Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Морева Ольга Леонидовна

Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков
<
Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морева Ольга Леонидовна. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 177 c. РГБ ОД, 61:00-13/455-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Воспитательные возможности народной культуры .

1.1. Анализ исследований, рассматривающих народные традиции, их воспитательные возможности. Состояние исследуемой проблемы 15

1.2. Воспитательные возможности народного искусства 42

Глава II. Содержание этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков .

2.1. Психолого-педагогические особенности приобщения младших подростков к народной культуре 66

2.2.Содержание полихудожественного воспитания и образования младших подростков

на народных традициях 82

Глава III. Экспериментальное исследование этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания .

3.1. Принципы построения экспериментальной программы интегративного типа по народному искусству 94

3.2. Методика экспериментального исследования и анализ его результатов 112

Заключение 135

Литература 139

Приложение 163

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из главных задач образования и воспитания является обеспечение преемственности и развития культуры. Для этого необходимо воспитывать не созерцателя, а носителя культуры, который способен не только воспроизводить, но и преобразовывать, развивать, передавать культуру.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется духовным кризисом, падением нравственности, ростом преступности, межнациональной неприязнью, разрушением системы традиционных для России ценностей. Это связано с социальными и экономическими преобразованиями происходящими в стране. В период радикальных изменений в обществе всегда обостряются противоречия смены приоритетов прошлого, настоящего и будущего. Общество или быстро принимает инокультурные, зачастую чуждые, трансформированные, упрощенные ценности, или обращается к своим истокам, к ценностям традиционной культуры.

Кризисное состояние общества прежде всего отражается на детях, поскольку отсутствие жизненного опыта не позволяет им определиться в системе ценностей, отличить подлинные ценности от мнимых. Перед школой, как основным образовательно-воспитательным институтом общества, встает проблема выбора наиболее значимых ценностей, их адаптации к особенностям детского возраста и образовательно-воспитательного процесса. Это требует переоценки ценностей, изменения их иерархической системы и утверждения приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании.

Современное общество нуждается в творческом человеке, готовом на диалог в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Реализовать все эти условия возможно через при-

4 общение школьников к традициям народной культуры. Они создают стабильную систему ценностей и дают основание для возникновения психологической устойчивости личности, формируют национальное самосознание и культуру школьников. Г.Н.Волков указывает: "Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими, несомненно, являются педагогические. Традиционная культура воспитания представляет собой основу, стержень, ядро всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие традиций воспитания, народной педагогики" (Волков Г.Н., 1998 (а). с.З).

Традиции мы понимаем как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила, навыки, художественные достижения прошлого. Различные традиции складываются во всех сферах человеческой жизнедеятельности, они бывают духовные, семейные, трудовые, традиции в игровой, в спортивной деятельности, в народном искусстве. Воспитательные возможности традиций народного искусства заключаются в том, что оно "отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя" (Российская педагогическая энциклопедия, с. 165). Использование в современном художественном воспитании традиций народного искусства и национальных обычаев духовно-нравственного, гуманистического, трудового характера позволяет формировать и развивать личность на основе общечеловеческих ценностей, раскрывая ее индивидуальные и творческие возможности.

Идея возрождения, сохранения народных традиции и включения их в образовательно-воспитательный процесс находит отражение

5 в этнопедагогизации воспитания. Этнопедагогизацию воспитания мы понимаем как гармонизацию этнических и педагогических компонентов. Это предполагает использование лучших традиций народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки, созданием условий для творческого развития и самовыражения личности.

Теоретический поиск и реализация национально-региональных концепций образования сформировали социальный заказ на разработку научно-методических основ этнопедагогизации процесса воспитания. Школа находится в активном поиске концепций воспитания и образования, реализующих стоящие перед современной педагогической наукой цели сформировать поколение, сориентированное на ценности народной культуры, через приобщение к традициям народа и воспитание человека как представителя определенной культуры, как "гражданина мира". Школа и педагогическая наука расширяют свои социальную и культуросозидетельную функции, становясь своеобразным координирующим центром воспитательной деятельности семьи и общественности. Открываются специализированные школы, гимназии, лицеи, а также Центры народной культуры, народных художественных ремесел, где народное искусство отнесено к числу основных дисциплин. Обновляется и содержание образования. Этому обновлению во многом способствовал переход к вариативной образовательной системе, закрепленной Законом Российской Федерации "Об образовании" (Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ, 1998. с.74), предполагающей свободный выбор направлений, целей и задач конкретного учебного заведения, технологий воспитания и образования. В "Базисном учебном плане школы Российской Федерации" (1993г.) в качестве образовательной области обозначено "искусство", обеспечивающее формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, имея в виду индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. В образовательной области "искусство" представлены - изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и общекультурные традиции регионов.

Однако, при всем многообразии учебных программ, научных педагогических трудов, публикаций по вопросам использования в воспитании и обучении народного искусства, отсутствует специальное исследование, посвященное проблеме приобщения к культуре и искусству народа младших подростков на полихудожественной инте-гративной основе с учетом ценностей традиционной народной культуры и опорой на современные психолого-педагогические исследования. Тогда как именно у младших подростков начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Младший подросток способен осознать своеобразие родной культуры и при правильном педагогическом руководстве можно сформировать у него чувство гордости за прошлое и настоящее своего народа, ощущение общности. Сделать ребенка не просто созерцателем народной культуры, но и носителем ее, на наш взгляд, одна из главных задач приобщения к культуре и искусству народа, которая гарантирует сохранность, обогащение и передачу последующим поколениям накопленного социально-культурного наследия.

Социальный заказ на формирование грамотного человека, подлинного носителя своей национальной культуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами и неразработанность форм и методов художественного воспитания на

7 традициях народного искусства придают нашему исследованию актуальность.

Вышеизложенные соображения обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: "Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков".

Цель исследования - выявить возможности приобщения младших подростков к народной культуре через этнопедагогизацию процесса полихудожественного воспитания.

Объект исследования - художественно-эстетическое воспитание, основанное на традициях народной культуры.

Предмет исследования - этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков.

Гипотеза исследования - этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания может стать средством приобщения младших подростков к традиционной культуре, способом социально-культурной адаптации, развития коммуникативных и творческих способностей, мышления, воображения при следующих условиях: народные традиции станут органической частью учебно-воспитательного процесса; будет сохранена целостность народной культуры при ее внедрении в учебно-воспитательный процесс; изучение народного искусства младшими подростками будет осуществляться на полихудожественной основе с учетом интеграции и взаимодействия искусств; народное искусство будет представлено в обучении как один из важнейших элементов системы исторически развивающегося знания о мире, в котором отражаются все сферы человеческой деятельности, все компоненты культуры; будут созданы благоприятные условия для формирования и развития творческих способностей, воображения, самовыражения младших подростков средствами творческой деятельности на основе народной культуры; в воспитании будет учитываться единство художественного восприятия, мышления и практической деятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности.

Задачи исследования.

Выделить воспитательные возможности народной культуры на основе анализа искусствоведческой, этнографической и педагогической литературы.

Проанализировать образовательно-воспитательные концепции, программы, существующие подходы к изучению культуры и искусства народа, представленные в педагогической и методической литературе.

Определить содержание и формы этнопедагогизации полихудожественного воспитания младших подростков.

Выявить психолого-педагогические особенности приобщения младших подростков к народной художественной культуре.

5. Разработать модель целостного приобщение к народной культуре, которая учитывает и сочетает природные, социальные, личностные, психологические факторы. Для этого проанализировать виды народного искусства и выделить компоненты этнической кар тины мира.

Выделить для изучения культуры удмуртов компоненты этнической (религиозно-мифологической) картины мира и видов народного искусства удмуртов.

Проверить эффективность этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков через экспери-

9 ментальное обучение с учетом традиций народной культуры и искусства удмуртов в сочетании с мировой культурой и искусством других народов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические принципы и положения: о взаимосвязи природных, социальных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влиянии на духовно-нравственное воспитание человека (В.И.Вернадский, Г.Д.Гачев, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, В.П.Казначеев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Н.И.Озерова, Тейяр де Шарден); раскрывающие сущность и законы народного искусства в области художественной культуры и искусствоведения (Г.К.Вагнер, М.С.Каган, А.С.Канцедикас, М.А.Некрасова и др.); раскрывающие историю этнопедагогики, методологию, структуру, параметры, особенности традиционной культуры воспи тания, современное функционирование науки (В.Ф.Афанасьев, Г.И.Батурина, А.Л.Бугаева, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков,

А.И.Гашимов, В.М.Григорьев, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, Ю.А.Рудь, Я.И.Ханбиков, Е.Л.Христова, З.Б.Цаллагова и др.); - о роли ведущего типа деятельности и социальной ситуации развития в становлении личности ребенка, об особенностях подрост кового возраста в области возрастной психологии (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн и др.), а также о единстве мышления и личности - "субъектно-деятельностная" теория психического развития (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и

10 - раскрывающие принципы и особенности изучения искусства в области художественно-эстетического образования и воспитания (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.Б.Рылова, Т.Я.Шпикалова и др.) и своеобразие восприятия человеком искусства, возможности включения в художественно-творческую деятельность различных видов искусства одновременно (теория Б.П.Юсова "Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников").

Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:

Теоретические методы с целью построения модели учебно-воспитательного процесса на идеях народных традиций.

Эмпирические методы для выявления состояния исследуемой проблемы в практике воспитания, для диагностики уровня развития учащихся.

Опытно-экспериментальная работа для проверки и корректировки теоретической модели.

Этапы экспериментального исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов: первый этап (1993-1994гг.) - изучение состояния проблемы в литературе и на практике; второй этап (1994-1996гг.) - опытно-экспериментальная работа с учащимися (младшие подростки) средней школы № 48 г.Ижевска, разработка и апробация программы интегративного типа "Изобразительное искусство и мировая художественная культура"; опытно-экспериментальная работа в летнем оздоровительном комплексе "Дзержинец" (г.Ижевск) на художественно-этнографических занятиях с учетом регионального компонента; - третий этап (1996-1999гг.) - анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, работа над текстом диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Уточнено понятие этнопедагогизации и разработана технология этнопедагогизации процесса полихудожественного воспитания младших подростков, что предполагает использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки: полихудожественный, интегратив-ный подход к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков.

Предложен и разработан подход к изучению культуры конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами других народов, через "регионально-этнический" диалог (по горизонтали) и "историко-эволюционный" (по вертикали).

Предложен подход к изучению культуры, через интеграцию занятий по мировой художественной культуре и по изобразительному искусству, что предполагает полихудожественную творческую деятельность школьников в сочетании с формированием у них целостных исторических представлений о народной культуре и традициях.

Разработана модель приобщения к народной культуре на целостной основе, которая учитывает и сочетает природные, социальные, личностные, психологические факторы.

Составлены для изучения народной культуры инвариантные схемы: этнической картины мира, видов народного искусства и их варианты - схемы: этнической (религиозно-мифологической) картины мира и видов народного искусства удмуртов.

Практическая значимость исследования:

1. Предложена этнопедагогизация процесса полихудожествен ного воспитания, что позволяет разрабатывать методические реко мендации для учителей по приобщению детей к народной культуре.

2. Составлена программа интегративного типа "Изобразительное искусство и мировая художественная культура".

3. Разработана модель целостного приобщения к народной культуре, которая может служить основой для построения различных этнорегиональных программ по изучению культуры и искусства на рода.

4. Материалы и выводы исследования могут быть использова ны учителями в практической педагогической работе в школе, учре ждениях дополнительного образования; при подготовке и повыше нии квалификации учителей изобразительного искусства, мировой художественной культуры, на занятиях по методике преподавания искусства при работе со студентами художественно-педагогических факультетов ВУЗов.

На защиту выносятся положения:

Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания позволяет приобщать младших подростков к народной культуре на целостной интегративной основе, воспитывать ребенка не просто созерцателем народной культуры, но и носителем ее, способным развивать и воспроизводить культуру. Это гарантирует сохранность, обогащение и передачу последующим поколениям накопленного социально-культурного наследия.

Изучение народного искусства наиболее эффективно осуществлять в период младшего подросткового возраста, т.к. он является наиболее сензитивным для приобщения к народной культуре и в нем наиболее интенсивно происходит социализация и индивидуализация личности.

Приобщение младших подростков к народной культуре необходимо осуществлять с учетом психолого-педагогических особенностей данного возраста, созданием в учебном процессе условий для развития коммуникативных и творческих способностей, мышления и воображения.

Выявлено воспитательное значение народного искусства как части культуры, которое заключается в его целостности, природосо-образности, синкретичности, преемственности, коллективности, образности. Использование этих принципов в процессе обучения позволяет приобщать младших подростков к народной культуре адекватно ее традициям.

5. Разработанная модель целостного приобщения к народной культуре включает в себя: принципы построения программы интегративного типа: пространственно-временной диалог, целостность, открытость и художественно-педагогическая импровизация, модульное ограничение, индивидуализация и творческая самореализация, принцип новой среды; построение процесса обучения через отражение всей полноты традиций народной культуры, компонентов этнической картины мира и видов народного искусства; творческую деятельность в учебном процессе на основе осмысления и "проживания" различных культур.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты работы были доложены и обсуждены: на научно-методической конференции "Искусство и образование" (Москва, 1994г.); на научно-практической конференции "Средства искусства в образовании" (Ижевск, 1995г.); на выставке конференции "Искусство и образование" (Сыктывкар, 1996г.); на Международных научно-практических конференциях "Воспитание и развитие лично-

14 сти" (Москва, 1997г.) и "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения" (Москва, 1999г.); V и VII научно-практических конференциях молодых ученых "Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (Москва, 1997г., 1999г.).

Результаты исследования использовались при разработке обучающих программ для семинаров народных ремесел и художественного творчества (с.Дебессы, 1994г.), (с.Юкаменское, 1994г.); при подготовке и проведении семинара для педагогов Октябрьского района г.Ижевска, на тему "Возможности использования удмуртского искусства в учебно-воспитательном процессе школы" (1995г.); а также при разработке программы художественно-этнографических занятий с учетом регионального компонента, для образовательной смены в оздоровительном комплексе "Дзержинец" (1994г).

Апробация имела следующие формы: 1) экспериментальное обучение учащихся 5, 6 и 7 классов в 1994-1996гг; 2) использование методических материалов при проведении занятий по методике изобразительного искусства со студентами факультета искусств Удмуртского государственного университета.

Результаты апробации положительные.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит 177 страниц машинописного текста, 5 схем, 8 таблиц. Список литературы включает 248 наименований. Работа содержит 5 приложений.

Анализ исследований, рассматривающих народные традиции, их воспитательные возможности. Состояние исследуемой проблемы

Воспитание и обучение зародились в глубокой древности и развивались вместе с человечеством, "...уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражал им" (Кузина Т.Ф., с.8).

Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на материальные и духовные традиции предшествующих поколений. Оно воспринимает их с учетом задач, потребностей, интересов и условий своего времени. Традиции - основной элемент передачи, сохранения и развития культуры. В своем исследовании мы придерживаемся формулировки традиций, которая дается в кратком психологическом словаре: "Традиция (от лат. traditio - передача, повествование) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу" (Краткий психологический словарь, с.392).

В философской энциклопедии традиции рассматриваются как социальное явление. "Традиция в социологии - механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается ... фактом их существования в прошлом; термин "традиция" нередко распространяют также на сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся подобным образом ("национальные традиции"). ... Традиционно воспроизводимые элементы культуры составляют обычаи (иногда в литературе обычаи и традиции не различаются). Традиция передается либо практически (имитационно), либо фольклорно; адекватность передачи обеспечивается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал)..." (Философская энциклопедия, с.7)

Таким образом, традиции являются важным фактором жизнедеятельности людей. Без сохранения, обогащения и передачи традиций не может существовать и развиваться общество. С изменением социальной ситуации развития той или иной общности традиции могут изменяться и замещаться новыми. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие традиций. Традиции определяют культуру народа и составляют основу воспитания.

К народным традициям в разных сферах человеческой деятельности обращаются историки, педагоги, психологи, социологи, фольклористы, этнографы и другие специалисты. Каждый из них рассматривает традиции со своих позиций и имеет свою методику работы. Учет достижений в различных областях знания, комплексное исследование народных традиций, раскрывающих культуру, позволяет более полно отразить в нашем исследовании изучаемый вопрос.

Проблема приобщения детей к традициям, накопленным народом, не является новой. Прогрессивные педагоги и мыслители добивались успехов в теоретической и практической работе по вопросам воспитания и обучения на основе осмысления накопленных человеком традиций. О необходимости учета традиций в педагогическом процессе, передачи знаний и опыта, охватывающих нравственные нормы, накопленную мудрость, жизненный уклад окружающей человека среды, писали в своих трудах Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Ф.А.Дистервег и др.

Педагог и мыслитель Я.А.Коменский теоретически обосновал и развил принципы народного воспитания "чешских братьев". В своих трудах ("Сокровища чешского языка", "Чешская дидактика", "Мудрость старых чехов)" он опирается на положительные традиции народа и советует приучать детей с малых лет к разумному поведению и труду. Труд в народной культуре, связанный с магией и обрядами, воспроизводил представления людей о правильной организации мира и являлся актом не только физическим, но и духовным. Именно трудовые процессы породили "возможность проявления ритмических, симметрических, пропорциональных решений и способствовали развитию эстетического чувства" (Канцедикас А.С, 1977. с.13). Труд определяет и формирует народное искусство, которое становится понятным и доступным лишь тогда, когда развивается в тесной связи с идеями народного творчества, потребностями людей труда.

Французский просветитель Ж.Ж.Руссо на основе накопленных народом традиций стремился соединить интеллектуальное развитие детей с трудовым воспитанием. Он намечает три вида воспитания и три типа учителя: "Природа, Люди, Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки, органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт" (Руссо Ж.Ж., с. 11). Предметы быта народа, изделия декоративно-прикладного искусства воздействуют на человека и передают опыт потому, что являются отражением культуры и носителями традиций.

Швейцарский педагог и мыслитель И.Г.Песталоцци, целью воспитания считал гармоничное развитие ребенка, которое необходимо осуществлять с учетом народных традиций. В романе "Лингард и Гертруда" он показывает соединение производительного труда с обучением и рассматривает трудовое воспитание в тесной связи с нравственным. Этот принцип был положен в основу разработанной им теории элементарного образования, которая по его словам, "зиждется на свойствах человеческой природы" (Песталоцци И.Г., с.21). Он основал народную школу с учетом традиций предков. В школе обучение шло на родном языке с опорой на богатый арсенал педагогической мысли и практики народа. Родной язык и фольклор, как яркая форма его проявления, - это важные элементы передачи традиций. Фольклор, являясь одним из видов народного искусства, относится исследователями народной педагогики и традиций к основным факторам воспитания.

В VIII веке в России В.М.Ломоносов создает отечественную науку о воспитании и обучении, где важное место отводит народной культуре. "В педагогическом сочинении "Краткие правила российской грамматики... в пользу обучающегося юношества в гимназии Московского университета" (1773г.), он доказал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, ибо это язык отечественной... культуры" (История педагогики, с.80).

К традициям народной культуры в своем творчестве обратился А.С.Пушкин. Его произведения пронизаны любовью к народной культуре и несут в себе воспитательный потенциал. Он вставляет в произведения описания народных обрядов, объединяющих в себе различные виды искусства, игры, используя при этом элементы фольклора. Его "...роман "Евгений Онегин" принято считать энциклопедией русской жизни того времени..." (Григорьев В.М., с.29). Записка "О народном воспитании" поданная А.С.Пушкиным Императору Николаю I осенью 1826 года содержит предложения по усовершенствованию системы воспитания по средствам более глубокого изучения народной истории и традиций, через сравнение "духа народов". Он отмечает, что "Россия слишком мало известна русским... Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян..." (Пушкин А.С, с. 13).

В конце XIX века возрастает интерес к народным традициям, созданным в многовековой жизнедеятельности народа. Первые специальные исследования, посвященные использованию народных традиций в воспитании, были результатом труда прогрессивной русской интеллигенции, в основном этнографов и учителей (Е.А.Покровский, Г.П.Сенигов, А.А.Коринфский, А.Косогоров, Т.Ивановская и др.). Так А.А.Коринфский в книге "Сельскохозяйственная мудрость в приметах, пословицах и поговорках" описывает русские народные традиции. Он отмечает педагогическую силу слова, называя его зеркалом души народной, и пишет, что "... не страшащееся смерти слово, выкованное могучим молотом творческого воображения на несокрушимой наковальне многовековой мудрости,- отразило в своих бездонных глубинах все, чем живет и дышит, все, что видит и чувствует, все, над чем печалится и чему радуется ... душа" (Коринфский А.А., с.15). В целом исследования этого периода по мнению В.И.Чернышева "в большей части имели описательный характер и не затрагивали общественную сторону проблемы воспитания детей. Вместе с тем в них было накоплено немало ценных сведений о воспитании детей у крестьян, мещан и купцов, которые живут, соблюдая старинные обычаи отцов и дедов" (Чернышев В.И., 1906. с.1).

Воспитательные возможности народного искусства

Исследуя народную культуру, мы опираемся на концепции: В.В.Вернадского - о взаимодействии всех элементов природы, Л.Н.Гумилева - о связи истории человечества с историей земной биосферы, Г.Д.Гачева - о развитии культуры в зависимости от климата, национального пейзажа, этнического типа взаимодействия с' ландшафтом, М.С.Кагана - об объективных исторических законах образования системы искусств, М.А.Некрасовой - об истоках творчества и природе народного искусства, имеющих принципиальное значение для понимания традиций, культуры, искусства.

Обобщая теоретические изыскания названных исследователей, народ мы понимаем как сложившуюся общность людей со своеобразным стереотипом поведения, который становится фундаментом народных традиций и особенностей. Адаптация и приспособление народа к природным условиям, использование ресурсов ландшафта -движущие силы процесса развития, которые определяют социальные формы жизни народа и закрепляются в традициях. "Всемирное сходство народностей" (Канцедикас А.С, 1977. с. 17) обеспечивается существованием определенного универсального чувственно-эстетического восприятия окружающего мира человеком любой национальности, которое становится основой всей художественной деятельности человека, проявляющейся в общих особенностях быта, культуры и чувствования всех народов. Но наряду со сходством существуют и отличия. Эти особенности - "национальный стиль" являются основой народной культуры и искусства.

Формой проявления национальных особенностей выступает культура. Следует сформулировать наше понимание культуры. Существуют различные трактовки и представления о сущности культуры. В своей работе мы придерживаемся следующей формулировки: "культура - это совокупный способ и продукт человеческой деятельности, охватывающий и процессы деятельности, и ее продукты (так называемая вторая природа), и самого человека, который является и творцом культуры, и ее творением. ...если культура, взятая в целом, есть совокупный способ и продукт человеческой деятельности, то художественная культура есть совокупный способ и продукт художественной деятельности людей" (Каган М.С., 1994. с. 106-107). Художественная культура создает условия для художественной деятельности (выражающейся в народном искусстве), которая начинается в художественном творчестве, выливается в художественные произведения и заканчивается художественным восприятием. "Художественная культура имеет трехмерное строение - она охватывает духовно-содержательные характеристики творчества мастеров искусства, морфологические особенности взаимоотношения разных искусств, и институциональные формы организации процессов художественного производства и потребления" (там же, с. 108). Художественная культура раскрывает сущность искусства, которое возникло и развивается в культуре.

Г.Н.Волков среди факторов народного воспитания, называемых им этнопедагогическими инвариантами и находящихся во взаимосвязи, выделяет природу, игру, слово, дело, общение, быт, традиции, искусство, религию, пример - идеал. Он располагает искусство, как уникальное средство воспитания, в конце "цепочки" рядом с традициями, религией и идеалом, которые суммируют и обобщают все предыдущее (Волков Г.Н., 1998 (а), с. 12-15). Искусство выражает человеческие переживания, является эффективным средством целостного воспитания и развития личности благодаря его связям с прошлым, настоящим и будущим. А.В.Гулыга в книге "Искусство в век науки" указывает на возможности искусства по возвращению чело- веку его целостности: "... именно искусство ратует за уникальность человеческой личности с ее неповторимыми потребностями и способностями" (Гулыга А.В., с. 177).

В литературе дается множество определений функций искусства: познавательная, гедоническая, эвристическая и т. д. Все авторы определений правы, как безграничны взаимосвязи человека с социумом, так безграничны и функции искусства. "Народное искусство -особая специфическая область коллективной человеческой деятельности - возникло как сложное явление, связанное общностью утилитарных и духовных задач. Оно представляет собой продукт взаимодействия окружающей среды и народного творчества в их непрерывном развитии и совершенствовании" (Удмурты, с.270). Народное искусство "в не нарушенных формах, содержит переживания и энергию этноса, уже неподвластные всеразрушающему времени" (Гумилев Л.Н., 1993. с.78). Оно развивалось вместе с развитием знаний народа о мире и характеризует такие свойства явлений природы, жизни народа, общественно-исторической практики, которые способны вызвать в каждом человеке чувство радости, сопереживания, вдохновения. Поэтому, мы считаем, необходимым учитывать принципы народного искусства в современном учебно-воспитательном процессе.

Исследователи народного искусства Г.К.Вагнер, М.С.Каган, А.С.Канцедикас, М.А.Некрасова, и др. отмечают, что оно имеет характерные черты: коллективный характер творчества, природосооб-разность, коммуникативность, совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью и является основой традиций. М.А.Некрасова указывает, что "традиция всегда содержательна, в народном искусстве она несет народное чувство мира, знание и опыт, сложившиеся в коллективной деятельности" (Некрасова М.А., 1983. с. 150). Обобщая исследования данных авторов, мы выделили основные принципы народного искусства.

I. Природосообразность.

Народное искусство непосредственно связано с природой, с ее постоянством, законы которой человек не может изменить. Народ, поселившийся в определенных природных условиях, в ходе труда -производства из местных материалов, развивал культуру, идеально подходящую к данной природной среде. "Самое стабильное в национальной целостности - это природа. Природа постоянно "питает" национальную целостность, в ней совершается история данного народа. Если природу понимать так, как ее трактует народ, и фольклор, и поэзия, тогда она - Великая Матерь(я) и, как мать - кормилица и за-ботница, излучает душу - ее явления полны смысла. Природа - это заповеди, в которые надо вникнуть и расшифровать данному наро-ду... За время истории народ постигает свою землю и низ, и под, и небо, особый календарь свой по звездам составляет; приноравливается к природе и в одежде, и в вещах быта, и в красках живописи, в песнях; телодвижениями в танце очерчивает структуру национального пространства - времени..." (Гачев Г.Д., 1995. с.19).

В произведениях народного искусства природа отражена в художественной форме в виде декора, орнамента. Природосообразность выражается не только в том, что народное искусство находится в тесных связях с природным материалом: деревом, растениями, глиной и др., "но и в функционально-биологической близости, когда изделие народного творчества не противостоит (по всем параметрам: материалу, технике, назначению) природе, а является как бы ее продолжением, ее органом, обращенным в сторону человека. Таковы деревянная изба с ее резьбой, домашняя мебель, кухонная утварь, предметы ткачества, одежда и пр. Таковы даже танец и песня" (Вагнер Г.К., с.33). Поскольку процессы освоения природы, производства изделий быта, постоянны во времени (как в годовом цикле, так и в историческом времени), то на этом основывается постоянство народного искусства. А.Л.Бугаева выделяет три вида взаимодействия природы и человека: 1. природа как объект покорения; 2. природа ("храм") как объект поклонения; 3. гармония природы и человека - природа "партнер". В каждой культуре преобладает один из видов взаимоотношения человека с природой и эти отношения в той или иной форме отражаются в народном искусстве.

Психолого-педагогические особенности приобщения младших подростков к народной культуре

Развитие идеи гуманизации образования в настоящее время привело к личностно ориентированному обучению, рассмотрению личности как уникальной, к признанию "индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как "коллективного субъекта", но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом" (Якиманская И.С, с.9). Освоение накопленных человечеством материальных и духовных ценностей, традиций, чужого опыта, обогащая их собственным опытом, на наш взгляд, способствует самореализации личности, ориентации ее "в окружающем мире ценностей, ... в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы" (Кирьякова А.В., с.З), развитию индивидуальных способностей. Необходимо включать ценности и традиции, накопленные народом, в воспитательно-образовательный процесс и учитывать личностные потребности школьников, их возрастные особенности.

Решение этих художественно-педагогических задач возможно осуществлять на материале искусства, которое, как указано в Концепции художественного образования, "важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе" (Концепция художественного образования..., с.7). Искусство вводит ребенка в мир человеческих отношений.

Народное искусство благодаря его образности и простоте исполнения более доступно учащимся чем профессиональное. "Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности" (Народное искусство в воспитании детей, с.6). В народном искусстве ребенок способен утвердиться как творец, так как оно близко по своей природе к восприятию, творчеству ребенка, понятно ему. Простота, завершенность формы, обобщенность и условность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы, сочетание цвета, композиционные основы народного декоративно-прикладного искусства.

Через изобразительную, художественно-речевую, музыкальную деятельность на материале народного искусства происходит приобретение новых знаний о мире, удовлетворяются познавательные потребности учащихся, что способствует эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей ребенка.

Обучение в школе - необходимый этап для раскрытия способностей и творческого потенциала личности ребенка. В школе изобразительной деятельностью ребенок занимается регулярно, под педагогическим руководством учителя. Но возникает противоречие, когда дети рисуют в школе для учителя, а дома для себя. Это противоречие, на которое учителя часто не обращают внимания, возникает из-за несоответствия учебного содержания внутренним потребностям учащихся или несоразмерности учебного материала возможностям ребенка к его освоению. Слишком большой объем материала приводят к художественной "надломленности" учащихся, а "бедный" материал тормозит их художественное развитие. Поэтому учебный материал должен соответствовать внутренним потребностям детей, быть соразмерным их способности к переработке, регламентироваться по объему, быть вариативным по годам обучения, но без ущерба для целостности и глубины народного искусства. Для этого необходимо художественно-педагогическое осмысление учителем, как народного искусства, так и этапов приобщения к художественной культуре. Художественная культура должна стать базой для формирования знаний и представлений.

Современное общество нуждается в грамотном человеке, подлинном носителе своей национальной культуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами. В.С.Библер, обосновывая концепцию школы "диалога культур" подчеркивает, что "... сейчас меняется строй разумения - от "человека образованного" к "человеку культуры", сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры" (Школа диалога культур, с.5-6). Поэтому дети должны знакомиться не только с культурой своего народа, но и с самобытностью рядом живущих народов, их национальными ценностями. Взаимосвязь культур в процессе обучения не исчерпывается показом элементов различных культур, а осуществляется посредствам выявления их сходства и различия, общих истоков, корней, взаимодополнения. Изучение народного искусства необходимо осуществлять во взаимодействии национальной культуры с общечеловеческими культурными ценностями. Широкий взгляд на национальную культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, которая будет не пассивно созерцать национальную культуру, а внесет в нее свой вклад. Отношение учащихся к культурным ценностям других народов оборачивается отношением к культуре своего народа, а в конечном счете - к самому себе.

Проблема приобщения школьников и дошкольников к национальной художественной культуре рассматривается в диссертационных исследованиях Б.А.Альмухамбетова, Ж.Балькенова, Л.С.Вагиновой, А.М.Кадырова, А.М.Магомедова, Л.В.Орловой,З.И.Пазниковой, Э.Г.Скворцова, Л.А.Трубниковой, Л.А.Харисовой и др., в которых намечены программно-методические подходы к совершенствованию художественного воспитания и образования учащихся на традициях искусства разных народов. Чем раньше начинается приобщение к культуре и искусству, тем лучше. Однако, художественное воспитание и образование младших школьников и до школьников более разработано в исследованиях по данной проблеме, составлено множество программ по изучению народного искусства для данного возрастного периода. Тогда как для младших подростков таких программ не достаточно и вопрос изучения народного искусства младшими подростками не достаточно изучен в педагогических исследованиях. Исходя из выше сказанного, субъектом исследования был выбран младший подросток.Все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия его с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания. В определенные возрастные периоды развития легче происходит становление некоторых психических свойств. Каждый возрастной период несет в себе новые возможности формирования личности.

В психологическом словаре дается следующая характеристика подросткового возраста: "Подростковый возраст (отрочество)... (от 10-11 до 15 лет), соответствует началу перехода от детства к юности, ... связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является "чувство взрослости", а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям..." (Краткий психологический словарь, с.263).

Для подростков ведущим типом деятельности, согласно периодизации детства сформулированной психологами (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), является общественно значимая деятельность, которая "включает в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. У подростков пробуждается стремление участвовать в любой общественно значимой работе, появляются умение строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего "я", т.е. практическое сознание" (Давыдов В.В., с.103).

Принципы построения экспериментальной программы интегративного типа по народному искусству

Разработка принципов построения учебного предмета - основная проблема дидактики и педагогики. Ее значение для общей теории трудно переоценить. В теории учебного предмета отражаются представления о содержании обучения, его отношение к целям обучения, к деятельности и формируемым в процессе обучения качествам. Теория учебного предмета раскрывает содержание на разных уровнях обучения и общую логику познания в предмете.

Предметом нашего рассмотрения является проблема построения учебного предмета - "народное искусство" - как системы знаний, формирующей целостное видение предмета и способствующей^ развитию творческих возможностей ребенка. Нами была разработана экспериментальная программа по народному искусству в единой логике его изучения.

Мы придерживались "деятельностной" теории психического развития (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) к представлению науки в учебном предмете, которая исходит из принципа единства знания и деятельности, его производящей. А также "субъектно-деятельностной" теории (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, А.В.Брушлинский и др.). "Единство мышления и личности, по С.Л.Рубинштейну, осуществляется на основе преодоления функционализма при рассмотрении психических явлений, а также через анализ личности как реального субъекта жизнедеятельности" (Селиванов В.В., с.140). С.Л.Рубинштейн (1922г.) обобщил "основные особенности деятельности: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность: не может быть бессубъективной деятельности; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, и потому она необходимо является реальной, предметной, содержательной, а не чисто символической; 3) она всегда - творческая и 4) самостоятельная. Именно в такой деятельности люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются..." (Брушлинский А.В., 1998. с.9). Личность в данном случае мы понимаем, согласно трактовки данной С.Л.Рубинштейном, как способ соединения намерений, потребностей, мотивов человека с его способностями в соответствии с характером. "Личность как триединство: чего человек хочет, что имеет для него привлекательность (направленность как мотивационно-потребностная система личности), что может человек (его способность и дарования) и, наконец, что есть он сам (каков его характер)" (Абульханова К.А., с.6).

Нами предпринята попытка дать динамическую картину "предмета", отражающую развитие познавательных потребностей и деятельности: ее целей, предмета, познавательных процедур и результата, выраженного новым содержанием знания, открывающим новую реальность бытия вещей. Научное знание, как результат научного мышления, производится на разных уровнях познавательной деятельности: эмпирическом, теоретическом, методологическом.

При разработке программы мы учитывали принципы национально-регионального компонента, сформулированные Т.С.Буториной:

1. Принцип природосообразности, поскольку ребенок - дитя природы.

2. Принцип культуросообразности, так как дети развиваются в конкретной социокультурной среде.

3. Принцип народности, поскольку каждый ребенок несет в себе национальные психологические особенности своего народа.

4. Принцип гуманистический, предполагающий включение детей в активное овладение основами экологии, истории и культуры региона, направленных на нравственное обогащение личности, возрождение нравственного потенциала, национального самосознания, национальной гордости через использование возможностей семьи, дошкольных, школьных, внешкольных учреждений в приобщении к духовным традициям (Национально-региональный компонент в образовании).

В содержании учебной программы по народному искусству учитывались также принципы народного искусства, выделенные во втором параграфе первой главы: природосообразность, преемственность, коллективность, образность7сйнкрётичность, целостность.

При построении учебной дисциплины, как системы развивающегося целостного знания о предмете, мы опирались на следующие принципы построения образования интегративного типа, разработанные Л.Б.Рыловой:

Использование принципа пространственно-временного диалога : позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть не только ценности предков (материальные, духовные, эстетические и др.), но и их связь с современностью. Через диалог времен можно проследить параллели в развитии различных видов культур и искусств. Возвращение к обычаям, традициям и праздникам различных культур в течение учебного процесса носит характер соотнесения реального времени нашей жизни и времени изучаемой культуры.

Формируются представления: о духовных и материальных ценностях, созданных народом в определенном регионе и в целом; о народном искусстве как художественной системе. Выявляются его связи: с природой, историей, с нравственными ценностями этнической общности и всех народов; с преемственностью и сохранением традиций. Народное искусство предстает перед учащимися как система исторически развивающегося знания о мире, произведения народного искусства - как эволюционирующие образы национальной культуры.

Принцип целостности, "как совокупности взаимосвязи элементов на основе необходимой и достаточной интеграции" (Рылова Л.Б., 1994. с. 167). Различные виды искусства должны взаимодопол-няться, взаимопроникать друг в друга, помогая представить мир искусства целостно, связать его с общей социальной и духовной картиной мира, с личной жизнью ребенка и его окружением.

Учебная программа способствует получению знаний разноуровневыми средствами, которые в совокупности открывают целостное знание об объекте. У младших подростков формируется целостная картина мира изучаемой культуры, основание которой заложено в различных видах народного искусства.

Принцип открытости и художественно-педагогической импровизации предполагает построение процесса обучения на основе прогнозов развития через различные варианты решения художественно-поисковых задач, с учетом личностного проявления отношения учащихся к проблемам, затрагиваемым в процессе обучения. Поэтому программа "гибкая" и может меняться, ориентируясь на интересы и желания детей.

Принцип модульного ограничения или разумной достаточности. Культурное пространство каждой эпохи огромно и многолико. Усвоение этого интеллектуального и духовного опыта невозможно путем наращивания количества информации. В модульном ограничении или разумной достаточности мы видим не сокращение информации по изучаемым вопросам, не энциклопедические знания, а формирование у учащихся целостного понимания каждой конкретной культуры, умение видеть мир глазами человека изучаемой эпохи, чувствовать связи с окружающим миром, роль и. место искусства в жизни человека. В программе закладываются основы целостного мировоззрения и миропонимания.

Отбор в содержание учебного предмета материала (совокупности знаний о предмете), происходит с учетом системных свойств: целостности, упорядоченности, связей разных уровней.

Принцип индивидуализации и творческой самореализации. Творческой самореализации способствуют интегративные методы обучения, использование которых на занятиях приучает получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации изучаемой информации, а в ходе творческой деятельности, самовыражения на основе собственного опыта и полученных знаний.

При этом учитываются особенности каждого ребенка, учащимся предоставляется возможность выбора видов, форм и способов деятельности. Например, учащимся предлагаются интегрированные задания такой направленности: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения и создание объемной конструкции по прослушанному музыкальному или литературному отрывку и др. Процесс обучения строится на основе решения различных вариантов художественно-поисковых задач, с учетом личностного проявления отношения учащихся к проблемам, затрагиваемым в процессе обучения.

Похожие диссертации на Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков