Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Будкеев Сергей Михайлович

Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки
<
Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Будкеев Сергей Михайлович. Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Барнаул, 2000 199 c. РГБ ОД, 61:00-13/1461-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественное воспитание. будущих учителей средствами органной музыки как психолого-педагогическая проблема ., 13

1. Органная культура как компонент художественного воспитания студентов педагогических вузов 13

2. Анализ состояния проблемы художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки. 34

3. Мотивационное программно-целевое управление как теоретическая и технологическая основа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки 53

Глава 2. Содержание и организация художественного воспитания студентов педагогического вуза 'средствами органной музыки на основе мотивационного программно-целевого управления 72

1. Дерево целей и исполняющая программа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки 72

2. Управляющая программа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки 95

3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы... 112

Заключение. 133

Список использованных источников 140

Приложения 154

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация российского общества характеризуется углублением кризисных явлений в духовной жизни людей. В этой связи важное значение приобретают исследования, посвященные формированию личности будущего учителя как носителя высоких нравственных и культурных ценностей. Все более актуальной становится проблема поиска новых форм и методов обучения, ориентированных на формирование общекультурной, музыкально-эстетической сферы личности будущего учителя.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (1992) образовательные системы приобретают большую самостоятельность в поиске и совершенствовании эффективных методик, направленных на разностороннее развитие личности обучаемых. В проекте Национальной доктрины образования в Цр (1999) создание основы для духовного становления России на наш взгляд, верно определяется как одна из стратегических задач общества. В дальнейшем формировании образования высшие учебные заведения рассматриваются как центры культуры с высоким духовным и нравственным потенциалом будущих специалистов.

В современных научно-педагогических исследованиях, посвященных проблемам художественной культуры, акцентируется внимание на разработке теоретических и методических аспектов. В данном контексте выполнены работы Н.Г.Ефремовой, Т.В.Кожевниковой, А.И.Купель, Н.А.Полыновой, Л.М.Пред--теченской, С.Н.Токарева, И.А.Химик, П.А.Юхвидина и др.

Воспитанию учащихся и студентов средствами искусства (в частности музыкальными первоисточниками) вне учебного процесса посвящены диссертационные исследования Л.Н.Бобровой, Н.Н.Ковалдиной, И.Ю.Лыпа, Ю.С.Плыска, Н.А.Самуйловой, Ю.А.Халфина, Д.В.ЦІирина и др. Как дополнение к учебным курсам, практические виды искусств рассматриваются в работах С.Н.Орловой, Э. И. Плотицы, Е.Н.Таллин и др.

4 Вопросы расширения кругозора, самообразования будущих учителей средствами музыкальных и иных видов искусств освещаются в работах В.Ф.Кочекова, Н. Г. Куприной, Л. И. Орешкина и др.

О необходимости разработки новых, эффективных форм художественного-воспитания свидетельствуют факты снижения эстетической культуры среди учащейся молодежи. По данным исследований проблемной лаборатории коммунистического воспитания молодежи МГУ, проведенных в 1970-х годах, музыкой занимались всего 8% из 1100 опрошенных респондентов. Уровень музыкальной компетентности, отраженный в тестах, посвященных наиболее известным образцам классической музыки составлял 28%. В принятой исследователями шкале оценок, знание более 2/3 музыкальных произведений соответствовало относительно высокому уровню, от 1/2 до 2/3 - среднему, менее 1/3 -относительно низкому [61, с. 52]. По данным социологических исследований, проведенных в это же время в вузах Свердловска, на вопрос, обсуждают ли студенты проблемы искусства с преподавателями общественных дисциплин, получены следующие ответы: никогда - 36,5%, часто - 4% [46, с. 90]. Проведенные нами в 1989 году в Барнауле по тем же методикам исследования показали, что уровень музыкальной компетентности студентов вузов составлял 9%, а интерес к обсуждению проблем искусства с преподавателями общественных дисциплин уменьшился.

Снижение эстетической культуры учащихся во многом объясняется отсутствием эффективных методик управления процессом художественного воспитания в концертных организациях. Следует отметить, что одной из важных причин является дисбаланс в диалектической взаимосвязи теории и практики функционирования произведений искусства. В учебной аудитории превалируют репродуктивные методы изложения материала и практически нет "живого" музыкального исполнения. На концерте преобладают мотивационные факторы, но зачастую отсутствует квалифицированное, методически направленное теоретическое изложение материала.

Среди просветительских систем художественного воспитания средствами музыки есть примеры глубокого творческого содержания, эстетического воздействия. Например, исторические симфонические концерты С. Н. Василенко, циклы симфонических концертов, организованные и прокомментированные И. И. Соллертинским, телевизионные передачи Л. Бернстайна и т. д: В них сконцентрированы наиболее действенные мотивационные факторы: талантливая музыка и интерпретация, пояснения крупнейших специалистов, -высокий творческий настрой исполнителей, передающийся слушателям. Однако, такая организация является как правило, традиционным типом поведенческого управления (с его мотивационным началом), который при всей своей эффективности, далеко не полностью реализует воспитательные, суггестивные возможности музыки и слова для учащейся молодежи. Содержательная, насыщенная информацией, несущая высокий образовательный потенциал просветительская система по-разному усвоится "новичком" и подготовленным слушателем. В результате оба в разной степени повысят уровень своей воспитанности, художественной компетентности и приращения знаний. Таким образом, объем усваиваемой посредством традиционных поведенческих технологий художественной информации не всегда достигает искомых музыкантами, искусствоведами уровней, что составляет противоречие между целями и способами их реализации.

Противоположным поведенческим технологиям примером художественного воспитания средствами музыки является перенос содержательного компонента с концертной эстрады в классную аудиторию, где используются преимущественно рационалистические факторы управления. В данном случае созданы условия для планомерного приращения качества знаний (учебные, поурочные планы и т. д.), их учета и измерения в учебном процессе. Использование рационалистических технологий в художественном воспитании приводит к определенным положительным результатам (Опытная школа эстетического воспитания Н. И. Сац, уроки музыки в школе по системе Д. Б. Кабалевского и

б т. д.). Однако, перенос музыки из концертной среды, с ее жизненно необходимыми . факторами (атмосфера концертного зала, непосредственный контакт слушателей с "живой" музыкой и т. д.) в классную комнату - неизбежно снижает мотивацию из-за использования далеких от идеала технических средств звуковоспроизведения, исключения указанных выше факторов, необходимых для адекватного восприятия. Следовательно, преобладание рационалистических технологий в художественном воспитании средствами музыки входит в противоречие с природой существования и функционирования самой музыки.

Широкие возможности для художественного воспитания (как части эстетического) будущих учителей имеет органная музыка как элемент комплекса органной культуры. Однако, научные исследования, посвященные органной тематике, разрабатываются исключительно в искусствоведческих направлениях науки. Проблемы органного исполнительства исследуются в работах В.Л.Рубахи, Л.И.Мельникаса, Н.Ю.Лусе. Анализу структуры органных произведений посвящены, работы Н.Р.Рязановой, Н.М.Диденко. Проблемы композиции, исполнительства западной Европы прошлых лет рассматриваются в работах И.В.Розанова, Е.В.Бурундуковской, М.Л.Насоновой, В.А.Фролкина, М.Н.Чебуркиной, Н.А.Эскиной.

Анализ научной литературы, посвященной проблематике художественного воспитания будущих учителей, не выявил исследований, сориентированных на использование органной музыки как средства решения данного вопроса. Научные исследования, посвященные органной тематике, разрабатываются исключительно в искусствоведческих направлениях, науки. Важность органной культуры, органной музыки в решении вопросов художественного воспитания молодежи подчеркивали крупные ученые, педагоги и общественные деятели: В.Ф.Одоевский, В.В.Стасов, Б.Л.Сабанеев, Б.В.Асафьев, И.А.Браудо, Л.И.Ройзман и др.

Анализ процесса художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки свидетельствует о недостаточной эффективности ис-

7 пользования мотивационного и программно-целевого подходов. Мотивацион-ный подход нацелен на развитие интереса студентов к органной музыке, но не обеспечивает преодоление препятствующих факторов к достижению музыкальной компетентности и соответствующей воспитанности. С другой стороны, программно-целевой подход сориентирован на приоритетность технологических факторов управления, но не предусматривает развития мотивационной сферы восприятия органной музыки.

Решением проблем применения поведенческих и рационалистических технологий управления в сфере художественного воспитания, по нашему мнению, должно стать их интегрирование, результативно означающее новое качество управления педагогическим процессом. Такой технологией является мо-тивационное программно-целевое управление (МПЦУ, автор И. К. Шалаев). В нашем исследовании применение МПЦУ конкретизируется на сфере художественного воспитания средствами органной музыки.

Необходимость обращения к МПЦУ связана со своеобразием и сложностью процесса художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки, требующего их соответствующей психологической и технологической подготовки. Отсюда определяется противоречие между потенциальными возможностями использования органной музыки в процессе художественного воспитания будущих учителей и недостаточной научной разработанностью системы подготовки студентов педагогического вуза в рассматриваемом аспекте'художественного воспитания.

Преодоление этого противоречия составляет проблему нашего исследования, определившую выбор темы "Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки".

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать систему художественного воспитания студентов педагогических вузов средствами органной музыки на основе концепции МПЦУ.

Объект исследования: художественное воспитание студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки на теоретической и технологической основе МПЦУ.

Гипотеза исследования. Художественное воспитание студентов педагогического вуза средствами органной музыки будет эффективным, если для этого разработана и осуществляется система специального обучения студентов в соответствии с технологическим алгоритмом МПЦУ: дерево целей и нормы-образцы учебной деятельности студентов строятся на основе системного анализа проблем психологической и технологической готовности к восприятию органной музыки, а процесс обучения базируется на управляющей программе, включающей традиционный управленческий цикл, социально-психологическую стратегию и тактику.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие "художественное воспитание" как часть эстетического воспитания и дефиниции, связанные с органной тематикой, уточнить понятие "органная культура", сформулировать понятие "органное искусство".

. 2. Исследовать состояние проблемы в теории и практике учебных заведений, в том числе, педагогических вузов, на основе систематизации примеров художественного воспитания музыкальными средствами.

  1. Разработать технологию художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки на основе МПЦУ.

  2. Экспериментально проверить целесообразность мотивационного программно-целевого обеспечения системы художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки и выявить психолого-педагогические условия эффективности их специальной подготовки.

Методологическая и теоретическая основы исследования; теория социального управления и системный подход (В.Г.Афанасьев, А.И.Берг, И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин), культурно-историческая теория (Л.С.Выготский), ведущие положения о деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития (Б.Г.Ананьев, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), методология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), личностно-ориентированный подход (А.Б.Орлов, В.В.Сериков, С.Т.Шацкий, И>С.Якиманская), концепции профессионального становления личности будущего учителя (О.А.Абдуллина, Н.В .Кузьмина, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин,), теория музыкального Г. воспитания (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Л.М.Предтеченская, В.Н.Шацкая и др.), исследования в области эстетического воспитания, эстетической культуры и музыкальной психологии (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, О.Л.Лармин,. С.Х.Раппопорт, В.К.Скатерщиков, Б.М.Теплов и др.), концепция мотивационного:программно-целевого управления (И. К. Шалаев).

Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам эстетического, художественного'воспитания, обобщение собственного опыта органного концертного исполнительства и лекторско-искусствовед-ческой работы в различных концертах, учебных заведениях (1977-2000гг.), ан-кетирование, наблюдение, беседы, экспертная оценка, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обогащено научное содержание художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки, дано авторское определение понятия "Органное искусство" и уточнено понятие "Органная культура";

выявлены, психолого-педагогические условия эффективной реализации системы художественного воспитания средствами органной музыки;

- разработана система художественного воспитания студентов педагогиче
ского вуза средствами органной музыки на основе теории и технологии моти-
вационного программно-целевого управления.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

получила дальнейшее развитие концепция МІЩУ в аспекте художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки;

разработана система критериев оценки уровня усвоения содержания курса органной музыки;

выявлены возможности стимульных ситуаций в процессе художественного воспитания студентов педагогического вуза средствами органной музыки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрена программа курса "Органная музыка в контексте мировой художественной культуры" для студентов педагогического вуза; данная программа может быть использована для обучения студентов других вузов; разработанные методы художественного воспитания студентов педагогического вуза могут быть реализованы преподавателями художественно-эстетического цикла различных вузов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на методологию диалектико-материалистического познания и системного подхода, использованием адекватных методов исследования, репрезентативностью экспериментального материала, проверкой основных положений исследования в условиях реального педагогического процесса, устойчивыми результатами, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы, математическими методами обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1984-1989гг.) - изучались проблемы функционирования органной музыки как основного компонента органной культуры в различных регионах страны, велся поиск закономерностей влияния органной музыки на мо-

лодежную аудиторию. Исследование проводилось в. логике анализа концертов ведущих органистов, а также в ходе организации и проведения собственных органных концертов, лекций-концертов. Параллельно изучалась литература, посвященная органной проблематике, звукозаписи отечественных и зарубежных органистов, примеры организации и пропаганды классической музыки среди молодежи средствами других музыкальных инструментов (без участия органа). На данном этапе накапливался и систематизировался теоретический фактологический материал, определялась концепция введения органной музыки в научный обиход педагогического образования.

Второй этап (1990-1997гг.) - велась работа одновременно в теоретическом и практическом плане. В ходе поиска оптимальной технологии создания педагогической системы определен алгоритм МПЦУ как наиболее соответствующий специфике предмета исследования. Раскрыты возможности поэтапного обеспечения курса органной музыки необходимой информацией и оптимальными способами ее преподавания. Полученные данные проверялись и корректировались практической организацией курса, в ходе которой определялись конструктивные основания педагогической системы и их содержательное наполнение. Одновременное ведение теоретической и практической разработок позволило проверить эффективность алгоритма МПЦУ и определить критерии этой эффективности.

Третий этап(1998-2000гг.). Уточнялось содержание курса органной музыки, велась опытно-экспериментальная проверка его эффективности, проводились анализ и обобщение полученных результатов, закончено литературное оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикации и внедрения в учебный процесс лекций по курсу "Страницы истории российской органной культуры (Х1Х-середина XX столетия)" (Барнаул, 1992). Основные положения диссертации были обсуждены на Международной конференции по программе ЮНЕСКО "Образование в поликультурном

обществе" (Барнаул, 1995), на Международной научно-практической конференции "Язык и культура" (Барнаул, 1997), на Всероссийской конференции "Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования" (Барнаул, 1999), опубликованы в журнале "Педагог" (Барнаул, 1997), в сборнике научных трудов "Культура и текст" (СПб.-Барнаул, 1997), в сборнике научных трудов "Психологопедагогические и культурологические проблемы личностно-ориентированного воспитания" (Барнаул, 1999), в сборнике научных статей и материалов к Международной конференции "Управление развитием образования" (Барнаул, 1999). Результаты исследования легли в основу курса органных лекций-концертов "Мировая художественная культура" и используются не только студентами Барнаульского государственного педагогического университета, но и студентами других вузов. На защиту выносятся следующие положения:

теоретической и технологической основой художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки является мотивационное программно-целевое управление;

художественное воспитание будущих учителей представляет собой целостную систему, включающую в себя последовательную реализацию технологического алгоритма МПЦУ: разработку дерева целей, реализацию исполняющей и управляющей программ;

эффективность художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки обеспечивается при реализации комплекса психолого-педагогических условий: а) процесс художественного воспитания осуществляется адекватно выстроенному дереву целей; б) нормы-образцы деятельности студентов отражают содержание мотивационного и технологического аспектов художественного воспитания; в) система стимулов и стимульных ситуаций, применяемых в процессе художественного воспитания, учитывает уровень их мотивации, знаний и умений в контексте исследуемой проблемы.

Органная культура как компонент художественного воспитания студентов педагогических вузов

Слово "Орган" имеет древнейшую историю. В.течение столетий "Орган" и близкие к нему слова обозначали разные понятия. В словаре латинского языка [36, с. 542] Organum в первом значении - орудие, инструмент; во втором - музыкальный инструмент. Так же трактуется слово Opyotvov в греческом языке. Латинское однокоренное слово Organicus - механический, машинный (второе значение - музыкальный, певучий, поющий).; Омоним слова Organicus - музыкант (играющий на струнном инструменте). Слово Органум имеет также значение наиболее ранних видов,европейского многоголосия [80, с. 400]. Органум в этом смысле - принцип музыкального письма. Многозначность понятия Organum, в основе которого лежит - орудие, инструмент, музыкальный инструмент, принцип музыкального "письма - определила и закрепила впоследствии название самого сложного и самого крупного музыкального инструмента - органа, первые представители которого появились еще в III в. до н. э.

В современном русском языке слово Орган имеет несколько значений, характеризующих сложные строения общественных организаций, структур (учреждение, организация, выполняющие определенные задачи, периодические издания и т. д. [128, с. 636], в том числе и конкретный музыкальный инструмент.

Систематизируя значения слова Орган, следует подчеркнуть их разнообразие, идущее от наиболее общих понятий к конкретному музыкальному инструменту: музыкальный механический инструмент, машина, имеющая сложную структуру. Такие качества отмечаются в современных справочных изданиях, когда речь идет об органе - музыкальном инструменте: "Клавишно-духовой музыкальный инструмент сложного устройства" [79, с. 70].

Динамический диапазон органа весьма велик. Он превышает возможности музыкальных инструментов большого симфонического оркестра. Орган средней величины (около 40 регистров) имеет свыше трех тысяч труб разной высоты. Звуковое богатство, обилие музыкальных, технических возможностей дали основание считать орган "царем инструментов" [128, с. 112].

Благодаря своим исключительным темброво-динамическим возможностям, гулкой соборной акустике, интерьеру церкви, особому психологическому состоянию людей, характерному для богослужения, орган стал важнейшей частью литургического действия. Более того, органная музыка превратилась в самостоятельный вид искусства, приняв светские формы концерта. Долгое время орган был единственным инструментом в истории музыки, способным воплотить крупные творческие замыслы композиторов. Симфонический оркестр начал зарождаться гораздо позднее органа - к XVII столетию. Фортепиано было изобретено в начале XVIII столетия. Его предшественники - клавесин, клавикорд не могли быть сравнены с органом по силе и разнообразию своих возможностей. Неудивительно, что орган стал одним из главнейших центров развития музыкальной культуры, особенно XIV-XVIII столетий. Для органа написано едва ли не самое большое количество музыки, по сравнению с другими инструментами, начиная с первых письменных источников средневековья, до наших дней.

Наиболее общим понятием, охватывающим все области, связанные с органом, является "органная культура". Исследователи, изучавшие этот сложный комплекс, подчеркивали его многофункциональность. Б.В.Асафьев, в частности, выделял "культуру органа" - как пример безусловной мелодической текучести, связи с "латинской поэтической и особенно ораторской интонацией" [7, с. 363]. И.А.Браудо в статье "Возрождение органа" отметил некоторые элементы органной культуры (не используя впрямую этот термин): сам инструмент, как "плод тысячелетнего сотрудничества музыки, техники и науки" [18, с.77], органную игру, как искусство управлять механическим инструмен d том, громадный пространственный коэффициент органного искусства, возможность управления этим "симфоническим колоссом" [18, с. 82] одним человеком. Л.И.Ройзман в статье "Советская органная культура и ее своеобразие" [112] перечислил некоторые составляющие этого понятия (не ставя перед собой задачи формулирования самого термина "органная культура"): инструментарий (органы), органные мастера и настройщики (техническое обслуживание инструментов), отклики прессы (об огромном значении органных концертов в духовном, эстетическом, нравственном воспитании людей), органисты (музыканты-исполнители), слушатели, исполнительские стили, западные. органные школы (характерные черты традиции исполнения в разных странах), искусство органной импровизации (как часть исполнительской традиции), .обучение органистов (формы, методики), сочинения для органа и с участием органа (исполнительский репертуар). Н.ЮіЛусе в" книге "Домский концертный зал и органное искусство Советской Латвии" [66] упоминает такие черты органной культуры, как сооружение соборов в соответствии с господствующими архитектурными стилями, богослужение и обучение пению, сопровождавшиеся игрой на органе, создание разных по размеру органов для определенных литургических целей, высокий статус музыкантов-органистов в, иерархии служащих города XII-XVII столетий. Орган как произведение изобразительного искусства был неотъемлемой "художественно-декоративной частью интерьера церкви, орган с фасадом оказывал на аудиторию большое эстетическое воздействие" [66, с. 19].

Анализ состояния проблемы художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки

В общественной практике нередки случаи, когда творческие деятели, достигшие крупных результатов, стремятся поделиться опытом с окружающими. Для этого избирается ряд достижений автора, объединенных в систему. В данном случае мы трактуем понятие "система" в традиционном смысле - как "совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство" [141, с. 610]. .

В музыкальной сфере роль подобной системы играет цикл концертов исполнителя-интерпретатора, цикл лекций-концертов, концертов-бесед композитора, дирижера, исполнителя-педагога, достигшего крупных результатов в смежных видах искусств и т. д. В художественной системе важнейшее значение имеет ее психологический уровень построения, поскольку со стороны автора очевидно стремление показать, чего может достичь человек, а со стороны зрителя (слушателя) - убедиться, чего можно достичь (а иногда - чего не стоит делать), получить эстетическое удовольствие, обогатить свой жизненный опыт и т. д. В обоих случаях значительное место занимает мотивационный фактор, как один из движущих моментов развития художественного аспекта жизни общества. Эффективность функционирования данной системы определяется общим для всех систем положением: зависимостью "от состояния кщсдого отдельно взятого в ней элемента, поскольку все части в системе взаимосвязаны и отклонение от оптимальной нормы одного из них повлечет соответствующие сбои в работе других элементов а, следовательно, отразится на эффективности всей системы в целом" [157, с.87].

Анализируя примеры систематизации художественного воспитания средствами музыки, мы разделили их на три условных, типа: 1) просветительские системы, 2) промежуточные, сохраняющие элементы типа 1 и имеющие в той или иной степени педагогическую направленность, 3) педагогические системы.

Одним из распространенных типов систем художественного воспитания является цикл открытых (публичных) лекций, лекций-концертов (тип 1), объединенный общей идеей (например - история развития фортепианного искусства, симфоническая музыка разных эпох, композиторских стилей и т. д.). В таких системах на первый план выдвигаются просветительские задачи. В основе подобных систем - зависимость формы и содержания цикла от конкретного опыта, знаний, а нередко - степени таланта автора в той или иной области музыкального искусства. По этим причинам системы имеют ярко индивидуальный, подчас уникальный характер, тиражирование их другими авторами чрезвычайно затруднено.

В качестве примера подобной системы можно привести "Исторические концерты" А.Г.Рубинштейна: десять фортепианных программ (1885 - 1886гг.), десять симфонических программ (1886 -1887гг.), пятьдесят восемь лекций-концертов по курсу истории фортепианной литературы (1887-1888гг.). Цель концертов, лекций-концертов - показать пути развития фортепианного, симфонического искусства от истоков до 1880-х годов.

Просветительский цикл исторических симфонических концертов, организованный С.Н.Василенко, проводился с 1907 года в Москве в течение десяти лет. Аудитория концертов - рабочие, студенты, малоимущая публика. О востребованности таких просветительских систем писала пресса: "Исторические концерты являются необходимым и ценнейшим художественным институтом, удовлетворяющим музыкальные запросы широких слоев общества... Концерты эти приобретают серьезное художественно-воспитательное значение в силу состава своей аудитории" [23]. Цикл исторических концертов С.Н.Василенко стал первой в России XX столетия попыткой систематизировать просветительскую музыкальную деятельность среди широких слоев общества с помощью лучших образцов мировой музыкальной культуры.

Примером объединения музыканта-исполнителя и лектора-искусствоведа в одном лице, с привлечением технических средств, стала просветительская, популяризаторская деятельность американского дирижера, педагога, композитора Леонарда Бернстайна, организовавшего в 1954 году цикл телевизионных передач для самых широких слоев любителей музыки и проводившего их длительное время. Цель - "научить людей, никогда специально не обучавшихся музыке, понимать ее, понимать сложные симфонические произведения" [12, с. 12]. По мнению некоторых ученых, Л.Бернстайн был первым среди дирижеров, кто "начал предварять свои выступления вступительным словом" [12, с. 11]. Л.Бернстайн создал прецедент, при котором художественная информация идет к слушателю "напрямую", без посредничества музыковеда-теоретика: "Если историк музыки или музыковед при этом оперирует лишь фактами, то Берн-стайн - сам яркий композитор - подходит ко многим вопросам как творец" [12, с.2]. Создавая систему художественного воспитания, Л.Бернстайн ссылался на известные мысли Платона и Сократа о важной роли музыки в образовании молодежи, подчеркивая, что этот вид искусства - необходимое условие образования именно из-за того, что в нем "сочетаются научное и духовное начала" [12, с. 14].

Дерево целей и исполняющая программа художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки

В параграфе 3 первой главы исследовалась специфика восприятия органной музыки студентами различных вузов. Такой расширенный анализ был необходим для большей репрезентативности предварительных исследовательских действий, получения максимально возможной практической информации, поскольку научные исследования о воспитательной роли органной- музыки в педагогической сфере ранее не проводились. Наше исследование показало, что проблемы восприятия органной музыки, воспитания студенческой аудитории различных вузов ее средствами весьма сходны. Однако, для построения дерева целей педагогической системы потребовалось конкретизирующее исследование с участием студентов педагогического вуза.

Рассмотрим мотивацию как один из этапов алгоритма дидактической технологии. В психологии мотив - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивация - процесс побуждения человека к довершению тех или иных действий и поступков [141, с. 390]. АЛ.Найн и Ф.Н.Клюев трактуют мотивацию как "обязательное наличие в структуре урока этапа, обеспечивающего принятие учащимся (согласование) целей изучения учебного материала, форм и способов их достижения. Без достижения понимания и принятия содержания педагогического воздействия учебная деятельность не признается учащимся как "своя", за которую он "лично" ответствен" [84, с. 151]. По мнению цитируемых авторов, наиболее благоприятное влияние на мотивацию оказывают актуализация уже имеющихся мотивов, временная неудовлетворенность собой в ходе столкновения с затруднениями в ходе решения новых задач (подведение к самостоятельной постановке новых учебных задач), перспективная мотивация.

Важнейшим условием успешного развития педагогического процесса является сохранение и повышение мотивации, что связано с обращением внимания учащегося на зависимость его успехов и достижений от личностных усилий. Правильная оценка учащимися своих успехов и задач в ходе урока закладывает мотивацию к дальнейшему активному усвоению материала [84, с. 151].

Указанные условия мотивации относятся не только к сфере проведения учебного занятия. Они носят системный характер и входят в концепцию МПЦУ как часть мотивационного управления. "Мотивационным управлением называется целенаправленное воздействие руководителя на мотивационную сферу членов коллектива преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и члены коллектива начинают действовать в направлении, опосредованно заданном руководителем" [153,с.18].

Находясь на данном этапе исследования в русле разработки социально-психологической стратегии педагогической системы, мы приступили к экспериментальной работе по поиску и осуществлению перевода социально значимой цели в мотив деятельности (интериоризация управленческой цели) посредством методов мотивационного управления. Одной из целей данного этапа является определение уровня психологической готовности студентов педвуза к восприятию органной музыки перед началом построения и функционирования технологической части педагогической системы.

В констатирующем этапе эксперимента необходимо было:

-выяснить исходное отношение студентов к органной музыке;

-определить исходный уровень музыкальной компетентности в органной музыке для последующего сравнения с полученным уровнем по результатам формирующего эксперимента;

-выяснить, какие способы изложения материала вызывают наибольшую положительную мотивацию и помогают более эффективно усвоить материал;

-создать концертную атмосферу и художественную ауру восприятия - как дополнительные мотивационные факторы усвоения музыкально-лекционного материала;

-проверить эффективность такой атмосферы с помощью обратной связи -отзывов, сочинений студентов педвуза.

-включить студентов в активное обсуждение параметров построения педагогической системы с точки зрения их понятности, приемлемости, при необходимости используя методы использования стимульных ситуаций, предусмотренные технологией МПЦУ.

В эксперименте участвовали две группы студентов педвуза: экспериментальная 280 человек, работавшая в алгоритме создания и функционирования полного цикла педагогической системы, и контрольная 280 человек, работавшая в системе восприятия традиционных органных концертов.

Похожие диссертации на Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки