Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Милехина Ирина Алексеевна

Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике)
<
Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Милехина Ирина Алексеевна. Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2002 176 c. РГБ ОД, 61:03-13/1227-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования двигательной культуры студентов 12

1.1. Физическая культура как составная часть общей культуры человека 12

1.2. Научные основы формирования двигательной культуры личности 37

1.3. Особенности формирования двигательной культуры студентов в высшей профессиональной школе 58

Выводы по первой главе 75

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической системы формирования двигательной культуры студентов 77

2.1. Организация, содержание и результаты констатирующего эксперимента 77

2.2. Проектирование и проверка эффективности педагогической системы формирования двигательной культуры студентов 93

2.3. Оценка и итоги формирующего эксперимента 131

Выводы по второй главе 136

Заключение 137

Литература 146

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Кризис физической культуры — это не только российская проблема на современном этапе развития нашего общества, но и явление всемирного масштаба. На 18-й Генеральной Ассамблее Международного комитета спортивных наук и физической культуры в Барселоне 18 ноября 1998 г. участники получили для широкого обсуждения документ, свидетельствующий об ухудшении состояния физического воспитания и образования во всем мире.

Результаты медицинских исследований убедительно показывают, что физическая активность является фактором, приносящим пользу для здоровья. В исследованиях В.К. Велитченко, Н.В. Карташова, А.Н. Кокосова, М.В. Коняхина, СВ. Севдалева, Э.В. Стрельцова, Е.В. Чернобыльской и др. получены экспериментальные данные о благоприятном воздействии физических упражнений на развитие физических и психических качеств человека, на его образ жизни, на получение оздоровительного эффекта при многих заболеваниях. Поэтому физическая активность, в образовательной форме выраженная как "физическая культура", является обязательным предметом учебного плана учебных заведений всех уровней в различных странах. В то же время во всем мире отмечается негативная тенденция снижения статуса физической культуры в образовательных учреждениях, забывается или не осознается роль двигательной активности в профилактике и снижении заболеваний сердечно-сосудистой системы, ряда онкологических заболеваний, диабета; в повышении познавательных и учебных способностей физически активных учащихся, что связано с улучшением циркуляции крови и усилением мозгового кровообращения; в формировании жизненно важных навыков, необходимых в течение всей жизни.

В процессе реформ, осуществляемых на современном этапе развития России, создаются правовые, экономические и организационные основы развития физической культуры и спорта. Это выражается в принятии

4 федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства, законодательных актов местных органов власти, формирующих правовую базу отрасли. Законодательная база способствует совершенствованию программ физического и оздоровительного воспитания, используемых в образовательных учреждениях. Эти программы должны решать самые разнообразные задачи, способствующие профилактике заболеваний, развитию двигательных умений и навыков, повышению самоуважения и социализации, искоренению наркотиков и криминализации среди молодежи.

Вопросам формирования физической культуры, двигательной активности личности посвящено большое количество научных работ. Медико-биологические основы физической активности исследуются в трудах Н.М. Амосова, Л.Н. Маркова, B.C. Преображенского; теоретические и практические вопросы олимпийского движения представлены в работах ВВ. Столбова, В.А. Новоскольцева, А.А. Кислова, B.C. Родиченко; психолого-педагогические основы организации детско-юношеского спорта рассматриваются в исследованиях В.К. Бальсевича, А.А. Деркача, А.А. Исаева, В. Кузина, О.В. Лариной, Л.П. Матвеева, В.П. Филина.

В научно-педагогической литературе неоднократно рассматривался вопрос о взаимосвязи и взаимозависимости занятий физической культурой, спортом и умственной работоспособностью, качеством учебы студентов (И.И. Зеленое, В.Э. Нагорный, И.И. Переверзин, Ю.С. Тарабыкин и другие). В трудах Н.А. Бернштейна, Н.Е. Введенского, П.Я. Гальперина, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Д. Унгерер, А.А. Ухтомского, Й. Шмитца рассматриваются взаимоотношение физической и двигательной культуры, основы обучения двигательным действиям.

Вместе с тем проведенный нами теоретико-методологический анализ показал, что, несмотря на имеющиеся исследования путей и средств формирования физической культуры молодежи, остается недостаточно разработанным вопрос о возможностях использования в учебном процессе

5 ритмической гимнастики как одного из эффективных средств формировав, двигательной культуры студентов.

В связи с вышеизложенным необходимо разрешение противоречия между возрастающими требованиями к повышенной психофизиологической активности студентов, с одной стороны, и низким уровнем их двигательной активности и культуры, с другой стороны. Исходя из выявленного противоречия нами была определена проблема исследования: в чем заключается сущность и каковы психолого-педагогические условия формирования двигательной культуры студентов?

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование двигательной культуры студентов (на примере обучения ритмической гимнастике)».

Цель исследования: научное обоснование и практическая разработка педагогической системы формирования двигательной культуры студентов средствами ритмической гимнастики.

Объект исследования — физкультурно-спортивная деятельность студентов.

Предмет исследования — педагогическая система формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики.

Гипотеза исследования: формирование культуры движения студентов посредством ритмической гимнастики будет осуществляться более эффективно, если:

поэтапное ее формирование (идентификация, индивидуализация, актуализация) соотносится с особенностями изменения функциональных ориентации педагогического процесса;

двигательная деятельность, составляющая непосредственное содержание культуры, рассматривается как сложная структурная организация, включающая в себя информационный, операциональный, мотивационный и личностно - креативный компоненты;

формирование двигательной культуры представляет собой непрерывный процесс, осуществляющийся в рамках целостной системы физического воспитания в вузе, а его реализация основана на здоровьесберегающих и продуктивных педагогических технологиях;

преподаватель владеет системой методических приемов обучения (показ отдельных гимнастических упражнений или целых соединений и комбинаций, страховка при их выполнении, помощь, поддержка, анализ структуры техники и характера выполнения упражнений, точное, выразительное, уверенное воспроизведение основного рисунка движений), обеспечивающих эффективное формирование двигательной культуры;

проверка и оценка теоретических знаний, двигательных умений и навыков студентов отвечают требованиям систематичности, своевременности, всесторонности, объективности и имеют индивидуальный характер.

Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:

  1. Провести междисциплинарное исследование взаимосвязанных понятий «культура», «физическая культура», «движение», «двигательная активность», «двигательная культура» в контексте профессионально-личностного становления студентов.

  2. Определить комплекс психолого-педагогических условий эффективного формирования двигательной культуры студентов.

  3. Спроектировать и экспериментально апробировать авторскую педагогическую систему формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики, разработать объективные критерии ее оценки.

Теоретике -методологической основой исследования явились: теории двигательной деятельности (Н.А. Бернштейн, Н. Е. Введенский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский);

философские учения о движении, движении материи (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Аристотель, Дж. Толанд, П. Гольбах, Г. Гегель, Г.В. Лейбниц, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.);

теории обучения двигательным действиям (НА Бернштейн, М.М. Боген, Ф. Бойтендейк, П.Я. Гальперин, П.Ф. Лесгафт, Д. Унгерер, Й. Шмитц);

теории различных видов человеческой деятельности (П.К. Анохин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);

классические и современные психолого-педагогические теории (Б.Г. Ананьев, СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

теоретико-методические исследования физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, А.А. Кислое, В. Кузин, Л.П. Матвеев, В.А. Новоскольцев, B.C. Родиченко, В.В. Столбов, В.П. Филин).

Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации используются следующие методы исследования: междисциплинарный анализ научной литературы; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; анкетирование; прием и фиксирование результатов контрольных нормативов; антропометрические измерения; врачебно-педагогические наблюдения; системное моделирование, статистический метод.

Опытно-экспериментальная база исследования — Саратовский государственный социально-экономический университет.

Исследование осуществлялось в четыре этапа:

1. На первом этапе (1990-1996 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, методической литературы по проблеме исследования, изучалась практика формирования двигательной культуры личности, проводился теоретический анализ особенностей преподавания курса физической культуры в высших учебных заведениях и формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения у студентов, осуществлялся опыт практической деятельности.

  1. На втором этапе (1996-1998 гг.) продолжалось накопление опыта практической работы, осуществлялся поиск путей оптимизации формирования двигательной культуры обучающихся, изучалась возможность выработки конкретных учебно-практических и организационно-методических мероприятий для создания педагогической системы формирования двигательной культуры студентов средствами ритмической гимнастики, осуществлялось проектирование системы формирования двигательной культуры девушек-студенток посредством ритмической гимнастики.

  2. На третьем этапе (1998-2001 гг.) разрабатывался механизм реализации системы формирования двигательной культуры девушек-студенток, осуществлялось применение разработанной системы, диагностическое определение ее эффективности, апробация результатов работы в практике работы образовательных учреждений.

  3. На четвертом, завершающем этапе (2001-2002 гг.), происходило обобщение и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических выводов, корректировка механизма реализации педагогической системы формирования двигательной культуры студентов, внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений разных уровней и типов.

Научная новизна исследования заключалась в следующем.

Предложен комплексный подход к исследованию двигательной культуры, формирование которой происходит в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов, занимающихся ритмической гимнастикой.

Определены научные предпосылки и практические основания разработки модели авторской педагогической системы формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики, которая проектировалась с учетом общих требований к уровню подготовки выпускника высшей школы по курсу учебной дисциплины «Физическая культура» и включала в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический,

9 результативный компоненты; выявлена и экспериментально исследована совокупность условий, гарантирующих эффективное формирование культуры движений (мотивационное, методическое, технологическое обеспечение).

Разработан механизм реализации педагогической системы формирования двигательной культуры студентов, учитывающий специфику деятельности преподавателя физической культуры (содержание учебного материала, особенности методов, форм и средств обучения) и студентов (формирование мотивации, усвоение теоретических знаний, практическое выполнение, активизация творческого мышления, самоанализ и самоконтроль, профессионально-прикладная физическая подготовка) в образовательном процессе вуза.

Предложен критериальный аппарат и адекватный диагностический инструментарий для оценки эффективности предлагаемых технологических решений и исследовательских идей.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем: выдвижение
ведущих идей и направлений решения проблемы поиска педагогически
эффективных путей формирования двигательной культуры студентов

способствует реализации идей личностно-ориентированной педагогики; сконструированная авторская педагогическая система формирования двигательной культуры студентов и адекватный механизм ее реализации в учебно-тренировочном процессе по физической подготовке соответствует положениям новой парадигмы образования, вносят определенный вклад в педагогику развития культуры личности; результаты исследования, теоретические выводы и методические рекомендации носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке технологий формирования других профессионально-личностных качеств обучаемых.

Практическая значимость выполненного исследования обусловлена внедрением полученных результатов в практику деятельности различных

направлений, уровней и типов образовательных учреждений, их позитивным влиянием на формирование двигательной культуры обучаемых, на повышение теоретического уровня преподавания спортивных дисциплин в вузе. Спроектированная авторская педагогическая система формирования двигательной культуры студентов (на примере ритмической гимнастики), программа, наборы тестовых заданий, диагностических методик, критериальные показатели могут быть использованы в преподавании спортивных дисциплин, при измерении и оценке эстетичности исполнительного мастерства спортсменов. Научно - теоретические основы организации физкультурно-спортивной деятельности студентов могут служить практической базой для развертывания оздоровительной работы с молодежью и расширения взаимодействия различных учреждений, занимающихся обеспечением необходимых условий для здорового образа жизни подрастающего поколения.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов подтверждаются: четким выбором фундаментальных методологических позиций; непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследования; целостностью рассмотрения предмета исследования; длительным характером опытно-экспериментальной работы; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом экспериментального материала.

На защиту выносятся:

  1. Психолого-педагогические условия формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики.

  2. Модель авторской педагогической системы формирования двигательной культуры студентов.

11 3. Критериальные показатели и диагностический инструментарий

определения уровней сформированное двигательной культуры

студентов (на примере ритмической гимнастики).

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, осуществлялись в процессе выступлений с докладами на ежегодных научно-практических конференциях Саратовского государственного социально-экономического университета, на научно-практической конференции Саратовского педагогического института: «Развитие творческой активности учащихся» (В.А.Сухомлинский и современность) в апреле 1996 года, на межвузовской научно-практической конференции «Здоровье и образование» (Саратов, 1997), на межвузовской научно-практической конференции «Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение» в декабре 2001 года; на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета, кафедры физического воспитания Саратовского государственного социально-экономического университета. Выводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы Саратовского государственного социально-экономического университета, педагогического института Саратовского государственного университета, Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Международного университета бизнеса и управления (Саратовский филиал), Саратовского училища искусств, Саратовского книготоргового колледжа и ряда других учебных заведений.

Структура диссертационного исследования обусловлена

последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 176 страниц машинописного текста, содержащего 10 таблиц, 5 диаграмм, 1 схему, список литературы из 156 наименований, 6 приложений.

Физическая культура как составная часть общей культуры человека

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние экономическая, политическая и идеологическая сферы развития общества, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества — медицину, педагогику, науку, военное дело и т.д.

При определении физической культуры необходимо в первую очередь определить ее исходные понятия, прежде всего общенаучное понятие культуры. Это важно и потому, что теория физической культуры является относительно молодой, окончательно еще не сформировавшейся сферой знаний.

В современном обществе культура становится центральным, фундаментальным понятием. И это не случайно, так как культура — неповторимый по своей сложности многосубстратный социальный феномен, образующий единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами и, вследствие этого, выступающий наиболее важным для человека объектом исследования и изучения.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена Культуры (ср.: Мещерякова Н.А., Жаров С.Н., 1991; Моль А., 1973; Ортега-и-Гассет X., 1991; Пономарев Н.И., 1987; Свасьян К.А., 1987; Сноу Ч.Д973). Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом — о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства.

Но, классифицируя в соответствии со сложившимся словоупотреблением различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий (см., в частности: Проблемы философии культуры, 1984; Самосознание европейской культуры XX века, 1991; Философия культуры, 1987).

Как правило, под культурой принято понимать специфически человеческий способ материального и духовного производства, основанный на конкретной модели мира, определяющий тип социальной организации в единстве с совокупностью методов воспроизводства и развития важнейших элементов социального организма (Чернокозов А.И., 1997, С.7).

В понятии культуры фиксируется принципиальное отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Это отличие связано с духовностью, способностью человека формировать собственную, теоретическую модель мира (свою субъективность) и осуществлять свою деятельность в соответствии с этой моделью. В понятии культуры осмысливается качественное своеобразие исторических модификаций моделей мира и соответствующих форм деятельности на различных этапах развития общества в рамках определенных эпох, стадий развития социального организма, в различных этнических, национальных общностях. В этой связи выделяются различные типы, формы культур, например, культура античная, с осмысления и изучения которой началось формирование понятия культуры.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Наука же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы (Бердяев Н.А.,1989, 1990, 1994; Межуев В. М.,1982). Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом (Культурология, 1998, С. 12).

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл — это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов — жажда любви — вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. НА. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения — мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое» (Мещерякова Н. А., 1992, С. 34-44).

Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия (Бубер М., 1993, С. 61, 82, 94). Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, и не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия. По словам Платона, познание начинается с удивления. Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда вытекает следующее определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей (Культурология, 1998, С. 14).

Научные основы формирования двигательной культуры личности

Движение — это способ существования материи, важнейший ее атрибут. «В самом общем виде движение — это изменение вообще»,- писал Ф. Энгельс (Маркс К., Энгельс Ф., 1975, С.563), всякое взаимодействие материальных объектов.

Мысль об универсальности движения возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, алейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» (Аристотель, 1936).

Понимание движения как способа существования материи отчетливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом. Сущности движения материи уделяется большое внимание в философских теориях Г. Гегеля, Г.В. Лейбница, К. Маркса, Ф. Энгельса и др. (Гегель Г.В., 1934).

Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Классификация основных форм движения связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Движение может происходить по восходящей линии от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое движение называется развитием (Свидерский ВИ., 1959).

Движение может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным. Движение происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи — пространства-времени (Овчинников Н.Ф., 1966).

У животных и человека движение — одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее организму возможность активного взаимодействия со средой, в частности перемещение с места на место, захват пищи и другие движения осуществляются при помощи специальных органов, строение которых своеобразно у разных животных и зависит от типа и условий окружающей среды (наземная, водная, воздушная). Это могут быть ложноножки (медленное перетекание протоплазмы — амебовидное движение), реснички и жгутики (ресничное и жгутиковое движение). Специальные придатки тела, с помощью которых животные цепляются за неровности субстрата (щетинки, чешуйки, щитки) или прикрепляются к нему (присоски). Наиболее распространенная конструкция органов движения — конечности, представляющие систему рычагов, приводимую в движение сокращениями мышц. Некоторые водные животные (губки, кораллы и др.), ведущие неподвижный образ жизни, используют реснички и жгутики для того, чтобы приводить в движение окружающую их среду, доставляющую им пищу.

Перемещения животных могут осуществляться различным путем:

1) движение по субстрату, т. е. по твердой или жидкой опоре (ходьба, бег, прыжки, ползание, скольжение);

2) свободного движения в воде — плавания;

3) свободного движения в воздухе — летания.

Во всех случаях движение — результат взаимодействия внешних по отношению к организму сил (сила тяжести, сопротивление среды) и внутренних сил (напряжение мышц, сокращение, движение протоплазмы). Целенаправленные движения возможны лишь при согласованной работе значительного числа мышц, координация которых осуществляется нервной системой. Движение в воде и воздухе может быть и пассивным. Так, например, для перемещения на большие расстояния некоторые пауки выпускают паутинки и уносятся воздушными течениями. К пассивному движению относится и парение, наблюдаемое у птиц, использующих воздушные течения.

Некоторые водные животные имеют приспособления, обеспечивающие поддержание их тела во взвешенном состоянии (вакуоли в наружном слое протоплазмы радиолярий, воздушные пузыри в колониях и т.п.). Активное движение в воде осуществляется с помощью специализированных гребных устройств (от волосков и жгутиков до видоизменённых конечностей водяных черепах, птиц, ластоногих), изгибаниями всего тела (большинство рыб, хвостатых земноводных и др.), реактивным способом — выталкиванием воды из полостей тела (медузы, головоногие моллюски и др.). Активное движение в воздухе — летание — свойственно большинству насекомых, птиц и некоторым млекопитающим (летучие мыши). Передвижение по воздуху так называемых летучих рыб, лягушек, млекопитающих (белки-летяги и др.) — не летание, а удлиненный планирующий прыжок, осуществляемый при помощи таких поддерживающих приспособлений, как удлиненные грудные плавники, межпальцевые перепонки ног, складки кожи и др. (Гурфинкель B.C., С. 582).

В процессе исторического развития животных типы движения изменялись и усложнялись. Ч. Дарвин показал, что в ходе эволюции путем естественного отбора закреплялись те виды движения и конструкции аппаратов движения, которые оказались жизненно необходимыми и полезными для вида. Важный этап на этом пути — возникновение жесткого скелета и поперечнополосатой мускулатуры, появившейся у позвоночных животных. Это повлекло усложнение в строении нервной системы, обеспечило разнообразие движения, расширило жизненные возможности организмов (БСЭ, т.2, С. 550).

Движения человека — наиболее важный способ его взаимодействия с окружающей средой и активного воздействия на нее — отличаются большим разнообразием: движения, связанные с вегетативными функциями, локомоции, движения трудовые, бытовые, спортивные, связанные с речью и письмом. По выражению И.М. Сеченова, «...все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» (Сеченов И.М., 1953, С. 33).

Можно выделить два направления в изучении движения животных и человека.

Первое — выявление биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата, кинематическое и динамическое описание натуральных движений.

Второе — нейрофизиологическое — выясняет закономерности управления движением со стороны нервной системы. Установлено, что мышцы, осуществляющие движение, рефлекторно управляются импульсами из центральной нервной системы. Основные локомоторные движения, будучи унаследованными (безусловнорефлекторными), развиваются в ходе индивидуального развития (онтогенеза) и вследствие постоянных упражнений. Овладение новыми движениями — сложный процесс формирования новых условнорефлекторных связей и их упрочения. При многократных повторениях произвольные движения выполняются согласованнее, экономичнее и постепенно автоматизируются. Важнейшая роль в регуляции движения принадлежит сигналам, поступающим в нервную систему от расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах проприорецепторов, сообщающих о направлении, величине и скорости совершающегося движения, активирующих рефлекторные дуги в разных частях нервной системы, взаимодействие которых и обеспечивает координацию движения (Гурфинкель B.C.,1977, т.7, С.582-583).

Понятие «развитие» как философская категория трактуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений» (Философский энциклопедический словарь, 1989, С. 537).

Особенности формирования двигательной культуры студентов в высшей профессиональной школе

На современном этапе успехи высшей школы в области физической культуры зависят от уровня активности и сознательности студентов, их отношения к физическому воспитанию как к учебной дисциплине. Но вместе с тем существуют определенные издержки в организации учебного процесса, оказывающие негативное влияние на посещаемость студентами практических занятий, их активность и инициативность на них.

Физическая культура и процесс формирования здорового образа жизни у студентов в настоящее время переживают очень ответственный период. Предстоит решить комплекс необычайно сложных и вместе с тем важных вопросов. К их числу относится проблема укрепления здоровья людей, увеличение продолжительности их активной жизнедеятельности.

Оптимальное физическое развитие и подготовленность, крепкое здоровье и работоспособность составляют основу творческого отношения к овладению профессиональным мастерством будущих специалистов. Однако, как показывают исследования, потребность в физическом самосовершенствовании у значительной части студентов не сформирована, они не осознают значимости физкультурно-оздоровительных занятий в организации здорового образа жизни. Мы считаем, что привлечение студентов в спортивные секции по интересам, увеличение объема теоретических знаний и методических умений по физической культуре, улучшенные педагогические условия — все это будет способствовать разрешению противоречий между возрастающими требованиями к повышенной психофизиологической активности студентов с одной стороны и низким уровнем их двигательной активности — с другой.

Под влиянием систематических занятий человек становится активным не только в спорте, но и в других сферах. Он становится волевым, общительным, легче на подъем, стремится чаще появляться в обществе, получает большое удовольствие от общения с людьми (Лисицкая Т.С., 1988).

Студенты, увлеченные каким-либо видом спорта, не попадают в группу риска, потому что занятия физической культурой и спортом позволяют научиться полноценно расслаблять свое тело и, следовательно, снимать как мышечное, так и эмоциональное напряжение (Никитин В.Н., 2000).

Физическая культура и спорт в вузах являются структурой целостного процесса вузовского образования, который направлен не только на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, но и ориентирован на подготовку специалиста, способного организовать и вести здоровый образ жизни. Образовательная направленность вузовской теоретической подготовки в вопросах физического воспитания позволяет студенту выбрать индивидуальные пути рекреации не только в период обучения, но и вооружает его знаниями в области организации физической активности в последующей трудовой деятельности (см., например: Лотоненко А.В., Воропаев В.И„ Мальцев B.C., 1989; Лубышева Л.И.,1993).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2002 г. предусматривает включение в учебные планы высших учебных заведений в блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин обязательный учебный курс «Физическая культура» в объеме 408 ч.

Содержание учебного курса включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

— сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

— всесторонняя физическая подготовка студентов;

— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;

— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

— совершенствование спортивного мастерства студентов - спортсменов;

— воспитание у студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками. В последнее время у студенток растущей популярностью стали пользоваться ритмическая гимнастика (аэробика) и шейпинг.

Организация, содержание и результаты констатирующего эксперимента

Рациональная система физического воспитания населения не может сегодня игнорировать интересы молодежи к тем или иным средствам двигательной активности, не видеть того, что сегодня люди, особенно молодежь, хотят заниматься культуризмом, теннисом, ритмической гимнастикой и не проявляют никакого интереса к большинству средств двигательной активности, составляющих содержание школьных и вузовских программ физического воспитания (см.: Актуальные..., 1990). Проблема зависимости уровня формирования двигательной культуры и физической подготовленности студента, а так же развитие и совершенствование физических качеств, зависящих от степени включения в учебный процесс тех или иных спортивных движений, всегда является актуальной, так как педагогические технологии находятся в постоянном развитии.

Как составная органическая часть физической культуры, двигательная культура личности включает в себя:

1) накопленные занимающимся теоретические сведения в области физического воспитания, спорта, физической рекреации (исторические, педагогические, физические, биомеханические, анатомические, психологические, эстетические и другие);

2) практический опыт выполнения различных двигательных действий — двигательный багаж личности;

3) осознанный устойчивый интерес к постоянному совершенствованию своих физических качеств и развитию способностей;

4) адекватность самопознания и самооценки;

5) творческий индивидуальный подход к выработке двигательных умений и навыков.

Построение конкретной методики изучения качества учебно-воспитательного процесса осуществлялось нами исходя из двух специфических сторон физического воспитания.

Во-первых, обучение движениям (двигательным действиям). Эта сторона физического воспитания связана преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний.

Во-вторых, воспитание физических качеств (способностей). К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту и выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также ловкость, гибкость.

Обучение движениям и воспитание физических качеств практически настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга, но они никогда не сводятся друг к другу (Матвеев Л.П., Новиков А.Д.,1976,С. 6 - 7).

Наше исследование проводилось длительное время в несколько этапов, которые отличались временными, целевыми характеристиками, задачами и соответствующими методами.

Впервые мы обратили внимание на упражнения ритмической гимнастики в 1988 году (Урукова Г.М., Милехина И.А., С. 51). В последующие годы мы продолжали накапливать опыт практической работы, проводили теоретический анализ особенностей преподавания курса физической культуры в высших учебных заведениях и формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения у студентов, осуществлялся поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, изучалась возможность выработки конкретных учебно-практических и организационно-методических мероприятий для создания педагогической системы формирования двигательной культуры студентов средствами ритмической гимнастики.

Обучение спортивным двигательным действиям на занятиях физической культурой в высшем учебном заведении сопряжено со специфичными трудностями, влияние которых непременно сказывается на учебном процессе и эффективное его построение невозможно без их учета.

Из целого ряда причин, осложняющих работу преподавателя физической культуры высшего учебного заведения, необходимо отметить следующие: во-первых, чрезвычайно широкий диапазон уровня физической подготовки студентов; во-вторых, значительные различия в отношении студентов к предмету физической культуры, что в свою очередь обусловлено, на наш взгляд, целым рядом причин и одна из главных — различный уровень преподавания физической культуры в довузовской подготовке, что подтверждается ответами студентками-первокурсницами, отвечающими на поставленный нами вопрос: «Как часто на занятиях физкультурой в школе при выполнении различных физических упражнений учителя обращали Ваше внимание на качество выполнения с учетом эстетических требований, на культуру движений (приведите примеры)?» - 31% отвечающих ответили отрицательно.

ПРИМЕР: студентка 1 курса С. М.: «Иногда учителя называли тех, кто делает правильно, другим ученикам ошибки не назывались и ничего не говорили».

ПРИМЕР: студентка 1 курса А. К.: «Нет, никогда не обращали, наверно было не нужно».

ПРИМЕР: студентка 1 курса К. Н.: «Когда мы учились в младших классах, учителя часто обращали внимание на походку, осанку, в старших классах уже не делали никаких замечаний, просто давали определенные задания, а мы выполняли кто как мог и хотел».

ПРИМЕР: студентка 1 курса Я. Ю. В.: «Да, на уроках физкультуры учителя делали нам замечания и высказывания, но всегда только положительные, иногда обращали внимание на техническую сторону выполняемых действий, а об эстетических требованиях не говорили или я не помню таких высказываний».

Влияние выше названных условий велико, но мы бы хотели назвать еще и третье условие, которое требует вносить радикальные изменения в планирование и реализацию учебно-тренировочного процесса. Данным условием является уровень владения спортивными движениями с учетом эстетических канонов, который во многом очень разный и в основном не достаточно высок. Это и побудило нас заняться конструированием реальной практической системы, направленной на формирование у студенток двигательной культуры.

В свою очередь, даже на первый взгляд очевидна взаимосвязь всех приведенных выше причин, взаимовлияние и взаимообусловленность которых не предполагает деление их на главные либо второстепенные, они объективно существуют, мешают учебно-воспитательному процессу, а значит «требуют» внимания к их разрешению.

Констатирующий эксперимент в нашем исследовании позволил получить важные достоверные данные о начальных исходных позициях как учебного процесса, так и сведения о студентах — объектах нашего эксперимента.

На первом этапе нашего эксперимента мы проводили широкое обследование проводимых преподавателями занятий по физической культуре и спорту в высших учебных и среднеспециальных заведениях с преимущественно женским контингентом, анкетирование преподавателей физического воспитания и занимающихся, выявлялись педагогические условия и возможности включения практических занятий с использованием элементов ритмической гимнастики в учебно-воспитательный процесс, определялась их направленность.

Похожие диссертации на Формирование двигательной культуры студентов (На примере обучения ритмической гимнастике)