Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Макаренко Лиля Васильевна

Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
<
Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макаренко Лиля Васильевна. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Бердянск, 1994 185 с. РГБ ОД, 61:94-13/586-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Значение и характеристика основных видов театрального искусства в их историческом развитии .

1.2. Психолого-педагогические основы приобщения дошкольника к театральному искусству и театрализованной деятельности.

1.3. Использование театра и театрализованной деятельности в практике дошкольных учреждений.

1.4. Уровень представления детей - 6-7 лет о театре и театрализованной деятельности.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

2.1. Задачи и организация опытно-экспериментальной работы .

2.2. Формирование готовности ребенка к театра Лизованной деятельности;

2.3. Результаты' опытно-экспериментальной работы.

2.4. Подготовка воспитателя к организации театрализованной деятельности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151-155

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования.

Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который наблюдается в последние годы в системе дошкольного воспитания, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Выход из этого положения - в более широком использовании в педагогическом процессе разных видов искусства, среди которых особое место занимает театр и театрализованная деятельность.

Восприятие театрального спектакля обеспечивает воспитание различных чувств детей, понимание специфики одной из форм познания действительности. Театр для детей - школа эмоциональной культуры и человеческого, общения. Собственная театрализованная деятельность, являясь импровизационной, выступает как активный, - индивидуальный, творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие начала - продуктивное (сочинение сюжетов или интерпретация предложенных)/ исполнительское (проигрывание сюжета) и оформительское (подготовка декораций, костюмов, и др.). К этому синтезу добавляется умение ребенка воспринимать -специфическое сценическое искусство. Только ' такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:

1) наблюдается дефицит общения детей с профессиональным театром, у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остаются вне этого вида искусства многие годы. Это происходит как по объективным (отсутствие театров в маленьких городах и сельской местности), так и по субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства); бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в дошкольных учреждениях и семье, что формирует у детей "иллюзию знания" этого вида искусства и представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальной подготовки и как следствие этого - последующее отторжение видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком; примитивность, "свернутость" театрализованных игр детей: отсутствие у дошкольников умений импровизировать, естественно вести себя на сцене, использовать различные средства выразительности для создания образа и др.; отсутствие готовности педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Создается противоречие: с одной стороны,-общепринятое значение театра в эмоциональном и, творческом развитии ребенка, с другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно при обеспечении синтеза театрализованной деятельности - ознакомления с театром как видом искусства и организации собственной театрально-игровой деятельности детей.

Каждый дошкольник обладает определенной творческой потенцией (Е.С.Громов, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Э.В.Ильенков, В.С.Му- хина, Я.А.Пономарев и др.), но мера и характер ее проявления зависит от системы мероприятий, которые создает окружающая педагогическая среда. В ряде исследований, научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях как предпосылки театрализо-- ванной игры, раскрыты пути их развития в условиях дошкольного учреждения (Л.В.Артемова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерицкая, А.Я.Михайлова и др.). Однако собственно театрализованная деятельность детей раскрыта недостаточно. Известно незаконченное исследование Л. С.Фурминой и ряд научно-методических и практических статей из опыта работы по организации " теат-" рально-игровой деятельности дошкольников (Т.Неменова, Г.Прима, Р.Сигуткина. В.Силивон, Е, Рубенок, Л.Экки).

Более того, анализ литературы показывает распространенность взгляла на театрализованную игру как драматизацию готового сюжета, заучивание чужих слов, мизансцен и др., т.е. механическое воспроизведение взрослого театра, что привело к появлению соответствующей методики ее организации в детском саду. - Вместе .с тем, ценность этой .деятельности в .ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр. Это положение дает основания для пересмотра методики руководства этим видом игр в дошкольном учреждении, ее ориентации на формирование у дошкольников навыков театрализованной деятельности, на развитие воображения, как психологической основы сценической игры. При этом "важно не то, что создадут дети, ваяно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской обстановке все - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку" ' ГЛ. С. Выготский,29, с. 63-64).

В процессе театрально-игровой деятельности все дети знают, кого, и что они будут изображать, но не все знают. ' как надо это делать. Развивающий эффект может дать .только сформированная театрализованная игра, при которой лети принимают воображаемую ситуацию, могут развить сюжет, использовать. 'Средства образной выразительности.

Целью исследования является'-определение педагогических условий, способствующих формированию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие .ребенка старшего 'дошкольного возраста под влиянием театрализованной игры1..

Предмет исследования: формирование театрализованной I дея тельности. ; старших дошкольников -в" условиях дошкольного учреждения. . . . -

Гипотеза: создание детьми достаточно оригинальных театрализованных игр возможно при формировании готовности к этой деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-положительного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

1. Дать анализ имеющейся психолого-педагогической литерату- ры по обсуждаемой проблеме.

Определить уровень представлений детей о театральном искусстве и умений строить театрализованную деятельность.

Разработать и апробировать систему занятий и повседневной деятельности, обеспечивающих условия для положительного решения гипотезы.

Методологической основой работы являются научно-обоснованные искусствоведческие и психолого-педагогические исследования возрастных особенностей детей 6-7 лет, а также методические рекомендации для развития театрализованной деятельности.

Для решения задач исследования применялись следующие методы: "

Психолого-педагогические: анализ психрлого-педагогичес-кой, научно-методической, искусствоведческой литературы с целью выявления теоретических основ исследования; наблюдение и анализ продуктов деятельности воспитателя (планы учебно-воспитательной работы, детская продуктивная деятельность); опытно-экспериментальное обучение; использование диагностических методик (конт-рольно-срезовые работы).

Социологические: опрос, беседа, наблюдение.

Многолетнее исследование осуществлялось на базе двух подготовительных групп-дошкольного учреждения N 22 г.Бердянска. Широкое внедрение результатов проводилось в 5 дошкольных учреждениях г.Бердянска, в ряде дошкольных учреждений г.Запорожья, г.Токмака, г.Мариуполя, г.Донецка. Всего 18 дошкольных учреждений, около 500 дошкольников. Поставленные задачи определили содержание и логику исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (1989-1990 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы. На основе ее теоретического анализа были определены цель, основные задачи и гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы в практике дошкольных учреждений. В результате были определены основные подходы к решению задач исследования, разработаны содержание и методика опытного обучения; определен исследовательский аппарат.

На втором этапе (1991-1993 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась экспериментальная методика руководства театрализованными играми, вносились дополнения и изменения. .На третьем .этапе " 1993-1994 гг.) сделан количественный и - качественный анализ полученных данных, - сформулированы выводы, -выполнено оформление диссертации.

Научная новизна: получили развитие научные представления о роли театрализованной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста; раскрыто понятие "готовность" дошкольника . к театрализованной деятельности и определены условия ее, формирования; доказана целесообразность принципиально иной последовательности формирования театрализованных игр, соответствующей историческому развитию разных видов сценического искусства/ -

Практическое значение работы состоит в разработке конкретных методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений по руководству восприятием разных видов театрального искусства и методических указаний по руководству театрализованной деятельностью. Создана программа "Детям о театре и театральном искусстве" и методические рекомендации к ней. На защиту выносятся следующие положения:

1. Последовательность восприятия различных видов театраль ного искусства и последовательность формирования разных видов театрализованной деятельности принципиально различны. Последова тельность восприятия сценического искусства подчиняется онтогене тическому принципу, т. е. определяется особенностями и характером ' восприятия ребенком этого возраста разных видов театра. Последовательность формирования детской самостоятельной театрализованней деятельности целесообразно определять в соответствии с филогенетическим принципом (историческим характером развития сценического искусства), т.е.. первым видом такой деятельности должен быть драматический театр.

2. Эффективность детской театрализованной деятельности обусловлена степенью готовности ребенка-дошкольника к ней. Го товность к театрализованной деятельности определяется нами как система умений, обеспечивающих возможность совместной деятель ности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Система умений включает: умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей, т."е. пере воплощаться, целесообразно применять средства выразительности, соотносить движение со 'словом и др.;- умения строить сценические /взаимоотношения действующих лиц,- т.е. вести ролевой диалог,. - участвовать в коллективных мизансценах и др.

3. Для развития театрализованной деятельности целесообразно rwC использовать различные упражнения, которые активизируют всобра- \ жение и творчество детей, направляют на развитие искусства, под готавливают к осознанию сущности театрального спектакля и фор мируют умения играть любую роль.

Достоверность и обоснованность полученных в исследезании результатов и выводов определяются правильно выбранной методологией исследования, проведением опытно-экспериментального обучения в контролируемых условиях, количественным :и качественным анализом полученных данных и позитивными результатами внедрения идей исследования в практику.

Апробация результатов и их внедрение. Основные положения, материалы исследования и их результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного воспитания БГПИ; на выездных курсах Запорожского областного института усовершенствования- учителей для воспитателей дошкольных учреждений г.Бердянска; на "отчетной научно-практической конференции преподавателей БГПИ (г,Бердянск, 1992, 1993 гг.); отражены в публикациях автора. Материалы исследования позволили разработать и провести спецсеминар для будущих воспитателей и для практических работников по экспериментальной Программе.

Рекомендации исследований внедрялись в практику работы вое-питателей г.Бердянска.и области.

Значение и характеристика основных видов театрального искусства в их историческом развитии

Искусство театра с давних времен сопутствует человечеству и является не только средством организации досуга людей разного возраста, но и средством их воспитания, развития эмоциональной, нравственной и других сфер личности. Его значение определяется специфическими особенностями театрального искусства:

1. Театр - синтетическое искусство, оказывает многостороннее воздействие на восприятие зрителя посредством актерского исполнения, пластического, цветового, изобразительного, музыкального- решения.

2. Театр - наглядная форма художественного отражения жизни. Идею и образ раскрывает актер в самый момент творчества, и зрители являются соучастниками этого творческого процесса. Присутствие зрителя в момент самого творчества и отжчает сценическое искусство от других искусств.

3. Театр - искусство действия; которое присуще всем-видам и жанрам театрального искусства (в театре кукол - словесное и физическое действие, в опере - действие и музыка, в балете - действие с музыкой и пластикой), тем самым увеличивается его эмоциональное влияние на человека.

4. Театр - искусство коллективного творчества (над спектаклем работает большой коллектив: режиссер, актеры, художник, композитор, гример и др.). Все они неразрывано связаны друг с дру - 12 гом. Только в результате общего труда создается спектакль. Цель всех работающих в театре - донести до зрителей смысл изображаемых событий, способствовать раскрытию сценических образов.

Мысли о действенном и активном воспитании личностей средствами искусства мы находим у прогрессивных русских педагогов (Н.Ф.Бунаков, В.П.Острогорский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.),деятелей искусства (А.А.Брянцев, С.В.Образцов, Н.И. Сац, К.С.Станиславский, А. И. Сумбатов-Южин, В.Г.Ширяева и др.), психологов. (Л.В.Выготский, Е..И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и "др.), авторов педагогических исследований (Н.А.Ветлугина, , Н.П.Сакули на, Л.С.Фурмина и др.). .

Значение основных видов театрального искусства для отдельного человека и общества в целом проанализировано - в ряде работ искусствоведческого, социологического и педагогического направлений. Поэтому мы не считаем целесообразным подробно раскрывать этот вопрос, однако была необходимость выделить наиболее общие принципиальные положения, раскрывающие роль театрального искусства для формирования личности растущего человека:

. 1. В процессе общения с театром рождаются и развиваются , эмоционально-эстетические переживания. Искусство театра учит любить прекрасное,, развивает способность переживать. Эмоциональное воздействие театра рождает чувство единства, которое испытывают зрители, смеясь "одним смехом" или "плача одними слезами" (В.Б.Мазур, :9В1, с. 6). Подготовка к посещению театра, спектакль, антракт, оформление театрального здания - все создает ощущение длинного праздника, участником которого становится каждый зри-тель.

2. Появляющееся при просмотре спектакля сопереживание ста - 13 новится предпосылкой формирования эмпатических чувств: дети становятся обладателями способности жить интересами и делами героев пьесы, определять отношение к действующим лицам и их поступкам.""

3. Развивается познавательная культура ребенка: знание литературы о театре, различных видов театрального искусства и его профессий; представления об особенностях изобразительного и музыкального искусства, сопутствующих сценическому действию.

4. Формируются умения творческого самовыражения, развивает-, ся способность к .использованию приема импровизации, стремление к перевоплощению, умение от простого подражания перейти к творческому самопроявлению.

Таким образом, театр для детей - это школа ощущений и восприятие, школа высокой эмоциональной-культуры, человеческого. общения и взаимоотношений.

В соответствии с задачами исследования, нам необходимо было проанализировать проблему, касающуюся ознакомления дошкольников с разными видами театра, учитывая следующие принципиальные вопросы:

. - какова последовательность ознакомления детей старшего дошкольного, возраста с разными видами театрального искусства с учетом-тенденций их исторического развития и особенностей восприятия детьми этого возраста разных театральных жанров;

- в каких отношениях находится филогенетический аспект развития театрализованной деятельности и ее онтогенетическое выражение в индивидуальном сознании и действии?

Из чего возник театр, его виды, и кто его предки? Не ставя задачи подробно анализировать историю развития театрального искусства, рассмотрим лишь основные вехи развития театра в России

- 14 (см. схему HI).г Проблемой истории развития театра занимались многие историки {А.А.Белкин, В.М.Красовская, А.И.Кузьмин и др.). В разные периоды истории общества содержание, стили театрального искусства менялись, поэтому мы рассматриваем развитие театрального искусства в хронометрическом плане. Драматический театр как искусство изображения драматических произведений на сцене зародился в глубокой древности. Истоки театра уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Из участников народных игр выделялись потвшники-скоморбхи. Анализ сведений о скоморохах дает основания сказать, что XI век - время появления слова "скоморох". Сами же скоморохи существовали-и раньше (А.А.Белкин). Первым связал начало русского театра со .скоморохами А.Н.Веселовс-кий. Большая часть документов - указывает на то, что на Руси участниками различного рода празднеств были скоморохи (В. Н.Все-володский-Генгросс, П.О.Морозов и др.). Они представляли- собой исполнителей драматизированных сценок и акробатических номеров, певцов, музыкантов, танцоров, т.е. "артистов".

Психолого-педагогические основы приобщения дошкольника к театральному искусству и театрализованной деятельности

Психологической основой организации процесса театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях являются особенности восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Многие черты этого психического процесса сохраняются независимо от возраста. Так, еще Аристотель обратил внимание на своеобразное переживание, возникающее у человека при восприятии трагедии и назвал его "катарсисом". Л.С.Выготский рассматривает это чувство как основную особенность любого художественного восприятия. Может ли возникнуть катарсис у детей дошкольного возраста? Как показывают результаты психологических исследований, ребенку доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка (Л.С.ВЫготский, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Тешюв и др.). Педагогические исследования подтвердили выводы психологов о том, что дети могут воспринимать содержание произведения искусства на основе выделения прежде всего элементов художественной формы. Во многих исследованиях доказана доступность понимания выразительных средств в разных видах искусства, возможность формирования у .дошкольников способности воспринимать различные образы: в музыкальном искусстве (Н.А.Ветлугина, И. А.Дзержинская, К.В. Тарасова и др.), изобразительном (В.А.Ези-кеева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Пантелеев и др.).

Восприятие художественного образа произведения искусства носит у детей активный, действенный, характер: . ребенок мысленно принимает участие в действиях героев, переживая их радости и неудачи. При восприятии произведений искусства возникают художественные эмоции, проявляется творчество. -В литературе отмечалась необходимость развивать эстетический вкус, учить воспринимать прекрасное, используя для этого в области театра драматический инстинкт, ярко выраженный у детей (Н.Н.Бахтин, С.Русова и др.). .

Наряду с этим было проведено социально-психологическое изучение вопросов зрительского восприятия спектакля (А.А.Брянцев, С.Г.Розанов, С.В.Образцов. Н.И. Сац и др.).- Учет детских впечатлений авторы рассматривали как условие корректировки сценической постановки уже сделанных работ и определения направления этой деятельности в будущем.

Дети значительно активнее воспринимают спектакль, чем взрослые. Это подтверждает стремление ребенка после спектакля воспроизводить все, ..что обогатило его чувства (игра в полюбившегося героя, дальнейшее придумывание событий, рисование, лепка героев).

Восприятие художественного- произведения предполагает не только способность узнать, понять изображенное. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность, реакции зрителя, выражение отношения к нему (А.В.Запо-.рожец, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.). Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются сами непосредственно воздействовать на ход событий, им свойственна экспрессивность в оценке. Например, смотрят на сцену с огромным напряжением, называют „героев", которые появляются на сцене; временами начинают восторженно кричать, хлопать в ладоши; задают по ходу действия вопросы , бросают реплики и пр. К концу дошкольного возраста отношение к воспринятому меняется - появляемся способность занять позицию зрителя (Н.Д.Николенко). Особенность театрального искусства, проявляющаяся в его наглядности, яркости и динамичности, сказывается положительно на восприятии спектакля, которое является индивидуальным актом. Своеобразие его определяется не только психологическим складом, темпераментом, общим уровнем развития ребенка, но и тем опытом, который предшествовал его встрече с искусством театра, опытом жизненным и художественным. Восприятию театрального зрелища помогают многие психические процессы: мышление, чувства, воображение (А.Я.Михайлова).

Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия спектакля: способность к скрытому духовному контакту, обмену чувствами, способность испытывать наслаждение, способность воспринимать условность сценического действия, верить воображаемым обстоятельствам. Активность детского восприятия проявляется в добавлении от себя таких слов и событий, каких на сцене не было, но хотелось бы увидеть. Выпадает из детского восприятия общая композиция спектакля, рисунок мизансцен, вопросы стиля, единства всех компонентов, в своей совокупности создающих спектакль (И.Л.Любинский).

В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. И хотя оценочные суждения" детей дошкольного возраста примитивны, они свидетельствуют о возможности развить умения почувствовать красивое и передать его оценку в эмоциональном состоянии (настроении, эффектной реакции), в высказывании, в продуктивной деятельности (рисунке, рассказе). При этом проявляется не только общая оценка всего произведения,. обычно выражаемая,в полярных отметках .(понравилось - не понравилось, хорошо - плохо), -но-и анализ отдельных образов, их отношений, связей и т.п. В процессе развития художественного восприятия у детей постепенно появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, положительному, глубокому его восприятию. "Художественно-полноценное восприятие искусства - это активная деятельность, мало того, это -"уменье", которому надо учиться" (Б.М.Тешюв, 158, с. 25).

Ряд исследователей (Н.И.Сац, Н.Н.Бахтин и др.) считали, что подражании и творческой переработке полученных представлений.

Последнее положение особенно важно для нашего исследования.

В естественной творческой деятельности, какой является игра, .у детей формируются предпосылки для восприятия театрального искусства. Ребенок обладает важными элементами эстетического восприятия: эмоциональностью, .. восприимчивостью, образностью, фантазией, выдумкой, находчивостью. Именно в процессе игры у детей развивается психический механизм, являющийся генетической основой для восприятия театрального искусства. _ В игре ребенок действует в воображаемых обстоятельствах с воображаемыми образами, является исполнителем всех ролей, быстро переключается из одной роли в другую. Переход из обычного состояния в состояние роли И из- одной роли в другую обусловлен гибкостью воображения ребенка и его чувством веры в условную действительность игры (А.Я.Михайлова, Н.Я.Михайленко, И.П.Румянцева и др.). Приближе-ние театрального представления к приемам привычной для ребенка ситуации игры, облегчает знакомство с новым для него искусством (Н.И.Сац).

В игре проявляется способность к замыслу, развивается красота движений. У детей 6-7 лет игра часто становится спектаклем, который показывается для зрителей. В этих играх можно видеть переход от игры к театральному искусству.V

Развитие театрализованной деятельности тесно связано с развитием восприятия сценического искусства. Исследования А.Г.Ананьева, А. В. Запорожца, А. Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и др. доказали зависимость восприятия от деятельности. Восприятие у детей дошкольного возраста развивается по мере того, как ребенок овладевает вначале элементарными, а затем и более сложными видами деятельности.

Авторы ряда работ (Н.Н.Бахтин, Н.Д.Бартрам, А.А.Брянцев и др.) считали, что первое знакомство с театральным искусством должно состояться в кукольном театре. Какие же преимущества имеет кукольный театр для дошкольников перед театром, в котором выступают артисты-люди? Как утверждает Т.Н.Караманенко, малыши нередко боятся Деда Мороза, Волка, Медведя и других персонажей в исполнении актеров, поэтому появление на сцене артиста в костюме и маске может испугать маленьких зрителей. Этого же героя-куклу дети воспринимают Совершенно спокойно. Кроме того, во время спектакля детям трудно охватить большую сцену, их отвлекают мелочи, рассеивается внимание. В противоположность этому, соразмерная куклам миниатюрная сцена-ширма, не загроможденная декорациями, легко воспринимается неопытными зрителями.

Существует также мнение, что развивать собственную театрализованную деятельность детей надо, начиная с участия их в __ кукольному театре. Однако, есть основания предположить, что более эффективным в этом процессе может быть участие детей именно в драматизации. Почему? В кукольном театре, дети должны иметь запас всевозможных поз, жестов, движений куклы и уметь выбирать из дих. те позы и движения, которые необходимы для передачи образа, исполняемого куклой. Дети должны стараться "оправдать" каждое движение, жест и позу куклы, т.е. представить, в каком состоянии могла бы кукла делать такие жесты и принимать такие позы. Кроме того, в течение продолжительного времени детям трудно держать руки поднятыми вверх с куклой, вследствие чего образ теряет динамичность. Голова также на протяжении всего спектакля находится не в обычном положении, поэтому у детей появляются "зажимы" мышц лица, шеи. Отражается это и на мышцах речевого аппарата: голос становится хриплым, тихим. Таким образом, можно сделать вывод, что работа с куклами создает дополнительные трудности и порой нарушает сценическую деятельность. Детям легче представлять действие без кукол, а следовательно, целесообразно начинать с драматического действия - яркого, легкого для повторения, динамичного, приближающегося к жизненным ситуациям, а значит, более естественного для ребенка.

Основная цель детской театрализованной деятельности - индивидуальное сценическое выражение. Исходя из этого основная цель .руководства этой деятельностью - не простое ознакомление детей с театром, а создание условий для самостоятельного проявления, игровых способностей детей. В этом плане работа воспитателя по" руководству театрализованной игрой является одной из граней руководства ролевой игрой.

\/ Анализ литературы позволяет дать характеристику умений театрализованной деятельности: знание средств образной выразительности, выработка умений пользоваться ими, передача эмоционального персонажа; работа,над текстом, знание,своей роли; нахождение мизансцен, взаимодействие персонажей/. Все.эти умения .приобретаются сначала в процессе сюжетно-ролевой игры, которая является естественным проявлением взаимодействий ребенка с окружающим миром. Это также подтверждает, что систему работы с детьми целесообразно подчинить логике исторического развития театра, а поэтому начинать с организации драматических спектаклей.

Психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н,Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.) считают ро - 34 левую игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно игра удовлетворяет основные потребности дошкольника в общении, познании, выражении себя; обеспечивает полноценное психическое развитие и в ее недрах зарождаются и развиваются другие деятельности (труд, уменье и др.).

Многочисленными исследователями доказана роль игровой деятельности во всестороннем развитии ребенка. В игре ребенок верит изображаемым обстоятельствам,, живет эмоциональной жизнью, но при этом воспринимает игровую- деятельность как единение реальной и воображаемой ситуации. Он сознает условность игры, но несмотря на это; игровые переживания всегда искренни.

В театре все воспринимается с позиции сходства с настоящим, поэтому невозможно условиться -обо всем, как в игре, и действие основного закона игры "как-будто" более ограничено на сцене. На сцене ребенка радует та узнаваемость, _которая сохраняется .при условном изображении. Толчком для творческой работы зрительского воображения является "радость узнавания". Дошкольника радует узнаваемость предметов, которую они сохраняют при своем условном изображении. Именно эта узнаваемость помогает детям соотносить увиденное с жизнью, вызывает необходимые ассоциации (А.Я.Михай-лова, Л.В.Сизова).

Итак, основу театрализованной деятельности составляет сюжетно-ролевая игра, поэтому рассмотрим более подробно общие и специфические черты этих двух видов деятельности.

»., Сюжет. В театрализованной игре содержание фиксированное, заранее известное. Дети не могут вносить в текст изменения, не могут выходить за рамки заданного автором действия и должны воспроизводить события только в заданной последовательности.

- 35 Сюжетно-ролевую игру создают сами дети, их деятельность носит творческий характер. Содержание игры обретается в процессе своего развития (можно вносить изменения, отсутствует знаемый результат игры, заранее неизвестно, какие развернутся события).

. Роль. В театрализованной игре дети воссоздают конкретные образы: каждый персонаж наделен своим характером, внешним видом и манерой говорить, за ним "закреплены" действия и поступки; указаны условия, в которых он живет. Дети понимают условность роли, в таких играх отсутствуют реальные отношения и существуют только игровые (ролевые).

В сюжетно-ролевой игре дети стремятся подражать тем. взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в их опыте; изображают близких людей, .которых хорошо знают, ..поэтому за каждой игровой ролью стоит реальный образ. Кроме того ролевая игра соединяет в себе систему игровых и реальных отношений детей. Они сами устанавливают правила взаимоотношений, все играющие их принимают, а неподчинение разрушает игровые взаимодействия.

V Игровые действия. В театрализованной игре действия персонажей определяются литературным произведением. Они репетируются заранее, передаются.при помощи мизансцен, пантомимики, жестов.

В сюжетно-ролевой игре действия детей являются произвольными и по характеру чаще всего выступают как профессиональные или бытовые (продавец - продает, мама - стирает).

Средства образной выразительности. Средства выразительности в театрализованной игре требуют соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа, раскрывать его характер и особен - 36 ности взаимодействия с другими действующими лицами.

В сюжетно-ролевой игре специальное обучение средствам выра- зительности не проводится, мера игровых умений не отражается на отношении детей к игре и на желании участвовать в ней.

Атрибуты. Атрибутика в театрализованной игре готовится заранее. Ход и организация спектакля невозможны без наличия продуманных атрибутов, и замена одних атрибутов другими в процессе деятельности не происходит.

Начало сюжетно-ролевой игры не всегда зависит от наличия атрибутов. В ходе игры возникает и удовлетворяется потребность в них, для чего используются любые заместители реальных предметов.

Декорации. Для театрализованной игры характерна обязательность специальных декораций. которые готовятся к данному спектаклю заранее, отражают его специфику и во многом определяют сценические действия.

В сюжетно-ролевой игре не обязательно наличие специальных декораций, и они не имеют принципиального значения для течения "игры.

Костюмы. В театрализованной игре использование костюма обязательно. Каждому персонажу готовится специальный костюм, .соответствующий характерным особенностям образа. " . .. ."

В сюжетно-ролевой игре использование костюма не обязательно. Вместо специальных костюмов дети используют отдельные элементы, либо костюмом персонажа становится собственная одежда ребенка.

Музыка. В театрализованной игре музыка является обязательным компонентом спектакля, тогда как использование музыки в сюжетно-ролевой игре не типично.

- 38 компоненты (Д.Б. Эльконин): роль, которую берут на себя дети в процессе игры; игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; условное замещение реальных предметов; реальные отношения между играющими детьми.

Задачи и организация опытно-экспериментальной работы

В основе построения опытно-экспериментальной работы лежала реализация следующих принципов театрализованной деятельности в детском саду.

1. Организация процесса восприятия театрального искусства детьми дошкольного возраста исходит из. их психологических особенностей, определяющих характер понимания разных видов театра, их-доступности, близости ведущей детской деятельности и эмоционального влияния на ребенка. Это определяет целесообразность начинать процесс восприятия театрального искусства с кукольного театра.

2. Построение процесса индивидуального развития самостоятельной театрализованной деятельности (онтогенез ее) должно исходить из анализа исторического развития такого социального явления, каким является театр.

3. Процесс ознакомления с разными видами театра и построения собственной театрализованной деятельности должны учитывать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: специфику восприятия детьми театрального искусства; потребности дошкольников в импровизационной деятельности; реальный уровень знаний о предмете и объекте деятельности и др.

4. Система работы, формируя театрализованную деятельность, должна строиться на основе интеграции (взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных влияний, обеспечивающих формирование . готовности к самостоятельной театрализованной деятельности) и дифференциации (обеспечения возможностей проявления индивидуаль-"ных способностей каждого участника).

Эти принципы были положены в основу организации ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ опытно-экспериментальной работы.

1. Организация условий для накопления опыта восприятия театрального искусства» формирования эмоционального отношения к нему, осознания его специфики.

2. Формирование практических умений детей 6-7 лет осуществлять самостоятельную театрализованную деятельность.

"- - 3. Организация самостоятельной театрализованной деятельности. "Дадим характеристику каждого направления. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ включало:

- формирование представлений и некоторых.отдельных понятий о театре и театральном искусстве; - _

- создание адаптационного фона, обеспечивающего развитие интереса детей к театру.

Формировались представления о видах, значении, содержаний:, специфике театрального искусства;- лети подводились к осознанию таких понятий, как театр, сцена, роль, действие и др. У дошкольников развивались различные ощущения, связанные с переживаниями от восприятия театрального искусства (удивление, радость, восторг, огорчение и др.). С этой целью были использованы различные методы.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста