Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Сметанина Варвара Ильинична

Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
<
Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сметанина Варвара Ильинична. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2002 175 c. РГБ ОД, 61:02-13/1158-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы процесса социализации личности ребенка

1.1 Философский аспект раскрытия сущности социализации личности 13

1.2 Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 29

1.3 Особенности социализации личности ребенка в условиях национального дошкольного образовательного учреждения 58

Выводы по первой главе 76

ГЛАВА II. Пути и условия социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада

2.1 Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка 78

2.2. Обновление содержания, форм и методов социализации личности на основе взаимодействия семьи и детского сада 99

2.3. Реализация модели благотворительного ясли-сада 132

Выводы по второй главе 145

Заключение 148

Библиография 151

Приложение 168

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и образовательном учреждении. Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей.

В современных условиях особенно осложнился процесс социализации сельского дошкольника. Незнание народной культуры, ее традиций, обычаев затрудняет социальную адаптацию ребенка. Вместе с тем сохранение во многих семьях обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение, своеобразия семейных и семейно-соседских, родственных отношений служит средством передачи жизненного опыта, способствует созданию гуманных отношений в сельском социуме, в целом положительно влияет на социализацию личности ребенка.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Д.Дьюи, В.В.Зеньковский, И.Кант, К.Маркс, Т.Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С.Кон, В.В.Рубцов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), педагогики (С.Т.Шацкий, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.). Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р.Беспалова, П.П.Блонский, Т.И.Горбатенко, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Е.А.Радина, П.М.Саморукова и другие педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребенка были освещены в свое время Н.К.Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др. Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А.Аркина, Д.Б Эльконина, Е.Б. Штернберга и др. Влияние социальной среды на развитие личности

ребенка и раскрытие сущности и структуры феномена «социализации» освещены в трудах В.В.Абраменковой, К.А.Абульхановой-Славской, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Ф.Гидденс, Э.Дюркгейм, Ч.Кули, Т.Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э.Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. "Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности" (С.А.Козлова).

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн).

Следует отметить положения концепции В.В.Давыдова,

Л.С. Выготского, Н.Н.Поддьякова, А.А.Усовой, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

Ценные для дальнейшей разработки рассматриваемой нами проблемы положения содержат разносторонние теоретико-методологические

исследования М.И.Богомоловой, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой,

В.И.Логиновой, Н.В. Мельниковой, Е.И.Радиной. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребенка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы "социальной компетентности" ребенка (Т.Н.Антонова, Е.А.Арнаутова, Г.Г.Зубова, Н.А.Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В.Артамонова), формирования у ребенка "картины мира" (Л.Ф. Купецкова), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.П.Щедровицкий, А.П.Усова и др.). Таким образом, философия, социология и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.

Значимость семейной педагогики для социализации личности ребенка всегда традиционно подчеркивалась в отечественной науке. Выдающиеся педагоги Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие обосновали положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям. Учитывать опыт народной педагогики призывали П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и

ДР-

В последние годы в исследованиях Г.Н.Волкова фундаментальное обоснование получили содержание и сущность этнопедагогики. "Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается

личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении, народную мудрость..." (35, с.5).

Ценные идеи о возможностях использования традиций народной педагогики для социализации личности ребенка отражены в трудах ученых -педагогов Республики Саха (Якутия) В.Ф.Афанасьева, У.А.Винокуровой, А.А.Григорьевой, Д.А.Данилова, А.Г.Корниловой, М.Г.Колодезниковой, Н. Д. Неу Строева, О.П.Осиповой, Т.Т.Саввинова и др. Для осмысления якутского идеала совершенной личности использовано научное видение Л.А.Афанасьева, И.С.Портнягина, А.П.Оконешниковой, К.Д.Уткина и др. Педагогические взгляды К.С.Чиряева, основоположника музея народной педагогики, о ведущей роли семьи в воспитании детей служат ориентиром для организационно-педагогической деятельности.

Психолого-педагогические исследования (Л.И.Божович,

Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Загик, Т.А. Марковой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, особенно при подготовке ребенка к школе. В дошкольном образовательном учреждении для этого создаются необходимые условия.

Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С.Буре, Л.А.Венгер, А. В.Запорожец, М.И.Лисина, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строятся на научной основе и обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребенка. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

В целом анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблем социализации: раскрыты понятия, даны характеристики факторов и институтов социализации, но отдельных

(специальных) работ, раскрывающих пути и методы воспитания детей в двух социальных системах - детском саду и семье, построенного на принципах взаимодействия и взаимодополнения, нет.

Знакомство с опытом работы национальных дошкольных образовательных учреждений позволяет убедиться в том, что основные положения семейной этнопедагогики мало используются в учебно-образовательном процессе. Реальное включение средств семейной этнопедагогики в жизнь дошкольника, его быт и повседневность требует специального решения целого комплекса научно-методических задач. Родители и педагоги также все более остро ощущают в наши дни потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации личности ребенка на традициях народной педагогики. Таким образом, актуальность и практическая значимость, а вместе с тем и научная и методическая неразработанность проблемы социализации личности ребенка в сельских условиях, признание значимости роли семьи и детского сада в этом процессе обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования - «Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада».

Объект исследования - процесс социализации личности на основе взаимодействия семьи и детского сада.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: процесс социализации личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:

- реализовать программу педагогизации семьи как микросреды
социализации личности ребенка на основе применения личностно-
ориентированного, системного, средового подходов;

- включить сельский региональный компонент в содержание образования
и организацию жизнедеятельности дошкольника с учетом накопленного опыта
и социальных преобразований;

разработать модель, обеспечивающую активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов их жизнедеятельности.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методологические основы для решения проблемы социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада.

  2. Охарактеризовать современного сельского дошкольника как субъекта социализации.

  3. Разработать систему критериев и показателей оценки эффективности социализации детей дошкольного возраста.

  4. Научно обосновать систему педагогических условий процесса социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

  5. Подготовить научно-методические рекомендации по проблеме социализации дошкольников на основе взаимодействия семьи и детского сада.

Методологической основой исследования социализации являются положения: материалистической философии о взаимосвязи общего и частного, теории и практики развития личности; об образовании как форме развития личности и общества; современные философские, педагогические, психологические концепции образовательных систем и семейного воспитания;

положения о системном, личностно-ориентированном, средовом подходе к изучению социальных явлений и решению проблемы совершенствования процесса образования. Профессиональные аспекты методологической основы исследования определяются законами Российской Федерации по вопросам образования, нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по проблемам дошкольного образования.

Теоретические основы исследования составили психологическая теория личности (А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский и др.), философские и педагогические концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (В.Г.Бочарова, Л.П.Буева, И.С.Кон, В.Д.Семенов, В.С.Торохтий и др.), о преобразовательной деятельности человека (В.Т.Лисовский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Значительное влияние на наше исследование оказали труды ученых, в которых рассмотрены ведущие идеи системного (Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, В.Н.Садовский, Г.Н.Сериков и др.), личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, И.С.Якиманская и др.), средового (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Ю.С.Майнулов, Н.Л.Селиванова, А.М.Федоркин и др.) подходов, а также работы, в которых рассматриваются пути и средства развития личности в различных видах деятельности (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер и др.).

В ходе исследования использована система методов, включающая в себя: теоретический анализ и изучение массовой педагогической практики, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), обобщение передового педагогического опыта, специальную опытно-экспериментальную работу, методы математической статистики.

Базы исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы

явились: ясли-сады "Туллукчаана" п. Магарасс, "Чуораанчык" п. Джикимдя, "СаЬар5а", "Кэнчээри" с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1996-1997 гг.) - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.

Второй этап (1998- 2000 гг.) - опытно- экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Исследование включало в себя разработку социальных правил и модели деятельности благотворительных яслей-сада " СаЬар5а".

Третий этап (2001-2002 гг.) - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. Уточнены сущность, понятие и структурные компоненты социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада.

  2. Дана характеристика современного сельского дошкольника как субъекта социализации.

  3. Определены критерии и показатели оценки социальной воспитанности детей дошкольного возраста.

4. Разработана методика обновления содержания социализации
дошкольников, обеспечивающая преемственность в использовании
воспитательных приемов семьи и детского сада.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные пути и условия социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада, разработанные диагностический

материал, программы, пособия и методические рекомендации внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), использованы на семинарах подготовки и переподготовки дошкольных работников, в рамках научно-исследовательской работы студентов педагогических колледжей и пединститута ЯГУ, а также обсуждались на педагогических чтениях, совещаниях, семинарах и встречах с научными и практическими работниками дошкольного образования.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативно-правовой базы в области дошкольного образования, программ федерального и регионального уровней, концепций по проблемам семейного воспитания и национального дошкольного образовательного учреждения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социологической и психолого-педагогической литературы; использованием личностно-ориентированного, системного, средового подходов к решению поставленной проблемы; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов; применением комплекса методов, адекватных объему, предмету, целям и задачам исследования; длительностью эксперимента, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были освещены и получили одобрение на региональной научно-практической конференции «Результативность управления образованием», проводившейся в г. Вилюйске (1998 г.), на республиканском семинаре-совещании работников управления образования «Валеологическое сопровождение педпроцесса» (1999 г.), на республиканской конференции «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (2000 г.), на международной конференции «PC (Я) и международное образовательное пространство» (2001 г.), на республиканской научно-практической

конференции "Региональный учебник XXI века" (2001 г.), «Новый стиль жизни и молодежная политика PC (Я) в современных социально-экономических условиях» (2001 г.), «Психология в системе образования: опыт и направления» (2001 г.). Внедрение результатов исследования в практику дошкольного образовательного учреждения осуществлялось через проблемные семинары (1995-2001 гг.), улусные методобъединения (1996-2001 гг.) и публикацию их в печати.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Взаимодействие детского сада и семьи оказывает целостное влияние на социальное воспитание дошкольников, обеспечивает единство познавательной, игровой деятельности и межличностных отношений, разнообразного общения и направлено на развитие их духовных интересов, свободное проявление социально ценной инициативы в кругу сверстников и семьи.

  2. Критериями социальной воспитанности дошкольников являются: представления ребенка о прогрессивных традициях микросоциума (когнитивный), сформированность потребностей ребенка в усвоении этих традиций (мотивационно-потребностный), наличие практического опыта дошкольников по сохранению и передаче культурно-исторических традиций окружающей среды (деятельностно-практический).

3. Основными условиями социализации личности ребенка на основе
взаимодействия семьи и детского сада являются следующие: разработка и
реализация программы педагогизации семьи как микросреды социализации
личности ребенка на основе применения личностно-ориентированного,
системного, средового подходов; обновление содержания, форм и методов
воспитательной работы, гибкое сочетание их структуры с учетом накопленного
опыта и социальных преобразований; психолого-педагогическое,
диагностическое обеспечение процесса социализации дошкольника.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Философский аспект раскрытия сущности социализации личности

Задача социализации личности ребенка является особо значимой в нашем обществе в период, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько дети младшего возраста будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и будущем.

Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине XX в. и было подготовлено научными разработками философов, социологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека компетентным членом общества. Однако еще в прошлом веке философы, психологи, педагоги обосновали ряд теорий, раскрывающих формирование личности на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, определенной среды, индивидуального опыта и особенностей культурного наследия.

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый, противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества. Философский аспект социализации заключается в решении антропологической тенденции философии, а именно проблемы отношения "человек-мир". Рассматривая данное направление, мы можем выделить пути решения проблемы социализации. Поэтому важно рассмотреть и определить, как философы рассматривали зависимость сущности человека от социальных факторов. Обозначим позиции философов при решении этого вопроса.

Идеи о путях социального становления личности рассматривались в греческой философии. Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в "несовершенном мире" как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию.

По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства. Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства, однако он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, но не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. Только таким путем возможно и должно "делать людей полезными" и для государства. Предметом философствования являлся человек и его становление как автономной, свободной личности, включенной в природную и социальную среду (12, с.378-374).

Для античных философов формирование общественности человека - это прежде всего готовность его к выполнению социальных функций (227, с.76). Философы (Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.), рассуждая о телесно-духовной природе человека, ее многосторонности, способности к бесконечному совершенствованию, возвращались к идеалу гармоничного физического воспитания во имя всеобщего счастья (201, с.50).

В новое время гениальный чешский педагог, мудрый философ Я.А.Коменский трансформировал в своем мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Концепция философа это - поистине гимн человеку с его безграничными способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества, с его стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе (227, с. 107).

Просветители XVII- XVIII вв. не сомневались, что человек социален. Они обратили внимание на детерминацию индивидуального развития социальными условиями. Идея культуросообразности социального воспитания отчетливо, хотя и не сформированно, впервые проявляется в трудах Д.Локка. Выступив против теории "врожденных идей и принципов" и утверждая, что душа - это "tabula rasa" (т.е. чистая доска), он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия которого у людей, по его мнению, определяются воспитанием и условиями жизни.

Основываясь на философско-педагогических воззрениях Д. Локка, французский философ XVIII в. К.А.Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И Локк, и Гельвеций, акцентируя внимание на роли среды в развитии человека, уделяли серьезное внимание значению социокультурного фактора в воспитании (135, с.238). Таким образом, исследования Локка и Гельвеция легли в основу теоретико-методологических положений нашего исследования.

Д.Дидро отмечал, что природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы ни сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье (87, с.62). По мнению П.Гольбаха, «не природа создает дурных людей, а наши учреждения заставляют их быть такими. Ребенок, воспитанный среди разбойников, может стать злодеем, если бы он был воспитан среди добродетельных людей, то сам бы стал добродетельным человеком» (58,с.348).

Ж.-Ж. Руссо сделал вывод о том, что человеческие пороки и страдания порождаются средой, плохим воспитанием, неразумным общественным устройством. Он представлял социум как сообщество свободных людей, мелких землевладельцев, живущих своим трудом, руководствующихся в своем поведении идеями общего блага, "всеобщего интереса". И воспитание в таком обществе - общечеловеческое, предполагающее равные права и возможности каждого его члена обрести самого себя, свою уверенность и свободу, обрести способности "работать как крестьянин и думать как философ", реализовать себя как творческую индивидуальность (161,с. 190).

Особый интерес для нашего исследования представляют идеи немецких классических философов о социальной сущности человека. В немецкой классической философии выделялся аспект социального становления личности, в частности вопрос воспитания. Главная задача научного знания, по И.Канту, состоит в том, чтобы помочь индивиду стать не просто знающим и воспитанным, а человеком - членом социума. "Социальное становление есть направленный процесс осознания человеком интересов общества" (92, с.206).

По мнению Г.Гегеля, "у человека две стороны - единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы - образовывать себя". Цель работы педагога (ведь от рождения человек не бывает тем, кем он должен быть) заключается в том, чтобы «показать человеку как природному существу, путь, следуя которому он снова рождается: его первая природа превращается во вторую, духовную природу» (52, с. 187).

Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования

Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность (199, с.36). Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и активно реализует себя, изменяя и жизненные обстоятельства. Социализация осуществляется с помощью общения, а также путем идентификации человека с обществом и обособлением личности в нем (167.С.57).

Психолого-педагогический взгляд на социализацию раскрывает содержательную конкретику этого процесса, обосновывает механизмы, связанные с условиями социализации (среда, пространство) и позицией личности в этом процессе (активность, пассивность, приспособление), подчеркивая демократический (добровольный) гуманный характер социализации как педагогического феномена. Так, социализация личности есть, с одной стороны, усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство социальных связей и социального опыта (193, с.91), усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность (131, с.89).

С другой стороны, в контексте формирования и развития личности, на первый план выдвигаются собственная активность субъекта социализации (105, с. 143), процессы обретения социального опыта в ходе активного самопостроения личности, включение детей и подростков в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности в образовательной среде (147, с.89-90) - (позитивная социализация, по О.С.Газману), расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (235, с.200), развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие, самореализация в том обществе, к которому он принадлежит (206, с. 15). Подчеркивается активный характер социализации человека, в ходе которой он не только усваивает социальный опыт, но и полноценно реализует себя, влияя, в том числе, и на жизненные обстоятельства (167, с.57).

В нашем диссертационном исследовании процесс целенаправленного воспитания, осуществляемого в семье и в специально созданных воспитательных учреждениях, чрезвычайно важным является выделение двух форм социализации, которая может происходить как в условиях стихийного воздействия на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни (167, с.57). В отличие от воспитания, которое представляет собой намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом, социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний на человека (112, с. 134).

Так, выделяют основные направления (сферы) социализации, которые дают название ее видам: поведенческая, эмоционально-чувственная, познавательная, бытийная, морально- нравственная, межличностная (235, с.99), полоролевая, профессиональная, семейная, политическая (53, с.9).

Известный французский юрист Ж.Тард рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию, в народ. Общество Ж.Тард характеризует как группы людей, одинаково воспитанных, обладающих одинаковыми средствами к жизни, взаимовлияющих друг на друга. Социализация понимается как "многосторонняя однообразность, к которой идет общество" (205, с.66).

Исходя из данных позиций, видно, что термин социализации употребляется как синоним понятий "коллективный, общественный".

В 60-70-е гг. XX в. проблема социализации стала широко обсуждаться в западных научных исследованиях. В 1956 г. термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало его официальное принятие и направило усилия на изучение данного процесса.

В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдается двоякий подход к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Обозначим и проанализируем эти подходы. В рамках первого субъект объектного подхода можно выделить два направления:

1. Представителем первого направления является З.Фрейд. Его идеи основаны на принятии человека как биологического существа, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним "табу" (224, с.251).

2. В начале XX в. появляется второе направление в изучении понятия "социализация" с точки зрения социологов. В исследовании Э.А. Домбравского выделены и проанализированы ветви в рамках данного направления (70, с.112):

- культурологическое направление трактует социализацию как процесс усвоения культуры. Культура - предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации - это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению ( Дж.Уайтинг, И. Гайлд).

Школа структурно - функционального анализа, которая берет начало от школы Эмиля Дюркгейма. В своих известных исследованиях отношений человека и общества он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Практически не разводя эти термины, Э.Дюркгейм использовал их как синонимы, понимая под воспитанием "постоянно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформулировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей". Смысл позиции Э. Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации - это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой (75, с.212).

Особый интерес для нашего исследования представляют идеи Т.Парсонса. Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, по мнению Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечает он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека (157, с.214). Социализация в семье происходит благодаря действиям психологического механизма, который работает на основе сформированного Э.Фрейдом принципа удовольствия - страдания и приводится в действие с помощью награждения и наказаний.

Анализ словарно - справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И.Кривовым, показал, что авторы (Б.Ч.Гуд, Б.Уолтен) толкуют "социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, норм специфической культуры, в которой он живет , и адаптации их как часть собственной личности". Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г.Герри Пейджа, Дж.Томаса, Алана Р.Маршалла: "Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми" (227, с.36).

Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка

Исследование проходило в три этапа. Первый этап включал уточнение цели, направления опытно-экспериментальной работы, выбор объекта и определение предмета научного поиска, выработку гипотезы, процедуры и методов исследования, теоретический анализ проблемы и ее конкретизацию в экспериментальных задачах. Этот этап носил констатирующе-поисковый характер. Поиск темы исследования начался в 1996 году в процессе изучения взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Трудности, с которыми мы встретились при изучении семейного воспитания, заключались в отсутствии у родителей программы воспитания, отрывочности педагогических знаний, непонимании возрастных особенностей и потребностей ребенка. Родители испытывали затруднения в использовании народных традиций и элементов в целенаправленном воспитании ребенка и ощущали потребность в специальной педагогической помощи. Исходя из вышеуказанного, весь подготовительный период был посвящен поиску новых форм и путей совершенствования работы с родителями. Были изучены отдельные находки и разработки для изменения отношения родителей к воспитательной деятельности и повышения педагогической культуры.

На втором этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Исследование включало в себя разработку социальных правил и модели деятельности благотворительных яслей-сада " СаЬар5а".

Заключительно - обобщающий этап был посвящен систематизации, апробации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

В опытно-экспериментальном исследовании мы опирались на следующие теоретические положения: 1) Теория Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии личности, учение о зоне ближайшего развития. 2) Концепции социализации, рассматривающие включение ребенка в систему социальных отношений (А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.В.Мудрик и др.). 3) Этнопедагогические концепции Г.Н.Волкова, А.А.Григорьевой, А.Г.Корниловой. 4) Идеи А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода детства.

В исследовании применены следующие методы: теоретический анализ и изучение массовой педагогической практики, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), обобщение передового педагогического опыта, эксперимент, методы моделирования, математической статистики.

Педагогизация семьи изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также фило-софско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Человек рождается и живет в определенной социально-бытовой сфере, ему родным является язык народа, культура, традиции и обычаи, что накладывает свой отпечаток на его психологию, на весь комплекс его ценностных ориентации. Представление о семье как подструктурном элементе системы «социально-бытовая среда», имеющееся в научном знании, следовательно, и в этно-педагогике, верно. Для ребенка мир явлений и объектов, фиксируемый в науке термином «социально-бытовая сфера», начинается в семье возле матери, отца и других родственников. На ранних ступенях жизни семья олицетворяет собой этот мир.

Это учитывалось в народной педагогике, именно поэтому традиционно возлагалась большая ответственность на воспитание человека в семье. То есть в педагогике содержится определенная интеллектуальная и ценностная рефлексия на закономерность социальной жизни - на наличие в ней воспитания. Круг воспитателей был очень широк, так или иначе включал в себя весь род. Участие всех в воспитании подрастающего поколения, конечно, не было совершенно одинаковым. Преимущественное право на воспитание детей, естественно, принадлежало матери, бабушке, отцу, деду. У якутов издревле существовал культ стариков и предков. В педагогических коллизиях слово старших было неоспоримым.

Народная педагогика считает родительскую любовь основой воспитания детей в семье, так как в материнских и отцовских чувствах кроется большая воспитательная сила, особую роль в эмоциональном, нравственном и умственном развитии ребенка играет его близость с матерью и отцом, родительская забота о нем в первые годы жизни. Только мать понимает каждое движение души своего ребенка и отвечает ему поддержкой. Именно с зарождением любви к матери и начинается личность. Народ много внимания уделял личному примеру отцов. Дурной пример отца непременно отразится на детях, поэтому говорят: «У отца задиры сын - драчун», «Для плохого отца наказание - плохой сын». В практику семейного воспитания немаловажное значение имеет отношения детей между собой. В хорошей семье обычно старшие шефствуют над младшими, а младшие часто, выполняя указания старших, растут под их влиянием. Природными народными педагогами в семье выступают дедушки, бабушки, интуитивно и по опыту своим добрым советом помогающие воспитанию юной смены и обогащающие сокровищницу народной педагогики.

В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщении его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль.

Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающим людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка - первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Семья играет особую роль в воспитании ребенка-дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Обновление содержания, форм и методов социализации личности на основе взаимодействия семьи и детского сада

Обновление содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в условиях взаимодействия семьи и детского сада мы рассматриваем исходя из следующих теоретических позиций:

1) В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.

2) По образному выражению А.Г.Харчева, семья для дошкольника - «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведения ребенка вне семьи.

3) Важность педагогического просвещения семьи диктовалась и диктуется самой жизни. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи как со стороны общества, так и со стороны педагогов (Е.П.Арнаутова, О.Л.Зверева, Т.А.Маркова и др.).

4) Обновление самого содержания предполагает расширение знаний с учетом интересов и склонностей детей, а также реальной жизни в социуме.

5) Формы работы должны создавать условия для проявления индивидуальности ребенка, возможности самовыражения и самореализации, а среди методов могут быть воспитывающие ситуации.

6) Результатом обновленного учебно-воспитательного процесса в детском саду и семье должна стать духовно богатая индивидуальность, способная к самоорганизации и самореализации своей деятельности в современном социуме.

На основании сформулированных теоретических положений осуществлялось обновление образовательно-воспитательного процесса в опытно-экспериментальной работе.

Основная цель формирующего эксперимента - разработать условия равноправного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе социализации личности. Она позволила определить задачи данной работы: 1) раскрыть сущность социализации в условиях взаимодействия семьи и детского сада на основе народной педагогики; 2) дать характеристику современного сельского дошкольника как субъекта социализации; 3) формировать знания дошкольников о социальных правилах, воспитание ориентиров на эмоциональное состояние сверстников и расширение опыта самостоятельных поступков детей в соответствии с социальными правилами и нормами. Только лишь при тесном взаимодействии этих трех важных компонентов: когнитивного, эмоционального и регулятивного может быть решена задача воспитания у старших дошкольников осознанного отношения к социальным правилам в целом.

Давая характеристику сельскому современному дошкольнику как субъекту социализации личности, мы попытались вычленить на начальном этапе эксперимента различную степень его отношения к коллективу, к себе; уровень его самостоятельности. В этой целью использовались различные методики. В начале эксперимента были опрошены дети, родители и воспитатели детского сада (беседы А, Б, В). Анализ бесед позволял определить уровень положительного отношения дошкольника к коллективу, к самому себе. Данные показатели в определенной мере свидетельствовали о степени самостоятельности, одного из главных признаков социализации личности ребенка.

Огромную роль в жизни сельского дошкольника играет коллектив сверстников, который, как известно, является прототипом будущего взрослого коллектива, т.е. учит дошкольников способам адаптации во взрослом обществе. Данные бесед (А) показывают сложность отношений дошкольников с коллективом сверстника (65%), больше половины (57%) хотели бы иметь близких друзей среди сверстников. Дальнейшие показатели подчеркивают, что строить свои взаимоотношения в коллективе сами, без поддержки взрослых, дошкольники не умеют. 64 % дошкольников не волнует, как отнесется к их поступкам группа сверстников. Данные позволяют сделать вывод о больше потребительском, нежели активном отношении дошкольников к коллективу сверстников, об их неумении регулировать и строить отношения на дружеской основе. Данные бесед (Б) показали, что дошкольники не владеют стремлением к познанию самого себя и самоутверждению. 65% дошкольников испытывают потребность познать себя, 54% не знают свои слабые и сильные стороны. Это позиция говорит о неуверенности в своих силах, о необходимости помощи со стороны взрослых. Результаты бесед (В) вновь подтверждают низкую самостоятельность дошкольников, реализующих деятельности. Всего 24% дошкольников берут на себя инициативу полезных дел, только 22% стараются принимать сами решения и действовать самостоятельно. Такое положение вещей мало способствует эффективной социализации дошкольников и готовит ему роль пассивного созерцателя в обществе.

Таким образом, полученные данные могут иметь важное значение для характеристики дошкольника как субъекта социализации. Они позволяют сделать вывод о том, что сельский дошкольник обладает низкой степенью адаптации в обществе: поведение его регулируется только требованиями старших, саморегуляция проявляется ситуативно, отсутствует активная позиция по отношению к поступкам и деятельности других людей. Дальнейшее продвижение дошкольника в своем развитии при таком уровне может создать ему серьезные затруднения при вхождении в социум.

Мы предположили, что изменить существующий уровень, создать условия для его успешной социализации сможет обновленный учебно-воспитательный процесс, учитывающий реалии современного сельского социума и педагогический потенциал семьи. В соответствии с «Концепцией дошкольного образования PC (Я)», утвержденной МО PC (Я) 26.06.2000 г., в Горном улусе разработаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимном уважении, признании важности интересов ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации личности ребенка потребовало определенных организационных решений и ориентации на новые педагогические принципы.

Похожие диссертации на Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада