Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Ветров, Роман Юрьевич

Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций
<
Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ветров, Роман Юрьевич. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Ветров Роман Юрьевич; [Место защиты: Университет Российской академии образования].- Москва, 2012.- 358 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-19/10

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ проблемы преодоления личностью кризисных ситуаций в современной психологии 26

1.1. Теория кризиса и кризисных ситуаций в современной психологии 57

1.2. Теоретико-методологические основания выявления факторов преодоления личностью кризисных ситуаций 44

1.3. Компенсаторные механизмы поведения личности в кризисной ситуации 66

Выводы по 1 главе 87

ГЛАВА 2. Реализация личностных ресурсов в преодолении кризисных ситуаций

2.1. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности 89

2.2. Нравственные ресурсы личности: феноменология и структурные характеристики 107

2.3. Влияние нравственности на поведение личности в кризисных ситуациях 136

Выводы по 2 главе 148

ГЛАВА 3. Концептуальное обоснование актуализации нравственных ресурсов личности в кризисной ситуации

3.1. Модели нравственного поведения 151

3.2. Структурно-содержательная характеристика типов нравственного состояния личности 170

3.3. Нравственные ресурсы как фактор реализации копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций

Выводы по 3 главе 193

ГЛАВА 4. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию роли нравственных ресурсов в преодолении личностью кризисных ситуаций

4.1. Актуализация исследования кризисных состояний личности в период профессиональной подготовки в вузе 195

4.2. Организационно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы 210

4.3. Экспериментальное изучение причин и видов кризисных ситуаций у студентов вузов 229

4.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 260

Выводы по 4 главе 276

Заключение 279

Библиография 299

Приложение 341

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. В последние десятилетия проблема личности по праву занимает центральное место в отечественной и зарубежной психологии. Научный интерес к ее изучению основан на многогранности феноменологии личности, междисциплинарном статусе проблемы. Однако, несмотря на появление значительного количества работ, направленных на исследование закономерностей развития личности, по-прежнему вне поля зрения отечественных ученых остается проблема развития ее психологических механизмов, оптимизирующих взаимодействие с социальной средой.

Между тем, процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране, придают разработке этой проблематики особую актуальность. Ситуация развития личности в современном российском обществе характеризуется крайней нестабильностью, связанной с происходящими социально-экономическими и политическими изменениями. Ломка привычных, годами установившихся стереотипов жизнедеятельности и возрастание потока агрессивно насыщенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. Именно поэтому в последнее время понятие кризиса стало центральным во многих психологических исследованиях.

Обретение самоидентификации в современном обществе коренным образом отличается от её обретения в традиционном, что порождает проблему кризиса идентификации, характерную для нашего времени. Для российского человека ситуация усложняется в связи с тем, что на глобальный кризис накладывается сформированное в последние годы потребительское мировоззрение, исключающее нравственные ориентиры на ответственность, порядочность, правдивость, честность.

Одним из вариантов преодоления критических ситуаций является психологическая перестройка личности, поводом для которой могут стать разнообразные обстоятельства, требующие изменения привычного стиля жизни и деятельности. Способом психологической перестройки личности является переосмысление жизненного пути, в процессе которого осуществляется интеллектуально-рефлексивная оценка прошлой и будущей деятельности, анализируются необходимость и возможность ее изменения.

Эффективным прогностическим критерием результативного поведения личности в критической ситуации является устойчивость личности. Это определяется тем, что исход кризиса во многом зависит от понимания кризиса как события в большей или меньшей степени опасного и деструктивного.

Не избегание кризиса, а научение жить в различных эмоциональных ситуациях и является, по нашему мнению, важным этапом профилактики негативных зависимостей. С этой целью важным является поиск личностного конструкта, который может сделать процесс преодоления кризисных ситуаций более продуктивным, адекватным задачам выполняемой деятельности. Поэтому в центре внимания исследователей оказываются не только жизненные трудности, стрессы, кризисы и конфликты, но также и те психологические резервы и ресурсы личности, которые помогают человеку их успешно преодолевать. В последнее время проблематика психологических ресурсов активно освещается в литературе, начиная с механизмов психологической защиты и копинг-поведения, и заканчивая такими понятиями, как личностный адаптационный потенциал, личностный потенциал, а также стрессоустойчивость и жизнестойкость.

Поэтому актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью комплексного анализа преодоления личностью кризисной ситуации; недостаточной теоретической изученностью факторов, оптимизирующих этот процесс. На наш взгляд, нравственные ресурсы личности являются одним из таких факторов, способствующих успешному взаимодействию личности как открытой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы и среды, являющейся по отношению к личности суперсистемой и включающей ее в качестве своей подсистемы.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной психологической теории созданы фундаментальные предпосылки для решения поставленной проблемы. К их числу можно отнести основные положения концепции личностного способа существования человека, сформулированные в зарубежной гуманистической психологии. В русле этой концепции благополучие личности связывается с ее способностью к аутентичному бытию и непрерывному развитию (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз, В. Шутс и др.).

К числу продуктивных можно отнести также идеи, развиваемые в концепции персонализации А.В. Петровского и «смысловой» концепции Б.С. Братуся, а также принцип анализа личности через способ ее жизни, через «темы» и «техники» ее бытия (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова и др.).

Существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения позволили идеи, выдвинутые В.А. Петровским. Противопоставив «постулату сообразности» идею неадаптивной активности, он показал, что актами неадаптивной активности субъект строит себя как личность. Идеи неадаптивной активности и отраженной субъектности оказались эвристичными для теоретического и практического перехода к новому видению проблемы проживания личностью кризисных ситуаций – синергетическому (В.И. Аршинов, В.В. Василькова, Т.М. Жидких, С.П. Капица, В.С. Капустин, Е.Н. Князева, А.А. Колесников, С.П. Курдюмов Г. Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, И. Пригожин, В. Фоменко, Г. Хаккен, В.П. Шалаев и др.).

Понять в психологии место духовного, нравственно-этического начала в личности можно в связи с обращением известных исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, Н.М. Пейсахов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.) к различным моделям структуры личности, в которые синкретично включен нравственно-этический слой в виде «социальных свойств личности», «направленности», «социально-обусловленных качеств», «социально-психологического уровня» и т.д. При этом многими исследователями (Б.С. Братусь, А.А. Деркач, В.В. Знаков, Н.А. Коваль, Л.А. Коган, Л.В. Опалев, И.Н. Семёнов и др.) отмечается, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не находят опору в жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в её нравственных ценностях.

Анализ научной литературы показал, что проблема нравственности как психологического феномена недостаточно разработана, что роль нравственности как регулятора поведения личности не выступала в качестве предмета специального психологического исследования (Л. Колберг, А. Маслоу, Э. Торндайк, Э. Фромм и др.), несмотря на то, что в последние годы постоянно растет объем исследований в области изучения субъективного, личностного преломления нравственных норм, в частности, профессиональной деятельности. Это, в частности, работы З.А. Беребешкиной, Б.С. Братуся, М.И. Воловиковой, О.С. Дейнека, Е.Д. Дорофеева, В.В. Знакова, А.Л. Журавлева, А.Б. Курейченко, К. Муздыбаева, В.П. Познякова и др.

Между тем до настоящего времени нет работ, раскрывающих взаимосвязь нравственных ресурсов как своеобразного регулятора поведения личности и выбора стратегии преодоления ею кризисных ситуаций, что порождает ряд противоречий между:

потребностями общества в людях с высоким уровнем готовности к конструктивному преодолению кризисных ситуаций и недостаточной изученностью психологических феноменов, выступающих в роли факторов ее формирования;

между потенциалом психологической науки, определяющим сущность, направленность, особенности нравственных ресурсов как специфического явления, и степенью использованиях этих научных знаний в психологии кризиса личности;

между необходимостью построения концепции влияния нравственных ресурсов на выбор личностью копинг-стратегий преодоления кризисной ситуации и отсутствием теоретико-методологического осмысления сущности ресурсного подхода в осмыслении данной проблемы;

между необходимостью психологических рекомендаций субъектам образовательной системы по обеспечению психологического сопровождения будущих специалистов в аспекте формирования у них эффективных стратегий преодоления кризисных состояний и недостаточностью эмпирических знаний о содержании соответствующей деятельности психологических служб вузов.

Актуальность проблемы, а также необходимость разрешения данных противоречий определили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций», и формулировку ее проблемы: какова роль нравственных ресурсов личности в процессе преодоления ею кризисных ситуаций?

Цель исследования: разработать концепцию влияния нравственных ресурсов личности на выбор стратегий преодоления ею кризисных ситуаций.

Объект исследования: преодоление личностью кризисных ситуаций.

Предмет исследования: нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций.

Гипотеза исследования. Стратегия преодоления личностью кризисных ситуаций в направлении гармонизации личностных структур будет преобладающей при наличии у нее определенных нравственных ресурсов. При этом необходимо учитывать, что:

- преодоление личностью кризисных ситуаций с позиции синергетического видения проблемы служит основанием объяснения «бифуркационного» поведения личности;

- нравственные ресурсы позволяют сделать более целостным и оптимальным для личности уравновешивание процесса преодоления кризисной ситуации при условии сформированности у человека определенных нравственных качеств;

- становление нравственных ресурсов человека включает в себя формирование мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов;

- соотношение уровневых характеристик мотивационно-ценностногого и эмоционально-регулятивного компонентов нравственных ресурсов проявляется в нравственном состоянии человека;

- восприятие и переживание человеком кризиса зависит от типа его нравственного развития;

- развитие у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций возможно в процессе специального психологического сопровождения.

Задачи исследования:

1. Систематизировать теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие содержательную специфику, структуру, феноменологические и инструментальные характеристики кризисных ситуаций и процесса их преодоления личностью.

2. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, раскрывающих основные содержательно-структурные характеристики личностных ресурсов преодоления личностью кризисных ситуаций.

3. Теоретические выявить и экспериментально обосновать значимость нравственных ресурсов в изменении стратегий преодоления мотивационных, когнитивных и ролевых типов кризисных ситуаций с неадекватных на конструктивные. Представить их структурно-содержательные особенности.

4. Выявить основные компоненты нравственных ресурсов, на их основе сформировать типы нравственного состояния человека, имеющих позитивное нравственное содержание, обеспечивающее успешное преодоление личностью кризисных ситуаций.

5. С опорой на факторный анализ доказать влияние нравственных ресурсов на формирование копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций у личности на переходном этапе обучения в вузе.

6. Разработать диагностическую методику выявления динамики видов и стратегий преодоления мотивационных, когнитивных и ролевых типов кризисных ситуаций в ходе реализации психологического сопровождения.

Методологическую основу исследования составили:

- базовые методологические принципы психологии (системности – П.К. Анохин, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.; развития – Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец; единства сознания и деятельности – А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.; связи индивидуального и общественного – Б.Г. Ананьев, Г.А. Берулава, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.Б. Котова, А.В. Петровский и др.);

- синергетический подход (В.И. Аршинов, В.В. Василькова, Т.М. Жидких, С.П. Капица, В.С. Капустин, Е.Н. Князева, А.А. Колесников, С.П. Курдюмов Г. Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, И. Пригожин, В. Фоменко, Г. Хаккен, В.П. Шалаев и др.), рассматривающий неравновесность, нестабильность как естественное состояние открытых нелинейных систем, многовариантность и неопределенность путей их развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий среды;

- научные представления о целостном характере процесса формирования личности, о влиянии внешнего и внутреннего на процесс ее формирования и трансформации, раскрытые в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.В. Захарова, А.В. Петровского, С.А. Печерской, Т.Я. Решетовой, Т.П. Скрипкиной, Д.И. Фельдштейна и др.;

- ресурсный подход, в рамках которого важное место занимает изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Л.В.Куликов, С.Мадди, А. Г. Маклаков, С. Хобфолл и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрываются:

- гуманистические аспекты психологии (Э. Берн, С. Джурард, С. Гроф, А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс, К. Рудестам, В. Франкл, Э. Фромм и др.);

- концепции личностного способа существования (Б.С. Братусь, Г.А. Берулава, Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Шутс, В. Франкл, Т.Д. Шевеленкова и др.);

- концепции кризиса и кризисных ситуаций (Е.Н. Воронина, Л.С. Выготский, Д. Канлан, В.В. Козлов, И.Б. Котова, Э. Лайндманн, Н.Д. Левитов, Т.Н. Матасова, Г. Никлис, И. Пригожин, Г. Селье, Г. Хилл, К.Г. Юнг, и др.);

- основные представления о нравственности как интегральной характеристики личности (Г.А. Аминев, А.Г. Асмолов, B.C. Библер, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, И.М. Ильичева, Н.И. Лазарев, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.);

- процесс освоения человеком моральных норм, их интериоризации (Л.И. Божович, Л. Колберг, Е.И. Кульчицкая, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.);

- когнитивный аспект нравственных убеждений, а также проблема их формирования (М.И. Боришевский, Г.Е. Залесский, В.Э. Чудновский, Г.М. Шакирова и др.);

- эмоциональный компонент нравственного сознания (Б.И. Додонов, А.А. Запорожец, А.Г. Ковалев, Н.А. Корниенко В.Н. Косырев, Т.А. Маркова, К.К. Платонов, В.М. Прошкина, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, М.Г. Яновская, П.М. Якобсон, С.Г. Якобсон и др.);

- ценности и ценностные ориентации в качестве основных элементов нравственного поведения личности (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Титаренко, С.Т. Якобсон и др.);

- нравственность как регулятор поведения в ситуациях нравственного выбора (С.Ф. Анисимов, Л.Н. Антилогова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.И. Морева, М.С. Неймарк, Л.П. Почеревина, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман, В.М. Холмогорова, С.Г. Якобсон и др.)

