Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Ванина Елена Сергеевна

Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования
<
Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванина Елена Сергеевна. Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2004 206 c. РГБ ОД, 61:05-13/203

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования ценностных ориентации школьников в системе общего музыкального образования 12

1.1 . Формирование ценностных ориентации в теории и практике образования

1.2. Сущностные характеристики понятий «ценность», «ценностные ориентации» в системе наук 36

1.3.Особенность формирования ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства 62

Выводы по I главе 89

Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования 92

2.1. Педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования 92

2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы 136

Выводы по II главе 160

Заключение 163

Библиография 169

Приложения 189

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в России социально-экономические преобразования привели к изменениям нравственного характера, смене ценностных парадигм, забвению культурных традиций, падению престижа знаний. Особенно ощутимы эти процессы в среде молодежи: неустойчивая психика, подверженность постороннему влиянию, отсутствие истинных идеалов и веры в добро и справедливость нередко приводят к формированию негативных качеств личности. Не случайно в последние годы правительством Российской Федерации приняты основополагающие документы: Национальная доктрина образования Российской Федерации и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в соответствии с которыми от системы образования требуется переосмысление целей и задач обучения и воспитания, выработка новых форм организации учебно-воспитательного процесса, модернизация существующих технологий, поиск инновационных форм работы с детьми. Особую актуальность проблема формирования высоконравственной, толерантной, поликультурной личности приобретает в свете подписания Болонского соглашения и вхождения России в мировое образовательное пространство.

Это означает, что сегодня педагогическая наука уже не может оставаться в традиционных рамках когнитивно-информационного поля. Современные реалии требуют организации такой системы образования, которая была бы направлена на потребности личности, ее разностороннее и глубокое по своему содержанию развитие, активизацию ее личностных и гражданских качеств, создание условий для самовыражения и самоутверждения ребенка, воспитание граждан демократического государства, обладающих чувством ответственности за все происходящее. Для формирования гуманной личности, имеющей высокое гражданское самосознание, положительные жизненные установки, принципиальным становится мобилизация культурных ресурсов, использование в практике образования ценного нравственного опыта, накопленного человечеством. Значительным потенциалом в этом отношении обладает музы-

4 кальное образование. Это обусловлено тем, что в музыкальном искусстве любого народа в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются одним из источников обогащения современной музыкальной педагогики. Средствами музыкального искусства развивается внутренний мир ребенка, его нравственнее начало, происходит формирование общечеловеческого поля ценностей.

Для становления личности, закрепления в ней нравственно-эстетических установок, их осмысления и обогащения наиболее важен подростковый возраст. Дети одиннадцати-тринадцати лет требуют особого внимания со стороны взрослых: этот возраст является переходным, и от того, какие ценности предпочтет ребенок, во многом зависит его будущее, а, следовательно, и будущее всего общества. Формирование ценностных ориентации у подростков предполагает актуализацию процесса познания ими ценностей культуры, выработку стремления через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.

Анализ литературы по педагогике, психологии, философии, эстетике, музыковедению свидетельствует, что проблемы формирования у учащихся ценностных ориентации в системе школьного образования привлекали внимание многих ученых. Для нашего исследования большой интерес представляют труды, в которых анализируются проблемы:

воспитания нравственных качеств школьников, их ценностных установок (К.Н.Вентцель, Г.Н.Волков, П.Ф.Каптерев, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.);

поиска смысла жизни, целостного духовного развития человека (Н.А.Бердяев, Б.С.Братусь, С.И.Гессен, И.А.Ильин, Ф.Ш.Терегулов, В.Франкл, В.С.Хазиев и др.);

разработки психологических аспектов формирования ценностного отношения к окружающему миру (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, БХЛихачев АМаслоу, В.Н.Мясищев, Г.Олпорт, С.Л.Рубинштейн, В.П.Тугаринов и др.);

изучения вопросов аксиологии образования и воспитания (Н.А. Аста-шова, Г.И.Гайсина, Р.Р.Габдулхаков, Б.С.Гершунский, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров и др.);

использования опыта авторских школ (В.И.Андреев, В.С.Библер, А.А. Караковский, А.Н.Тубельский, Е.А.Ямбург и др.);

понимания ценностей в искусстве (Ю.Б.Борев, Э.Т. Ардаширова, Д.Б.Лихачев, А.И.Щербаков, Б.М.Целовников, В.П.Шестаков и др.);

определения музыкально-педагогических аспектов ценностных ориентации (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, С.С.Балашова, Д.Б.Кабалевский, СМ. Каргапольцев, Л.М.Кашапова, И.В.Кошмина, Н.А.Терентьева, В.Н.Шацкая и

др.);

- значимости ценностной позиции учителя в современной школе
(Ш.А.Амонашвили, Л.Г.Арчажникова, В.Л.Бенин, Е.В.Бондаревская,
В.И.Загвязинский, Н.И.Киященко, Л.С.Майковская и др.).

Изучение теоретических исследований и практики формирования ценностных ориентации младших подростков в процессе школьного музыкального образования свидетельствует, что и в теории, и в практической деятельности учителей накоплен и систематизирован определенный опыт формирования нравственных установок учащихся. Однако отдельные аспекты этой проблемы требуют уточнения, в частности, ценностные ориентации в процессе формирования личности ребенка; процесс восхождения личности к ценностям культуры - в том числе музыкального искусства - в системе наук, что и определяет актуальность темы исследования, а также выявляет противоречия между:

- необходимостью духовного развития личности подростка и недостаточной разработанностью сущностных характеристик ценностей, ценностных ориентации и особенностей их формирования средствами музыкального искусства;

- актуальностью внедрения ценностного подхода в музыкально-
воспитательный процесс и недостаточно четким обоснованием сущности и
содержания аксиологической направленности педагогической деятельности

учителя музыки по формированию ценностных ориентации учащихся;

- имеющимся аксиологическим потенциалом содержания школьного музыкального образования и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентации учащихся средствами музыкального искусства.

Данные противоречия актуализируют проблему определения педагогических условий формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и научная неразработанность определили тему исследования: «Формирование ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования».

Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования.

Объект исследования - система общего музыкального образования.

Предмет исследования - процесс формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза, согласно которой формирование ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования будет наиболее эффективным, если:

учитывается особенность формирования ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства (ценностно-образующее переживание, основанное на эстетическом наслаждении, и эмоционально-ценностное мышление).

осуществляется ценностный подход к определению и реализации педагогических условий: научно-методическое обоснование отбора содержания, форм и методов формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования; создание эстетической среды; осознание роли учителя музыки как носителя культуры и гуманистических ценностей;

- формирование ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования осуществляется с учетом их возрастных особенностей восприятия музыкального искусства.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретические и практические основы формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования.

  2. Уточнить сущностные характеристики ценностей, ценностных ориентации подростков и раскрыть особенность их формирования средствами музыкального искусства.

  3. Определить роль учителя музыки в формировании ценностных ориентации подростков и раскрыть его профессионально значимые личностные характеристики, способствующие эффективности реализации ценностей в системе общего музыкального образования.

  4. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков с учетом их возрастных особенностей в системе общего музыкального образования.

Методологической основой нашего исследования являются положения теории ценностей (Д.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, Э.Фромм и др.); философские и теоретические концепции искусства и его роли в формировании ценностных ориентации личности (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, Д.Б.Лихачев и др.); исследования, анализирующие с позиции педагогической аксиологии изменения, происходящие в отечественной системе образования, а также подходы к проблеме формирования ценностных ориентации (Н.А.Асташова, А.В.Кирьякова, Б.Т.Лихачев и др.); психолого-педагогические концепции в рамках личностно ориентированного подхода к формированию личности (Л.С.Выготский, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, Д.И.Фельдштейн, И.СЯкиманская и др.); положения о культуре как источнике формирования содержания образования, теоретические идеи о ценностном потенциале музы-

8 кального искусства (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Д.Б.Кабалевский, А.И.Щербакова и др.).

Для решения обозначенной проблемы нами были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение передового педагогического опыта в области музыкального образования школьников; анализ учебных программ; педагогический эксперимент; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, анализ музыкально-творческих работ учащихся; методы математической статистики; ретроспективный анализ и обобщение результатов собственной 24-х летней педагогической деятельности в общеобразовательной школе, профессиональном методическом объединении учителей музыки.

Базой исследования явились общеобразовательные учреждения г. Стерлитамака (гимназии № 1, 2, 4, 5, 6, школы № 1, 3, 17, 18, 20, 21, 22, 35, лицей №1), гимназия № 1 г. Мелеуза, гимназия № 1 г. Ишимбая, система повышения квалификации в рамках городского методического объединения учителей музыки школ г. Стерлитамака.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1996-1998 гг.) была определена проблема исследования, изучена научная и специальная литература, сформулирована рабочая гипотеза, разработан понятийный аппарат; выявлены сущностные характеристики ценностей и ценностных ориентации подростков и особенности их формирования средствами музыкального искусства;

На втором этапе (1999-2001 гг.) определена роль учителя музыки в формировании ценностных ориентации подростков и раскрыта содержательная основа его профессионально значимых личностных характеристик; разработаны педагогические условия эффективного формирования ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства; выполнена опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) осуществлено теоретическое осмысление экспериментальных результатов, систематизация и обобщение материалов, их корректировка, литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены сущностные характеристики ценностей (гуманистические, национальные, нравственно-эстетические), ценностных ориентации подростков, представляющих собой систему установок, сформированных средствами музыкального искусства в условиях диалектических взаимопереходов процессов познания и переживания; теоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая целесообразность формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования; обоснованы и разработаны педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования; осуществлено научное-методическое обоснование отбора содержания, форм и методов формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования на основе ценностного подхода.

Теоретическая значимость исследования связана прежде всего с тем, что определены место и роль ценностного подхода к отбору содержания, форм и методов, направленных на формирование ценностных ориентации средствами музыкального искусства; теоретически обоснован комплексный подход при определении содержания музыкального образования подростков, способствующий созданию целостной картины окружающего мира средствами музыкального искусства.

Предложенные в исследовании содержание, формы и методы формирования ценностных ориентации школьников обогащают и углубляют научные представления в сфере нравственно-эстетического воспитания и содействуют решению проблемы гуманизации общества.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные в работе содержание, формы и методы формирования ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства могут быть ис-

10 пользованы учителями музыки общеобразовательных школ в своей профессиональной деятельности.

Разработанный и апробированный автором спецкурс «Башкирский музыкальный фольклор на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы» получил одобрение и рекомендован к использованию в общеобразовательных школах Республики Башкортостан.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Изменение в содержании этапов формирования ценностных ориентации подростков в процессе освоения музыкального произведения, обусловленное наличием ценностно-образующего переживания, основанного на эстетическом наслаждении, и эмоционально-ценностного мышления.

  2. Педагогическая интерпретация понимания ценностей и ценностных ориентации подростков как идеала в воспитании и образовании и ценностного отношения к окружающей действительности.

  3. Совокупность педагогических условий: отбор содержания, форм и методов формирования ценностных ориентации подростков с учетом их возрастных особенностей; создание эстетической среды; осознание роли учителя музыки как носителя культуры и гуманистических ценностей, - способствующая реализации ценностного подхода в системе общего музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реального учебного процесса на базе общеобразовательных и инновационных школ Республики Башкортостан.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на семинарах, научно-практических конференциях по проблемам эстетического образования и воспитания школьников, изучения традиций национальной музыкальной культуры, в системе подготовки педагогических кадров по предметам художественно-эстетического цикла в г. Стерлитамаке

11 (1990 г. - Всероссийская НІЖ), г. Уфе (1998 г., 2002 г.), г. Владимире (1993 г.), г. Москве (1990 г.), г. Салавате (1990 г., 1994 г.), г. Ишимбае (1998 г.), г. Челябинске (2001 г., 2004 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Формирование ценностных ориентации в теории и практике образования

Проблема целей, как и проблема ценностей в воспитании и образовании, всегда была актуальной. От того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности для него были приоритетными и особенно значимыми, зависело, в каком направлении будет выстраиваться и осуществляться процесс воспитания.

Здесь следует заметить, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности в образовании, воспитании и самовоспитании человека только за последнее столетие весьма сильно изменились.

Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения, с другой, резко изменили цели и ценности как среднего, так и высшего образования. Прежде всего, в обществе все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое образование, а образование высокого качества, которое бы отвечало мировым стандартам, формировало бы у человека мышление, направленное на решение проблем, связанных с приоритетными ценностями [5; 9; 70; 175].

Среди ценностей и ценностных ориентации учащихся чаще всего называют такие: стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, качество жизни человека, уважение к таланту и инакомыслию, миролюбие, любовь к Отечеству, поклонение Богу и душе.

При этом неизбежно встает вопрос, что же вкладывается в понятие «ценность»? Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» используются в философии, психологии, социологии и педагогике применительно к обозначению свойств объектов и явлений, теории и идей, служащих эталоном качества - обусловленными приоритетами развития культуры [266].

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникла в эпохи обесценивания культурных традиций и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?» Это основной вопрос. В античной и средневековой философии ценностные характеристики содержались в самом понятии реальности, истинности бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности.

Размышления о человеке, о смысле и ценности человеческой жизни и человеческой деятельности были ключевыми для многих философов. Так, главной задачей своей жизни Сократ считал обучение мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. Он считал, что разум и нравственность тождественны. Счастье и есть осознанная добродетель. Духовное начало лежит в каждом человеке [229; 271].

Отдельные стороны учения Сократа были развиты его учениками и последователями. Великий ученик Сократа Платон говорил о невещественности подлинного мира, его идеальности. Венчает платоновскую пирамиду идея блага, соединяющая в себе все достоинства истины, красоты, справедливости: «Итак, если мы не в состоянии уловить благо одной идеей, то поймаем его тремя - красотой, соразмерностью и истиной; сложив их как бы воедино, мы скажем, что это и есть действительная причина того, что содержится в смеси, и благодаря ее благости самая смесь становится благом» [199, 422].

Особый взгляд Платон имел на воспитание, которое, как он утверждал, должно быть как телесное, так и духовное. Не всякое искусство полезно: необходимо изгнать из искусства изображение порока, изнеживающие мелодии, дисгармонию. Учение Платона о добродетелях отличается от современных представлений о нравственности. Он выделяет четыре доблести: мудрость, благоразумие, справедливость. Но они обращены не ко всем без исключения, а каждая к определенной части общества.

Ученик Платона Аристотель развил и видоизменил его учение. Помимо общих философских вопросов он обращается к вопросам психологии, педагогики, этики и эстетики. Главную цель человека он видит в стремлении к благу. А условие достижения блага - обладание добродетелями. Особенно Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и интеллектуальные добродетели (мудрость, разумность, благоразумие). «Наше определение согласно с мнением тех, кто определяет счастье как добродетель... И может быть, немаловажно следующее различение: понимать ли под высшим благом обладание добродетелью или применение ее, клад души или деятельность. Ибо может быть так, что имеющийся склад души не исполняет никакого благого дела... В жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки» [18, 66-68].

Гуманистические взгляды философов древности наиболее ярко выражены в так называемом «золотом правиле» нравственности. Первые упоминания о нем встречаются уже в V-VI вв. до н.э. Например, в Евангелии от Матфея «золотое правило» звучит следующим образом: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Матф. 7.12) «Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми.

Сущностные характеристики понятий «ценность», «ценностные ориентации» в системе наук

Одной из базовых категорий построения новой парадигмы философии образования ученые называют категорию ценности. «Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии, педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных взаимоотношений может выступать в качестве объектов ценностного отношения, оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.

Понятие «ценность» является центральным в аксиологии. Оно положило начало специальной отрасли философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуру личности [63; 111].

Каждая исторически конкретная форма совместного сосуществования людей характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей. Уже с древнейших времён люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писаных моральных норм. И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой. Великие философы древности стремились представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточие фундаментальных ценностей-добродетелей. Так, Конфуций ввёл понятие некого синтетического качества «жизнь», которое вполне соответствует современной гуманности, человечности и проявляется в таких более частных качествах, как справедливость, верность, искренность и др.

В Древней Греции сложилось понятие калокагатии (прекрасный + хороший, добрый) как идеала физического и нравственного совершенства, развитое в учениях и воспитании Сократом, Платоном, Аристотелем и другими великими греками.

Многое сказано о проблеме воспитания фундаментальных добродетелей в религиозных книгах - Библии, Коране и других.

Законы Хаммурапи и Солона, «Домострой» и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними, так или иначе провозглашали моральные нормы-ценности, включая многое из освещенных веками [271].

Поступательное движение истории, забота о самосохранении заставляли человечество как-то сближать позиции отдельных групп, взаимно учитывать интересы друг друга, принимать такие документы, в которых делается попытка узаконить систему ценностей, признаваемых (или которые должно быть признаны) всеми. Общее стремление к более гуманному миру отражено и в документах последнего времени, например, во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., где провозглашаются такие фундаментальные ценности, как свобода, равенство, братство. Они же вошли и в Конституцию РФ 1993 года.

Об этом говорится и в базовом общеобразовательном стандарте предметных областей «Искусство», «Общество», где выделяется специальное направление о духовно - нравственном развитии школьника. Его авторы В.С.Леднев и Н.Д.Никандров подчеркивают, что средней школе нужна четкая, нравственно-образовательная система. В «Учебных стандартах школ России» в основной школе (5-9 классы) дается примерное распределение нравственных понятий по годам, а в подростковых классах выделяются такие опорные нравственные понятия, как долг, честность, справедливость, добро, достоинство и честь, ответственность. Среди нравственных ценностей выделяются такие понятия, которые отражают вечные ценности человечества: здоровье, труд, любовь, сострадание, милосердие, терпимость [131; 260]. Усвоенная на знаниевом уровне и принятая душой ценность становится ориентиром поведения в обществе, как устойчивая форма взаимоотношений людей.

Содержание понятия «ценность» большинство ученых раскрывает через выделение ряда характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Возникновение феномена ценности связывается, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворить определенные потребности человека и общества. С другой - ценность выступает в виде оценочного суждения человека и общества относительно существующего предмета или явления [44; 63; 133; 141; 258].

Исходя из этого, ценность принято рассматривать как форму проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. Только в этом случае, когда общественное бытие человека рассматривается в аспекте объектно-субъектных отношений, может быть зафиксировано явление ценности. Ценности, входя в структуру сознания, позволяют личности выразить свое отношение к миру, к самому себе и другим людям. Они характеризуют и позицию личности, связывают воедино цели, мотивы, установки, убеждения личности, поскольку выражают ее установки, мотивы, ценностные ориентации.

Педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования

утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, при котором абсолютной ценностью являются не от-чужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности [5; 38; 278; 281].

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека, его социальных свойств, культурных начал (свободы, гуманности, духовности, творчества) в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей и влияет на личностную сферу человека.

Эффективное формирование ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства на основе общечеловеческих, национальных и этнических ценностей предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Основой данного обеспечения явля-ется комплекс педагогических условий, включающий в себя отбор содержания, форм и методов музыкального образования и воспитания с позиции ценностного подхода, создания деятельностной эстетической среды, а также понимание роли и места учителя музыки в современной школе как носителя культуры и гуманистических ценностей, чья педагогическая деятельность имеет аксиологическую направленность, строящего процесс художественно-педагогического общения как межличностный диалог, как процесс обмена ценностями (см. схему 1).

Выступая ценностью особого рода, музыкальное искусство в силу своей специфики требует специального, духовно-ценностного к нему подхода. РІменно в ситуации распредмечивания произведений музыкального искусства человеческое сознание обретает, как отмечает Б.М.Целковников, личностно-ценностный характер, наполняется действительно гуманистическим, творческим содержанием [274].

Все это позволяет нам сделать вывод о том, что современное содержание музыкального образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

В современной музыкальной педагогике обучение рассматривается, как основной путь и средство музыкального воспитания школьников, которые обеспечивают эффективность развития их музыкальности, эстетических, а также нравственных представлений.

Именно в школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в накоплении опыта эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенного в музыкальных произведениях. Поэтому определение художественной ценности музыкального произведения требует способности к проникновению в подлинную природу искусства, которая «всегда несет в себе нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство, просветляет, и таким образом осуществляет самое важное назначение искусства» [61].

Эта мысль высказана известным психологом Л.С.Выготским. В ней выражена суть преобразующей роли искусства, никогда не довольствующегося просто ролью зеркала.

Художественная ценность музыкального произведения - это многослойное образование, которое может нести в себе не только эстетическую, но и нравственную, экзистенциальную и даже политическую ценность. Поэтому одним из педагогических условий, обеспечивающих успешность эксперимента, мы считаем введение аксиологической константы в содержание музыкального образования, которая будет способствовать формированию ценностных ориентации подростков.

Эффективность формирования ценностных ориентацией подростка в системе школьного музыкального образования зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Поэтому содержание музыкального образования подростков, а следовательно и нашей экспериментальной работы, обусловлено аксиологической направленностью деятельности по отбору музыкальных произведений, форм и методов работы с детьми.

В анализе типовых школьных программ по музыке, данном в I главе, указывалось на их существенный недостаток, когда авторы, не учитывая реальные условия, в которых осуществляется музыкальное образование (1 час в неделю), формировали содержание программы только на каком-то одном музыкальном материале: духовная музыка, фольклор, классика т.д. При таком подходе не выполняется одно из главных требований - создание в сознании детей целостной картины окружающего мира средствами музыкального искусства. Кроме этого, подобранное таким образом содержание не обеспечивает государственный стандарт по данному предмету.

Организация и результаты опытно-экспериментальной работы

Организация экспериментальной работы по формированию ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства строилась с учетом специфики такого компонента музыкального образования и воспитания, каким является система ценностных отношений к миру, людям и себе. Включая учащихся в музыкальную деятельность и общение, мы создаем условия для их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, для присвоения ими этих ценностей, образующих содержание ценностных ориентации детей, их мировоззренческо-этические взгляды.

Введение ценностных ориентации в контекст методики музыкального воспитания и образования, на наш взгляд, имеет смысл лишь тогда, когда осмысленные и осознанные учащимися ценностные ориентации становятся не только ориентациями, но и направлены на реализацию ценностного подхода в учении и воспитании в целом.

В этом и заключается социально-педагогическое значение проводимого исследования: развитие способности учащихся к ценностному осмыслению познаваемого. Сознание отличается от познания тем, что сознание, благодаря своему нравственно-эстетическому ярусу, «разворачивает» познаваемое, познанное к человеку, его интересам, мотивам, целям, установкам. Это и есть ценность познаваемого бытия для человека, который наделяет смыслом от крываемые законы природы, общества [81; 114]. Наделение смыслом «оборачивается» ценностными ориентациями учащихся, находит свое выражение в ценностно-ориентационной деятельности.

Теоретическое обоснование проблемы позволяет сделать предположение о том, что в процессе приобщения к сокровищам музыкального искусства осуществляется формирование этической просвещенности, нравственно - эстетических представлений, что ложится в основу ценностных ориентации, являющихся предметом опытно-экспериментального исследования.

Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентации подростков в системе общего музыкального образования проводилась в основном на базе образовательных учреждений г. Стерлитамака №3, 18, 21, 22, 35, гимназий №1, 2, 4, 5, 6, лицея №1. Различными видами подготовки к проведению опытно-экспериментальной работы также были охвачены учителя музыки, входящие в городское методическое объединение педагогов- музыкантов при информационно-методическом центре городского отдела образования, заместители директоров по методической работе, психологи и социальные педагоги образовательных учреждений, участвующих в эксперименте.

Для осуществления опытно-экспериментальной работы мы составили соответствующую программу, разработали методику ее проведения.

В экспериментальную работу было вовлечено - учащиеся 6 классов - 542; - учителя музыки - 29; - зам. директоров по методической работе - 15.

В контрольную группу входили учащиеся 6 классов школ № 1,2, 19, 20, 28, 29 (всего 270 чел.). С обеими группами учащихся мы продолжали работу в течение трех лет при осуществлении музыкального образования и воспитания. Их состав был почти идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравнивались и делались выводы о причинах и величине происшедших изменений.

В процессе педагогического эксперимента нами были проведены: - наблюдения за ходом учебного процесса в экспериментальных и контрольных группах; - анализ устных и письменных ответов учащихся; - наблюдения и анализ степени эмоционального восприятия музыкальных произведений; - наблюдения и анализ за количеством и качеством проявления нравственных знаний, чувств в практической деятельности; - беседы с учащимися, учителями музыки, заместителями директоров по методической работе; - анкетирование учащихся и учителей музыки; - анализ документации по педагогической деятельности (дневники наблюдений, конспекты уроков, планирование, отзывы); - статистическая обработка результатов с использованием адаптированного варианта методики определения ценностных ориентации М.Рокича-В.А.Ядова, а также методики вычисления показателя соответствия .

В качестве основополагающих характеристик в формировании ценностных ориентации подростков средствами музыкального искусства на уроках в общеобразовательной школе мы рассматриваем следующие взаимосвязанные психолого-педагогические компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивационный, нравственно-деятельностный, нравственно-личностный.

Перечисленные компоненты лежат в основе разработки критериев и определения уровней сформированности ценностных ориентации. Рассмотрим содержание каждого компонента:

Когнитивный компонент - знания из области музыкального искусства, качество усвоения понятий общечеловеческих и национальных ценностей, их глубина и объем, потребность в общении с музыкальным искусством, музыкальный вкус, все это способствует совершенствованию культуры, обеспечивает эффективное осуществление деятельности и осознание личностью себя как носителя культуры.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования