Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Богданова Вероника Владиславовна

Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта
<
Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богданова Вероника Владиславовна. Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта : 13.00.08 Богданова, Вероника Владиславовна Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта (на материале преподавания психолого-педагогических дисциплин) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Тольятти, 2006 162 с. РГБ ОД, 61:06-13/2706

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1.1. Генезис и современное состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности 14

1.2. Сущность, содержание и структура опыта творческой педагогической деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта 32

1.3 .Социально-организационные и психолого-педагогические условия формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта 51

Выводы по первой главе 62

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

2.1. Методика организации исследования по формированию опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта 64

2.2. Реализация методического комплекса семинарско-практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам 76

2.3. Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта 108

Выводы по второй главе 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132

ПРИЛОЖЕНИЯ 149

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что протекающие инновационные процессы в области образования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке педагогических кадров. В современных условиях, характеризующихся кардинальными изменениями в жизни нашего общества, активность, самостоятельность, инициативность и творчество становятся ведущими в определении направленности развития личности.

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года говорится о том, что главная задача Российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из задач модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой необходимо, в первую очередь, повышение социального статуса и профессионализма работников образования.

Решение этой задачи требует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность студента, умеющего ориентироваться в широком спектре технологий, концептуальных идей, направлений, удачно сочетая и адаптируя их в своих конкретных обстоятельствах. Необходимость овладения будущими специалистами физической культуры и спорта основами творческого решения профессиональных задач, формирования способности к саморазвитию, позволяющему творчески обогащать социальный опыт качественной профессиональной деятельностью подчеркивается отечественными и зарубежными учеными (А.А.Дергач, А.А.Ефимов, А.А.Исаев, Е.П.Каргаполов, С.Ф.Матвеев, С.Д.Неверкович, И.Н.Решетень, A.Annario).

Творческая деятельность будущего специалиста физической культуры и спорта предполагает комплексное и вариативное использование им всей совокупности основных теоретических знаний и практических умений, видение проблемы в педагогической ситуации и осмысление путей ее решения, понимание ребенка, способность к педагогической рефлексии, к критической самооценке самого себя в различных педагогических ситуациях. Опыт творческой деятельности является одной из составляющих готовности специалиста физической культуры и спорта к профессиональной педагогической деятельности. Под опытом творческой педагогической деятельности исследователи понимают то новое и оригинальное, полезное практике, что найдено самим педагогом. Это может быть удачное нестандартное методическое решение каких-то вопросов обучения данному предмету, опыт использования в практике того или иного теоретического положения (В.И.Загвязинский, И.П.Каланшна, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, А.З.Рахимов, М.Н.Скаткин, Ф.Ш.Терегулов и др.).

Таким образом, положение о том, что развитие современного образования, в том числе и в сфере физической культуры, непосредственно зависит от овладения опытом творческой деятельности его членов, является общепризнанным и не вызывает возражений. Вместе с этим, создание условий для развития и реализации творческого потенциала каждой личности рассматривается не только как средство и необходимая предпосылка общественного прогресса, но и как самостоятельная цель государственной политики в области образования.

Между тем, результаты общепедагогических исследований показывают, что выпускники педагогических вузов в большинстве своем не готовы к творческому решению профессиональных задач, не владеют навыками непрерывного самообразования в условиях информационного взрыва и быстро меняющихся технологий (Л.А.Подымова, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов, Н.МЯковлев и др.). В.И.Лях с соавторами отмечают, что многие учителя физической культуры продолжают работать по-старому. Их

5 отличает догматический стиль мышления, для которого характерен

стандартный и незыблемый подход к структуре урока, рецептуарность

средств и методов, единообразие форм занятий, акцент на механическое

запоминание.

Связано это с тем, что современная структура педагогического образования, к сожалению, не учитывает индивидуальных особенностей студентов при усвоении ими учебного материала, овладении профессией учителя. Наиболее полно индивидуальное проявляется в творчестве, творческой деятельности. Поэтому система высшего образования должна основываться на концепции творческого подхода к подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта, который позволяет выявить и сформировать у будущих специалистов творческую индивидуальность, развить у них собственные педагогические взгляды и убеждения на основе овладения опытом творческой деятельности.

Педагогический процесс, исходя из данного тезиса, должен строиться таким образом, чтобы обеспечить направленность развития творческой личности на основе ее собственной активности и творческого саморазвития личности.

Проблема формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта связана также с существованием следующих групп противоречий между:

- актуальностью систематической работы преподавателей вуза над
совершенствованием путей и средств решения этой проблемы и
практическим состоянием профессиональной подготовки будущего
специалиста;

- значимостью ориентации всех систем педагогического образования на
использование принципов «непрерывности» и «преемственности» при
обобщении и внедрении опыта творческой деятельности и недостаточной
теоретической и методической вооруженностью в этом аспекте педагогов
вуза;

- определяющей ролью мотивационной сферы в формировании опыта
творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и
спорта и сложностью процесса ее формирования.

Становится очевидным главное противоречие между требованиями, определяемыми новыми целевыми ориентирами в области образования и недостаточно разработанной системой подготовки специалистов физической культуры и спорта в современной социокультурной ситуации.

Исходя из этого противоречия была определена проблема формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта в образовательном процессе высшего учебного заведения.

Недостаточная разработанность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта (на материале преподавания психолого-педагогических дисциплин)».

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка системы формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Объект исследования - образовательный процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования - процесс формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное решение проблемы формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин возможно в том случае, если:

- рассматривать опыт творческой деятельности как один из
компонентов готовности к профессиональной творческой деятельности,
формирующийся при условии адекватного, ' постепенного и
последовательного повышения уровня сложности учебно-познавательной

7 творческой деятельности с условием ее приближенности к будущей

Ф профессии;

придать процессу обучения индивидуально-творческую и практико-ориентированную направленность;

определить условия, необходимые для эффективного формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта;

реализовать подготовку к профессиональной творческой деятельности на основе структурно-функциональной модели, отражающей основные педагогические аспекты процесса формирования опыта творческой

* деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

В соответствии с проблемой, гипотезой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы и определить понятие «опыт творческой деятельности» и этапы его формирования.

  2. На основе сформированных концептуальных положений разработать структурно-функциональную модель процесса формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

  1. Выявить условия, необходимые для эффективного формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

  2. Определить диагностический инструментарий, необходимый для оценивания уровня сформированности опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

  3. Разработать и экспериментально проверить комплекс, методического обеспечения по психолого-педагогическим дисциплинам для студентов факультета «Физическая культура и спорт».

Методология исследования основывается на: философском представлении о человеке как субъекте отношений; психологической теории

8 деятельности (В.В.Давыдов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

педагогической теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин); работах, посвященных изучению индивидуального стиля деятельности (Б.В.Вяткин, В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова и др.); теории содержания высшего профессионального образования (М.Я.Виленский, А.С.Гаязов, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, В. А. С л астении, М.Н.Скаткин, Ф.Ш.Терегулов); теории индивидуализации обучения (Ш.А.Амонашвили, Р.М.Асадуллин, Е.В.Бондаревская, В.А.Сухомлинский и др.); концепции системно-целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, Ю. А.Кустов).

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные идеи отечественной психологической науки (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теоретические аспекты педагогических технологий, способствующих формированию опыта творческой деятельности (В.И.Андреев, М.Я.Виленский, А.З.Рахимов, Г.К.Селевко, М.Н.Скаткин, Н.Е.Щуркова); современные концепции гуманизации образования (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский и др.); основные положения профессиональной подготовки преподавателей (П.П.Блонский, Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина, В.А.Сластенин и др.); исследования закономерностей развития и формирования личности педагога (В.Л.Бенин, В.П.Беспалько, Ю.Д.Железняк, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина); исследования творческого саморазвития и самосовершенствования личности (В.И.Андреев, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, М.И.Махмутов, В.Н.Михелькевич, В.Ф.Сафин и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-программной и учебно-планирующей документации; педагогическое проектирование; теоретическое моделирование; прогнозирование; беседа; анкетирование и

9 тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта; мониторинг

уровня сформированное опыта творческой деятельности будущего

специалиста физической культуры и спорта; педагогический эксперимент;

методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие преподаватели общеобразовательных школ со спортивным уклоном №16 и №76, тренеры СДЮШ и СДЮШОР, преподаватели и студенты факультета физической культуры и спорта ТГУ (г.Тольятти), общее число которых составило около 540 человек.

Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом, поисково-подготовительном (2002-2003 гг.), этапе проводился теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также документальных материалов с целью изучения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике высшего физкультурно-педагогического образования; были определены проблема и тема исследования; формулировались цели и задачи, выделялись объект и предмет исследования; разрабатывалась гипотеза исследования.

На втором, теоретико-проектировочном (2003-2004 гг.), этапе разрабатывался диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированности опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта; была разработана структурно-функциональная модель процесса формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта; выявлены условия, необходимые для эффективного формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта, проведен констатирующий эксперимент.

10 На третьем, экспериментально-обобщающем (2004-2006 гг.), этапе

проводился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого

осуществлялось внедрение в педагогическую практику системы,

обеспечивающей эффективность формирования опыта творческой

деятельности у студентов факультета физической культуры и спорта;

проводилась статистическая обработка и качественный анализ результатов

экспериментальной работы, теоретическая интерпретация основных

положений и выводов диссертационного исследования, оформление

материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

разработана структури о-функциональная модель процесса формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта, состоящая из целевого, организационного, уровневого, содержательного и результативного компонентов;

- выявлен и экспериментально проверен комплекс социально-организационных и психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного формирования опыта творческой деятельности специалистов физической культуры и спорта.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

уточнено понятие «опыт творческой деятельности», характеризующееся видением проблем, самостоятельным решением нетипичных ситуаций, созданием новых способов воздействия на обучаемых, поиском новых вариантов решения педагогических задач в процессе обучения;

разработана структурно-функциональная модель процесса формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта;

- расширена теоретическая база представлений о необходимости н возможностях формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- обоснован и экспериментально апробирован диагностический
инструментарий для определения уровня сформированности опыта
творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и
спорта;

разработан и внедрен в образовательный процесс методический комплекс семинарско-практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам;

разработаны методические рекомендации и программа спецкурса «Мастерство тренера», которые могут использоваться при подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта, а также в системе повышения квалификации работников профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов, их соответствие целям, задачам и предмету исследования; репрезентативностью выборки; положительными результатами формирующего педагогического эксперимента; применением методов математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры физической культуры и спорта, кафедры педагогических и социальных дисциплин Тольяттинского государственного университета. Материалы исследования освещены в докладах на международных, региональных, городских научно-практических и научно-методических конференциях: «Теоретическое и технологическое обеспечение образования по физической культуре и спорту в учебно-методическом комплексе» (Тольятти, 2003); «Профессиональное

12 мастерство: становление, формирование и развитие» (Челябинск, 2003);

«Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти,

2004); «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современные проблемы

модернизации образования» (Москва, 2004); «Педагогические системы

развития творчества» (Екатеринбург, 2004); «Методология современной

общей и спортивной педагогики» (Москва, 2005); «Проблемы

университетского образования: содержание и технологии» (Тольятти,

2004,2005), а также отражены в десяти публикациях по материалам

выступления на конференциях и в учебно-методическом пособии

«Спортивная психология» для студентов факультета «Физическая культура и

спорт» очной и заочной форм обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание понятия «опыт творческой деятельности»,
представляющего собой системно-интегрированное, профессионально-
личностное новообразование, характеризующееся видением проблем,
самостоятельным решением нетипичных ситуаций, созданием новых
способов воздействия на обучаемых, поиском новых вариантов решения
педагогических задач в процессе обучения.

2. Структурно-функциональная модель процесса формирования опыта
творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и
спорта, состоящая из целевого, организационного; уровневого,
содержательного и результативного компонентов.

3. Комплекс социально-организационных (охрана и укрепление
здоровья студентов; наличие материально-технической и учебно-
методической базы; совершенствование педагогических кадров; создание
творческой образовательной среды) и психо л ого -педагогических (мотивация
студентов на профессиональную творческую деятельность; педагогическое
стимулирование; преемственность в обучении; общение на основе
взаимодействия) условий, необходимых для эффективного формирования
опыта творческой деятельности специалистов физической культуры и спорта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 204 наименования, из них 8 на иностранном языке, 9 рисунков, 14 таблиц и 5 приложений.

Генезис и современное состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности

Современный педагогический словарь определение «генезис» трактует как: «Происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшего к определенному состоянию, виду этого явления» [160].

Генезис проблемы формирования опыта творческой деятельности следует рассматривать в двух аспектах:

- филогенез творческой деятельности;

- онтогенез творческого развития и саморазвития личности.

Понять и раскрыть истоки зарождения опыта творческой деятельности необходимо с рассмотрения такого понятии как «эвристика».

Понятие «эвристика» в энциклопедическом словаре характеризуется в трех значениях: 1.Специальные методы, используемые в процессе открытия нового. 2. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление. 3.Восходящий к Сократу метод обучения, который называют сократический метод или метод эвристической беседы [8].

В работах Декарта «Рассуждение о методе» и Лейбница «Об искусстве комбинаторики» содержится много ценных приемов и правил решения творческих задач. Из современных педагогов математиков, внесших значительный вклад в разработку эвристических методов решения творческих задач, можно с полным основанием назвать Д.Пойа, автора книги «Как решить задачу?». В книгах Д.Пойа есть также много ценных рекомендаций для творческого саморазвития личности. «Все новое, что мы узнаем о мире, - писал Д.Пойа, - связано с правдоподобными рассуждениями, являющимися единственным типом рассуждений, которыми мы интересуемся в повседневных делах.... Конечно, мы учимся доказывать, но будем также учиться догадываться» [8, С. 9].

Интересный, глубокий, а самое главное, доведенный до уровня технологии решения творческих изобретательских задач, материал можно найти в книгах Т. С. Альтшуллера, который известен как автор ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Технология «ТРИЗ» внесла существенный вклад в развитие эвристики как науки [8, С.12].

Значительная исследовательская работа по систематике эвристических методов проведена А. И. Половинкиным. Под эвристическими методами технического творчества А. И. Половинкин понимает методы, «которые основываются на использовании достаточно четко описанных методик и правил поиска новых технических решений» [8, С.13].

В России еще до революции проблему инженерного творчества активно разрабатывал П. К. Энгельмейер, который был убежден в необходимости создания теории творчества как науки, которую он называл «эврилогией». «Я называю эврилогией, — писал он,— всеобщую теорию творчества, т. е. такую теорию, которая все явления творчества, как то художественное создание, техническое изображение, научное открытие, а также и практическую деятельность, направленную на пользу или добро, или на что угодно» [8, С.10]. П. К. Энгельмейер высказал много идей по обучению изобретательской деятельности, а самое главное, в какой-то степени развеял миф о тайнах творческого гения. Он убеждал, что творчество может быть уделом не избранных, а каждого из нас.

Д.Пойа в своих работах указывал на то, что среди эвристических предписаний и многочисленных рекомендаций по решению творческих задач есть выходы на принципы творческой деятельности, которые могут выполнять одновременно и функции принципов творческого саморазвития личности. Тем самым в эвристике, как области научного познания об эвристических методах решения творческих задач, наметилась тенденция выхода за пределы творческой деятельности на уровень творческого саморазвития личности.

Философы давно обратили внимание на то, что личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире как «Я». Для нас же, с позиции эвристики, очень важно, чтобы человек осознавал, а самое главное, создал свою «Я-концепцию творческого саморазвития». Известно, что представление человека о самом себе изменяется в течение всей жизни. На личностном уровне «Я-концепция» начинает активно развиваться, вероятно, с 2-3-х летнего возраста. С того самого момента, когда ребенок начинает осознавать себя в этом мире, оценивать свои способности и заявлять своим родителям: «Я сам!» [7, 8].

Чтобы стимулировать философские размышления человека о самом себе, о своих целях, увлечениях, ценностных ориентациях, творческих способностях и т.д., ему необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и будущего. При этом важно обратить внимание на то, в каком направлении идет саморазвитие. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразует себя, т. е. осуществляет творческое саморазвитие. Или процесс саморазвития останавливается. Или, что еще хуже, личность утрачивает даже те качества, которые ей ранее были присуще, то есть регрессирует [5,8].

Когда же речь идет о саморазвитии, то, по сравнению с процессом развития, мы отмечаем, по крайней мере, два существенных отличия:

а) изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя;

б) изменения происходят не только в мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах «самости». При этом главным механизмом, как развития, так и саморазвития является разрешение противоречий, решение личностью постоянно усложняющихся творческих задач [7].

Понятия «саморазвитие», «самоактуализация» являются неотъемлемой частью самообразовательной деятельности и стержневыми во многих отечественных, зарубежных концепций о человеке (А.Маслоу, К.Роджерс, В.П.Зинченко, К.А.Абульханова-Славская и др.), отражающие основополагающую идею «самости».

Само актуализация (от лат. actualis — действительный) определяется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [143]. Её суть во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, обуславливающих стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию [159].

В одной из своих работ А.Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» [202].

Само актуализация может осуществиться спонтанно, когда студент реализует свои возможности, не осознавая этого процесса, или управляемо, когда субъект осознаёт составленные индивидуальные свойства и пути их личностной актуализации. Наличие управляемости позволяет говорить о деятельности, в которой присутствуют все её компоненты: цель (профессиональное развитие); мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности); процесс достижения цели (обучение); результат (учение и приобретение индивидуального опыта личностного и профессионального саморазвития). Развитое самосознание служит основой движущих сил, направляющих процесс самовоспитания личности [148].

Таким образом, творческое саморазвитие как самостоятельный и универсальный вид творчества, вбирает и аккумулирует в себя культуру, а также опыт любых других видов творческой деятельности и может осуществляться как самостоятельно, так и параллельно в процессе образовательной деятельности (в ходе решения творческих задач).

Творчество как предмет исследования привлекало внимание мыслителей всех эпох, а на рубеже XIX и XX столетий родилась наука о творчестве - психология и педагогика творчества [126]. Современная теория творческого процесса опирается на фундаментальные положения, разработанные отечественными учеными: Б.Г.Ананьевым, В.И.Андреевым, П.К.Анохиным, А.Н.Леонтьевым, К.К.Платоновым, С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Узнадзе, А.А.Ухтомским, М.Г.Ярошевским и др.

Что же такое творчество? «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда раньше не бывшее». Тут же встает вопрос: «Новое и ценное для кого, с чьей точки зрения?»

Основными направлениями исследований проблемы творчества являются: выяснение внутреннего, психологического механизма творчества (как создается); изучение особенностей субъектов творчества (кто создает); его целей, мотивов, потребностей (зачем создает); в свете конкретных социально-исторических обстоятельств (когда создает). Нельзя пренебрегать и спецификой результатов творчества (что создает?) [51].

Сущность, содержание и структура опыта творческой педагогической деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта

С учетом специфики предмета нашего исследования рассмотрим сущность, содержание и структуру опыта творческой педагогической деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Чтобы определить понятие «сущность», необходимо выделить основные составляющие этого компонента. Сущность - это философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, либо воплощенные в его главной, определяющей стороне («субстанциальный признак»), либо представленные в виде внутреннего единства, совокупность всех его различных форм (единство многообразия). Эти два аспекта сущности переплетаются между собой, равно как и с категорией «явление» [173].

С одной стороны, сущность педагогического творчества усматривается в создании новых способов воздействия на учащихся. При этом новизна может относиться к содержанию образования, отбору и организации различных видов учебно-познавательной деятельности. С другой стороны, творческая деятельность педагога характеризуется неповторимостью ее продукта - сформированной личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия [84]. Внешне учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, организует, информирует, стимулирует, корректирует, оценивает деятельность обучаемых, а студент овладевает знаниями в процессе двухстороннего характера обучения, в котором все виды деятельности всегда предметны.

Следовательно, сущность включает в себя социальную функцию обучения, которая занимается формированием личности, соответствующей социальным требованиям [108].

В понятие «содержание» ученые включают единство всех составных элементов объекта (не только общее, но и частное, не только главное, но и второстепенное), его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Содержание образования рассматривается как конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств будущих специалистов, их компетентности.

При рассмотрении содержания педагогического творчества необходимо исходить из функционального сходства процессов обучения с процессами управления, отмечаемого многими авторами. Наиболее адекватным творческой педагогической деятельности является стадиальный подход к определению технологии управления, при которой цикл управления разбивается на ряд относительно самостоятельных видов деятельности, сменяющих друг друга в строгой последовательности [81,93,96].

Любая педагогическая система задается целями, которые оказывают значительное влияние на содержание, выбор форм, методов и, следовательно, на процесс и получаемый результат. Важным теоретико-методологическим аспектом нашего исследования является понимание того, что профессионально-педагогическая подготовка к овладению опытом творческой педагогической деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта будет более эффективна, если цели подготовки будущего специалиста адекватны прогнозируемой готовности к творческой деятельности.

В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я.Лернера, который выделил следующие элементы содержания обучения: знания, установленные и выведенные в опыте способов деятельности; опыт творчества; эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам реальной действительности [92].

Таким образом, процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально-обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности студентов, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человека.

Под «структурой» понимается качественно определенный, относительно устойчивый порядок внутренних связей между элементами системы. Поскольку профессиональная готовность рассматривается как предстартовое состояние к той или иной деятельности, то структуру самой деятельности можно определить как внутреннее состояние, связь, соотношение и. последовательность раскрытия различных ее компонентов (цель, мотивы, способы деятельности, познавательные процессы и свойства личности) [34].

В философской литературе профессиональная готовность рассматривается как целостная интегральная характеристика человека, как субъекта деятельности, проявления которой связаны с широким спектром «субъектных сил» [36,49,52]. Понятие «готовность индивида действовать определенным образом» возникло в психологии. Д.Н.Узнадзе определяет готовность как установку личности к совершению определенной деятельности. Это понятие было перенесено в социально-психологические и педагогические исследования [173].

В.А.Сластенин и А.И.Мищенко [154] сущность профессиональной готовности понимают как целостное состояние, интегративное проявление личности, соотносящиеся с ее основными потенциалами, как субъекта педагогической деятельности, рассматриваемой в гносеологическом, аксиологическом, творческом и коммуникативном аспектах (таблица 1).

Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня методологических знаний: философский (знания об общих принципах познания и категориальном строе науки), общенаучный (знания общенаучных концепций), конкретный научно-методологический (знания принципов, методов, процедур исследования, применяемых в конкретной науке), уровень методики и техники научного исследования (знания процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала в виде фактов, и приемов их первичной обработки). То есть методологические, теоретические и технологические знания [195].

Исходя из концепции личностного подхода, исследователи пришли к заключению, что высокий уровень развития знаний, умений и навыков (ЗУН) далеко не всегда обеспечивает социально приемлемые результаты профессиональной деятельности, и что ЗУНы определяют успешность профессиональной деятельности не напрямую, а только во взаимодействии с личностными компонентами профессиональной готовности: мотивами, целями, способностями [1,17,55,101,164],

Методика организации исследования по формированию опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта

Решение задачи эффективного формирования опыта творческой деятельности студентов факультета физической культуры предполагает создание комплексной методики исследования, включающей в себя, как обобщение теоретического и практического опыта накопленного исследователями и педагогами - практиками, работающими в этом направлении, так и опытно - экспериментальную работу в базовом учреждении высшего образования.

Под методами исследования мы понимаем способы решения научно -исследовательских задач. При проведении эксперимента нами использовалась система исследовательских методов, включающая в себя:

- анализ литературных источников;

- обобщение опыта работы преподавателей и тренеров школ;

- анкетирование;

- тестирование;

- моделирование;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

Анализ литературных источников позволил определить состояние профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, существующие проблемы и необходимость совершенствования организации образовательного процесса студентов факультета «Физическая культура». В научно-методической литературе нами было обнаружено большое

количество мнений по вопросам развития творчества, компонентов, входящих в состав модели творческой личности, а также об условиях и факторах влияющих на формирование опыта творческой деятельности. Кроме того, был проведен анализ документальных материалов (документы Министерства Образования РФ по актуальным проблемам профессионального образования; Государственные стандарты профессионального высшего образования; учебные программы по специальностям 033100-Физическая культура, 022300-Физическая культура и спорт), который помог сформулировать гипотезу, определить задачи исследования и методы для их решения. Анализ учебных программ по психо лого-педагогическим дисциплинам показал, что в цикле этих предметов заложен большой потенциал для формирования опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.

Проверка некоторых направлений работы проводилась в общеобразовательных учреждениях со спортивным уклоном №16 и № 76, а также учреждениях дополнительного образования ДЮСШ и СДЮШОР г.Тольятти. Обобщение опыта работы учителей и тренеров школ проводилось на основе:

- анализа построения учебно-воспитательного процесса;

- анкетирования.

Использование данного метода позволило нам получить сведения по использованию и разработке различных программ, а также определить уровень профессионального мастерства учителей и тренеров (данное анкетирование проводилось по методике В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой), где оценивались: 1) самооценка способностей к инновационной деятельности; 2)самооценка коммуникативной компетентности; 3) определение чувствительности к проблемам [155].

По первому заданию основной процент составили педагоги со средним показателем способностей к инновационной деятельности - 78%, высокий показатель, так же как и низкий, составили по 11%. Основные затруднения проявляются в отсутствии: стремления к лидерству; отказа от стереотипов; вариативности в педагогической деятельности; способностей к разработке авторских программ; навыков организации экспериментальной работы.

К сожалению, уровень компетентности в вопросах решения конфликта невысокий, очень много проблем обнаружено практически у всех педагогов. Всего у 14% не возникает больших затруднений, в основном это педагоги с большим стажем работы в сфере образования.

По второму заданию область затруднения вызвали следующие пункты: определение вида конфликта; установление контакта с враждебно настроенным человеком; ведение переговоров по разрешению конфликта; прогнозирование хода развития событий.

И в третьем задании, на определение чувствительности к проблемам, которое интересовало нас больше всего, наибольший процент составил низкий показатель - 64%. Это свидетельствует об отсутствии элементов творчества в реализации учебно-воспитательного процесса. И лишь 11% педагогов умеют разнообразить ведение и построение урока, используя творческий подход в работе.

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что большинство педагогов не переходят рубеж среднего показателя и лишь единицы проявляют высокий уровень. Кроме того, зафиксирован очень низкий показатель проявления творчества в работе педагогов (задание №3), большинство из которых имеют большой стаж работы в сфере образования.

Полученные в ходе тестирования результаты говорят о необходимости совершенствования педагогических кадров с точки зрения развития творческой активности не только учащихся, но и самих педагогов.

Среди видов опросного метода мы отдали предпочтение анкетированию и тестированию, так как, на наш взгляд, письменный опрос более продуктивен, документален и гибок для возможности получения и обработки информации. Данные методы использовались для определения уровня сформированное всех компонентов готовности к педагогическому творчеству.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. В общем смысле он определяется нами как опытная проверка гипотезы, Базой для проведения экспериментальной работы был выбран Тольяттинский государственный университет г.Тольятти, факультет «Физическая культура».

Похожие диссертации на Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта