Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Шкуратов, Сергей Александрович

Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века
<
Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шкуратов, Сергей Александрович. Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Москва, 2005. - 173 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I.

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РПЦ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

1. Общие тенденции в развитии государственно-церковных отношений в 1948 - 1964 гг.

2. Система экономического давления на РПЦ

3. Политика государства в отношении духовных учебных заведений

Глава II.

ДВЕ ВОЛНЫ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ

1. Возобновление активной антирелигиозной пропаганды в 50-е годы

2. Тотальное идеологическое наступление на Церковь в 60-е годы

Глава ІII.

БОРЬБА С «РЕЛИГИОЗНЫМИ ПЕРЕЖИТКАМИ» В СОЗНАНИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН

1. Внедрение новых безрелигиозных праздников и обрядов в быт советских граждан

2. Ликвидация паломничества к святым местам и в монастыри

Заключение

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема диссертации учитывает значительно возросший в настоящее время общественный интерес к религии и церкви. По данным «Фонда общественного мнения» около 60% населения современной России считают себя православными1. Проводимые социологические исследования неизменно показывают, что Русская православная церковь (далее РПЦ) - единственный социальный институт в нашей стране, авторитет которого непрерывно растет. В самых различных слоях и группах населения распространены преставления о том, что возрождение страны не возможно без опоры на традиционные духовные ценности российского общества, сформировавшиеся под влиянием православия. Такие взгляды естественны, поскольку Русская православная церковь сыграла особую роль в формировании и развитии Российского государства, русской культуры и нации в целом. РПЦ с ее богатейшим опытом духовно-просветительской и благотворительной деятельности призвана внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности тысячелетней русской культуры и государственности.

В советский период РПЦ подверглась невиданному притеснению, она была лишена большей части собственности и подвергалась массовым репрессиям, включая физическое уничтожение тысяч священников и монашествующих и сотен тысяч активных прихожан. Лишь после признания церковью легитимности Советского государства и начала активного сотрудничества с властями (в том числе в деле назначения священнослужителей) ей было позволено существовать как организации. Ее социальные функции были радикально урезаны. Фактически церкви была разрешена лишь мистическая (обрядовая), отчасти психологическая и крайне ограниченная экономическая деятельность.

1 Митрохин Н Русская православная церковь Современное состояние и актуальные проблемы М . Новое литературное обозрение, 2004 С 38

Ныне, когда устранены искусственные преграды, разделявшие общество на верующих и неверующих, в государственно-политических кругах происходит переосмысление значимости РПЦ в исторической судьбе России. Церковь как организация интенсивно восстанавливает контакт с огромными массами людей, отчасти слабый и прерванный на десятилетия, отчасти никогда не существовавший. Перед ней стоит задача не просто воссоздать традиции религиозной культуры, но фактически заново вводить их. Важной вехой на этом пути стал принятый в сентябре 1997 года новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого декларировано особое уважение государства к Русской православной церкви. Все это свидетельствует о происходящей ныне переоценке роли Русского православия в развитии современной России и делает актуальным исследование антицерковной политики Советского государства в 1948 - 1964 годах.

Историография вопроса. Период 1948 - 1964 годов в истории государственно-церковных отношений является одним из наименее изученных. Научных работ, посвященных ему, не было в официальной исторической науке до начала 1990-х годов, причем, не только в светской, но и в церковной. Так, например, об осуществленных в этот период антицерковных мероприятий умалчивают оба издания, опубликованные в связи с празднованием тысячелетия крещения Руси - коллективный труд советских историков «Русское православие. Вехи истории» и изданный Московской патриархией обзорный труд «Русская православная церковь. 988 - 1988». В изданной в 1984 году книге «Религия и церковь в Советском обществе» бывший председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В.А.Куроедов отмечал, что продолжавшееся более четвери века патриаршество Алексия (1944 - 1970) ознаменозалось «дальнейшим укреплением нормальных отношений между церковью и государством», а

2 Русское православие Вехи истории М Политиздат, 1989

3 Куроедов В А Религия и церковь в советском обществе М Политиздат, 1984

отличительной чертой этого патриарха была «не просто лояльность, но глубокая преданность Советской Родине, социалистическому государству».

В 1990 году в связи с ликвидацией Совета по делам религий при Совете Министров СССР и последующим открытием архива этого учреждения, а также архива КПСС, появилась возможность исследовать все многообразие исторических источников по указанной теме.

В 1991 году в журнале «Наука и религия» была опубликована статья доктора исторических наук М.И.Одинцова «Хождение по мукам. 1954 - 1960

гг.» , явившаяся одной из первых попыток анализа государственно-церковных отношений второй полвины 50-х годов. В этой публикации были впервые приведены ценные статистические сведения о количестве зарегистрированных в СССР религиозных обществ в указанный период и отмечено, что разразившийся к концу 1958 года конфликт между Советским государством и РПЦ был вызван, в том числе, переоценкой послевоенного курса уступок церкви, обличенного партийными идеологами, как «проявления сталинизма». Однако небольшой масштаб статьи не позволили автору всесторонне раскрыть проблему взаимоотношений государства и церкви.

Во вступительной статье к публикации документов в журнале «Отечественные архивы» №. 55, М.И.Одинцов период с 1943 по 1953 годы характеризует как период «религиозного возрождения в СССР»6. Тезисно рассматривая этапы нагнетания антицерковной политики, автор видит причину начала гонений на церковь в перераспределении власти в партаппарате, когда в ходе борьбы к власти пришли сторонники жесткой линии в решении церковных вопросов, желающие реализовать ее во фронтальном наступлении на религиозные организации. В тоже время М.И.Одинцов отдает должное тем рядовым сотрудникам аппаратов Совета по делам РПЦ, которые, будучи в командировках выступали против

4 Одинцов М И Хождение по мукам 1954 - 1960 гг // Наука и религия Июль 1991 № 7

5 Одинцов М И Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» Десять лет жизни патриарха Алексия.
1955 - 1964 // Отечественные архивы 1994 № 5

6 Там же С 26

вопиющих фактов нарушения советского законодательства со стороны местных властей, привлекали к этому внимание партийных органов, требуя соблюдения конституционного принципа свободы совести.

Своеобразный подход в освещении деятельности РПЦ и ее отношении с органами Советской власти наблюдается в работе В.А.Алексеева «Иллюзии и догмы» . Большая часть «полемического повествования», так характеризует свой труд сам автор, посвящен истории взаимоотношений церкви и государства в 20 - 30-е годы. Определенный интерес представляет проведенный автором анализ, хотя и фрагментарный, этих отношений в 40 -60-е годы.

В 1993 году в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии иерея С.Гордуна «Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год»8, вторая часть которой посвящена событиям 1958 - 1970 годов. Характеризуя это время как период «крайнего стеснения церковной жизни»9, автор статьи отмечал, что наиболее резкое усиление антицерковной кампании произошло в 1961 году, и подробно остановился на примерах сопротивления руководства Московской патриархии, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданских властей. Статья священника С.Гордуна была написана на основании изучения архивных документов фонда Совета по делам религии при Совете Министров СССР, многие из которых впервые были введены в научный оборот.

Одной из первых работ, пытающейся законченно и всесторонне исследовать процесс развития государственно-церковных отношений в XX веке стала монография канадского ученого Д.В.Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке»10. Одним из источников монографии являлись статьи в эмигрантских журналах, среди которых он с особым

7 Алексеев В А Иллюзии и догмы (Взаимоотношения Советского государства и религии) М Политиздат,
1991 -398 с

8 Гордун С , священник Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской
Патриархии 1993 №1-2

9 Там же № 2 С 22

10 Поспеловский Д В Русская православная церковь в XX веке М Республика, 1995

уважением отмечал самиздатовские документы. Опираясь на их свидетельства, автор приводит в своей книге некоторые факты из истории «хрущевских гонений». В книге имеется отдельная глава, посвященная наступлению на церковь в годы хрущевской «оттепели». Цифры и факты, приводимые автором, дополняют известную в общих чертах картину, лишний раз подчеркивают драматизм происходящего. Подробному анализу подвергнут урон, нанесенный политикой государства монастырям и системе духовного образования в стране. Главной причиной, объясняющей новую атаку на религию, Д.В.Поспеловский считал обеспокоенность гражданских властей послевоенным оживлением церковной жизни, тем, что вопреки утверждениям официальной пропаганды религиозность советского населения возрастала, а не падала, представляя вызов господствующей идеологии. А отказ от дальнейшего преследования церкви видит в том, что, находясь под давлением гражданских властей, церковная жизнь стала все более принимать нелегальные формы, представлявших для них большую опасность11.

Другим серьезным исследованием темы развития государственно-церковных отношений в 40 - 60-е годы XX века является монография доктора исторических наук М.В.Шкаровского «Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 годах)»12. Ее автор характеризует послевоенные события, как «трагический период последних попыток руководства СССР радикально и в кратчайшие сроки решить религиозную проблему в стране» , отмечая при этом, что главная атака Советского государства была направлена именно против РПЦ. Главной причиной нового наступления на церковь М.В.Шкаровский считает уверенность значительной части советского руководства в жизнеспособности коммунистической идеологии, которой нет, и не может быть никакой религиозной альтернативы. По его мнению,

11 Поспеловский ДВ Указ соч С 310

12 Шкаровский MB Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные
отношения в СССР в 1939 - 1964 годах) М Крутицкое патриаршие подворье Общество любителей
церковной истории, 2000

13 Там же С 359

основными направлениями государственного давления на церковь были резкое сокращение количества приходов и монастырей, подрыв материально-финансовой базы церкви, ликвидация духовных учебных заведений, изменение положения об управлении церковью, давление на различные категории верующих вплоть до запрещения некоторым из них (дети и подростки) посещать храмы. М.В.Шкаровский подчеркивает, что применявшиеся и ранее административные меры, дополнились принципиально новой политикой разложения церкви изнутри, путем целенаправленной «кадровой» политики в среде духовенства, вмешательством в богослужебную практику, попрания канонических принципов церковной жизни. Широкий круг затрагиваемых вопросов не позволил автору детально остановиться на всех элементах идеологической борьбы государства с церковью, так им намечена, но не рассматривается проблема замещения религиозных праздников и обрядов новыми гражданскими. Автор разделяет мнение Д.В.Поспеловского о том, что антицерковные мероприятия нанесли РПЦ тяжелый урон, но все же не дали желаемых результатов, «загнав религиозную жизнь в подполье, что было бы для режима опаснее, чем открытая религиозность»1 .

Эти положения нашли также отражение в изданном в 1997 году под общей редакцией М.Б.Данилушкина первом томе коллективного труда церковных историков «История Русской православной церкви»15, одним из авторов которого являлся М.В.Шкаровский. Книга была рекомендована Учебным комитетом при Священном синоде РПЦ для преподавания церковной истории XX века в духовных академиях и семинариях. Теме настоящего исследования посвящена отдельная глава этого издания «Русская православная церковь в 1958 - 1970 годах», представляющая собой дополненный и частично переработанный текст указанной выше работы М.В.Шкаровского. В частности, с особым вниманием освещены вопросы

14 Шкаровский M В Указ соч С 390

15 История Русской православной церкви От восстановления патриаршества до наших дней СПб , 1997.

внешнеполитической деятельности Московской патриархии в указанный период, успехи в которой могли оказать заметное влияние на судьбы церкви внутри страны.

В книге доктора исторических наук О.Ю.Васильевой «Русская православная церковь и II Ватиканский собор»16 изучаемому периоду посвящена отдельная глава. В ней автор полагает, что усилению религиозности в СССР в 50-е годы способствовало «изживание страха»17 среди населения после смерти И.В.Сталина. В целом, О.Ю.Васлиьева разделяет мнение М.В.Шкаровского о том, что масштабные гонения власти на РПЦ были обусловлены, во-первых, несовместимостью коммунистического общества и религии, во-вторых, ликвидация ровных государственно-церковных отношений рассматривалась как преодоление сталинского наследия. В главе, посвященной внутреннему положению РПЦ, рассматривается лишь элемент экономического воздействия на церковь, как самый важный, не затрагивая научно-атеистическую пропаганду.

Исторические оценки взаимоотношений государства, общества и церкви содержатся в виде комментариев к сборнику «Русская православная церковь в советское время»18 составленным Г.М.Штриккером. Автор считает, что причину начала массовых гонений партия и лично Н.С.Хрущев видели в опасности исходящей от церкви для построения коммунизма, который должен был реализоваться в 80-х годах, а поскольку строительство коммунизма теоретически обуславливает уничтожение всякой религии, то начали применять решительные меры. А вот после отставки Первого секретаря в 1964 году, по мнению Г.М.Штриккера, ни о каком изменении политического курса в отношении РПЦ говорить нельзя, так как при Л.И.Брежневе не было отменено ни одно репрессивное мероприятие предшествующего правления. А наступившее время - брежневская эпоха,

16 Васильева О Ю Русская православная церковь и II Ватиканский собор Факты События Документы М
Лепта-Пресс, 2004

17 Там же С 95

18 Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991) Материалы и документы по истории
отношений между государством и церковью // Сост Г М Штриккер М Пропилеи, 1995

«характеризовалась неким "status quo" в отношениях между властью и обществом»19.

Тему развития государственно-церковных отношений в СССР в 40 -60-е годы XX века также затрагивает монография Т.А.Чумаченко «Государство, православная церковь, верующие. 1941 - 1961 гг.»20. В частности ее автор отмечает, что одной из предпосылок антицерковной кампании Н.С.Хрущева явилась смена поколений в руководстве Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР. С назначением весной 1960 года председателем Совета В.А.Куроедова, опытного аппаратчика и идеологического работника, «начавшийся административный натиск на церковь, на верующих и духовенство приобрел характер политической

21 Г

войны» . При этом автор, в принципе согласен с мнением Г.М.Штриккера, о том, что главной причиной наступления на церковь является общая глобальная задача, поставленная на повестку дня советскому государству -строительство коммунистического общества, и возлагает особую ответственность за развязывание новой антицерковной кампании на Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС, в руках которого Совет по делам РПЦ оказался всего лишь инструментом.

Одно из наиболее серьезных исследований темы государственно-церковных отношений с позиции церковной исторической науки содержится в девятой книге «История Русской церкви» протоиерея В.Цыпина , заместителя Учебного комитета РПЦ, курирующего деятельность научно-богословского отдела. Собственно, антицерковной кампании автор посвятил значительную часть восьмой главы «Русская православная церковь при святейшем патриархе Алексие (Симанском). 1944 - 1970 годы». Определяющим в новом наступлении Советского государства на религию В.Цыпин считает внутриполитический фактор, а также личное усердие

19 Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991) Материалы и документы по истории
отношений между государством и церковью // Сост Г М Штриккер М , 1995 С 50 - 51, 56

20 Чумаченко T А Государство, православная церковь, верующие 1941 - 1961 гг М , 1999

21 Там же С 221

22 Цыпин В , протоиерей История Русской церкви Кн 9 История Русской церкви 1917-1997. М , 1997

Н.С.Хрущева - «главного стратега и вдохновителя атеистической кампании» , который хотел легкой победой над церковью убедить своих противников в том, что он твердо стоит на партийных позициях. При этом, повествуя о ходе антицерковной политики, автор главное внимание уделяет сопротивлению священноначалия, духовенства и прихожан РПЦ антирелигиозным инициативам властей. Эти сведения заметно дополняют названные выше работы светских историков. Подводя итоги антицерковной кампании В.Цыпин разделяет мнение М.В.Шкаровского о том, что такая политика не оправдала надежд властей, поскольку «верующий народ остался с церковью, отшатнулись лишь неверующие»24 и отмечает, что после отстранения Н.С.Хрущева от руководства государством новое политическое руководство страны, хотя и не отказалось от борьбы с религией, но теперь не рассматривало это действие в качестве ближайшей задачи.

Большой значение представляет книга Д.В.Константинова «Гонимая церковь: Русская православная церковь в СССР»25, вышедшая в свет в 1999 году. В своей работе автор большое внимание уделяет борьбе партии с религиозным мировоззрением. Подробно разбирая этапы научно-атеистической пропаганды, раскрывая философские и психологические основы советского атеизма, анализируя антирелигиозную литературу того времени, Д.В.Константинов приходит к выводу, что антирелигиозная пропаганда была обречена, так как «оставалась в идейном смысле исключительно слабой, неубедительной, во многих случаях антинаучной» .

Весьма интересной является монография Н.Митрохина, вышедшая в серии библиотеки журнала «Неприкосновенный запас», «Русская

православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы» . Работа основана на материалах, собранных в более 35 епархиях РПЦ. Имея опосредованное отношение к теме диссертации, работа частично содержит

23 Цыпин В Указ соч С 379,408

24 Шкаровский M В Указ соч С. 405

25 Константинов Д В Гонимая церковь Русская православная церковь в СССР М , 1999

26 Там же С 226

27 Митрохин Н Русская православная церковь Современное состояние и актуальные проблемы М Новое
литературное обозрение, 2004

материалы, связанные и с некоторыми аспектами исследования: государственно-церковные отношения, общественная и экономическая деятельность РПЦ, система подготовки священнослужителей. Автор весьма критично характеризует современное положение православной церкви в России, считая, что во многом это обусловлено тенденциями развития РПЦ сложившимися в 50 - 60 годы.

В деле изучения советского общества в обозначенный период определенный интерес представляет работа Б.А.Грушина «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения»28. Данный труд построен на материалах опросов населения, реализованных Институтом общественного мнения «Комсомольской правды» в 1960 - 1964 годы. В различных социологических исследованиях принимали участие граждане в возрасте от 9 лет и до тех, кому за 60. В анкетах, предоставленных респондентам, имелись вопросы религиозной тематики, проанализировав ответы на которые, автор пришел к выводу, что активно участвуют в религиозной жизни только 0,5% из (10.392 опрошенных). Но Б.А.Грушин допускает, что на уровне мировоззрения у людей обнаруживался интерес к религии, а также допускает, что реальные размеры религиозности могут быть больше, что выражалось в суждениях респондентов. Таким образом, автор не разделял мнение Г.А.Пруденского, будто отправления религиозных обрядов

в стране исчезли .

Некоторые современные диссертационные исследования занимались изучением взаимоотношений государства и церкви в отдельных регионах СССР. Так А.Г.Балыбердин рассматривал государственно-религиозные отношения в Кировской, а А.И.Горбатов - в Кемеровской области.

28 Грушин А Б Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения Очерки массового сознания
россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х кн Жизнь 1-я Эпоха Хрущева М Прогресс
-Традиция, 2001

29 Там же С 493

30 Балыбердин А Г Государственно-церковные отношения в 1958 - 1964 гг (По материалам Кировской
области) Дис канд ист наук Киров, 2004, Горбатов А И Церковно-государственные отношения в
Кемеровской области в 1943 - 1969 гг Дис канд ист наук Кемерово, 1996, Потапова АН Религиозна
политика Советского государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941 - 1958 гг Дис канд ист
наук Оренбург, 2004

А.Н.Потапова изучала религиозную политику Советского государства на примере Южного Урала. Общий вывод данных исследований сводится к тому, что период 50 - 60-х годов XX века явился одним из трагичных моментов истории РПЦ, во время которого она понесла большие моральные и материальные потери.

Подводя итог краткому историографическому обзору изучаемой проблемы, следует отметить, что возвращение Русской православной церкви в активную общественную жизнь страны заметно оживило интерес исследователей к теме развития государственно-церковных отношений в советский период истории России. Имеющиеся работы вносят определенный вклад в разработку ряда проблем истории Советского государства и РПЦ. Наиболее значимыми исследования в этой области являются труды канадского профессора Д.В.Поспеловского и доктороа исторических наук М.В.Шкаровского. Вместе с тем, результат анализа исторической литературы позволяет говорить, что сегодня по-прежнему нет исследования, всецело посвященного теме развития антицерковной политики 1948 - 1964 года. А в имеющихся работах не получили достаточно полного освещения и должной оценки вопросы преодоления «религиозных пережитков» в сознании советских граждан.

Из сказанного выше вытекают цель и задачи исследования:

Цель диссертации состоит в изучении специфики, основных направлений, форм и методов деятельности Советского государства по вытеснению Русской православной церкви из общественной жизни страны.

Задачи исследования:

раскрыть мотивы радикализации государственной антицерковной политики в 40 - 60-е годы XX века;

выявить общие тенденции в развитии государственных и церковных отношений;

изучить и систематизировать основные направления, формы и методы антирелигиозной политики государства;

проанализировать процесс внедрения гражданских обрядов как способ формирования атеистического мировоззрения;

раскрыть важную роль в координации антицерковных мероприятий Совета по делам Русской православной церкви;

рассмотреть реакцию советского общества на проведение антирелигиозной кампании;

изучить специфику кадровой политики РПЦ;

показать бедственное положение церкви, вынужденной ради выживания идти на нарушения законодательства

Объектом исследования выступают отношения между Советским государством и Русской православной церковью в области внутренней политики.

Предмет исследования состоит в рассмотрении политики вытеснения государством Русской православной церкви из сферы общественной жизни в конце 40-х - первой половине 60-х годов XX века.

Хронологические рамки исследования охватывают временной
промежуток с 1948 по 1964 год. Начальная дата исследования связана с
ослаблением внимания к РПЦ как к институту, способному эффективно
проводить в жизнь внешнеполитические замыслы Кремля. Так, РПЦ, не
сумевшая занять позиции безусловного лидера в православном мире во время
проведения Всеправославного совещания в Москве в июле 1948 года, целью
которого являлось сплочение всех православных церквей вокруг
Московского патриархата, потеряла свое значение в глазах советского
руководства. Кроме этого существовали и внутренние причины:
переключение внимания И.В.Сталина на новый виток

внутреннеполитической борьбы, вынужденные уступки части партийного аппарата, не понимающей и не приемлющей послаблений церкви, некоторые кадровые перестановки и так далее. Поэтому с 1948 года и до смерти вождя правительство не разрешило открыть ни одного храма. Следовательно, это

время можно считать отправной точкой, с которой начинается новый виток наступления государства на церковь.

В основе второй даты лежит отставка и выход на пенсию Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева. После этого в стране постепенно начинается переоценка церковных преследований, так как во многом они не оправдались - о глобальном снижении религиозности говорить не приходилось. В целом же с падением Н.С.Хрущева кампания преследования церкви прекратилась.

Для отмеченного этапа религиозной политики советского государства характерно общая стратегия, направленная на полное вытеснение церкви из всех сфер жизни общества с перспективой ее полной ликвидации. В соответствии с этими целями властью были выработаны и применялись, главным образом, меры идеологического воздействия, хотя и не исключался фактор административного нажима. Именно в этот период был заложен принцип, определивший развитие государственно-церковных отношений, более чем на 30 лет.

Методологическую основу исследования составляет историзм, метод научной объективности и достоверности, диалектическое понимание процесса исторического развития при опоре на всю совокупность исторических фактов, метод социального детерминизма исторических явлений и процессов.

Источниковая база исследования. Основу первичной источниковой базы данного диссертационного исследования составляют документы и материалы центральных архивов России, опубликованные сборники документов и материалов, а также изданные по отдельности их публикации в различных книгах и журналах.

Важным звеном в исследовании проблемы взаимоотношений между советским государством, РГЩ и обществом в 1948 - 1964 годах является фонд 6991 Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, находящийся на хранении в Государственном архиве

Российской Федерации (ГАРФ). Изучение материалов этого фонда позволяет создать комплексную картину развития государственно-церковных отношений в СССР в указанный период. В документах фонда содержится обзорная информация о положении и основных тенденциях развития РПЦ и ее взаимоотношений с Советом по делам церкви31, о мерах по экономическому воздействию на монастыри и приходы32. Особый интерес представляют материалы, связанные с осуществлением контроля за выполнением советского законодательства33, стремлением не допустить оживления религиозности34. Материалы ГАРФа раскрывают реакцию духовенства и верующих на мероприятия, подрывающие основы церкви, что наглядно прослеживается на справках о реакции35 и материалах записей бесед церковных иерархов с работниками Совета и их переписке36. Внутреннюю жизнь церкви и ее хозяйственную работу освещают протоколы заседаний патриарха, Священного Синода и документы епархиальных управлений37, а протоколы совещаний уполномоченных по делам РПЦ38 повествуют о результатах работы и обмене опытом в деле изживания религиозного сознания у населения. В целом, на основе материалов ГАРФа вырисовывается целостная картина по всестороннему вытеснению церкви из общественной жизни.

В Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в фонде 17 Центрального Комитета ВКП(б) - КПСС большой интерес представляют документы Управления39 и Отдела пропаганды и агитации при ЦК КПСС. В них находятся записки, справки местных партийных органов, Советов по делам РПЦ и религиозных культов,

3|ГАРФ Ф 6991 Оп 1 Д 153, Оп 2 Д 308

32 Там же Оп 2 Д 80, 126,255,453,487

33 Там же Оп 1 Д 1745,2041, Оп 2 Д 529

34 Там же Оп 2 Д 605,607,616

35 Там же Д 228

36 Там же Д 227, 309,454

37 Там же Д 419,455

38 Там же Оп 1 Д 1940

39 РГАСПИ Ф 17 Оп 125

40 Там же Оп 132

министерств с заключением сектора партийной пропаганды41, сведения о состоянии естественно-научной пропаганды, о состоянии религиозного движения, об усилении влияния духовенства42. Особое внимание привлекает записка и иллюстрированный альбом диаграмм Совета по делам РПЦ о состоянии Русской православной церкви в 1948 году43. Архив также располагает информацией о составе церковных исполнительных органов44, в которой Совет по делам РПЦ дает весьма нелестную оценку в уровне образования, моральных качеств и политической благонадежности.

В Российском Государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) исследовался фонд 5 Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Особое внимание уделялось материалам отдела агитации и пропаганды Центрального Комитета, так как в 50-е годы функции контроля за церковью перешли к партийным организациям. Документы фонда дают представление о фактах администрирования в отношении церкви и верующих, о религиозной обрядности населения45, здесь же содержится информация о положении монастырей в СССР в 50-е годы46. Большое значение имеют отклики советских граждан по вопросу антирелигиозной пропаганды47, представленные также сводкой писем в редколлегию газеты «Правда»48. В фонде также содержится ценная информация о преодолении таких «религиозных пережитков» как церковные праздники49. Таким образом, материалы РГАНИ позволяют проследить развитие наступательной антирелигиозной политики.

Важное место среди источников занимают публикации исторических документов. Богатейший материал по истории отношений между государством и церковью содержится в сборнике документов под названием

41РГАСПИ Ф 17 Оп 132 Д 100,109,110,111

42 Там же Оп 125 Д 313,593

43 Там же Оп 132 Д 7

44 Там же Д 111

45 РГАНИ Ф 5 Оп 30 Д 10 Оп 34 Д 57

46 Там же Оп 30 Д 10

47 Там же Оп 16 Д 689

48 Там же Ф 5 Оп 30 Д 53

49 Там же Оп 34 Д 96

«Русская православная церковь в советское время», вышедшим под редакцией Г.М.Штриккера, сотрудника швейцарского института. Документальный сборник охватывает многие сферы деятельности РПЦ с 1917 по 1991 годы, материалы расположены в нем по хронологическому и тематическому принципу. Среди документов, представленных в этом сборнике особое значение для написания диссертации имели материалы, посвященные научно-атеистической пропаганде, решения Архиерейского Собора 18 июля 1961 года, утвердившего реформу приходского управления, речь патриарха Алексия в защиту церкви на Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года. Особую ценность представляют тематические комментарии составителя к подборкам документов.

Большая подборка документов содержится во второй части книги «Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы»50. В сборнике представлены документы, из фондов ГАРФа и РГАНИ. Для написания работы важное значение имели записи бесед председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров ССС Г.Г.Карпова и патриарха Алексия и записка заместителя Совета П.Г.Чередняка в ЦК КПСС о мерах по реализации постановления от 4 октября 1958 года, предлагающая комплекс мер по предотвращению злоупотреблений со стороны духовенства в хозяйственных вопросах и привлечению подростков и детей к церковным службам51.

С 1991 года в журналах, исторических альманахах начали публиковаться архивных материалов по истории религиозной политики советского государства. В журнале «Отечественные архивы» за 1994 год М.И.Одинцовым представлена подборка документов52, посвященных десятилетнему периоду (1955 - 1964) патриаршества Алексия I, представленной через призму государственно-церковных отношений.

50 Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939 - 1958 (Дискуссионные аспекты) М , 2003

51 Записка заместителя председателя Совета по делам РПЦ П Г Чередняка в ЦК КПСС о мерах по
реализации постановления ЦК КПСС от 4 октября 1958 г // Власть и церковь в СССР и странах Восточной
Европы 1939 - 1958 (Дискуссионные аспекты) М , 2003

52 Одинцов М И Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» Десять лет жизни патриарха Алексия
1955 - 1964 // Отечественные архивы 1994 № 5

Архивные материалы раскрывают трагическое положение Московской патриархии, бессильной помешать новой волне наступления на церковь в СССР. В Журнале «Государство и церковь» также М.И.Одинцовым подготовлена публикация «Доклада нового председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В.А.Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных в 1960 году» . Этот доклад стал рубежным в понимании рабочих задач Совета, он переориентировал его работу с «налаживания и нормализации государственно-церковных отношений» на исправление «деформаций церковной политики социалистического государства»54.

Подробная документальная информация о массовых паломничествах к святым местам опубликована в 1997 году в «Вестнике Архива Президента РФ»55, где приводятся факты паломничества, списки святых мест, меры по их закрытию, рецидивные явления, а также планы мероприятий по преодолению таких «религиозных пережитков».

В журнале «Православный паломник», в 2002 году была опубликована статья сотрудников ГАРФа «О закрытии православных монастырей в СССР и запрещении паломничества к святым местам (1958 - 1961)56» после которой в качестве приложения имеется подборка документов, раскрывающая факты нарушения властями законодательства при ликвидации православных обителей . Одним из достоинств данной статьи является сводная таблица о монастырях в СССР, составленная авторами на основе статистических

справок Совета по делам РПЦ .

53 Проявлять бдительность, своевременно пресекать антисоветские выпады духовенства Доклад
председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР В А Куроедова на Всесоюзном
совещании уполномоченных 1960 г //Государство и церковь С 64-91

54 Там же С 65

55 Добиться закрытия так называемых «святых мест» Записка Совета по делам Русской православной
церкви в ЦК КПСС О паломничестве верующих к так называемым «святым местам» Выписка из протокола
№ 193 заседания Президиума ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года О мерах по прекращению паломничества к
так называемым «святым местам» // Источник / Вестник Архива Президента Российской Федерации № 4
1997

56 Лавинская О В, Орлова ЮГ О закрытии православных монастырей в СССР и запрещении
паломничества к святым местам (1958 - 1961) По документам и материалам Совета по делам Русской
православной церкви при Совете Министров СССР // Православный паломник 2002 № 3 (5), 4 (6)

"Тамже №3 (5) С 38 58 Там же С 39

При написании диссертации применялись также материалы прессы, научной литературы, политических и партийных директив.

В работе использовались источники, характеризующие политику советского государства и коммунистической партии. Сюда относятся Программы и Уставы КПСС, постановления Центрального Комитета партии, выступления Н.С.Хрущева59.

По теме исследования также привлекались материалы периодических изданий. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП), являясь официальным печатным церковным органом, публиковал определения и постановления Священного Синода, сообщения о церковной жизни в стране, богословско-исторические статьи. В диссертации использованы материалы, посвященные духовному образованию и нравственности60.

Большой интерес представляет журнал Всесоюзного общества «Знание» «Наука и религия», возобновивший свое издание в 1959 году. Журнал освещал широкий круг вопросов, касающихся теории научного атеизма, атеистического воспитания, критики религиозной идеологии, истории религии, роли религии и церкви в современном мире, разоблачал клерикальное мировоззрение, уделял большое внимание критике современного православия. Такими публикациями редакция журнала надеялась сломить религиозное мировоззрение, однако, многие антирелигиозные статьи, носили достаточно поверхностный характер. Кроме этого на страницах этого журнала печаталось большое количество шуток, баек и фельетонов на религиозные темы.

Определенного внимания заслуживает сатирический журнал «Крокодил». Являясь одним из печатных органов издательства «Правда», журнал служил показателем государственных приоритетов в развитии советского общества. В годы идеологической борьбы с религией, служил

59 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК Изд 9-е дополн и исправл T 8 (1946 - 1955) М Издание политической литературы, 1985,
Программы и Уставы КПСС М Политиздат, 1969 Хрущев НС За прочный мир и мирное
сосуществование М Госполитиздат, 1958

60 Журнал Московской Патриархии 1948 № 11, 1959 №3, 1962 № 1

орудием наглядной антирелигиозной пропаганды, помещая на своих страницах материалы, призванные дискредитировать РПЦ и духовенство в глазах населения.

Другим источником, используемым при подготовке данного исследования, является официальная советская пресса. Материалы, публикуемые в центральных газетах «Правда» и «Известия», дают возможность получить подробные сведения о развертывании масштабного наступления на церковь в целом и научно-атеистической пропаганды в частности. Советская печать позволяет раскрыть истинное желание властей покончить с религиозностью в стране в кратчайшие сроки.

Новизна исследования заключается в следующем:

проблема вытеснения церкви из общественной сферы советского государства в 1948 - 1964 гг. подвергается комплексному исследованию с позиций политического, экономического и психологического давления на верующих и духовенство;

подробно рассматривается процесс замещения церковных праздников и обрядов на безрелигиозные, как один из элементов процесса по вытеснению;

в научный оборот введены новые архивные материалы. Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее

фактический материал, результаты и выводы способствуют концептуальному осмыслению истории развития отношений между государством, церковью и обществом в нашей стране. Кроме этого, они могут быть использованы в учебном процессе при изучении данной темы в образовательных учреждениях. Также полученные результаты могут способствовать лучшему осмыслению проблемы государственно-церковного взаимодействия на современном этапе с целью предотвращения ошибок в будущем.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в двух публикациях, а также излагались в докладе на вузовской научной конференции в МГОУ в апреле 2004 года.

#

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Каждая глава делится на параграфы. Первая глава раскрывает основные методы воздействия на РПЦ. Вторая -анализирует антирелигиозную пропаганду. Третья глава - изучает конкретные методы по изживанию «религиозных пережитков» у населения. Каждая глава завершается кратким обобщением изложенного материала. Итоги по периоду 1948 - 1964 годов, а также основные выводы сформулированы в заключении.

#

Общие тенденции в развитии государственно-церковных отношений в 1948 - 1964 гг.

После завершения Великой Отечественной войны в положении православной церкви к 1947 году заметно обозначились изменения, характеризующие спад религиозного подъема, усилившейся в период войны. Это проявлялось в том, что по сравнению с 1945 - 1946 годами посещаемость служб заметно сокращалась (кроме больших церковных праздников - в эти дни посещаемость прежняя), соответственно доходы духовенства и церквей значительно уменьшились, особенно после денежной реформы, многие общины не в состоянии были обеспечить самостоятельное существование приходов. По СССР более 366 церквей и молитвенных домов не функционировали значительное время, а по Украинской ССР - 2615 функционировали периодически. Также по сравнению с 1945 - 1946 годами количество ходатайств об открытии церквей снизилось, хотя исполнение религиозных обрядов в 1947 году оставалось стабильным на уровне военного времени .

1948 год стал переломным в государственно-церковных отношениях: началось повсеместное вытеснение церкви на периферию общественной жизни. Это было вызвано комплексом различных причин. Здесь сказались и внешнеполитические обстоятельства: Советское правительство потеряло интерес к Московской патриархии ввиду ее малоэффективной международной деятельности, поэтому власти начинают сворачивать прежний курс, ориентированный на поднятие исторического патриотизма, личностного самосознания, тесно связанный с духовным возрождением советского народа. Политика ограничения свободы совести не могла не коснуться церкви, которую, несмотря на все стремления, не удалось превратить в элемент тоталитарной системы2. Кроме этого существовали и внутренние причины: переключение внимания И.В.Сталина на новый виток внутреннеполитической борьбы, вынужденные уступки части партийного аппарата, не понимающей и не приемлющей послаблений церкви, некоторые кадровые перестановки и так далее3.

Ситуация с открытием новых церквей была достаточно неоднозначной. Согласно постановлению СНК СССР № 1325: решение об открытии церквей принимали облисполкомы, направляя его затем в Совет по делам Русской православной церкви или в Совет по делам религиозных культов для утверждения в Совете Министров СССР. Если ходатайство отклонялось, то верующие об этом уведомлялись, а копия отсылалась в Совет по делам религиозных культов4.

Согласно Справке о положении и деятельности РПЦ в 1947 году на 1 января 1948 года в СССР насчитывалось 14.187 церквей и молитвенных домов (11.823 церкви и 2364 молитвенных дома) и 85 монастырей. Самыми «богатыми» республиками Советского Союза в этом отношении были: Украинская ССР - 8903 (62,7%) храмов и 52 (61,1%) монастыря, РСФСР -3217 (22,7%) и 3 (3,6%), Белорусская ССР - 937 (6,6%) и 3 (3,6%) и Молдавская ССР - 612 (4,3%) храмов и 23 (27%) монастырей соответственно5. За 1947 год количество церквей увеличилось на 347, а монастырей уменьшилось на 11. Не прекращали своей деятельности с дореволюционного времени - 3021 церковь, открыты во время войны на оккупированных территориях - 7405, воссоединились в связи с ликвидацией унии - 2491, открыты Советом по делам РПЦ за 1944 - 1947 годы 1270: в 1944 - 207, в 1945 - 509, в 1946 - 369 и в 1947 году - 1856.

Возобновление активной антирелигиозной пропаганды в 50-е годы

Несмотря на то, что руководство СССР, в целом, в 40-х годах XX века старалось демонстрировать благожелательное отношение к Русской православной церкви, рост религиозности, связанный с Великой Отечественной войной, все же вызывал некое неудовольствие. Поэтому еще в сентябре 1944 года ЦК ВКП(б) вынес решение «Об организации научно-просветительской пропаганды». Согласно этому документу надо было шире развернуть пропаганду научно-материалистических знаний среди населения, привлекать к ведению этой пропаганды силы советской интеллигенции1.

Так как из факта победы социализма и государства социалистической идеологии в стране некоторые коммунисты сделали неправильный вывод, что теперь религия должна отмереть сама собой: «Товарищ Сталин указал, что партия не может быть нейтральной в отношении религии... Ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. В то время как с момента своего возникновения и до наших дней наука имеет в лице религии злейшего врага2... Поэтому партия большевиков всегда считала своей обязанностью вести систематическую борьбу с религиозными предрассудками, всемерно развертывать атеистическую пропаганду3... Коммунистическая партия поставила целью преодолеть религиозные предрассудки на основе ликвидации и выкорчевывании социальных корней религии. Лояльность духовенства в отношении Советской власти не меняет реакционного характера религиозной идеологии. Рассуждения о том, что будто религия может принести пользу коммунистическому строительству, совершенно не состоятельны. На самом деле... служит помехой коммунистическому строительству»4.

В то же время в документе говорилось, что такая научно-атеистическая пропаганда не должна иметь ничего с администрированием по отношению к церкви, в ее проведении не должны допускаться крикливость и шумиха, не должны допускаться оскорбления и унижения чувств верующих. Потому, что все это могло принести только вред и вызвать недовольство верующих и укрепить, а не ослабить религиозные настроения.

После смерти И.В.Сталина новое руководство партии и правительства в рамках борьбы с искривлениями «ленинского курса» взялось последовательно и методично исправлять ошибки предшественников. Изменения коснулись и государственно-церковных отношений. Все компромиссы, достигнутые ранее, объявлялись деформацией церковной политики социалистического государства.

Свое нынешнее отношение к религии правительство определяло, исходя из того, что религия является враждебной интересам трудящихся масс, что она своими антинаучными взглядами, своей моралью, искаженными представлениями об окружающем мешает делу коммунистического строительства, отвлекает многих людей от активного участия в общественной жизни. По данным на 1953 год, наблюдался всплеск религиозности. Заместитель председателя Совета по делам РПЦ С.К.Белышев докладывал в ЦК Н.С.Хрущеву, что пасхальные службы собрали огромное количество людей в церквах городов Москвы, Киева, Минска, Ленинграда, Курска, Ростова-на-Дону, Вильно. В городе Ровно в 3-х церквах к началу освящения куличей пришло 6 тысяч человек (25% молодежи от 15 до 25 лет), к заутрени все 36 храмов Москвы, вмещавшие до 80 тысяч верующих, были заполнены, а всего по Москве.

Внедрение новых безрелигиозных праздников и обрядов в быт советских граждан

Христианские обряды сопровождали человека на протяжении всего его бытия - от рождения до смерти, являясь важной составляющей частью православной жизни, они оказывали не только огромное эмоционально-психологическое воздействие на верующих, но и рассматривались как единственное средство получения Божественной благодати, являясь мощным связующим звеном между верующими и церковью. Поэтому делу искоренения религиозных обрядов из жизни советских граждан уделялось большое значение.

Отправление праздников на селе, как двунадесятых, так и престольных, во многом отвлекало колхозников от работы, так как многие из них (Вознесение Господне, Троица, Владимирской и Казанской иконе Божией Матери, пророка Илии, Преображение Господне, Успение Божией Матери и другие) приходились на самое ответственное в сельскохозяйственном производстве время. Так, согласно Справке уполномоченного Совета по Украинской ССР Корчевого, направленной в ЦК КПУ в апреле 1954 года, в селе Красный Деркуль, Ворошиловоградской области в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в церкви присутствовало полторы тысячи человек из двух тысяч жителей, а в колхозе в тот день никто не работал1.

В Курской области, в колхозе «Совет» Шарьинского производственного колхозно-совхозного управления насчитывалось 72 населенных пункта, 1860 хозяйств с трудоспособным населением 2800 человек. В год в колхозе справлялось 39 престольных праздников, в которых участвовало по 500 человек, прогуливавших работу минимум по 3 - 4 дня. Во время религиозных праздников колхоз терял до 80 тысяч человеко-дней и около 3 миллионов рублей, кроме этого, отмечание церковных праздников, по мнению парткома, сопровождалось наличием большого числа пьяных2. На расширенном ноябрьском 1963 года заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС председатель колхоза Б.Вестников назвал религиозные праздники огромным злом для сельскохозяйственного производства3.

Особенно широко отмечался престольный праздник «Тихонов день», вследствие чего несколько дней (с 29 июня по 5 июля)4 колхозники не выходили на работу. В конце 1960 года партийная организация колхоза подняла вопрос об отмене религиозных праздников. На замену «Тихонову дню» и еще одиннадцати религиозным праздникам, приходящимся на время посевных работ и заготовок кормов, был придуман единый общеколхозный праздник, который и состоялся 17 - 18 июня 1961 года5. Через коммунистов и агитаторов была проведена широкая разъяснительная работа. Специально к этому дню колхозникам выдали зарплату, для привлечения населения на праздник в колхозе была организована развозная торговля из города Шарьи и района и города Ветлуги Горьковской области, в день праздника в колхозе торговали 47 магазинов и 29 палаток6. Представители соревнующегося колхоза «Молодая Гвардия» во главе с председателем М.И.Моисеевым также были приглашены и принимали участие в праздновании.

Похожие диссертации на Взаимоотношения Советского государства и Русской православной церкви в 40 - 60-е годы XX века