Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Неофитиди Эльвира Равильевна

Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза
<
Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Неофитиди Эльвира Равильевна. Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2001 168 c. РГБ ОД, 61:02-13/583-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Особенности учебной творческой деятельности в туристском вузе

1.3. Творческий потенциал студентов туристского вуза как педагогическая проблема

Выводы по главе 1

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ТУРИСТСКОГО ВУЗА

2.1. Структура и содержание модели учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала студента

2.2. Использование коллективных форм творческой деятельности

2.3. Организация исследовательской деятельности студентов

2.4. Содержание творческих задач для учебной творческой деятельности

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Современной основой профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности является гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям и новым социокультурным реалиям, предполагающая применительно к профессиональной подготовке менеджеров в сфере туристской деятельности создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности. Приоритетной задачей профессиональной подготовки становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы , творческого подхода к труду, что является условием успешности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников туристского вуза.

В современных условиях необходим мощный прорыв человечества к новым формам его общественного бытия. Требуется выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии его движения. Нужны прогнозы развития сферы туристской деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях. Наконец, нужны критический анализ имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующие научные разработки и рекомендации.

Сделать все это может только творчески, смело и свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Словом, нужны новые знания, новые системы их формирования и реализации. Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования важным представляется проблематика личностно ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, И.А.Зимняя, Е.В.Куканова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Вопросов формирования индивидуальных особенностей учащихся в обучении в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: гуманистическая концепция в педагогике (Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, И.Б.Котова,); саморазвитие личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.А.Петровский, В.М.Розин, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И.Фельдштейн); инновации в образовании (Ю.Г.Круглов, А.Я.Найн, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, З.И.Калмыкова, С.А.Смирнов, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин,); содержание образования (В.И.Загвязинский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, И.И.Ильясов, М.И.Махмутов, Н.Ф.Талызина, Е.И.Унт, И.И.Чередов, Г.И.Щукина); познавательный интерес, самостоятель ость и творчество учащихся (Д.Б.Богоявленская, П.И.Пидкасистый, Я.А.Пономарев, Т.И.Шамова, Е.А.Яковлева); вопросы управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов (Л.М. Митина, Л.В. Тодоров, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.М.Шепель, П.В. Худоминский); особенности разработки технологий (В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, В.А.Кальней, В.М.Монахов, Т. Пломб, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин, С.Е.Шишов, Н.Е.Щуркова, Е.А.Ямбург).

Решающим условием решения обозначенных задач является четкая направленность профессиональной подготовки менеджера в сфере туристской деятельности на формирование его творческого потенциала как приоритет ной ценности отечественного образования. Анализ ряда исследований (Т.Г.Браже, Л.К.Веретенникова, П.Ф.Кравчук, М.Г.Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских, О.К.Черепанова, Н.М.Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала преподавателя рассматривается в различных сферах образования, кроме профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности, состоит в том, что с одной стороны - основой и целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является самореализация человека, а с другой - наблюдается слабая разработанность теоретических вопросов проблемы развития творческого потенциала студентов туристского вуза.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза, стимулирующие развитие его творческого потенциала.

Все вышесказанное определило цель нашего исследования.

Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза, обеспечивающие развитие его творческого потенциала; разработать и экспериментально проверить содержание учебных задач для организации творческой деятельности. Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема нашего исследования: "Педагогические основы организации творческой деятельности студентов туристского вуза".

Объект исследования: творческая деятельность студентов туристского вуза.

Предмет исследования: педагогические основы огранизации творческой деятельности студентов туристского вуза в современных условиях.

Гипотеза исследования: учебная деятельность деятельность будет способствовать развитию творческого потенциала студентов туристского вуза, если:

- на основе анализа психолого-педагогических исследований будет уточнено понятие "творческая деятельность студентов туристского вуза на основе художественного творчества", раскрывающее его целеполагание в повышении профессиональной квалификации менеджера, и понятие "творческий потенциал преподавателя";

- будет разработана модель творческой деятельности, раскрывающая ее структуру, содержание, методы, формы, на основе взаимосвязи теории и практики в процессе профессиональной© подготовки;

- будут определены эффективные формы организации творческой деятельности студентов туристского вуза, раскрывающие ее индивидуальный и коллективный характер;

- будет разработана совокупность учебных задач в структуре творческой деятельности студентов туристского вуза с учетом их сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений;

- будут разработаны критерии оценки творческого потенциала студентов туристского вуза

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

б

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий "творчество", "творческая деятельность", "творческий потенциал личности" и их уточнения применительно к повышению профессиональной квалификации студентов туристского вуза.

2. Разработать модель творческой деятельности студентов туристского вуза.

3. Определить эффективные формы и методы учебной деятельности с целью развития творческого потенциала студентов туристского вуза.

4. Разработать содержание и определить классификацию творческих задач в структуре творческой деятельности студентов.

5. Выявить критерии оценки развития творческого потенциала студентов туристского вуза.

Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений; принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик; принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта; принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности, и затем - к построению новой теоретической модели становления педагогической реальности на примере развития общих компетенций.

Теоретическими предпосылками исследования служили работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "деятельность", "развитие", "личность", "способность" в общепризнанном понимании, конкретизированные в основных положени ях психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн,), и категория системы в понимании П.К.Анохина, Л. фон Берталанфи, И.Клира, В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина.

Исследование велось под значительным влиянием теории содержания образования (В.С.Леднев и др.) с опорой на "теорию когнитивных целей образования" Бенджамина Блума. Материалы данной диссертации является развитием исследований по мониторингу качества образования В.А. Кальней и С.Е.Шишова.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов (1996-2001 г.г.) на базе Уральского института туризма и кафедре теории и методики профессионального образования в туризме РМАТ.

На первом этапе (1996-1997) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1997-2000) разрабатывалась технология процесса развития творческого потенциала студентов туристского вуза. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался проведением контрольных срезов, последующим анализом, обобщением, систематизацией полученных данных. На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по музыкально-художественному творчеству выявлены и уточнены понятия "творчество", "творческая деятельность" и "Творческий потенциал студентов туристского вуза". Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты. Как любой творческий акт, рассматриваемая деятельность содержит и конкретно-чувственные и абстрактно-логические элементы. Ее структурным основанием является творческая деятельность как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебных творческих задач.

Особенность творческой деятельности на основе музыкально-художественного творчества состоит в том, что она, имея своим предметным содержанием различные виды искусства, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.

Выявлено, что творческая деятельность музыкально-художественная характера с исследовательским компонентом является оптимальным по эффективности механизмом и содержательной основой процесса актуализации творческого потенциала студентов туристского вуза.

Творческий потенциал студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (музыкальных, художественно-теоретических и технологических основ), умений (музыкальных, художественно-технологических), направленности (эстетическая по требность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих студентов туристского вуза к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на музыкально-художественную творческую деятельность.

2. Разработана модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

3. Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений в процессе повышения профессиональной квалификации студентов туристского вуза.

4. Определены эффективные методы (такие, как: проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческого потенциала студентов туристского вуза.

Выявлены признаки творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности на основе музыкально-художественного творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическое обоснование развития творческого потенциала студентов туристского вуза в процессе учебной деятельности послужило основанием для разработки программы спецкурса "Основы творческой деятельности", разработано и издано учебно-методическое пособие для студентов туристского вуза. Разработанные автором методические рекомендации по развитию творческого потенциала студентов туристского вуза используются в учебном процессе Уральского института туризма. Они могут быть использованы также при повышении квалификации преподавателей туристского вуза. На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности.

2. Совокупность признаков творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, музыкально-художественные знания, художественно-технологические умения); характеристики уровней проявления творческой активности для каждого признака в качестве критериев оценки творческого потенциала студентов туристского вуза.

3. Совокупность творческих задач и заданий в творческой деятельности студентов туристского вуза, отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.

4. Эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и формы организации обучения (индивидуальная, совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), стимулирующие развитие творческого потенциала студентов туристского вуза.

Апробация Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма, г. Екатеринбург, 1998-2000 годы, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона (1999г.), на научно-практической конференции "Индустрия туризма на Урале: проблемы и перспективы развития", Екатеринбург, 2000г., на научно-практической конференции "Государственное регулирование современной туристской индустрии", Екатеринбург, 2001 г., на кафедре теории и методики профессионального образования Российской международной академии туризма, г. Сходня Московской области, 2000-2001 гг. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.

Сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях

Педагогический анализ специфики творческого потенциала личности и учебно-творческой деятельности прежде всего требует осмысления более широкого понятия- "творчество". Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля [76,79,101]. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческий потенциал", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др.

В философском понимании (Н.А.Бердяев, К.Юнг, В.Ф.Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [22,57,86,87 и др.].

Психологи (А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, Д.Г.Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. И что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [1,8,12,17,26, 57,85 и др.].

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И.Андреев, В.И.Загвязинский, Ю.Н.Кулюткин, Ю.А.Козырева и др.) [5,22,30,31,39,46,47 и др.]. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальному воплощению). Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. [281, 282,283].

В основе современной науки лежит представление о человеке как о существе творческом [2,23,24,25,185 и др.]. Исследователи (П.Ф.Кравчук, С.Г.Глухова, Л.К.Веретенникова и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики [1,27,28,89,90 и др.], так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности [2,29 и др.].

14 Однако, большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов ( Т.Г. Браже, А.М.Матюшкин, И.Ф.Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности [93, .94,74]. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б.Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" [80, с.9].

Некоторые ученые оценивают степень творчества по признаку алгоритмизации деятельности. И, как следствие, приходят к делению профессий на "творческие" и "нетворческие". По логике такого деления человек может быть не мастером, а ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии [8, с.6]. Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А.Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность.

В природе происходит процесс развития, но не творчества [5, 284]. Однако, некоторые авторы (Я.А.Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "разви-тие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития" [57, с.73]. Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [34, с.36]. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти.

Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования [3].

В основе творчества лежит "умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений [2,35]. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.

Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности; б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества [6, с.21].

Мы согласны с В.И.Андреевым, который рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных ) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Особенности учебной творческой деятельности в туристском вузе

Под деятельностью в обобщенном виде понимается сознательная активность субъекта, направленная на объект (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Г.А.Праздников, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн). Активность — не есть еще деятельность, т.к. последняя предполагает цель, свободный выбор [103, с.З]. Деятельность, активность - ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру.

Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной культуры. А.Н.Леонтьев писал: " Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу то, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной , продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность — труд" [173, с.361-362]. В процессе созидательной деятельности людей их способности, знания и умения как бы "кристалли-зуются" в продуктах деятельности — материальных и идеальных (духовных). Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями - мире культуры [174, с.7]. Под руководством старших молодые поколения овладевает богатствами культуры, осуществляя разнообразную деятельность, и развивает в себе те специфические человеческие способности, которые воплощены в различных элементах материальной и духовной культуры. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин пишут: "Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения показал, культура — это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием" [172, с.4]. Философы и психологи выделяют следующие виды деятельности: преобразовательную, познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, художественную.

В рамках этих основных видов различают: материальную и духовную, производительную и потребительскую, репродуктивную и творческую деятельности [154; 155; 172]. Учитывая разнообразие, сложность и специфичность человеческой деятельности, дидактика выделяет общие для всех видов деятельности элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера конкретного дела человека: 1) знания (о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности); 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощаемый в умениях и навыках; 3) опыт творческой, поисковой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [172;236]. Каждый элемент выполняет свою функцию по формированию личности. Причем, предшествующие элементы независимы от последующих, тогда как каждый последующий невозможен без предшествующих.

Иными словами, можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к действительности. Взаимосвязь элементов выражается и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других элементов [172, с. 103]. Этот вывод является важным для нашего исследования в аспекте взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности. Для развития культуры, подчеркивает И.Я.Лернер, необходимо включение в содержание образования всех четырех элементов культуры.

Для нашего исследования принципиально важно, что в содержание образования входят такие виды, как опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочное отношение к действительности (в том числе и эстетическое). Они являются высшими видами в иерархии видов содержания образования, откуда следует, что творческая деятельность и эмоционально-оценочная деятельность осуществляются на определенном содержательном материале знаний и умений. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность учащихся к творческому преобразованию дей 31 ствительности и может быть приобретен только в деятельности, носящей учебно-творческий характер.

Изучение психологической, педагогической и дидактической литературы [69; 70;81;41;30;31;62;59;61;115 и др.] позволяет выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают сущность понятия учебно-творческая деятельность. Она ориентирована на решение учебных проблем (М.И.Махмутов, А.И.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев), творческих задач и заданий (В.Г.Разумовский, Ю.Н.Кулюткин, В.И.Андреев). Учебно-творческая деятельность - педагогически управляемая деятельность, но педагогическое управление осуществляется преимущественно на основе средств косвенного и перспективного управления (В.И.Андреев, Ю.Н.Кулюткин, А.Ф.Эсаулов). Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических (осознаваемых), сколько от эвристических, интуитивных (не всегда осознаваемых) процедур интеллектуальной деятельности (Я.А.Пономарев, Ю.Н.Кулюткин, И.П.Калошина). Один из важнейших признаков учебно-творческой деятельности — появление в результате ее осуществления новообразований личности: знаний, умений, способностей. При этом разные авторы в качестве новообразований выделяют различные компоненты. Так, в учебно-творческой деятельности в процессе решения учебных проблем обращается внимание на открытие нового знания (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), на порождение новых целей и смыслов (А.Н.Леонтьев, О.К.Тихомиров), новых способов деятельности (Я.А.Пономарев, Ю.Н.Кулюткин), знаний, которые выступают в качестве ориентировочной основы деятельности (Н.Ф.Талызина, И.П.Калошина), познавательных мотивов (А.М.Матюшкин) [29; 116;117;69].

Структура и содержание модели учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала студента

В современном научном познании проблема взаимосвязи является одной из центральных. В философии взаимосвязь трактуется как категория, отражающая бесчисленные связи предметов и явлений между собой в процессе изменения материального мира [259;254;255]. В настоящее время в науке не существует единого мнения в отношении понятия "взаимосвязь".

В качестве синонимов употребляются "взаимоотношение", "взаимозависимость", "соотношение", "взаимодействие", "отношение". Как считает В.К.Кириллов, связь - это системно-структурное понятие, реализующее системную целостность объекта.

Отношение же не выражает целостности системы, и в этом заключается его коренное отличие от связи [242, с.31]. Связь - это отношение взаимной зависимости, обусловленности между чем-нибудь [282, с.696]. Анализируя философскую, педагогическую, социологическую литературу, можно утверждать, что любая система рассматривается учеными в плане определенных связей. Изучению видов, уровней, типов взаимосвязи посвящены работы З.С.Левчук, Л.Е.Романенко, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских [232;240;15; 16]. Системный подход к классификации взаимосвязей характерен для исследований Л.Я.Зориной, Н.В.Кузьминой, В.Н.Максимовой [243;244;245].

В их работах взаимосвязь теории и практики исследуется как средство познания практики, ее прогнозирования и совершенствования. Взаимосвязь теории и практики представляет собой взаимодействующую систему, отражающую процесс воздействия одного объекта на другой, их взаимопроникновение, взаимообусловленность, взаимовлияние [16;15 и др.]. Под теорией в общефилософском смысле понимается "система основных идей в той или иной отрасли знаний". Теорией называют раздел науки, а также "совокупность правил в области какого-нибудь мастерства" (например, теория цвета, теория шахматной игры и др.) [282, с.782].

Практика - фундаментальная философская категория, означающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей, критерий истины, мерило, позволяющее разграничить истину и заблуждение [286, с.814]. Одним из наиболее распространенных является определение практики как целостной системы операций. При этом указывается на то, что практика раскрывает свое существо в следующих моментах: цель, сама целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности [283, с.340]. Для нашего исследования важно понимание практики как структурно-целостного процесса коллективной преобразовательной деятельности.

Учитывая вышесказанное, мы понимаем под теорией учебной творческой деятельности - деятельность субъекта по усвоению знаний в области музыки и декоративно-прикладного искусства (художественно-исторических; художественно-теоретических и технико-технологических основ ДПГИ). Практикой в нашем исследовании является сама учебно-творческая деятельность музыкального и декоративно-прикладного характера в совокупности форм, методов, средств и условий ее осуществления на определенном предметном содержании.

Проблема исследования потребовала обращения к взаимосвязи теории и практики как главному фактору творческого потенциала личности. Развитие творческого потенциала нами рассматривается в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей.

Творческая подготовка студентов туристского вуза, представляет собой "также педагогическую систему, которая является совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности" [241, с. 15]. Проблема взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза включает и все структурные компоненты системы образования: содержание, организацию, методы, формы обучения.

Взаимосвязь рассматривается нами как педагогическое явление, функционирующее на личностном уровне, что позволяет включить развитие творческого потенциала студентов туристского вуза в суть образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей. Взаимосвязь теории и практики - закономерность, которую необходимо учитывать при определении содержания, форм, методов образования. Для нашего исследования будет правомерным выделение типов взаимосвязи, разработанных В.Г.Рындак и получивших дальнейшее развитие в исследовании Н.Д.Ряховских: постоянное взаимодействие, взаимопроникновение, проективный тип связи [74; 16].

Похожие диссертации на Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза