Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Дольгирева Елена Владимировна

Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе
<
Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дольгирева Елена Владимировна. Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Дольгирева Елена Владимировна;[Место защиты: Ульяновский государственный университет].- Ульяновск, 2015.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» 19

1.1. Сущность сценарно-режиссерской техники в структуре социально-культурной деятельности 20

1.2. Анализ теории и практики формирования сценарно-режиссерской техники специалистов социально-культурной деятельности в контексте профессионально-педагогических технологий 40

1.3. Теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе 59

Выводы по первой главе 82

Глава 2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе 84

2.1. Дидактический инструментарий и учебно-методическое обеспечение процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалав ров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе 86

2.2. Реализация теоретической модели формирования сценарно- режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе 99

2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования 122

Выводы по второй главе 147

Заключение 150

Список литературы

Анализ теории и практики формирования сценарно-режиссерской техники специалистов социально-культурной деятельности в контексте профессионально-педагогических технологий

Выявление роли сценарно-режиссерского компонента в структуре социально-культурной деятельности целесообразно начинать с определения сущности и специфики профессиональной деятельности в ее историческом генезисе.

Изучению истории СКД уделили внимание философы (Э. В. Баллер, Л. Н. Коган [23; 143]), культурологи (А. И. Арнольдов, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, А. Я. Флиер и др. [14; 123; 177; 185; 288]), историки (Л. М. Зак, А. М. Сахаров и др. [104; 242]) и педагоги (Т. Г. Киселева, Е. М. Клюско, Е. В. Литовкин, Н. Ф. Максютин, Г. Я. Никитина, В. М. Рябков, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др. [130; 138; 165; 175; 200; 241; 268; 276; 281; 331]).

Анализ континуума использования термина «социально-культурная деятельность» показал, что он отражает смену социально-экономических, культурных и научных ориентиров в стране: внешкольное образование (вторая половина XIX - 20-е гг. XX в.), политико-просветительская работа (1920-1945 гг.), культурно-просветительская работа (1945-1985 гг.), культурно-досуговая деятельность (1985-1990 гг.), социально-культурная деятельность (с середины 1990-х гг. по настоящее время). Эти трансформации адекватно отражают цели и сущность направления подготовки специалистов этой сферы, которые на каждом этапе общественного развития детерминируются как социально-культурными процессами в стране, так изменениями в системе профессионального образования.

Контент-анализ научной литературы выявил, что устоявшегося определения понятия «социально-культурная деятельность» на сегодняшний день в отечественной гуманитарной науке нет. Так, например, М. А. Ариарский и П. А. Подболотов считают правильным назвать эту дисциплину «прикладной культурологией» как отрасль педагогической и культурологической наук [11]. А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова и В. М. Чижиков предлагали вернуться к названию, существовавшему до середины 1980-х гг., «культурно-досуговая деятельность» [102]. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» определяют СКД как систему идей и представлений, отражающих цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга [131, с. 3]. В. В. Ту ев и Т. М. Шевченко характеризуют СКД, как «управляемый (у Т. М. Шевченко - целенаправленный, специально организуемый) процесс приобщения человека к культуре [281; 306, с. 38]. Н. Н. Ярошенко дает свою формулировку: «Социально-культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы» [331, с. 28].

Наличие вариативных точек зрения отражает продолжающийся процесс научного осмысления социально-культурного взаимодействия на современном этапе развития социально-культурной деятельности.

Для того чтобы сформулировать собственное отношение к вопросу сущности СКД, имеет смысл рассмотреть ее сущность в контексте тех задач, которые необходимо решать профессионалам этой деятельности в рамках современных проблем в сфере российской культуры и образования. В интересах нашего исследования мы выделили следующие:

1) стремительно развивающееся информационное пространство нуждается в активной разработке и скорейшем внедрении эффективных инновационных механизмов взаимодействия;

2) актуальная ныне идея универсализации современного образования («образование через всю жизнь»), которая нуждается в научно-методическом обеспечении в целях вовлечения человека в современное информационное общество и различные формы социально-культурного творчества [10].

Становлением технологического подхода к социально-культурной деятельности, проблемами конструирования и реализации социально-культурных и культурно-досуговых технологий занимались исследователи: Г. М. Бирженюк, А. П. Марков, М. Л. Дюков, Г. В. Ганыпина, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, Ю. Д. Красильников, Ю. С. Моздокова, Г. Н. Новикова, Г. В. Оленина и др. [178; 91; 60; 257; 100; 156; 191; 202; 206].

Результаты теоретического анализа показали взаимообусловленность их в цели и содержании. Первое ориентировано на кадровое обеспечение социально-культурной сферы в системе непрерывного образовании и учреждениях культуры и досуга, второе - нацелено непосредственно на реализацию профессиональ 23 ных образовательных программ.

В связи с этим, возвращаясь к вопросу сущности СКД, напомним, что введение в научный оборот термина СКД относится к середине XX в., когда вместо общих понятий «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры» и т. п. французский социолог Ж. Р. Дюмазедье ввел в научный оборот термин «социально-культурная деятельность» [176, с. 28]. В российской научной литературе этот термин стал использоваться с 1974 г., после выхода монографии «Человеческая деятельность» М. С. Кагана [123, с. 41]. В профессионально-педагогической сфере название «Социально-культурная деятельность» получила учебная дисциплина, что было отражено в первом государственном образовательном стандарте (1994 г.) и сохранено в ФГОСЗ+ ВПО, 2013 г. [237].

Целеполагающая характеристика СКД, основная ее культурная ценность -человек культуросозидающий. Основные задачи СКД (по Е. И. Григорьевой [257]), принципы и функции (по М. А. Ариарскому [10]), которые определяют формы общественной практики, обеспечивающей функционирование механизма усвоения культуры, отражены в таблице 1.

Представленные в таблице профессионально-педагогические компоненты говорят о сложности содержания и структуры социально-культурной деятельности, так или иначе интегрирующей в себе профессии, ориентированные на создание ценностей культуры. Поэтому будет уместным привести мнение американского экономиста и педагога, теоретика менеджмента Питера Дракера. В статье «Посткапиталистическое общество» он высказывается о том, что основной импульс прогресса исходит не от социальной структуры, а от отдельной личности, поэтому сегодняшний день требует от человека максимально активных действий по изменению не только общества, но прежде всего самого себя [90].

Теоретическая модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе

В этом случае ТОН - своеобразный «инструктаж» для начинающего профессионала. Выбор термина «операционный» объясняется обычным логико-математическим смыслом, который он подразумевает [266, с. 10]. Поскольку синонимическим ему является термин «операциональный», мы приводим объяснение последнего В. Г. Косыхиным, также отвечающее содержательной характеристике термина «операционный»: «Операциональность составляет своеобразное измерение деятельности или действительности субъекта. Быть операциональным - это означает соответствовать тем ожиданиям, на которые тебя обрекает твоя прозрачность. С одной стороны, операциональность означает готовность к функционированию (оперативному и прозрачному) в рамках общественных моделей, с другой - она охватывает внутреннее измерение субъекта - его мышление, где операциональность означает некую способность, технику манипулирования знаками» [151, с. 58].

В соответствии с теорией деятельности подвижность ее составляющих выражается в том, что каждая из них может стать дробной или, наоборот, включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы. Сообразно, в том числе системе К. С. Станиславского, деятельность может раздробиться на ряд последовательных шагов при соответствующем подразделении сверхзадачи деятельности на задачи конкретных действий, что наглядно продемонстрировано нарис. 3«Основы сценарно-режиссерской техники», в нашем представлении - основы дидактического ремесла.

Введение в алгоритм оперативного искусства взаимодействия (которое является необходимой профессиональной составляющей и посредством которого осуществляется комбинирование технических приемов в стратегическую конструкцию) отражает привнесенную нами новизну относительно сложившегося в педагогике понимания ситуативной программируемости, когда внимание уделяется только двум составляющим: стратегии и тактике педагогических действий. Мы же рассматриваем ситуативную программируемость в соответствии с технологическим принципом биканальности: с одной стороны, это адресная направленность техники и стратегии эмоционально-смыслового СК взаимодействия, с другой - профессиональное оперативное искусство, благодаря которому практически осуществляется комбинирование технических приемов и выстраивание стратегической логико-композиционной структуры.

«Прочитывается» алгоритм одновременно в двух направлениях: по горизонтали и вертикали. В «шапке» обозначены технологические компоненты, соответствующие структуре СРТ (техника экспрессивного воздействия; искусство оперативного взаимодействия; стратегия эмоционального контакта; адресные задачи (1.3)) и дидактические параметры (провокация эмоционального ответа, ин-сайт-ориентированная направленность, проблемно-ситуационная визуальная конструкция, идентификация). Вертикаль определяет последовательность сце-нарно-режиссерских шагов, соответствующих технологическим компонентам, а горизонталь акцентирует использование тактических приемов в оперативном искусстве, обеспечивающем воздействующий эффект. Основная организационно-техническая функция алгоритма заключается в наполнении взаимодействия экспрессивно-чувственной энергий. Решается эта задача посредством намеренного отключения альтернативного мышления зрительской аудитории.

Социально-культурное взаимодействие, вооруженное аналогичными регулирующими законами эмоционально-смыслового контакта, способно качественно изменить существующий профессиональный и образовательный уровень. Если учесть все составляющие алгоритма, тогда СКД может выглядеть как игра, вроде шахмат, в которой правила раскрепощают творческую интуицию и указывают путь к цели - эмоциям объекта социально-культурного воздействия. Иными словами, использовать закономерности художественного воздействия на аудиторию возможно не только профессионалам от искусства (речь идет о прикладных возможностях режиссерской профессии, в нашем исследовании - режиссуры СКД).

В этом смысле показательна судьба работ П. М. Ершова, в которых он универсализировал реформаторские идеи К. С. Станиславского, изначально предназначавшиеся для узкопрофессионального пользования. Но уже первая его книга - «Технология актерского искусства» [96] - вызвала живейший прикладной интерес в сферах далеких от театра, но так или иначе относящихся к коммуникативному моделированию. Оказалось, что ключевые понятия теории драматического искусства - «действие» и «борьба» - содержат в себе «секретный» код успешной организации любого мероприятия (при условии, что оба эти понятия -«действие» и «борьба» - необходимо пользовать буквально и однозначно, как это есть в технике драматического искусства). Иными словами, какой бы ни была по своему составу аудитория (педагоги и студенты, политики и избиратели, менеджеры по продажам и потенциальные покупатели и т.д., и т.п.), ее всегда можно, пусть даже условно, разделить на два лагеря: «актеры» и «зрители». «Зрители» наблюдают за «борьбой действий» и, сопереживая им, усваивают идеи создателей «спектакля» на эмоциональном уровне. Такой опыт тем успешнее, чем профессиональнее над действом поработал «режиссер», усвоивший простое правило: без борьбы не может быть эмоционально-насыщенного действия. И еще одно важное замечание: наиболее трудно усваиваемое значение выше перечисленных ключевых понятий состоит в том, что они универсальны и как тактические приемы работают на любых уровнях: от организации пространства (например, музыкального или светового) до выстраивания межличностных взаимоотношений в конкретной художественно-интерпретируемой форме (ток-шоу, ситуационное обучение или школьный урок). При этом необходимо заметить: чем острее «борьба», тем выше градус сопереживания, и тем эффективнее воздействие.

Реализация теоретической модели формирования сценарно- режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе

Снижение показателей ИОАД и ИОА мы связываем с завершающим этапом обучения, повышение показателя ИОЭ - с предстоящими итоговыми отчетами (творческим и квалификационным) и дальнейшими профессиональными планами. Правда, если соотнести показатели контрольной группы по ОФДСИ с показателями моти-вационного комплекса, то нетрудно заметить, что небольшой разрыв между внутренней отрицательной и положительной мотивацией редуцирует с ИОАД и ИОА. Тогда как показатели Э5 выглядят более перспективно.

Интерпретируя диагностические данные по критериальному показателю ОТН «критичность» (приложение 14), мы руководствовались методическими рекомендациями к тесту «Ценностные ориентации» М. Рокича [233, с. 25-29].

В ОТН критичность является показателем социально-профессиональным: в концепции профессиональной субъектности технологии ЭСВ это ценностно-целевая характеристика педагога-модератора СК взаимодействия. Соответственно нашему пониманию критичности, данный показатель определяет как ценностные отношения, так и целесообразность выбора сценарно-режиссерского инструмен 138 тария: способность видеть задачу; выбор, обоснование и оценка действия. Тест М. Рокича позволяет судить о сформированности личности, «определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой», выявить «ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни». Поэтому в нашем исследовании мы воспользовалось им для контроля педагогической составляющей.

Поскольку методика позволяет варьировать как стимульный материал, так и инструкции к нему, мы сосредоточили внимание на том, как согласуются терминальные ценности-цели с инструментальными ценностями-средствами, как одни помогают реализоваться другим. Совпадение порядка ценностей в терминальном и инструментальном блоках мы назвали динамическими парами: простыми (если входят в одну ценностную группу) или составными (если одна из ценностей может быть отнесена в смежную ценностную группу). Примеры состоявшихся динамических пар представлены в приложении 15.

По количеству динамических пар можно судить, по нашему мнению, об уровне сформированной системы ценностей. Сравнение исходных и контрольных показателей говорит о положительной динамике с явным преимуществом экспериментальных групп. Если на констатирующем этапе Э1 отставала от К1 на 0,3 балла, то контрольный этап показал результат Э5 выше К5 на 3,4 балла.

Исходные показатели зафиксировали эмпирико-диалогический (базовый) уровень для обеих групп. Итоговый результат: К5 - начальный эвристический (оперативный) уровень (5,6 баллов), а Э5 -уверенный культуротворческий (квалифицированный) уровень (9 баллов).

Также в ходе исследования мы обратили внимание на наличие групп терминальных ценностей профессиональной самореализации. Естественно, что их количество априори не может быть велико, так как устойчивые профессиональные представления формируются непосредственно в трудовой деятельности. Тем не менее исходный, промежуточный и контрольный срезы показывают, что в процессе формирующего этапа блок профессиональных ценностей начал складываться преимущественно в экспериментальных группах (рис. 11), что подкрепляется показателями инструментального блока: в группе К5 доминируют ценности самоутверждения, в группе Э5 - ценности принятия других людей. Последнее, на наш взгляд, является проявлением направленности на профессиональное СК взаимодействие, что можно считать функциональным режиссерско-педагогическим признаком и наиболее соответствует критерию социальности.

Возможность и результаты социального включения напрямую связаны с реализацией личностного потенциала. В концепции становления личности А. Г. Маслоу это путь к самоактуализации. Самоактуализация, по А. Г. Маслоу, возможна в «способствующем» обществе, в противном случае, социализация может тормозить процесс самоактуализации. «Способствующим» позитивному росту и совершенствованию является, на наш взгляд, внеаудиторное СК взаимодействие, «мотивированное осмысленной личной целью и свободным выбором среди потенциальных возможностей». Результаты диагностики по краткому «Опроснику личностной ориентации» Джоунса-Крендалла подтвердили наше предположение [292, 182].

Индекс самоактуализации, связанный с ожиданиями реализации собственных способностей, в том числе профессиональных, соответствует у всех групп эвристическому (оперативному) уровню ОТН. Но в ходе формирующего этапа Э5 повысила средний показатель на 0,8 балла, тогда как контрольная группа существенной динамики не обнаружила (приложение 16). Средний результат по всем критериальным показателям социальности следующий: состояние сценарно-режиссерской готовности обеих групп соответствует эвристическому (оперативному) уровню, но с итоговым опережением экспериментальной группы на 1,4 балла: К5 1,4 Э5.

Таким образом, диагностическое исследование по критерию ОТН - социальность - показало, что в процессе овладения сценарно-режиссерской техникой междисциплинарная интеграция учебной и культурно-досуговой сфер способствует: - активизации профессиональной мотивации; - естественному включению в организационно-педагогический процесс с перспективой профессионального развития; - формированию в системе ценностно-целевых отношений профессионального блока; - повышению самоактуализации.

Диагностическое исследование по критерию ОТН «творческая активность» осуществлялось с использованием «Опросника креативности» Д. Л. Джонсона -Е. Е. Туник и анкеты Л. Н. Бережновой - Е. В. Дольгиревой «Диагностика уровня профессионального развития и направленности на самосовершенствование» (приложения 17; 18) [309].

Установка сценарно-режиссерской подготовки на творческий характер профессионально-педагогического процесса СК взаимодействия (1.3) подразумевала: - определение уровня креативности как способности производить знания; - экспертную оценку результативности (в направлении индивидуального стиля творческой деятельности); - направленность на развитие и самосовершенствование. Становление способности к творчеству - креативности - начинается, по Торренсу, «при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в про 141 цессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов» [309]. Сценарно-режиссерская техника позволяет реализовать все перечисленные условия в процессе моделирования проблемных ситуаций, что, с одной стороны, требует наличия мыслительных и личностных качеств, провоцирующих творческую активность (при свойственном любому человеку естественном стремлении к компромиссу), с другой - дает возможность использования профессионального алгоритма для создания принципиально нового творческого продукта.

Креативность - начало творчества - проявляется, по Д. Л. Джонсону, в определенной («способствующей» творческой активности- Авт.) обстановке социального взаимодействия как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно, но при опоре на собственные знания и возможности [341].

Проведенная в ходе эксперимента диагностика уровня креативности (табл. 12) зафиксировала повышение итоговых показателей группы Э5 на 0,4 балла, тогда как уровень креативности К5 понизился в сравнении с констатирующим этапом на 1,3 балла.

Сравнение результатов показывает опережение итоговых данных у экспериментальной группы: К2 0,6 Э2; К5 1,05 Э5. В сводной таблице не представлены диагностические данные результативности как критериального показателя творческой активности, так как они вошли в состав комплексной экспертной оценки интеллектуальности (по критерию - технологичность), и рассмотрены в начале раздела.

Интерпретация результатов экспериментального исследования

В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и получены результаты, которые подтвердили основные положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

В результате проведенного теоретического анализа, систематизации и обобщения научной (философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической и специальной отраслевой) и методической литературы, нормативно-правовых документов и существующей практики профессиональной подготовки была уточнена сущность сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности как совокупности оперативных профессионально-педагогических методов и приемов эмоционально-экспрессивного социально-культурного взаимодействия. Также были даны определения семантически связанных со сценарно-режиссерской техникой понятий: «творческий операционный набор» как алгоритм междисциплинарной координации профессионально-педагогических действий специалиста, стратегия которых определяет совокупную последовательность сценарно-режиссерских приемов, и «культурно-досуговая программа» как продукт целенаправленной социально-просветительной, культурно-воспитательной, коммуникативно-творческой деятельности, обусловленной социальным заказом и созданный посредством сценарно-режиссерской техники.

Структура формирования сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности в педагогическом вузе включает следующие компоненты: техника экспрессивного воздействия (методы и приемы драматической визуализации информации), искусство оперативного взаимодействия (способность комбинировать эмоционально-экспрессивные коммуникативные приемы), стратегия эмоционального контакта (совокупность композиционных правил эмоционально воздействующей формы), адресные задачи (эмоциональный ответ субъектов взаимодействия на информацию). Структурные компоненты сценарно-режиссерской техники технологично представлены в воздействующем алгоритме междисциплинарной координации профессионально-педагогических действий специалиста - творческом операционном наборе. Набор алгоритмических методов и приемов выглядит как совокупная последовательность сценарно-режиссерских шагов, определенных дидактическими параметрами социально-культурного взаимодействия.

В ходе теоретического исследования на основе анализа и систематизации полученных материалов была сконструирована модель формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в единстве пяти основных блоков модели: - ориентационный блок - определяет цель и задачи данной модели на различных этапах формирования сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности в педагогическом вузе; - методологический блок - выявляет ведущие методологические подходы (технологический, акмеологический, природосообразный, социокультурный, сис-темно-деятельностный, проблемный, ситуативный), определяет научную концепцию (ассоциативно-рефлекторная, деятельностная, культурно-историческая) и систему принципов (теоретико-методологических, технологических, инструментальных), лежащих в основе формирования сценарно-режиссерской техники бакалавра социально-культурной деятельности в педагогическом вузе; - содержательный блок - посвящен теоретико-практической подготовке (включает содержание программ учебных дисциплин профессионального цикла) и практической подготовке (включает содержание программ курсов по выбору, аудиторных и внеаудиторных практикумов, социально-культурных и культурно-образовательных проектов) по формированию сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в целостном образовательном пространстве (интеграционном варианте учебной и культурно-досуговой практики) педагогического вуза; - процессуально-технологический блок - представлен совокупностью организационно-педагогических условий формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе и технологией эмоционально-смыслового взаимодействия. Технология эмоцио 152 нально-смыслового взаимодействия включает структурные компоненты, разработанные на основе психолого-педагогических законов научения (доминанты, тренировки, воздействия, готовности): целевой ориентир; активизирующий дидактический комплекс «Эффект свидетеля», обеспечивающий самоидентификацию специалиста в процессе учебного и внеаудиторного культурно-досугового взаимодействия; образно-конструктивный модуль «Эффект бабочки», объясняющий единство и универсальность эмоционально-воздействующих механизмов на всех этапахсоциально-культурного взаимодействия; структурно-содержательную характеристику Я-концепции профессиональной субъектности бакалавра социально-культурной деятельности; результативно-диагностический блок - характеризует критериально-уровневый аппарат исследования, включающий критерии и показатели сформированности сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности: технологичность (психомоторика, работоспособность, интеллектуальность, ориентационная готовность), социальность (профессиональная мотивация, инициативность, критичность), творческая активность (креативность, творческая направленность и самостоятельность, стиль деятельности, результативность). В результате кластерного анализа полученных данных по критериям и показателям сценарно-режиссерской техники были определены уровни сформированности сценарно-режиссерской техники: эмпирико-диалогический, эвристический, куль-туротворческий.

Реализация разработанной модели формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности осуществлялась в ходе экспериментальной работы с помощью дидактического инструментария - алгоритма междисциплинарной координации профессионально-педагогических сценарно-режиссерских действий преподавателей и студентов «Творческий операционный набор». Алгоритм включает: технологические компоненты, соответствующие структуре сценарно-режиссерской техники, дидактические параметры взаимодействия (провокация эмоционального ответа, инсайт-ориентированная направленность, проблемно-ситуационная визуальная конст 153 рукция, идентификация) и сценарно-режиссерские шаги - последовательность эмоционально воздействующих приемов.

Разработанное учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин и факультативных курсов(учебные программы и пособия, дидактические материалы, методические разработки, мастер-классы и др.) обеспечивало эффективность процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности как в процессе вузовской профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности, так ина курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования.

Повышению эффективности процесса формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности способствовали выявленные и созданные в ходе педагогического эксперимента педагогические условия (условия индивидуализации, коммуникативные условия, дидактические условия, условия креативности, условия междисциплинарной интеграции учебной и культурно-досуговой сфер вуза, образовательной и самообразовательной сценарно-режиссерской практики; условия мониторинга).

Похожие диссертации на Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе