Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Беляева Анна Борисовна

Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций
<
Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева Анна Борисовна. Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Беляева Анна Борисовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/785

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Формирование ценностных ориентации подростков в социально- культурной деятельности общественных организаций как научно-педагогическая проблема 18

1.1 Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций 18

1.2 Сущность и специфика формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности 36

1.3 Модель формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций 54

Выводы к главе I 83

Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций 87

2.1 Анализ социально-культурной деятельности региональных общественных организаций по формированию ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций 87

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально- культурной деятельности общественных организаций 105

Выводы к главе II 132

Заключение 137

Литература 148

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется значимостью для исторической науки, отсутствием научных исследований по многим из конкретных проблем, потребностью переосмыслить некоторые оценки рассматриваемых проблем с учетом новых источников и современного научного видения истории России первых лет после Великой Отечественной войны.

Современное российское общество, находясь в состоянии поиска оптимальной модели молодежной политики, не может не учитывать как положительный, так и отрицательный опыт комсомола – самой массовой в отечественной истории молодежной организации.

Изучение роли российской провинциальной молодежи в решении важнейших государственных задач в труднейших условиях послевоенного периода позволяет расширить и углубить знания по истории патриотической деятельности молодого поколения в один из наиболее тяжелых периодов ХХ века. Изучение духовных ценностей, факторов высокого морально-психологического настроя молодежи в послевоенные годы в современных условиях важно для воспитания гражданских и патриотических чувств нынешней молодежи, формирования национального самосознания. Заметная роль комсомола в сфере развития народного образования также повышает актуальность работы, так как интересен исторический опыт молодежной организации с точки зрения сегодняшней модернизации общего и профессионального образования.

Учитывая огромное внимание советского руководства к воспитанию советской молодежи, можно утверждать, что изучение исторического опыта ВЛКСМ позволит глубже понять идейные основы тоталитаризма, точнее воссоздать общественную атмосферу изучаемого периода российской истории.

Духовная сфера общества рассматривается в диссертации как система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология. Значимость духовной сферы обусловлена ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Объектом исследования являются провинциальные комсомольские организации, решавшие важнейшие задачи, выдвигаемые государством в духовной сфере.

Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации комсомолом задач по обеспечению народного хозяйства кадрами, повышению эффективности воспитательной деятельности как самих комсомольских организаций, так и учреждений культуры и системы народного образования.

Хронологические рамки исследования охватывают период с мая 1945 г. по март 1954 г. 9 мая 1945 г. закончилась Великая Отечественная война. На первый план выдвинулась задача восстановления разрушенного захватчиками народного хозяйства. Со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. страна вступила в новый этап своего развития, характеризовавшийся проведением давно назревших реформ в различных сферах. Однако еще в течение нескольких последующих лет общество освобождалось от наиболее грубых форм сталинизма в общественно-политической и социально-экономической сферах. Для комсомола важнейшим событием стал прошедший в марте 1954 г. ХII съезд ВЛКСМ, нацеливший на переоценку устоявшихся форм и методов работы. Все это позволяет выделить время с мая 1945 по март 1954 г. в отдельный период истории комсомола.

В некоторых сюжетах, добиваясь полноты исследования, диссертант вынужден был использовать материал как середины 1950-х годов, так и периода Великой Отечественной войны.

Территориальные рамки исследования ограничены пределами Тамбовской области. С одной стороны, региональная локализация исследования способствует более детальному изучению процессов и явлений, позволяет скорректировать многие обобщающие выводы, сделанные историками на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. С другой стороны, Тамбовская область – типичный тыловой регион Центральной России. Изучение истории комсомола данной области позволяет во многом экстраполировать результаты исследования на историю комсомола послевоенной российской (советской) провинции в целом.

Степень изученности темы. С точки зрения историографии, для данной тематики сложилась весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, наблюдается большое количество работ, посвященных послевоенному комсомолу, с другой стороны, все они лишь отчасти затрагивают отдельные аспекты темы. Анализ историографии выявил три основных периода ее развития: первый – со второй половины 1940-х гг. до середины 1950-х гг., второй – с конца 1950-х до конца 1980-х гг., третий – с начала 1990-х гг. по настоящее время.

Для первого периода историографии характерно появление статей и книг, написанных непосредственными участниками восстановительного процесса. Целый ряд объективных причин и, прежде всего, отсутствие достаточной документальной базы не позволили историкам создать в то время подлинно научные исследования.

Источниковая база исследований по проблемам восстановительного периода расширилась после ХХ съезда КПСС. Вышло несколько интереснейших сборников документов по истории комсомола и государственно-партийной молодежной политики. Однако это не означало, что стали доступны важнейшие сведения о жизни страны послевоенного времени. Не вполне достоверна была официальная информация, а публикация многих важных для исследователей данных была запрещена. И все же большая, чем прежде, открытость документальных материалов, рост опыта исследовательских кадров и интереса научной общественности к послевоенному прошлому облегчили изучение обозначенной проблематики.

В географических рамках Тамбовской области проблемами работы тыловых комсомольских организаций первым продуктивно стал заниматься Л.Г. Дьячков. В 1970-е гг. появилось несколько насыщенных фактическим материалом публикаций непосредственно по истории тамбовской областной комсомольской организации изучаемого периода. В брошюру В.Ф. Пенькова и Г.П. Пирожкова был включен материал об участии комсомольцев в культурно-просветительской деятельности. Интересные статистические данные приведены в составленной по материалам ранее изданных газет, книг и журналов хронике событий из жизни областной комсомольской организации.

В условиях перестройки наиболее многосторонне историю послевоенного комсомола проанализировал А.А. Алексеев. Он особое внимание уделил школьному комсомолу, впервые выявил антибюрократические и демократические тенденции в деятельности комсомола после Великой Отечественной войны. В то же время был сделан вывод: «Без реформы политической системы в целом вряд ли можно было осуществить демократизацию одного только комсомола».

С 1990-х гг. начался новый этап в развитии российской историографии, который характеризуется появлением работ, основывающихся на ранее закрытых данных статистики, документах, воспоминаниях очевидцев и т.д. Происходит переосмысление многих стереотипов.

Фундаментальным исследованием истории российских молодежных организаций стала книга В.И. Соколова «История молодежного движения России (СССР) со второй половины Х1Х века до ХХ1 века». Изучаемому периоду в ней посвящен параграф «Послевоенное пятилетие. Восстановление жизни»: охарактеризованы лишь некоторые направления деятельности комсомола, показаны причины появления альтернативных комсомолу организаций.

К 90-летию ВЛКСМ была издана коллективная монография «Тамбовский комсомол: грани истории. 1918 – 1945». В ней впервые без слепой ориентации на выводы партийных документов или бездумного очернительства комплексно исследован исторический путь региональной комсомольской организации, в приложении опубликованы интереснейшие для историков молодежного движения документы. Нам книга интересна, прежде всего, очерком В.Е. Бредихина, всесторонне обобщающим опыт работы тамбовского комсомола в годы Великой Отечественной войны. Для лучшего понимания жизни послевоенной тамбовской молодежи важны и другие работы В.Е. Бредихина, многие выводы которого актуальны и применительно к послевоенному периоду.

Большую ценность имеют публикации, раскрывающие реалии социально-экономической ситуации в изучаемом регионе, показывающие насущную необходимость наставнической деятельности ВЛКСМ среди детей и подростков, объективно представляющие реалии их жизненного мира, а также статьи, анализирующие исторический опыт системы вечернего образования.

Важной особенностью современной исторической науки является активная разработка периода социальными историками, сместившими исследовательские стратегии в направлении социокультурного анализа, историко-антропологического и междисциплинарного подходов, изучения общества через повседневные практики его граждан. Особое внимание среди работ данной направленности заслуживают труды Е.С. Сенявской и Е.Ю. Зубковой. Рассматривая феномен общественного сознания фронтового поколения, Е.С. Сенявская сделала вывод, что в военных условиях формируются особый тип личности, особая психология, а затем эти особенности проявляются в мирное время. Зубкова Е.Ю. подробно охарактеризовала общественные настроения в послевоенном СССР, как в традиционных социумах (рабочие, крестьяне), так и в новых, сформировавшихся за годы войны социальных группах (фронтовики, эвакуированные, мобилизованные), впервые отметила особую поколенческую специфику послевоенной молодежи. Многие из молодых людей того времени не имели отцов, семей, их им заменили школа, двор, детский дом. Послевоенное поколение воспитывалось на ценностях коллективизма, что не помешало, а, наоборот, способствовало появлению плеяды ярких индивидуальностей.

Ваксер А.З., Зезина М.Р., Зима В.Ф. показали колоссальный масштаб беспризорности и безнадзорности в послевоенные годы, проанализировали не всегда успешные попытки решения этих проблем. Реформы в сфере образования рассмотрены А.П. Пыжиковым.

Среди диссертаций, защищенных в постсоветский период, для нас особенно важными являются те, которые напрямую изучали проблемы молодежного движения послевоенных лет. Для осознания роли комсомола в системе отношений государства и Русской православной церкви особое значение имели работы О.Ю. Васильевой и С.В. Покровской. Диссертация А.В. Хохлова, всесторонне анализируя восстановительный процесс в российских регионах, освобожденных от врага, показывает огромное мобилизующее значение деятельности комсомола.

Свою роль в изучении истории российского молодежного движения XX века сыграли американские и европейские исследователи. Собственно послевоенному комсомолу посвящено диссертационное исследование Ю. Фюрст «Последнее сталинское поколение: молодежь, государство, комсомол, 1945 – 1953». В работах Д. Данстана и Л. Холмса рассмотрены вопросы советской государственной политики в сфере образования в 1940-е гг..

Цель и задачи исследования. Учитывая накопленные знания, необходимость переосмысления ряда положений, господствовавших в советской исторической науке, отсутствие специальных исследований в новейшей отечественной историографии и слабую изученность проблемы на материалах Тамбовской области, автор поставил цель определить послевоенную специфику деятельности провинциальных комсомольских организаций в духовной сфере общества в условиях региона, не захваченного в годы Великой Отечественной войны врагом.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

– рассмотреть ситуацию внутри комсомола, определить степень ее влияния на изменения роли ВЛКСМ в духовной сфере жизни общества;

– проанализировать осуществление комсомолом важнейших государственных проектов в духовной сфере в условиях послевоенной советской (российской) провинции;

– выделив основные направления деятельности комсомола в послевоенной провинции, прежде всего, по решению проблем культуры и образования, оценить ее эффективность с позиций интересов общества и государства.

Основу источниковой базы диссертации составили неопубликованные архивные материалы, разнообразные по происхождению, содержанию и качеству информации. Наиболее подробно был изучен фонд 1184 Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО), в котором хранятся документы Тамбовского областного комитета ВЛКСМ. Стенограммы конференций, пленумов, протоколы заседаний бюро обкома комсомола, переписка сотрудников обкома с районными и городскими комитетами ВЛКСМ дают возможность представить процесс комсомольской деятельности в послевоенные годы во всей его противоречивости, сопоставить намерения и результаты работы комсомольских организаций, разрушив многие стереотипы советской историографии. Для пополнения и уточнения сделанных выводов и предположений были изучены фонды Тамбовского обкома ВКП(б) – КПСС, ряда горкомов и райкомов ВЛКСМ. Особое внимание уделялось документам первичных комсомольских и партийных организаций, позволившим скорректировать многие выводы.

В целях расширения источниковой базы исследования, проведения сравнительного анализа состояния дел в регионе и в целом в стране диссертант проанализировал документы центральных комсомольских органов, которые хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), публикации областных и центральных газет изучаемого периода, весьма неравноценные по информативной насыщенности сборники документов, статистические издания. Не основной, но важной группой источников стали труды руководителей коммунистической партии, изучение которых необходимо для выяснения доктринальных основ большевизма, идейно-побудительных мотивов практических решений, в том числе и по вопросам молодежной политики. Из новейших изданий особую роль для осознания ситуации, в которой начинал послевоенную деятельность тамбовский комсомол, сыграл сборник документов «Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.».

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

Общенаучные методы познания: анализ, синтез, описание. Они применялись при обобщении результатов исследования, выявлении региональной специфики;

Принципы историзма и объективности, обеспечивающие научный подход при анализе исторического процесса;

Теория модернизации, позволяющая последить эволюцию политической системы советского государства и роли комсомола в ней с позиций ее волнообразного развития в рамках особенностей российской цивилизации;

Синергетический подход, основанный на таких понятиях, как нелинейность, неустойчивость, непредсказуемость, альтернативность развития. Синергетический подход позволяет в большей степени интегрировать индивидуальное и социальное в изучении общественно-исторического развития;

Проблемно-хронологический принцип, положенный непосредственно в основу построения диссертационного исследования;

Теория огосударствления комсомола, согласно которой комсомол рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью.

Принципиальным в подходе к изучению истории комсомола является вывод профессора М.М. Мухамеджанова: «При оценке роли комсомола в социалистическом обществе было бы некорректно подходить к нему с теми же мерками, какими оценивается роль КПСС, которая брала на себя всю ответственность за судьбы страны. Комсомол не несет ответственности за неудачный эксперимент по строительству социализма в СССР, за развал единого государства, так как он не был допущен к выработке ни стратегической линии, ни тактических задач».

Для анализа досуга комсомольцев начала 1950-х гг. автором был выбран социологический метод контент-анализа средств массовой информации. Для этого на подготовительном этапе работы был разработан структурно-тематический бланк контент-анализа для анализа прессы.

В качестве источника для контент-анализа по проблеме «Досуг комсомола 1951 – 1953 гг.» была выбрана областная молодежная газета, орган Тамбовского областного комитета ВЛКСМ «Молодой сталинец» за декабрь 1951, 1952 и 1953 гг. Данные, полученные в результате контент-анализа, обрабатывались программой Statistical Package for the Social Science (SPSS) версии 13 для Windows.

Новизна исследования состоит в том, что представлен целостный анализ деятельности региональной комсомольской организации в духовной сфере. Впервые столь широко обобщен как позитивный, так и негативный опыт деятельности комсомола в 1945 – 1954 гг. Причем автор не отрицает наличия у комсомола большого созидательного потенциала, а выясняет, почему некоторые возможности не были реализованы.

Впервые как на материалах Тамбовской области, так и в общероссийском масштабе проанализированы стиль внутрисоюзной работы, шефство комсомола над детскими домами, роль комсомола в системе взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви в 1945 – 1954 гг. По другим частным проблемам, рассматриваемым в диссертации, проведен анализ с учетом ставших доступными новых источников, достижений современной отечественной и зарубежной историографии, обновлены полностью или скорректированы многие выводы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ситуация, сложившаяся в комсомоле после войны, способствовала как развитию авторитарных традиций, так и некоторому возвращению к совершенствованию внутрисоюзной демократии.

2. Формировавшаяся заново система политобразования была неэффективной как система получения общеобразовательных и политических знаний, но в определенной мере служила мобилизации сил на созидательную деятельность.

3. Под влиянием войны комсомол радикально изменил свою роль в системе взаимоотношений государства и Русской православной церкви, перейдя от воинствующего безбожия к умеренному атеизму.

4. Участвуя в развитии народного образования, культурном строительстве, комсомольцы способствовали социально-экономическому развитию страны, улучшали социальные условия жизни независимо от провозглашаемых лозунгов. Деятельность комсомола на данных направлениях способствовала не только осуществлению планов государства, но и объективно отвечала интересам общества.

5. Особое значение деятельность комсомола в духовной сфере имела в провинциальных условиях, где в отличие от крупных промышленных центров крайне неразвитой была социальная инфраструктура, комсомол в некоторых населенных пунктах был единственной организацией, регулярно уделявшей внимание культуре и образованию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, обобщенные в диссертации материалы могут способствовать дальнейшей теоретической разработке ряда проблем и дискуссионных вопросов истории послевоенного периода. Возможно использование материалов диссертации при написании учебников и учебных пособий и в процессе преподавания истории в высшей и средней школе.

Содержащиеся в диссертации обобщения и выводы могут оказать существенную помощь в решении проблем современного молодежного движения в Российской Федерации, в работе по осуществлению государственной молодежной политики.

Апробация диссертации проведена на научных конференциях и в публикациях автора. Основные идеи и положения диссертации отражены в научных статьях (общий объем – 4,2 печ. л.), в том числе в статье в научном журнале из перечня ВАК. Результаты исследований апробировались в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях в Тамбовском государственном техническом университете, а также на двух международных научных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, табличных приложений.

Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций

Определение содержания теории ценности предполагает изучение предпосылок введения этого понятия в научный оборот, что требует анализа на общетеоретическом уровне концепта «ценность», связей с другими категориями, использующимися для обозначения феноменов, направляющих сознание и деятельность социальных субъектов.

Введение в научный оборот категории «ценности» принадлежит аксиологии, которая как наука возникла лишь во второй половине XIX века.

Исследовавшая теоретические основы становления аксиологии Г.И. Чижакова отмечает, что еще древнегреческие философы, оценивая общественные явления, употребляли ценностные понятия: «благо», «добро», «истина», «польза», «красота» [Чижакова 2000: 8-12].

От Демокрита пошла многовековая натуралистическая традиция в трактовке ценностей как проявления естественного порядка вещей, природы, среди приверженцев названной традиции - Эпикур и Лукреций, Спиноза и французские материалисты XVIII века, английские утилитаристы и многие другие.

Религиозная философия XI-XIV веков ищет основы «ценного», понимаемого как добродетельное в сверхъестественном.

В эпоху Возрождения, а затем в философии Просвещения источник ценностей (понятий возвышенного, справедливого, прекрасного, доброго) видится в природе материального мира и земной практике человека, осуществляющего свои собственные интересы. Основой человеческих ценностей (добра, справедливости, свободы) И.Кант считал потустороннее царство должного, совершенно не связанное с естественными интересами людей [Кант 1965: 554].

В 60-х годах XIX столетия немецкий философ Рудольф Герман Лотце вводит в научный лексикон понятие «ценности». По его мнению, суть ценности заключается в том, что она не относится к сфере действительности: источник ценности следует искать не в бытии, а в сознании людей У истоков философской теории ценностей стояли К. Белль, В. Винделfa-банд, Э. Гуссерль, Ф. Ницше, Г. Риккёрт, А. Риль, Ж.-П. Сартр, М. Шеллер и другие мыслители. Представители западной философии по-разному определяли источник ценностей. Таковым считали: - потребности людей (Ф. Ницше); - неповторяемость, однократность предмета (В. Виндельбанд); - цель человеческой деятельности (А. Риль); - абстрагирование от реальности (Г. Риккёрт); - идеал (К. Белль); - меру воли, действия, моральности человека, имеющие не зависимое от него происхождение (М. Шеллер); - императив, абсолютную цель (Ж.-П. Сартр).

Как верно отмечает венгерский ученый И. Витаньи, анализируя философские теории ценностей, при всем разнообразии подходов к определению сущности ценностей в большинстве из них есть нечто общее: «...ценность противопоставляется реальности, бытию, вводят ее не просто в ничто, а в будущее...В царстве ценностей происходит постоянное движение и изменение, что требует активного вмешательства человека, его действия для реализации ценностей» [Витаньи 1984:116 -146].

Особая роль в расширении ценностной картины мира принадлежит русским мыслителям второй половины XIX - начала XX века, которые рассматривали ценности как: - идеалы, являющиеся продуктами взаимодействия индивидов во времени и пространстве (Б.Н. Чичерин); - личностные смыслы, источники которых находятся во внутренних переживаниях людей (П.И. Новгородцев); - культурные смыслы, которые каждая эпоха или индивид вкладывают в одни и те же предметы (Л.И. Петражницкий, П.А. Сорокин). Таким образом, обзор основных аксиологических теорий и взглядов ведущих философов и социологов Запада и России позволяет нам выделить некоторые, на наш взгляд, характерные парадигмы, определяющие сущность и природу ценностей: объективно-идеалистическая, трактующая ценность как потустороннюю сущность; - субъективно-идеалистическая, определяющая ценность как явление сознания, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам; - натуралистическая, квалифицирующая ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом; - трансценденталистская, характеризующая ценность как идеал, имеющий самостоятельную сферу существования, к которой человек может (или не может) приобщиться. - социологическая, признающая относительность ценности, ее зависимость от характера и этапа развития общностей, признающая, что социальные ценности воздействуют, а сознание и поведение человека помогают ему оказывать влияние на общество, преобразуя его. В отечественной науке ценности определяются как: - значимые для человека материальные и идеальные объекты (Р.Г.Апресян, А.А. Гусейнов); - характеристики явлений и предметов, в которых нуждается человек, а также нормативно-оценочные формы сознания (О.Г. Дробницкий); - обобщенные значения объектов, выражающие фундаментальные нормы, на основе которых личность осуществляет выбор поведения (Н.И.Лапин); - предельно нормативное основание актов поведения и сознания людей (Н.С. Розов).

Неоднозначность природы ценности, различные подходы к толкованию ее сущности и содержания привели ученых к необходимости систематизации основных ценностных категорий.

На наш взгляд, философия категории «ценности» в значительной степени проанализирована в трудах западноевропейских ученых, начиная с введения этого понятия в аксиологию и осмыслением объема его содержания в истории человеческого общества.

Отечественные ученые XIX-XX веков разработали структурный состав данного концепта, исходя из социально-культурного развития общества, где ценность - это ценностные субъект-объектные отношения, в качестве объектов которого выступают материальные предметы и их свойства, способные удовлетворять потребности и интересы общественных и индивидуальных субъектов, а также идеальные образования (идеи, цели, принципы, нормы, идеалы, чувства, качества и тому подобное), являющиеся направляющими в будущее, в сферу должного и нормативно регулирующими основаниями сознания и поведения человека.

Сущность и специфика формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности

Формирование ценностных ориентации у подростков есть комплексная проблема, включающая собственно воспитательные аспекты и аспекты социализации в связи с тем, что семья является базовым социальным институтом.

Семья является связующим звеном между ребенком и социумом. Исследователи данной проблемы отмечают неблагополучие первичной социализации в условиях социально-экономической нестабильности.

Самым существенным изменением, происходящим, по мнению социологов, с 50-ых годов XX в структуре сначала советских, а затем российских семей, - распространение и увеличение количества неполных семей. По неполной семьей чаще всего подразумевается такая семья, в состав которой входят один из родителей и его дети. Основными причинами появления неполной семьи ученые-специалисты в области данной проблемы И.М.Ершова, Т.С.Зубова, И.В.Тимошина, А.Б.Синельникова, Л.С.Алексеева и другие считают следующие: внебрачное рождение ребенка (в настоящее время каждый пятый ребенок рождается у незамужней матери); переезд одного из родителей в другой регион для жительства и работы; развод родителей; овдовение; сексуальные расстройства [Ершова 1980].

По нашему мнению, тип неполной семьи является не историческим, а социально обусловленным типом, имеющим прежде всего субъективные, а также объективно-субъктивные причины возникновения. Мы предполагаем, что в объективной реальности типов неполных семей гораздо больше, чем только те, которые возникли в силу перечисленных выше причин. Мы выделяем следующие типы неполных семей вообще: - семьи матерей-одиночек, реже отцов-одиночек; - семьи после развода; - семьи вдов и вдовцов; - опекунские семьи после потери обоих родителей; - семьи, состоящие из братьев и сестер, возрастная разница между которыми составляет не менее 18 лет, после потери обоих родителей; - семьи с усыновлением или удочерением ребенка в лице одного гражданина (фостеровская семья); - одинокие супружеские пары.

Данные типы неполных семей имеют различный юридический и социальный статус, их патронаж в государстве осуществляется разными административными ведомствами. Проблемное поле деятельности применительно к нашему исследованию составляют только следующие неполные семьи: - семьи матерей-одиночек, отцов-одиночек; - семьи вводов и вдовцов; - семьи после развода.

Неполные семьи с учетом отличий внутренних структурных связей относятся к числу проблемных семей вообще. Самая большая сложность заключается в затруднении первичной полоролевой идентификации и ориентации детей. «Неполная семья - это дисфункциональная семья, где снижена способность к осуществлению ведущей функции жизнеобеспечения» [Ершова 1980].

Феномен роста численности неполных семей с одним родителем породил, с одной стороны, ряд серьезных исследований демографов, психологов, педагогов-социологов, культурологов и правоведов, а с другой -правительственные законодательные акты, изменения в гражданском и семейном кодексах. При построении теоретического фундамента к определению специфики формирования ценностных ориентации у подростков из неполных семей мы учитываем следующие подходы: - государственно-законодательный; - социальный; - психолого-педагогический; - социокультурный.

Основным документом, регламентирующим государственную законодательную поддержку неполной семьи, является Конституция Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

В соответствии с Конституцией приняты законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативные документы министерств и ведомств, обеспечивающих права семьи и детей. К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи, относятся: Семейный Кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О социальном обслуживании населения Российской Федерации» (1995); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998). Приоритетным в развитии правовой базы государственной семейной политики в последние десятилетия является защита прав и интересов детей.

В то же время законодательное оформление собственной государственной семейной политики остается незавершенным. Сущность, цели, принципы и основные направления государственной семейной политики закреплены не в законе, а в Указе Президента Российской Федерации 1996 года «Об основных направлениях государственной политики». Данный Указ, однако, носит общий характер, поскольку конкретные нормы государственной поддержки семей не обеспечивают в полной мере реализацию целей и принципов семейной политики.

Анализ социально-культурной деятельности региональных общественных организаций по формированию ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций

Современные российские дети и подростки поставлены в жесткие условия, сталкиваются с трудноразрешимыми конфликтами: социально-правовой незащищенностью, необходимостью самостоятельного поиска средств к существованию, нестабильностью и агрессивными тенденциями в обществе. Все это вызывает, с одной стороны, пассивность или стремление приспособиться любыми средствами к реальной обстановке, с другой -протест, часто выливающийся в противоправное поведение, что является одной из острейших пробдем российского общества.

Подростковому и юношескому возрасту свойственно желание "экспериментировать", стремление к новому, необычному, рискованному. Мотивами таких "поисков" являются любопытство, подражание, неудовлетворенность своим положением в семье, школе, в жизни в целом, стремление найти свое место в группе (других подростков или взрослых), протест против навязываемых норм поведения. Одним из самых эффективных средств формирования ценностных ориентиров детей и молодежи является поддержка их социально творческих инициатив. Самостоятельная инициативная общественная деятельность для детей, подростков и молодых людей должна стать средством жизнеобеспечения и экономической самостоятельности, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития своих способностей и деловых качеств.

Воспитание ценностных ориентации у подростков из неполных семей реализуется, по существу, всеми возможными компенсированно ориентированными формами деятельности. Они призваны создать у подростка психологическое чувство гармонии семейно-родственных отношений, позитивного внутреннего состояния, освобождения от сложных комплексов неполноценности, одиночества, эмоциональной неудовлетворенности в процессе усвоения семейных ценностных ориентации в культуротворческой деятельности, направленной на общее углубление процесса воспитания личности.

Выбор направления во многом определяется родителями, собственными интересами подростка, учителями и социальными педагогами школы, в которой учится подросток, степенью развитости и современными технологиями социокультурной инфраструктуры района по месту жительства.

Нами исследуется только один субъект деятельности с подростками из неполных семей - общественные организации.

История общественных детских и молодежных объединений России насчитывает столетие. К ранним формам относятся детские клубы, подростковые школьные товарищества. В начале прошлого века П.Ф. Лесгафт, СТ. Шацкий, А.У. Зеленко и другие за счет средств либеральных общественных организаций пытались создать клубы, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии для детей рабочих и служащих. СТ. Шацкий приходит к заключению, что для детей важен факт участия в деятельности сообщества сверстников, в которой они влияют друг на друга сильнее, чем взрослые; руководители детских сообществ должны работать вместе с ними и становиться членами единого коллектива [Фрадкин, Малинин 1993].

Эту мысль развивает А.С Макаренко, разработавший теорию и методику деятельности детского коллектива [Макаренко 1972].

На развитие детских объединений в России большое влияние оказало скаутское движение, появившееся в Западной Европе и США в 1910 году.

В 20-ые годы существовали разнообразные детские объединения: Лесные братья, ЮК - движение юных коммунистов; предшественником пионерской организации были «Майские союзы», «Детские социалистические клубы», «Детский пролеткульт», «Муравейник», «Красные цветы» и др.

Объединение детей в единую пионерскую организацию, с едиными целями, задачами, общественными стремлениями, содержанием, методами деятельности и атрибутами произошло по инициативе коммунистической партии. Эта организация была построена на приоритете интересов общества, государства и базировалась на признании обязанностей растущего поколения по отношению к обществу и просуществовала до конца 80-ых годов. Пионеры автоматически становились членами ВЛКСМ.

Возрождающее движение детских и молодежных организаций в 90-ые годы XX века утверждает новый целеполагающий компонент деятельности, ориентированный на воспитание свободной, активной, творчески развивающейся личности, позитивно социализирующейся в новой России. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной культуры, способствующей повышению эффективности процесса гуманизации и социализации личности.

Общественные объединения и организации современной России, как и семья, являются важнейшими институтами гражданского общества и показателями основных тенденций его развития.

Общественная организация - «общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся граждан» [Тетерский 2005:13].

Общественное объединение - «некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (не имеющее основной целью извлечение прибыли); цели деятельности общественных организаций лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физической культуры и спорта, экологии и т.д.» [Тетерский 2005:185]. На основании Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 585 «О включении в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в 2004 году» (обновления приказа не было), в Федеральный реестр включены 58 межрегиональных, общероссийских и молодежных общественных объединений.

Реестр Тамбовской области включает 440 общественных организаций. Значительную часть тамбовских НКО составляют молодежные организации, крупнейшие из них «Идущие вместе» и «Союз детских организаций», насчитывающий 29 объединения.

В 90-ые годы активно возрождаются и создаются различные типы и виды детско-юношеских объединений. Вариативность типов обуславливается возможностями предоставления членам организации выбора направлений и сфер деятельности, что, в свою очередь, определяет специфику их коммуникативных потребностей.

Наиболее перспективным типом общественной организации в 90-ые годы XX - начале XXI веков большинством исследователей этой проблемы (В.П.Вернигорова, А.В.Волохов, Т.В.Дурова, В.Н.Кочергин, И.И.Фришман) названы разновозрастные объединения (далее-РВО) детей и подростков, что актуально и в русле нашего исследования.

Как показывают исследования, 64,5% детей и молодежи считают необходимым создавать и развивать общественные объединения для молодежи и детей; 54% детей (до 17 лет) и 10% людей (18-30 лет) являются членами или участниками какого-либо детско-молодежного общественного движения. Таким образом, в современной России членами/участниками общественных объединений являются более 32% детей и молодежи [Тетерский 2005:8].

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентации подростков из неполных семей в социально- культурной деятельности общественных организаций

Теоретический анализ литературных источников и изучение опыта работы общественных организаций по проблеме формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности потребовал экспериментального изучения сделанных нами выводов на практике.

На втором этапе констатирующего эксперимента были подобраны методики исследования имеющихся ценностных ориентации подростков из неполных семей, уровень их социально-культурной активности, представления об их деятельности в «БББС». Для этого использовались: методика В.Ф. Ряховского «Общий уровень общительности», тест Е.И. Рогова на определение уверенности в себе, ранжирование ценностей М. Рокича.

В исследовании приняли участие подростки из неполных семей. В экспериментальную группу вошли учащиеся центра психолого-медико-социального сопровождения «Приют», всего 62 человека.

В контрольную группу - воспитанники МОУ дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Тамбова, всего 58 человек.

В соответствие с методикой М.Рокича, определяющей содержательную сторону направленности личности и мотивацию поступков, подросткам было предложено 20 ценностных ориентации: мировоззрение, здоровье, образование, интересная работа, уверенность в себе, обеспеченная жизнь, любовь, наличие друзей, развлечения, свобода, творческая самореализация, забота о других, счастливая семейная жизнь, внутрисемейное взаимопонимание, семейная преемственность, продолжение рода, семейный досуг, общественная работа, природа, искусство.

Проведенный опрос показал, что в число 5 приоритетных ценностей для учащихся центра психолого-медико-социального сопровождения «Приют» (экспериментальная группа) вошли: здоровье, наличие друзей, развлечения, свобода, обеспеченная жизнь. При этом счастливая семейная жизнь заняла 8 место, продолжение рода 17, семейная преемственность 14, мировоззрение 20.

Предпочтения контрольной группы - воспитанников МОУ дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» распределились следующим образом: здоровье, обеспеченная жизнь, творческая самореализация, забота о других, семейный досуг. При этом, счастливая семейная жизнь заняла 8 место, продолжение рода 17, семейная преемственность 10, мировоззрение 19.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что ценностные ориентации подростков основаны на собственных внутренних ощущениях в процессе коммуницирования с другими подростками, но целенаправленная социально-культурная деятельность в Центре внешкольной работы позволила получить лучшие показатели.

Результаты анкетирования контрольной группы свидетельствует о более высокой степени общительности и готовности работать в общественном объединении «БББС». Эти результаты не случайны. Подростки, занимающиеся в Центре внешкольной работы, получили и усвоили навыки общественной деятельности, коммуницирования, творческой самореализации. Данные контрольной группы дают уверенность в положительной реализации модели формирования ценностных ориентации подростков.

Только около 12% подростков экспериментальной и контрольной групп характеризуются высоким уровнем конструктивной рефлексии и чувствуют себя уверенно в разнообразных обстоятельствах жизни. Показатели среднего уровня экспериментальной и контрольной групп отличаются примерно на 13% за счет включения в социально-культурную деятельность, имеющую ценностно-мотивационную ориентированность в Центре внешкольной работы.

Различия показателей в пониженной группе объясняются этими же причинами. Данные результаты выявили преобладание средних и низких показателей сформированности ценностных ориентации подростков из неполных семей в экспериментальной и контрольной группах.

На этапе включения подростков в деятельность «БББС» мы провели ряд вводных социально-культурных мероприятий. Среди них игра «Твой новый друг», конкурс эмблем организации, диагностический тест-рисунок «Моя семья», конкурс на создание творческого коллектива - театральной студии. Эти виды деятельности помогли нам провести входную диагностику социально-культурной активности подростков. Результаты показали, что большинство детей обладают потенциальными возможностями социально-культурной деятельности, однако в самом начале они были не уверены в себе и своем участии в работе общественной организации. Первоначально только 23 подростка экспериментальной группы и 27 подростков контрольной группы без затруднений выполняли предложенные задания. В результате только 9 подростков экспериментальной группы и 4 контрольной группы не смогли участвовать в предложенных социально-культурных мероприятиях.

Анкеты для родителей из неполных семей содержали вопросы о наиболее актуальных проблемах в воспитании их детей и возможности решить эти проблемы путем включения детей в социально-культурную деятельность общественной организации «БББС»; о наличии культурно-ценностных традиций в семье и степени активности подростка в их организации и участии.

В анкетировании приняли участие всего 91 родитель подростков из экспериментальной и контрольной групп. Анкетирование показало, что все родители считают возможным включение детей в социально-культурную деятельность «БББС». 16 родителей имеют возможность системно работать в «БББС», 25 родителей могут оказывать периодическую помощь, 40 родителей могут принимать участие в организации наиболее значимых мероприятий, 10 родителей из - за профессиональной занятости не могут участвовать в работе организации, однако готовы поддерживать связь со специалистами организации в процессе участия своего ребенка в деятельности «БББС». Все родители выразили уверенность в необходимости формирования ценностных ориентации, прежде всего семейного воспитания и семейной преемственности. В этом они видят залог будущего семейного счастья своих детей. Большинство родителей согласны с необходимостью активного включения детей в творческую социально-культурную деятельность.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций