывающие перечни продукции, подлежащей налогообложению. Однако технический прогресс стремительно стирает грань между профессиональной и бытовой сферами применения. Цифровые магнитофоны для пленок DAT и dec, магнитофоны для минидисков, устройства записи на компакт-диски - все это ныне применяется в обеих сферах. В этой связи список обычно уточняется и пересматривается по мере необходимости. Сами же ставки налогов могут быть установлены в процентах от оптовой цены или в виде фиксированного размера за час звучания носителя. В европейских странах производители и импортеры магнитофонов платят авторским и «смежным» обществам 3-4% оптовой цены, для чистых аудиокассет размеры отчислений составляют 0,06-0,43 за час звучания .

Основные аспекты защиты интеллектуальной собственности в сфере индустрии звукозаписи

Таким образом, специфика объектов промышленной собственности требует строгой регламентации формы и содержания их изложения и обуславливает способ предоставления прав - официальный (государственный) порядок регистрации государственным органом.

Специфика объектов охраны авторского права такова, что охрана авторского права начинается с момента создания произведения и определяется не содержанием объекта, как это имеет место при охране промышленной собственности, а формой самого произведения.

Охрана авторских прав, как правило, означает, что некоторые виды использования произведения считаются законными только тогда, когда на них дано разрешение владельцев авторских прав. Подробное описание авторского права и его производных приводится ниже в разделе, посвященном истории международных соглашений в области авторского и смежных прав.

Технические достижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения патентным ведомством, и права на изобретение возникают у какого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (патента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Поэтому для приобретения права на это изобретение в другом государстве требуется подача заявки и самостоятельная выдача патента в этом государстве. Естественно, что признание предложения изобретением и выдача патента с последующей охраной интеллектуальной собственности будут осуществляться в каждом государстве на основе норм его внутреннего законодательства. К изобретению предъявляется требование новизны, а в ряде стран - также требование полезности. Обычно в случае выдачи патента исключительное право на изобретение предоставляется патентообладателю, в качестве которого чаще всего выступают крупные фирмы (в мире выдается в год в среднем около 800 тысяч патентов, из них на долю юридических лиц приходится порядка 70%). Имея патент, патентообладатель может разрешить кому-либо использовать это изобретение, использовать его сам или вообще никому не предоставлять для использования. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано. Если кто-либо сделает это, то по решению суда с нарушителя можно будет взыскать убытки, связанные с нарушением патента, и наложить арест на изделие, связанное с использованием патента.

Разрешение на использование изобретения другим хозяйствующим субъектом, как правило, оформляется в виде лицензии. Лицензия - это разрешение на использование изобретения, технического опыта, секретов производства ("ноу-хау") или смежных прав. В условиях современной научно-технической революции торговля лицензиями развивается быстрее, чем торговля готовой продукцией.

Лицензии могут передаваться на условиях простой лицензии и условиях исключительной лицензии. При простой лицензии продавец лицензии (лицензиар), предоставляя право на использование изобретения покупателю (лицензиату), сохраняет за собой право использования изобретения на этой же территории или же право предоставления лицензии на таких же условиях другим лицам. По договору исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право на использование изобретения или иного объекта лицензии в пределах, оговоренных в соглашении, и уже не может предоставлять аналогичные права по условиям лицензии другим лицам. Кроме покупателя лицензии никто не может использовать изобретение на данной территории.

Отметим, что в фонографической индустрии очень развито предоставление лицензий на издание альбомов. При этом используются исключительные лицензии, предоставляющие фирмам звукозаписи права на распростра нение композиций на определенной территории (как правило, выдаются отдельные лицензии на право действия на рынках Северной Америки, Европы и Японии, причем, если в случае с Америкой и Европой фирма получает объединенную лицензию, то правами распространения той же записи на рынке Японии обладает другой лейбл, в силу уже отмечавшихся особенностей законодательства).

В завершении общего освещения интеллектуальной собственности необходимо кратко коснуться товарных знаков. Товарный знак - это условные обозначения, способные отличить товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Обычно это оригинальное художественное изображение, которое помещается на изделиях. Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товара, обозначенного этим знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения в отношении однородных товаров.

С охраной товарного знака тесно связано пресечение недобросовестной конкуренции. К недобросовестной конкуренции относятся: а) распространение ложных, неточных и искаженных сведений, спо собных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его репутации; б) введение потребителя в заблуждение относительно характера, спо соба и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товара ми других хозяйствующих субъектов; г) самовольное использование товарного знака, фирменного наимено вания или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внеш него оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

Похожие диссертации на Современные тенденции развития мирового рынка электронных развлекательных услуг