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:

общенаучные (наблюдение, эксперимент, измерение); собственно-психологические (психодиагностические методы, лонгитюдный метод, беседа, экспертные оценки, ранжирование и др.); методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2005-2006 гг.) – подготовительный; связан с методологическим и теоретическим осмыслением проблемы на основе изучения отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, с определением концептуальных подходов к разработке темы и научного аппарата исследования, проведением пилотажного исследования.

Второй этап (2006-2011 гг.) – проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение специфики проявления кризисных ситуаций у студентов разных факультетов разных курсов, а также формирующего эксперимента, состоящего в реализации психологического сопровождения развития у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций и отслеживании влияния динамики нравственных ресурсов на характер стратегий преодоления личностью разных типов кризисных ситуаций; обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.

Третий этап (2011-2012 гг.) – оформление результатов диссертационного исследования.

База исследования. Опытно-эмпирической работой было охвачено 1238 студентов вузов. На этапе формирующего эксперимента принимали участие 236 студентов - будущих экономистов и 448 студентов – будущих психологов Университета РАО (Москва) и Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь), а также 379 работающих психологов.

Научная новизна работы определяется совокупностью результатов решения поставленных в диссертации задач и в обобщенном виде заключается в том, что:

- заложены научные основы перспективного направления психологии в изучении роли нравственного потенциала личности в преодолении кризисного состояния;

- осуществлен теоретико-методологический анализ проблемы преодоления личностью кризисных ситуаций в современной психологии, в результате которого с позиций гуманистической психологии и синергетического подхода объяснен механизм бифуркационного поведения личности в направлении наиболее конструктивного аттрактора - к большей целостности личности и меньшей ее конфликтности;

- сформулировано новое научное направление исследований преодоления кризисных ситуаций личностью с позиции реализации в этом процессе нравственных ресурсов человека, что позволяет раскрыть потенциал самопознания, ценностно-смыслового измерения жизненных ситуаций, самореализации в решении кризисных ситуаций; предлагаемое направление дает возможность разноаспектно изучить нелинейный многомерный процесс становления нравственных ресурсов с широким диапазоном состояний, фаз, вариаций, напрямую принимающих участие в ситуации выбора;

- посредством теоретического анализа и экспериментального исследования доказано позитивное влияние нравственных ресурсов личности на преодоление ею кризисных ситуаций при условии, если личность обладает альтруистическим сверхконвенциональным или альтруистическим конвенциональным, или группоцентрическим сверхконвенциональним, или группоцентрическим конвенциональным типом нравственного состояния;

- расширен понятийный аппарат психологии за счёт уточнения понятия «личностные ресурсы», «нравственные ресурсы», введения в научный оборот типологии нравственного состояния личности, обусловленной уровневой характеристикой мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов;

- в процессе экспериментального обоснования нравственных ресурсов как фактора преодоления личностью кризисных ситуаций обозначены наиболее значимые переменные (моральная активность, ответственность, творчество, настойчивость, самопринятие, принятие других, сознательность, уважение к людям, близость окружения);

- в рамках эксперимента выделены мотивационные, когнитивные и ролевые типы кризисных ситуаций, а также неадекватные и конструктивные стратегии их преодоления, и как следствие, выявлена трансформация отношения к данным кризисным ситуациям в процессе развития у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций;

- обоснованы наиболее значимые направления психологического сопровождения развития у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций (когнитивное (информационное), личностное (поддерживающее), деятельностное (поведенческое)).

Теоретическая значимость исследования. Решена научная проблема, имеющая важное психологическое значение для развития концептуальных основ и направлений дальнейших психологических исследований нравственных ресурсов как фактора преодоления личностью кризисных ситуаций. Психологическая теория дополнена новым научным содержанием, что способствует ее дальнейшему обогащению и развитию.

В частности, проведенный теоретико-методологический анализ кризиса и кризисных ситуаций в жизни человека позволил на концептуально-системном уровне установить, что кризисные ситуации обладают потенциями к непрерывному развитию личности, они приводят структуру личности к некоторой разобщенности, разрушению, но в то же время обеспечивают возможность того, что последующее уравновешивание структуры будет более целостным, более оптимальным для личности при учете факторов, оптимизирующих этот процесс.

Создание концепции существенно расширяет теоретическую базу психологии кризиса применительно к решению проблемы увеличения ресурсов личности, имеющих значение в процессе преодоления личностью кризисных ситуаций. Результаты исследования формируют теоретико-методологические предпосылки для широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований развития нравственных ресурсов личности и их активизации в процессе проживания личностью кризисных ситуаций.

Теоретический анализ проблемы нравственных ресурсов личности позволил содержательно расширить представления об их воздействии на стратегии преодоления личностью кризисных ситуаций за счет выявления причинно-следственных связей и зависимостей.

Установлены компоненты становления нравственных ресурсов человека (мотивационно-ценностный и эмоционально-регулятивный), формирующие девять типов нравственного состояния личности. Из них определены те, которые имеют четкое позитивное/негативное нравственное содержание, а также те, которые являются наиболее благоприятными условиями для преодоления личностью кризисных ситуаций.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

- теоретико-методологические основания выявления факторов преодоления личностью кризисных ситуаций представлены в рамках гуманистической психологии и синергетического подхода к функционированию саморазвивающихся систем;

- теоретико-экспериментальным путем доказано влияние нравственных ресурсов на стратегию преодоления личностью кризисных ситуаций;

- выявлены мотивационные, когнитивные и ролевые типы кризисных ситуаций, а также неадекватные и конструктивные стратегии их преодоления;

- выделены компоненты становления нравственных ресурсов личности, и на их основе типы нравственного состояния, способствующие успешному преодолению личностью кризисных ситуаций;

- разработана диагностическая методика выявления динамики использования различных стратегий преодоления кризисных ситуаций;

- разработаны основные направления психологического сопровождения развития копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций у студентов вузов.

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы и эмпирические данные, полученные в процессе научного и экспериментального исследования, могут быть использованы в практике прогнозирования, управления и коррекции стратегий преодоления личностью кризисной ситуации; в исследовательской работе и психологической практике для совершенствования форм и методов психологического сопровождения людей, нуждающихся в психологической поддержке в кризисной ситуации.

Обоснованные в работе концептуальные положения, объясняющие влияние типа нравственного состояния личности на выбор стратегии преодоления кризисных ситуаций, являются основой разработки системы психологического сопровождения студентов вуза в аспекте осмысления ими своей жизне- и профессиональной деятельности, развития способности активно реализовать социальные роли, выработки конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций, что, в конечном счете, приводит к гармонизации личностного развития студентов.

Научно-теоретические, диагностические и практические материалы используются как в вузах для повышения продуктивности образовательного процесса, так и в учебном процессе в системе высшего образования при подготовке психологов.

Разработанные направления психологического сопровождения могут быть использованы в образовательной практике вузов.

Теоретико-экспериментальный материал, подобранный пакет диагностик может применяться в процессе диагностики типов кризисных ситуаций и направления стратегии их преодоления.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Психология личности», «Психология кризиса», «Социальная психология», «Общая психология» для студентов психологических специальностей, а также в рамках работы Психологического клуба университета.

Концептуальные положения и результаты эмпирического исследования использовались при проведении теоретико-методологических семинаров и методических занятий для преподавателей кафедр психологии, занятых подготовкой специалистов по направлению «Психология».

Соответствие темы исследования, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК РФ (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» (по психологическим наукам) в пунктах: 1- Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека; 29 - Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт; 31 - Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория Движущие силы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость. Норма и патология личности. Психологическое здоровье личности.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленных целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования; репрезентативностью объёма эмпирических выборок; длительностью исследования, которое осуществлялось в реальных условиях функционирования образовательной системы при непосредственном участии автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представляя собой явление нормативное, кризисы сопровождают весь период развития личности. Преодоление личностью кризисной ситуации можно назвать как точку бифуркации в развитии личности, то есть как самую плодотворную точку для дальнейшей эволюции системы. Из этой точки система (личность) начинает свое движение в направлении наиболее значимого аттрактора - к большей целостности и меньшей конфликтности, либо - к большей раздробленности. В этом плане очень важно изучить возможность создания небольших возмущений, их накопления и экспоненциального усиления, приводящего к коррекции негативной траектории преодоления личностью кризисной ситуации. Если кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих жизненных паттернов.

2. С позиции бифуркационного поведения акцент ставится на ту субъективную реальность, которую каждый человек формирует в своем жизненном пространстве с опорой на собственную систему значимых ценностей, выступающих в качестве своеобразной системы координат, по отношению к которым и интерпретируются внешние события. То, какой именно путь преодоления жизненных трудностей выберет та или иная личность, определяется, в частности, ее резервами и ресурсами как системой интраперсональных качеств человека, способствующих нивелированию противоречий между личностью и жизненной средой, преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

3. Немаловажным компонентом личностных ресурсов является нравственность личности как своеобразный регулятор поведения личности. При этом нравственные ресурсы представляют собой систему нравственных качеств личности, обуславливающих ценностно-смысловое измерение личностью жизненных ситуаций, задающих направленность поведения личности в ситуации выбора, а также создающих основу для самореализации при разрешении противоречий между личностью и жизненной средой. Нравственные ресурсы начинают активизироваться в ситуации выбора, тогда, когда личность должна дать моральную оценку тому или иному действию.

4. Становление нравственных ресурсов человека можно рассматривать как нелинейный многомерный процесс с широким диапазоном состояний, фаз, вариаций, в котором можно выделить два основных психологических компонента: мотивационно-ценностный и эмоционально-регулятивный. Сформированность мотивационно-ценностного компонента на высоком, среднем и низком уровнях характеризуется доминированием типа мотивации (гуманной эмпатически-альтруистической или эгоцентрической), отношения к людям в зависимости от их значимости для человека. Сформированность эмоционально-регулятивного компонента на высоком, среднем и низком уровнях характеризуется способностью к постановке и решению задач (способность к постановке сверхзадач (задач, выходящих за пределы социально заданных или адаптационных), способность к решению задач, поставленных реальными или идеальными авторитетными лицами, недостаточность произвольной регуляции поведения), характером регуляции поведения (на основе самосознания, сознательная регуляция поведения, опирающаяся на нормы и правила, импульсивно-ситуативное реагирование).

5. На основе уровней развития мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов формируются девять типов нравственного состояния человека. Из них четкое позитивное/негативное нравственное содержание имеют шесть типов:

- альтруистический сверхконвенциональный тип (высокий уровень мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонента);

- альтруистический конвенциональный тип (высокий уровень мотивационно-ценностного и средний уровень эмоционально-регулятивного компонента);

- группоцентрический сверхконвенциональный тип (средний уровень мотивационно-ценностного и высокий – эмоционально-регулятивного компонента);

- группоцентрический конвенциональный тип (средний уровень мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов);

- эгоцентрический сверхконвенциональный тип (низкий уровень мотивационно-ценностного компонента, высокий — эмоционально-регулятивного компонента);

- эгоцентрический конвенциональный тип (низкий уровень мотивационно-ценностного компонента, средний — эмоционально-регулятивного).

6. Исходя из того, что содержание эгозащитных тенденций, искажающих или скрывающих угрожающие импульсы кризисной ситуации от человека, обусловлено внутриличностной спецификой, наиболее благоприятными условиями для ее преодоления будут: высокая эмпатичность; бытийное восприятие себя и других; способность действовать в условиях неопределённости и риска; нравственная интуиция. Эти условия отражены в типах:

- альтруистическом сверхконвенциональном (ее носитель кризисную ситуацию воспринимает как стимул для развития, конфликт преобразовывет в энергию творчества);

- альтруистическом конвенциональном (человек податлив к влиянию окружения, обладает конструктивными интенциями, ценностным отношением к окружающему миру);

- группоцентрическом сверхконвенциональном (хотя выраженность у человека амбивалентных интенций усугубляет кризисную ситуацию, но в отношении близкого окружения он использует конструктивные альтруистические интенции);

- группоцентрическом конвенциональном (характеризуется противоречивой мотивацией, которая уравновешивается соблюдением моральных норм и правил социального окружения).

7. Нравственные ресурсы являются одним из факторов формирования копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций у личности на переходном этапе обучения в вузе. Фактор «нравственные ресурсы» включает в себя следующие переменные, определяющие его название: моральная активность, ответственность, творчество, настойчивость, самопринятие, принятие других, сознательность, уважение – неуважение к людям, близость – отдаленность к ближайшему окружению.

8. К мотивационным типам кризисных ситуаций относятся те, при которых имеются мотивы преодоления кризиса и поиска оптимального выхода из нее. Эти мотивы могут вступить в борьбу со сложившимися по причине несовместимости и одновременной актуализации, при этом только выбор инициирует преодоление кризиса.

В основе когнитивного типа кризисной ситуации лежат представления (когниции) личности. Человек, имея такой внутренний механизм, как наличие знания о кризисном состоянии, понимает, что необходимо уйти от него, восстановить свою целостность. Выделяются два обобщенных когнитивных типа кризисных ситуаций – конструктивный (выбор на уровне самосознания (копинг-стратегии)) и деструктивный (уход от сознательного преодоления кризисной ситуации (временный или абсолютный).

Ролевые кризисные ситуации возникают в процессе напряжения между различными ролевыми позициями личности (внутриличностными и межличностными), её возможностями и существующим ролевым поведением.

В процессе нравственного становления личности происходит постепенное снижение числа неадекватных стратегий преодоления всех трех типов кризисных состояний.

9. Изменени образа влечет за собой как изменение поведения, так и самооценки субъекта и служит непосредственной моральной саморегуляцией поведения человека. Подобного рода изменения возможны в рамках психологического сопровождения развития у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций. Программа психологического сопровождения включает в себя три блока («От самопознания к саморазвитию», «Цель как средство достигать желаемого», «Искусство достигать»), различные и по глубине психологической работы, и соответственно, по методам. Психологическое сопровождение должно реализовываться на трех уровнях: когнитивном (информационном), содержащем сведения об особенностях протекания кризисных ситуаций, механизмах их возникновения и преодоления, их разрешения в достижении целей личности и её развитии; личностном (поддерживающем), выполняющем психотерапевтическую функцию и работающем на принятие себя; деятельностном (поведенческом), посвященном моделям поведения при выполнении той или иной социальной роли и жизненным целям, которые человек выбирает, сообразуясь со своими индивидуальными способами преодоления кризисных ситуаций и жизненных задач.

Личный вклад автора в моделирование теоретической и реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что:

- сформирована теоретико-методологическая база исследования, опирающаяся на синергетический и гуманистический подходы;

- выявлена специфика влияния нравственных ресурсов на стратегию преодоления личностью кризисных ситуаций;

- выделены и экспериментально изучены мотивационные, когнитивные и ролевые типы кризисных ситуаций, а также неадекватные и конструктивные стратегии их преодоления;

- разработаны основные направления и уровни реализации психологического сопровождения развития у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций; экспериментальным путем доказана его эффективность;

- определены этапы и базы исследования, последовательность исследовательских процедур;

- дана научная интерпретация полученным экспериментальным результатам, сформулированы ключевые выводы исследования.

Публикации. По теме исследования опубликовано 49 работ, включая 9 статей в научных журналах, утвержденных ВАК в Перечне ведущих рецензируемых журналов РФ (общим объемом – 4,5 п.л.), 3 монографии и 1 учебное пособие (общим объемом – 37,42 п.л.).

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на аспирантских научно-методических семинарах и заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», кафедры психологии и педагогики ФБГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»; на Всероссийских и Международных конференциях различного уровня: ХIII годичного собрания Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южного Российского региона», «Стратегии образовательной политики в условиях глобализации» (Пятигорск, 2008), «Социальные процессы в современном региональном сообществе» (Ставрополь, 2008), «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2009), «Актуальные вопросы гуманитарных, технических и естественных наук» (Георгиевск, 2009), «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (Кисловодск – Ставрополь-Москва, 2009), «Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика» (Москва – Пятигорск, 2009), «Актуальные проблемы современного научного знания» (Пятигорск, 2010), «Состояние и перспективы развития современного гуманитарного образования в изменяющейся России» (Невинномысск, 2010), «Современные направления теоретических и прикладных исследований – 2011» (Одесса, 2011), «Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения» (Пенза, 2011), «Личность человека в современной системе ценностных ориентиров» (Волгоград, 2011) и др.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс НОУ ВПО «Университет РАО» (Москва), ФБГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» (Ставрополь).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Теоретико-методологические основания выявления факторов преодоления личностью кризисных ситуаций

Как было сказано выше, развитие новых подходов в методологии науки иногда отражает, а иногда и опережает становление таковых в философии науки. Использование обобщений, сложившихся в других областях знания, может выполнять эвристическую и продуктивную функцию и в психологии. Попробуем рассмотреть проблему преодоления личностью кризисных ситуаций с позиции различных теоретико-методологических подходов, являющихся общенаучными в современной теории знания.

В гуманистически ориентированных психологических теориях, акцентирующих внимание на феноменологическом постижении структуры опыта, получила развитие концепция личностного способа существования, в русле которой личность выступает как уникальная, открытая миру целостность. Гуманистическая психология, выдвигающая положение об оптимальном взаимодействии личности и среды, рассматривает кризис личности и связанные с ним стратегии совладания в их тесной связи с развитием личности.

Этическими принципами гуманистической психологии являются признание ценности субъективного мира каждой личности, существенность для бытия настоящего момента (принцип «здесь и теперь»), поиск опыта, ведущего к развитию человека, его личности.

Концепция личности в гуманистической психологии с самого ее зарождения явилась альтернативой механицизму поведенческого подхода и биологизму психоаналитического. В методологическом плане гуманистическая традиция в познании личности как уникальной открытой системы, основана на идеографическом методе исследования - в противоположность ортодоксальной, сциентически ориентированной психологической науке, базирующейся на номотетическом подходе, направленном на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая.

Один из основателей гуманистической психологии, Г. Олпорт в качестве главного постулата своей теории выдвинул положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся психофизиологической системой, ядро которой составляет человеческое Я. По мысли Олпорта, данное утверждение подчеркивает значение окружающего для развития личности, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом, Олпорт утверждал, что общение личности с обществом продиктовано не стремлением к уравновешиванию со средой, а потребностью во взаимообщении и взаимодействии с ней. Резко возражая против общепринятого постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, Олпорт доказывал, что в основе развития личности лежит стремление к нарушению равновесия, потребность в постоянном развитии и совершенствовании [284].

Как и Г.Олпорт, А. Маслоу [353], противопоставляет гуманистическую психологию психоанализу. По его мнению, одним из самых больших недостатков психоанализа является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. Одной из главных идей А. Маслоу была мысль о том, что человек, в отличие от животных, не стремится к равновесию со средой, а напротив, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности.

Рассматривая развитие личности как поступательный процесс удовлетворения потребностей, имеющих определенную иерархию, А. Маслоу выдвигает в качестве высшей потребности человека, смысла его развития потребность в самоактуализации, под которой понимается стремление к самосовершенствованию, реализации генетически заложенного личностного потенциала. Степень самоактуализации личности связана со степенью адекватности ее представления о себе и, как результат первого - о мире. Если в психоаналитическом понимании развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность обретает возможность уйти от давления среды, то для Маслоу развитие личности - это, прежде всего личностный рост, заключающийся в реализации личностных потенциалов.

Стремление к актуализации рассматривается в качестве основного мотива поведения человека и в концепции К. Роджерса, создателя психотерапии, центрированной на клиенте. По мнению автора, это стремление является врожденным и часто связано, в отличие от стремления к равновесию (гомеостазису) не с уменьшением напряжения, а с его увеличением, конечной целью которого является преодоление препятствий. Частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего «Я» (самоактуализации). Под самоактуализацией К. Роджерс понимает стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности [333]. В структуре «Я» Роджерс выделяет «Я- идеальное» - то, чем человеку хотелось бы быть и «Я-реальное»- то, чем человек является сейчас. Идеалом самоактуализации человека, которого в действительности нет и к которому можно лишь приближаться, по Роджерсу является «полноценно функционирующий человек», что соответствует самоактуализирующейся личности в концепции А. Маслоу.

С понятием «полноценно функционирующий человек» К. Роджерс связывает понятия «смысл жизни» и «хорошая жизнь». «Хорошая жизнь» по мнению автора, это «не застывшее состояние... она не является состоянием добродетели, нирваны или счастья. Это - не условия, к которым человек приспосабливается, в которых он реализуется или актуализируется... это не состояние уменьшения влечения, уменьшения напряженности и не гомеостаз» [там же]. Хорошая жизнь - «это процесс движения по пути, выбранному человеческим организмом, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении, причем качества этого направления имеют определенную всеобщность» [там же, с. 236-237]. Описывая процесс движения личности к полноценному функционированию, К. Роджерс выделяет следующие его характеристики.

Возрастание открытости опыту. Открытость диаметрально противоположна защите. В понимании Роджерса защитная реакция - это ответ организма на опыт, который воспринимался или будет воспринят как угрожающий, как несоответствующий существующему у индивида представлению о самом себе или о себе в отношениях с миром. Этот угрожающий опыт на время перестает быть таковым, так как он или искажается при осознании, или отрицается, или не допускается в сознание [там же, с. 237]. При этом опыт личности, свободный от искажающего влияния защитных механизмов становится полностью доступен осознанию. Таким образом, одним из аспектов процесса, который Роджерс называет «хорошая жизнь» является движение от полюса защитных реакций к полюсу открытости своему опыту.

Нравственные ресурсы личности: феноменология и структурные характеристики

Исходя из теоретического анализа личностных ресурсов личности, можно утверждать, что преодоление трудных жизненных ситуаций возможно, если личность обладает определенными ресурсами, позволяющими ей актуализироваться и проявлять себя в процессах самодетерминации личности.

Немаловажным компонентом такого ресурсного потенциала является нравственность личности как своеобразный регулятор поведения личности. В связи с этим проследим механизм формирования нравственности личности и особенности содержательного наполнения данного феномена с позиции психологической науки.

На сегодняшний день нет однозначного и общепринятого определения нравственности. Для нашего исследования важным является определение нравственности, предлагаемое нам «Толковым словарём русского языка»: нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [283, с. 414]. Рассмотрим ключевые слова. В указанном словаре находим следующие толкования значений: «внутренний» - «составляющий содержание, раскрывающий глубину, сущность, душу чего-нибудь» [там же, с. 85]; «духовный» - «1. См. дух [1] 2. Относящийся к религии, церкви» [там же, с. 179]; «дух» - [1]: «сознание, мышление, психические способности» [там же, с. 178]; «душа» -«внутренний, психический мир человека, его сознание» [там же, с. 179]. Исходя из приведённых определений, мы делаем вывод, что внутренние, духовные качества человека - это качества, обусловленные его убеждениями, отражающими его сущность, которые, в том числе, могут быть основаны на религии. Как видим, используемый нами толковый словарь русского языка в данном случае оставляет для нравственности в её традиционном философско-этическом понимании шанс только в религии, поскольку, если допустить, что человек отторгает религию, то, в соответствии с рассматриваемым словарём, даже преступное его поведение будет нравственным, так как основано на его сущностных, сознательных убеждениях.

Вторая часть определения - «правила поведения, определяемые этими качествами», на наш взгляд, некорректна, так как не всегда указанные качества отвечают нравственным требованиям, что было отмечено выше.

Таким образом, основываясь на обозначенной трактовке, мы получаем следующее определение: нравственность - это нормы поведения. От себя сделаем добавление: нормы, обусловленные нравами общества. При этом мы понимаем, что общество в данном контексте является слишком абстрактным понятием, поскольку оно, скорее, подразумевает общество всего мира в целом. Однако известно, что существуют разные общественные группы, нормы поведения которых расходятся. Т.е. нравственность не является неким стандартом для всего населения нашей планеты, а приобретает определённые оттенки в разных общественных группах. Хотя, безусловно, мы можем согласиться с тем, что отдельные нормы поведения присущи всему населению Земли. Также можно говорить и о другом определении -нравственность есть психическое качество человека, основанное на его убеждениях. Подобное определение можно легко отнести к определению принципов поведения человека, поэтому ключевым является дополнение к указанному определению - убеждениях, которые, в свою очередь, обусловлены нравами общества. Для нас очевидно, что и в одном, и в другом определении решающим компонентом выступает институт общества.

Чтобы не нарушить определённую последовательность исследования, мы ранее не акцентировали внимание на существовании в русском языке синонимов к слову «нравственность», каковыми являются слова «мораль» и «этика». Наличие данных синонимов связано с заимствованием их из других языков: «мораль» из латинского, «этика» из греческого. При этом, говоря о заимствовании, мы подразумеваем определённую долю условности, так как заимствование это произошло, на наш взгляд, косвенно из философских работ зарубежных мыслителей, оперирующих понятиями «мораль», «этика», «нравственность».

Синонимичность указанных слов обусловлена их общим происхождением. У О. Г. Дробницкого мы находим подробный анализ данного явления. Так, слово «мораль» этимологически восходит к латинскому «mos», форма множественного числа слова «mores» имеет значение «нравы». В свою очередь, слово «этика» происходит от греческого «этос». «Этос» является аналогом латинского «mos» и так же обладает значением «нрав». Таким образом, и нравственность, и этика, и мораль имеют общий корень - «нрав» [150]. Мы считаем, что в нашем исследовании будет корректно употреблять слова «нравственность», «мораль» и «этика» как синонимы (если будет идти речь об этике, как о науке, то мы так и будем указывать: «этика как наука»), подразумевая под ними одно и то же содержание.

С исследованиями проблемы нравственности мы ознакомились в трёх общепринятых направлениях психологии: психоанализе, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Обратимся к психоанализу. Изучая мораль, 3. Фрейд [402, 404] пришёл к выводу, что основы нравственности человек получает в детстве. Чаще всего ведущим воспитателем, по мысли учёного, выступал отец (но это не означало отсутствие влияния матери). Воспитатель является очевидным авторитетом для ребёнка, и поэтому принципы поведения воспитателя становятся принципами поведения ребёнка. Эти принципы в дальнейшем являются основой совести (иначе, нравственности) человека, его «Сверх-Я» (по Фрейду), и, соответственно, являются критериями моральной оценки своего и чужого поведения. Такой результат изучения природы морали был воспринят другими представителями психоанализа неоднозначно (не говоря о представителях других школ психологии). С одной стороны, учёные соглашались с выделением в психике человека «Сверх-Я», но в то же время не соглашались со столь высокой значимостью роли воспитателя-отца (матери), которую отмечал 3. Фрейд [404] (наиболее последователен в критике был К. Г. Юнг [437]).

Разделив психику человека на три структурных компонента, 3. Фрейд рассматривал впоследствии каждый компонент в отдельности и во взаимосвязи друг с другом. О «Сверх-Я» учёный писал следующее: «Если совесть ... является чем-то «в нас», то это ведь не изначально. Это - полная противоположность сексуальной жизни, которая действительно была с самого начала жизни, а не добавилась лишь впоследствии. Но маленький ребёнок, как известно, аморален, у него нет внутренних тормозов против стремлений к удовольствию. Роль, которую позднее берёт на себя «Сверх-Я», исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом.... «Сверх-Я», которое, таким образом, берёт на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только её преемником, но и действительно законным прямым наследником. В процессе развития на «Сверх-Я» влияют также те лица, которые заместили родителей, т.е. воспитатели, учителя, идеальные примеры. Обычно оно всё больше отдаляется от первоначальных индивидуальностей родителей, становясь, так сказать, всё более безличностным» [402, с. 14-17].

Структурно-содержательная характеристика типов нравственного состояния личности

Нравственное развитие личности предполагает: - социализацию индивида (приобщение к моральным ориентирам социального окружения), - интериоризацию (присвоение доминирующей морали на личностном уровне, критическое ее осмысление, формирование собственной иерархии ценностей, самостоятельных нравственных суждений) - универсализацию (выход за пределы моральных приоритетов социального окружения, ценностей локальной культуры, приближение к общечеловеческим гуманистическим универсалиям). Интрериторизация заключается в движении от нравственности подражательной (и потому неустойчивой) к внутренне детерминированной и индивидуализированной. Эта линия нравственной эволюции связана с развитием самосознания и воли.

Универсализация — это движение от эгоцентрической позиции через разные формы группоцентрических к универсальной гуманистической позиции. Развитие в этом направлении зависит от способности к глубоким человеческим переживаниям, которые являются источником аутентичной универсальной нравственности.

Нравственное становление человека можно рассматривать как нелинейный многомерный процесс с широким диапазоном состояний, фаз, вариаций, в котором можно выделить, исходя из предыдущего анализа моделей нравственного поведения, два основных психологических компонента: мотивационно-ценностный и эмоционально-регулятивный.

Высокий уровень развития мотивационно-ценностного компонента характеризуется доминированием гуманной эмпатически-альтруистическои мотивации, то есть осознанных стремлений и/или неосознаваемого желания дарить себя людям в форме служения, любви, творчества (МЦК-В).

Средний уровень характеризуется амбивалентным характером мотивации или выраженностью эмпатически-альтруистической мотивации только по отношению к людям «своей» группы (МЦК-С).

Низкий уровень характеризуется доминированием эгоцентрической мотивации, утилитарно-деструктивным отношением к людям (МЦК-Н). В этом контексте большое значение имеет проблема преодоления эгоцентризма, поскольку эгоцентризм тормозит развитие личности, блокируя способность человека к любви и творчеству (А.А. Ухтомский, М. Бубер, Н.А. Бердяев, А. Сурожский). Исследования психологов (Т.И. Пашукова, Л.Ф. Обухова и др.) показывают, что эгоцентризм проявляется как фиксация на собственных переживаниях, непонимание других людей, безразличие к их чувствам, а также отсутствие ориентации на общечеловеческие ценности. В формировании эмоционально-регулятивного компонента выделяем такие уровни: - высокий — способность к постановке сверхзадач (задач, выходящих за пределы социально заданных или адаптационных), регуляция поведения на основе самосознания; способность к сверхнормативной активности (ЭРК В); - средний — способность к решению задач, поставленных реальными или идеальными авторитетными лицами; сознательная регуляция поведения, опирающаяся на нормы и правила (ЭРК-С); - низкий — недостаточность произвольной регуляции поведения, импульсивно-ситуативное реагирование преобладает над целенаправленными действиями (ЭРК-Н). На основе уровней развития мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов формируются четыре типа нравственного состояния человека, имеющих позитивное этическое содержание, обеспечивающее запуск копинг-механизмов. МЦК-В + ЭРК-В: альтруистический сверхконвенциональный тип (высокий уровень мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонента). Характеризуется доминированием эмпатически-альтруистической мотивации, осознанной как личная сверхзадача, реализующаяся в конструктивных поступках. В русле гуманистической психологии разными авторами охарактеризована «самореализующаяся личность», «полностью функционирующая», личность продуктивной ориентации (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм). Обозначим такую личность как зрелую. В отличие от человека с сильным супер-эго (по Фрейду), зрелая личность характеризуется низким уровнем внутренних конфликтов, доверием к своим чувствам и интуиции, способностью к глубоким отношениям, бытийными ценностями, самостоятельностью суждений и поведения. Внутрипсихически такой человек отличается динамичной интегрированной организацией, основные составляющие которой — сильное Эго (центр на границе внутреннего и внешнего), актуализированная Самость (глубинный центр) и прозрачное проницаемое индивидуальное бессознательное между ними. Эго является средоточием субъектности, выступает инструментом саморегуляции, самосозидания, осуществляет функцию согласования импульсов внутренней реальности и требований внешнего мира. Проходя сквозь индивидуальное бессознательное, сигналы Самости не искажаются, отчего возможен плодотворный диалог Эго и Самости. Сильное Эго обеспечивает способность человека оказывать влияние на других людей, лидерские способности и, возможно, харизму. Эго сосредотачивает в себе основные рычаги и средства управления, при этом преданно служит Самости, являющейся источником смысла и вдохновения. Такая внутренняя структура обусловливает выраженность у человека конструктивных (биофильных, по Э. Фромму) интенций, чуткое любовно-творческое отношение ко всему сущему.

Тип 1 характерен для людей творческих, преодолевших эгоцентрическую ограниченность сознания. Такой человек способен выразить и боль, и гнев, не разрушая других людей. МКЦ-В + ЭРК-С: альтруистический конвенциональный тип (высокий уровень мотивационно-ценностного и средний уровень эмоционально-регулятивного компонента). Характеризуется доминированием эмпатически-альтруистической мотивации, осознанной как необходимая, с точки зрения реальных или идеальных авторитетных лиц, задача, осуществляющаяся в конструктивных действиях [427].

Внутренне такой человек характеризуется не очень сильным Эго, что обусловливает недостаточную самостоятельность, податливость человека к влиянию окружения. Его индивидуальное бессознательное не обременено разрушительными комплексами, прозрачно для сигналов Самости, что делает возможным её диалог с Эго. У такого человека преобладают конструктивные интенции, совестливое и любовное отношение к окружающему миру. В то же время, вследствие недостаточной силы Эго, человек не всегда может отстоять свои интересы и ценности, реализовать свои благие стремления, защититься от злоупотреблений непорядочных манипуляторов, использующих альтруизм таких людей в собственных целях.

МЦК-С + ЭРК-В: группоцентрический сверхконвенциональный тип (средний уровень мотивационно-ценностного и высокий - эмоционально-регулятивного компонента). Характеризуется наличием различных мотивационных тенденций: конструктивные альтруистические интенции преимущественно направляются на одну группу людей, а утилитарно-разрушительные — на другую. Противоречивая мотивация осознаётся как ряд сверхзадач (например, старый мир разрушить, новый — построить) и реализуется в сверхнормативной активности, например «благородного разбойника», террориста-революционера и т.п.

Организационно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы

На этом этапе нами обобщались полученные данные в ходе теоретической и эмпирической исследовательской работы: разрабатывались рекомендации; формулировались итоговые выводы, заключение; полученные данные оформлялись в виде рукописи.

Так как специфика преодоления кризисной ситуации заключается в том, что она протекает и проявляется в форме переживаний и сопровождается специфическими состояниями страха, депрессии, стресса, может вылиться в невроз или психоз, то для выявления наличия кризисной ситуации на констатирующем и формирующем этапах мы применяли такие методики диагностики эмоциональных состояний как: тест тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; самооценки самочувствия, активности, настроения (САН). Большинство из существующих методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо ещё более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) (Приложение 3).

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Ответы сопоставляются с ключом. Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31-44 балла -умеренная; 45 и более - высокая.

С помощью опросника САН мы проводили оперативную оценку самочувствия, активности и настроения. Разработанный В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 г. опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить своё состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния (Приложение 3).

При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (положительные состояния получают высокие баллы, а отрицательные - низкие). Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям, которая делится на 10. оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырёх свидетельствуют об обратном. Средние (нормальные) оценки лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Необходимо учитывать, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Так как мы дали определение кризисной ситуации как ситуации, характеризующейся необходимостью поиска нового решения для выхода из нее, то мы сочли возможным изучение этого состояния личности с помощью методики Е. Б. Фанталовой и тематического апперцептивного теста. Методика Е.Б. Фанталовой позволяет исследовать соотношение желаемого и субъективно оцениваемого возможного [391]. Текст опросника приведен в Приложении 3. В результате обработки можно получить следующие данные в соответствии с проблемой нашего исследования: 1) Желательность или ценность каждой из предлагаемых для оценки жизненных сфер (Ц), которая оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. 2) Доступность каждой из предлагаемой для оценки жизненных сфер (Д) оценивается числом предпочтений доступности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Ц или Д по каждой сфере равно 11 (в случае, если испытуемый всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной или как более доступную по сравнению с другими). Минимально возможное значение Ц по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной или более доступной по сравнению с другими). 3) Наличие или отсутствие внутренних конфликтов (ВК) проявляется в случаях, когда ценность какой-либо сферы значительно (больше, чем на 8 единиц) выше, чем её доступность. 4) Наличие или отсутствие внутренних вакуумов (ВВ) проявляется в случаях, когда доступность какой-либо сферы значительно выше, чем её ценность. Таким образом, данная методика дает достаточно объективную информацию о восприятии индивидом своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах и о наличии внутриличностных конфликтов, в той или иной мере осознаваемых. Для изучения неосознаваемых, более глубинных мотивационных структур и противоборствующих тенденций нами использовался ТАТ. Тематической апперцепции тест — проективная методика исследования личности. Наряду с тестом Роршаха одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г. Мюррея, который внес весомый вклад в ее разработку. Стимульный материал ТАТ — стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. Таблицы, применяемые в настоящее время, это третья редакция ТАТ.

В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции, суицидальные тенденции, страхи, сексуальные перверсии, или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста. Описания используемых картин даны в приложении 4. Возможно использование сокращенных наборов специально подобранных картин. Обычно обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день.

Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. Обычно прибегают к стенограмме или записи на скрытый магнитофон. Записываются все оговорки, агграмматизмы, своеобразные выражения. При групповом обследовании допускается самостоятельная запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмечается время с момента предъявления картины до начала рассказа (латентное время) и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине.

Похожие диссертации на Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций